Как создать общину – порядок регистрации общин. Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений федерального закона "о свободе совести и о религиозных объединениях" в части регистрации и перерегистрации религиозных организаций

Религиозное организация - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозные организации подлежат государственной организации.
Деятельность религиозных организаций в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997.

Отличительные признаки Религиозных организаций:

  • Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация,состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций;
  • Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Перечень документов, необходимых для регистрации Религиозной организации:
1. Копии паспортов учредителей.
2. Копия паспорта будущего руководителя религиозной организации.
3. Перечень ОКВЭД.
4. Сведения об адресе (месте нахождения) организации (гарантийное письмо и правоустанавливающий документ).

В стоимость услуги государственной регистрации Религиозной организации входит:
1. Консультация по вопросам создания и регистрации;
2. Проверка наименования при регистрации в Управлении Министерства юстиции РФ;
3. Подготовка комплекта документов для регистрации;
4. Оплата государственной пошлины в размере 4000 руб. (оплачивается отдельно);
5. Регистрация религиозной организации в Управлении Министерства юстиции РФ и постановка на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы России;
6. Присвоение кодов статистики (РАСПЕЧАТАТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО РОССТАТА) .

Дополнительные расходы:
1. Услуги нотариуса (заверение каждого заявителя оплачивается отдельно);
2. Государственная пошлина (4000 руб).

Возможно и пытаюсь. Законы её обязательны для всех, независимо от национальности, должности, собственности и даже принадлежности к другим религиям, так как она не будет отделена от государства и будет отвечать за развитие человеческой цивилизации. То есть чиновничий аппарат государства это и институт религии. Их количество уменьшается кратно, а злоупотребления почти исчезают. Вот её основания.
Фразу - «Бог спасет Россию», часто повторяют верующие граждане России. Он действительно спасает, помогая сохранить здравомыслие сознания через способы организации веры. Обратите внимание политические режимы, только в какой-то отдельной стране, менялись на протяжении тысячелетий огромное количество раз. Но не смотря на временные влияния различных политических союзов, насаждаемой деспотии, человеческая цивилизация прогрессирует в своём развитии.
Источником целевого прогресса человеческой цивилизации является культура проектного мышления, которая формируется всеми религиями мира. Именно поэтому политические режимы управления постоянно меняются, а религии на протяжении тысячелетий остаются.
Наличие проективного мышления обнаруживается в способе существования любой религии «Бог – вера – институт религии». То есть знания о Боге, умения верить в его и закрепление, развитие навыков в институтах организации религии. В каждой религии есть организационные основы формирования проектного мышления. Подробнее в «Базовой этике – пособии для формирования проектного мышления», а в статье приведем примеры из основ организации Христианской религии.
Слова Господа «Я есть путь и истина и жизнь» являются основой для формирования проектного мышления:
- Путь всегда осуществляется в настоящее время;
- Истина способ возможного достижения будущего:
- Жизнь может существовать при бережном отношении к прошлому, его сохранению, накоплению и организации обучения.
Процесс проектного мышления может начаться с анализа фактов в настоящем времени, с предполагаемого будущего или оснований имеющегося прошлого. Регламентация организации проектов в различных ситуация заложена в Святой Троице, где устанавливается приоритетность использования в проекте настоящего времени или будущего, или прошлого времени, при сохранении их взаимосвязи, как основы существования Целого:
- Бог – Отец устанавливает границы Целого и основы взаимодействия с внешним миром;
- Бог – Сын возможности развития Целого и возможности взаимодействия внутри Целого;
- Бог –Дух Святой порядок сохранения и накопления Целого.
Подробнее о формированию проектного мышления «Базовая этика». Книга выложена на сайте философский штурм

К ак известно, знаменитый Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», столь круто изменивший «жизнь» религиозных объединений в нашей стране, был принят 26 сентября 1997 года. С тех пор прошло почти семь лет и в Закон пять раз вносились изменения, три раза в Конституционном Суде Российской Федерации подвергалась проверке конституционность ряда статей Закона, Министерство Юстиции многократно издавало письма, регламентирующие многие положения Закона.

В настоящей статье мы не станем рассматривать интересную и познавательную, но слишком масштабную, тему исследования характера всех перечисленных изменений. Нас будет интересовать более узкая, но важнейшая для каждой церкви проблема государственной регистрации. Не секрет, что неоправданно строгие и забюрократизированные правила госрегистрации церквей первой редакции Закона, вызвали немало нареканий в среде верующих. Требования о подтверждении существования религиозной группы данного вероисповедания на определенной территории на протяжении пятнадцатилетнего срока практически лишило возможности многие «новые» религиозные группы пройти процедуру госрегистрации и получить статус юридического лица. В 1997 году документально подтвердить 15 срок представлялось затруднительным, так как немало церквей в советский период по вполне понятным причинам не стремились оставить «документальные доказательства» своей деятельности. По вине законодателя с подобной проблемой столкнулись и те религиозные группы, которые существовали в России до 20-30 годов прошлого века, а затем были ликвидированы под давлением властей. Им совсем непросто восстановить «связь времен» и документально доказать свое правопреемство. Среди таких групп, которые даже самые консервативные разработчики Закона вряд ли смогут отнести к «нетрадиционным религиозным объединениям» оказались голландцы-реформаты, некоторые группы католиков и многие другие. Следует отметить, что указанные деноминации существовали на территории нашего города с первых месяцев его существования, их представители внесли значительный вклад в культуру и экономику Санкт-Петербурга. Курьезно, что одна из религиозных организаций «доказала» свой 15-летний срок выписками из газет советских времен, где последователи данной церкви критиковались властями за антиобщественное поведение. Впрочем, это печальная примета нашего времени: самые большие трудности с законом подчас испытывают самые законопослушные граждане, стремящиеся следовать каждой букве закона.

Н е все смогли воспользоваться и другой возможностью: зарегистрироваться под «зонтиком» централизованной религиозной организации не дожидаясь окончания 15-летнего срока. В России зарегистрировано всего несколько десятков централизованных религиозных объединений различных конфессий и деноминаций. Эта цифра не кажется значительной если учесть, что она объединяет ВСЕ верования народов России и иностранцев, находящихся на нашей территории, включая все разновидности Православия, протестантизма, ислама и т.д. Насколько этого недостаточно можно объяснить примером. Несколько лет назад я представлял интересы иностранного миссионера-баптиста в одном государственном учреждении. Чиновник, поинтересовавшийся вероучением миссионера, был удивлен тем, что иностранец является баптистом, но не входит в Объединение церквей евангельских христиан-баптистов на Поклонной горе. Ему казалось, что все баптисты должны посещать только одно молитвенное здание. Забавно было наблюдать реакцию чиновника, в целом отнесшегося к нам с симпатией, что в штате, в котором проживает миссионер, существует 454 ассоциации баптистов и еще несколько сотен других христианских объединений.

П олучается «порочный» круг, прорвать который не просто. Чтобы зарегистрировать церковь, нужно войти в централизованную религиозную организацию, даже если вероучение местной церкви не полностью совпадает с вероучением ассоциации. Но, попав в ассоциацию, вы будете вынуждены везде указывать ее конфессиональную принадлежность. В свою очередь, централизованная религиозная организация данного вероисповедания не сможет «породить» организацию другого вероисповедания. Так и получается, что в России сложилась ситуация, что нет харизматических, неопятидесятнических, реформатских и многих других централизованных религиозных организаций, хотя верующих указанных деноминаций многие тысячи. Может быть такой подход доставляет радость иным «сектоборцам», но вряд ли отражает интересы государства, так как не вызывает сомнения, что государству легче контролировать деятельность зарегистрированных церквей, а не полуподпольных религиозных групп.

С 1997 года список документов, необходимых для государственной регистрации религиозной организации не изменился. В регистрирующий орган необходимо представить (ст. 11 Закона):

  • заявление о регистрации;
  • список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
  • устав религиозной организации;
  • протокол учредительного собрания;
  • документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
  • сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Д обавим, что в дополнение к указанному списку документов, сотрудники регистрирующего органа предлагают представить заявителю нотариально заверенные копии учредительных документов централизованной религиозной организации, решение руководящего органа централизованной религиозной организации о вхождении в ее состав создаваемой церкви и соответствии ее вероучения вероучению ассоциации.

Т ем не менее, разъяснения Министерства юстиции наполняют ряд позиций указанного списка новым содержанием. Так, основным нормативным актом, регламентирующим регистрацию предприятий и организаций различных организационно-правовых форм (в том числе религиозных организаций), является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.). Указанный Закон вступил в силу 1 июля 2002 года. Во исполнение этого Закона Министерство юстиции России издало Приказ от 12 июля 2002 г. N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица». Указанный Приказ в частности утвердил формы заявления о государственной регистрации религиозной организации, сведений о ее заявителях и учредителях. Заявление (форма РР-1) имеет вид таблицы и подписывается заявителями в присутствии нотариуса, который удостоверяет их подписи. Заявителями в соответствии с требованиями действующего законодательства являются члены «десятки». Ими могут быть как те же десять человек, которые учреждали религиозную организацию, так и новые граждане, если по какой-либо причине состав членов церкви изменился. Сведения о заявителях и учредителях содержат информацию об их паспортных данных. Полезно представить и ксерокопии паспортов членов «десятки» с целью более быстрой проверки чиновниками регистрирующего органа соответствия сведений о членах религиозной организации действительности. Список заявителей и учредителей может не совпадать, если число учредителей церкви превышает десять человек. Учредителей может быть и двадцать, и тридцать, но все они подписывать заявление в присутствии нотариуса не обязаны.

С ведения о вероучении и историческая справка (они могут быть составлены в виде одного документа или двух отдельных), как было сказано выше, обязательно должны содержать обязательства создаваемой церкви о лояльности к действующему российскому законодательству о семье и браке, здоровье, военной службе. Так, скорее всего, не будет зарегистрирована религиозная организация, провозгласившая принуждение своих членов к многоженству, отказу от медицинской помощи, отказу от обязательной военной и альтернативной гражданской службы.

В ажной новацией является то, что в прошлое уходит широко употреблявшееся ранее понятие «юридический адрес». Сейчас юристы признают понятие «место нахождения постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации», т.е. братского совета, церковного совета, правления и т.п. Местом нахождения является лишь нежилое помещение. Ни квартира (даже приватизированная), ни жилой дом не могут использоваться в качестве офиса Церкви. Следует отметить, что Письмо Минюста России № 08-18-257-97 от 24 декабря 1997 года не запрещает использование жилого помещения в качестве офисного помещения, но Гражданский Кодекс (п. 2 ст. 671) предписывает, что жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. Несмотря на некоторую правовую коллизию (вышеуказанное Письмо Минюста не отменено), заявителями, указавшими в качестве места нахождения регистрируемой религиозной организации квартиру, будет получен отказ.

Н аконец, изменился и размер госпошлины за регистрацию религиозной организации. В настоящее время он составляет две тысячи рублей, а за регистрацию изменений и дополнений в устав - четыреста рублей.

В настоящее время действует Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации», регламентирующий порядок предоставления документов для регистрации религиозных организаций, порядок рассмотрения заявлений о государственной регистрации, отмены акта государственной регистрации, выдачи дубликатов уставных документов, оформление и хранение материалов о государственной регистрации религиозных организаций.

С ледует добавить, что в соответствии с п. 5 ст. 6 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» создан новый регистрирующий орган для религиозных и общественных организаций - Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая принимает решение о государственной регистрации религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. По вопросам регистрации религиозных организаций территориальные органы Росрегистрации (Главные управления Федеральной регистрационной службы РФ) выступают правопреемниками Главных управлений Министерства юстиции РФ (управления юстиции) на территории данного субъекта Федерации. Так, в Санкт-Петербурге - это Главное управление Федеральной регистрационной службы РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенное в доме 3 по ул. Смольного.

В заключении отметим, что регистрация религиозных организаций продолжает оставаться сложной процедурой. Требуется значительно большее количество документов, чем для регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм. Фактически регистрация осуществляется двумя органами - налоговым (в нашем городе - Управление Федеральной службы по налогам и сборам по Санкт-Петербургу) и юстиции - территориальным органом Росрегистрации. Регистрация занимает значительное время, связанное с процедурами согласования документов, подготовки двух свидетельств о регистрации.

ДГ решил разобраться, каким образом с точки зрения государства устроены религиозные организации, что позволяет им получать прибыль и сложно ли организовать новую церковь.

Мало кто знает, но любой храм, часовня, церковь, мечеть, синагога, молельный дом или еще какое культовое заведение — это официально зарегистрированное НКО. Некоммерческая организация, зарегистрированная в Минюсте, с уставом, проверками, налогами, доверенностями и даже печатью.

Святые отцы, настоятели, падре и верховные шаманы идут в кабинеты к чиновникам с папками документов, расписываются на нотариально заверенных копиях и молятся своим небесным покровителям о благосклонности работников Министерства юстиции и налоговой службы.

По идее, зарегистрировать свою религиозную организацию не так сложно. Например, у Православной Церкви Московского патриархата есть типовой проверенный устав для вновь создаваемых приходов. Но если у вас есть свое видение верховного божества и обрядов, то можно попробовать написать свой устав.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и другими законодательными актами, регулирующими порядок рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов, национально-культурных автономий и религиозных организаций, приказываю:
1. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий (приложение 1).
2. Утвердить Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (приложение 2).
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.1997 N 19-01-122-97 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 08.10.1997, регистрационный N 1392) считать утратившим силу.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.02.1998 N 19 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.1998, регистрационный N 1482) считать утратившим силу.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.03.2003 N 68

ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

I. Общие положения

1. Правила разработаны на основе Федеральных законов от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3431), от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029), Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2589), иных актов законодательства Российской Федерации и регулируют порядок рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.
3. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (далее именуется - уполномоченный орган) на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
4. Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными организациями.
Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

II. Порядок представления документов
для государственной регистрации религиозных организаций

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий орган юстиции следующие документы в двух экземплярах (кроме подпункта 5.4 настоящих Правил):
5.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
5.2. Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации юридических лиц.
5.3. Список лиц (учредителей), создающих религиозную организацию, установленной формы.
5.4. Устав религиозной организации в трех экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
5.5. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
5.6. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
5.7. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии; ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
5.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
5.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
5.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6. Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган представляются в двух экземплярах (кроме подпункта 6.5 настоящих Правил):
6.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
6.2. Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 5.2 настоящих Правил.
6.3. Список учредителей религиозной организации (юридических лиц).
6.4. В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей) нотариально удостоверяются.
6.5. Устав создаваемой религиозной организации в трех экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
6.6. Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного вида юридическим документам.
6.7. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой религиозной организации, с приложением копии уставов и свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
6.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
6.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 5.9 настоящих Правил.
6.10. Документ об уплате государственной пошлины.
6.11. Документы и иные материалы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальный орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов РСФСР" - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804).
7. Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).

III. Порядок рассмотрения заявлений

8. Заявление о государственной регистрации и учредительные документы религиозных организаций представляются в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган учредителем (учредителями) религиозной организации или специально уполномоченными лицами непосредственно либо направляются почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
9. Поступающие на государственную регистрацию документы религиозных организаций учитываются в установленном порядке и передаются исполнителю. Датой представления учредительных документов является дата их поступления в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы, а также дата регистрации при поступлении, если документы получены по почте.
10. В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона в случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных законом, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
11. Согласно пункту 8 статьи 11 Закона заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560).
12. По результатам рассмотрения заявления Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы принимают решение о государственной регистрации религиозной организации либо об отказе в государственной регистрации.
13. Решение о государственной регистрации религиозной организации оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации либо решением уполномоченного должностного лица Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа.
14. Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы после принятия решения о государственной регистрации юридического лица (религиозной организации) представляют в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", для внесения записи в государственный реестр с сопроводительным письмом по форме согласно приложению N 1 к Положению "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442.
15. На основании решения о государственной регистрации религиозной организации присваивается номер ведомственного реестра, ведущегося Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.
После получения документов от уполномоченного органа о внесении записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы выдают свидетельство установленного образца о государственной регистрации юридического лица - религиозной организации.
16. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.
В случае отказа документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации на основании заявления. При этом в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе остаются копии всех документов, имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.
Возврат уплаченной за государственную регистрацию государственной пошлины производится в порядке, установленном пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 31.12.1995 N 226-ФЗ "О государственной пошлине" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 19).
17. Отказ Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
18. Изменения и дополнения, внесенные в устав религиозной организации, подлежат государственной регистрации, которая производится в том же порядке, что и для государственной регистрации религиозных организаций.
19. В случаях государственной регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации выдается новое свидетельство о государственной регистрации с прежними номерами ведомственного реестра Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа и основного государственного регистрационного номера. Ранее выданное свидетельство о государственной регистрации и устав аннулируются и подлежат возвращению в орган, принявший решение о государственной регистрации юридического лица.
20. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации сообщают об этом в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
21. Согласно пункту 9 статьи 8 Закона религиозная организация обязана ежегодно информировать Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы о продолжении своей деятельности.
Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы соответствующей централизованной религиозной организацией в установленном законом порядке.

IV. Отмена акта о государственной регистрации
религиозной организации

22. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона религиозная организация может быть ликвидирована:
- по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда в случаях, установленных законом.
23. При ликвидации религиозной организации Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган издает распоряжение об исключении религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц и направляет соответствующие сведения и документы в уполномоченный регистрирующий орган для внесения записи о ликвидации в качестве юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.

V. Рассмотрение заявлений о выдаче
дубликатов документов

24. В случае утраты подлинников свидетельства о государственной регистрации религиозной организации с подтверждением факта внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или устава религиозной организации орган, принимающий решение о государственной регистрации, может выдать их дубликат.
25. Для выдачи дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и (или) устава религиозной организации в орган, принимающий решение о государственной регистрации, подаются следующие документы:
- заявление, подписанное руководителем религиозной организации;
- решение руководящего органа религиозной организации по факту утраты подлинников документов;
- материалы проверки, акты, справки и другие документы, подтверждающие факт утраты подлинников указанных документов.
26. Заявление о выдаче дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и устава рассматриваются органом, принимающим решение о государственной регистрации, в месячный срок. При необходимости проводится проверка достоверности факта их утраты.
По результатам рассмотрения заявления составляется соответствующее заключение.
27. По заявлению могут быть приняты решения о выдаче дубликатов документов либо об отказе в их выдаче. Решение о выдаче дубликатов документов объявляется распоряжением органа, принимающего решение о государственной регистрации, либо решением уполномоченного лица Министерства юстиции Российской Федерации или уполномоченного лица территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.
В случае отказа в выдаче дубликатов документов заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием оснований отказа.
28. При оформлении дубликатов регистрационных документов на их лицевой стороне делается отметка "Дубликат". Копия выданного дубликата документа, а также материалы, послужившие основанием для его выдачи, приобщаются к делу религиозной организации.

VI. Оформление и хранение материалов
о государственной регистрации религиозных организаций

29. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
30. В ведомственные реестровые дела приобщается вся переписка по данной религиозной организации, справки о проверке ее уставной деятельности, ежегодная информация о продолжении ее деятельности и другие материалы, касающиеся этой религиозной организации.
Листы регистрационного дела пронумеровываются, скрепляются и приобщаются в дело с внутренней описью находящихся в нем документов.
31. Ведомственные дела хранятся в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе и являются документами постоянного хранения.

Похожие публикации