Игровое занятие "просим к столу". Формулирование правил поведения за столом

Урок 38.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет
воспитывать Буратино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть песенок Винни­Пуха, чтение своих песенок.
2. Подготовка к чтению новой сказки и работа с авторским текстом.
– Сегодня нам предстоит встретиться с новыми сказочными человечками.
Одного из них вы все знаете очень хорошо. Про него даже стихи сочинили.
Послушайте:
Только мальчик засел за варенье,
Только взялся за сладкий чаёк,
Про Азора тут стихотворенье
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на

© ООО «Баласс», 2012
1

развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Заставляют зубрить назубок!
Разве это дело, дело, дело –
Ничего не сметь без учёбы сделать?
Будто я не знаю лучше стих
Про четыре сольдо и пять золотых!
(Г. Полищук. «Мудренькая песенка Буратино».)
– Кто этот мальчик?
– А кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
– Откуда вы знаете эту книгу? Как с ней познакомились?
– Кто автор этой сказочной повести? (А.Н. Толстой.)
– Когда мы читали об авторском пересказе, то встретились там и с
фамилией этого автора, и с названием книги. Напомните содержание
текста.
Если дети затрудняются с ответом, то следует перечитать
предпоследнее предложение текста на с. 127.
– Какую сказку «пересказал» А.Н. Толстой?
– Можно ли сказать, что он её просто перевёл на русский язык? (Нет.)
– Из каких слов авторской статьи вы это поняли? («Просто другая книга».)
– Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?!
– Где же наши герои и чем они заняты, вы узнаете, прочитав текст на
с. 137.
Учитель читает текст на с. 137.
Вопросы после чтения:
– Почему Саше было грустно возвращаться домой?
– Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия? (В книге
«Мировая литература для детей» в обнимку с Буратино.)

© ООО «Баласс», 2012
2

II. Развитие
умений.
– Как Афанасий мог перепутать всё в сказке? Что это за отрывок из
сказки?
– Чем всё закончилось?
2 4 3 1 1 2 3
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название сказки.
– Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это
название всей сказки и название главы.)
– Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
– Что означает слово воспитывать?
– Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
– Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и
хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу
сказки.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести
диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте
учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем

© ООО «Баласс», 2012
3

накрытым кукольной посудой. Оглянула деревянного мальчишку с головы
до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы­
предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную
чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он
запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой
жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из­под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для
этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
– Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы­
предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками.
Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с
подвыванием.
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино. (В. Почему с
завистью? О. Ответы­предположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
(П. Вот откуда зависть – Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за
столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.

© ООО «Баласс», 2012
4

5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за
руку и повела в дом – заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся
Буратино.)
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не
боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
– Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, –
сказала девочка. (П. Вот почему поморщилась Мальвина.)
Четверо портных – мастер­одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел
с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта – шили из старых
девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил,
Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки,
Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё­
таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре
золотые монеты.
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала
девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой... У вас в
кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось
яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.

© ООО «Баласс», 2012
5

– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала
девочка. – Займёмся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
– Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту
волшебную фразу наоборот. (В.
Ответы­
предположения детей.)
Почему же эта фраза волшебная? О.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и
чернильницы. (Чернильница – специальный сосуд для чернил, в который макают перо,
когда пишут.)
Девочка сказала: «Пишите», – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос
и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил
Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине
висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько
напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого,
что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если
уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в тёмном чулане:
– Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой

© ООО «Баласс», 2012
6

фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто­то скрежетал мелкими
зубами:
– Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под
потолком вниз головой летучую мышь.
– Тебе чего?
– Дождись ночи, Буратино. (В. Интересно, а что будет ночью?)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не
отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и
похуже этой, но возмущала несправедливость.
– Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не
сиди да так не ешь... Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за
чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
– Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя
друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (П. Вот, оказывается, что
будет ночью.)
3. Работа с текстом после чтения.
– Чему хотела Мальвина научить Буратино?
– Получилось ли у неё?
4. Перечитывание текста частями с комментариями и анализом
прочитанного.

© ООО «Баласс», 2012
7

После чтения 1–2­го абзацев (с. 138).
– Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
– Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка – это кукла.)
После чтения 1­го предложения 3­го абзаца.
– Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка на с. 139.
– Покажите, как сидел Буратино.
– Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
– Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение с. 140 до слов: «Теперь сядьте...»
– Кому завидовал Буратино?
– Почему завтрак был мучительный?
– Назовите друзей Мальвины. Какой она была? (Доброй, аккуратной.)
– Прочитаем отрывок, который можно назвать «Урок арифметики»,
по ролям. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению по ролям:
отметьте на полях карандашом буквой Б реплики Буратино, буквой М –
Мальвины, буквой А – слова автора.
Вопросы после чтения:
– Почему Буратино не мог решить задачу? (Условие задачи понимал
дословно, как бы он поступил в жизни.)
Теперь читаем об уроке русского языка. Предварительная подготовка.
Чтение по ролям. Вопросы после чтения:
– В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?

© ООО «Баласс», 2012
8

– Почему у Буратино ничего опять не получилось? (Он «никогда даже не
видел перо и чернильницу».)
– А что подумала Мальвина? (Что он шалун.)
– Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
Чтение до конца:
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
Прочитаем его размышления выразительно (с. 142–143).
– Почему здесь много многоточий? Как надо читать? (Медленно, негромко,
ворчливо, возмущённо, обиженно.)
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
Каким должен быть настоящий воспитатель?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Понравился ли вам этот отрывок из сказки?
– Какой он – грустный или весёлый?
– Хотелось бы вам сыграть в спектакле роль Буратино или роль Мальвины?
Почему?
– Получилась ли из Мальвины учительница?
– Чему она хотела научить Буратино?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

© ООО «Баласс», 2012
9

– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовиться к инсценированию сказки: девочки учат слова Мальвины,
мальчики – Буратино.
2. Выполнить задание 1 в тетради на с. 18.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
1

Цели : добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Форма проведения : занятие-практикум.

Ход занятия

1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.

Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой; жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго...

Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей)

Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

2. Формулирование правил поведения за столом.

Приглашаю вас на «учебный чай».

Садитесь за стол. Стоп!

Правила

№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то - хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

№ 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, его береги».

№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

№ 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.

Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей)

Учитель. Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

Почему так не надо вести себя за столом?

Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей)

3. Игра «Мозговой штурм».

1) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б)задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.

Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни- Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят... Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

Уже пора? - вежливо спросил Кролик.

Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик...

Вопросы для анализа текста:

Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?

В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни- Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?

Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?

5. Обобщение.

Слово учителя. Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!" - подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, - сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?


Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал. - Два...

Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Она высунулась в окошко:

Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.

Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Буратино ворчал в темном чулане:

Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:

Слушай, слушай...

Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.

Тебе чего?

Дождись ночи, Буратино.

Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...

Летучая мышь опять пискнула:

Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках - цветочная пыльца.

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

"Вот так влип!"- подумал Буратино.

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.

"Здорово птиц гоняет",- с завистью подумал Буратино.

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.

А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.

Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки,- сказала девочка.

Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки. Лизетта их перегрызала.

Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

Врёте, ни одного...

Я говорю,- терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

ГУО « Средняя школа № 26 г.Гродно»

Занятие по культуре питания в 1 классе

«Приглашение к столу»

Учитель начальных классов

Кулакова Наталья Ивановна

2012/2013 уч.г.

Классный час в 1 классе

Тема: Приглашение к столу

ЦЕЛЬ:

    п ознакомить детей с правилами сервировки стола и поведения за столом

    п ривить полезные умения и навыки, закрепляющие важные человеческие качества

    (аккуратность, умение держаться за столом)

    содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата

    в оспитывать культуру застольного этикета и общения с людьми

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Скатерть для сервировки

    Посуда, салфетки, приборы для сервировки

    Иллюстрации поведения за столом

    Правила поведения перед едой, во время еды, после еды



ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Друзья, я очень рада

Приветствовать всех вас.

И для меня награда –

Сиянье ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Успех придет к вам, без сомненья,

Вперед, за дело, любознательный народ!

    Введение в тему

Ученик:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Учитель: слайд 2

Тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ложек, ни ножей. Воины, возвратившиеся из похода, кинжалами и охотничьими ножами отрезали мясо от туши. Громко чавкая, сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.

Ученик (читает стихотворение Б. Кожевникова «Медвежонок»)

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, –

Только очень, очень вкусно.

Вот попробую немножко.

А потом пойду за ложкой.

Вам понравилось стихотворение?

Что вызвало смех?

Чего не знал косолапый?

Как вы думаете, о чем хотел сказать автор стихотворения?

Учитель: слайд 3

Ребята, а вы знаете, что уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

слайд 4

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

    Сообщение темы занятия

Вам, наверное, нередко приходится слышать замечания взрослых: «Убери локти со стола!», «Не разговаривай с полным ртом». Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам. Не все ли равно, как человек ест? Или это имеет значение, как вы считаете?

Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.

А давайте, только на одну минутку заглянем в гости к сказочным героям сказки А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино. слайд 5

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

Как вы думаете, а какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

Все правила поведения за столом не выдуманы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами. Сегодня мы будем поговорить об основных правилах поведения за столом, чтобы вы не попадали в неудобное положение.

    Как правильно накрыть стол слайд 6

Знаете, у французов есть такая поговорка «Аппетит приходит во время еды». И действительно, чем красивее выглядит тарелка с едой, тем с большим аппетитом человек ест.

Но приятные вкусовые качества еды должны дополняться и красиво оформленным столом, это создаст хорошее настроение. Стол не следует сервировать задолго до начала еды: блюда теряют свой привлекательный ви остывают. Скажите, по каким случаям мы накрываем стол, сервируем его? (Каждый день, по праздникам.)

Да, есть сервировка стола повседневная. Это, когда мы накрываем стол на завтрак, обед, ужин и вечерний чай. А еще есть сервировка стола праздничная. Очень часто мы встречаем гостей и любим это делать.

Игра «Сервируем стол»

Накрываем стол скатертью.

Расставляем тарелки, раскладываем столовые приборы, раскладываем салфетки.

    Первое блюдо (подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).

    Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).

    Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).

Итак, стол накрыт! И сейчас мы постараемся раскрыть тайны культурного обращения с такими хорошо нам известными предметами.

слайд 7

    Вилка, ложка и нож – важные и незаменимые помощники человека во время еды. Они также могут являться украшением стола. (данную информацию дает учитель или подготовленные учащиеся)

Ученик 1.

Чтоб не стали твои пальцы

Сыра, колбасы хватальцы,

Вилка есть при каждом блюде.

И воспитанные люди

Вилкой всё себе берут

И назад её кладут.

Немного истории …

слайд 8

У вилки очень интересная история. Известно даже точное время и место ее рождения. 1072 год, Константинополь, императорский дворец. Первая вилка была сделана в единственном экземпляре из золота, ее ручку сделали из слоновой кости и украсили инкрустацией из перламутра. Эта вилка была изготовлена специально для вдовы императора Михаила Дуки – принцессы Марии Иверской. Она сама придумала и заказала этот столовый прибор, так как считала для себя унизительным есть руками.

Через 100 лет вилка попала в Италию. Здесь ее изготовили уже в двух экземплярах – для Папы Римского и венецианского дожа. Она была сделана с двумя зубцами, но служила в основном как символ престижа, а не как столовый прибор. Так как общепринято было есть руками или ложкой.

Лишь в конце 14 века короли Франции начали регулярно использовать вилку в качестве столового прибора. Церковь настойчиво выступала против использования вилки, считая ее символом развращения и распущенности. Ее использование считали безбожным делом и связью с дьяволом.

Слайд 9 - 10

    Обычно блюда едят с помощью ложки, вилки и ножа. Ложку держат всегда в правой руке, нож тоже, а вот вилку в левой. Ложку, вилку и нож после еды следует оставлять в тарелке или положить на специальную подставку Во время еды нужно стараться, чтобы руки были прижаты к телу, а кисти рук свободно двигались.

    Ученик 2.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берёшь,

Вилку в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Ученик 3.

Есть с ножа – невежество,

Кто ест с ножа – обрежется!

Ученик 4.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай,

Чтобы гости не смотрели

На тебя насмешливо.

Ученик 5.

Не вытирай свой рот рукой –

Салфетка есть перед тобой.

слайд 11

    Салфетка служит для предохранения одежды от загрязнения, для вытирания губ и пальцев. Салфетки кладут слева от вилок. Салфетку можно положить между ножом и вилкой. Можно положить на месте тарелки или поверх нее, в зависимости от того, как она сложена.

- Ну вот, стол уже накрыт. Как пользоваться столовыми приборами мы знаем, наверное, можно и за стол садиться? Почему нет? (нужно помыть руки)

А зачем нужно мыть руки перед едой?

Мультфильм «Смешарики. Чистые руки»

слайд 12-13

    Как правильно сидеть за столом

Стол накрыли, руки помыли. Можно приступать к еде. Скажите, ребята, а как нужно сидеть за столом? Помогите мне, расскажите, какие правила соблюдают воспитанные люди за столом.

Ученик 6.

Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся –

Это не качели.

Ученик 7.

Не вертись, спокойно кушай

И не чавкай, словно хрюша.

Ученик 8.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи.

Слайд 14

Итак, мы запомнили, что…

    Садиться на стул нужно не на краешек, а полностью, чтобы чувствовать спинку стула. Сев на стул, его нужно придвинуть к столу, но не близко. Сидеть нужно прямо, но свободно.

2. Не болтать ногами, не жестикулировать, не разговаривать во время еды. Если локти лежат на столе, они занимают место, предназначенное для тарелок

Конечно, ребята, очень важно то, как выглядит стол во время приема пищи, внешний вид блюда и самого человека, но самое важное – как человек умеет есть. Люди, которые едят неаккуратно, некрасиво, портят другим аппетит. С ними неприятно общаться, их никто не захочет пригласить на праздничный ужин или даже просто составить компанию за обедом в столовой.

Игра « Заморочки из бочки » слайд 15

Дети достают вопрос из конверта и отвечают на него.

    Как поступить, если супа в тарелке осталось совсем мало? ( В гостях суп оставляют недоеденным. Дома можно наклонить тарелку от себя, но осторожно, чтобы не пролить суп на скатерть).

    Как поступить, если тебе нужно что-нибудь достать с другого края стола? ( Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)

    Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой? (Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)

    Как нужно обращаться с хлебом? ( Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нужно доедать кусочек до конца)

    Что нужно сделать после того, как вы закончили кушать? (Следует поблагодарить хозяйку, если вы в гостях, а дома – маму)

    Закреплени е

« Хорошо или плохо» ( работа в группах)

Дети получают картинку с ситуацией, обсудив в группах, объясняют, правильно ли ведут себя герои и какое правило поведения за столом они нарушили.

Игра-тест « Выбери правильный ответ»

Слайды 16-56

    Итог занятия. Рефлексия

Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

Какие правила поведения за столом вы запомнили?

Давайте посмотрим на доску и найдем рисунки, на которых зверята соблюдают правила поведения за столом.

На каких картинках зверята нарушают правила? Поясните, что звери делают не так?

А сейчас, прошу вас показать на светофорчике, как вы усвоили правила, о которых мы говорили сегодня. Кто хорошо усвоил правила поведения за столом, зажгите зеленый сигнал, а тот, кто сомневается в своем поведении за столом – желтый.

Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого захочется пригласить еще раз.

Литература и интернет-источники

1. Васильева-Гангнус Л. “Азбука вежливости”.

2. Дунцова К.Т., Станкович Г.П. “Этикет за столом”.

3. Козлова Т.А. Разработки занятий по этическому воспитанию учащихся. 2 класс. – Мозырь: ООО ИД « Белый ветер», 2008

4. Чичёв Юрий «Что такое этикет, стихи для детей»

5. Шалаева Г., Журавлева О., Сазонова О. «Правила поведения для воспитанных детей»

6. Как правильно есть некоторые продукты

7. Правила поведения за столом для школьников

8 . Этикет и общество “Энциклопедия этикета”.

9. Иллюстрации из книги Г. Шалаевой, О. Журавлевой, О. Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей»

10. В материале использованы слайды игры- теста «Культура поведения за столом» , автор А.

11 . мультф ильм «Смешарики. Чистые руки»

12. Картинки «Этикет за столом» (для оформления доски) : Портал Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ

Похожие публикации