На чем летает сечин. «Роснефть» оказалась одним из крупнейших владельцев люксовых вертолетов в России. Под одной вывеской

Игорь Сечин //Фото: ТАСС

Газета «Собеседник» выяснила, что аффилированная с «Роснефтью» компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL) приобрела люксовый самолет Bombardier BD-700-1A10 Global 6000. По данным издания, стоимость бизнес-джета достигает $55 млн. Для эксплуатации самолета используется «схема Шувалова», когда авиаборт берется в аренду у дочерней компании.

Как отмечает «Собеседник» , Владимир Путин поручил правительству обнулить таможенные пошлины и НДС на покупку бизнес-самолетов (бизнес-джетов). Сегодня одни только ввозные пошлины тянут порой на 30% от стоимости лайнера. А это может быть и миллиард рублей, и даже больше.

Понятно, что при таком раскладе многие владельцы бизнес-джетов (да почти все – порядка 90%) предпочитают регистрировать свои личные или корпоративные самолеты за границей. Не очень патриотично, зато дешево. А когда речь идет о таких деньгах, редкий патриот не становится рыночником.

Вот правительство и прорабатывает вопрос о снижении налоговой нагрузки. Ведь если самолеты переедут (точнее, перелетят) в Россию, их владельцы каждый год будут именно здесь, а не за бугром, платить по 1–2 млн $ за содержание своих воздушных судов. А всего таких судов насчитывается до 500. То есть страна каждый год будет получать по лишнему миллиарду.

Вот только трудно поверить, что бизнес-джеты сразу так и ринутся в родную гавань. Они же не Севастополь.

Бермудский треугольник Шувалова

Взять, к примеру, того же Игоря Шувалова, собаки которого регулярно путешествуют по миру на персональном Bombardier Global Express XRS, люксовом самолете, который еще называют «летающим бентли». Самолет этот летает под бортовым номером M-VQBI, и первая буква номера означает, что он находится под юрисдикцией офшорного острова Мэн. А владеет лайнером, как указано в местном реестре, компания Altitude X3 Ltd., зарегистрированная в другом офшоре – на Бермудах. Владеет этой фирмой сын Шувалова, который и дает самолет покататься не только собакам, но и своему папе. А папа за это оплачивает все расходы. Это формально. А фактически…

– Фактически на острове Мэн запрещено регистрировать самолеты для коммерческих целей. Только корпоративные, – пояснила Sobesednik.ru юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. – Некоммерческая цель значит не то, что можно запросто дать кому-то покататься в самолете даром. Там все четко регламентировано. Это значит, что в самолете должен лично находиться руководитель компании или его подчиненные. И собаки к их числу не относятся. А то, что Шувалов-старший еще и платил за пользование самолетом, тоже, на наш взгляд, нарушает это правило. Больше того, по российскому Воздушному кодексу иностранные компании, не зарегистрированные на территории России, также не имеют права совершать у нас такие коммерческие перелеты.

Правда, в последнее время M-VQBI их и не совершает. Ну или не делает этого открыто. После скандала вокруг того, что госчиновник летает на «крылатом бентли», этот бизнес-джет исчез из поля зрения радаров. Его след затерялся в начале августа в свете красных фонарей аэропорта Амстердама. Зато вместо этого Sobesednik.ru напал на след похожего самолета, связанного с другим представителем нашей элиты.

Новый лайнер для Сечина


Выписка из авиационного реестра острова Мэн

Оказалось, 7 марта этого года в авиареестре острова Мэн появился еще один люксовый самолет. Канадский Bombardier BD-700-1A10 Global 6000 приобрела компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL), прописанная на Кипре. По документам, которые оказались в распоряжении Sobesednik.ru, директором фирмы значится Александр Соколов, который по совместительству возглавляет финансовый департамент «Роснефти».

Упоминание о SSSL удалось найти в свежем списке лиц, аффилированных с «Роснефтью» (за номером 210). В одном из старых ежеквартальных отчетов нефтяной компании сказано, что SSSL специализируется на недвижимости, а фрахтовые услуги для «Роснефти» оказывает еще один дочерний офшор – Skyline Asset Management Ltd. (SAML).


Фрагменты отчета Роснефти с упоминанием офшорных компаний, на которые зарегистрированы самолеты компании

При этом нельзя сказать, чтобы «Роснефти» и раньше не на чем было летать: SSSL и SAML до этого уже приобрели ряд других самолетов премиум-класса (те же Bombardier, допустим, или реактивный Dassault Falcon 7x за 52 млн $), которые они уступили материнской фирме по договору фрахта. То есть «Роснефть», по сути, через офшоры арендовала самолеты у себя самой. Так что Шувалов такой не один.

И теперь нефтяники по-тихому прикупили себе в кризис еще один Bombardier, стоимостью до 55 млн $. По данным онлайн-трекера Planefinder, этот «летающий бентли» с регистрационным номером M-YOIL был так «срочно» нужен Игорю Сечину, что почти полгода простоял без дела в аэропорту швейцарского Базеля (во всяком случае, данных с радаров о других его передвижениях обнаружить не удалось). Первый рейс, который зафиксировал Planefinder, состоялся лишь на прошлой неделе. И свояжировал M-YOIL отнюдь не в Ханты-Мансийск.

Посадка в тихой гавани

Рано утром 22 августа M-YOIL поднялся в воздух, пересек территорию Франции и приземлился на маленьком островке посреди пролива Ла-Манш. Остров Гернси. Входит в таможенную зону ЕС, но не входит в ЕС. Является частью владений британской короны, но не является частью Великобритании. Одним словом, офшор, занесенный российским Минфином в черный список как один из самых непрозрачных.


Фрагмент списка авиалайнеров, зерегистрированных на острове Мэн, с упоминанием «самолета Игоря Шувалова»

– Сомневаюсь, что кто-то может летать на Гернси с туристической целью – нечего там смотреть. Там чуть ли не все жители знают друг друга в лицо, – рассказал «Собеседнику» партнер Paragon Advice Group, юрист-международник Александр Захаров, лично посетивший все офшорные гавани мира. – В качестве шутки можно предположить, что пилот просто перепутал: хотел лететь в Санкт-Петербург, а на Гернси есть местечко Сент-Питер-Порт. Но вообще этот остров – популярное место для создания какого-нибудь международного фонда.


Скриншот с сервиса Planefinder с демонстрацией полета фигурируемого самолета на остров Мэн

С какой все-таки целью самолет «Роснефти» приземлился на Гернси, выяснить не удалось. На этот и другие схожие вопросы Sobesednik.ru в нефтяной компании предпочли не отвечать. А спустя двое суток M-YOIL и вовсе с Гернси улетел… И снова не на нефтяные скважины России. В другой бриллиант британской короны – офшорный остров Мэн, на котором борт формально зарегистрирован.

– Мэн известен как одно из любимых мест регистрации корпоративной авиации, и даже если правительство решит обнулить пошлины на покупку бизнес-джетов, вряд ли большинство их владельцев поспешат перевести свои суда в Россию, – считает Александр Захаров. – У нас выше расходы на содержание, у нас придется указывать полную стоимость самолета, у нас есть риск попасть под санкции, у нас сложнее получить разрешения на международные полеты… Наконец, у нас придется раскрыть владельцев люксовых самолетов. А такой огласки хотят не все.

Справка


Скриншот с сервиса Planefinder с демонстрацией полета фигурируемого самолета на остров Гернси

«Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете – пожалуйста», – не так давно заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин, по сути, предложив своим завистникам занять его место. Но что же представляет собой это место в новеньком Bombardier Global 6000? Громадный салон, в котором обычно присутствует «приватный уголок» с кроватью. Эксклюзивная отделка. Диван, гардероб, столик для романтических ужинов, душевая кабина, два санузла… Детали зависят от фантазии заказчика.

Кстати

«Газпром» пополнил весной свой и без того внушительный авиапарк двумя новенькими Falcon 7x. Руководство «Роскосмоса» поближе к земле предпочитает перемещаться на комфортабельном Gulfstream G550. Человек, похожий на Рамзана Кадырова, летает на самолете, похожем на самолет Шувалова (только с другим номером – VP-CKR). Семья полпреда Юрия Трутнева пользуется Bombardier Global 5000 и более скромным Challenger 300. Руководство Сбербанка не брезгует Global 650, а вот арестованный за хищения бывший глава «РусГидро» Евгений Дод предпочитал Bombardier Challenger 850… Словом, список получается не короткий.

Подготовил Денис Твердо в

Стало известно о новой сверхроскошной недвижимости, которой владеет глава «Роснефти» Игорь Сечин . Как выяснил The Insider, глава госкорпорации стал владельцем квартиры в престижном квартале Москвы между Остоженкой и Пречистенской набережной. Стоимость с хамамом и винной комнатой в 11 раз превышает сумму, которую «Роснефть » тратит на благотворительность и приблизительно столько, сколько недополучила система здравоохранения в стране. К строительству многоэтажных апартаментов можут быть причастна компания «Итал Инжиниринг Интернешнл » (сейчас переименовано в ООО «Река»), возводящая для руководства нефтяной кампании дом отдыха под Красноярском.

5 этажей, хамам, кинотеатр и винная комната

27 июля текущего года Сечин стал собственником квартиры по адресу пер. Коробейников, д 1. Площадь жилища – 1229 квадратных метров. Размер квартиры сопоставим с площадкой для игры в хоккей, которым глава госкорпорации увлекся с подачи Владимира Путина.


Просмотреть в большем размере

Согласно выписке из ЕГРН, квартира Сечина занимает сразу 5 этажей.



Квартира находится в ЖК клубного типа Crystal House – это один из самых дорогих объектов недвижимости в Москве. На фоне окружающей застройки он выделяется фасадами из стекла и юрского камня.



В портфолио компании Edex, занимающейся системой «умный дом», есть проект, который идентифицируется как реализованный именно в квартире Сечина. Совпадает название ЖК и площадь объекта, больше квартир такого размера в этом комплексе нет. «Пятиуровневая квартира в Москве, в самом центре столицы, с бассейном, хамамом, домашним кинотеатром, винной комнатой», – такое описание дает Edex.



Сколько стоит «Хрустальный дом»

Указанная кадастровая стоимость квартиры – 831 млн рублей, но реальная рыночная цена объекта в 2,5 раза выше. По данным ЦИАН, стоимость квадратного метра в этом респектабельном ЖК колеблется от 1,2 до 2,6 млн рублей. Агентство элитной недвижимости Contact Real Estate предлагает приобрести здесь квартиру площадью 660 кв. м за 1 млрд рублей даже без отделки, а на сайте MoskvaDeluxe среди актуальных предложений есть жилье площадью 517 кв. м также за 1 млрд рублей. Владения Сечина в два раза больше, так что рыночную стоимость квартиры можно оценить в 2 млрд.



Внутренний интерьер квартиры Сечина

Если сравнить эту цифру, например, с суммарными тратами «Роснефти» на благотворительность, то выясняется, что жилье Сечина стоит в 11 раз больше, чем компания выделила благотворительным фондам за весь прошлый год (по данным самой «Роснефти» - 174 млн рублей). Общие годовые расходы «Роснефти» на спонсорскую «поддержку масштабных проектов», направленные в том числе на «возрождение духовных и национальных ценностей» – всего 1,2 млрд рублей, почти вдвое ниже цены апартаментов Сечина.



Откуда деньги?

Доходы Игоря Сечина регулярно становятся предметом общественной дискуссии. Декларации топ-менеджеров «Роснефть» в публичном доступе размещать отказывается, хотя эта корпорация принадлежит государству, то есть налогоплательщикам. Из годового отчета для акционеров компании известно, что 11 членов правления «Роснефти», включая Сечина, в 2017 году получили вознаграждение в размере 3 млрд 895 млн рублей. В среднем на каждого топ-менеджера выходит по 354 млн, но поименно размеры вознаграждений компания не раскрывает. В 2016 году Forbes оценил доход Сечина в $13 млн (839 млн рублей по действующему курсу).

При этом Сечин не раз отвергал наличие у него сверхдоходов и неоднократно конфликтовал с изданиями, которые сообщали о его высоких заработках и имуществе. «Новую газету» он через суд обязал опровергнуть сведения о владении яхтой «Принцесса Ольга» за $100 млн (или 6,5 млрд). Также глава «Роснефти» добился удовлетворения иска к редакции Forbes , которая назвала его самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России. Выиграл Сечин и суд у газеты «Ведомости» , которая рассказала о строительстве дома в Барвихе. Позже ФБК снял этот шикарный дворец с воздуха (рыночная стоимость одной только земли под этим домом – 3,8 млрд рублей).

Даже с учетом того, что Сечин может вполне официально получать около 800 млн рублей в год (если оценки Forbes верны), за 6 лет работы на посту главы «Роснефти» не мог заработать больше 5 млрд рублей (а частным бизнесом Сечин никогда не занимался). При этом стоимость активов, которые СМИ относят к Сечину, минимум вдвое выше.

На просьбу The Insider прокомментировать покупку Сечиным квартиры пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев ответил: «Ребята, идите в жопу», – после чего положил трубку.


Михаил Леонтьев

Отметим, выше речь идет лишь об активах, принадлежащих Сечину лично, но он пользуется также имуществом, находящимся на балансе у «Роснефти», в том числе резиденциями и бизнес-джетами. О строительстве «Роснефтью» секретной VIP-резиденции на Енисее стоимостью свыше 9 млрд рублей рассказывал этой весной ЦУР. Тогда же стало известно, что компания разморозила строительство штаб-квартиры на Кутузовском проспекте в Москве. Проект оценивается ни много ни мало в $1 млрд (или 65 млрд рублей).

По информации «Собеседника», Сечин пользуется самолетом Bombardier BD-700–1A10 Global Express 6000, купленным через офшорные схемы. Цена элитного лайнера – $55 млн или 3,6 млрд рублей. Всего в авиапарке «Роснефти» числится несколько бизнес-джетов стоимостью в несколько десятков миллионов долларов каждый. Авиаперевозками компании занимается ее «дочка» ООО «РН-Аэрокрафт », которой руководит Сергей Цой – бывший пресс-секретарь мэра Москвы Юрия Лужкова. В прошлом году после скандала с участием Алексея Навального «РН-Аэрокрафт» отменила закупку серебряных чайных ложек стоимостью почти 15 тыс рублей каждая, стаканов для воды по 11,7 тыс рублей и икорниц по 83 тыс рублей.

Соседи Сечина

В комплексе Crystal House с видами на храм Христа Спасителя и Кремль всего 67 квартир. Среди соседей Сечина в основном представители деловых кругов. Есть руководители как полностью частных компаний, так и компаний с государственным участием. Однако их квартиры по размерам с владениями главы «Роснефти» сравниться не могут.



У президента «Ростелекома» Михаила Осеевского в Crystal House есть квартира в 101 кв. м, а гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов владеет здесь двумя квартирами суммарной площадью 673 кв. м. Жильцами элитного дома стали также сын экс-губернатора Тульской области Леонид Груздев (его отец Владимир Груздев - давний товарищ Сечина), председатель совета директоров Интерпрогрессбанка Николай Соболев, Сергей Пушкин , ранее отвечавший за работу дочерних компаний «АЛРОСА», экс-президент МТС Михаил Шамолин , вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого » Евгений Андрачников, акционер Локо-банка Андрей Северилов, гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын и старший вице-президент Сбербанка Юлия Чупина.



Собственником квартиры Игоря Сечина до него был Александр Бородаев – экс-владелец «Руды Хакасии». Сейчас Бородаев вместе с бывшим вице-президентом «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым , согласно ЕГРЮЛ, является соучредителем угольной компании «Коулстар». Правда, Бородаев пробыл владельцем пятиэтажной квартиры всего полтора месяца. До этого она была записана на кипрский офшор.

Как ранее сообщало агентство «Руспрес », Сечин — один из самых богатых и влиятельных людей в стране, получающий в день 4,5 млн рублей, что для большинства россиян недостижимо и за год.

Привилегиями высокопоставленного чиновника? Вячеслав Яковлев и Александрина Елагина проверили авиапарк «Роснефти» обнаружили тесные связи с правительством и завышенные цены на авиаперевозки.

Глава государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин не любит внимания - ни к себе, ни к компании. Сделка по продаже части акций «Роснефти» швейцарско-катарскому консорциуму проходила так сложно и запутанно, что журналисты разбирались в ней несколько недель. «Роснефтегаз» владеет государственным пакетом акций «Роснефти», получает ее налоги, но не публикует отчетность.

Особенно не любит Игорь Сечин интереса и к собственной персоне: он засудил «Новую газету» за материал о яхте за 150 млн. долларов, засудил «Ведомости» за обнаруженный у него дом, засудил РБК за материал, якобы порочащий деловой имидж компании. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев послал «в жопу» журналиста телеканала «Дождь», когда тот спросил о мигалке на машине главы компании - привилегии чиновников высшего ранга. Сам Сечин, комментируя ситуацию со спецсигналом, ответил кратко: «Отстаньте, пожалуйста, от меня. Значит, вы что, предполагаете, что я могу на незаконных основаниях какими-то спецсредствами пользоваться? Конечно, нет!».

Russiangate решил выяснить, как устроен авиапарк «Роснефти» - на «законных основаниях».

Придворный перевозчик

Компания «Роснефть», доходы которой засекречены, отличается не только непрозрачной отчетностью или запутанными схемами работы, но и большим количеством дочерних структур, о работе которых почти ничего не известно.

Авиаперевозками сотрудников «Роснефти», от вахтовиков до топ-менеджмента нефтяного гиганта, занимается «внучка» Роснефти - компания «РН-Аэрокрафт» c целым парком отечественных и зарубежных машин.

«РН-Аэрокрафт» была учреждена в 2010 году. Основным владельцем компании стала дочка «Роснефти» - «РН Актив», которая вложила 842 млн рублей в уставный фонд «РН-Аэрокрафт». Сейчас ее возглавляет бывший пресс-секретарь Юрия Лужкова и завхоз «Роснефти» Сергей Цой . Бывший руководитель «внучки» - Томас Хендель с 2016 года советник Игоря Сечина.


В задачи компании входит доставка персонала на буровые платформы и удаленные месторождения, разведка месторождения с воздуха, проведение спасательных операций, перевозка топ-менеджмента «Роснефти», взаимодействие с организациями-эксплуатантами и техническое сопровождение.

«РН-Аэрокрафт» использует отечественные машины Ми-8 и Ми-171, итальянские вертолеты Agusta Westland AW139, AW109 и AW189, канадские легкомоторные самолеты DHC-6 Twin и бизнес-джеты Falcon и Bombardier.

Компания не раскрывает информацию о количестве бортов в собственности. Судя по данным авиационных форумов и авиационных баз данных, речь идет как минимум о 22 вертолетах, 10 легкомоторных самолетах и пяти бизнес-джетах.


Закрытая Структура

Точное количество бортов - не единственная тайна в деятельности авиационного подразделения «Роснефти». Еще одна загадка - цена летного часа.

Компания тратит миллиарды рублей на свой воздушный транспорт. С 2015 года «РН-Аэрокрафт» получила от «Роснефти» заказов на 40 млрд рублей. Например, в 2016 году контракт на авиаперевозки с использованием самолетов DHC-6 Twin «Роснефти» в 3,7 млрд рублей (525 летных часов, 1 час - 7,1 млн рублей), эксплуатация Ми-8АМТ - 253 млн (260 летных часов, 1 час - 975 тыс. рублей), полеты на Ми-8МТВ - 2,1 млрд рублей (1460 летных часов, 1 час - 1,5 млн рублей), AW189 - 346 млн рублей (1000 летных часов, 1 час - 346 тыс. рублей).

В 2017 году стоимость полета, согласно планам закупки, дешевле не станет. На транспортные услуги по двум контрактам на AW139 «заложили» 2,5 млрд рублей (3980 часов, 626 тысяч рублей за час), стоимость работы Aw189 - 181 тыс. рублей за час, Ми-8МТВ1 - 88 тыс. рублей за час. «Иномарки» будут работать в основном в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, а отечественные вертолеты - в Красноярске, Мурманске и Владивостоке.

Для сравнения, в частных компаниях аренда Aw139 в среднем стоит 210 тысяч рублей в час. Коммерческая аренда Ми-8 c VIP-салоном стоит от 130 до 150 тыс. рублей. Тот же самый вертолет, на той же самой стоянке, с тем же самым обслуживанием в коммерческой фирме арендовать стоит в два раза дешевле, чем платит «РН-Аэрокрафт» за эксплуатацию своих бортов.

Спецборт Роснефти

Помимо работы на буровых и нефтяных платформах, вертолетный парк обслуживает топ-менеджмент компании. По данным сервиса Flightradar24, три AW139 «Роснефти» совершают рейсы между подмосковными аэропортами.

Один из вертолетов регулярно летает в Италию, Болгарию и Швейцарию. Например, 13 января он перевозил пассажиров из Милана в Лугано, а уже спустя несколько дней снова оказался в Подмосковье. Бортовой номер (RA-01972) в тендере «Роснефти» на техническое обслуживание этого вертолета. Но есть еще одна особенность: формально он закреплен за специальным летным отрядом «Россия» , который находится в ведении Управления делами президента. Этот летный отряд перевозит высшее руководство страны: президента, премьер-министра, генерального прокурора, министра иностранных дел, руководителей ФСБ и других высокопоставленных чиновников и силовиков. Аналогичная ситуация с еще одним вертолетом (), который регулярно летает из одного московского аэропорта в другой: он принадлежит «Роснефти», но обслуживается спецотрядом «Россия».



За СЛО «Россия» также числится один из бизнес-джетов «Роснефти» - борт RA-09007. Как и вертолеты, фигурирует в тендерной документации «РН-Аэрокрафт» 2017 года. За следующие четыре года компания планирует потратить 536 млн рублей на обслуживание этого самолета. Выходит, что кто-то в госкорпорации летает на правительственном самолете?

Согласно таможенной декларации ООО «Авиаброкер» (компания-брокер в аэропорту «Внуково») от 28 апреля 2016 года, Falcon (RA-09007) летел в аэропорт «Ле-Бурже» во Франции. Спецотряд «Россия» выступал «по поручению» ООО «РН-Аэрокрафт», которое платило за все необходимые операции. То есть, официально самолет принадлежит компании «Роснефти», но всеми операциями - ремонтом, эксплуатацией, таможенными вопросами - занимается авиаотряд первых лиц государства.

В таможенной декларации значится - самолет Falcon 7X произведен в 2008 году. Годом позднее фотографы заметили, что тогда еще вице-премьер Игорь Сечин прилетел в Амурскую область на Bombardier Global Express XRS. Позже выяснилось : в авиапарке «Роснефти» есть четыре бизнес-джета - два Falcon стоимостью 50 млн долларов и два Bombardier по 32 млн долларов каждый.

В 2010 году президент России Дмитрий Медведев путешествовал на этом самолете в Армению. В 2014 году этот борт заметили в составе делегации Владимира Путина во Францию. Игорь Сечин был вице-премьером и имел право пользоваться услугами специального летного отряда «Россия» до мая 2012 года. Выходит, что руководство страны летает на самолетах «Роснефти», а глава государственной компании не потерял своих «летных» правительственных привилегий.

Сам Игорь Сечин коснулся вопроса корпоративного авиатранспорта лишь однажды, когда рассказывал о своей тяжелой работе. «Я лично в прошлом году провел 650 часов в самолете. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете - пожалуйста», - сказал он.

Бизнес-джет в хозяйстве успешного предпринимателя и миллиардера - вещь естественная. На то он и «бизнес». Другое дело, когда «слуги народа», которому рекомендовано «держаться, поскольку денег нет», позволяют себе родовые поместья, квартиры размером с футбольное поле и личные самолеты. «Преступная Россия» разбиралась, кому из отечественных чиновников выпало такое счастье.

Летающие собаки

Повышенное внимание к дорогим самолетам месяц назад (с легкой руки Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией) привлекли «летающие собаки» вице-премьера Игоря Шувалова. Милые песики с экстравагантными именами летают на престижные международные выставки канадским люксовым джетом Bombardier Global XRS, средняя стоимость которого составляет 55 миллионов долларов.

Других посмотреть и себя показать Андвол Пинкертон, Андвол Цесаревич, Андвол Остап Бендер и Андвол Я Твой Идол (так зовут этих представителей коллекционной породы корги-вельш пемброк) летают в сопровождении персональных гувернанток и владелицы - супруги вице-премьера Ольги Шуваловой.

При том, что каждый рейс «Бомбардье» обходится в круглую сумму от 30 до 50 тысяч евро в зависимости от пункта назначения.

Фонд Навального подсчитал, что только на дачу Шуваловых в австрийском Зальцбурге самолет слетал за год 18 раз (что стоило им $1 440000). Собачьи полеты на выставки в этом же году стоили шуваловской семье значительно меньше - порядка 40 миллионов рублей.

Арт-объект в Шуваловском парке

Разумеется, весть о том, что собаки Шуваловых летают защищать честь страны на международных турнирах не лоукостерами, вызвала бурное оживление среди российских налогоплательщиков - в Сети стихийно возник флэшмоб под девизом «Хочу быть собакой Шувалова», а в Шуваловском парке Санкт-Петербурга появился арт-объект на злобу дня от художников движения «Явь».

Подарок к дембелю

Игорь Шувалов навещает в армии сына Евгения. 2012 год

Разумеется, роскошный джет напрямую не принадлежит российскому вице-премьеру, поэтому нигде среди его имущества не задекларирован. Спустя две недели после скандала в СМИ выяснилось, что «Бомбардье» является собственностью сына Шувалова, вернее, его компании Altitude, зарегистрированной на Бермудах.

Шувалов-младший владеет ей с тех самых пор, как демобилизовался в 2013 году из рядов ВМФ РФ, где отслужил срочную службу в спецназе Тихоокеанского флота на острове Русском.

После того, как 7 мая 2013 года Владимир Путин подписал пакет законов (№ 79-ФЗ, № 102-ФЗ и № 3-ФКЗ), господа Шуваловы, люди небедные, перевели свои компании в Россию, но вот с Altitude и еще одним офшором вышла незадача - бермудское законодательство не позволило.

Шуваловские миллионы

Самолет во владении Шуваловых числился еще с 2009 года. Он был приобретен на проценты от кредита, который в 2003 году Шуваловы дали другу семьи Сулейману Керимову на покупку акций «Газпрома».

После этого акции «Газпрома» стремительно подорожали, и за несколько лет 18 шуваловских миллионов долларов чудесным образом превратились в 80, а то и в 100 (писавшая в 2012 году об этом дружественном займе газета«Ведомости» затруднилась назвать точную цифру). Подобным образом Шуваловы «удачно одалживали» деньги друзьям-миллиардерам неоднократно.

Например, Gallagher Алишера Усманова, взяв у багамской компании Ольги Шуваловой Sevenkey 50 миллионов долларов в долг в 2004 году, спустя пару лет вернула ей $118 миллионов. За что в 2004 году Шуваловым перевела 50 миллионов долларов офшорная компания Романа Абрамовича - Евгения Швидлера Unicast Technologies, никому непонятно. Попыток объяснить перечисление этой суммы вице-премьер никогда не предпринимал.

Единственное, что можно предположить, - таким образом Абрамович с партнером выразили Шувалову свою признательность за лоббирование консолидации металлургической отрасли России в руках владельца лондонского «Челси».

Взяли полетать

Bombardier Global XRS с бортовым номером M-VQBI - собственность компании Евгения Шувалова

Словом, деньги у Шуваловых были, прикупили и самолет, но «посадить» его в российской юрисдикции возможности не было.

По заверениям главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, с тех пор Шуваловы у сына самолет берут попользоваться регулярно, но всякий раз исправно оплачивают все расходы. Однако есть одно «но», и существенное.

Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь версию Венедиктова этим «но» разбивает вдребезги: дело в том, что на офшорном острове Мэн, где по факту числится Bombardier Global Express с бортовым номером M-VQBI, невозможно регистрировать самолеты для коммерческих целей. Просто запрещено законами острова.

Некоммерческое использование бизнес-джетов также четко регламентировано - если в самолете летит человек, не имеющий отношения к компании, на которую зарегистрирован летательный аппарат, - это нарушение закона. Вместе с ним в воздухе, как минимум, должен находиться либо глава компании, либо ее сотрудники. Но никак не собаки матери владельца и их гувернантки. И то, что Игорь Иванович Шувалов платит за использование джета, также нарушает правила частной авиации острова Мэн, считает юрист ФБК.

650 часов - полет нормальный

Новый самолет Игоря Сечина

А вот другой Игорь Иванович, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин правил никаких не нарушает. На новом джете, принадлежащем офшорной «дочке» «Роснефти», Сечин летает сам.

В остальном у главы госкорпорации «Роснефть» с вице-премьером Шуваловым, кроме имени-отчества, удивительно много общего.

Например, любовь к самолетам канадской марки Bombardier. В конце августа стало известно, что кипрская компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL) приобрела люксовый Bombardier BD-700-1A10 Global 6000. Как и шуваловский «Бомбардье», самолет с бортовым номером M-YOIL зарегистрирован в Авиареестре острова Мэн.

По данным СМИ, офшор возглавляет некий Александр Соколов - полный тезка главы финансового департамента «Роснефти». Поэтому обнаружение SSSL на сайте «Роснефти» в списке лиц и компаний, аффилированных с российским нефтяным гигантом от 30.06.2016 г. выглядит закономерным, хотя именно эта «дочка» «Роснефти», согласно документам, распоряжается недвижимостью, а за авиацию отвечает еще один офшор Skyline Asset Management Ltd.

Несмотря на кризис, покупка подсобным офшором «Роснефти» нового самолета более чем за 55 миллионов долларов с морально-этической точки зрения, казалось бы, оправдана - средняя цена на нефть в рублевом выражении выросла по сравнению с началом года на 20%, а чистая прибыль компании во втором квартале 2016 года, по данным августовского отчета, достигла 89 млрд рублей, что превышает результаты I квартала в 6,4 раза. Хорошо заработали - обновили авиапарк.

Тем более что Сечин, которого СМИ часто называют вторым по влиятельности российским политиком после Путина, по его словам, значительную часть своей жизни проводит в самолете. Не чартерами же бюджетными ему летать.

«Я лично в прошлом году для организации работы наших дочерних предприятий, экспортных контрактов, переговоров с партнерами, провел 650 часов в самолете. У нас есть удаленные площадки. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете − пожалуйста», − жаловался на жизнь глава «Роснефти» в августе, объясняя акционерам, почему у руководства компании в непростые для страны времена такие странные зарплаты со множеством нулей в конце.

Базовый интерьер Bombardier Global 6000, в котором Игорю Сечину приходится проводить в воздухе 650 часов ежегодно

Топ-менеджер компании мирового уровня должен и зарабатывать на мировом уровне, рассуждает Сечин. А иначе переманят зарубежные конкуренты. Например, доход самого Сечина за 2015 год оценивается в диапазоне от 459 до 612 миллионов рублей.

Первым делом самолеты

Однако в том, что глава «Роснефти» о стране не думает, его обвинить нельзя. А иначе зачем бы ему просить президента Владимира Путина обнулить ввозные пошлины и НДС на покупку бизнес-джетов.

Таможенные сборы на летательные аппараты бизнес-класса в настоящее время составляют до 30% стоимости самолета. Плюс 18% НДС. Поэтому импортируемый в Россию бизнес-джет моментально дорожает в полтора раза. Учитывая среднюю стоимость популярных среди элиты Gulfstream, Embraer, Bombardier или Falcon на уровне 25−30 млн долларов, разница получается внушительная. Недешево обходится и обслуживание - ежегодно владелец тратит на свой крылатый транспорт от 1 до 2 миллионов долларов в зависимости от модели.

По данным Минэкономразвития РФ, аффилированных с российским бизнесом и частными лицами бизнес-джетов в стране насчитывается не менее 500, и только 72 из них имеют российскую «прописку». Нетрудно подсчитать, какую сумму могут принести казне зарегистрированные в России 500 «Гольфстримов», «Боингов» и «Фальконов». От 700 млн до миллиарда долларов ежегодно.

Ведомства с энтузиазмом поддержали инициативу Сечина. Минвостокразвития сочло, что такое изменение приведет к расширению отечественной сети аэродромов, а Минтранс увидел в нем перспективу появления новых рабочих мест и дополнительные денежные потоки в бюджет. Понравилась идея и главе государства, который в августе дал ведомствам поручение разработать процедуру освобождения бизнес-авиации от таможенных пошлин со сроком отчитаться о ходе его исполнения до 14 октября.

Для «Роснефти» тем временем инициатива утратила актуальность, поскольку выдвигалась в связи с конкретными задачами. Компания планировала закупить сразу несколько самолетов с лыжными шасси для полетов на северные месторождения. В итоге остановила свой выбор на относительно недорогих канадских DHC-6 Twin Otter Series 400 ($6,5 млн), поручив их обслуживание красноярскому ООО «АэроГео». Остальной воздушный флот «Роснефти» по-прежнему остается в офшорах, где в собственности ее «дочек» числится не менее 20 бизнес-джетов.

Остров, где все есть

Изменится ли ситуация с офшорной припиской большинства судов бизнес-авиации с введением нулевых пошлин - вопрос открытый. Традиция держать частную авиацию в безналоговых зонах не нова. Безусловным лидером по количеству зарегистрированных бизнес-джетов среди них является остров Мэн - владение Британской короны в Ирландском море, не входящее в состав ЕС. Официально он находится в британской юрисдикции, но фактически имеет права автономии.

Первый частный самолет был зарегистрирован здесь не так давно − в 2007 году, а в 2014-м их число превысило 700. Ежегодный прирост в 100 самолетов объясняется уникальным налоговым климатом, созданным властями острова для владельцев частных воздушных судов.

Даже по сравнению с другими офшорами, Мэн - самое выгодное для авиавладельцев место регистрации самолетов. Причин тому множество - на острове нулевая ставка налогообложения с корпоративных доходов для большинства видов деятельности, кроме банковской, отсутствует налог на страховую премию и нет строгих требований к тому, где самолет обычно базируется.

Регистрация воздушных судов и оформление всех необходимых документов занимает минимум времени и обходится в символические (по сравнению с доходами среднестатистического владельца самолета) суммы.

Как отмечает юрист ФБК Любовь Соболь, главная особенность офшора - не являясь частью ЕС, остров входит в его таможенное и фискальное пространство, и зарегистрированный на нем самолет может спокойно летать в воздушном пространстве Евросоюза.

Кроме того, здесь самые низкие по Европе расценки на техническое обслуживание и наем летного персонала. Для российских же чиновников и предпринимателей особой прелестью острова стала возможность регистрировать на нем роскошные воздушные суда без ненужной огласки.

Приписанные к острову Мэн самолеты можно определить по первой литере «M» в бортовом номере, состоящем из короткой буквенно-цифровой комбинации. А дальше все зависит от фантазии владельца. Например, в зарегистрированной на острове авиаэскадре Олега Дерипаски несколько бортов летают под номерами M-ALAY, M-UGIC, M-UKHA, а новый Bombardier банкира Олега Тинькова унаследовал тот же номер, который был у предыдущего его джета марки Falcon - M-TINK.

По данным отраслевого социального ресурса Aviaforum.ru , на котором делятся друг с другом информацией летчики-профессионалы и любители авиации, остров Мэн в качестве места регистрации своих воздушных судов, зарегистрированных на аффилированные офшорные компании, избрали многие представители российской бизнес-элиты, компании и чиновники.

Вот их далеко неполный список:

M-RCCG Embraer Legacy 600 - основатель РМК Игорь Алтушкин; M-URUS Boeing BBJ - частный инвестор Рустем Терегулов; M-HHHH Airbus A318 Elite - бывший совладелец Черкизовского рынка Зарах Илиев; M-JIGG Gulfstream G550 и M-ESGR Embraer Legacy 600 - объявленный в РФ в розыск российско-украинский миллиардер Константин Григоришин; M-UNIS Bombardier Global Express XRS - генеральный директор компании Petropavlovsk Павел Масловский; M-ISRK Dassault Falcon 900LX - бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Искендер Халилов; M-ANTA - Камиль Юсупов (ОАО ВТБ Татарстана); M-VANG - Андрей Гончаренко; M-ARJJ -Аркадий Ротенберг; M-AFAJ - Марина Мамонтова (Москапстрой); M-OSPB - владелец банка «Уралсиб» Владимир Коган; M-KATE -Дмитрий Рыболовлев; M-YORK Falcon 7X - бывший владелец ОАО «Банк Москвы» Андрей Бородин, находящийся в международном розыске. Бортовой номер зарегистрирован на компанию Lead Universal Limited, аффилированную с «Банком Москвы».

Российские компании и банки тоже нередко регистрируют свои воздушные суда на выгодном во всех отношениях острове:

M-ATPS Gulfstream G550 - ТПС Недвижимость; M-HAWK Bombardier Global 6000 и M-YBST Challenger 604 - через оффшорную «дочку» Genetechma Finance Limited владеет Внешэкономбанк; M-ABDL Hawker 4000 зарегистрирован на «дочку» Сбербанка SB Leasing Ireland; M-AVOS Gulfstream G450 - аффилированую с ВТБ компанию Helter Management Limited.

Некоторые бортовые номера на данный момент могут быть неактуальны, если самолет сменил регистрацию, либо был продан владельцем.

Крылатый полпред

Доказано, что летать самолетами бизнес-авиации самому и использовать их для нужд своей семьи вполне спокойно можно и не регистрируя их на свои офшорные компании - за все заплатит государство.

Для этого, правда, нужен соответствующий статус, которого, судя по привычке использовать для передвижения по просторам необъятной родины исключительно джеты «Бомбардье», «Гольфстрим» или «Фалькон», достиг заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

По данным тендера ФГУП «Предприятие по поставкам продукции управления делами президента РФ» на сайте госзакупок, в 2016 году на перелеты Трутнева по делам службы потратят 33,4 млн рублей. Выполнять заказ будет компания «Газпромавиа», которая в 2015 году за полеты полпреда президента на Дальнем Востоке получила из госбюджета по двум контрактам 20 и 23 миллиона рублей.

Между тем, суммы, выделяемые на авиаперелеты полпредов в других федеральных округах, значительно скромнее. Например, перелеты полпреда в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова в 2016 году обойдутся государству в 6,27 млн рублей, а воздушные командировки полномочного представителя в третьем по величине среди российских федеральных округов УрФО Игоря Холманских - в 5,7 млн рублей.

По данным Znak.com , в отличие от Трутнева, неприхотливый Холманских пользуется самолетами компании «Уктус» - довольно бюджетными в классе бизнес-авиации L-410 и АН-74.

С одной стороны, такая дифференциация расходов кажется логичной: Дальневосточный федеральный округ - по площади самый большой в России (занимает 36,4 % от всей территории РФ). Но тогда возникает не менее логичный вопрос - почему полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло может обойтись 14 миллионами рублей в год на авиаперелеты, а его предшественник Николай Рогожкин и вовсе обошелся в прошлом году 13 миллионами?

При том, что Сибирский федеральный округ меньше ДФО всего на 1100 км² и занимает второе место по величине (29,95% от территории РФ), разница в 20 миллионов рублей между расходами полпредов на полеты выглядит странной.

Всего же на перелеты полномочных представителей президента 2016 году будет потрачено около 148 миллионов рублей. В прошлом году сумма была побольше - 167 400 000 рублей. Однако детали, касающиеся распределения бюджетных средств на авиаперелеты полпредов и типов используемых воздушных судов, закрыты. Кроме «Извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» на сайте госзакупок нет никакой информации о проведении конкурса.

Между тем, ранее такая информация публиковалась. До тех пор пока журналист Олег Лурье не предал широкой огласке сведения об авиаперелетах все того же Юрия Трутнева в 2013 году, подкрепив информацию документами, найденными в открытом доступе.

Лурье выяснил, что все полпреды президента, кроме Трутнева, обходятся стандартными «Боингами», отечественными «Ту-154» и «Як-40». Полпреду же по ДФО Управление делами президента РФ заказывает перелеты на самых престижных бизнес-джетах Gulfstream G550, Bombardier Global Express 5000, Bombardier Challenger 600 и Falcon 2000. В одном только 2013 году на перелеты Трутнева ушло 49 миллионов рублей.

По данным «Собеседника» , кроме самого полпреда, недавно предложившего в качестве меры борьбы с коррупцией не брать на госслужбу детей и внуков коррупционеров, зафрахтованными для него на деньги госбюджета самолетами между делом пользуется и его семья.

Gulfstream G550 - один из предпочитаемых Юрием Трутневым для служебных командировок самолетов

Ментальные различия

Как подтверждает недавняя история с собаками Шувалова, использование родственниками и близкими чиновников и предпринимателей корпоративного и взятого в аренду авиатранспорта − обычное дело в России.

Информация об этом, как правило, тщательно скрывается, самолеты порой зарегистрированы в офшорах через целую вереницу компаний, и отследить их перемещения можно лишь по используемому частным бортом транспондеру типа ADS-B через сервис Flightradar24 и его аналоги.

Справедливости ради, стоит отметить, что не все российские чиновники, а тем более их родственники, спокойно летают бизнес-джетами за народные деньги. По данным «Новой Газеты», только регулярными рейсами в командировки летал бывший глава МВД Рашид Нургалиев, не позволял себе роскоши и глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, как и ряд других государственных мужей рангом пониже. Однако ситуация в целом от этого не меняется.

На Западе отношение общественности и органов власти к похожим случаям совсем иное. Примеров тому множество. Главу холдинга Hollinger International, медиамагната Конрада Блэка в 2007 году приговорили к 6,5 годам лишения свободы за хищение 6 миллионов долларов у акционеров и одним из пунктов обвинения числилось использование Блэком и его супругой корпоративного джета Hollinger для полета в отпуск на остров Бора-Бора.

В 2010 году во Франции со скандалом ушел в отставку госсекретарь по делам сотрудничества и франкофонии Ален Жуаянде. Ушел, потому что слетал однажды в командировку на Антильские острова частным самолетом, полет которого обошелся в 116 тысяч евро налогоплательщиков. После этого премьер Франсуа Фийон категорически запретил министрам пользоваться частными самолетами без его особого разрешения, порекомендовав им обратить внимание на железнодорожное сообщение и регулярные авиалинии.

В России возможность аналогичных запретов пока всерьез никто не воспринимает. В июле депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин официально обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой проверить информацию о самолете Игоря Шувалова, отметив, что использование частного самолета за 55 миллионов долларов не соответствует положениям Кодекса этики и служебного поведения госчиновников, но никакой реакции со стороны главы правительства до сих пор не последовало.

Интересна статья?

Каждый частный самолет отличается от другого. Их салоны изменены, у многих перекрашен корпус. У каждого воздушного судна есть свой бортовой номер (регистрационный номер воздушного судна).

При регистрации самолета каждая страна присваивает ему свой код. По нему легко определить место регистрации:

G = Великобритания
N = США
F = Франция
D = Германия
EI = Ирландия
ES = Испания
HB = Швейцария
OE = Австрия

Регистрационные номера частных самолетов могут быть индивидуальны. Ограничений в выборе страны регистрации нет.

По некоторым номерам можно сразу узнать о владельцах:

N1KE = корпорация Nike
N707JT = Boeing 707 Джона Траволты
G-SIRS и G-SUGA оба принадлежат лорду Алану Шугар
N999BE = один из самолетов Берни Экклстоуна

Интересны номера воздушных судов знаменитостей:

M-ANSL = Найджел Мэнселл
HB-JEG = Михаэль Шумахер
OE-HII = Ники Лауда
G-GALX = Ричард Брэнсон (на хвосте самолета изображен глаз Ричарда Брэнсона).

Среди российских знаменитостей, бизнесменов и политиков также распространена традиция регистрировать свои самолеты под «говорящими номерами». Игорь Сечин, главный исполнительный директор нефтегазовой компании ПАО «НК „Роснефть“», зарегистрировал свой BD-700-1A10 Global 6000 под номером M-YOIL. Если внимательно посмотреть, можно заметить два слова «My oil». Сам Сечи никак не прокомментировал такой выбор бортового номера. Однако в социальных сетях активно обсуждают эту тему. Самолет зарегистрирован не в Российской Федерации, а на Мальте.

Существует налог на регистрацию самолетов. Каждое государство самостоятельно определяет его размер. В некоторых странах регистрация воздушных судов особенно выгодна. Это касается небольших стран с низкими налогами. Например, довольно выгодно регистрировать воздушное судно на Мальте. В этом поможет компания Cofrance. Вам не нужно самостоятельно разбираться со всеми документами и хитросплетениями местных законов.

Смотрите также:

  • Кто есть кто на рынке бизнес-джетов

  • Бронирование авиабилетов Берни (Burnie Wynyard) коды…
  • Берни заказать самолет город: Берни страна: Австралия
  • Ники Лауда — гонщик, предприниматель, пилот.…

  • Аэропорт Берни (Burnie Wynyard) коды IATA: BWT ICAO:…

  • Аэропорт Лейк-Хавасу-Сити (Municipal) коды IATA: HII…

  • Ричард-Толл заказать самолет город: Ричард-Толл…

  • Аэропорт Аэропорт имени Ричарда Ллоида Джонса мл.…
  • Bombardier Global 6000
  • Самолеты малой авиации и пассажирские: все производители
  • Страны с самыми высокими и низкими налогами на…
Похожие публикации