Кому подойдет профессия экономиста? Профессия экономиста. Рассказ от первого лица Чем важна профессия экономиста

Подходящие образовательные специальности: Экономика, мировая экономика, экономика и статистика.
Ключевые предметы: Математика (профильный), обществознание, русский язык, иностранный язы

Стоимость обучения (средняя по России): 1176000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении (стоимость обучения за год варьируется от 88 до 500 тыс. рублей).

Экономика — единственная область науки, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за прямо противоположные утверждения.

— это специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Экономист — один из самых важных специалистов на предприятии. Работа экономиста заключается в правильной расстановке приоритетов и целей для получения максимальной прибыли с наименьшими потерями.

Особенности профессии

В обязанности экономиста входит: проведение экономического анализа работы организации для повышения эффективности ее деятельности.

  • планирует и совершенствует деятельность предприятия;
  • участвует в определении системы оплаты труда и поощрений для всех категорий работников, рассчитывает потребность организации в кадрах;
  • планирует затраты, использование ресурсов, расходов и прибыли предприятия;
  • осуществляет контроль над процессом выполнения финансово-хозяйственной деятельности.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии: Профессия «экономист» обладает высоким спросом на рынке труда. Универсальность профессии позволяет найти работу в любой сфере экономики. Обладая специальными экономическими знаниями, можно смело открыть собственный бизнес, не рискуя стать убыточным.
Минусы профессии: Высокая ответственность: от работы экономиста зависит успех предприятия. Довольно большая конкуренция на рынке труда из-за переизбытка специалистов. Кропотливая работа с цифрами.

Место работы

Профессия «экономист» востребована практически во всех сферах:

  • Государственные учреждения, занимающиеся экономическими проблемами (Министерство финансов, Центральный банк);
  • предприятия промышленной, аграрной отрасли;
  • образовательные учреждения (преподавательская деятельность);
  • Гостиничный и ресторанный бизнес;
  • организации и предприятия малого, среднего и крупного бизнеса;
  • финансовые организации (банки, налоговые инспекции, пенсионные фонды, страховые агентства);
  • научно-исследовательские институты, Академия наук.

Важные качества

Высокая интеллектуальная работоспособность, развитая логическая память, высокая концентрация, умение работать с большими объемами информации, умение грамотно изложить и доказать свою точку зрения (устно и письменно), ответственность, организованность, уверенность в себе. Активная жизненная позиция, склонность к исследовательским видам деятельности.

Где учат

Специальность «Экономист» есть почти во всех ВУЗах; даже в тех, которые к экономике не имеют никакого отношения.
Экономические факультеты отраслевых вузов:

  • Государственная академия управления.
  • Московский экономико-статистический институт.
  • Российская экономическая академия.
  • Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.
  • Московский государственный университет
  • Высшая школа экономики
  • Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

Оплата труда

Зарплата начинающего экономиста в Москве 700— 1000$, средний доход экономиста с опытом работы 2-3 года 1500-1800$. Наиболее высокие зарплаты в сферах банковского дела, торговли, строительства.

Ступеньки карьеры и перспективы

Начинающему экономисту для получения обширного опыта лучше начать трудовую деятельность на небольшом предприятии. Здесь он быстро познакомится с реальным положением дел в российской экономике и организации, в частности. С первых дней ему придется решать целый комплекс проблем, а не работать в одном направлении. Карьерный рост экономиста заключается в достижении должности главного экономиста, а впоследствии, и финансового директора при условии высокого уровня развития управленческих компетенций.

Знаменитые экономисты

Первым экономистом историки считают Аристотеля, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.

Бухарин Николай Иванович, Гайдар Егор Тимурович, Громыко Андрей Андреевич, Кейнс Джон Мейнард, Маркс Карл Генрих, Рикардо Давид, Смит Адам, Струве Петр Бернгардович.

Введение

Любая наука возникает из практической жизни людей, необходимости найти ответы на насущные вопросы бытия. Различные стороны жизни общества изучаются разными науками: философией, социологией, культурологией, общественной психологией и т. д. Одно из важнейших мест в системе этих наук занимает экономика.

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда.

Для того, чтобы оценить потребность экономиста в современном обществе, я рассмотрю основные понятия, касающиеся этой профессии, а так же виды и направления деятельности экономиста и требования, которые предъявляются к специалистам в этой области

Понятие «экономика

Термин «экономика» происходит от греческого слова «экономия»,

которое в более точном смысле означает то, чем в настоящее время является «экономика домашнего хозяйства».

Впервые греческое слово «экономия» было использовано Ксенофонтом в заглавии его сочинения. И в таком виде оно просуществовало в течение веков, обозначая науку о домашнем хозяйстве, домоводство. Ксенофонт впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности современного ему общества и стал, по существу, первым экономистом.

Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Различные варианты решения вопросов о том, как покупать и продавать, производить и обменивать, всегда являлись составной частью экономики. Аристотель придумал термин «хрематистика» от слова «хрема» (имущество, владение), который не получил такого признания и распространения, как термин «экономика».

По Аристотелю, экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Хрематистика - это искусство наживать состояние, т. е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно, в форме денег. Другими словами, хрематистика - это искусство вложения и накопления капитала.

Общая характеристика профессии экономиста и ее основные специализации.

Рассмотрев более подробно, что такое экономика, на основе этих характеристик мы можем сформулировать понятие «экономист». Рассмотрим несколько из них:

Экономист - это профессиональный квалифицированный специалист по планированию, прогнозированию, организации, учету и экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно толковому словарю экономисты -- специалисты в области экономики, экономических наук, однако на практике их можно охарактеризовать как профессионалов, изучающих, каким образом общество распределяет различные ограниченные ресурсы, в частности такие как земля, трудовые ресурсы, сырье, различное оборудование и т. п., для того, чтобы производить товары и предоставлять услуги. Для этого экономисты проводят наблюдения и исследования, собирают и анализируют полученные данные, осуществляют мониторинг экономических тенденций и разрабатывают прогнозы. Для получения необходимых данных относительно расходов на энергоснабжение, инфляции, ставок процента, курсов обмена валют, циклов деловой активности, налогов, уровня безработицы и т. п. ими разрабатываются специальные методы и процедуры. Например, для проведения наблюдений могут применяться различные методы выборочного анализа, а для разработки прогнозов использоваться методики математического моделирования.

Кроме этого, важной составляющей работы экономистов является подготовка отчетов (с таблицами и графиками), качество которых способствует показу результатов проведенных исследований.

Несмотря на то, что все экономисты получают базовые экономические знания, в мировой практике их по обыкновению делят на три основные категории в зависимости от специализации в конкретных отраслях экономики:

Экономисты в области микроэкономики («микроэкономисты») -- изучают различные экономические категории на уровне отдельных предприятий или домашних хозяйств. Например, они могут помочь отдельным лицам или предприятиям принять решения, которые с учетом текущих ресурсов и спроса способны обеспечить максимизацию прибыли путем прогнозирования возможного спроса на конкретные товары при условии установления на них определенных уровней цен. К этой категории относится большинство работающих экономистов.

Экономисты отдельных отраслей или секторов экономики, а также областей знаний («отраслевые», «индустриальные» или «организационные» экономисты) -- применяют фундаментальные экономические законы, категории и методики для исследований в таких специфических отраслях как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, экономика городского хозяйства и отдельных регионов, законотворчество, история, энергетика, охрана окружающей среды и т. п. Большая их часть изучает структуру рынка определенных секторов экономики относительно количества конкурентов в пределах данного сектора и анализирует рыночные решения фирм-конкурентов и монополий. Эти экономисты также могут изучать различные аспекты проведения антимонопольной политики и ее влияния на структуру рынка.

Экономисты в области макроэкономики («макроэкономисты») -- изучают исторически существующие в экономике всей страны либо группы стран тенденции, разрабатывают прогнозы относительно будущих тенденций в таких сферах, как уровень безработицы, инфляция, экономический рост, производительность и инвестиции.

Кроме вышеупомянутых основных категорий экономистов, общепринятым является их распределение и на более детальные специализации, которые в той или иной мере приближаются к этим категориям. Например, это могут быть следующие специализации:

Экономисты в области монетарной политики или финансов -- довольно схожи с «макроэкономистами». Они изучают денежную и банковскую системы, последствия изменений процентных ставок и т. п.

Экономисты в области мировой экономики («экономисты по международным экономическим отношениям») -- изучают международные финансовые рынки, курсы обмена валют и последствия проведения торговой политики в различных сферах, например тарифов.

Экономисты по труду и экономисты-демографы -- изучают предложения и спрос на трудовые ресурсы, которые, в свою очередь, влияют на определение уровней заработной платы, выявляют причины безработицы и последствия для рынка труда изменений различных демографических тенденций, например: старение населения, рост иммиграции относительно рынка труда и др.

Экономисты по государственным финансам -- связаны в основном с изучением роли правительства в экономике и последствий его различных решений, касающихся снижения налогов, финансирования бюджетного дефицита, повышения расходов на социальную сферу и т. д.

Экономисты-«эконометристы» -- исследуют все отрасли экономики, используя различные математические методы (соответствующие калькуляции и расчеты, теории игр, регрессионный анализ и пр.) для формулирования экономических моделей. С их помощью они стремятся найти объяснение экономических взаимосвязей, используемых для разработки прогнозов относительно природы и продолжительности деловых циклов, влияния определенных уровней инфляции на экономику, безработицу, а также других экономических феноменов.

Предприятия, где работают экономисты, в свою очередь можно разделить на отдельные категории. Принадлежность экономистов к определенной категории влияет на их основные задания и обязанности, свидетельствует о необходимом объеме знаний и умений, а также квалификационных требованиях к ним.

Экономисты, работающие на больших коммерческих предприятиях (в корпорациях, фирмах и т. п.) преимущественно имеют дело с различными вопросами микроэкономики, такими как прогнозирование спроса потребителей и объемов продаж продукции предприятий. Одни из них анализируют процесс роста деловой активности конкурентов и увеличение их доли на рынке, а также разрабатывают советы относительно эффективности различных действий в конкурентных соревнованиях. Другие осуществляют мониторинг новых законодательных и нормативных актов, например относительно регулирования вопросов охраны окружающей среды и охраны труда, и прогнозируют, какие последствия для их бизнеса будет иметь введение этих актов в действие. В корпорациях с большим количеством иностранных филиалов или совместных предприятий могут работать экономисты, проводящие мониторинг экономической ситуации в странах, где эти корпорации осуществляют различные деловые операции, или оценивающие экономические риски вхождения на рынки новых стран.

Экономисты, работающие в исследовательских организациях или консалтинговых фирмах, нередко выполняют те же функции, что и экономисты больших коммерческих предприятий. Экономисты консалтинговых фирм часто проводят исследования для относительно небольших предприятий и фирм, не имеющих в своем штате экономистов с необходимой узкой специализацией. Экономисты исследовательских организаций, преимущественно государственных, нередко выполняют заказы различных органов государственной власти. Например, они могут собирать данные относительно индикаторов в экономике, вести соответствующие базы данных, анализировать исторические тенденции и разрабатывать модели для прогнозирования темпов экономического роста, инфляции, безработицы или процентных ставок. Результаты таких экономических анализов и прогнозы развития событий в мировой и национальных экономиках в целом, а также и их отдельных секторах печатаются в средствах массовой информации и научно-практических изданиях.

Экономисты, работающие в органах государственной власти, осуществляют администрирование большинства исследований и собирают значительное количество экономических данных, характеризующих состояние национальной экономики.

Например, экономисты:

· органов государственной исполнительной власти (министерств, правительственных комитетов и т. д.), действующих в сфере промышленности, торговли и других родственных сферах, собирают и анализируют данные относительно производства, распределения и потребления товаров, изготовленных в своей и зарубежных странах;

· сферы труда и социальной политики собирают и анализируют данные относительно общего состояния национальной экономики, включая сведения относительно уровней цен, заработных плат, занятости, производительности, охраны труда и профессиональных заболеваний;

· этих и других сфер деятельности также оценивают существующие экономические условия в своей и других странах для того, чтобы оценить экономический эффект различных специфических изменений в законодательстве или государственной политике.

Некоторые из них могут выступать и в роли советников различных высокопоставленных политиков и чиновников в узких отраслях и консультировать их по вопросам относительно снижения уровня государственного контроля в сфере телекоммуникаций, реформирования системы социального страхования, последствий снижения налогов для дефицита бюджета, экономического эффекта от увеличения тарифов на различные импортированные товары и др. С целью планирования соответствующих средств в бюджете на финансирование определенных расходов они также могут анализировать данные относительно увеличения количества лиц школьного возраста или заключенных, уровня безработицы и занятости и т. п.

экономист специализация профессионализм

Введение


Актуальность работы. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы, где нужно контролировать расход средств, анализировать результаты работы предприятия и определять рентабельность. Поэтому профессия экономиста всегда востребована во все времена.

Экономисты, если говорить кратко, это специалисты по эффективной экономической деятельности. Специальность «экономист» является смежной для таких профессий как бухгалтер, маркетолог, финансист, менеджер.

К списку вакансий для экономистов относятся финансовые менеджеры, например, в банках, риск-менеджеры, аналитики, финансисты… При этом профессия экономиста действительно высокооплачиваемая и спрос на этих специалистов есть всегда.

Какими знаниями и умениями должен обладать экономист? Как база, необходимо, конечно, высшее экономическое образование. Дальше - нужно обладать набором знаний, необходимых для конкретной должности (например, если вы претендуете на должность финансового аналитика - это один набор знаний, включающий методы экономического анализа и статистики, финансовый менеджмент и многое другое). Конечно, все это подразумевает, что экономисту присущи такие качества как аналитический склад ума, способность мыслить логически и математические способности. Кроме того, нужно быть организованным человеком, иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости.

Целью данной работы является изучение профессии экономист.

Задачи работы:

Рассмотреть особенности возникновения и становления экономической профессии;

Описать права, обязанности и ответственность экономиста.


1. История возникновения профессии «экономист»


1.1 Особенности возникновения и становления экономической профессии

экономист профессиональный должностной

Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги. Профессия экономиста возникла сотни лет назад, когда начали существовать основные экономические понятия: товар, обмен, деньги.

Словом «oiconomia» древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - домохозяйство, дом и nomas - закон). Таким образом, этот термин можно употреблять для обозначения теории и практики наиболее эффективного ведения хозяйства.

Термин «экономика» употребляется и для обозначения отраслей научного знания - политическая экономия, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.д. Большое число экономистов призваны изучать экономические процессы, происходящие в обществе, и разрабатывать пути и методы достижения целей, диктуемых современностью.

Компетенции, которыми должен обладать современный экономист, существенно отличаются от тех, которыми обладали экономисты прошлого. Если современный экономист неоклассического направления сравнит свои компетенции с теми, какими обладали его коллеги в прошлом, он будет крайне удивлен «схоластичностью», «литературностью» и отвлеченностью экономической теории прошлого, где больше внимания уделялось словесному описанию и логике экономического анализа, а не созданию эконометрических моделей и их эмпирической проверке. По классификации О. Конта экономическая наука XIX века еще не стала позитивной наукой, а лишь находилась на стадии метафизических конструкций, которые по большей части являются не квалифицируемыми.

Преодоление метафизичности экономической теории, подразумевало принятие стандартов и методов наиболее успешной точной науки - физики, а точнее классической механики. Ключевая метафора экономической теории - равновесие, несомненно, заимствована именно из физики, а не из биологии, которая, по мнению А. Маршалла, с именем которого обычно связывают переход от метафизики к позитивной теории в области экономических исследований, должна служить образцом для экономической теории будущего. Правда, сам А. Маршалл предпочел более простой канон физики .

Выбор совершенный экономическим сообществом в конце XIX века оказался решающим для развития экономической науки вплоть до начала XXI века. Особенно важным оказался послевоенный период, когда формировались наиболее авторитетные школы экономической мысли, и происходила интенсивная институционализация экономического сообщества.

Профессионализация экономической науки начинается только в конце XIX века, до этого времени можно выделить лишь более или менее успешные попытки создания сообщества единомышленников, и если представителей системы меркантилизма лишь весьма условно можно было отнести к некой «школе» или «направлению», то уже физиократы под водительством Ф. Кенэ считали себя неким профессиональным сообществом, объединенным не только харизматичной личностью «учителя», но и рядом «догм», например, о естественной способности земли к порождению богатства в большем объеме, чем во всех других отраслях экономики. Не зря их самоназвание было «экономисты», в отличие от, например, А. Смита и Д. Юма, которые называли себя философами, хотя история оценила их иначе (прежде всего первого из них).

А. Смит отличался от своих предшественников, прежде всего тем, что уделял политическим рекомендациям гораздо меньше внимания, чем его учителя-физиократы, последние стремились к непосредственному влиянию на экономическую политику государства: введение единого налога, ограничение доли населения занятого непроизводительным трудом и т.д., не зря группу экономистов, объединявшихся вокруг личности Ф. Кенэ, называли «сектой», а самих себя считали посвященными, которые должны воплотить идеи учителя в жизнь. Хотя идеи физиократов во многом остаются актуальными и сегодня, все же, их анализ начинается не с того, как складывается спонтанный порядок, а с конструктивизма, что методологически крайне опасно, так как фактически, это не что иное, как создание утопии, без попытки осмыслить ту экономическую действительность, в которой пытаются насадить нечто претендующее на разумность.

Физиократы и меркантилисты уделяли теории гораздо меньше внимания, чем классики английской политической экономии. Последние понимали роль экономиста не в конструктивизме (общая черта первых школ политической экономии), а в исследовании спонтанного порядка, складывающегося непреднамеренно, без единого планирующего это процесс органа. Поэтому А. Смит и его последователи уделяли первостепенное внимание просвещению. Именно через просвещение, а не минуя его (как в случае с меркантилистами и физиократами), должно осуществляться постепенно усовершенствование экономического порядка. Представители английской политической экономии заложили краеугольный камень понимания особой роли экономиста в обществе, экономиста-просветителя.

В дальнейшем этим высоким статусом в обществе воспользовались различные представители социализма и интервентизма. Причем марксизм здесь не самый яркий представитель. Уже Дж.С. Милль в своих «Принципах политической экономии» встал на позицию рикардианской трудовой теории ценности, отрицающей роль субъективного фактора в процессе образования ценности. Не зря Л. фон Мизес говорил, что «по сравнению с Миллем все остальные социалистические авторы - даже Маркс, Энгельс и Лассаль - едва ли имеют какое-либо значение».

К 1870 году экономическая теория оказалась на распутье. Маржиналистская революция произошла одновременно в трех интеллектуальных центрах, породив австрийскую школу, лозаннскую школу и кембриджскую школу. Две последние в отличие от первой никогда последовательно не проводили принцип методологического индивидуализма. И если К. Менгер смог совместить атомистический анализ с эволюционной теорией институтов, то две последние школы - особенно после выхода в свет главной книги А. Маршалла «Основания экономической науки» в 1890 г. - смешали индивидуализм с коллективизмом и объективизмом, пытаясь сохранить рикардианство (случай А. Маршалла), а также математизировать (случай Л. Вальраса, В. Парето) то, что математизации не поддается - субъективная творческая деятельность человека, что убедительно показал в своем трактате по экономической теории Л. фон Мизес . Кроме этого позитивизм, выбранный в качестве основной методологии маршалианства, заложил фундамент конструктивизма в экономической теории, господствующего до сегодняшнего дня. Экономисты стали специалистами по TAXISу (по насажденному, искусственно созданному порядку), а NOMOS или KOSMOS (спонтанный порядок) оказался невостребованным сообществом экономистов. С того момента, как был осуществлен выбор сообществом экономистов в пользу технократизма и до сегодняшнего дня, мало что изменилось.

Австрийская школа политической экономии была единственной школой, где после маржиналистской революции и до сегодняшнего дня уделялось особенное внимание именно NOMOSу. Поэтому она осталась хранительницей идеалов просвещения. Л. фон Мизес по этому поводу говорил, что экономисты не могут себе позволить быть специалистами, оперирующими понятиями (в том числе математическими), о которых не имеет представления просвещенная часть общества, идеи экономистов должны быть достоянием не технократов, а гражданского общества .

Но на сегодняшний день ситуация обстоит так, что сообщество экономистов-технократов является источником интеллектуального обоснования интервентизма, разрушающего спонтанный порядок (NOMOS).

Таким образом, экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения.

За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились. Экономист собирает и анализирует данные о производственной деятельности, затем оценивает, насколько она успешна и, в конечном счете, готовит предложения руководству по усовершенствованию технологии производства и труда. Экономисты работают по нескольким направлениям. Например, экономист по труду рассчитывает размер зарплаты для представителей каждой профессии - от бухгалтера до шахтера.


.2 Экономист как призвание и профессия


Стоит особенно выделить довольно распространенный взгляд на профессию экономиста, обстоятельно представленный в двухтомной «Панораме экономической масли» Гринэуэя. Там в частности говорится о том, с какими трудностями приходится сталкиваться экономисту в процессе попыток реализовать свои теории на практике, особенно на государственной службе: для того, чтобы убедить политика в верности своих идей, приходится идти на компромиссы с ним и нарушать идеал независимого и объективного в своих оценках технократа, так как спрос на технократа находится в прямой зависимости от его способности гарантировать, то, что невозможно гарантировать - достижение провозглашенной политиком цели. Выход - отдать на откуп политикам принципы и цели экономической политики, а самим заняться усовершенствованием моделей, до наступления лучших времен, когда в достаточной степени просвещенные политики придут за советом к высокообразованным экономистам-технократам и попросят посчитать экономический эффект от принятого ими решения. Или - второй вариант - заниматься интеллектуальным обоснованием того, что хочет политик, вне зависимости от того, будет ли это способствовать экономическому порядку или нет. Самостоятельная позиция профессионала по вопросам экономической политики несовместима с идеалом технократа, делающего то, что ему скажут.

Отрыв экономистов от экономической политики не с последнюю очередь связан с философией технократизма, господствующей в области естественных наук - специалист в области экономики не имеет (как ученый-экономист) права выносить оценочные суждения на основе своих профессиональных знаний о последствиях того или иного решения (он может это делать как гражданин), он лишь может указать на неизбежные последствия этого решения, тем самым экономист-технократ выносит себя за рамки экономической деятельности и как демон Лапласа должен выносить лишь объективные суждения о том, к чему приводят неправильные поступки политиков, недостаточно просвещенных в области экономической теории, либо обосновывает их решения авторитетом экономиста-профессионала. Но если экономист делегирует право устанавливать цели и ценности политику, он, тем самым, лишает себя способности влиять на те процессы, в которых он должен быть экспертом, и передает данное право некомпетентному политику. Отказываясь от вынесения ценностных суждений, экономист (как экономист) девальвирует ценность своей профессии, так как, если политик решит нанять его как технократа для осуществления морально неприемлемой функции, последний с полным правом может согласиться, так как его профессиональное призвание не в том, чтобы «наставлять на путь истинный», а в том, чтобы осуществлять дорогостоящие услуги политику. «Всеядность» экономистов в таком случае становится источником усиления власти некомпетентных и вся роль экономистов сводится к перераспределению за определенную плату дохода в пользу некомпетентных за счет государства.

Таковы последствия отчуждения экономического сообщества от самого предмета экономических исследований - неизбежное следствие довольно распространенного мировоззрения экономистов основанного на «гильотине Юма» , в соответствии с которой, за экономические процессы отвечают люди некомпетентные в вопросах экономики - политики (с позволения самих экономистов), а экономисты удаляются от мира в башню из слоновой кости для того, чтобы заниматься созданием мозаичных моделей, не позволяющих объяснить наблюдаемые экономические процессы и сформировать видение экономической действительности. Налицо кризис понимания роли экономиста в обществе.

Вопрос, неразрывно связанный с ролью экономиста в обществе, - это вопрос о тех компетенциях, которыми должен обладать профессиональный экономист. Ответить на него сегодня призван так называемый компетентностный подход. Так как современные учебные заведения готовят выпускников не на конкретное рабочее место, а на конкретный рынок, то и набор качеств и характеристик должен соответствовать потребностям рынка: не должно быть чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, напротив, следует сокращать объем ненужных дисциплин и часов, а взамен их формировать у студентов базовые профессиональные компетенции, такие как способность учиться на практике, общение с клиентами и руководством, умение заполнять конкретные документы, проводить миниисследования рынка, готовить аналитические записки и т.д.

В учебных заведениях, ориентированных на академические стандарты, большое количество часов, выделенных на теоретические дисциплины, обосновываются необходимостью формирования у студентов аналитических компетенций, которые, хотя и не пригодятся им на практике, но позволят им в дальнейшем заниматься преподавательской или исследовательской деятельностью. В целом, если компетентностный подход не сводится к повторению банальностей о том, что необходимо развивать способности студентов, он противопоставляется так называемой гумбольтовской педагогике, в соответствии с которой важна мировоззренческая компонента в учебном процессе, обеспечивающая развитие личности студента, и как следствие, его рыночной стоимости, а не наоборот. Замена такого подхода на редуцированный, не может привести ни к чему иному, кроме как к потере адекватности получаемых студентом знаний. Отсутствие понимания природы экономических процессов и явлений, которым уделяется особенное внимание в гумбольтовской педагогике, приводит к вырождению профессии экономиста до роли апологета государственного интервентизма.

Следует признать, что движение в направлении компетентностного подхода будет лишь усугублять проблему неадекватности экономического знания. Чем больше студент ориентирован на получение компетенций, тем меньше внимание он уделает (и тем меньшее значение он придает) реалистичности и релевантности экономической теории как фундаменту своей профессии, рассматривая затраты труда и времени на изучение данной дисциплины, как вынужденное и с профессиональной точки зрения бессмысленное времяпровождение. Преодоление сложившейся тенденции видится нам во всем большем внимании к качественному анализу экономических процессов, априори уделяющему все внимание причинно-следственным связям и природе экономических процессов, тем самым, формируя у студентов целостное и релевантное их видение.

Огосударствление экономики и подавление предпринимательской активности получит интеллектуальную поддержку в профессиональной сообществе «экономистов».

Таким образом, проанализировав о сущности профессии экономиста, его в современной обществе, мы можем сформулировать основные черты экономиста, относящегося к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Главная деятельность экономиста в том, чтобы просвещать относительного того, что лежит в основе экономических процессов, и что в наибольшей степени способствует спонтанному порядку человеческого сотрудничества.


2. Права и обязанности экономиста


.1 Должностные обязанности


Экономист:

Выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышении эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.

Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.

Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.

Участвует:

В рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов.

В проведении работ по ресурсосбережению.

Во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета.

В совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления.

В совершенствовании плановой и учетной документации.

Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств.

Осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов.

Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.

Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров.

Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, которая используется при обработке данных.

Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов. Пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую отчетность, аннотации и обзоры.

Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.


2.2 Права и ответственность экономиста


Экономист имеет право:

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю во всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет-то с разрешения руководителя).

Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Экономист несет ответственность за:

ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.

правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.

причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.


Заключение


Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Какие же должности можно отнести к профессии экономиста? Многие под этим термином понимают не только собственно профессию экономиста, но и многие другие профессии (финансист, бухгалтер, меркетолог, коммерсант, менеджер и т.д.), но все это разные специальности, речь о которых пойдет ниже. Финансист, бухгалтер, маркетолог и т.д. становятся главными людьми в организациях, компаниях, на производстве. От них зависит не только успешность организации, но часто и возможность ее дальнейшего существования. Поэтому не удивителен тот ажиотаж, который существует по отношению к этим специалистам. В результате, специальность стала пользоваться большим спросом у молодежи, а спрос (не мне вам объяснять, если уж вы заинтересовались этой статьей) порождает предложение. Каждый год открываются все новые и новые экономические ВУЗы, а некоторые высшие учебные заведения, иногда даже не имеющие к экономике никакого отношения открывают экономические факультеты. В общем, все кому не лень готовят специалистов-экономистов, многие из которых, получив такую востребованную на рынке труда профессию, не могут найти работу.

Таким образом, экономист - профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.…

Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.

Работодатели предъявляют такие требования: профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владение программой 1С.

Особенностью этой профессии в современных реалиях есть то, что сейчас на рынке труда переизбыток экономистов. Спрос породил очень уж большое предложение, поэтому работодатели выбирают не вчерашних выпускников, а специалистов с опытом. Как показывает практика, не все выпускники свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности прогнозов вообще говорить не приходится.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

·отсутствие математических способностей;

·отсутствие аналитических способностей;

·быстрая утомляемость;

·рассеянность, забывчивость;

·небрежность;

·импульсивность, вспыльчивость.

Специальность «Экономист» есть почти во всех ВУЗах; даже тех, которые к экономике имеют косвенное отношение. Выпускники финансовых факультетов также имеют шансы занять эту должность.


Библиографический список


1.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. / научн. ред. В.С. Автономов. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

2.Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег, Избранное. - М: Эксмо, 2007.

.Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса / Под ред.: Я.И. Кузьминов; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

.Коутс А.У. // Панорама экономической мысли конца XX столетия / под. Ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб.: Экономическая школа, 2002.

.Маршал А. Основания экономической науки [предисловие Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина и др.] - М.: Эксмо, 2007.

.Моисеев С.Р. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008.

.Самуэльсон П. О чем экономисты думают: Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта; пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009.

.Шумпетер Й.А. История экономического анализа: в 3-х томах / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экономист — традиционно одно из самых популярных направлений обучения в российских вузах. Сегодня IQ Review расскажет, что за профессия «экономист», чем она отличается от работы бухгалтером, и сколько за нее платят. Своей историей поделилась экономист с пятилетним стажем Наталья.

Почему я выбрала профессию экономиста

Профессия экономист

Живу я в Касторенском районе Курской области. Экономистом проработала 5 лет, начала работать после окончания 3 курса института.

Зачем предприятию нужен экономист?

Многие считают, что профессия экономиста сродни профессии бухгалтера. Ведь работают и те и другие с цифрами, касающимися работы организации, ее рентабельности и результатов.

Разница между экономистом и бухгалтером состоит в том, что бухгалтер осуществляет фактический сбор и систематизацию документации и ее содержимого, а экономист должен провести анализ и оценку результатов работы за конкретный период, выявить недочеты и на основании того, что получилось, составить прогноз.

Да-да, экономист — это, своего рода, предсказатель, который основывается на фактах.

Что нужно знать для работы экономистом

В первую очередь работа экономистом подразумевает тесное общение с цифрами, формулами и разного рода соотношениями. Поэтому знание математики и ее основ обязательно. Тому, кто не в состоянии найти процент от заданного числа, просто нечего делать в этой сфере. Желательно, вернее, даже обязательно, чтобы человек обладал аналитическим складом ума. Ведь на основании выведенных данных нужно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию и представить отчет руководителю.

Пример работы экономиста — доказать, какое из выбранных направлений деятельности рентабельно, а какой проект следует приостановить или совсем закрыть.

Сейчас в подавляющем большинстве профильных высших учебных заведений, техникумов и училищ есть факультеты, которые готовят экономистов. Это связано с тем, что профессия имеет большую популярность у молодежи. Вуз, который закончила я, имеет сельскохозяйственную направленность. С первого по третий курс мы изучали предметы, которые должны знать все грамотные и образованные работники сельского хозяйства. Не буду перечислять все, но среди них были растениеводство, животноводство, философия, механизация и другие.

Сначала мы не понимали, зачем нам, допустим, механизация. Но на старших курсах, когда по статистике или экономике предприятия нам стали задавать задачки на расчет расхода топлива, урожайности семенного материала или продуктивности скота, в которых нужно было вывести рентабельность и прогнозируемую прибыль, все стало на свои места.

Суть профессии экономиста состоит в том, чтобы знать всю подноготную предприятия, каждый «винтик», который можно «вкрутить » в систему, с тем чтобы увеличить отдачу.

И, конечно же, в современных условиях каждый специалист должен знать компьютер. И далеко не на уровне пользователя. Продвинутый пользователь программ Microsoft Office - это минимум того, что нужно для работы, обычно еще требуют знание продуктов 1С.

Как найти работу начинающему экономисту


Рабочее место экономиста

На должность экономиста устроиться, особенно с «нуля», без опыта работы, очень сложно, практически нереально. Для этого нужны или , или счастливый случай. Эту работу новичкам можно получить альтернативным способом - начинать трудиться на предприятии в другой должности, параллельно обучаясь в вузе по специальности экономиста. Руководство обязательно заметит стремление сотрудника к совершенствованию и, при первой же возможности, предоставит желаемую должность.

Обычно руководители, принимая на эту должность новичков, не предъявляют серьезных требований . Просят предъявить диплом об образовании и задают несколько вопросов о наличии знаний в той области, в которой работает предприятие. Справится кандидат со своими обязанностями или нет, предстоит выяснить во время испытательного срока. Для всех работников - это три месяца, для управленческого состава период может быть продлен до полугода. В это время руководство предприятия может принять решение об увольнении работника в связи с тем, что он не справляется с обязанностями. Поэтому, кроме потерянного времени, директор предприятия ничем в этой ситуации не рискует.

Главное, на любую должность - это доброжелательность, правильная постановка речи и коммуникабельность соискателя. В частности, в провинции, где все друг о друге всё знают, обычно начальство наводит справки о человеке.

Как я нашла работу — личный опыт

Из личного опыта могу сказать, что я прочла объявление в местной газетенке о том, что торговому предприятию требуется экономист. Набравшись наглости, так как закончила только третий курс в институте по профессии, я пришла к директору и заявила о том, что ничего не знаю по работе, но горю желанием трудиться именно в этой сфере и на этой должности. Нужно сказать, что я долгое время работала , поэтому «кухню» торгового предприятия себе представляла. Об этом тоже было сказано. Не знаю, что явилось решающим фактором, но через два дня директор перезвонил мне и пригласил явиться с документами для оформления в офис компании.

Функциональные обязанности экономиста на предприятии


Один из основных инструментов - калькулятор

Пару слов о том, чем должен заниматься экономист на своем рабочем месте ежедневно. Для начала нужно немного описать само предприятие. Это звено сетевой компании, известной в России, которая специализируется на розничной торговле товарами первого спроса (продукты питания, хозяйственная группа, мебель, игрушки и канцелярия). В структуру организации, которой управляли 6 человек, входило 30 сельских магазинчиков.

Первое, с чего началась моя деятельность - это составление ежедневного товарооборота в разрезе каждого магазина. Для этого была специальная тетрадка, которая разлиновывалась вручную, где по горизонтали располагался список магазинов, а по вертикали заносились суммы ежедневной выручки, сданной каждой торговой точкой. Суммы выбирались из программы 1С с нарастающим итогом. В результате, в конце месяца был виден итог работы предприятия в виде общей суммы и итог работы каждого магазина и его товарооборот . Под этим понятием скрывается количество дней, необходимое для продажи среднего запаса товаров торговой точки. Средние товарные запасы за период делятся на средний однодневный оборот точки.

В конце каждого месяца, в специальной табличке, сделанной в редакторе Excel , проводился сравнительный анализ работы каждой торговой точки в сравнении с прошлым месяцем и тем же периодом прошлого года. Это давало возможность проанализировать работу предприятия в целом и по каждому отделению.
Таким же образом анализировались затраты и издержки. Подобные формы я сделала для анализа затрат на электроэнергию, ремонт помещений, газоснабжение, заработную плату и отчисления, сумму остатка товара в магазинах.

Количество отчетов, составление которых входило в мои обязанности, сложно подсчитать. Основные три отправлялись ежемесячно в головной офис, находящийся в городе Курске, и включали в себя все показатели, которых добилось предприятие за истекший месяц. Каждый месяц составлялся отчет в Статистическое управление, который включал те же данные. Помимо этого, ежеквартально и ежегодно сдавались отчеты о производственных показателях за квартал и год.

К концу квартала я разрабатывала план для каждой торговой точки на следующие три месяца. Планирование основывалось на сравнительном анализе аналогичных периодов трех прошедших лет и прошлого квартала.

По всем правилам, план для торговой точки следует напрямую увязывать с количеством населения, проживающего в поселке, где функционирует магазин, но это настоящая проблема. Сведения о жителях собираются путем обзвона поселковых администраций, а у них в бумагах одно, а на деле совсем другое. Дают они информацию только о прописанных гражданах, которые, может быть, уже много лет там не живут, а приехавшие на заработки и живущие без прописки, просто не учитываются.

Поэтому мой метод был самым оптимальным. В январе каждого года составлялся ориентировочный план на предстоящий год. Он основывался на тех цифрах, которые представляло нам головное предприятие, и возможностях каждого магазина.

Сколько зарабатывают экономисты


Банкноты

Мне сложно говорить о том, сколько зарабатывают люди моей профессии в больших городах, но для нашей местности моя зарплата считалась неплохой. Оклад у меня был 16000 рублей. Минус от этой цифры подоходный налог 13% и профсоюзные взносы, на руки выходило около 14 500 рублей в месяц. Оплата труда проводилась официально, со всеми необходимыми отчислениями. Соцпакет был представлен только оплатой больничного листа и подарками детям к новогодним праздникам - не того масштаба предприятие, где есть бесплатные путевки на море или собственные детские лагеря.

По статистическим данным, которыми я интересовалась, минимальная зарплата экономиста в крупном городе стартует от 22000 рублей, и верхний предел ее — 80000 рублей. Но для того чтобы столько заработать, нужно иметь большой опыт трудовой деятельности по данной специальности, и к тому же - жить в городе.

Плюсы и минусы профессии экономиста

К плюсам профессии можно отнести то, что экономист является независимым ни от кого, кроме директора, работником. К тому же, люди, которые решили посвятить себя этой профессии, это личности, которые во главу угла ставят творческий подход к деятельности. Возможность видеть то, что не видно другим, усовершенствовать структуру и кадровый состав, с тем чтобы направлять усилия на достижение поставленных целей — это действительно интересно.

Недостатков в этой работе я не вижу. Единственный минус , свойственный подавляющему большинству предприятий в наше время - это нагружать того, кто справляется со своими обязанностями, максимальным количеством дополнительных, отвлекающих от основного процесса, функций.

Что нужно для того, чтобы тебя оценили и заметили

В моем случае, выше меня по рангу были только и директор организации. Бухгалтерия - не мое! А руководителем становиться не было желания. Нет, не хочу сказать, что я не амбициозная! Очень даже! Но это не тот случай. На нашем директоре лежало столько обязанностей и проблем, что мне иногда казалось, будто он и ночевал в кабинете. Предприятие, которое он получил в наследство от предшественника, находилось в состоянии крайнего упадка. И у него времени не было даже вздохнуть.

Я занимала хорошую должность, моя работа мне очень нравилась, и не хотелось что-то менять. Кроме того, не имея большого стажа и опыта, я старалась ездить в соседние ответвления головной организации к экономистам со стажем, где многому научилась. Несколько раз меня отправляли на курсы повышения квалификации, после чего доверили работу с кадрами.

Напутствие новичкам

Самое главное в нашей профессии, как и в любой другой, оставаться человеком. Внимательность к деталям и цифрам, усидчивость и грамотность - это те качества, которые должны присутствовать обязательно. Желательно, если представится такая возможность, сначала попасть на работу помощником экономиста. Это позволит избежать многих ошибок и просчетов, свойственных новичкам в любой профессии.

Похожие публикации