Какая воинская часть на корабле маршал устинов. Зачем из «Маршала Устинова» сделали совершенно новый крейсер? Постройка корабля: особенности конструкции

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» корабль первого ранга «Маршал Устинов» . Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.В 1987– 1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с "Адмиралом Кузнецовым" и тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов" станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера "Москва", в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича — Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300 . Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

В России в боевой строй после шести лет ремонта вступил ракетный крейсер «Маршал Устинов». После его ввода у ВМФ России появился четвертый корабль такого класса

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вернулся в боевой строй после шестилетнего ремонта. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства, передает «Интерфакс» .

По его словам, крейсер вводится «в состав сил постоянной готовности».

Сам ремонт на крейсере завершился в декабре 2016 года. Тогда он вернулся на базу Северного флота, в Североморск. 26 декабря на пирсе прошла «торжественная церемония встречи крейсера», заявляли в пресс-службе флота (цитата по ТАСС).

Ремонт на крейсере начался в 2011 году. Первоначально на крейсере хотели провести «средний ремонт». Однако позже, в 2013 году, было принято решение провести «серьезную модернизацию». В частности, вместо изначально установленного противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (дальность стрельбы — до 500 км) было решено поставить комплекс «Вулкан» (дальность — до 700 км), рассказывали «Интерфаксу» в главном штабе ВМФ. Также на корабле провели ремонт конструкций корпуса корабля, механизмов винтов и рулей, главной силовой установки и других систем.

В октябре 2016 года крейсер вышел в море на заводские ходовые испытания. Во время них корабль прошел 4 тыс. морских миль. При этом вице-президент объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев заявлял, что крейсер войдет в боевой строй до конца 2016 года.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов», модернизация которого на судоремонтном предприятии «Звездочка» ведется уже порядка четырех лет, является заметной боевой единицей Северного флота. Если говорить конкретнее, таких единиц в российском ВМФ всего три, по одной на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах, причем две из них, «Москва» и «Варяг», являются флагманами Черноморского и Тихоокеанского флотов соответственно.

Перевод к новому месту службы

Относительно недавно в средствах массовой информации со ссылками на источники в военной промышленности и министерстве обороны стали появляться сведения о намерении командования ВМФ переназначить ракетный крейсер "Маршал Устинов" после окончания ремонта на Тихоокеанский флот. Это важное решение, поскольку оно существенно меняет распределение российских военно-морских сил в сторону дальневосточного театра военных действий.

Состояние Тихоокеанского флота

Если же разбираться более детально, то подобное решение назрело довольно давно. С развалом Советского Союза Тихоокеанский флот начал стремительно терять корабли. Недостаток финансирования на содержание, проведение и модернизация кораблей привели к выводу из строя наиболее крупных и значимых кораблей - авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Следует также отметить, что ТОФ лишился (хоть и не окончательно) крейсера «Адмирал Лазарев», а также большей части и десантных кораблей. Помимо вывода кораблей из строя проблемой стало и поддержание судов в боевой готовности. Вышеупомянутый «Варяг», а также проекта 1155 - практически единственные крупные машины, оставшиеся в строю. В таком состоянии флота ни о каком полноценном присутствии в океане не могло идти и речи.

Пополнение Тихоокеанского флота крейсером «Маршал Устинов» вкупе с выполнением капитальных ремонтов находящихся в запасе 956 проекта позволяет развертывать одновременно две достаточно мощные противолодочные группировки в дальней морской зоне. При повторном вводе в строй атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» в 2018 году и пополнении флота строящимися корветами Тихоокеанский флот после долгих столь долгих лет перерыва сможет выполнять практические любые задачи в регионе.

Инфраструктура

Возникающие сложности обеспечения инфраструктурой базирования такого крупного корабля сводятся к минимуму по причине срыва сделки по приобретению «Мистралей». Для размещения вертолетоносцев была построена пристань, размеры которой позволяют принимать и ракетные крейсеры. Учитывая что, скорее всего, передача вертолетоносцев не состоится, логичным решением будет использовать созданную инфраструктуру для размещения ракетного крейсера «Маршал Устинов».

Описание проекта 1164

Ракетные агрегаты проекта 1164, к которому и относится крейсер «Маршал Устинов», играют важнейшую роль в российских военно-морских силах как в дальней, так и ближней морских зонах. Они способны поражать любые надводные корабли противника, включая авианосцы, используя основное вооружение - ракетные комплексы П-1000 «Вулкан». Также в круг их задач входит обеспечение противовоздушной обороны в составе морских соединений флота. Средства ПВО данных кораблей представлены наиболее тяжелым на сегодняшний день российским корабельным комплексом ПВО «Форт», а также комплексами «Оса - МА» в качестве вспомогательных комплексов ПВО ближней зоны.

Артиллерийское вооружение корабля представлено одной установкой АК-130 в носовой части корабля, а также шестью автоматическими зенитными артиллерийскими комплексами АК-630. В качестве противолодочного вооружения имеется реактивно-бомбовая установка РБУ-6000. В целом ракетные крейсеры данного проекта являются недорогой альтернативой атомных ракетных крейсеров Наибольшую ценность этим кораблям придает наличие мощного наступательного противокорабельного комплекса, а также возможность создания (в комплексе с другими, менее оснащенными средствами ПВО кораблями) эшелонированной системы ПВО благодаря наличию ЗРК «Форт» с достаточно большим боезапасом ракет.

Модернизация

Итак, что же будет представлять собой ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов» после ремонта и модернизации? Точной информации о конкретных элементах, подлежащих замене и модернизации, конечно же, нет. Однако достоверно точно известно, что в ходе капитального ремонта замене подлежит более пятидесяти процентов корабельной проводки, элементная база навигационных систем, антенные группы, а также радиолокационные станции. Вооружение и силовая установка модернизированы не будут, однако выполняются существенные ремонтные работы. Стоит отметить, что ремонт ракетного крейсера "Маршал Устинов" является приоритетной задачей судоремонтного завода "Звездочка".

В целом крейсер "Маршал Устинов" не претерпит значительных изменений, и круг решаемых им задач кардинально не изменится. Однако нельзя не отметить то, что четырехлетний ремонт наверняка положительным образом отразится на общей боеготовности корабля, снижении количества неисправностей, а также повышении общей надежности систем и агрегатов корабля.

Заключение

В качестве заключения следует отметить, что решение о передислокации ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» на Тихоокеанский флот также символизирует особое внимание, уделяемое развитию вооруженных сил в столь напряженном регионе, как Дальний Восток. Наличие неразрешенных территориальных споров, массовое военно-морское присутствие США, развитие ВМС НОАК и многие другие факторы вынуждают военное руководство Российской Федерации также наращивать группировку войск и сил на данном направлении.

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» – корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.

Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть – название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания как новенький, оставив из «прошлой жизни» пожалуй только корпус да прежнее названия.

Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже наверняка многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 годы. Его «коньком» были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.

Но и про ВМФ Устинов не забывал – в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал Флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя «устиновцами».

В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта – «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшей» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.

Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всякий – безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.

«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2 ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние «устиновцы» – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.

Надо ли говорить, что крейсер, который «не вылезал» из дальних походов был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.

К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений сиспользованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (6 раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.

В 1987-88 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил не мало.

Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).

Это ракета массой в 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч, с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кг) боевой частью и способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.

Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000) поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности 6 километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса «Вирджиния» способна погрузиться максимум на 488 метров). 10 торпед калибром 533 мм уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 км/ч.

Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающих воздушные цели по горизонтальной дальности в 90 и вертикальной в 25 километров. Плюс 6 зенитных 30 мм установок АК-630 со скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130 мм пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.

В ходе модернизации на «Маршале Устинове», были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющими сделать корабль невидимым для средств наведения противника.

Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей, заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость в 32 узла. Крейсер с экипажем почти в 500 человек, обладает автономностью плавания в 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.

«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с Севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.

И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».

Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

Похожие публикации