Диагностика сформированности зрительного восприятия у детей, поступающих в первый класс. Методики изучения восприятия Методика исследования восприятия у дошкольников
Для выяснения вопроса о существовании врожденных механизмов восприятия и роли опыта в его развитии проводились
многочисленные эксперименты с младенцами. Многие авторы были не согласны с описанием У.Джемсом чувственного мира младенца как «гудящей неразберихи» ощущений. Представим ряд эмпирических исследований, которые пытались ответить на принципиально важный вопрос, поставленный блестящим английским психологом-экспериментатором Т. Бауэром: «Что видит ребенок, когда смотрит на окружающий мир, - множество различных предметов определенной формы, расположенных в определенном порядке, или какой-то сумбур переливающихся мимолетных теней?» .
В опытах Т. Бауэра на младенцах использовалась условно-рефлекторная методика для выработки реакции на предъявляемый ему зрительный стимул . Правильная реакция ребенка: поворот головы в ответ на предъявление ему условного раздражителя - белого картонного куба с гранью в 30 см на расстоянии 1 м, - подкреплялась внезапным появлением женщины-экспериментатора, которая, улыбалась ребенку, говорила «ку-ку», а затем исчезала (рис. 129). Проводились опыты по изучению константности восприятия, поэтому менялось расстояние до этого куба и его размер. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка. Полученные результаты показали, что ребенок поворачивает голову на условный раздражитель (куб с гранью именно 30 см на расстоянии 1 м) в 4,5 раза чаще, чем на куб с гранью 90 см, предъявлявшийся на расстоянии 3 м, т.е. имевший такой же угловой размер, что и условный раздражитель. Это исследование доказывает, что 6 -8-месячные младенцы реагируют на константность видимого размера, а не константность зрительного угла.
Аналогичные эксперименты были проведены по изучению константности восприятия формы прямоугольника . Условным раздражителем был деревянный прямоугольник размером 25x50 см, расположен-
ный под углом 45° к фронтальной плоскости на расстоянии 2 м от глаз ребенка. Дифференцировочными стимулами были: стимул 1 - прямоугольник, расположенный перпендикулярно взору; стимул 2 - трапеция, расположенная перпендикулярно и создающая на сетчатке изображение такой же формы, как и условный раздражитель; стимул 3 - трапеция, расположенная под углом 45°. Результаты показали, что условный раздражитель вызывал в среднем 51 реакцию, стимул 1 - 45,13 реакций, стимул 2 - 28,5 реакций, стимул 3 - 26 реакций. Таким образом, было установлено, что дети в возрасте 50 - 60 дней правильно реагируют на реальную, а не проекционную форму объекта.
Как уже указывалось ранее, Р. Франц изучал восприятие формы. Кроме цыплят он также исследовал двух детенышей шимпанзе 1 и новорожденных детей (30 детей от 1 до 15 недель), используя так называемую методику на зрительный интерес, в которой движения глаз использовались как индикатор зрительного внимания к воспринимаемому объекту [ПО]. Ребенок или детеныш лежал в специальной кроватке и смотрел на предметы, подвешенные к потолку экспериментальной камеры. Экспериментатор, глядя вниз через небольшое отверстие, регистрировал длительность фиксации взора на каждом объекте. Испытуемым предъявлялись пара различных рисунков - горизонтальные полосы, концентрические круги, квадрат, шахматный паттерн. Было обнаружено сильное предпочтение одной из фигур в паре, причем это наблюдалось у детей всех возрастов, что доказывает, что оно не является результатом научения.
Аналогичные данные, но на еще более маленьких детях (от 1 до 14 дней) были получены швейцарским педиатром Ф. Штирниманом. Другую серию опытов Р. Франц проводил с 49 младенцами в возрасте от 4 дней до 6 месяцев. Им предъявлялись три плоских рисунка, сходных по форме с головой человека. На одном было изображено стилизованное лицо человека, на другом вместо лица были нарисованы темные пятна, на третьем - верхний участок овала «лица» был просто закрашен черной краской. Результаты были примерно одинаковыми для детей всех возрастов: они чаще смотрели на «настоящее лицо». Полученные результаты свидетельствуют о врожденности восприятия формы: и животные, и дети реагируют на нее без обучения.
Еще раз напомним об опытах Э. Гибсон и Р.Уока, а также Дж. Кем-поса и соавторов со зрительным обрывом, проведенных с 2 -3-месячными и 6-месячными младенцами. Их результаты убедительно показали, что такие маленькие дети могут воспринимать видимую глубину, что выражается в избегании края «зрительного обрыва».
Таким образом, приведенные выше результаты позволяют сделать вывод о том, что «зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным, каким его долгое время считали» }