Словарь финансовых терминов и экономических понятий. Если вам интересно моё мнение, то я рекомендую учебник «Основы экономики» Евгения Борисова (2002г.)

С конца прошлого века и по сей день профессия экономиста остается наиболее модной. Кризис внес некоторые коррективы в популярность этой специальности. Легко ли подыскать стоит ли поступать выпускникам в вузы этого направления?

Многие абитуриенты стремятся поступить в экономические институты, но не каждый точно знает, какие функции выполняет экономист и в чем смысл его работы. Что представляет собой Разберемся в этом подробнее.

Экономист - это кто?

Если говорить в целом, то экономистов можно отнести к специалистам, которые обеспечивают в работе предприятий, компаний эффективную Чаще всего эта профессия смежная с маркетологами, финансистами, бухгалтерами, менеджерами.

Экономисты - это люди, которые всегда высоко востребованы на тех предприятиях, где необходимо проводить постоянный анализ экономической деятельности, требуется правильно рассчитать финансы, проконтролировать расход средств. Профессия эта нужна всегда, её уверенно можно отнести к высокооплачиваемым. Благодаря тому что смежных направлений множество, сфера деятельности достаточно широка. К примеру, экономист-менеджер - это занятый в областях бизнес-администрирования. Еще в прошлом веке появилось понятие менеджер, когда на предприятия стали приглашать помощников (управляющих). Менеджер должен был четко планировать и организовывать всю работу на предприятии, учить людей, распределять обязанности, в общем, знать все необходимое для слаженной работы коллектива. Сейчас же менеджеры в большой организации есть в каждом отделе, они отвечают за какое-то узкое направление, например, менеджер по рекламе, менеджер по продажам или менеджер-экономист.

Что нужно уметь?

Экономист - это профессия, базой для которой является высшее Далее, для конкретного направления, необходимо иметь соответствующий набор знаний. Для нужно одно, для статистики - другое, для финансового менеджемента - третье. В целом же любой экономист должен обладать аналитическим складом ума, иметь математическое мышление, быть усидчивым и скрупулезным в работе, уметь быстро сконцентрироваться в любой ситуации. Зачастую для карьерного роста экономисту необходимо знать иностранные языки. И уж точно свободный английский положительно повлияет на уровень зарплаты.

Что должны знать экономисты?

Экономисты - это профессионалы, прекрасно разбирающиеся в сложных правовых актах, постановлениях, приказах и распоряжениях. Они просто обязаны изучать все новые методические материалы по аудиту, учету, анализу экономической деятельности. Должны:

  • Разбираться в тонкостях плановой экономической работы.
  • Знать порядки разрабатывания финансовых годовых планов на перспективу, различных бизнес-планов.
  • Разбираться в ведении всей учетной документации.
  • Знать порядок по разработке материалов финансовых, трудовых затрат.
  • Знать все методы статистического учета и экономического анализа.
  • При внедрении новых технологий и техники экономист должен определить их
  • При составлении договоров знать правила для оформления материалов, способы и методы по проведению вычислительных работ.
  • Четко знать и соблюдать время и порядок отчетности.
  • Изучать зарубежный и отечественный опыт по рациональной организации экономики на производстве при рыночных условиях.
  • Знать рыночные методы ведения хозяйства, производственные технологии, технику эксплуатации для оборудования.
  • Изучать основы законодательства по труду, правила и нормы по охране труда.

Экономисты - это работники, которые должны руководствоваться в своей деятельности разработанными должностными инструкциями. Назначает на работу и увольняет экономиста в соответствии с приказом руководитель предприятия.

Основные обязанности

Обязанности экономистов охватывают широкое поле деятельность, ведь профессия пересекается с бухучетом, менеджментом, финансовой деятельностью. Конкретные обязанности зависят от специфики работы предприятия, распределения функций между отделами, от других особенностей по ведению бизнеса. В некоторых компаниях экономисты работают над бизнес-планами, где-то выполняют функции бухгалтеров, проводят анализ целесообразности затрат, определяют уровни расходов. Бывает даже так, что экономисты занимаются инвестициями, просчитывают перспективы в бизнесе, решают стратегически сложные задачи. Направлений, казалось бы, множество - это сложность. Но с другой стороны, высшее экономическое образование дает возможность строить карьеру во многих сферах бизнеса.

Перспективы, зарплата экономистов

Экономисты - это люди, смотрящие далеко вперед. Каждый из них начинает с рядовой должности, но многие успешно движутся по карьерной лестнице, становясь впоследствии менеджерами отделов или управляющими предприятий. Начинающий специалист вполне может рассчитывать на заработок от 800 до 1000 долларов. Часто зарплата зависит от специфики деятельности компании: в пищевом, строительном бизнесе зарплаты доходят до 1500 долларов. Возрастают доходы, когда появляется опыт и происходит повышение по карьерной лестнице. Опытные экономисты получают доход на предприятии от 1500 до 3800 долларов. Хотя многое, конечно же, зависит от специфики, размеров и доходности компании (возможны и гораздо более скромные суммы). Если вы обладаете аналитическим мышлением, работа с цифрами - это ваш конек, вы усидчивы, скрупулезны, то специальность экономиста вам точно подойдет.

Как правильно составить отчет по выручке в виде сводной таблицы?

Как сформировать отчеты по калькуляции, по коммерческим и общехозяйственным расходам?

Как сформировать управленческий отчет о финансовых результатах?

Появление нового сотрудника в планово-экономическом отделе — всегда событие для всей финансово-экономической службы предприятия. Если же этот сотрудник — вчерашний выпускник высшего учебного заведения, то на руководителя отдела и ведущих специалистов ложится дополнительная ответственность: надо не только ввести коллегу в курс дел, но и полностью обучить его. Программа большинства учебных заведений составлена так, что выпускники обладают лишь поверхностными знаниями о бюджетировании, финансовом моделировании и бухгалтерской работе на предприятии.

Часто, пытаясь ускорить процесс обучения, руководитель отдела в сжатые сроки дает такому сотруднику слишком много информации или делегирует выполнение работы, которая новичку просто не под силу. К сожалению, такие приемы не ускоряют адаптации человека на рабочем месте: неизбежно следуют ошибки, срыв подготовки отчетов, растет стресс, который сам по себе лишь усугубляет положение дел. В связи с этим мы рекомендуем руководителям планово-экономических служб и финансовых отделов разбить программу обучения нового сотрудника, который не знаком с системой бюджетов на предприятии или имеет лишь смутное представление о счетах бухгалтерского учета, несколько этапов.

Начать стоит с рассмотрения с молодым коллегой отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) как наиболее простого в освоении.

Если производственное предприятие работает на общей системе налогообложения, то на начальном этапе лучше абстрагироваться от тонкостей расчета НДС, изменения отложенных налоговых активов и обязательств, оставить за рамками обсуждения кредитную ситуацию организации. Это даст возможность сконцентрировать внимание на выручке, себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходах, прочих доходах и расходах, налоге на прибыль и чистой прибыли.

Важно не только посмотреть порядок составления данного отчета в Excel (возможно, в упрощенном виде), но и показать, как «работают» счета бухгалтерского учета разделов III «Затраты на производство», IV «Готовая продукция и товары» и VIII «Финансовые результаты».

Бухгалтерские проводки лучше изучать в контексте документов, которые их формируют в системе «1С».

На втором этапе стоит изучить отчет о движении денежных средств в связке со счетами разделов V и VI — «Денежные средства» и «Расчеты» соответственно. Здесь можно подробно рассказать о кредитной политике предприятия и его взаимоотношениях с банками.

Следующий, третий этап — изучение оставшихся счетов бухгалтерского учета — разделов I «Внеоборотные активы» и VII «Капитал». После этого можно приступать к составлению первого упрощенного управленческого баланса.

Четвертый этап — знакомство с дополнительными отчетами предприятия, которые дают информацию для трех главных отчетных форм организации.

На пятом этапе особое внимание следует уделить основному программному инструменту в руках любого сотрудника финансово-экономической службы — табличному редактору Excel.

Обратите внимание!

На данный момент можно с уверенностью сказать, что это не просто табличный редактор, а мощнейший расчетно-аналический комплекс, возможности которого существенно расширяются с помощью макросов (подпрограммы и функции), а также интегрированных надстроек Power Query, Power Pivot, Power View, которые входят в комплект поставки расширенных бизнес-версий табличного редактора.

С какой именно возможности табличного редактора лучше всего начать его демонстрацию? Наш совет — с трансформации диапазона данных по выручке в таблицу Excel с последующим описанием ее возможностей.

П. Н. Гришенков,
независимый консультант-эксперт по табличному редактору Excel

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Подробности

Быть экономистом – значит много знать и уметь. Что же должен знать и уметь экономист? Какие навыки и умения экономиста ценятся больше всего, наличие каких вообще ничего не значит? Что поможет стать профессионалом? Узнаем

Практически, любое предприятие нуждается в экономистах, будь то крупная корпорация или маленькая частная компания. На любом предприятии необходимо выполнять финансовые расчеты и анализировать экономическую деятельность, контролировать расход денежных средств. Профессия экономиста будет нужна всегда. Навыки и умения экономиста должны помогать ему работать на развитие предприятия, улучшение его производительности, сокращение издержек. А знать и уметь экономист должен все то, что этому поспособствует.

Область деятельности, где экономист может применить свои умения, достаточно широка. Можно работать в любой отрасли производственной промышленности, в торговле, в финансовой сфере, в банке, в государственном учреждении, в учебном заведении – простор для работы почти не ограничен, экономисты везде требуются.

Что же должен знать и уметь экономист?

Основной базой знаний экономиста является высшее экономическое образование. Далее, когда экономист выбирает сферу, где ему работать, ему необходимо специализировать свои знания применительно к ней. Например, если он хочет работать финансовым аналитиком - это один, так сказать, набор знаний, если он хочет работать в статистике – другой, для работы финансовым менеджером – третий и так далее.

Изучить более узкое направление экономики придется в любом случае. Хотя, в целом, основа у всех этих знаний одна – изучение законов экономики. Всякий экономист должен иметь аналитический склад ума, обладать склонностью к математике и рациональному, логическому мышлению, быть терпеливым, внимательным и педантичным в работе, уметь четко концентрироваться на задаче в любой, даже стрессовой ситуации.

Главное, что должен знать экономист – это принципы действия экономики, ее законы и формулы. Конечно, это звучит очень обобщенно, рассмотрим немного подробнее этот вопрос. Экономист должен хорошо разбираться в законодательстве, знать правовые акты и постановления, а так же другие нормативно-правовые документы, должны быть в курсе поправок и изменений в них, должны изучать актуальные методические материалы по учету, аудиту, анализу экономической деятельности.

Навыки и умения экономиста

Хотите вы того или нет, но навыки и умения экономиста обязывают его разбираться в принципах плановой экономической работы, знать порядок составления годового финансового плана, бизнес-планов. Должен разбираться в тонкостях ведения учетной и отчетной документации.

Также, к тому, что должен уметь экономист, относится умение делать расчеты по определению финансовых, трудовых и материальных затрат, уметь проводить статистический учет и анализировать экономическую деятельность организации. Когда на предприятии внедряется что-либо новое – технология, оборудование, новые усовершенствования, экономист должен уметь рассчитать их экономическую эффективность.

Что еще нужно знать экономисту?

Экономист должен знать правила оформления договоров, должен знать и соблюдать порядок и сроки подачи отчетности. Также, к его преимуществам относится стремление изучить опыт рациональной организации управления и экономики на производстве, как отечественный, так и зарубежный. Должен знать методы ведения хозяйства в условиях рыночной экономики, применяющиеся на производстве технологии, правила эксплуатации оборудования. Не лишним будет для экономиста знать основы трудового законодательства и правила охраны труда.

Зачастую, иностранный язык тоже относится к тому, что нужно знать экономисту. Чтобы обеспечить карьерный рост и более выгодный уровень заработной платы свободный английский окажет положительное влияние.

Есть многое, что нужно знать, чтобы стать экономистом. Конкретные обязанности экономистов охватывают достаточно широкое поле для деятельности, так как эта профессия довольно сильно пересекается с менеджментом, бухгалтерским учетом, финансовой деятельностью.

Обязанности экономиста зависят от специфики организации, как в ней распределяются функции между подразделениями, также, от других особенностей конкретной сферы бизнеса. Где-то экономисты разрабатывают бизнес-планы, в некоторых компаниях выполняют частично функции бухгалтеров, практически везде анализируют целесообразность затрат, определяют уровень расходов, иногда занимаются инвестициями, решают стратегические задачи развития.

Тем не менее, все это относится к тому, что должен знать и уметь экономист. Имеющиеся теоретические навыки и умения он всегда сможет применить на практике.

Полученное высшее экономическое образование дает специалисту возможность выстроить свою карьеру в любой из сфер бизнеса. Если у вас развитое логическое мышление, вы усидчивы и внимательны, то работа экономиста – аналитическая работа с цифрами и документами – это то, что вам подойдет как нельзя лучше.

Предпринимателем может стать каждый: инженер с уникальной разработкой, физик и микробиолог, открывшие новые явления, дизайнер одежды, музыкант и журналист. Главное - иметь ходовую бизнес-идею. А для этого не обязательно получать экономическое образование.

Вот, скажем, вы с вашим техническим или очень гуманитарным образованием запустили проект, очаровали инвесторов, получили от них деньги. Даже поучаствовали в одном из бизнес-инкубаторов и, наконец, нашли первых клиентов. Все выглядит - отлично.

Но задумывались ли вы о том, что нужно знать молодому, или не очень, предпринимателю об экономике как научной дисциплине, чтобы оставаться успешным после получения первой, второй, десятой и тысячной прибыли? Какие экономические знания помогают вам лично удерживаться на плаву? Попробуйте за две минуты составить топ-10 сегодняшних тенденций в микроэкономике и экономике самых прогрессирующих государств мира. Получается? Значит, вы имеете представление о конъектуре глобального рынка и настроении общества.

Мы спросили людей из разных сфер, так или иначе касающихся предпринимательства, что, по их мнению, необходимо сегодняшнему предпринимателю знать об экономике.

Михаил Васильев, ассистент кафедры управления организацией экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, директор Научно-консультационного центра «Обучение в течение всей жизни»: «На поставленный вопрос сложно дать однозначный ответ. Знания, которыми должен обладать предприниматель, имеют тенденцию меняться, в зависимости от той стадии жизненного цикла, на которой в данный момент времени находится организация. Если на этапе регистрации компании и начала ведения хозяйственной деятельности на первый план выходят знания правовых основ ведения бизнеса, налогообложения и так далее, то по мере развития организации, акцент смещается в сторону понимания и предугадывания тенденций конкретного рынка.

Успешный предприниматель, безусловно, должен иметь системное представление об управлении организацией и о самой организации, обладать базовыми знаниями в функциональных областях организации, внутриорганизационных процессах, о внешней среде организации. При этом важнейшим условием, когда указанные знания способны трансформироваться в успех бизнеса, - является стремление предпринимателя к самосовершенствованию в сочетании со способностью изменяться самому и проводить изменения в организации. Можно провести аналогию между успешным предпринимателем и успешным водителем: успешный водитель знает, как устроен автомобиль, знает, как на нем ездить и, самое главное, умеет на нем ездить.

Если говорить о системе высшего образования, то благая идея снабжать студента наиболее актуальными знаниями в тех или иных областях порой становится бессмысленной, хотя бы по причине неповоротливости самой системы: пока новый учебный план пройдет все предусмотренные процедурой согласования, «новые» знания перестанут быть «новыми». Собственно говоря, само стремление снабдить студента «правильными» знаниями и стратегиями поведения на рынке - в корне не верно. В реальной практике бизнеса не существует заранее правильных и неправильных ответов.

Достаточно иллюстративный пример - поведение компании Apple на рынке мобильных устройств. Если бы пять лет назад (за год до появления первой модели AppleiPhone) у любого участника рынка спросить «Каким разъемом для соединения с компьютером должен обладать успешный смартфон 2007 года?», то в подавляющим большинстве, если не во всех случаях, ответ был бы «miniили micro USB». Более того, любое устройство с уникальным дизайном данного интерфейса (а равно с большими проблемами и затратами пользователей) в 2007 году было бы воспринято всеми экспертами как «самоубийство». И вот Apple представляет свой iPhone, который данным и многими другими решениями противоречит большинству рыночных тенденций и мейнстримов того времени, и спустя весьма короткое время iPhone завоевал значительную часть рынка смартфонов США. Подобных примеров история знает очень много».

Мария Кувшинова, менеджер по развитию бизнеса консалтинговой компании ACG Global, параллельно с работой учится по программе для будущих предпринимателей Founder Institute в Сингапуре: «Я придерживаюсь следующих пунктов. Исходя из них, надо искать определенные экономические знания. 1. Идея. Как бы просто это не звучало, но я верю, что идея, с которой вы начнете свой бизнес, прежде всего, должна нравиться вам самим. Думаю, что каждый назовет несколько областей, которые ему или ей интересны, и в них хочется развиваться. У меня есть очень четкий фильтр моих идей для бизнеса, я просто задаю себе вопрос: «Смогу я таким бизнесом заниматься в течение 20 лет или нет? Надоест мне или наоборот?» Если я понимаю, что мой интерес угаснет лет через пять, то это не стоящая идея, поскольку интерес угаснет скорее, чем я ожидаю.

2. Рынок. Часто начинающие предприниматели неверно определяют рынок своей деятельности. Если вы решили продавать подержанные машины через интернет, ваш рынок - это рынок подержанных машин, а не электронной коммерции. Оцените рынок, сегмент, определи долю рынка, на которую вы ориентируетесь. Заметив, что конкурентов у вас нет, стоит узнать «почему?». Не умерли ли они на той же тропе, только раньше вас.

Для меня важно было узнать компании, которые занимаются смежной деятельностью, потенциальных партнеров. Я ищу их среди компаний с высокими этическими нормами, четкой системой ценностей у руководителей.

3. Четкие цели. Помните, как Алиса спросила Чеширского Кота, куда ей идти. И он ответил: не зная, куда ты идешь, не важно направление, ты всегда придешь в никуда.

4. Правовые вопросы. Для меня это было слабое место, ахилесова пята. В правовых вопросах нужно разбираться, особенно если ваш бизнес - международный. Тут не стоит особо долго рассуждать, этому просто нужно уделить время и достаточно внимания.

5. Алло, мы ищем таланты! Если вы действительно создаете компанию вашей мечты, и надеетесь развиваться быстро, то очень скоро вопрос расширения вашей команды будет приоритетным. Стоит подумать заранее, где вы будете искать талантливых, умных, неравнодушных. И, конечно, что эти неравнодушные лидеры найдут в вашей компании».

Сергей Архипов, предприниматель: «Я слышал, что предприниматели говорили о доходности заведения как о выручке. В России прибыль люди считают очень интересно: по выручке, по каким-то концептам. То же самое с себестоимостью. Когда объясняешь в деталях, рисунках, как это все происходит, на это уходит куча времени. Для моего бизнеса, чтобы сделать презентацию понятной для вас, надо делать ее полчаса, вместо того, чтобы делать пять минут по телефону. То есть требуется дополнительный человеческий ресурс. В экономике нашей страны производительность труда ниже в 12 раз, чем в США. Или даже в 14. В любом случае - цифры колоссальные. Откуда этот результат? От необразованности предпринимателей. Когда бизнесмен не совсем четко понимает структуру, из которой у него складывается прибыльность, и каким образом, например, маржинальное ценообразование может эту прибыльность увеличить, это просто замедляет процесс роста всей экономики. Поэтому основы микроэкономики должны преподаваться даже в школе, причем не проходиться, а именно преподаваться! Когда я учился в России, думал, что у нас был курс по экономике. Но когда я приехал в США, понял, что такого курса, можно сказать, не было.

Экономика - это о здравом смысле. В ней нет несуществующих в реальности моделей. А макроэкономика тоже очень важна. Она, наверное, выращивает просто хороших граждан. Потому что человека, который понимает макроэкономику, сложно обмануть в политическом плане, рассказывая небылицы про инфляцию, валютные курсы, мировые цены на сырье и т.д. Если политики врут, а ты образован, то ты понимаешь, что они врут».

Похожие публикации