Таможенные пошлины. Таможенная пошлина - помощь в расчете таможенных пошлин Размер таможенной пошлины

Таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Такое определение таможенной пошлины дано в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (редакция от 28 декабря 2016 г.). Стоит отметить, что это единственный законодательный акт, в котором оно прописано. Определение этому понятию не встретить ни в Таможенном Кодексе, ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в Бюджетном Кодексе РФ.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.

Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Определение ввозной таможенной пошлины дается в пункте 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Ввозная таможенная пошлина – это обязательный платеж, которым подлежит обложение всех ввозимых товаров на территорию России в частности и на территорию Евразийского экономического союза в целом.

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

В Таможенном Кодексе (статья 357.10) прописаны величины пошлин, которые необходимо будет заплатить при импорте или экспорте различных групп товаров.

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС , где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Особенности специфической таможенной пошлины заключаются в том, что она рассчитывается исходя не со стоимости товара, а с его физического показателя величины (веса или объема).

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процедур и порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин в России, рассмотрим основные виды таможенных пошлин, встречающихся в мировой практике.

По экономическому содержанию все таможенные пошлины могут быть разделены на три крупные группы:

Ввозные (импортные);

Вывозные (экспортные);

Транзитные пошлины.

Доминирующее значение практически во всех странах имеют ввозные (импортные) таможенные пошлины, которые удерживаются при пересечении товарами, поступающими на внутренний рынок, таможенной границы страны. Именно на эту группу пошлин возлагаются функции защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров и основанных на ней регулирующих экономику элементов. Для Российской Федерации эта группа таможенных пошлин имеет важное, но не ключевое значение. Доля ввозных таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 6,1%. В общей же сумме таможенных пошлин доля этой группы составляет всего 26%.

Экспортные пошлины используются в мировой практике в несколько меньших объемах и устанавливаются на товары, произведенные на территории страны (в частности, в Российской Федерации) и вывозимые за пределы ее таможенной территории. К числу основных причин введения экспортных таможенных пошлин наряду с фискальной можно отнести:

Ограничение вывоза товаров, произведенных в стране, необходимых для

национальной экономики, для более полного удовлетворения

потребностей внутреннего рынка. Для российской экономики весьма

типична ситуация, когда производителям существенно более выгодно

экспортировать товар (как из-за более высоких цен на внешнем рынке,

так и из-за их полной оплаты на внешних рынках). При этом внутренний

рынок может испытывать дефицит этой продукции;

Сдерживание вывоза сырьевых товаров и стимулирование экспорта,

продукции высокой степени переработки и высокотехнологичных

В России экспортные пошлины используются очень активно, в основном по сырьевым товарам. На долю этой категории приходится 74% всей суммы таможенных пошлин, поступающих в бюджетную систему России. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 16,5%.

Транзитные таможенные пошлины, как это следует из их названия, взимаются с товаров, провозимых через территорию страны транзитом в другие страны. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин может быть регулирование (в основном сдерживание) грузопотоков (особенно нежелательных товаров) через территорию страны. Кроме того, транзитные таможенные пошлины могут вводиться для полного возмещения стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров и организацией их перемещения по таможенной территории страны в третьи страны.

Эта категория таможенных пошлин в мировой практике встречается достаточно редко (в основном в развивающихся странах). В России этот вид таможенных пошлин не используется: наша страна в силу своего географического положения может быть заинтересована в получении дополнительных доходов от использования ее транспортной сети товаропроизводителями других стран. В то же время в России взимаются таможенные сборы в соответствии с таможенным режимом транзита, однако их размеры относительно невелики - 0,1% от таможенной стоимости товара.

В зависимости от конкретной экономической ситуации и политических отношений страны с другими странами, чьи фирмы являются экспортерами или импортерами, а также в зависимости от возможного срока использования отдельных видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции) таможенные пошлины могут быть особыми или сезонными.

Сезонные таможенные пошлины имеют ограниченный срок действия (не более 6 мес.) и устанавливаются для оперативного регулирования ввоза (вывоза) определенных товаров (в основном сельскохозяйственной и пищевой продукции). К ним относятся летние пошлины на отдельные группы овощей и фруктов или сезонные пошлины на импорт сахара (вводимые и действующие, пока идет переработка свекловичного сырья на российских заводах).

Особые таможенные пошлины вводятся в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и применяются по отношению к товарам, происходящим с территории отдельных стран, их групп или сообществ.

Особые таможенные пошлины, в свою очередь, подразделяются на: специальные; антидемпинговые; компенсационные; преференциальные; дополнительные и некоторые другие.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры:

При ввозе на территорию страны товаров в количестве и на условиях,

угрожающих нанести ущерб отечественным производителям

подобных товаров;

Как ответ на дискриминационные меры, введенные другими странами

в отношении российских компаний;

Как способ пресечения недобросовестной конкуренции со стороны

иностранных компаний.

Антидемпинговые пошлины используются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом обычно понимается ситуация, при которой экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляется по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя товара. Разность между этими двумя уровнями цен и составляет величину демпинга. Именно этой величиной определяется размер устанавливаемых антидемпинговых пошлин.

Компенсационные пошлины вводятся обычно на те импортируемые товары, на которые в стране их происхождения используются государственные экспортные субсидии. Задачей пошлин этой категории является компенсация стимулирующего экспорт эффекта субсидий, предоставляемых другими странами. Эти пошлины вводятся, когда предоставление экспортных субсидий в других странах приводит к импорту продукции со столь низкими ценами, что это создает угрозу для отечественного товаропроизводителя, который не может конкурировать с искусственно заниженными ценами, или если такой импорт препятствует расширению национального производства товаров этой категории.

Россия практически не использует специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты российского внутреннего рынка, хотя необходимость их применения периодически ощущается.

Преференциальные пошлины являются наиболее низкими и применяются для создания наиболее благоприятных условий для развития торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами). Эти пошлины применяются, как правило, промышленно развитыми странами в отношении стран развивающихся и (некоторых) с переходной экономикой. В рамках преференций может предоставляться и беспошлинный режим.

Дополнительные пошлины могут вводиться для решения конкретных задач, связанных с резким изменением экономической ситуации. Например, в России с 15 августа по 31 декабря 1998 г. действовала дополнительная импортная 3%-ная пошлина на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ из всех стран, за исключением государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Эта пошлина взималась сверх действовавших в тот период основных ставок таможенных пошлин.

По способу установления ставки таможенных пошлин делятся на адвалорные, специфические и смешанные.

Адвалорные ставки таможенных пошлин представляют фиксированный процент от таможенной стоимости товара. Например, для мебельной фурнитуры установлена ставка таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости товара.

Специфические ставки пошлин не связаны с таможенной стоимостью и установлены в определенных денежных единицах пропорционально количеству, весу или иным физическим единицам измерения товаров (объему, штукам и т. п.), которые перемещаются через таможенную границу. Использование специфических ставок исключает влияние изменения мировых цен на объем поступлений таможенных пошлин в бюджет, а также лишает смысла все маневры с определением и исчислением таможенной стоимости импортируемого товара. В российской практике специфические ставки, как правило, устанавливаются в евро (до этого в ЭКЮ). Так, для сырой нефти и сырых нефтепродуктов в сентябре 2000 г. была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в 34, а для мазута в 27 евро за тонну.

Смешанные (или комбинированные) ставки таможенных пошлин представляют собой, как это следует из их названия, комбинацию специфических и адвалорных ставок. Комбинирование этих ставок позволяет использовать преимущества обоих принципов построения ставок. Так, ставка может быть установлена как адвалорная (процент от таможенной стоимости товара), но с фиксированным пределом (не менее определенной величины исходя из физических параметров товара), или адвалорная ставка может дополняться специфической. Например, по такой товарной позиции, как мебель из пластмасс, в 2000 г. была установлена ставка ввозной пошлины в 20%, но не менее 1,3 евро за 1 кг.

Объектом налогообложения таможенной пошлиной является факт пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом налоговая база определяется как таможенная стоимость товара, если ставки таможенной пошлины установлены как адвалорные или комбинированные, или как объем товара в физических единицах (веса, объема, мощности и т. д.), если ставки таможенной пошлины установлены как специфические.

Плательщиком таможенной пошлины является декларант - юридическое или физическое лицо, заявляющее в таможенной декларации от собственного имени товары, подлежащие перемещению через таможенную границуРФ, а также их стоимость, количество, массу и другие параметры. В качестве декларанта могут выступать лица, перемещающие товары, и таможенные брокеры (организации, обладающие соответствующей лицензией ГТК и специализирующиеся на предоставлении услуг по всему комплексу мероприятий таможенного оформления и процедуре пересечения товарами таможенной границы).

Отечественное законодательство допускает возможность уплаты таможенной пошлины другим лицом, не являющимся декларантом, если эта обязанность делегируется такому лицу декларантом.

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможенные пошлины и сборы. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют несколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

До вступления в силу Налогового кодекса РФ таможенные пошлины относились к федеральным законам. И даже в первой редакции Налогового кодекса РФ (до 1 января 2005 г.) таможенные пошлины и сборы входили в число федеральных налогов. В настоящее время таможенные пошлины не входят в налоговую систему РФ и взимаются согласно Таможенному кодексу РФ, Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», а также ряду нормативных правовых документов.

Сегодня таможенные пошлины относятся к неналоговым платежам, что, на наш взгляд, не совсем справедливо, так как таможенная пошлина обладает всеми признаками налога: она носит обязательный характер; взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; взыскивается без встречного удовлетворения и поступает в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины - взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин составляет около 25%.

Вывозные (экспортные) пошлины - взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75% всей суммы таможенных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через границу. Они достаточно широко используются многими странами в фискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т.п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопотоков через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т.п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах.

По характеру происхождения пошлины бывают:

  • автономные - это пошлины, которые устанавливаются отдельными странами в одностороннем порядке, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами;
  • конвенционные (договорные) - это пошлины, которые устанавливаются на основе соглашения между странами. Они не могут быть изменены странами в одностороннем порядке. Существует также целый ряд специальных пошлин. К их числу относят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обычных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируются условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) - это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискриминационные пошлины , которые вводятся для ограничения ввоза отдельных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины, которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость определяется декларантом самостоятельно согласно методам определения таможенной стоимости. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы в порядке, определяемом Федеральной таможенной службой РФ, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки таможенной пошлины. В РФ существует огромное количество ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого товара, от их характеристик, от страны происхождения и других условий.

В большинстве стран, в том числе и в России, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.

Специфические ставки таможенной пошлины начисляются за единицу облагаемых товаров, т.е. они взимаются с веса, объема, штуки товара. В РФ специфические ставки устанавливаются, как правило, в евро. В долларах США устанавливаются только ставки по нефти и газу. В этом случае используется следующая формула:

Пи = Вт х Си х Ке: Кв,

где Пи - размер таможенной пошлины; Вт - количество товара; Си - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке -курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной

декларации; Кв - курс валют, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

Адвалорная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. При этом используется следующая формула:

Пи = Ст х Си,

где Пи - размер таможенной пошлины; Ст - таможенная стоимость товара; Си - ставка таможенной стоимости, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Комбинированные, или смешанные, ставки пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения. В этом случае сначала исчисляется размер пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размер ставки по адвалорной ставке. Для определения окончательного размера таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин, определяемая по каждой формуле.

В отличие от других налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Кроме таможенных пошлин на границе взимаются также таможенные сборы. Они бывают трех видов: таможенные сборы за таможенное оформление (при декларировании товаров); таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение (при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа).

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют значительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы следует:

  • 1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;
  • 2) максимально укрупнить товарные группы;
  • 3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);
  • 4) ликвидировать все существующие льготы;
  • 5) исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);
  • 6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными сборами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед, шт, кг, литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • таможенные сборы или сбор за таможенное оформление
    рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • налог на добавленную стоимость (НДС)
    начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • акцизы
    начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Согласно ТК ЕАЭС в 2019 году применяются следующие виды таможенных пошлин:

  • Вывозная (на вывоз);
  • Специальная;
  • Антидемпинговая;
  • Компенсационная.

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе).

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины . Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:



Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:


Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТНВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин , налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы , Form A , СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • тарифные преференции;
  • тарифные льготы;
  • льготы по уплате налогов;
  • льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопроводаемым багажом);
  • их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • до 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 гр. табака;
  • до 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой. Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин : оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТНВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Мы подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!
Похожие публикации