Специальные методы исследования и изучения фонда. Методы изучения документного фонда Методы изучения книжного фонда библиотеки


в) Анализ комплектования книжных фондов

На сегодняшний день совокупный объем фондов МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает 35 898 экземпляров, это в среднем 7 экземпляров на 1 читателя, или 2,6 экземпляра на 1 жителя. За отчетный период фонд уменьшился на 342 экземпляра.

В среднем в каждой библиотеке 11 966 экземпляров книг, это на 114 экземпляров меньше, чем в 2011 году.

Объем новых поступлений в библиотеки города Фокино составил 1 811 экземпляров, что выше по сравнению с 2011 годом на 41 экземпляр.

Книгообеспеченность жителей очень низкая – 2,6 экземпляра (по сравнению с прошлым годом не изменилась).

Книгообеспеченность читателей – 7, по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 0,1 (с 7,1 экземпляров до 7).

Обновляемость фонда по сравнению с прошлым годом увеличилась незначительно (с 4,9% до 5 %).

г) Справочный аппарат в помощь комплектованию


  • внесены изменения в картотеку периодических изданий по МБУК
«Библиотека города Фокино»;

  • внесены изменения в картотеку социально-экономического профиля города;

  • составлена сводная картотека докомплектования на книги,
получившие наибольшее количество отказов за год.

^ III. Изучение состава и использования библиотечных фондов

Анализ использования книжного фонда

На сегодняшний день фонд МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает более 36 000 экз. документов по различным отраслям знаний.

В 2012 в библиотеках МБУК «Библиотека города Фокино» был проведен анализ состояния и использования книжного фонда по искусству и спорту.

Цель анализа – формирование фонда, соответствующего информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:


  • Выявление малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление и анализ причин образования пассивной части фонда

  • Освобождение фонда от малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление недостатков в работе с фондом и выработка мер по их устранению.
^ Объект исследования – отдел по искусству и спорту.

Рабочая гипотеза – невостребованная литература засоряет фонд, снижает показатели обращаемости фонда.

Всего в фонде литературы по искусству и спорту состоит 1360 экземпляров книг, или 3,8% от общего состава фонда.

Исследование проводилось на абонементах и в читальных залах библиотек.

В ходе анализа было просмотрено 994 экз. книг (73,1%) фонда литературы по искусству и спорту.

^ В том числе:

МБУК «Библиотека г. Фокино»:

512 экз. (91,6%) в Библиотечно-информационный отдел

169 экз. (36,6%) в Отдел семейного чтения

313 экз. (87,7%) в Детской библиотеке


  1. ^ Анализ фонда по хронологическому охвату и интенсивности использования
Просмотрено 994 экземпляра.

а) Литература за последние 5 лет издания (2007 – 2011гг.)

Всего просмотрено 131 экз. (13,2%)

Не выдавались ни разу – 20 экз. (15,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 29 экз. (22,1%)

3 – 5 раз – 37 экз. (28,2%)

6 – 10 раз – 25 экз. (19,1%)

Свыше 10 раз – 20 экз. (15,3%)

б) Литература за предыдущие 5 лет издания (2002 – 2006 гг.)

Всего просмотрено 88 экз. (8,9%)

Не выдавались ни разу – 24 экз. (27,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 22 экз. (25%)

3 – 5 раз – 12 экз. (13,6%)

6 – 10 раз – 20 экз. (22,7%)

Свыше 10 раз – 10 экз. (11,4%)

в) Книги, изданные свыше 10 лет назад (ранее 2001 г.)

Всего просмотрено 775 экз. (78%)

Не выдавались ни разу – 85 экз. (11%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 133 экз. (17,1%)

3 – 5 раз – 322 экз. (41,5%)

6 – 10 раз – 112 экз. (14,5%)

Свыше 10 раз – 123 экз. (15,9%)

^ Анализ фонда показал следующее:

Литература по искусству и спорту составляет в общем фонде 3,8%, что меньше нормы, более чем в 2,5 раза. Необходимо увеличить долю литературы данного отдела в фонде до 6,5%.

Из хронологического анализа видно, что книги, изданные за последние 5 лет (2007 – 2011 гг.) составляют 11,9%, а для нормальной работы библиотеки требуется, чтобы литература последних 5 лет издания занимала в фонде до 50% его объема.

Книги за предыдущие 5 лет (2002 – 2006 гг.) составляют 8,9%, а остальные почти 80% – это книги, изданные более 10 лет назад. Это говорит о том, что книги, в основном, старые (80 – 90-х годов издания), читателям они почти не интересны. Многие из них уже морально устарели. Необходимо кардинально обновить фонд литературы по искусству и спорту.

Из анализа фонда видно, что в читальных залах библиотек преобладают, в основном, новые издания, в то время, как на абонементах – фонды устаревшие.

Сравнительный анализ литературы по искусству и спорту показал, что книг по искусству в фонде больше, чем по спорту, но, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые. Большая часть книг по искусству, изданных свыше 10 лет назад, до сих пор пользуется популярностью.

В отделе «Спорт» не хватает книг по следующим разделам и темам: литература по отдельным видам спорта, об истории физической культуры в России, оздоровительной физкультуре, спортивной гимнастике. Очень мало литературы по физкультуре и спорту для младших школьников.

В отделе «Искусство» недостаточно следующей литературы: охрана памятников, литература об отдельных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея), о русских художниках их картинах, о дизайне, об отдельных видах художественных изделий (Хохлома, Палех), о скульпторах, о памятниках литературным героям.

Не хватает также литературы о русских и зарубежных актерах, композиторах, о видах и жанрах музыки, об истории игрушек, мебели, кухонной утвари, костюме, о жанрах и видах живописи, сборников популярных песен с нотами, сценариев.

В целом анализ литературы по искусству и спорту показал, что фонд не удовлетворяет потребностям читателей. Книг очень мало, а состав имеющихся книг по читательскому, целевому назначению, конкретной тематике не соответствует запросам читателей, так как книги давно устарели. Та небольшая часть книг, которая обращается, быстро изнашивается и исключается из фонда.


  1. ^ Анализ причин образования пассивной части фонда
Просмотрено 994 экземпляра.

Не выдавались ни разу – 129 экз. (13%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 184 экз. (15,5%)

3 – 5 раз – 371 экз. (37,3%)

6 – 10 раз – 157 экз. (15,8%)

Свыше 10 раз – 153 экз. (15,4%)

Среди пассивной части фонда 313 экз. (31,5%)

Дублетных – 93 экз. (29,7%)

Незаслуженно забытых – 129 экз. (41,2%)

Недавно поступили – 70 экз. (22,4%)

Ветхих – 52 экз. (16,6%)

Устаревших по содержанию – 56 экз. (17,(%)

Непрофильных – 9 экз. (2,9%)

Анализ пассивной части фонда выявил следующее. Необходимо пополнить фонд литературы по искусству и спорту новыми изданиями. За последние несколько лет отдел «Искусство» и «Спорт» существенно сократился, было исключено много устаревшей по содержанию литературы, изданной более 20 лет назад, а новых поступлений почти не было, то есть выбытие во много раз превышает поступление. Имеющаяся в фонде литература постоянно обращается, а высокая обращаемость ведет к быстрому износу книг.

Анализ позволил выявить пробелы в работе и скорректировать план мероприятий по пропаганде литературы по искусству и спорту.

С вновь поступившими изданиями необходимо проводить мероприятия по их рекламе: организовывать выставки новой литературы, оформлять открытые полки-просмотры, проводить обзоры новых книг с выходами в образовательные учреждения.

Для более полного удовлетворения запросов читателей ЦБ планирует провести анкетирование «Информационные запросы читателей», ежеквартально проводить обзор-рекламу отделов «Спорт», «Искусство».

Необходимо также запланировать мероприятия с незаслуженно забытыми книгами: выставки «По страницам забытых книг», цветные закладки «Интересная книга» в книги для привлечения внимания читателей, информация в периодическую печать с обзорами интересных книг.

Необходимо исключить устаревшую по содержанию, излишне дублетную и ветхую литературу.

Анализ отказов

Сделан анализ неудовлетворенного спроса читателей МБУК «Библиотека города Фокино» за 2012 год на основе «Тетрадей отказов» каждого филиала. Составлен список книг и тем получивших наибольшее количество отказов.

В МБУК «Библиотека города Фокино» книжный фонд в 2012 году составлял 36 240 экземпляров книг.

Фонд библиотеки универсален, так как в нем представлены документы по всем отраслям знаний. В течение года фонд пополнялся новыми документами, но в недостаточном количестве. В связи с этим не все запросы пользователей удалось удовлетворить. В библиотеках МБУК «города Фокино» ведутся «Тетради учёта отказов», где фиксируются все книги и темы, на которые были отказы.

^ Всего отказов – 654

в том числе:

а) в помощь деловому чтению – 444 (67,9 %)

по темам:

художественная литература (программные произведения) – 333 (75%)

естественнонаучная литература – 30 (6,7%)

литературоведение, языкознание – 28 (6,3%)

общественно-политическая литература – 23 (5,2%)

искусство, спорт – 18 (4,1 %)

техника – 8 (1,8%)

сельское хозяйство – 4 (0,9)

б) личный интерес – 210 (32,1 %)

по темам:

художественная литература – 86 (41%)

литературоведение, языкознание – 30 (14,3%)

естественнонаучная литература – 23 (11%)

общественно-политическая литература – 23 (11%)

техника – 19 (9%)

искусство, спорт – 17 (8%)

сельское хозяйство – 12 (5,7%)

Анализ отказов показал следующее.

Наибольшее число неудовлетворенных запросов приходится на учебную и художественную (программную) литературу. По-прежнему не хватает изданий по краеведению, стихов и рассказов о войне для младших школьников, православной литературы для детей и взрослых.

Спрос на произведения классической и современной русской и зарубежной литературы, входящие в учебные программы, не был удовлетворен в полной мере. Книги некоторых авторов или совсем отсутствуют в библиотеках, или имеются в 1 – 3 экземплярах, а необходимо в 4 – 5 раз больше. Не хватает произведений следующих авторов: Лиханов А. Последние холода, Токмакова И. Аля Кляксич и другие, Хогарт Э.Мафин и его друзья, Крапивин В. Брат, которому семь, Булычев К. Миллион приключений, Зальтен Ф. Бемби, Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть, Лондон Д. Маленькая хозяйка большого дома, Велтистов В. Приключения Электроника, Астафьев В. Рассказы, Солженицын А. Матренин двор и другие.

В отделе художественной литературы наиболее часты отказы на следующие жанры и темы: триллеры (мистика, ужасы), детективы, фантастика, книги, ставшие «литературным событием». Чаще всего спрашивают книги А.Марининой, Т. Устиновой, З. Прилепина, О. Роя, Б. Акунина, П. Дашковой, Л. Улицкой, Д. Рубиной.

В фонде естественных наук, искусства и сельского хозяйства наибольшее число отказов пришлось на научно-популярную, справочную литературу, книги по биологии человека, о домашних животных, цветоводстве, дачном хозяйстве, пчеловодстве, описание картин, памятников. Отказы носят конкретный характер.

Остро не хватает литературы для подростков и книг для молодежи. Мало книг по физкультуре и спорту.

Часты отказы на техническую литературу по домоводству и рукоделию (плетение из лозы, столярное дело, дизайн жилых помещений, вязание, бисероплетение).

На основе «Тетрадей отказов» составлен список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов.

Список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов, прилагается.

^ IV. Работа с каталогами и картотеками

За работу с каталогами в МБУК «Библиотека города Фокино» отвечает отдел комплектования и обработки (заведующая Мишина Т.В., образование среднее специальное (библ.)).

В филиалах МБУК «Библиотека города Фокино» являются обязательными алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей, краеведческая картотека.

В должностных инструкциях библиотекарей филиалов работа с каталогами и картотеками отражена в виде следующих формулировок:

«Отвечает за ведение систематического каталога и АПУ к нему»;

«Отвечает за ведение алфавитного каталога»;

«Отвечает за ведение топографического каталога»;

«Отвечает за ведение систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, тематических картотек».

Образование библиотекарей филиалов:

Высшее – 3 чел. (2 – эконом., 1 – педаг.)

Среднее специальное – 8 чел. (в том числе библ. – 7).

Количество полученной новой литературы за 2012 год составляет 1 811 экземпляров.

Распределение по филиалам


Название библиотеки

Количество поступивших изданий

Количество

библиографическ.

записей,

влитых в алфавитный каталог


Количество библиографическ. записей, влитых в систематичес-

кий каталог


Библиотечно-информационный отдел

352

461

403

Детская библиотека

455

500

378

Отдел семейного чтения

333

469

452

ИТОГО

1 140

1 430

1 233

По данным отчетов, справочно-библиографический аппарат библиотек МБУК в 2012 году пополнился на 6 433 библиографических записи, включая поступления из ОКиО, изъято – 3 923 библиографических записи.

Во всех филиалах оформлены картотеки периодических изданий для

читателей. Влито 53 библиографических записи, в том числе в Библиотечно-информационном отделе – 20, в Детской библиотеке – 18, в Отделе семейного чтения – 25.

Редактирование:

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.



3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

д) другие предложения.

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;

Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Тр = У1 / У 0 х 100%;

Тпр = Ар / У 0 х 100%;

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Основная

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

Дополнительная

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе :

Полное и правильное раскрытие темы;

Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

библиотек;

Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

Презентация работы.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Галактионова Светлана Алексеевна,

зав. отделом абонемента

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Важнейшие функции фонда:
. кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
. мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
. коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).

Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
. информативностью , характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
. динамичностью , так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
. статичностью , проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
. надежностью , т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.

Изучение фонда

Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется:
. при обработке новых поступлений;
. расстановке документов на полки;
. организации выставок;
. проведении бесед и библиографических обзоров.

Комплекс специальных методов изучения фонда включает:

  • статистические
  • библиографические
  • социологические методы

1. Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
. величина документного фонда (Ф), Фонд абонемента составляет - 46390 экз. книг (сиглы АБ в ЭК).

. объем новых поступлений (Фh), Новые поступления за год составляют около 2000 экз.
. объем выбытия (Фb ), Списание фонда составляет 2000 экз. в год.
. книговыдача (В) — составляет 140 000 экз. по плану, за 2015 г. - 142 846 экз.,из них около 36 000 экз. книговыдача на массовых мероприятиях и выездных выставках, остальные 107 000 выданы и продлены в отделе.

. число читателей (А) , Число зарегистрированных читателей - 4200человек.
. обращаемость (О), высчитывается как отношение книговыдачи к величине документного фонда. Обращаемость фонда абонемента составляет - 2.3,при оптимальной цифре от 2 до 3, это хороший показатель.

. читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей; Читаемость на абонементе составляет 25, при среднем показателе читаемости 21,5-24, это выше нормы.

*обновляемость (Н):обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах. Обновляемость фонда абонемента за 2015 г. Составляет 4.3 %.

2. Библиографические методы.

Благодаря возможностям системы MARK SQL, можно составить «Таблицу фонда отдела по ББК». В соответствии с ней фонд абонемента делится на:

  • фонд художественной литературы, он составляет 28259экз. документов (61%)
  • отраслевой фонд, который составляет 18132ед. хранения (39%)

Основные отрасли знания, представленные на абонементе:

  • Литературоведение и языкознание - 4755 экз. (10 %)
  • История и правоведение - 4399 экз. (10 %)
  • Психология, религия, философия - 3822 экз. (8%)
  • Педагогическая литература - 2191 экз. (5 %)
  • Медицина - 1202 экз. (3%)
  • Остальные отрасли занимают - 3% от общей части фонда.

При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.

Сотрудники абонемента, регулярно изучают закрепленные за ними разделы фонда на наличие недостающих изданий, просматривают записи в «тетради отказов», составляют списки литературы, которые поступают в отдел комплектования.

3. Социологические методы.

Дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.

Отдел абонемента в 2015 году посетили 32 694 читателя, среди них:

  • Специалисты различных отраслей хозяйства (экономисты, медицинские работники, юристы, инженеры, военные, работники культуры и искусства, педагоги) - 13 857 чел. (42%)
  • Учащиеся ВУЗов, СCУЗов, школ - 6477 чел. (20%)
  • Пенсионеры - 8037 чел. (25 %)
  • Работники сферы обслуживания, рабочие, прочие читатели - 4323 чел. (13%)

Книговыдача в отделе за 2015 г. по разделам ББК представлена следующим образом: За год было выдано и продлено 107 000 экз.

  • Наиболее спрашиваемая - художественная литература, литературоведение, языкознание - 91 %
  • Историческая литература, правоведение - 2,5 %
  • Психология, философия, религия - 2.5 %
  • Педагогика - 1 %
  • Остальные разделы составляют - 3 % от выдачи в отделе.

Основной читательский спрос приходится на художественную литературу, и он увеличился. В 2012 г. фонд абонемента анализировался в связи с передачей разделов фонда: естествознание и экономика в другие отделы библиотеки. В 2012 г. на художественную литературу приходилось 80 % выдачи, на разделы «история, психология, педагогика и другие» приходилось по 5% от общей книговыдачи.

Связано это с тем, что за эти годы уменьшилось количество новых поступлений отраслевой литературы. В основном отдел комплектуется художественной литературой, из которой значительная часть приходится на дары читателей, а это в основном современное чтиво. Из 2000 тысяч экз. комплектования за 2015 г. - 500 экз. - книги, пожертвованные читателями (25%).

Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.

Статистика спроса литературы на абонементе за 2015 г. показала, что за год было выдано 13 636 наименований (названий) книг.

  • 91 % из них - художественная литература
  • 2.5 % - наименований по истории
  • 2.5 % - по психологии и философии
  • 1% - по педагогике
  • 3% наименований приходятся на другие разделы фонда

Конечно, преобладает художественная литература, а не отраслевая. По моему мнению, связано это с тем, что за последние годы все отраслевые отделы стали выдавать книги на дом. У читателей появилась возможность взять интересную новую отраслевую литературу в других отделах или заказать необходимое издание в отделе книгохранения и читать дома.

Анализ рейтинга книг, выданных читателям абонемента в 2015 г. тоже показывает преобладание художественной литературы. Из 100 самых читаемых книг преобладают книги современных российских и зарубежных авторов (Маринина, Метлицкая, Берсенева, Рой, Прилепин, Ричмонд, Рэндел, Ден Браун и др.)

Лидеры прошлого года: Устинова Т.В. «Ковчег Марка» и Трауб М. «Семейная кухня». Эти книги были выданы по 59 раз.

Из классической русской литературы в сотню лидеров попал А.С. Грибоедов «Горе от ума», произведение было выдано 25 раз.

Чтобы увидеть фонд глазами читателя и узнать читательский спрос пользователей абонемента, было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 146 респондентов. Из них 106 женщин (72%) и 40 мужчин (28%). Образовательный статус участников исследования высокий (с высшим образованием - 72%, среднее специальное имеют 13%, среднее - 15%). Профессиональный состав респондентов:

  • Специалисты - 42 %
  • Пенсионеры - 35%
  • Учащиеся - 13%
  • Прочие читатели - 10%

Среди мотивов посещения библиотеки:

  • В целом преобладает прагматический мотив (72 %), т.е. выполнение
    учебного задания, повышение профессионального мастерства.
  • Затем следует познавательный мотив, его отметили 70 % респондентов.
  • 3-е место занимает релаксационный мотив (58 %), с целью отвлечения от неприятной ситуации, для отдыха.
  • Получить эстетическое удовлетворение от прочитанного произведения хотят 42 % респондентов.
  • Каждый десятый приходит в библиотеку для общения (10 %).

На вопросы: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?» и «Что вы читаете сейчас?» ответило по 72% респондентов. В основном художественная литература, среди книг лидируют произведения современной отечественной литературы: Акунин Б. Нефритовые четки, Аксенов В. Московская сага, Улицкая Л. В Священный мусор, Рубина Д. Русская канарейка, Прилепин З. Восьмерка) и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий (Булгаков М. Мастер и Маргарита, Ильф И., Петров Е. 12 стульев, Пикуль В. Честь имею).

На вопрос «Что для Вас является определяющим при выборе изданий?»

Абсолютное большинство (80%) определяющим в выборе книг считают автора. На 2-м месте - аннотация (67%), 3-м - заглавие издания (47%).
28% респондентов берут книги с выставок. На этот же вопрос респонденты отметили также содержание, рекомендации, отзывы, рецензии, жанр, известность, беглый просмотр, настроение.

На вопрос«Вы берете книги только для себя или для своих родных, друзей»получилось, чточитатели берут литературу не только для себя, но и для детей, школьников и студентов, пожилых родителей, друзей. Доля таких «скрытых» читателей составила 22%.
Чаще всего читатели обращаются в библиотеку:

  • с конкретными запросами - 53 %
  • с тематическими запросами - 30 %
  • с неопределенными запросами - 17 %

Большинство читателей выбирают издания в отделе абонемента:

  • самостоятельно - 40%
  • обращаются за помощью к библиотекарю - 35%
  • среди книг, сданных другими читателями - 15 %
  • на выставках, тематических полках - 10%

Всегда найти нужные книги в отделе абонемента удается:

  • 17% респондентов
  • часто - 64%, иногда - 18%, не находят вообще - 1%

На вопрос«Какие разделы фонда нуждаются в обновлении?» (можно было выбрать 3 варианта) были получены следующие результаты:

  • история, право, педагогика - 86 %
  • художественная отечественная литература - 81%
  • издания по философии, психологии - 67%
  • литературоведческие работы, языкознание - 62%
  • художественная зарубежная литература - 54 %
  • медицинские издания - 31 %

На вопрос:«Каких изданий не хватает в отделе абонемента?»респонденты отметили следующее: Более всего читателям абонемента не хватает научно-популярных изданий (65%), художественных книг (50%), учебников (37%), научных изданий (монографий) (18%).

На вопрос:«Какой интересующей Вас книги, не оказалось в отделе абонемента?»- ответила половина (50%) респондентов.
Как показали данные исследования в большинстве случаев, книга есть в отделе, но в данный момент выдана другому читателю. Разрешить эту проблему помогает бронирование изданий (постановка на очередь). Если издание требуется срочно - читатель обращается к фонду отдела гуманитарной литературы или отделу книгохранения.
Не найденные в фонде абонемента издания можно объединить в две группы:
1) современная отечественная и зарубежная проза
2) научные издания последних лет, учебники по различным дисциплинам.

Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
1.Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод - фонд абонемента достаточно эффективно используется, данные показатели выше средних значений, необходимо поддерживать показатели на данном уровне и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям.

2. Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявлены наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.

3. Социологическое изучение фонда помогло выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес поможет нашим читателям в поиске необходимой литературы.

В ходе изучения выявляют документы, которые требуют усилить их пропаганду среди абонентов, увеличить или сократить их экземплярность, исключить из фонда, передать на другой уровень хранения. Чем меньше объем фонда, тем чаще он должен изучаться.

Отдел комплектования - составляет план изучения состава и использования фонда, рассчитанный на определенный срок, длительность которого зависит от величины фонда, количества библиотекарей и времени, которое они могут уделять этому процессу .

Технологически изучение фонда делится на этапы.

На подготовительном этапе определяют очередность, сроки, исполнителей. Составляют и утверждают календарный график выполнения операций, подготавливают учетно-отчетные материалы о составе, величине, движении фонда и его использовании, отказах абонентам, готовят бланки учетной документации, таблицы анализа фонда, подбирают соответствующие библиографические пособия, инструктируют и обеспечивают нужными материалами исполнителей.

На втором этапе приступают непосредственно к изучению намеченного раздела фонда - его состава, величины, характера использования.

Третий этап - обработка и анализ данных, полученных в ходе изучения. С ними на производственных совещаниях знакомят всех библиотекарей, которым эти сведения необходимы в их производственной деятельности. На этом этапе принимают решения по вторичному отбору в изученной части фонда.

Заключительный этап - проведение принятых решений в жизнь .

Очередность изучения подфондов (разделов фонда) определяется актуальностью тематики, подлежащей изучению, активностью спроса, состоянием сохранности, сменой сотрудников и тому подобными факторами. При этом может оказаться правомерным, что одни части фонда изучаются чаще, основательнее, разностороннее, чем другие.

Показатели: Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту .

Расчет экземплярности: число читателей умножить на средний срок пребывания учебника на руках и все это разделить на количество дней жизни документа.

Библиотечный фонд равен книговыдаче умноженной на количество читателей.

Обращаемость библиотечного фонда. Показатель определяется по формуле количество выданных читателям в течение года документов из библиотечного фонда, разделив на общий объем этого фонда. Обращаемость может быть общая (по всему фонду) или частная (по подфондам), она равна количество выдач делить на время пребывания в фонде документов. Чем выше обращаемость, тем лучше скомплектован фонд.

Читаемость определяют числом документов, выданных одному читателю за определенный отрезок времени. Показатель получают путем деления количества книговыдач на число читателей. Если этот показатель невелик, возможно, в библиотеке мало интересных и нужных читателям книг. Так же можно рассчитать формулу читательской емкости - время, затраченное на чтение всего фонда поделить на время, затраченное на чтение одного документа .

Разделив количество документов, которыми располагает библиотека, на количество читателей, получим показатель общей книгообеспеченности. Показатель говорит о достаточности (или наоборот) фонда для обслуживания читателей.

Обновляемость БФ показывает качественные изменения в структуре фонда, придает ему динамичность развития. Зная темп обновляемости БФ, можно вычислить период, в течение которого он обновится практически полностью.

Под показателем обновляемости фонда понимается средняя величина, рассчитанная путем деления объема поступлений за исследуемый период на объем фонда на конец исследуемого периода и умноженная на 100 процентов.

Макулатур-фактор - показатель, определяющий в процентах, сколько не нужных библиотеке документов (макулатуры) было приобретено в фонд за конкретный период. На основе читательского спроса он рассчитывается по формуле L=[(S - Sn)/S] - 100%, где S - количество документов, введенных в конкретный период в фонд; Sn - количество использованных из них читателями в течение этого периода .

Любой показатель позволяет библиотекарю контролировать качество фонда, находить причины отклонения от оптимальных данных и либо пополнять, либо очищать его. Все показатели взаимосвязаны - их сопоставление позволяет определить, в какой части фонда произошло рассогласование комплектования, какие процессы, тенденции в развитии фонда проявляются, какие из них прогрессивны, какие нет .

Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотечного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при проведении бесед и библиографических обзоров. Однако такого ежедневного наблюдения за фондом недостаточно для управления его формированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фонда: статистический, библиографический, аналитический и социологический.

Транскрипт

1 Статистический анализ библиотечного фонда МУ«Кемская МРБ» за г.г.

2 Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

3 Комплекс специальных методов изучения библиотечного фонда включает: статистические, библиографические, социологические методы; математическое моделирование; графические методы и др.

4 Базисной информационной основой является статистика, которая изучает динамику объема и состава фонда. Статистические данные лежат в основе изучения эффективности работы библиотеки и качества использования ею своих ресурсов. Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

5 Величина документного фонда - Ф; Объем новых поступлений - Пн; Объем выбытия - Фв; Обновляемость - Н; Книговыдача - В; Число читателей - А; Обращаемость - Об; Книгообеспеченность - К; Читаемость - Ч; Темпы роста - Тр.

6 В ходе статистического изучения применяются различные приемы и методы: - группировка; - ранжирование; - анализ по отклонениям показателей; - динамический анализ. Наиболее распространенным приемом является сравнение, которое позволяет выявить отклонение показателей.

7 Основными документами для получения необходимых данных фонда являются: - Книга суммарного учета: - Дневник работы библиотеки: - Тетрадь учета отказов читателей; - Годовой статистический отчет.

8 На основе библиотечной документации делается выборка статистический данных за определенный промежуток времени и данные записываются в подготовленные таблицы. Итак: Статистический анализ библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 3 года (гг.)

9 Первый показатель: ВЕЛИЧИНА ФОДА

10 Показатель величины фонда один из основных. Чтобы оценить фонд с позиции его величины, применяются сравнительный анализ фактической и оптимальной величины фонда для каждой библиотеки. Для расчета оптимальной величины фонда можно рекомендовать формулу Ф= АКopt, где Ф величина фонда; А число пользователей; К- оптимальная книгообеспеченность пользователя. Оптимальная книгообеспеченность пользователя = 8-12 книг. В настоящее время объем фонда в России ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя: 4,9 томов, в том числе в городе 5-7 томов; на селе -7-9 томов.

11 Оптимальная величина библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы библиотек Числ. насел. На Средняя книгообесп. Оптимальный фонд на г. Опт. объем детской литер. От 30% до 50% Фонд на г. Ф (+928) Ф (- 4439) Ф (-1300) Ф (-4573) Ф (-4031) Ф (-3918) Ф (-2046) ЦГДБ (-3044) МРБ (+14762)

12 Библиотечный фонд можно считать укомплектованным оптимально и по составу, и по величине, если им удовлетворяются около 75% общего числа требований по профилю фонда библиотеки.

13 Состав, развитие и использование библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за г.г. Сиглы библиотек - филиалов Величина фонда на Величина фонда на Величина фонда на Ф (+238) (-1398) Ф (-493) (+459) Ф (+50) 6660 (+ 82) Ф (+92) (+30) Ф (+198) 7271 (+70) Ф (+246) 8294 (+18) Ф (-53) 4496 (-228) ЦГДБ (-2494) (-1378) МРБ (-50) (-3159) Итого: (-2718) (-6040)

14 Величина фонда МУ «Кемская МРБ» на г.

15 Систематическое наполнение фонда новой литературой имеет исключительное важное значение для выполнения социальных функций библиотек. На издания последних 3-5 лет приходится большая часть информационного потенциала фонда. Они активнее пропагандируются, чаще спрашиваются пользователями. Эта литература составляет самую большую часть книговыдач.

16 Второй показатель: ВЕЛИЧИНА ПОПОЛНЕНИЯ ФОНДА

17 Анализ величины и состава пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф (ф1+ф17) (-478) Ф (+493) 3469 (+844) Ф (+395) 1537 (-110) Ф (+823) 4373 (-148) Ф (+600) 2560 (+389) Ф (-73) 1887 (-365) Ф (+443) 2343 (+340) ЦГДБ (+150) 1155 (+332) МРБ (+1594) 7399 (+430) Итого: (-11948) 27733(+1234)

18 Видовой состав библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы Книги, брошюры Периодика Разовые период.издания Аудив. элект. И 2008,2009, 2009, 2009, 2010 др изд. 2008, 2009,2010 Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ

19 Видовой состав пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» в 2010 г. % 0% 10% 5% 85% книги подписка разовые н/д

20 Установлено, что задачи обслуживания решаются более успешно, если величина поступлений в библиотеки составляет в среднем 10 % к фонду.

21 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Сиглы библиотек - филиалов Ф.1 - (1,7 +3,4) 18,1 (0,7+15,3) 16,8 (1,4 +15,4) Ф.4 17,4 (1,2+16,2) 22,3 (0,8 +20,5) 30,7 (0,5 +30,2) Ф.6 19,1 (3,0 +16,2) 25,0 (2,5 +22,5) 23,1 (1,5 +21,5) Ф.7 25,5 (2,8 +22,7) 31,0 (2,4 +28,6) 29,9 (1,4+ 28,5) Ф.10 22,4 (1,4 +20,9) 30,1 (2,7 +27,3) 35,2 (2,5 +32,7) Ф.11 28,7 (1,9 +26,4) 27,2 (2,9 +24,2) 22,7 (0,5 +22,2) Ф.16 32,6 (2,0 +30,6) 42,4 (2,0 +40,9) 52,1 (2,4 +50,8) ЦГДБ 3,2 (1,8 +1,5) 2,89 (1,4 +1,5) 4,2 (1,6 + 2,7) МРБ 10,2 (2,2 + 8,1) 13,2 (2,6 +10,6) 15 (1,2 +11,5) Итого: 24,7 (2,0 + 16,2) 23,5 (2,0 +21,3) 25,5 (1,4+ 23,9)

22 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении 60% 50% 51% 40% 30% 30% 29% 33% 22% 22% 20% 15% 12% 10% 0% 1% 1% 2% 1% 3% 1% 2% 3% 2% 1% Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 ф.16 ЦГДБ МРБ книги периодика

23 Анализ ежегодного поступления документов в библиотеки МУ «Кемская МРБ» показал, что прирост фонда на 10% - на практике - нереально.

24 Анализ пополнения библиотечного фонда невозможен без анализа выбытия литературы.

25 Третий показатель: ВЫБЫТИЕ ДОКУМЕНТОВ

26 Анализ выбытия документов из фонда показывает: - какие виды документов списываем, - какие отделы фонда в процессе использования быстрее обедняются и которые нужны в усиленном пополнении.

27 Анализ выбытия из фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ Итого:

28 Выбытие документов из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г ф. 1 ф. 4 ф. 6 ф. 7 ф. 10 ф. 11 ф. 16 ЦГДБ МРБ

29 Выбытие документов из фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Силы библиотек 2008 г г г. Ф.1 3,9 18,8 22,5 Ф.4 17,1 26,6 34,8 Ф.6 17,0 24,2 21,8 Ф.7 23,7 30,4 29,7 Ф.10 21,2 27,3 34,2 Ф.11 27,6 25,1 22,5 Ф.16 32,9 43,5 57,2 ЦГДБ 13,0 24,6 39,0 МРБ 13,4 13,4 21,4 18,8 25,9 31,5

30 Выбытие видового состава документов за 2010 г. Сиглы библиотек книги периодика Ф (31,2%) 2771 (68,8%) Ф (12,5%) 3434 (87,4%) Ф.6 29 (1,9%) 1426 (98,0%) Ф (4.4%) 4153 (95,6%) Ф (4,6%) 2377 (95,5%) Ф (100%) Ф (10,7%) 2294 (89,2%) ЦГДБ 1850 (73,0%) 683 (26,9%) МРБ 4838 (45,8%) 5720 (54,2%) 9046 (26,8%) (73,2%)

31 Выбытие книг из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ за 2010 г. книги книги Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ

32 Выбытие книг по отраслям знаний из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г Ф.1 Ф.4. Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ ОПЛ ЕМ Т С/Х ИС Худож. Дет. л. Пр.

33 Четвертый показатель: КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

34 Книгообеспеченность - один из основных относительных показателей статистики библиотечного фонда. Означает среднее число книг, прходящихся на одного пользователя библиотеки, или на одного жителя населенного пункта. Он вычисляется делением числа книг, учтенных на конец года в «Книге суммарного учета», на число зарегистрированных читателей, или на число жителей населенного пункта. К = Ф: А, К = Ф: Ж По книгообеспеченности пользователя, жителя можно судить, достаточно ли в библиотеке книг для обеспечения запросов. Оптимальная книгообеспеченность на одного пользователя 8-12; на одного жителя 7. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» рекомендует среднюю книгообеспеченность одного жителя томов, в том числе в городе -5-7, на селе -7-9.

35 Анализ книгообеспеченности пользователя Сиглы средняя Ф.1 28,7 31,1 29,6 29,8 Ф.4 40,6 42,5 42,2 41,8 Ф.6 37,3 43,6 45,0 41,9 Ф.7 16,4 16,4 16,5 16,4 Ф.10 31,3 30,2 30,3 30,6 Ф.11 17,9 22,0 23,0 20,9 Ф.16 31,8 31,3 34,1 32,4 ЦГДБ 14,3 13,2 12,5 13,3 МРБ 16,8 22,7 23,9 21,1

36 Что помогла выявить таблица? Избыточные фонды в библиотеках: Бабгубской городской, Сельской п. Сокол, Панозерской сельской, Куземской сельской. РЕШЕНИЕ СПИСАНИЕ.

37 Анализ книгообеспеченности жителя Сиглы средняя Ф.1 7,7 7,7 7,4 7,6 Ф.4 14,3 13,7 13,7 13,9 Ф.6 9,8 9,4 9,8 9,7 Ф.7 11,4 11,6 11,5 11,5 Ф.10 15,3 16,9 17,9 16,7 Ф.11 14,0 14,9 14,7 14,5 Ф.16 15,6 15,4 14,7 15,2 ЦГДБ 2,3 2,2 2,1 2,2 МРБ 3,9 4,0 3,0 3,6

38 ВЫВОД: Излишне высокая книгообеспеченность ведет к снижению обращаемости, в итоге к омертвению фонда.

39 Пятый показатель: ОБРАЩАЕМОСТЬ.

40 Обращаемость библиотечного фонда показывает интенсивность использования библиотечного фонда, высчитывается по формуле: Об = В:Ф, где ОБ обращаемость, В книговыдача, Ф объем фонда. Верхняя граница оптимальной величины обращаемости - 3, нижняя граница 2.

41 Анализ обращаемости библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы средняя Ф.1 1,1 1,0 1,1 1,1 Ф.4 0,7 0,7 0,7 0,7 Ф.6 1,5 1,2 1,4 1,4 Ф.7 2,5 2,6 2,6 2,6 Ф.10 2,0 2,3 2,0 2,1 Ф.11 2,4 1,8 1,9 2,0 Ф.16 2,2 1,7 1,9 1,9 ЦГДБ 1,7 1,8 1,9 1,8 МРБ 1,7 1,6 1,7 1,7

42 Шестой показатель: ТЕМПЫ РОСТА.

43 Большое значение в статистическом анализе фонда имеют показатели динамики развития или роста. Они характеризуют изменение явления во времени и вычисляются путем сопоставления однородных показателей за различные отрезки времени.

44 Важное место в статистическом анализе занимает изучение в едином комплексе таких показателей, как книгообеспеченность, читаемость, обращаемость.

45 сиглы Обращаемость Ср Читаемость 25 кн. Книгообеспече нность 8-12 оценка Ф.1 1,1 Н 31,4 В 29,8 В Фонд перенаныщен Ф.4 0,7 Н 30,3 В 41,8 В Ф.6 1,4 Н 63,2 В 41,9 В Ф.7 2,6 Н 43,3 В 16,4 В Ф.10 2,1 Н 61,4 В 30,6 В Ф.11 2,0 Н 45,7 В 20,9 В Ф.16 1,9 Н 66,8 В 32,4 В Фонд перенасыщен ЦГДБ 1,8 Н 24,5 Н 13,3 В Освобожд от ветх. лит. МРБ 1,7 Н 31,0 В 21,1 В Фонд перенасыщен

46 ВЫВОД: Анализ первичной статистики позволяет получить более полную и объективную информации о библиотечном фонде, без которого, в принципе, библиотека существовать не может.

47 Спасибо за внимание!


Моделирование фонда Понятие «Моделирование» Модель фонда - идеальный условный образ фонда, отражающий реальное или желаемое состояние его в виде словесного описания, схемы, статистического показателя,

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Анжеро-Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» 2016 г. 12+ ЗАПРОС требование о выдаче конкретного документа Удовлетворенный запрос

Проблемы и перспективы комплектования библиотечных фондов в современных условиях: опыт работы Муниципального учреждения культуры «Ряжская центральная библиотека» Выступление Е.А. Караваевой, заведующей

УТВЕРЖДЕНО: постановлением Администрации города Сергиев Посад от 01.02.2016 30-п МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ на оказание муниципальной услуги (выполнение работ): Библиотечное, библиографическое и информационное

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» Тенденции стандартизации современной библиотечной

Группа компаний «Аверс» (ООО «ФинПромМаркет XXI») информационно-аналитическая система «Аверс: Библиотека» ИАС «Аверс: Библиотека» Программа предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех

6 МУК централизованная библиотечная система г.арзамаса ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Одна из главных задач библиотеки удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для этого необходим

УТВЕРЖДАЮ Руководитель наименование библиотечного учреждения ФИО 20 г. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОМ ФОНДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ наименование библиотечного учреждения 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2013 год Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта вуза Адрес сайта библиотеки Категория библиотеки Наименование

347 7. Кравченко, А.И. Культурология: учеб.е пособ. / А.И. Кравченко. - М., 2 0 0 1.-9 9 с. 8. Социализация и инкультурация личности посредством хореографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmlib.net/pages-6017.html.

ГУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» Общедоступные библиотеки Псковской области в цифрах 2010 год Псков 2011 В настоящем издании публикуются статистические данные о деятельности общедоступных

Положение МБОУ СОШ 32 о работе с фондом учебной литературы г. Озѐрск, Челябинской области, 2014 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок обеспечения школьников учебниками

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Комплектование библиотечных фондов ЦБС г Арзамаса является проблематичным уже который год. Все библиотеки города отмечают недостаток средств на обновление фондов. Год

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2015 год (согласно поправкам, принятым Зональным советом 05.10.2015) Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта

Отчет о работе школьной библиотеки Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в соответствующих ГОСТах, в планах и, особенно в отчетах библиотеки, большое значение имеют дополнительные

Сводные показатели общедоступных библиотек Томской области в динамике 2006-2010 годов Таблица 1 Наименование показателей Годы 2006 2007 2008* 2009* 2010* Количество библиотек 333 280 281 281 283 Количество

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный институт искусств» Колледж

Библиотека филиал 4 п. Шудаяг МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» Отчет за 2017 год Общие сведения о библиотеке Название (по Уставу) Библиотека филиал 4 (п. Шудаяг) Адрес: почтовый индекс, населенный

Приложение 2 к Анкете для осуществления мониторинга реализации основных положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» в области Показатели и критерии оценки деятельности ЦБС /

«Внедрение АИБС «1С:Школьная библиотека» в образовательные учреждения» Федорова Елена Николаевна, зав. каф. систем автоматизации управления факультета экономики, права и автоматизации управления ОГОАУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ЦИФРАХ Сеть муниципальных библиотек Тульской области Наименование ЦБС Общее число библиотек 2000 2001 1 Алексинская 23 23 2 Арсеньевская 21 21 3 Белевская 24 24 4 Богородицкая

Наименование показателя Количество потребителей государственных услуг (количество посещений, тыс. чел) «Утверждаю» Директор МБУК «Карачевская МРБ им. Баранских Н.Н. и Н.В.» Иванова М.И. Приказ 218 от 25.12.

ОДОБРЕНО Ученым советом ДВФ ВАВТ Протокол 4 от «28» ноября 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда библиотеки Дальневосточного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

1 Приложение 2 Утверждены Постановлением администрации района От 04.12.2013 1344 Показатели оценки эффективности деятельности работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районная библиотека»

Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения Название учреждения МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Гали Гамбарисович Сулейманов Ф.И.О.

Муниципальное казенное учреждение культуры ТИХОРЕЦКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального образования Тихорецкий район сектор прогнозирования и развития библиотечного дела аналитико-статистический

Содержание 1. Область применения... 3 2. Нормативные ссылки... 3 3. Термины. Определения... 3 4. Состав и структура фонда... 4 5. Общие принципы и порядок комплектования... 5 6. Исключение документов из

1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии со статьей 18 пунктами 3.4-8.9 ФЗ от 29.12.2012 273 "Об образовании в РФ", "Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников,

Лист 2/10 СОКРАЩЕНИЯ НИР научно-исследовательская работа ДОР дифференцированное обслуживание руководителей БД база данных ЕБДФ Единый библиотечный документный фонд НБ научная библиотека Документ не подлежит

Принципы и порядок комплектования отражают общие подходы к комплектованию, перечень документов, на основании которых осуществляется процесс комплектования в библиотеке, степень актуальности по циклам дисциплин,

МБУ «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Кемского муниципального района Кемь, 2016 г. Библиотеки, в силу своей специфической деятельности, как и все остальные учреждения культуры, располагают

2. Порядок учёта фонда учебной литературы 2.1. К фонду учебной литературы относятся: все учебники; учебные пособия; орфографические словари; математические таблицы; сборники упражнений и задач; практикумы;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ И ЕГО УЧЁТ 2016 Библиотечная система университета Дубна Статистическая форма ВПО и СПО Из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ СЕМИНАР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Комплексный подход к библиотечному фонду: теоретические и методические основы стандартизации 1 апреля 2016 г.

Тестовые задания ТЕСТ 1 Назовите подсистемы библиотеки, не указанные на схеме:? Биб. фонды Сотрудники б-ки? 1.Материально-техническая база библиотеки 2.Контингент пользователей 3.Каталоги библиотеки 4.Администрация

Библиотек Брянщины (по сравнению с предыдущим годом) 2 Количество новых поступлений в библиотечный фонд (тыс.) Экз. док. 100 % плана 100 % плана 0-3 3 Количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя

В.В. Демина, гл. библиотекарь отдела библиотечного развития ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Совокупный объем документного фонда сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек

Министерство культуры Республики Крым Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» Научно-методический отдел

Министерство культуры Ростовской области ГУК РО «Донская государственная публичная библиотека» Информационно-библиографический отдел Статистический учет в библиотечно-информационных центрах Ростовской

Основы формирования библиотечного фонда Теоретические основы Понятие «Библиотечный фонд» Библиотечный фонд - это систематическое собрание документов, подобранное в соответствии с задачами, типом и профилем

Муниципальное казенное учреждение «Калининская межпоселенческая библиотека» Отдел комплектования и обработки литературы «Формирование библиотечного фонда» Методическая консультация ст. Калининская 2015

МУ ЦБС Карталинского муниципального района Информационно-методический отдел Рекомендации по заполнению статистической формы 6-НК Составитель: зав. ИМО Н.Г. Уткина Общие требования к заполнению бланка отчета

Б3.Б.4 Библиотечный фонд Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории

Управление библиотечным фондом Понятие «Управление» Управление фондом - целостная система, а не отдельная фаза. Управление библиотечным фондом это постоянное целесообразное упорядочение изменение его при

ПРИЛОЖЕНИЕ к учебно-воспитательному плану I. Анализ работы. ПЛАН РАБОТЫ школьной библиотеки МОУ СОШ 11 на 2016-2017учебный год. Библиотека Спокойненской школы 11 находится в здании школы, обслуживает учащихся

АДМИНИСТРАЦИЯ КОТЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21.5.218 г. 31 Об утверждении программы «Укрепление и развитие материально-технической базы МКУК «Межпоселенческая

Положение о формировании фонда библиотеки «Александровского сельскохозяйственного колледжа» составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О библиотечном деле», на основании Примерного

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» В ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕКАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ Ломановская Е. Д. зам. директора ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Науширванова Г.Р Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия STATISTICAL STUDY OF HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Основные показатели и критерии качества при предоставлении муниципальных услуг и выполнении работ МКУК «Центральная библиотека г. Майского» за 2016 год 1. Услуги 1.1. Библиотечное, библиографическое и

1 Информационно-библиографическая деятельность год 1.1. Состояние справочно-библиографического аппарата 1.1.. СБФ по количеству Год Энциклопедии Справочники Словари Библиографические пособия 17 Поступило

Методические указания по заполнению формы «Основные количественные показатели работы библиотеки вуза» 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕКИ 1.1 Общая площадь библиотеки (кв. м) Указывается суммарная

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ТЕМА: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 1. Понятие и классификация рядов динамики 2. Сопоставление уровней и смыкание рядов

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е К А З Е Н Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е К У Л Ь Т У Р Ы Т И Х О Р Е Ц К А Я центральная межпоселенческая МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН сектор прогнозирования и развития

Приложение 3 к приказу 143 от 29.03.2017 Должностная инструкция руководителя информационно-библиотечного центра МАОУ СОШ 30 УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения И.С. Разуваева 1.Общие положения 1.1. Руководитель

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Исследование деятельности медицинских библиотек России Дрешер Ю.Н. д.п.н., профессор, директор РМБИЦ, лауреат премии правительства РФ в области

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский Информационная карта процесса Библиотечное и информационное

Сдобникова Маргарита Юрьевна, зам. директора по научной работе Морозова Вера Алексеевна, зав. отделом формирования и организации фондов Владимирская областная научная библиотека Опыт корпоративного использования

Международная Олимпиада: «Вектор развития «Статистика» Задание 1. Верно ли данное высказывание: 1. Относительные величины могут выражаться коэффициентами, процентами, промилле. 2. Монографическое обследование

Приложение 25 к приказу 97/11 от «3» сентября 2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета и выдачи библиотечного фонда учебников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной

Утверждаю: Директор Е.Ю.Чмеленко Паспорт библиотеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «У Т В Е Р Ж Д А Ю» городского округа Краснотурьинск Директор «Централизованная библиотечная система» Л.В.Шумская Приказ 38-О от 01.06.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Центральной

Информационный комплекс процессов комплектования в библиотеке вуза Шарова Т.С., Тимонина Л.С., Рощина Ю.П., Лисицына Л.А. www.uni-dubna.ru Государственный Университет создан 27 сентября 1994 г. Учредитель

ОТЧЕТ о выполнении государственного задания по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) за 2015 год квартал/год Полное наименование организации, оказывающей государственные услуги Орган

Содержание Предисловие 3 1. Общие положения 3 2. Состав и структура Фонда 4 3. Общие принципы и порядок комплектования 5 4. Регламент закупки учебной литературы 6 5. Исключение документов из фонда 7 6.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Кузнецова В.Г.. 2014 г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Введение Тематический план комплектования

Задача с решением на тему «Ряды динамики» (общая статистика) ЗАДАНИЕ Имеются данные о производстве и потреблении электроэнергии в РФ, электроэнергии 995 996 997 998 999 2 2 22 23 84,4 827,7 84,4 89, 832,

Приложение 2 Утверждено приказом 16-о.д. директора МБУ «Печорская МЦБС» 28 февраля 2012 года Е.А. Васильева ПОЛОЖЕНИЕ о модельной сельской библиотеке-филиале 6 п. Каджером МБУ «Печорская МЦБС» 1. Общие

Утверждаю: Директор РМБУК «ШБС» И.В.Мергес 2015 г. Инструкция по учету статистических показателей работы РМБУК «Шушенская библиотечная система» и сельских библиотек района 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Инструкция

Приложение 1 к приказу Министерства культуры Республики от «12» 09 2008 719 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ оценки эффективности деятельности руководителей и работников муниципальных бюджетных библиотек 1. Интенсивность

СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ТЕМА: СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ 1. Задачи демографической статистики 2. Источники данных о населении 3. Категории населения 4. Анализ численности населения 5. Изучение состава населения

Похожие публикации