Речевой этикет в устной и письменной речи - презентация. Русский речевой этикет Презентация на тему речевой этикет в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе) «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Как было Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы... Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

5 слайд

Описание слайда:

Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

6 слайд

Описание слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

7 слайд

Описание слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

8 слайд

Описание слайда:

Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

9 слайд

Описание слайда:

Все считают проблему речевого этикета актуальной. По их мнению, многие овладели речевым этикетом в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения. Проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности родного языка и самобытности нации».

10 слайд

Описание слайда:

Употребление сленговых выражений (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит!

11 слайд

Описание слайда:

Сленг, (англ. slang)- это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит говорить надо по - русски! Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов - терминов, спрятанных в сленговых словах.

14 слайд

Описание слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность - критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

17 слайд

Описание слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2.Соблюдение субординации по возрасту. 3.Учёт ответной реакции собеседника. 4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени - отчества собеседника.

18 слайд

Описание слайда:

Существуют способы, которые помогают избежать этого негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения? Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет! Как вы хорошо выглядите! Вы так прекрасны! У вас замечательные глаза! А вы такой интересный собеседник! Вы так увлекательно рассказываете! Вы прекрасный педагог!

21 слайд

23 слайд

Описание слайда:

Все чаще в повседневной современной жизни многие беседы проходят через интернет или по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Социологические опросы и личные наблюдения показывают, что этим видом этикета учащиеся овладели не в полной мере. Мы не представляем себе жизни без телефона, в особенности, мобильного. Но это замечательное средство подчас используется не по назначению. Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече. Специалисты - психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года. А злые шутки, мерзкие розыгрыши или хихиканье, молчание, шипение в трубку - просто хулиганство и безобразие.

24 слайд

Описание слайда:

Особенно популярны мобильные телефоны. Ими пользуются практически все. Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует. Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще - в кинотеатрах, а иногда и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

25 слайд

Описание слайда:

Несколько важных правил разговора по телефону. Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.


Оглавление 1.1 История возникновения речевого этикета; 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование; 2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие; 2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания; Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты; Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета; 2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах; Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны; Список литературы.


1.1 История возникновения речевого этикета. Англию и Францию называют обыкновенно: " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.


« Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово " этикет " пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика Х IV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить


1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.


Л. А. Введенская в своей книге " Русский язык и культура речи " даёт такое определение речевому этикету: " Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения ". Н. И. Формановская дает такое определение: Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.


Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.


2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Разрешите с Вами познакомиться. Я хотел бы с Вами познакомиться Давайте познакомимся


Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает " быть здравым ", т. е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение!


Обращение: Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.


Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия) Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия)


2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная.


« Словарю по этике », который определяет вежливость так: «... моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими ». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.


Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив... Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.


2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)


Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.


Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку - Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите. - Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. - С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать). - Приятно было познакомится! - Вы очень милый (интересный) человек (собеседник Отсутствие прощального ритуала или его невнятность или скомканность никак не говорят о том, что человек ушёл « по - английски », это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.


2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета Научно - технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н. А. Акишина в своей книге « Речевой этикет русского телефонного разговора » телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: так раскрывает эту проблему: « Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств.




В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры: 1.) Официальные (деловые) – между незнакомыми или малознакомыми людьми. 2.) Неофициальные (частые) 3.) Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту 4.) Дружеские – между близкими людьми


Правила разговора по телефону: 1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних 2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон. 6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»


Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание) Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание)


2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.


Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.


Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Занятие по культуре речи для учащихся 9 класса "Речевой этикет"

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-10 классов. Мною это мероприятие проводилось в 9 классе в рамках предметной недели русского языка. Но можно его провести и в рамках классного часа. Материал дан в игровой и театрализованной форме, что дает возможность избежать морализирования, что не приемлют подростки.

Занятие по культуре речи "Речевой этикет" (9-й класс)

Цели занятия :
Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.Сценка 1 (вариант 1)

Прохожий 2. 0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.
Прохожий 1. Спасибо большое.
Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.
Сценка 1 (вариант 2):
Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?
Прохожий 2. Чего?
Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.
Прохожий 2. Первая направо.
Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.
Сценка 2
Девочка сидит в автобусе. Она все время вертится и болтает ногами. Ее соседка, старушка, отодвигается. Она боится. что девочка испачкает ей пальто:
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести.
– А что я сделала? – возражает девочка.. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, смотрит в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.
Сценка 3
Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?
Девушка. Хам!
Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?
Сценка 4
К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.
Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?
Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!
Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».
Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.
Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.
Сценка 5
Мишка. Алло! Алло!
Колька. Алло!
Мишка. Слышно что-нибудь?
Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?
Колька. Хорошо. А тебе?
Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.
Колька. Давай. А о чем разговаривать?
Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?
Колька. Правда.
Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...
Колька. Что «ну»?
(Пауза.)
Мишка. Чего ты не разговариваешь?
Колька. А ты почему не разговариваешь?
Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...
Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)
Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.
При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.
А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.
Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым
– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
индийцы складывали ладони перед грудью;
лапландцы здоровались носами.
– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».
Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро"во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).

3. Речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?1) «Давайте говорить друг другу комплименты»
- Ребята, представьте мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Выберете из комплиментов для каждого из сказочных героев такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. (Золушка, Кощей Бессмертный, Снежная королева, Винни Пух)
2) «Вежливая критика»
Вежливо покритиковать героев сказки «Лиса и журавль»
3) «Утешители»
Представьте, что от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему до них дела нет. Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их.
Вам надо утешить ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился.
5. Домашнее задание: Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием). Приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.

Презентация на тему: Речевой этикет

Cлайд 1

Cлайд 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Cлайд 3

Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Cлайд 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют тактичность предупредительность терпимость доброжелательность выдержанность Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Cлайд 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Cлайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Cлайд 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Cлайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Cлайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Cлайд 10

Составляющие акта общения начальные формулы общения основная часть формулы, используемые в конце общения Формулы представления, официального и неофициального приветствия Формулы прощания Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Cлайд 11

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

Cлайд 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться. - Меня зовут Валерий Павлович.

Cлайд 13

Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Cлайд 14

Cлайд 15

Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. - Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

Cлайд 16

- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Cлайд 17

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Cлайд 18

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

Cлайд 19

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Cлайд 20

Cлайд 21

Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день *Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо *Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Cлайд 22

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

Cлайд 23

Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

Cлайд 24

Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний. По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

Слайд 1

Речевой этикет

Слайд 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Слайд 3

Этика речевого общения

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Слайд 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют

тактичность

предупредительность

терпимость

доброжелательность

выдержанность

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Слайд 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Слайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Слайд 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Слайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Слайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Слайд 10

Составляющие акта общения

начальные формулы общения

основная часть

формулы, используемые в конце общения

Формулы представления, официального и неофициального приветствия

Формулы прощания

Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Слайд 11

Формулы представления

Разрешите с вами познакомиться.

Давайте познакомимся.

Будем знакомы.

Я хотел бы с вами познакомиться.

Слайд 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

Моя фамилия Сергеев.

Позвольте (разрешите) представиться.

Меня зовут Валерий Павлович.

Слайд 13

Представление

Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Слайд 14

формулы приветствия

Здравствуйте! - Добрый день! - Привет! - Здравствуй!

Слайд 15

Здороваемся

В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. - Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

Слайд 16

Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Слайд 17

Приглашение

Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас.

Поздравление:

Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Слайд 18

Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу…

Советы и предложения

Слайд 19

Формулировка отказа

- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Слайд 20

До завтра. - До вечера. - До свидания.

Слайд 21

Поэтическая игра

*Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день *Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо *Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Слайд 22

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

Формулы обращения

Слайд 23

Уважительное отношение к участникам разговора

В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

Слайд 24

Перебивание. Встречные реплики

Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.

По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

Слайд 25

“Ты” и “Вы”

Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила. А.С.Пушкин.

Слайд 26

ВЫ – общение

В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

Слайд 27

Ты - общение

Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

Слайд 28

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому адресату В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату

ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общения При дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресату К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату

Слайд 29

Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

Слайд 30

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

Похожие публикации