Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. «Рабочим быть!»: в России растет престиж рабочих профессий Престиж рабочей профессии в современном обществе

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек - место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение.

Престиж профессии определяется не только высоким доходом и социальным статусом, но и такими показателями как стабильность, перспектива карьерного роста, востребованность в отдалённом будущем.

ТОП-10 самых престижных профессий в России:

  1. Программисты, специалисты IT-технологий. Специалисты этой сферы высоко востребованы в настоящее время, их труд хорошо оплачивается. Бурное развитие IT-технологий в России предполагает постоянную востребованность профессии на долгие годы.
  2. Предприниматели, бизнесмены. Частный бизнес при наличии коммерческих способностей может приносить высокие доходы. Дополнительным плюсом является независимость от работодателя.
  3. Топ-менеджер — лицо компании, руководитель высшего звена, что само по себе престижно. И соответственно оплачивается. Кроме профессиональных навыков и специфических знаний в своей отрасли, топ-менеджер должен обладать креативным и гибким мышлением, высокими аналитическими способностями, постоянно учиться новому. Причём в разные периоды деятельности компании от топ-менеджера требуются разнообразные качества: на этапе start-up он должен проявить себя ярким лидером и успешным предпринимателем; в период расцвета — дальновидным стратегом; в момент кризиса — опытным антикризисным управляющим.
  4. Юристы, адвокаты. Население России в большей части является юридически неграмотным, а юриспруденция — громоздкой, поэтому юристы будут востребованы постоянно. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми во все времена являются юристы по гражданским делам.
  5. Врачи. Профессия считается самой благородной и престижной во всём мире, но не очень высокооплачиваемой в России. Самая высокая зарплата врачей на Камчатке.
  6. Лётчики и космонавты. Эти профессии не только престижны, но уважаемы, романтичны и высокооплачиваемы в любом регионе России.
  7. Творческие профессии (дизайнеры, артисты) престижны в смысле уважения и узнаваемости. Всё зависит от таланта, целеустремлённости, удачи. Как справедливо говорится о творческих профессиях: «Первую половину жизни человек работает на имя, вторую половину — имя работает на человека».
  8. Инженеры. Престиж этой профессии возрастает в период развития промышленности, но с материальной точки зрения это не самая выгодная профессия в России.
  9. Банкиры. Все профессии, которые ассоциируются с финансами, изначально престижны. Быть банкиром считалось престижным во все времена. Здесь всё зависит от размеров банка, занимаемой должности, региона и т. п. В последнее время престижнее работать в государственном банке, чем в частном.
  10. Экономисты. Престиж профессии также зависит от места работы, должности, региона. Но несомненно то, что эта профессия универсальна и востребована при любом социальном строе, в любой отрасли народного хозяйства и на всех уровнях.

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек — место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение. Понять свою предрасположенность к определенной профессии вы можете на консультации по профориентации в центре Эльмиры Давыдовой.

Самые престижные профессии в мире

  1. Нанотехнологи. Специалисты этой сферы будут постоянно востребованы в будущем. Поскольку отрасль является самой актуальной государственной программой в развитых странах мира и хорошо финансируется, высокая оплата труда нанотехнологов гарантирована на многие годы вперёд.
  2. IT-специалисты. Эта профессия уже много лет находится в списке престижных и в будущем также предполагается её высокая востребованность, достойная оплата ввиду того, что специалисты IT-технологий обеспечивают функционирование практически всех процессов современного мира.
  3. Биотехнологи — профессия будущего в сельском хозяйстве, здравоохранении и пищевой промышленности. Являясь государственной программой, которой предстоит бурное развитие, биотехнология достойно финансируется. Быть учёным или практиком в этой сфере очень престижно.
  4. Экологи. Проблема загрязнения окружающей среды со временем только усугубляется. Поэтому экологи будут востребованы всегда не только с целью очищения среды, но и для разработки новых экологически чистых технологий и производств.
  5. Маркетологи. Современный мир перенасыщен товарами и предложениями услуг. Без маркетологов в деле их реализации и производства новых, необходимых потребителям, не обойтись.
  6. Врачи разной специализации: анестезиологи, хирурги, психиатры, терапевты, дантисты. Здоровье — это главное, что ценят люди и на чём они не экономят. А хорошие врачи пользуются заслуженным уважением.
  7. Технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности. Для создания нового конкурентоспособного продукта или новых технологий требуется умение работать с большими объёмами информации, координировать работу многих сотен людей. Такая работа под силу неординарным личностям.
  8. Юристы. Во всех странах мира профессионалы юриспруденции имеют престижный статус. Ведь даже в век интернет-технологий, когда любому человеку доступны книги по законодательству, разобраться в их громоздких хитросплетениях может далеко не каждый.
  9. Пилоты. Пассажиры авиалайнеров изначально относятся с уважением к профессионалам, которым доверяют свои жизни. Современный самолёт — это суперсложная машина, для управления которой требуются серьёзные технические знания, отличная физическая подготовка, психологическая устойчивость, умение оперативно принимать ответственные решения.
  10. Финансовый аналитик рынка — специалист, владеющий информацией о колебании цен, соотношении спроса и предложения на рынке. Он может дать грамотную консультацию по сделкам на финансовых рынках и прогноз на будущее.

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в котopoй не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит оcoбый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается coциальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные споcoбности, деятельность. И наoбopoт, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его coдержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтереcoвать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финанcoвыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни .

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о coциальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбopoм, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется coдержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж coответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о coциально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии .

Спиcoк аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн coдержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, выcoкооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих фактopoв, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хopoшо обдумать и проанализировать ее оcoбенности, а также возможные coвмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, coгласно котopoму, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших гopoдах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Оcoбенно будет цениться coчетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, coздающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспоcoбность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и выcoкооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, coвмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, coздание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интереcoв производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области coздания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы coхранения окружающей среды. В coответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов co знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процесcoв.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти .

Заканчивая первую главу курcoвой работы, можно сделать следующий вывод.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котopoм происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью котopoй является профессиональная деятельность. Период юности - это период самоопределения. Coциальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое самоопределение coставляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение coпряжено с задачами coциального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и оcoзнанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информа-ционным партнером проведенного в феврале Первого открытого чемпионата Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по правилам WorldSkills. В рамках состязаний состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Мероприятия вызвали большой интерес организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска.

М.В. АФАНАСЬЕВ , директор международного научно-образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, профессор

Е.И. ШАРОВ , ассистент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Целью международного движения WorldSkills International (WSI) является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. В настоящее время 72 страны, в том числе и Россия, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства в рамках WSI.

Первый подобный конкурс в северной столице, проведенный в статусе полуфинала национального чемпионата по Северо--Западному федеральному округу по четырем высокотехнологичным компетенциям, состоялся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в конце февраля.

Организаторами выступили два центра СПбПУ - ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» и МНОЦ «Металло-обрабатывающие автоматизированные производства», а в качестве основных соорганизаторов - Союз «Ворлдскиллс Россия» и Региональный координационный центр WorldSkills Russia (WSR) в Санкт-Петербурге.

В чемпионате приняли участие представители 13 учебных заведений из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В течение трех дней участники демонстрировали экспертам и гостям конкурса свои профессиональные навыки, наставники делились опытом подготовки к соревнованиям такого уровня и принимали активное участие в контроле над соблюдением высоких стандартов WSI и судействе.

Итогом состязания по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» стала уверенная победа Юрия Зайцева, представителя Колледжа судостроения и прикладных технологий (г. Санкт-Петербург). Лучшим по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» стал Вячеслав Сушков, представляющий Кировский политехнический техникум (Ленинградская область).

Впервые в России были проведены командные соревнования по презентационным компетенциям «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на станках с ЧПУ» и «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на 3D-принтерах», где участникам требовалось не только создать 3D-модель, но и реально изготовить деталь в металле или пластике. Победителями по первой компетенции стали Егор Василенко, студент Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, СПбГУТ (г. Санкт-Петербург), и Юсуф Рахимов, учащийся Промышленно-технологического колледжа (г. Санкт-Петербург). За победу по второй компетенции заветный кубок получили Кирилл Гладков (Малоохтинский колледж, г. Санкт-Петербург) и Артем Домрачев (Промышленно-технологический колледж, г. Санкт-Петербург).

Президент Союза «Ворлдскиллс Россия» Павел Черных, высоко оценивший уровень проведенного чемпионата, предложил организовать в СПбПУ тренировочную базу для членов сборной команды, которая в августе 2015 года отправится защищать честь нашей страны на 43-й Чемпионат мира по профессиональному мастерству в г. Сан-Паулу (Бразилия).

В январе 2015 года Россия подала официальную заявку на проведение мирового финала WorldSkills Competition в 2019 году. Соответствующие документы подписали генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, официальный делегат от Российской Федерации в WSI Наталия Золотарева. Городом-кандидатом стала Казань.

Движение WorldSkills Russia активно поддерживается главой государства и Правительством РФ. в частности, на встрече с лидерами проектов в области образования в январе Дмитрий Медведев отметил: «Убежден, что проведение такого чемпионата в России - это хорошая возможность еще раз привлечь внимание к рабочим профессиям. А если нам повезет, и решение будет принято в пользу нашей страны, мы сделаем все, чтобы провести это мероприятие на самом высоком уровне».

Информация с сайта Агентства стратегических инициатив.

В рамках Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Целью являлся обмен опытом ведущих учебных центров РФ (вузов, колледжей, ресурсных центров) по вопросам подготовки специалистов для высокопроизводительных рабочих мест по производственным и инженерным технологиям.

На семинаре рассматривались вопросы подготовки специалистов по производственным и инженерным технологиям на основе стандартов WSI, конвергенции требований работодателя и профессиональных компетенций выпускников (инструменты и механизмы реализации), аттестации рабочих мест и работников предприятий на основе принципов WSI.

Участниками семинара стали 46 представителей СПбПУ, организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска, вовлеченных в международное движение WSI. В качестве спикеров выступили руководители ряда промышленных предприятий Санкт-Петербурга и высокотехнологичных зарубежных компаний - партнеров конкурсов профессионального мастерства.

Речь шла о современном состоянии и перспективах развития движения WorldSkills в России, поручениях Президента РФ и федеральных министерств в области повышения международной конкурентоспособности студентов и выпускников отечественных образовательных организаций. Особое внимание было уделено вопросам внедрения стандартов WSI в образовательный процесс, совершенствования профессиональных стандартов с учетом принципов WSI, положительному опыту зарубежных стран в данном направлении.

Выступающие говорили о проблемах кадрового обеспечения предприятий, старении кадров и необходимости расширения компетентности линейных сотрудников. Когда образовательные организации, промышленные предприятия и высокотехнологичные компании объединяют свои усилия, достигаются хорошие результаты. Важность совместной подготовки кадров для импортозамещающего технологического развития России, безусловно, велика. Совместные учебные центры позволяют студентам не только на практике ознакомиться с современным оборудованием и зарубежными технологиями, но и получить двойной диплом.

После завершения основных выступлений для гостей семинара был организован трансфер на конкурсные мероприятия, где все желающие смогли увидеть выступления студентов--участников Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills и посетить мастер-классы. Здесь же гостям была представлена «Образовательная модель» практикоориентированного обучения по производственным и инженерным технологиям, которая реализуется в университете на основании внедрения сетевой формы обучения, открытия программ прикладного бакалавриата и создания научно-образовательных центров с высокотехнологичными компаниями. Выступления участников чемпионата, их квалификация и умение самостоятельно реализовать цепочку технологических операций произвели на гостей семинара большое впечатление.

Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров - от рабочих до технологов, от узкоспециализированных специалистов до инженерного «спецназа» - находятся в центре внимания государственной образовательной политики.

ЮВЕНОЛОГИЯ

Л.Н. Тимирова РОЛЬ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Статья посвящена анализу влияния престижа профессий на трансформационные процессы, происходящие в социально-профессиональной структуре общества, через профессиональное самоопределение молодежи.

К>нец 80-х - 90-е годы XX века в России ознаменовались кризисом всех сфер жизни общества и государства: изменение государственного устройства, переход к рыночной экономике, трансформация социальной структуры, коренной переворот в мировоззрении, идеологии, ценностях. Реформы коснулись и социально-профессиональной структуры российского общества, появилось большое количество новых профессий и видов деятельности: программист, менеджер, банкир, предприниматель и т.д. При этом ломка ценностных ориентаций, как молодежи, так и всего общества, на тот период времени привела к изменению отношения к труду и профессии, которое является одним из показателей социального статуса человека, его положения в системе общественных отношений и связей. Существенной трансформации подвергся престиж различных профессий. Будучи одним из основных факторов, который оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, он несомненно играет важную роль и в преобразовании социально-профессиональной структуры общества.

Одним из первых, кто начал в нашей стране изучать престиж профессий у молодежи, был В.Н. Шубкин, давший подробное обоснование этого понятия как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании групп и классов . А.Б. Кур-лов и Ю.А. Лязина несколько уточнили данной понятие, определяя его, как оценочное суждение, фиксирующее степень материальной обеспеченности, широту диапазона социальных возможностей, степень социальной защищенности, определенный уровень культуры и образования и т.д., носителя той или иной социально-профессиональной группы .

Ф.К. Каников и О.В. Трунькина, отмечая, что профессиональная ориентация непосредственно подвержена влиянию престижа, то есть места, которое занимает та или иная профессия в общественном сознании, выделяют в многомерном содержании социального престижа профессии три основных измерения или фактора: 1) содержательность и творческие возможности профессии; 2) социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т.д.), перспективы карьеры; 3) динамика профессий и престижа; ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии . По мнению ученых, все эти факторы составляют ядро системы детерминации профессиональных ориентаций как социально и социокультурно обусловленного процесса.

Разные социальные общности, как подчеркивает Г. А. Чередниченко, имеют свои специфические системы ценностей, через призму которых они рассматривают профессиональную (а затем и стоящую за ней социальную) структуру, и именно по этой причине возникает представление о превосходстве или низком уровне тех или иных занятий (социальных позиций) . То есть можно сказать, что престиж тех или иных профессий -понятие субъективное, зависящее от множества различных факторов. Безусловно, во многом подобные оценки есть синтез личного опыта индивида и информации полученной по наследству от старших поколений, а также общественного мнения, в которое можно включить представления

о престиже тех или иных видов деятельности непосредственного окружения индивида (малых групп), больших социальных групп, имеющих значимое влияние на индивида (социальных слоев, в которые входят родители индивида и сам индивид, этноса и др.). Кроме того, в настоящее время на общественное мнение огромное воздействие

€> Л.Н. Тимирова, 2008

оказывают средства массовой информации, пропагандируя престиж различных профессий, видов деятельности и образа жизни. Престиж профессии и ее представителей в общественном сознании во многом является определяющим фактором того, какой статус занимает профессия, и, соответственно, ее представители в системе профессиональной и социальной структуры общества. Изучение престижа различных занятий в современном обществе дает важную и объективную информацию о том, какой будет формироваться картина социально-профессиональной структуры российского общества в ближайшее время, как будет осуществляться социальная, профессиональная, территориальная мобильность.

За последние десятилетия молодыми людьми кардинально была пересмотрена привлекательность тех или иных профессий, в результате чего трансформировалась и шкала престижа профессий. Так, за 30-летний период времени с 1964 года по 1994 год популярность профессий бухгалтера выросла с 2,12 до 5,6 баллов (по 10-бальной шкале), продавца - с 2,02 до 4,23 баллов, наряду с этим резко снизилась оценка деятелей науки, к примеру, если научный работник в области математики прежде имел оценку 7,89 баллов, то теперь 4,31 балл . Как мы видим, именно в этот период наблюдается начало падения престижа профессий, связанных с творческим, интеллектуальным трудом, так как они перестали быть способом самореализации личности, формой общественного признания, гарантом стабильного социального и экономического положения и т.д. Напротив профессии, связанные с экономической сферой, позволяющие повысить свое материальное положение, стали пользоваться большой популярностью, соответственно вырос и их престиж.

В связи с этим, можно утверждать, что негативное развитие ситуации в российской экономике повлияло на то, что трудовая деятельность в таких областях как наука, образование, инженерия и здравоохранение становилась все менее престижным, в силу своей невостребованности обществом и государством, а также низкого уровня обеспечения этих отраслей. Рыночные реформы в России 90-х годов XX века привели к имущественной дифференциации общества, резко снизился уровень и качество жизни тех слоев общества, которые входили в бюджетную систему финансирования, и вырос у тех, кто освоился в коммерческой сфере.

Сравнительная таблица престижности профессий в США и России показывает, что верхнюю часть американской шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, а нижнюю - представители преимущественно физического и малоквалифицированного, в российской же шкале профессии, требующие высокой квалификации, находятся на последних местах . Так, по шкале профессионального престижа в России (по результатам исследования ИнОП) профессия инженера находится на 18 месте, врача - 22, преподавателя вуза - 39, научного сотрудника - 46, учителя - 48. Однако следует отметить, что низкий уровень престижа данных профессий относится к категории «доход», что же касается оценки общественной значимости данных профессий, то она остается еще на довольно высоком, хотя и не на достаточном уровне.

Результаты общероссийского опроса населения, проведенного в 2003 году Н.В. Ковалевым, О, Р. Шуваловым, показали, что 40% респондентов считают, что в России наибольшим уважением пользуются сейчас адвокаты, юристы, 29% -предприниматели, 21 % - политики, 18% - программисты, 16,5% - квалифицированные рабочие, 11% - врачи, 9% - ученые, 9% - журналисты, 8% - художники, артисты, писатели, 7% - работники торговли; 5%- крестьяне, фермеры, 5% -военнослужащие, 3% - инженеры, 3% - представители других профессий . Как мы видим, в общественном сознании утвердился престиж профессий, приносящих высокий материальный заработок, а профессии, требующие творческой и интеллектуальной деятельности, стоят ниже, чем даже профессии квалифицированных рабочих.

По рейтингу престижности профессий, выстроенному в ходе опроса молодежи возраста 14-16 лет в Республике Башкортостан, на первом месте стоит работник финансово-банковской сферы (18,5%), дальше юрист (17,6%), предприниматель (17,6%), программист (14,7%), менеджер (12,2%), врач (11,3%), инженер в сфере строительства, промышленности и связи (8,0%), а такие профессии как научный работник (2,1%) и учитель (1,7%) находятся в самых последних строках рейтинга . Мнение молодежи республики практически полностью совпадает с мнением большинства россиян о степени престижности тех или иных профессий. Исследования престижности профессий, проведенные коллективом ученых,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

в который входили Д.Л. КонстантиновскиЙ, В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко и др., также свидетельствуют, что профессии, в прошлом определяющие социальную структуру нашего общества, в своем большинстве спустились с вершины иерархии профессий (ученый, инженер и др.); «новые» занятия, только недавно появившиеся в нашей действительности (профессии, связанные с финансами, бизнесом, информатикой и т. д.), заняли вершину профессиональной иерархии ,

Зависимость высокого престижа указанных профессий и профессиональных предпочтений молодежи можно проиллюстрировать данными по ориентации выпускников средних школ на профессии интеллектуального труда. Так, в 2001 г. приоритетными у старшеклассников, готовящихся поступать в вуз, были факультеты экономика, финансов, управления (менеджмента), на втором месте - гуманитарные (история, психология, социология, филология и т.д.) и юридический факультеты, дальше идут инженерно-технические и естественнонаучные факультеты, одними из аутсайдеров являются педагогические факультеты . Результаты этих исследований позволяют нам с уверенностью говорить, что предпочтения молодых людей в профессиональной сфере во многом идентично с уровнем престижа соответствующих профессий.

Кроме того, наглядно показывает изменение привлекательности основных интеллектуальных профессий и динамика в подготовке молодежи по группам специальностей в вузах Республики Башкортостан. Так, если в 1992 г. наибольшее количество студентов насчитывали следующие группы специальностей: естественно-научные -1103 чел., гуманитарно-социальные -1362 чел, образование - 984 чел., здравоохранение - 727 чел., экономика и управление - 506 чел., то в 2003 п картина кардинально изменилась: экономика и управление - 5826 чел., гуманитарно-социальные -5618 чел., образование-2507 чел., естественно-научные - 1555 чел., здравоохранение - 765 чел. . Как мы видим, за одиннадцать лет желающих получить образование по экономике и управлению выросло более чем в десять раз, что является результатом популярности и престижа профессий данного профиля. Достаточно большое количество студентов на гуманитарно-социальных специальностях можно объяснить тем, что, во-первых, в них входит и такая популярная специальность как юриспруденция, во-вторых, данные специаль-

ности позволяют в дальнейшем попасть и различные властные структуры.

К вышесказанному хотелось бы добавить, несмотря на достаточно большое количество студентов, обучающихся в педагогических вузах, престиж данной профессии весьма низок, поэтому большинство выпускников не стремится найти работу по специальности, предпочитая уходить в коммерческие организации, получать второе образование (чаще всего экономическое или юридическое). Это может привести к тому, что стареющие педагогические коллективы средних и высших образовательных учреждений не получат в ближайшие годы полноценной молодой смены, что, свою очередь, отрицательно скажется на образовательном уровне нашего общества, а также окажет негативное влияние на процессы воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества.

Исходя из предпочтений молодежи по отношению к профессиям, можно утверждать, что наметилась тенденция, усиливающаяся с каждым годом, при которой мы столкнемся с перепроизводством специалистов наиболее популярных профессий, а также с катастрофической нехваткой специалистов, находящихся внизу рейтинга.

Таким образом, престиж профессий оказывает огромное влияние через профессиональное самоопределение молодежи на изменения, происходящие в социально-профессиональной структуре российского общества. Проведение постоянного мониторинга престижа различных профессий у молодежи позволит прогнозировать основные направления трансформации в профессиональной структуре и путем сбалансированной государственной политики в образовательной сфере производить ее коррекцию.

Библиографический список

1 .Канников Ф.К., Трунъкина О, В. Ориентация молодежи на инженерную профессию как фактор развития инженерно-технической интеллигенции //Социологические исследования. *-2004. -№11.-С. 111-115.

2. Когда наступает время выбора: (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г.А. Чередниченко. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-568 с.

3. Курлов А.Б., ЛязинаЮ.А. Социальное перемещение молодежи в студенчество. - Уфа: Автор-Проект, 2000. -145 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

4. Молодежь Республики Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы. - Уфа: Гилем, 2005.-149 с.

5. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. - М.: «Журнал Эксперт», 2006. - 680 с.

6. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социологического исследования)-СПб.: ИРХ ГИ, 2004.-504 с.

7. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев АМ.

Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: (социологический анализ). - М.: Центр социального прогнозирования. - 2002. - 552 с.

8. Шубкин Н.В. Молодежь в меняющемся мире // Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи: (По материалам массовых социологических обследований) / отв. ред. В.Н. Шубкин. - М., 1999. - С. 5-12.

9. Шубкин В.Н. Социальные опыты. - М.: Мысль, 1970.-256 с.

К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ

В статье обосновывается вывод о том, что многомерность социальной значимости материального благополучия в случае его отсутствия порождает столь же многоликую ущербность в функционировании молодой городской семьи.

Трудности и противоречия рыночных ре форм по целому ряду обстоятельств особенно тяжело отразились на положении молодой семьи. И для того, чтобы понять лучше изучаемый объект и предъявить некоторую положительную идеологию, которая могла бы быть положена в основу общественных мер по ее поддержке и стабилизации, рассмотрим те наиболее характерные проблемы, которые испытывает сегодня молодая семья.

Прежде всего, следует отметить, что по определению такая семья состоит из молодых людей, которые еще не утвердили или не полностью утвердили свое место в мире и, соответственно, свой социальный и материальный статус. Достаточно серьезное препятствие для начала стабильной семейной жизни составляет безработица молодежи или ее неполная занятость. Значительная часть выпускников школ, техникумов и институтов не могут сегодня найти себе постоянное рабочее место, а такая распространенная сфера занятости, как мелкая торговля, вряд ли способна создать устойчивый социальный статус своим участникам. Естественно, молодая семья нередко вынуждена пользоваться помощью старших родственников для своего нормального функционирования .

В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход этого процесса могут

привести семью к распаду, столь частому в первые пять лет супружества. Сам факт распада семьи из разряда чрезвычайно неблагоприятного случая жизни все более становится привычным социальным явлением. Эти обстоятельства еще более убеждают нас в том мнении, что пока у молодых супругов не укрепятся однозначные установки на безальтернативность социальной значимости семейных ценностей, вряд ли можно надеяться на какие-то иные решения проблемы стабилизации современной семьи. При этом никто не оспаривает значимость того непреложного факта, что важнейшим условием функционирования семьи на любом этапе ее жизненного цикла является материальное благополучие. Однако известно и то, что это условие автоматически не решает все проблемы семьи. Свидетельство тому - значительное число распада материально обеспеченных семей. Очевидно, для каждого брака и семьи существуют сугубо индивидуальные пропорции оптимальных соотношений материального и духовного, в зависимости от объективных обстоятельств и субъективных личностных качеств супругов. В развитие этого положения приведем всем известный факт о том, что в одних руках материальный достаток наилучшим образом служит интересам семьи в удовлетворении их различных потребностей в пище, одежде, жилище и предметах жизненного обихода, а наравне с этим благоприятствует процессу личност-

© К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева, 2008

Похожие публикации