Педагогическое эссе учитель призвание или профессия. «Что такое «учитель» профессия или призвание. Гуманитарные и точные дисциплины

«Призвание человека – это внутренний голос,

который зовёт за собой.»

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Учитель: профессия или призвание?

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель. В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем. Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.

Я учу своих учеников, а они учат меня. Мне нравится смотреть на мир детскими искрящимися глазами, наполненными добра, тепла и света, погружаться вместе с ними в мир нового и неизведанного. Именно они подстёгивают меня к новым начинаниям, развитию и самосовершенствованию. Ежедневная работа с информацией требует много знаний не только по поиску, обработке, но и по её хранению. Немаловажную роль играет умение учителя пользоваться современной техникой. Учитель « новой школы» должен быть мобильным, креативным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к творческому и научному поиску.

Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что всё не зря! Но для того, чтобы зажечь других, ты должен сам гореть, а не тлеть. И в этом смысле мы действуем взаимно: я - зажигаю их, отдавая все свои знания, умения и жизненный опыт, а они меня, своей неиссякаемой энергией, детской непосредственностью, чистотой души и мыслей. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ

жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти. Для чего? Для общения с детьми, потому что знаешь, что каждый день принесёт и детям, и тебе что-то новое, интересное. Думаю, что каждый учитель, а в особенности, учитель начальных классов, прежде всего, должен любить своё «дело» и своих учеников.

Педагог – это профессия, призвание, образ жизни…

Педагог – это человек, который создаёт будущее страны…

Профессия педагога – вне времени, моды, географии, национальности…

Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения уча щихся? Особенно это трудно в сельской школе.

Задача учителя начальных классов – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции.

В распоряжении учителя множество методов и приемов пре подавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

Развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

Развитием творческой личности;

Обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

Воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности.

Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведения занятий, использую новые педагогические технологии.

За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения.

В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школьная жизнь… Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.

Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Призвание учителя – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Главное в работе, умение не только доступно преподнести свой предмет, но и поверить в каждого ребенка, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».

Я выбрала профессию учителя, потому что, взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

Любовь к своему делу, к детям побуждает к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине…

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных. Вероника Тушнова очень верно замечает:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Учитель – профессия или призвание?

« Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»

Л.Н. Толстой

Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Возможно, многие считают, что учитель – это профессия от Бога или даже не профессия, а призвание. Действительно, как много душевных качеств должен иметь в своем характере человек, который хочет стать учителем: строгость и твердость, терпение и доверие, умение быть примером во всём, а главное – это любовь, любовь к процессу обучения, к жизни и, конечно же, к детям.

Хотелось бы вспомнить притчу:

«Четыре свечи горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

Я – вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

Я – любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего – своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг… в комнату зашел ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты!

Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда».

При чтении этой замечательной притчи сразу представляешь на месте четвёртой свечи себя – учителя. Ведь именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать окружающий мир, захотеть изменить его, сделать себя и окружающих лучше.

С самого раннего детства нас окружают люди, которые раскрывают перед нами интересные и познавательные законы природы, тайны чисел, знакомят с шедеврами мировой культуры. Настоящие учителя учат нас не столько самой науке, сколько умению находить самим источник знания.

Важнейшая задача наставника – видеть в каждом ученике хорошее, помогать верить в свои силы, идти рука об руку к вершинам, воспитывая человека, чуткого, отзывчивого, доброго, общительного, самостоятельного, целеустремленного и порядочного.

Сегодня, в связи с изменением требований, предъявляемых государством к личности учителя, президентская инициатива «Наша новая школа» ставит иную задачу, то есть не просто научить чему – либо, а научить учиться, показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотности использования, дать возможности ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.

Современные школьники прекрасно ориентируются в мире информатизации, что, несомненно, развивает их интеллект, но не будит душу, поэтому нужно воспитывать в них отзывчивость сердец, разбудить стремление кропотливой работы над собой, предотвратить пустоту души. А в этом может помочь учитель, который отдает частичку своего сердца, вкладывая свою душу, не жалея ни себя, ни своего времени.

Я выбрала для себя профессию учителя. Что это – судьба или призвание? Если честно, то я ещё всерьёз не задумывалась об этом, но знаю точно, что мой выбор не случаен. Зачастую маленькие дети не помнят своего детства, в их памяти сохраняются только яркие воспоминания. И таким незабываемым моментом стал «День знаний», мой класс и знакомство с первым учителем. Это было интересно, удивительно и не забываемо. И уже после нескольких дней моей учебы я уверенно заявила дома, что хочу стать учителем.

Моя «трудовая» деятельность началась очень рано, но вот только внимательными школьниками были мои мягкие игрушки, куклы и мой двоюродный брат, который нередко получал неудовлетворительные оценки. Благодаря моей маме, у меня появились своё рабочее место, доска с мелом и, конечно же, журнал.

С течением времени меня все больше и больше интересовала профессия учитель. Перейдя из начальной школы в среднее звено, я познакомилась с новыми учителями. Особенно понравился урок математики Шиловской Анны Стефановны, сразу ставшей примером для подражания. Она была очень доброй, но в то же время строгой и требовательной.

В день самоуправления мне, старшекласснице, поручили провести урок математики в 6 классе. Я готовилась к этому событию очень серьезно. Для чего пришлось не только выучить параграф учебника, но и обратиться к методике преподавания. Оказалось, чтобы провести урок, нужно продумать каждый этап занятия. Этот опыт оказался полезным, помню до сих пор, как вхожу с тетрадкой в класс и начинаю вести урок, как настоящий учитель. После этого дня я уже не рассматривала никаких других профессий.

После окончания школы я поехала сдавать документы в Ставропольский государственный университет на физико-математический факультет. 1 сентября 2005 года я стала студенткой, которая за все годы обучения ни на минуту не усомнилась в выборе профессии.

После окончания университета я вернулась в свою родную первую школу села Кочубеевского, уже в качестве учителя, в которой начала и продолжаю до сих пор свой профессиональный путь. Случайные люди в школе долго не задерживаются, здесь работают настоящие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом, владеют не только дидактическими, психолого-педагогическими, методическими и предметными знаниями и умениями.

Чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

Уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

Владеть здоровье сберегающими технологиями;

Обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;

Быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и уметь использовать инновационные технологии.

Преподаватель должен быть увлечён своей профессией и своим предметом. Только в этом случае он способен чему-то научить. Умение найти контакт с учениками, на мой взгляд, обязательная черта учителя. Не менее важны спокойствие, безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество каждого учителя.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования- их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Одна из целей моей педагогической деятельности – создание единого образовательного и воспитательного пространства, приоритетом которого является личностная самореализация каждого ребенка.

Я понимаю, в условиях сельской школы особо важное значение приобретает личность педагога, способного развить природную детскую любознательность деревенских ребятишек в настоящий дар. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач в своей образовательной практике я соблюдаю следующие педагогические принципы :

- принцип открытости – не только давать задания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;

- принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.

- принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Работая в школе я поняла, что учитель не принадлежит себе. Приходится не только всё свое время, всю энергию и силы, способности и мысли, но и всего себя посвящать школе. Учитель, который действительно имеет призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден вниманием и любовью детей, уважением родителей и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Призвание педагога – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Главное в работе - умение не только доступно преподнести свой предмет, но и уметь найти «изюминку» в каждом ребёнке, позволить каждому ребёнку реализовать свой потенциал.

Когда видишь блеск глаз учеников, то забываешь про трудности и неудачи. Тёплые объятия детей заставляют забыть о негативном, пробуждают в тебе желание творить. Я уверенна в том, что если человек почувствует эту радость, то он больше не захочет творить зло, причинять вред другим.

По – моему, высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.

Я ни разу не пожалела о выборе своей профессии, потому что я поднимаюсь вместе со своими учениками по лестнице знаний. Я наблюдаю, как они растут и развиваются, и вместе с ними расту и совершенствуюсь я.

Мой педагогический опыт ещё не велик, но я горжусь тем, что я – Учитель.

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель » - «По призванию , или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель !

Наверное, не каждый способен стать учителем , ведь для этого не достаточно только получить высшее образование , а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии . Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем : и Учителям , и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных» , которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки - много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех , кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию .

Почему же зачастую слышишь от школьников : -Та, учитель какой-то новенький , молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки .

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя : - Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться , многие «отсеются» . Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей , но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика , учителя- учителя , учителя-завуча и директора , учителя-государства . Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» . Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе , об учителе , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться !

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос : «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание ?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии , при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание . Можно чувствовать призвание к науке , призвание к музыке и следовать своему призванию .

В любой профессии очень важно , чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог - великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета» .

Да, это именно тот случай, когда говорят : «Работает по призванию .

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя ?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель ?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя ? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя . Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства ?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит : можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками , результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии , которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности , ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться , работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут : «Учитель от Бога ! Как нам повезло!»

ЭССЕ

Мое призвание – Учитель!

Детей надо любить всем сердцем…

Ш. А. Амонашвили

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель – это работа, профессия, должность, философия или призвание?

Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

Последнее время много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Все больше иностранные педагоги завоевывают признание в современном обществе, а я считаю, что наше наследие самое богатое! Наша страна всегда славилась своими педагогами. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт.

Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской педагогики.

К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Самым главным для В.А. Сухомлинского было вырастить Человека. С первых дней жизни «Школы радости» великий педагог стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Сухомлинский утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

Ш. А. Амонашвили: “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

Я считаю, что современный российский учитель должен брать истины из опыта этих педагогов, потому что они - настоящие учителя, и они действительно отдавали сердце детям. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». В классе я была успешна и активна на уроках, а после - представляла себя в роли учителя: возилась с малышами из подшефного класса, «подтягивала» отстающих. Как же хорошо и весело было тогда! Это было незабываемое время! Школа для меня стала вторым домом. Мне очень нравилось придумывать сценарии, выступать на смотрах художественной самодеятельности и принимать участие в классных и школьных делах. Словом, активность моя была настолько бурной, что школьные учителя нисколько не сомневались - окончив учебу, я вернусь в школу. И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем.

С большим уважением я вспоминаю Кораблеву Татьяну Николаевну, учителя математики Шацкой средней школы, которая много лет посвятила себя любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – были ее отличительными особенностями. Добрая и серьезная, внимательная и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая, она в каждом ученике видела личность и уважала ее. На уроках всегда царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, ученики отвечали ей тем же, делились с ней своими радостями, огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла она учебный материал! Заслушаешься! Она передавала детям не только знания, но и свою доброту, оптимизм. Могу смело сказать, что ее ученики получали в дар частичку души своего учителя. Мы были для нее родными детьми. А она была для нас настоящим учителем.

Наверно, с того времени я уже по-настоящему влюбилась в свою профессию, которая стала смыслом моей жизни. С уважением вспоминая всех своих учителей, теперь понимаю, что настоящим профессионалом быть непросто, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных вырастить вдумчивых, стремящихся к своей цели молодых людей.

Дорогие мои учителя, всем вам я бесконечно благодарна. Бог дал мне дар и талант, а вы своим примером научили меня быть учителем.


С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности, я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя.

Дети входят в класс с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы… Дорогие мои ученики! Вы самые лучшие дети на свете. Вы активны, открыты, приветливы, верите в добро, справедливость, счастье. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. И в классе устанавливается тишина. Дети сидят, сложив послушно ручки, готовые в любую минуту поднять их и ответить на мой вопрос.

Стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. И вижу их сияющие глаза. Теперь можно начинать урок. Приятно видеть поднятые руки. Как они стараются порадовать меня своими ответами. Милые мои ученики! Каждый из вас неповторим, каждый – личность. В вас столько искренности, наивности. Ваша душа еще так чиста и свежа.
Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание. Настоящая, искренняя любовь к детям подчас способна на настоящие чудеса. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети младшего школьного возраста эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я люблю всех одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь. Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать

любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.

Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.


Похожие публикации