Основы медицинской этики, заложенные гиппократом. Эволюция традиционной медицинской этики Гиппократ и проблема медицинской этики

Медицинская этика - это разновидность профессиональной этики. Исторически профессиональная этика сложилась в первую очередь в медицинской, юридической; педагогической профессиях, в которых центральное место занимает помощь конкретному человеку и, следовательно, взаимодействие с ним, как с пациентом, клиентом, учеником (студентом). Специфика моральных оценок, нравственного регулирования в этих сферах определяется тем, что в таких взаимодействиях непосредственно затрагиваются наиболее значимые ценности: жизнь и здоровье человека, его фундаментальные свободы, права и т.д.

В процессе освоения принципов и норм профессиональной этики медики одновременно постигают миссию своей профессии в обществе. Полноценное профессиональное мышление врача, медицинской сестры, фармацевта всегда включает этическую составляющую. В то же время профессиональная медицинская этика, органически входящая в практику, призвана обеспечить профилактику ущерба, который может быть нанесён личности или обществу, а также авторитету самой медицинской профессии в результате некомпетентных, неосторожных или предосудительных действий какого-либо ее представителя.

Врачебная этика Гиппократа

Доступная нам в памятниках письменности история врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н. э.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (около 460-370 г. до н. э.), в особенности его знаменитая "Клятва". После того как в ХVI в. в разных странах (Италии, Швейцарии, Германии, Франции) вышли печатные труды Гиппократа ("Корпус Гиппократа"), рост его авторитета среди европейских врачей можно образно назвать "вторым пришествием" Гиппократа. Уже в то время врачи, получавшие степень доктора медицины на медицинском факультете Парижского университета, обязаны были давать "Факультетское обещание" перед бюстом Гиппократа. Известно, что когда Ф.Рабле получал диплом доктора медицины в Монпелье, ему, по обычаю того времени, не только вручили золотое кольцо, тисненый золотом пояс, плащ из черного драпа и малиновую шапочку, но и книжку сочинений Гиппократа. Во второй половине XIX в. "Факультетское обещание", в основе которого лежит "Клятва Гиппократа", было введено на медицинских факультетах университетов России. По аналогии с "Клятвой Гиппократа" в начале XX в. была составлена сестринская "Клятва Флоренс Найтингейл", названная по имени основательницы самостоятельной сестринской профессии, открывшей в 1861 г. в Англии первую в мире школу сестринского дела. Во второй половине ХХ в., в особенности начиная с формирования на рубеже 60-х-70-х годов биоэтики, многие положения "Клятвы Гиппократа" (и "Корпуса Гиппократа" в целом) оказались в эпицентре бурных философских, богословских, юридических споров, что во многом определяет обостренный сегодняшний интерес к Гиппократовой этике.

Этические воззрения великого медика изложены в книгах "Корпуса Гиппократа": "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", "Об искусстве", "Афоризмы" и других. Историки уже давно спорят по поводу того, какие именно из названных книг принадлежат самому Гиппократу. Так, достаточно распространена точка зрения, впервые предложенная американским историком Л. Эдельштейном, согласно которой "Клятва" была создана пифагорейской школой. Одним из аргументов в пользу этого утверждения считается то, что в "Клятве" выдвигаются существенно более строгие нормы, чем те, которые провозглашались в греческом законодательстве, в этике Платона или Аристотеля, и те, которые были характерны для тогдашней медицинской практики. Хотя вопрос об авторстве Гиппократа имеет большую научную ценность, содержание книг "Корпуса Гиппократа", их значение и роль для истории медицинской этики, а также их общекультурное значение могут рассматриваться независимо от решения этого вопроса.

Первая часть "Клятвы" содержит характеристику взаимоотношений внутри медицинской профессии, в частности, между учителем и учеником. Вступающий в профессию фактически становился приемным членом семьи учителя, и его наиболее сильные обязательства относятся как раз к учителю и семье учителя. Первостепенными являются требования, запрещающие разглашать медицинские знания тем, кто не принял клятву, и оберегать ряды профессионалов от проникновения недостойных. Медицинское сообщество, существовавшее в то время, предстает перед нами как весьма замкнутая социальная организация, которую можно было бы обозначить такими словами, как орден или клан. гиппократ медицинский гуманность

В области взаимоотношений врача и пациента Гиппократ провозгласил принципы гуманности, человеколюбия, милосердия. В основе этики лежит идея уважения к больному человеку, пациенту, обязательность требования, чтобы никакое лечение не причиняло ему вреда: "Я...воздержусь от причинения всякого вреда...", - говорится в "Клятве". Современная медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное или неосторожное применение которых может стать причиной серьезного ущерба здоровью (ятрогенная патология) и вообще благополучию пациента. Для пояснения отметим, что эти обстоятельства побудили известного отечественного клинициста Е.М. Тареева сделать вывод о том, что древнее правило "прежде всего, не навреди" отступает перед требованием современного принципа хорошо рассчитанного риска. В современной клинической медицине по-прежнему остается обязательным требование этики Гиппократа: ожидаемая от медицинского вмешательства польза (благо) должна превышать сопряженный с вмешательством риск. Более того, значение этого принципа врачебной этики возрастает по мере возрастания агрессивности медицинских вмешательств в сферу здоровья человека.

Идеи гуманности и уважения человеческого достоинства пациента конкретизируются во многих наставлениях "Корпуса Гиппократа", в частности, в тех, которые касаются семейной жизни больного. Особо следует подчеркнуть этический запрет интимных связей врача и больного. В "Клятве" говорится: "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами". В книгах "О враче" и "О благоприличном поведении" можно найти развитие данной темы: "У врача с больными - немало отношений; ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным". "Во время прихода к больному тебе следует помнить... о внешнем приличии, ...о краткословности, о том..., чтобы сейчас же присесть к больному, во всем показывая внимание к нему".

Врачевание, предполагающее в определенных ситуациях необходимость визуального и даже тактильного обследований пациента врачом другого пола, как бы разрушает соответствующие моральные барьеры, "пренебрегает" культурным контекстом взаимоотношения полов в обществе. Именно эта сторона врачебной практики, а также особая глубина душевного контакта, влияние врача на пациента (и даже власть над ним) содержат в себе возможности злоупотреблений.

Проблема, поставленная Гиппократом, сохраняет свою практическую актуальность для современной медицины. Например, в 1991году Комитет по этическим и юридическим вопросам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев этические аспекты отношений между врачами и пациентами, принял специальное решение: интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, классифицируются как аморальные.

Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Это этическое требование содержится в "Клятве": "Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". В книге "О враче" перечисление моральных качеств врача начинается с "благоразумия", первым (и даже само собой разумеющимся) подтверждением которого называется умение молчать. А завершает данный фрагмент книги "О враче" резюме: "Итак, вот этими-то доблестями души... он должен отличаться". Это отнесение врачебной тайны к "доблестям души" представляется особенно ценным в контексте всей последующей истории медицинской этики, в особенности тех ее этапов, когда делались попытки вообще отказаться от правила конфиденциальности.

Пожалуй, ни одна из идей этики Гиппократа не вызывает сегодня, в XXI веке, большего интереса (не только в профессиональной медицинской среде, но и в обществе в целом), чем идея уважения человеческой жизни. Вся огромная современная литература, посвященная проблемам эвтаназии и аборта, в определенном смысле сводится к полемике сторонников и оппонентов позиции Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария". Это положение "Клятвы" не позволяет врачу прерывать жизнь пациента, даже если он смертельно болен и обречён. В современной литературе по биоэтике эта проблема обозначается как "активная эвтаназия". Гиппократ также был принципиально против практики "ассистирования при самоубийстве", тема которого чрезвычайно широко обсуждается в последние годы.

"Клятва" содержит запрет на участие врача в проведении аборта. Впрочем, сам Гиппократ, судя по некоторым источникам, иногда был вынужден под давлением необходимости допускать отступления от этой нормы. Так, рассматривая вопрос об оказании медицинской помощи рабам в Древней Греции, исследователь античности Т.В. Блаватская в одной из своих работ упоминает рассказ Гиппократа о том, как он прервал беременность у молодой флейтистки-рабыни. Вообще имеющиеся сегодня исторические свидетельства позволяют говорить, что реальная медицинская практика времен Гиппократа была более терпимой в отношении абортов и эвтаназии, чем предписания "Клятвы". Американский историк медицины Д.Амундсен утверждает, что оба запрета, как правило, не закрепляются в древней медицинской и этической литературе

Несомненный интерес представляет трактовка Гиппократом темы информирования больных. В книге "О благоприличном поведении" молодому врачу дается совет: "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях... и не сообщая больным того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине, т.е. через изложение предсказаний о том, что наступает или после случается, доведены будут до крайнего состояния". В книге "Наставления" последняя мысль уточняется: "Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью". Именно этим Гиппократ аргументирует требование скрывать от больного истинное положение дел, если оно очень плачевно и, тем более, безнадёжно: врач не должен отнимать у пациента надежду на выздоровление. Дальнейший ход болезни нередко непредсказуем и неизвестен даже врачу, а Гиппократ знал о влиянии душевного состояния человека на его выздоровление: нередко сила духа и уверенность в выздоровлении позволяет больному справиться с самыми тяжёлыми болезнями, а отчаяние лишает его сил и создаёт благоприятные условия для усугубления болезни.

Как видим многие существенные черты "патерналистской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились еще во времена Гиппократа. Отечески покровительственный стиль поведения врача рекомендуется и многими другими фрагментами "Корпуса Гиппократа".

Внимание и ласка должны сочетаться у врача с настойчивостью и строгостью. В некоторых случаях врач не доверяет больному (ведь "многие часто обманывали в принятии приписанного им"), и поэтому Гиппократ рекомендует приставить к больному достаточно опытного ученика, "который бы наблюдал, чтобы он исполнял предписания вовремя". В заключении книги "О благоприличном поведении" содержится такой совет: "Обо всем, что делается, наперед объявляй тем, которым знать это надлежит". Тем самым патерналистская позиция здесь получает свою завершенность: ограничение в информировании самого больного дополняется требованием информирования третьих лиц, причём без согласия самого больного.

Значительное место в своих этических трудах Гиппократ отводит регламентации взаимоотношений врачей друг с другом: "Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других врачей". Вместе с тем "врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга". Врачам не к лицу уподобляться "соседям по ремеслу на площади", "никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого". Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо помнить, что ты - тоже человек, и ты тоже можешь ошибаться, "ибо во всяком изобилии лежит недостаток". Профессиональный диалог не должен превращаться во взаимные обвинения, он должен носить конструктивный, деловой характер, а его целью всегда должно быть благо больного, а не собственные амбиции врача.

Тема отношения врача к своей профессии проходит через этические сочинения "Корпуса Гиппократа" красной нитью. Забота об авторитете медицинской профессии накладывает своеобразный отпечаток на педагогику врачебного дела и определяет направление усилий по воспитанию и самовоспитанию врача. Вот начало книги "О враче": "Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других". Далее молодому врачу даются советы "держать себя чисто, иметь хорошую одежду", которая должна быть "приличной и простой" и одеваемой "не для излишнего хвастовства", а для того, чтобы произвести приятное впечатление на больного и его родственников и вызвать у них доверие к доктору. Лицо врача не должно быть суровым, но и противоположной крайности также следует избегать: "Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым".

Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под моральным контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни: и в частной жизни он должен следовать нравственным правилам, поскольку является лицом публичным. Гиппократ предъявляет к врачу настолько высокие нравственные требования, что возникает вопрос, посильно ли такое человеку. Добрая слава в медицине даётся дорого, ценой постоянного самоконтроля и самоограничения: "Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь". "Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дана... слава у всех людей на вечные времена". Гиппократ провозглашает высокий авторитет профессии врача: "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств".

Проблема авторитета медицины имеет у Гиппократа еще один очень важный аспект - это оценка и критика деятельности "псевдоврачей". В книге "Закон" он пишет о врачах: "По званию их много, на деле же как нельзя менее". В книге "О благоприличном поведении" говорится о тех, кто, "обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям". Что же касается истинных врачей, то, обладая многими положительными качествами ("к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе" и т.д.), они также "отдают в общее сведение все, что приняли от науки". Впрочем, в свете текста "Клятвы", речь идёт, по-видимому, об узком круге избранных профессионалов.

Рассмотрим моральные аспекты реальных взаимоотношений врача и общества в античной Греции. Общество высоко ценило и поощряло самоотверженность врачей. Исторические источники донесли до нас немало примеров презрения к опасностям, личного мужества врачей во время эпидемий, войн, землетрясений. Некоторые из врачей при этом погибали. Однако не менее важно и другое: насколько справедливо оценивалась такая работа-служение. В храмах в честь врачей устанавливались стелы с перечислением их заслуг. Когда издавался декрет в честь особых заслуг "инополисного" врача, то копию декрета посылали (иногда с торжественной делегацией) в его родной полис. Разнообразные дары и щедрое вознаграждение врачам в таких случаях упоминается во многих исторических источниках.

Очень высоко на шкале социальных ценностей в древнегреческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для полиса времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья. Здесь уместно вспомнить, что в древнегреческой мифологии характерной особенностью покровителя медицины Асклепия была филантропия. И если теперь вернуться к одной из важнейших идей этики Гиппократа, согласно которой жизнь врача должна соответствовать его искусству, то можно глубже понять эту идею: не только профессиональной деятельности врача, но и самой его жизни должна быть присуща филантропия.

Мы подошли к интересной и важной проблеме - врачевание и вознаграждение за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор "Наставлений" советует своему ученику: "Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности".

Здесь сделана попытка разрешить извечную дилемму: с одной стороны, труд врача должен быть справедливо оплачен, а с другой, - гуманная природа медицинской профессии выхолащивается, если свести отношения врача и пациента исключительно к денежным. Отношения врача и пациента не могут характеризоваться в одних лишь экономических категориях уже потому, что пациенту очень трудно оценить качество предлагаемых ему услуг. Обогащение не может быть не только единственной, но и самой значимой мотивацией профессиональной деятельности. Когда автор книги "О благоприличном поведении" говорит, что медицина и мудрость теснейшим образом взаимосвязаны (и даже тождественны), то первыми проявлениями мудрой жизненной позиции врача он называет "презрение к деньгам, совестливость, скромность".

Слова "презрение к деньгам" необходимо, впрочем, понимать с учетом всего контекста этических сочинений "Корпуса Гиппократа". Так, автор "Наставлений" советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить..."

Справедливость отношения общества к деятельности врачей имеет и другую сторону. В Древней Греции только в отношении врачей существовало особое наказание "адоксия" (бесчестие). Речь идет о врачах, совершивших серьезные профессиональные ошибки или повинные в злоупотреблениях. Как сообщает Т.В. Блаватская, исторические источники не сохранили фактических сведений о самой процедуре адоксии или ее последствиях. Но есть основания полагать, что это наказание было достаточно суровым и эффективным в борьбе полиса с лжеврачами и невеждами. Как минимум, адоксия означала потерю доверия и уважения сограждан. Вероятно, она также означала потерю практики, потерю источника дохода для врача. Может быть, она даже сопровождалось частичным поражение в правах недобросовестного врача.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что этика Гиппократа представляет собой систему нравственных заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания и определяющих отношение врача к пациенту, к другим врачам, к своей профессии в целом, а также отношение врача к обществу. Основным ее принципом является принцип "прежде всего не навреди" (primum non nocere). Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима.

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа . В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Г иппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении », «Об искусстве», в «Афоризмах» , написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы - чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников (до этого медицине обучали сыновей или за "службу" при храме). Ему же принадлежит высказывание: " Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения - это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные ". Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:


Похожая информация.


К больному, пациенту, обязательность требования, чтобы всякое лечение приносило ему пользу и не причиня- ло вреда: "Я... воздержусь от причинения всякого вре- да...", - говорится в его "Клятве" . Совре- менная медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное или неосторожное применение ко- торых может стать причиной серьезного ущерба здоровью (ятрогенная патология) и вообще благополучию пациента. Это обстоятельство и побудило известного отечественного клинициста Е. М. Тареева сделать следующий вывод: "Старое правило primum ne noceas отступает перед требованием современного принципа хорошо рассчитанного риска" . Думается, что Е. М. Тареев прав лишь отчасти. В современной практике врачевания имеется пря- мое отступление от заповеди "Прежде всего - не вре- дить!" лишь в случаях калечащих операций на "живом до- норе". В целом же в клинической медицине, конечно же, остается обязательным обсуждаемое требование этики Гип- пократа: ожидаемая от медицинского вмешательства польза (благо) должна превышать сопряженный с этим вмешатель- ством риск (т. е. в конечном счете максима "Не навре- ди!" остается незыблемой). Более того, в определенном смысле значение данного принципа врачебной этики все возрастает - по мере возрастания "агрессивности" меди- цинских вмешательств в сферу здоровья человека. Конечно, социальное воплощение этического идеала гу- манности в медицинской практике Гиппократа и многих по- колений врачей после него было не свободно от противо- речий. С одной стороны, в книге "Корпуса Гиппократа" под названием "Эпидемии" приводятся истории болезни как свободных граждан, так и рабов. В этом же духе свиде- тельство историка о некоем враче Диомиаде, который, согласно изданному в его честь в г. Гифия в 70 г. до н. э. декрету, равным образом лечил всех обращавшихся к нему бедных и богатых, рабов и свободных . С другой стороны, Платон (младший современник Гиппократа) свидетельствует, что рабов в основном лечи- ли врачи-рабы, которых он пренебрежительно относил ко второму разряду врачей. По сути дела, только в XX веке, после второй мировой войны, в социальном мышлении стали доминировать идеи защиты, гарантий прав человека, что, в частности, нашло свое отражение во многих международ- ных документах по медицинской этике, в которых одно из центральных мест занял запрет всякой дискриминации при оказании медицинской помощи. И только с этого времени принцип гуманности, уважения человеческого достоинства каждого больного становится подлинно универсальным эти- ческим принципом. Однако это последнее обстоятельство лишь подчеркивает, что в первоначальном, первозданном, так сказать, виде в европейской медицине этот принцип был сформулирован Гиппократом. Гуманность в отношении к больному, пациенту требует от врача осознания особой миссии медицинской профессии в обществе, вырабатывания в процессе воспитания и само- воспитания высокого сознания профессионального долга и, что не менее важно, подтверждения на практике этой вер- ности профессиональному долгу. Врачевание понималось в школе Гиппократа как служение. Каковы же истоки, питав- шие профессиональное сознание такого врача? Во-первых, на- помним одну из самых крылатых мыслей всего "Корпуса Гиппократа", изложенную в книге "О благоприличном пове- дении": "Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине..." . Гиппократ был всего несколькими годами мо- ложе Сократа, который учил, что главная задача филосо- фии по своей сути этическая - обосновать, оправдать, как следует человеку жить. Гиппократ оказался не слу- чайным современником величайших древнегреческих филосо- фов - Сократа, Платона и Аристотеля, - он даже не прос- то их современник по духу, он - их конгениальный совре- менник. Когда говорят, что Гиппократ - "отец медицины", то подразумевают по крайней мере две вещи. Он оконча- тельно (убедительнее, чем это было до него) противопос- тавил научную, рационалистическую (и вслед за этим - светскую, сугубо профессиональную) медицину медицине сакральной, храмовой, жреческой. Далее: он создал про- фессиональную врачебную этику, отразившую в конкретных этических принципах и нормах тогдашний уровень этичес- кого (философского) сознания древнегреческого общества. Теперь нам понятен сокровенный смысл наставления из книги "О враче": "пусть он будет с лицом, исполненным размышления" . Во-вторых, врач гиппократовой школы как гражданин древнегреческого полиса (города-государства) имел высо- коразвитое гражданское сознание. Когда Гиппократ в нас- тавлениях молодому врачу говорил, какими "доблестями души и тела" он должен обладать, "зерна", так сказать, падали на хорошо подготовленную почву. Всем строем по- лисной демократии, всей моральной атмосферой этого об- щества определялось, что воин должен быть отважным, за- конодатель - мудрым, а врач - гуманным и искусным. Принцип гуманности, уважения человеческого достоинс- тва пациента конкретизируется во многих наставлениях "Корпуса Гиппократа", в частности, касающихся семейной жизни больного. Особо следует подчеркнуть этический запрет интимных связей врача и больного. В "Клятве" го- ворится: "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами" . В книгах "О враче" и "О благоприличном поведении" можно найти развитие данной темы: "у врача с больными - нема- ло отношений; ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следова- тельно, в отношении всего этого врач должен быть воз- держанным" ; "Во время прихода к больному тебе следует помнить... о внешнем приличии, ...о крат- кословности, о том..., чтобы сейчас же присесть к боль- ному, во всем показывая внимание к нему" . Откровенность, с которой Гиппократ обсуждает тему сексуальных отношений между врачом и пациентом, может привести иного нашего современника в замешательство. Объяснение этого факта следует искать в нашем прошлом духовном и социальном опыте. Так, авторитетный исследователь проблемы сексуальности в контексте истории общества и культуры говорит о том, что официальная христианская мораль была аскетической и "антисексуальной", а, рассуждая о положении дел в нашей стране, пишет, что "в течение многих лет советское об- щество лицемерно претендовало на абсолютную несексуаль- ность и даже бесполость" [б]. Разумеется, врачи здесь всегда стояли особняком. Сама врачебная практика, часто предполагающая обязательность физикального обследования пациента врачом другого пола, как бы разрушает соот- ветствующие моральные барьеры, "пренебрегает" культур- ным контекстом взаимоотношения полов в обществе. Именно эта сторона врачебной практики, а также та глубина ду- шевного контакта, влияние врача на пациента (и даже власть над ним) содержат в себе возможности злоупотреб- лений. Здесь уместно сказать, что в 1991 г. Комитет по эти- ческим и юридическим вопросам при Американской меди- цинской ассоциации, рассмотрев этическую сторону сексу- альных контактов между врачами и пациентами, пришел к выводу о том, что: 1) интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны, 2) интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной, 3) вопрос об интимных связях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников, 4) вра- чи должны непременно докладывать о нарушениях врачебной этики коллегами . Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Прежде всего это этическое требование содержится в "Клятве": "Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следу- ет когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подоб- ные вещи тайной" . В книге "О враче" перечис- ление моральных качеств врача начинается с "благоразу- мия", первым (и даже как бы само собой разумеющимся) подтверждением которого называется умение молчать. А завершает данный фрагмент книги "О враче" резюме: "Итак, вот этими-то доблестями души... он должен отли- чаться" . Это яркое определение врачебной тайны как "доблести души" представляется особенно цен- ным в контексте всей последующей истории медицинской этики, в особенности - тех ее этапов, когда делались попытки отказаться от принципа конфиденциальности вооб- ще. Необходимо отметить теснейшую связь между такими по- нятиями гиппократовой этики, как "врачебная тайна" и "прежде всего - не навреди". Хранить врачебную тайну - значит не навредить душевному спокойствию больного, не нанести ущерба его чести и достоинству, не нанести травму его моральному самочувствию, вообще - его благо- получию. Семейная сторона жизни пациента находится под особым покровительством, особой защитой института вра- чебной тайны. Разглашение врачебной тайны - это сугубо моральное зло. А поскольку заповедь о сохранении вра- чебной тайны содержится в "Клятве", нарушивший ее врач становится клятвопреступником. Зная, как легкомысленно (этически безответственно) по- рой иной современный медик распоряжается конфиденциаль- ной информацией о своих больных, задаешься резонным вопросом: почему такое невозможно представить во време- на Гиппократа? Оставим пока в стороне педагогическую сторону дела (достойный пример Учителя, многолетнее воспитание с ранней юности, элитарный, а не массовый характер профессиональной подготовки и т.д.) и обратим внимание на важнейшие социальные аспекты врачевания в древнегреческом обществе. Историки отмечают, что подав- ляющая масса пациентов здесь (речь прежде всего о сво- бодных гражданах) была достаточно развита в интеллекту- альном отношении: "Умудренный богатым социальным опытом свободный грек легко улавливал промахи или небрежность лекарей" . Сказанное тем более касалось на- рушений врачом этических требований. Далее. Полис - это миниатюрное (по сегодняшним меркам) социальное образо- вание: любой врач был здесь "весь на виду", то есть на- ходился под жестким контролем общественного мнения. Особенно показательны условия деятельности врачей, на- ходившихся на государственной службе. Эта деятельность была наиболее трудной, но и наиболее престижной. Врач работал по контракту с государственными властями. Приг- лашение врача и утверждение его на должность народным собранием уже были оценкой его деловых качеств. Если врач того заслуживал, то по окончании контракта власти издавали восхваляющий его декрет, что играло важную роль в дальнейшей карьере врача. Как видим, высокий этический уровень врачебной профессии здесь был связан с ее высоким престижем в обществе, а также с действен- ным государственным и общественным контролем. Ни одно положение этики Гиппократа не вызывает се- годня, на рубеже XXI в., большего интереса (не только в профессиональной медицинской среде, но и в обществе в целом), чем принцип уважения к человеческой жизни. Вся огромная современная литература, посвященная проблемам эвтаназии и аборта, в определенном смысле сводится к полемике сторонников и оппонентов позиции Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария" ("песса- рий" - полотняный мешочек, заполняемый фармакологически активным веществом. - (А. И.)) . В лексике Гиппократа не встречается термин "эвтаназия" (букваль- но: хорошая, легкая смерть), но приведенное положение "Клятвы" совершенно однозначно не допускает, запрещает моральный выбор врача в отношении умирающего больного, который (выбор) в современной литературе по медицинской этике называется "активная эвтаназия". Также запрещает- ся врачу тактика "ассисти-рования при самоубийстве", которая чрезвычайно широко обсуждается в американской литературе по биомедицинской этике в самые последние годы. На фоне производимых ежегодно во всем мире 50 миллионов искусственных абортов соответствующий запрет "Клятвы" Гиппократа лишь подчеркивает непримиримость борьбы защитников и противников абортов, позиции кото- рых исходят из диаметрально противоположных приоритетов - "права женщины на свободный выбор" и "права плода на жизнь". Впрочем, и сам Гиппократ, ка- жется, тоже был иногда вынужден допускать отступления в своей этике под давлением социальной необходимости. Например, рассматривая вопрос об оказании медицинской помощи рабам в Древней Греции, Т. В. Блаватская упоми- нает рассказ Гиппократа о том, как он прервал беремен- ность у молодой флейтистки-рабыни . В "Корпусе Гиппократа" имеются наставления об отно- шении врача к безнадежному, умирающему больному. Речь идет о книге "Об искусстве" (специалисты, правда, ут- верждают, что приписывать ее авторство самому Гиппокра- ту нет никаких оснований). Цели медицины здесь опреде- ляются так: "она совершенно освобождает больных от бо- лезней, притупляет силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки". Обоснование последнего положения сводится к следующим соображениям: 1) бывают болезни, которые "сильнее самых сильных средств", 2) терапевтические возможности меди- цины в принципе ограничены ("если кто будет думать, что искусство властно в том, что не есть искусство... тот обнаруживает незнание"), 3) в таких случаях сама надеж- да на излечение беспочвенна ("если с человеком стрясет- ся такое зло, которое превосходит средства медицины, то даже и надеяться не должно, что это зло можно победить медицинским искусством"), 4) так мыслящие врачи являют- ся истинными врачами ("людьми, действительно опытными в искусстве"), а прочие же - врачами "только по имени", невеждами, 5) обвиняющие медицину за то, что "врачи, дескать, не хотят подавать руки помощи тем, которые со- вершенно покорены болезнью", не просто невежды, но близки к безумию, 6) подход, когда медицина "не прости- рает своих рук к тем болезням, которые нельзя уже исп- равить", справедлив, а само медицинское искусство неви- новно . В последней фразе и заключен собственно этический смысл этих полемически заостренных, логически изощрен- ных аргументов. В самом деле: неизлечимых больных ле- чить бессмысленно, потому что вылечить их невозможно. А ведь выйти из этого порочного логического круга очень просто: да, вылечить таких больных невозможно, но по- мочь им врач все равно обязан, и это - его профессио- нальный долг. Однако автор книги "Об искусстве" больше озабочен совсем другим - работа с неизлечимыми, запу- щенными больными может подорвать репутацию медицины. Такая позиция противоречит гуманистическому духу этики Гиппократа (не случайно, по-видимому, специалисты выс- казывают сомнения по поводу авторства этой книги). В таком виде профессиональная этика врача вырождается в "корпоративную этику", теряющую связь с подлинными нравственными ценностями. Главное же заключается в том, что такая "этика" господствовала в среде врачей не только в Древней Греции, но и много позже, а в остаточ- ном виде она присутствует в психологии (часто - на под- сознательном уровне) немалой части современных врачей. К теме отношения врача к умирающим примыкает тема информирования больных. В книге "О благоприличном пове- дении" молодому врачу дается совет: "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжени- ях... и не сообщая больным того, что наступит или нас- тупило, ибо многие больные по этой именно причине, т. е. через изложение предсказаний о том, что наступает или после случится, доведены будут до крайнего состоя- ния" . В книге "Наставления" как бы уточняется последняя мысль: "Но сами больные, по причи- не своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью" . Как видим, многие сущест- венные черты "патерналистской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились еще во времена Гиппократа. Отечески-покровительственный стиль поведения врача сквозит во многих других советах и наставлениях "Корпу- са Гиппократа". "Внимание" и "ласка" должны сочетаться у врача с "настойчивостью" и "строгостью". В некоторых случаях врач не доверяет больному (ведь "многие часто обманывали в принятии приписанного им"), и потому целе- сообразно приставить к нему достаточно опытного учени- ка, "который бы наблюдал, чтобы больной исполнял пред- писания вовремя" . Что же касается проб- лемы информирования, то в заключении книги "О благопри- личном поведении" содержится такой совет: "обо всем, что делается, наперед объявляй тем, которым знать это надлежит" . Тем самым патерналистская пози- ция здесь получает свою завершенность: ограничение в информировании самого больного дополняется требованием информирования третьих лиц (без согласия больного!). Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют мо- ральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом: "Нет ничего постыдного, если врач, зат- рудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других врачей" . Вместе с тем "врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссо- риться между собою и высмеивать друг друга". Врачам не к лицу уподобляться "соседям по ремеслу на площади", "никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого". Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходи- мо, по крайней мере, иметь в виду, что ты тоже человек и ты тоже можешь ошибаться, "ибо во всяком изобилии ле- жит недостаток" . Тема отношения врача к своей профессии проходит че- рез этические сочинения "Корпуса Гиппократа" красной нитью. Забота об авторитете медицинской профессии нак- ладывает у Гиппократа своеобразный отпечаток на педаго- гику врачебного дела и как бы направляет все усилия по воспитанию и самовоспитанию врача. Вот начало книги "О враче": "Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других" . Далее молодому врачу даются советы: "держать себя чисто, иметь хорошую одежду", которая должна быть "приличной и простой" и одеваемой "не для излишнего хвастовства" . Лицо врача не долж- но быть суровым, но и противоположной крайности также следует избегать: "Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым" . Особо следует подчеркнуть наставления молодому вра- чу, требующие от него такого самоконтроля, когда пред- метом заботы является собственно профессиональное дос- тоинство (взять, например, такой совет: "поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются" ). Этическая категория "достоинство" отражает моральную силу личности в целом. А личность человека коррелирует с его образом жизни. Морально-этические наставления Гиппократа предписывают врачу держать под этическим контролем не только собственно профессиональную дея- тельность, но и весь его образ жизни. Да, это настолько высокая этика, что возникает вопрос -. посильно ли та- кое человеку-врачу, который дает клятву: "Чисто и непо- рочно буду я проводить свою жизнь"? А то, что "Клятва" не только имела смысл торжественного посвящения в про- фессию, но и выполняла прямую практическо-регулятивную функцию в то время, подтверждает аналогичное моральное требование в книге "О враче", где от врача требуется быть благоразумным во всей "правильно устроенной жиз- ни", в которой "врач должен быть воздержанным". Мы мо- жем лишь предполагать, что профессиональному сознанию врача школы Гиппократа, всей конституции его личности была присуща удивительная моральная дисциплина, ка- кая-то особая "моральная выпрямлен-ность". Вот, в част- ности, какой ценой дается "добрая слава" в медицине: "Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дана... слава у всех людей на вечные времена" . Вот какой действительный смысл содержится в словах (только на первый взгляд - высокомерных): "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств" . Проблема авторитета медицины имеет у Гиппократа еще один очень важный аспект - это оценка и критика дея- тельности "псевдоврачей". Автор книги "Закон" утвержда- ет о врачах: "по званию их много, на деле же как нельзя менее" . В книге "О благоприличном поведении" гово- рится о тех, кто, "обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям" 2). Что же касается ис- тинных врачей, то, обладая многими положительными ка- чествами ("к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе" и т.д.), они также "отдают в общее сведение все, что приняли от нау- ки" . Последние слова вполне логично домыс- лить так: "псевдоврачи", в отличие от истинных врачей, в основном опираются на так называемое "эзотерическое" (понятное только для посвященных) знание. А благоприят- ную почву для их практики и в то время создавали паци- енты (как отмечает в "Наставлениях" Гиппократ, некото- рые больные предпочитают "то, что необыкновенно и таин- ственно" ).

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. И это не случайно, ведь именно им была придумана и записана клятва, которая несмотря на историю в несколько тысяч лет до сих пор не забыта и является одним из факторов, определяющих облик современного медицинского работника.

Клятва является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками:

"Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому".

2. Принцип непричинения вреда:

"Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости. "

3. Отказ от эвтаназии и абортов:

"Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария".

4. Отказ от интимных связей с больными:

"В какой бы дом я не вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел. "

5. Сохранение врачебной тайны:

"Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения".

Гиппократ в своей знаменитой клятве обосновал одно из главных профессиональных и нравственных требований медицинской деонтологии - помогать людям в укреплении и охране их здоровья независимо от общественного и имущественного положения, социальной, национальной и расовой принадлежности. Эта "Клятва" на протяжении более 2 тысяч лет является основным этическим документом в медицине, она же стала и основой клятвы фармацевтов.

Заключение

На основании всего вышеизложенного можно смело утверждать, что Гиппократ являлся одной из самых ярких и значительных персон научного мира античности. И его имя остаётся на слуху у современных людей. Это обусловлено не только тем, что Гиппократ был выдающимся врачом, создал бесценные научные труды, совершил важные шаги в истории медицины и фармации. Причина этого заключается также в том, что Гиппократ оказал большое влияние на облик современного врача, стал основоположником свода принципов медицинского работника и в своё время определил верные пути развития медицины и фармации в перспективе. Именно в связи с этим он получил прозвище "отец медицины" и по сегодняшний день является самым известным положительным примером медицинского работника.

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum поп посе-ге».

Беспокоясь" о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»).

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именемГиппократа.

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой- обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») ноача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития. Примером тому является последнее дополнение, которое внесено в текст Присяги врача Советского Союза» в:тзет на призыв III Конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 г. Вот эти строки:

Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны.

Этот призыв объединяет сегодня зрачей всех континентов земного ша-эа и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.

Похожие публикации