Оптимизация процессов управления в логистической системе. Оптимизация логистической системы, управление логистическими процессами, цели, критерии, риски. Основные методы снижения транспортных расходов

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.



Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.


Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

Задача оценки эффективности логистических процессов в системе материально-технического обеспечения приводит к необходимости учета большего количества различных показателей и критериев, характеризующих составляющие их логистические операции (подготовку, погрузку-разгрузку, транспортировку материальных средств и др.) Парунакян В.Э., Сизова Е.И. Повышение эффективности взаимодействия производства и транспорта в процессах материалодвижения предприятий на основе логистических принципов// Интегрированная логистика. - 2011. - № 6. - С. 5..

Некоторые показатели мало изменчивы, они относятся к группе нормативных параметров (установленные нормы снабжения и расхода материальных средств, нормы содержания запасов и др.). Отдельные параметры могут выступать в качестве ограничений, например, грузоподъемность транспортных средств, емкость склада, удаление источников (поставщиков) материальных средств и т.п.

При этом под эффективностью логистических процессов следует понимать количественную меру, определяемую как степень достижения их цели или выполнения составляющих логистических операций в течение определенного времени и с минимально возможными затратами Мухитдинов С.М. Методология и практика логистического управления бизнес-процессами в производственно-сбытовых комплексах// Логистика сегодня. - 2011. - № 5. - С. 13..

Таким образом, основная задача, которая должна быть решена при оценке эффективности логистических процессов, - определение частных критериев (степени достижения их отдельных целей или операций). Основной целью логистических процессов в системе материально-технического обеспечения является обеспечение полноты и своевременности удовлетворения потребности в МС при рациональном расходовании денежных средств, поэтому для оценки их эффективности могут быть приняты следующие критерии и ограничения:

степень обеспеченности материальными средствами, которая характеризует полноту удовлетворения установленной потребности в материальных средствах;

оперативность логистических процессов, которая отражает своевременность выполнения логистических операций;

экономичность логистических процессов, которая позволяет оценить общие или удельные затраты на логистические операции.

Первые два критерия, служат для оценки степени достижения целей логистических процессов и должны обеспечить обоснованный выбор их вариантов (способов) (доставки, хранения МС, поставщиков) в соответствии с требованиями к надежности логистического обслуживания и недопущения возникновения «ситуации дефицита», т.е. требуемую обеспеченность МС в установленные сроки, а при возникновении критических ситуаций - минимум затрат времени на разрешения этих ситуаций с заданной вероятностью.

Третий критерий отражает наиболее существенные стороны повышения экономической эффективности логистических процессов и ориентирует на минимизацию затрат (общих или удельных) на выполнение логистических операций, связанных с МТО.

В целом выбранные критерии должны быть чувствительными к изменению исходных данных и позволять производить обоснованный выбор вариантов и способов выполнения логистических процессов (операций) в системе МТО.

Реализация процесса управления эффективностью товародвижения требует возможности оценки влияния логистического подхода на эффективность экономических процессов. Основной проблемой здесь остается формирование измерителя, который адекватно отражал бы вклад логистических функций в обеспечение желаемого уровня эффективности Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Логистические системы управления по-токовыми процессами компании: маркетинг и оптимизация бизнес-процессов// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 12. - С. 2..

Несмотря на относительную непроработанность изучаемого вопроса, анализ специальных литературных источников позволяет выделить ряд подходов к оценке эффективности логистических операций и функционирования логистических систем.

В качестве первого подхода можно выделить использование для оценки эффективности аппарата математической статистики. Данная группа методов предполагает использование таких показателей как: среднее число заявок (открытых заказов) в системе; среднее число заявок в очереди; вероятность отказа в приеме заявки на обслуживание (приеме заказа к производству); вероятность нулевого ожидания; функция распределения времени пребывания заявки в системе и т.п. Полученные оценки, в основном, характеризуют факторы, влияющие на величину результатов деятельности и логистических затрат. Такие показатели могут быть использованы при определении параметров логистической системы, однако они, как правило, не отражают сущности категории «эффективность», то есть не демонстрируют соотношения «затраты-результат».

Второй распространенный подход предполагает соотнесение результатов деятельности (как правило - прибыли от продаж) с величиной логистических затрат (в некоторых источниках характеристика затрат называется капиталом инвестированным в логистику). Так как в качестве характеристики результата в данном типе показателей используется прибыль, то такой показатель можно назвать рентабельностью логистических затрат:

где Rлз - рентабельность логистических затрат;

П - общая прибыль системы от продаж;

Злог - затраты на логистические операции в функциональных областях;

п - рассматриваемое количество видов логистических затрат.

При использовании данного подхода сопоставление получаемой прибыли и затрат на отдельные логистические операции некорректно, так как снижение затрат в одной из функциональных областей может приводить к повышению затрат в другой. Поэтому сопоставлять с прибылью (результатом) необходимо общую совокупность логистических затрат.

Полученный показатель является частным факторным показателем эффективности, так как соотносит с результатом деятельности лишь определенную группу затрат предприятия (затраты, подверженные логистической оптимизации - логистические издержки), а не общие затраты, связанные с производством и реализацией. Данный показатель пригоден для применения в условиях прямого логистического эффекта: его динамика отражает опережение роста результата над ростом затрат на логистику. Однако, когда в логистическом эффекте присутствует маркетинговая составляющая, использование данного показателя потребует разграничения влияния маркетинговых и логистических функций на результат, что существенно осложнит использование данного метода.

Поэтому наиболее рациональным представляется третий подход, соотносящий с результатом функционирования системы общую сумму затрат на производство и реализацию. В качестве измерителя при этом может быть использован показатель рентабельности продукции. Изменение рентабельности в результате прямого снижения логистических затрат, либо перераспределения условно-постоянных расходов (когда логистическая оптимизация сопровождается изменением объемов продаж), дает четкое представление о динамике эффективности.

С позиций данного подхода рассмотрим формирование показателей эффективности в разрезе основных составляющих экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией (экономической системой) Поляков А.Ю., Кесарева Н.В. Управление издательскими и логисти-ческими процессами развития медиаиндустрии в интернет-экономике// Поли-графист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. - 2010. - № 49. - С. 39..

В условиях прямого логистического эффекта выручка от продаж получаемая организацией (экономической системой) остается неизменной, так как логистическая оптимизация не предусматривает изменения объема продаж в натуральном выражении и цены. Цена на товар в течение периода может меняться, но по причинам, напрямую не связанным с организацией товародвижения Носов А.Л. Сбалансированная система показателей в управлении ло-гистическими процессами и системами// Логистика сегодня. - 2012. - № 1. - С. 20.. Таким образом, выручка от продаж (без НДС) может быть определена по формуле:

где Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде;

N - объем продаж в натуральном выражении.

Тогда рентабельность продукции может быть рассчитана по формуле:

где В - выручка от продаж полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период;

Спр - себестоимость реализуемой продукции по проектному варианту функционирования системы (после логистической оптимизации).

Себестоимость реализуемой продукции после логистической оптимизации будет отличаться от базового варианта на величину изменения логистических затрат.

Спр = Сбаз - ДЗл (4)

где Сбаз - себестоимость реализуемой продукции по базовому варианту функционирования логистической системы организации (до оптимизации);

ДЗл - изменение общей величины логистических затрат вследствие оптимизации процессов товародвижения.

ДЗл = Збаз -Зпр (5)

где Збаз, Зпр - сумма логистических затрат, соответственно, по базовому и проектному вариантам функционирования системы (учитываются только виды затрат, подвергающиеся изменению в процессе оптимизации);

Графически образование прямого логистического эффекта показано на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Механизм образования логистического эффекта

Из рисунка 1.1 видно, что в результате логистической оптимизации могут изменяться как условно-постоянные затраты (при изменении издержек хранения, издержек управления системой, включаемых при формировании себестоимости в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов или расходов на продажи), так и условно- переменная часть затрат (при изменении издержек доставки, относимых в большинстве случаев на стоимость материальных ресурсов) Кеменов А.В. Логистическое управление инвестиционно-строительными процессами на корпоративном уровне// Российский экономический интернет-журнал. - 2012. - № 3. - С. 130..

Прямой маркетинговый эффект приводит к изменению объема продаж в натуральном выражении. Если при этом не принимались маркетинговые решения об изменении цены (об изменении позиционирования), то динамика цен в течение периода будет соответствовать общему уровню цен на товары данной группы. В этих условиях выручка от продаж, полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период, соответственно, по базовому и проектному вариантам определяется по формулам:

Вбаз = Ц Nбаз (6)

Впр = Ц Nпр (7)

где Nбаз, Nпр - объем продаж в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам;

Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде.

Рентабельность продукции в этом случае будет иметь вид:

Проектная величина себестоимости реализуемой продукции определится по формуле:

где Ипост - суммарные условно-постоянные затраты относимые на себестоимость в рассматриваемом периоде;

Ипер - условно-переменные расходы в расчете на единицу товара;

Зм - затраты на маркетинговые мероприятия Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Коллектив авторов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 66.

Графически образование маркетингового эффекта показано на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Механизм образования маркетингового эффекта

В условиях сочетания логистического эффекта с маркетинговым прямое снижение логистических затрат сопровождается ростом объема продаж и «эффектом масштаба».

Рентабельность продаж определяется по формуле (8), при этом себестоимость реализованной продукции по проектному варианту может быть выражена формулой:

где Зм - дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия.

В формуле (10) элемент Зм присутствует в том случае, если для усиления эффекта от логистической оптимизации осуществляются дополнительные затраты на маркетинг.

Графически интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта показана на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта

Прогнозируя влияние изменения логистических затрат на величину себестоимости продукции и уровень рентабельности, предприятие получает основу для планирования логистических мероприятий и корректировки маркетинговой стратегии Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2010. - С. 101.

Таким образом, подводя итоги первой главе выпускной квалификационной работе, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Кичемасова Елена Валерьевна

Соколова Кристина Викторовна

студент 4 курса, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Е-mail: missokolova 21@ mail . ru

Карпова Наталья Петровна

научный руководитель, д-р экон. наук , доцент, профессор, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Логистика - наука, которая занимается эффективным управлением материальным и сопутствующими ему потоками из пункта отправления до пункта назначения. На сегодняшний момент логистика охватывает многие функциональные области, включая процессы складирования и перевозки.

Склад - это своего рода механизм, снижающий последствия между столкновением темпов производства и темпов потребления.

Эффективное управление цепью поставок - являлось источником возникновения богатства британских и голландских компаний в 1953 году. Инновации уже с начала XX века начали воздействовать на логистические процессы. В России логистика развивалась как военная дисциплина. Первые упоминания о ней были в IX веке нашей эры: логистика в этот период означала в основном, чёткую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. «Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность - обеспечивает применение этих методов» .

Термин логистика известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная причина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике. Экономическая логистика - научно-практическое направление изучения хозяйствования .

На сегодняшний момент в России разрабатывается ряд методов для ускорения и оптимизации логистических процессов в складском хозяйстве.

90 % логистических операций делаются вручную. Люди более гибки и приспосабливаемы, чем самые современные роботы и автоматизированные загрузочно-разгрузочные устройства. Недостатком является то, что люди делают ошибки, и стоимость проверки и исправления этих ошибок - не только в затратах рабочей силы, но и более важного ресурса - времени. Инновации нацелены на снижение риска ошибок и ускорение ручного процесса выбора.

Изначально опорой системы управления складом (WMS) считалось появление Радио-Терминалов (RDT). У оригинального блока был маленький экран, отображавший инструкцию для сборщика, сканер для сканирования штрих-кодов, клавиатура для подтверждения действия и голосовое управление для вспомогательных инструкций. Дизайн с момента создания фактически не изменился. RDT это необходимая вещь для выполнения складских операций, она довольно громоздкая и требует задействования обеих рук: одной рукой необходимо держать RDT, а другой управлять им, что замедляет процесс выполнения всех операции.

Усовершенствованные RDT работают по технологии сенсорного экрана, устанавливаются на запястье, таким образом, они освобождают руки для выбора, но все еще тяжелы и могут быть неудобными для долгой работы.

Одной из функций эффективной работы терминала является - голосовое управление: инструкции предоставляются пользователю через наушники, а ответы передаются через встроенный микрофон. Направление голоса укажет сборщику на местоположение, чтобы выбрать и считать уникальный код для подтверждения о том, что он был правильно идентифицирован. Это освобождает руки сборщика и облегчает процесс ношения RDT в течение всей рабочей смены. Голосовое управление может также использоваться для дополнительной коммуникации, такой как обратная связь, например, для уведомления менеджера об ошибках инвентаризации.

Еще одним инструментом для оптимизации складских операций является технология управления светом, при которой нет необходимости освещения всего складского помещения, так как на каждой ячейки стеллажа располагается светодиодный дисплей с показаниями и кнопками. Они могут быть различной сложности, но в идеале дисплей должен быть освещен, для того чтобы показать расположение, откуда нужно забрать груз, отражать количество необходимого груза. Также он должен иметь кнопку, для подтверждения выполнения работы и показывать стрелку - в направлении следующего местоположения. Технология управления светом является одной из самых лучших для сбора груза по времени и точности, но существует проблема дороговизны электроники и запчастей для нее.

Развитие RFID меток предоставило возможность для оперативного контроля за состоянием запасов на складах, разработана специально для ценных (дорогих) грузов. RFID метки представляют собой квадратные этикетки с металлическим лабиринтом, напечатанным на них. Они могут быть зафиксированы системой антенн, расположенных на стратегических позициях складов. Поскольку каждая RFID метка уникальна и антенны не только идентифицируют предмет, но и его местоположение, которое в теории, дает возможность посчитать товары в каждом местоположении до и после сборки заказа и немедленно выделить ошибки. Затраты на такую установку являются весьма значительными, но увеличивающееся использование RFID меток в розничных сетях доказывает, что их применение является эффективным.

Строительство и обслуживание складов в России стоит очень дорого. Затраты на некоторые из них в четыре раза больше, чем в Финляндии и целых восемь раз больше, чем в США. Поэтому становится очень важно максимизировать количество товаров, которые могут храниться в данном пространстве. Это приводит к многослойным системам хранения с использованием стеллажей в зданиях с внутренней высотой 12-14 метров. К сожалению, скорость движения по складу для механического оборудования обратно пропорциональна плотности хранения. Такая ситуация происходит из-за наличия крутых поворотов между стеллажами, на которых хранится товар. Самая высокая плотность хранения достигается на складах с зонами хранения, выполненными по технологии "High Bay": однообъемные склады со скоростными рельсовыми кранами-автоматами, высота которых достигает 40-50 м, где все движения обрабатываются компьютерным управлением кранов. Автоматизированный кран, перемещается по проходу со скоростью до 250 м/мин и, поднимаясь при этом со скоростью до 80 м/мин, может за час разместить на хранение и вывезти из зоны 200 паллет при длине ряда, превышающей 100 м. Конечно, столь высокопроизводительный комплекс предполагает использование не менее совершенных технических решений в остальных технологических зонах склада. Каждый проход имеет свой собственный кран, поэтому стоимость этих складов очень высока.

Коммерческие складские операторы, как правило, используют регулируемые паллетные стеллажи, которые являются наиболее гибкими и могут быть адаптированы под потребности любого клиента. Эти системы имеют типичную плотность хранения 1,2 м 3 товаров за квадратный метр площади.

Широкое применение нашли всевозможные конвейерные системы, рельсовые и подвесные роботы - «шаттлы», устройства изменения направления движения паллет, скоростные вертикальные лифты с автоматической загрузкой-выгрузкой паллет и т. п., например, при приемке товаров применяются автоматизированные устройства контроля размеров и веса заводских упаковок с товарами.

Одной из проблем России является быстрая наполняемость склада товарами и поэтому увеличивается спрос на опытных водителей складской техники. Они могут выполнять работы и на погрузчиках в зоне приемки или отгрузки, и на высотных штабелерах в зоне хранения. Однако скорость и маневренность движения зависит не только от мастерства и умений водителя, но и от невозможности предсказания кратчайшего маршрута, из-за наличия нескольких водителей, работающих в одном и том же замкнутом пространстве. По мнению многих специалистов, для того чтобы начать эффективно справляться со своими обязанностями понадобится не менее 2 лет практики и обучения, но в реальной жизни водители часто меняют места работы, у них нет заинтересованности работать в команде и делиться опытом с новыми работниками. Как правило, это означает, что скорость движения на 50 % ниже той, которая является наиболее эффективной для работы водителя на складе.

Таким образом, эта область является одной из основных для внедрения в нее логистических инноваций. К 2015 ожидается выпуск на рынок современных машин без участия водителей с ограниченными возможностями (большинство из них с электронным управлением), а уже к 2018 году - выпуск полностью автоматизированных систем без участия человека. Например, на сегодняшний момент уже ряд производителей изготовили устройство для горизонтального смещения поддона, таким образом это изобретение позволило сократить штат складских работников, время и затраты на данную операцию.

Предполагается, что внедрение таких инноваций упростит и оптимизирует логистические операции на складе.

Список литературы:

  1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник 20-е издание. М. : «Дашков и К», 2012. - 484 с.
  2. Капустина Н.В., Подлесная Л.В., Логистика: учебно-методический комплекс. М.: МГУТУ, 2012. - 237 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные особенности организации логистических процессов на предприятии. Логистические модели в реинжиниринге. Организационно-экономические аспекты реинжиниринга логистических закупок, складирования, сбыта. Организация логистического процесса на складе.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов. Классификация логистических затрат, анализ их структуры. Учет логистических издержек по видам деятельности, система проведения их оценки. Основные методы учета логистических затрат.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Материальный поток, его параметры и основные виды. Логистическая система, её определение. Методология моделирования бизнес-процессов. Анализ логистических бизнес-процессов ООО "Уральский щебень". Реинжиниринг службы материально-технического снабжения.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Предпосылки и история развития логистики, ее сущность, цели, функции и принципы. Факторы актуальности логистических процессов, их внедрение в управление товародвижением. Схема движения, содержание, виды и роль материальных и информационных потоков.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний. Способы оптимизации логистических процессов. Предпосылки развития логистики, ее применение в современной экономике, этапы совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Предметная область логистики и обзор существующих модулей информационных систем. Классификация бизнес-процессов. Разработка структурного метода автоматизации логистических бизнес-процессов предприятия. Реализация решения, его информационная безопасность.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2011

    Выбор производителем оптимальных каналов сбыта. Тактические задачи и анализ системы распределения продукции. Этапы проектирования логистических систем, методы исследования операций. Содержание процессов упорядоченного поиска, системотехники, ранжирования.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

1.1.Основные понятия оптимизации логистических процессов Логистический процесс представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

Термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения логистической системы). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархии логистической системы.

Таким образом, логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;

операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;

информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;

информационных технологий с компаниями-партнерами.

Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

стоимость перевозки различными видами транспорта;

стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;



затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;

расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);

издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;

издержки дефицита, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;

расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;

расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;

затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;

административные расходы и некоторые другие виды издержек.

Контроль качества организации разгрузки и приемки:

оценка точности и аккуратности в выполнении операций;

оценка характера и типичности ошибок в работе.

Контроль процесса управления логистическими операциями:

оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;

оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.

Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются выпрямить в горизонтальном и в вертикальном направлении – это сокращает сроки перемещения.

Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций – разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты – подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов – водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать – планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата – например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.



Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.

Таким образом, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

1.2.Влияние финансовой политики на организацию

Финансовая политика организации - совокупность мероприя­тий по целенаправленному формированию, организации и исполь­зованию финансов для достижения целей организации.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития организации, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на дости­жение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед организацией, в той или иной мере обязательно связано с финанса­ми: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспе­чения. Таким образом, финансовая политика не ограничена ре­шением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования дого­воров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не стано­вятся от этого менее значимыми. Существует множество спосо­бов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации раз­виваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более четко определить основные направ­ления развития.

В настоящее время во многих организациях финансовые ре­сурсы расходуют на согласование противоречивых задач и реше­ний на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяю­щих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики - четкое определение единой кон­цепции развития организации, как в долгосрочной, так и кратко­срочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов дос­тижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также раз­работка эффективных механизмов контроля.

Финансовая политика дает ответы на следующие вопросы:

Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития организации?

Как в конкретных финансово-экономических условиях дос­тигнуть поставленных целей?

Какие механизмы наиболее оптимально подходят для дости­жения поставленных целей?

Стоит ли изменять финансовую структуру организации, ис­пользуя финансовые инструменты?

Как и какими критериями можно проконтролировать дости­жение поставленных целей?

Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться постав­ленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финан­совая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъек­тов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кре­дитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать мето­да «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики организации, которая должна быть разработана в комплексе единых стра­тегических направлений.

Основная цель создания организации - обеспечение максимиза­ции благосостояния ее собственников в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимиза­ции рыночной стоимости организации, что невозможно без эф­фективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в самой организации, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

Максимизация прибыли;

Обеспечение финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает организации стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

Критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

Обоснование (корректировка) стратегических целей;

Определение сроков действия финансовой стратегии;

Конкретизация стратегических целей и периодов их выпол­нения;

Распределение ответственности за достижение стратегичес­ких целей.

Для реализации стратегических целей необходимо решать много тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направ­ленные на достижение того или иного этапа финансовой страте­гии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансо­вая тактика связана с реализацией локальных задач управления организацией.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:

Наращивать объем продаж;

Эффективно управлять процессом формирования рентабель­ности;

Бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ре­сурсами;

Контролировать расходы;

Минимизировать период производственного цикла;

Оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает:

Минимизацию финансовых рисков;

Синхронизацию денежных потоков;

Тщательный анализ контрагентов;

Достаточные объемы денежных средств;

Финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обес­печению финансовой устойчивости снижают рентабельность про­изводства. Таким образом, невозможно максимизировать одно­временно и безопасность, и прибыль.

Необходимо ранжировать стратегические цели, например пу­тем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управ­лении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости организации, и уро­вень прибыли производства.

Приоритетность стратегических целей периодически меняет­ся. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразде­лить на две категории - внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы:

Масштаб организации;

Стадия развития организации;

Субъективный фактор руководства организации, собствен­ников.

Масштаб организации играет важную роль. В малых и сред­них организациях автономия (самостоятельность) занимает обыч­но доминирующее место. В крупных же организациях в стратеги­ческом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

Стадия развития существенно влияет на ранжи­рование стратегических целей организации. Понятие «цикл жизни» позво­ляет определить проблемы, которые возникают в организации на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства, когда обороты организации небольшие, она главным образом сталкивается с проблемами выжи­вания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудно­стей с денежными средствами; ей необходимо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые прибыли по­зволяют организации решить свои проблемы с денежными сред­ствами, и ее руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда организация уже заняла свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значи­тельна, она старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ей объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития организации снова перемещается в сто­рону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. В крупных организациях, когда собственников много, например крупное акционер­ное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, осо­бенно ежедневные, они остаются верны организации, пока удов­летворены их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели организации. В частности, со­стояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.

Таким образом, финансовая политика - это всегда поиск ба­ланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика не может быть незыбле­мой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внут­ренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситу­ации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе пред­видения финансовая политика приобретает устойчивость.

Финансовую политику организации можно еще охарактери­зовать как определенный алгоритм действий для достижения ее глав­ной цели, который предполагает реализацию после­довательных этапов и включает различные инструменты и меха­низмы.

1.Определение стратегических направлений развития.

2. Планирование:

Стратегическое;

Оперативное;

Бюджетное.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

Капиталом;

Активами;

Денежными потоками;

Издержками.

4.Контроль:

Проверка выполнения планов;

Сравнительный анализ;

Ревизии;

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат­косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен­ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра­вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред­полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосроч­ная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен­ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син­хронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за­дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав­ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по­стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

Субъекты и объекты финансовой политики.

Финансовая политика – основа процесса управления финан­сами организации. Ее главные направления определяют учреди­тели, собственники, акционеры. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику по-разно­му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов организации.

Субъектами управления в малых организациях могут высту­пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо­лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс­пертов и консультантов.

В средних организациях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред­несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди­рекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организа­ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе­ренцировать полномочия и ответственность между:

Информационными органами: юридическая, налоговая, бух­галтерская и другие службы;

Финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд­жетирования и т.д.;

Контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характе­ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для организации, он является лишь советником высшего управлен­ческого персонала.

В крупных компаниях структура разработки и реализа­ции финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован­ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра­тегических направлениях развития.

Основные объекты управления имеют следующие направле­ния:

1. Управление капиталом:

Определение общей потребности в капитале;

Оптимизация структуры капитала;

Минимизация цены капитала;

Обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

Определение оптимальных пропорций между текущим по­треблением прибыли и ее капитализацией.

3. Управление активами:

Определение потребности в активах;

Оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

Обеспечение ликвидности активов;

Ускорение цикла оборота активов;

Выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4.Управление текущими издержками:
- CVP-анализ;

Минимизация издержек;

Нормирование затрат;

Оптимизация соотношения постоянных и переменных из­держек.

5. Управление денежными потоками (по операционной, ин­вестиционной и финансовой деятельности):

Формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

Эффективное использование остатка временно свободных денежных средств

Анализ проблем компании

При анализе логистических процессов компании были выявлены основные проблемы в логистической деятельности компании.

География поставок компании очень обширна и занимает много времени. В связи с этим срок доставки может быть до 30 дней, а это значительное время для перевозки пищевых продуктов. Отсутствие подсортировочных складов осложняет управление доставкой и отрицательно сказывается на конкурентоспособности организации.

Так же существует проблема с отслеживанием товара находящегося в пути. Доставка потребителям осуществляется при сотрудничестве с различными поставщиками транспортных услуг. Из-за отсутствия своевременной и систематизированной информации о месте положения груза в реальном времени невозможно гарантировать высокое качество выполнения заказов клиентов, что плохо отражается на имидже компании.

Из описанной выше проблемы вытекает ещё одна, это отсутствие налаженной обратной связи с магазинами-заказчиками. Информация о получении заказа, об удовлетворенности качеством товара, своевременности поставки, имеет большое значение для надежных партнерских отношений и качества логистического сервиса компании.

Компания при формировании заказов использует поддоны уже бывшие в употреблении, что ведет к периодическому бою продукции, и как следствие – дополнительным издержкам.

Похожие публикации