Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы. Тема: « Перелетные птицы» (подготовительная группа) Лексика Летят перелетные птицы подготовительная группа

Цель: формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему;

2. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам.

3. Активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать внимание;

2. Развивать память;

3. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: Макет дерева, ширма с деревьями, плоскостные фигурки птиц, иллюстративное панно, картинки в подснежниках, для индивидуальной работы по звукопроизношению картинки- подсказки с птицами на звук «Р», магнитофонная запись с пением птиц и с физ.минуткой.

Ход занятия:

В.: Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Слышите, как чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц/.

А вы их видите?

Д.: Нет.

В.: А для того, чтобы увидеть птиц, нужно внимательно всмотреться в лес и прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на стульчики. Я загадаю загадки, если вы их отгадаете, то птицы прилетят на дерево.

/демонстрируется макет дерева, стоящий на столе/

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец-

Он и летчик и певец.

Д.: Это скворец /появляется птичка на дереве/

Аналогично:

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины / ласточка/

Нос у него белый,

Сам он чёрный,

Очень проворный,

Друг садов и полей

Поедает червей / грач/

Маленькая, юркая, проворная,

Трясёт длинным тонким хвостиком /трясогузка/

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика /синичка/

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает /кукушка/

В.: Какая их этих птиц не улетела на зиму в тёплые края?

Д.: Не улетела синичка, потому что это зимующая птица.

В.: Какие птицы остались на дереве?

Д.: На дереве остались перелётные птицы.

В.: Какая перелётная птичка упорхнула с весеннего дерева?

/незаметно убирает птичку/

Д.: Ласточка упорхнула с дерева.

В.: Ребята, я думаю ласточка к нам вернётся, если мы поможем построить ей гнездо. Чем больше назовём красивых слов о ней, тем быстрее построим гнездо.

Ласточка птица какая?

Д.: Ласточка птица перелётная, красивая, быстрокрылая, весенняя, проворная, теплолюбивая.

В.: У ласточки головка какая?

Д.: Маленькая, чёрненькая.

В.: Грудка какая?

Д.: Нарядная, белая, с красно – синим галстуком.

В.: Крылья какие?

Д.: Длинные, острые, сильные.

В.: Хвост какой?

Д.: Длинный, острый, сильный.

В.: Оперенье, какое?

Д.: Красивое, нарядное, разноцветное.

В. :Гнездо какое?

Д.: Глиняное.

В.: Птенцы какие?

Д.: Слабенькие, маленькие, беспомощные.

В.: А вот и ласточка прилетела к гнезду, кого выводит в гнезде ласточка?

/воспитатель собрал гнездо по частям/

Д.: Ласточка выводит птенцов.

В.: Птенцов выводят и другие перелётные птицы, например грачи. Как правильно назвать их птенцов?

Д.: Птенцов грачей называют грачатами.

В.: А мы с вами знаем, что умеют делать грачата.

Пальчиковая гимнастика

1.Двоя маленьких грачат

Тихо в гнёздышке сидят.

Сидят, прижавшись тесно,

Тепло в гнезде им вместе.

2.Но вот один проснулся,

Проснулся, встрепенулся,

И песенку запел,

И к солнышку взлетел.

3.Но вот второй проснулся,

Проснулся, встрепенулся,

И песенку запел,

И к солнышку взлетел.

4.И вот грачата вместе

Под солнышком летают,

Их солнышко своими

Лучами согревает.

5.Вот вечер наступает

И солнышко садится,

Пора домой грачатам

Под вечер возвратиться.

6.Двое маленьких грачат

Тихо в гнёздышке сидят.

Сидят, прижавшись тесно,

Тепло в гнезде им вместе.

В.: Каждая птица умеет петь и летать по особенному. Я назову вам слова действия, а вы выберете из них те, которые относятся к ласточке.

Летает, порхает, кружится, парит, курлычет, заливается, щебечет.

Д.: Летает, кружится, щебечет.

Сюрпризный момент /стук по стеклу, как птичка клювом/

В.: Ребята, как будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

Голубь бросил к нам в оконце от кого –то письмецо.

Видно он заторопился, очень быстро удалился,

Почты много набралось, он не всю её разнёс.

Я ж письмо вам прочитаю, от кого оно узнаю.

Здравствуйте, мои маленькие друзья! Хочу прилететь к вам в гости и услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам а Сибирь. А пока высылаю вам фотографию этой птички. Ждите. С приветом Страус.

Ой, ребята, а мы уже помогали строить гнездо такой птице.

Д.: Да. Мы строили гнездо ласточке.

В.: В нашем весеннем лесу я слышала весеннюю песню /звучат голоса весеннего леса/.

Давайте выйдем на полянку и превратимся в перелётных птиц.

1,2. Повернись и в птичку превратись.

/на фоне музыки звучат слова/

Грач качался на ольхе,

Лебедь в волнах на реке.

Мимо скворушки летели

И на веточку присели.

Веточка качается

Неплохо получается.

В.: полетели к своим местам.

Вы помните, что к нам должен прилететь гость?

Давайте вспомним для него, что мы знаем о ласточке.

В.: Где живут ласточки?

Как они строят гнёзда?

Чем питаются?

Какие животные враждуют с ласточкой?

Как она защищается от врагов?

В.: Ребята, давайте приготовим сюрприз Страусу. Подарим ему букет подснежников, ведь он их не разу не видел.

У каждого из вас на столе лежит подснежник.

Нужно его перевернуть и составить красивое предложение по картинке и цветочек вставить в букет.

Дети переворачивают подснежники и составляют предложения.

1. Ласточка - красивая перелётная птица.

2. У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно – синим галстуком. Хвост и крылья длинные, острые.

3. Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

4. Враг ласточки – кошка. Ласточки защищаются дружно от врагов.

5. Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

6. Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

Каждый ребёнок /их 6/ вставляют свой подснежник в иллюстративное панно – схему.

В.: Вот букет и готов.

Сюрпризный момент /стук в дверь, входит Страус/

Здравствуйте, друзья!

Сам летать я не умею,

Но отправился в полёт,

Самолёт мне в том помог!

У меня мало времени, но я готов послушать рассказ об удивительной птице.

В.: Присаживайся, страус. Мы тебе не только расскажем о птице, но и подарим букет подснежников. Это цветочки- подсказки, что бы ты ни забыл об этой птице. Ребята, расскажем рассказ для гостя?

Дети рассказывают описательно – повествовательный рассказ с опорой на схему .

Страус выслушивает рассказ и прощается с детьми .

В.: Мне как и Страусу тоже понравился рассказ о ласточке.

На следующем занятии мы приготовим новый сюрприз – рассказ о другой перелётной птице. А вы его перескажите папам и мамам.

Приложение:

Оксана Шепотько
Конспект НОД «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Поддерживать стремление детей получать познавательную информацию через ЭОР.

Задачи:

Развивающие.

Закрепить знание о видах птиц (зимующие, перелётные). Развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук, умение образовывать слова во множественном числе.

Образовательные.

Сформировать у детей представление о жизни перелётных птиц. Учить отгадывать птиц по голосу, «летать» стайкой, клином.

Обогащение детского словаря: перелетные птицы. Учить детей при помощи дыхательной гимнастики расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Воспитательные.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.

Методические приемы:

беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Собери пазлы», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Улетает, не улетает», словесная игра «Сосчитай и назови», игра: «Кто улетел?», игра «Узнай по голосу», игровая ситуация, физическая минутка, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, наблюдение за птицами, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л. Толстой «Галка и кувшин», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: проектор, презентация, разрезные картинки с изображением птиц, письмо, шарик, пёрышко, колокольчик, вода с йодом, аудиозапись голоса птиц, кубик, телефон, карточки с загадками.

Ход НОД.

(воспитатель звенит колокольчиком)

Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)

Воспитатель: Ух ты, что это? Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист, как вы думаете, что это может быть? Ответы детей. А может это не просто чистый лист, а тайное письмо? Такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Воспитатель: А как же узнать что в нем написано? Ответы детей. Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. У нас есть такая водичка.

Воспитатель: Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Оказывается, ребята, это письмо от Осени.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы знаете много песен и стихов об осени. Расскажите, пожалуйста, мне что вы знаете о перелётных птицах. Осень.»

Воспитатель: Ребята, расскажем Осени о перелётных птицах? Какие птицы называют перелётными? Почему они улетают в тёплые края?

Воспитатель: Давайте птички вам будут петь, а вы их по голосу будете угадывать, согласны?

Воспитатель: Вот здорово. Ну, тогда вперёд. Птички, начинайте петь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Как ловко вы узнали все голоса птиц, а загадки также ловко отгадываете?

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

2. Кто без нот и без свирели

Кто же это? … (Соловей)

Перелётная крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавль, клин журавлей)

Не ворона, не синица, -

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Воспитатель: Отлично! Я знала, что вам это по силам. Предлагаю вам ещё одну игру «Кто улетел?»

Игра: «Кто улетел?»

Правила игры: На экране 6-7 изображений перелётных птиц. Воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно изображение птицы.

Воспитатель: Вы ловко это сделали, просто великолепно. Не устали? Хотите ещё поиграть? Сейчас будем считать птиц.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: на экране перелётные птицы, воспитатель предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «В осеннем лесу 2 грача», «Улетело из осеннего сада 5 соловьёв».

Воспитатель: А сейчас поиграем.

«Покружитесь, повернитесь, быстро в пташек превратитесь».

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

«Покружитесь, повернитесь и в ребяток превратитесь»

Воспитатель: Давайте с вами восстановим дыхание, упражнение: «Лебединое пёрышко». Во время подготовки к полёту птицы потеряли пёрышки. Возьмите по одному пёрышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Не надувайте щёки. Дети дуют на пёрышки.

Чистоговорка

Ла -ла- ла - Есть у птицы два крыла.

Лы -лы- лы- В небесах парят орлы.

Ро - ро- ро - Потерял павлин перо.

Ца -ца- ца- Птица вывела птенца. Ли- ли- ли- Улетели журавли

Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой.

Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.

Гуси чаще всего летят косяком.

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Воспитатель: предлагаю вам полетать, как ласточки, как журавли (на экране изображение)

Воспитатель: Какая красота! Молодцы какие.

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пройти за столики. На столе лежат конверты, разбейтесь на пары и соберите пазлы.

О чем мы сегодня говорили?

А кто хотел побольше узнать о птицах?

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось? (не понравилось)

Какое задание было лёгким? (тяжёлым)

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Детский сад №7 «Ягодка» г. Вологда

Воспитатель

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

по развитию речи и обучению грамоте

на тему: «Перелетные птицы»

Цель: Обогащение знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке; об образе жизни птиц.

3. Работать над слоговой структурой слов по теме.

4. Закрепить употребление предлогов В, НА, К, НАД, ИЗ в самостоятельной речи детей.

5.Упражнять в употреблении существительных в:

Родительном падеже, ед. и мн. числа;

Образовании имен существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Развивающие:

6. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, продуктивные виды деятельности (аппликация и рисование «Перелетные птицы», «Ждем гостей»(объемная аппликация с элементами конструирования; лепка из соленого теста и роспись «Жаворонок»; аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Ледоход»; создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»).

Ход занятия:

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим потешкой:

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

II часть.

Назовите признаки весны. (Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.)

Какие птицы прилетает с юга? (соловьи, грачи, кукушки, скворцы, ласточки, утки.)

Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

(Включаем музыку).

III часть.

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.)

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (О перелетных птицах).

Ребята, к нам сегодня прилетел гость. Это попугай Кеша. Он живет далеко-далеко за морями и очень хочет узнать о перелетных птицах, которые возвращаются в наши края весной. Расскажем Кеше о перелетных птицах? (Да).

Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают, называются перелётными? (Это птицы совершающие перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой. Поэтому и называются – перелетными птицами). Что можно рассказать о перелетных птицах?

1.Название птицы, какая по величине.

2. Какие у нее крылья, хвост, клюв по цвету.

3. Чем покрыто туловище.

4. Как поет.

5.Чем питается.

6.Как передвигается.

7. Где живет.

8.Когда появляются птенцы).

А рассказать о птице поможет схема.

Составление рассказов о перелетных птицах.

Предлагаю вам познакомить Кешу с некоторыми перелетными птицами. Но сначала нужно отгадать загадки.

(Показываю презентацию с изображениями и голосами перелетных птиц. Дети рассказывают о знакомых птицах, опираясь на картинки.)

1. Кто без нот и без свирели

Кто же это?...(Соловей.)

Кто хочет рассказать о соловье?

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Тело покрыто перьями. Соловей очень красиво поет. В качестве пищи соловьи в основном употребляют различных насекомых, пауков, дождевых червей, ягоды. Соловей хорошо летает. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Соловьи - родители принимаются вить гнезда, выбирая для них место на земле среди густого кустарника со слоем сухих листьев или в развилке ветвей, но тоже над землей. Это перелетная птица.

Вот какой прекрасный получился рассказ про соловья! Рассказ полный, интересный, использованы интересные слова. Я рада, что у тебя получился красивый рассказ!

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка).

Ласточка - очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточки поют, песенка их незатейлива, но приятна для слуха. Ласточки питаются исключительно насекомыми. Почти всю жизнь они проводят в воздухе - в полете. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной. Птенцы появляются весной. Это перелетная птица.

3. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Грач - большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Туловище покрыто перьями. Грачи кричат-кра-кра. Кормятся грачи разнообразной пищей: едят дождевых червей и различных насекомых и их личинок. Они хорошо летают. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов весной. Это перелетная птица.

4. Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец ).

5. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв, туловище покрыто перьями. Кукушка кукует. Они съедают за день очень много насекомых и гусениц, которые питаются листьями деревьев. Она хорошо летает. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Это перелетная птица.

6. Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Утки прилетают стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета. Тело покрыто перьями. Они издают звуки-кря-кря, крякают. Утки - птицы водоплавающие и теплое время года сами добывают себе корм в прудах. Водоемах, на рисовых полях. Кормятся они на мелководье, ныряют редко. Они летают и плавают. В густых зарослях камыша утки вьют гнезда. Это перелетная птица.

- Что мы рассказали Кеше о перелетных птицах? (Почему птиц называют-перелетными, какие птицы прилетают весной, познакомились с внешний видом птиц).

Физкультминутка

Подвижная игра «Стайка».

Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.)

IV часть.

- Чтобы Кеша и вы не забыли о чем мы с вами сегодня говорили, закрепим материал в играх:

А) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со-ло-вей

Ку-куш-ка

Скво-реч-ник

Лас-точ-ка

Мальчики, назовите слова, которые делятся на 2 слога (Скворец, утка, гнездо)

Девочки согласны с мальчиками? (Да).

Девочки, назовите слова, которые делятся на 3 слога (Соловей, кукушка, скворечник, ласточка).

Одно слово пропустили, назовите его. (Грач).

Почему? (1 слог).

Назовите гласный звук в этом слове (а)

Назовите согласные звуки в этом слове (г, р, ч).

Давайте сделаем звуковой разбор этого слова-ГРАЧ

(г - согласный, твердый, звонкий;

р – согласный, твердый, звонкий;

а – гласный звук;

ч – согласный, мягкий , глухой).

Б) Весной прилетели перелётные птицы из жарких стран.

Поиграем в игру «Один-много». (В парах).

Один скворец - много скворцов

Один грач - много грачей

Одна кукушка - много кукушек

Один соловей - много соловьев

Одна утка - много уток

Одна ласточка - много ласточек

В)Словесная игра « Назовем птиц ласково». Пусть им будет приятно!

Утка - уточка. Что делает(крякает)

Соловей - соловушка. Что делает (заводит трели)

Кукушка - кукушечка. Что делает (кукует)

Скворец - скворушка. Что делает (поет)

Грач – грачонок. Что делает (поет)

V часть.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Встанем, отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику «Скворечник».

Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)

Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)

Г) Игра «Составь предложение»

Ребята, а вот и скворец сидит на веточке. Он почему-то грустный. Поможем ему составить предложения с маленькими словами. Может он повеселеет!

Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с маленьким словом правильно.

Скворец вылетел … скворечника. (из)

Скворец залетел… скворечник. (в)

Скворец подлетел … скворечнику. (к)

Скворец кружится … скворечником. (над)

Скворец сел … скворечник. (на)

Сколько слов в предложении? (4)

Назовите 1 слово,2,3,4.

Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!»

Д) Поиграем в игру «Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

волк, ГРАЧ, лиса, заяц

скворец, КУРИЦА, кукушка, грач

синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока

скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей

собака, кошка, корова, СОЛОВЕЙ

V I . Итог занятия.

О ком мы с вами сегодня на занятии говорили?(О перелетных птицах).

Чему научили попугая Кешу? (Делить слова на слоги, составлять предложения, составлять рассказ по схеме).

Что нового и интересного узнали? (Познакомились с перелетными птицами).

В какие игры играли? («Спрячь слоги в ладошках», «Один-много»,

« Назовем птиц ласково», «Стайка», «Составь предложение», «Четвертый лишний»).

Попугай Кеша узнал много нового и интересного о перелетных птицах, говорит вам «спасибо» и обещает прилететь еще. А в подарок он принес вам интересное задание, которое называется – «Полет птиц», которые вы сможете сделать после занятия.

Цель: Расширение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения работать со схемами, развитие звукового анализа.

Задачи:

- обучающая:

  • активизация и расширение словаря по теме;
  • развитие навыка словообразования;
  • упражнение в построении предложений;
  • развитие звукового анализа;

- развивающая:

  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики;

- воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать ответы товарищей.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

  • совместная деятельность педагога с детьми;

- средства обучения и воспитания:

  • игровые, наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда:

  • сюжетная картинка, картинки с изображением перелетных птиц, письмо, разрезная картинка «Скворец», скворечник (из картона), скворец на палочке, картинки по теме, аудиозапись, цветы, розетки, весеннее дерево, медали с изображением птиц;

Предварительная работа:

  • беседа о перелетных птицах;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение стихов о перелетных птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • разучивание пальчиковой игры "Птенчик";
  • подбор и изготовление материала для занятия.

Ведущая образовательная область:

  • речевая область, познавательная область, коммуникация, социализация;

Планируемые результаты:

  • активизировать и расширить словарь по теме;
  • научить детей образовывать глаголы от слов – звукоподражаний;
  • научить образовывать сложные слова;
  • закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;
  • упражнять в образовании предложений с предлогами;
  • закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного;
  • закрепить навык звукового анализа;
  • закрепить умение образовывать слова – антонимы;
  • развить фонематический слух (различить на слух голоса птиц);
  • развивать логическое мышление.

План деятельности

1. Мотивационно-побудительный этап.

1.

Упражнение "Мы идём в лес".

В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу весеннем,
Перелётных птиц найдем.

дети берутся за руки и за логопедом идут шагом - «змейкой» между разложенными на полу цветами.

2. Упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит ряды слов.

Самостоятельная деятельность детей: дети называют ряды слов и отвечают на вопросы.

Сядет тот, кто повторит ряд слов.
Аист, гусь, пеночка;
Журавль, гусь, трясогузка;
Цапля, соловей, лебедь;
Грач, скворец, кукушка;
Ласточка, удод, иволга;
Пеночка, утка, лебедь;
Соловей, цапля, кукушка;
Трясогузка, аист, чиж.

Кого мы сейчас называли? (Птиц). Какие это птицы? (Это перелётные птицы).

2. Основной.

Совместная деятельность педагога с детьми:

1. Сюрпризный момент.

– Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада № 322 группы №4, значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его?

«Привет, ребята!

Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».

Ребята, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите птицу. После занятия все ваши птицы и цветы окажутся на чудесном весеннем дереве.

Самостоятельная деятельность детей: дети слушают и отвечают на вопросы.

2. Беседа о перелётных птицах.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

– Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской).

3. Упражнение «Кто, как кричит?»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

  • Гусь (что делает?)- … (гогочет).
  • Лебедь - … (трубит).
  • Утка - … (крякает).
  • Журавль - … (курлычет).
  • Аист - … (трещит).
  • Соловей - … (поет).

i>Упражнение «Кто, где сидит?»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.
Посмотрите на картинки и ответьте «Кто, где сидит?»

Ответы детей:

Ласточка сидит на проводе;
Скворец сидит на скворечнике;
Трясогузка сидит на пеньке;
Кукушка сидит на ветке;
Грач стоит на траве;
Пеночка сидит на земле;
Соловей сидит на дереве.

Игра «Путаница».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит предложения со словами с неправильными окончаниями.

Самостоятельная деятельность детей: дети образуют прилагательные от существительных и произносят предложения.

Этот листок, наверное, попал под дождь! Вы поможете мне разобраться?

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне.

6. Игра «Скажи, какой, скажи какая».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя сложные слова.

  • У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.
  • У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.
  • У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.
  • У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.
  • У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.
  • У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.

Физкультминутка .

Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся.
Потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.
По ходу физкультминутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
Мама с папой закружили,
Угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка.
Пальчиковая зарядка

Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.

Одна ладошка широко открыта – ротик птенца, пальцы другой руки собраны
вместе – клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую
ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук .

Игра с мячом «Назовите ласково».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного.

  • Пестрая утка - … (пестренькая уточка).
  • Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
  • Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
  • Добрая птица - … (добренькая птичка).
  • Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
  • Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
  • Белое крыло - … (беленькое крылышко).
  • Острый клюв - … (остренький клювик).

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед включает аудиозапись с голосами птиц.

Самостоятельная деятельность детей: дети внимательно слушают голоса птиц (аудиозапись), показывают свою картинку с изображением птицы и говорят, как она называется.

Игра «Скажите наоборот».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети подбирают антонимы.

  • У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  • Журавль большой, а соловей … (маленький).
  • У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  • У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  • У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  • У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).
  • Аист белый, а грач …(черный).

10. Упражнение «Так бывает или нет» .

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, развивают логическое мышление.

Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

11. Упражнение «Звуковая дорожка».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед показывает картинку (журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец).

Самостоятельная деятельность детей: дети называет первый звук в слове и обозначают его нужным цветом.

12. Игра «Сложите картинку».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед предлагает детям разрезанную картинку с изображением скворца.

Самостоятельная деятельность детей: дети собирают картинку из частей.

- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Кто же у нас получился? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.

Рефлексивный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы, совместно с детьми подводит итоги, называет победителей.

Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, подсчитывают количество птиц, наклеивают птиц на весеннее дерево. -

Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (подкармливать их зимой, делать им скворечники , и т.д.).

Посчитайте, сколько у каждого из вас птиц.

Отмечаются трое детей, набравших большее количество птиц (им выдаются медали с изображением птиц) .

Дети наклеивают птиц на весеннее дерево.

Похожие публикации