Город в котором производят вертолеты. Вертолёты России и Мира. Боевые и гражданские вертолеты. Лёгкие вертолёты России на вооружении армии

Как работает Казанский вертолетный завод, где выпускают вертолеты семейства «Ми»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Казанский вертолетный завод.

Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», осенью отметил свое 75-летие. Сегодня это всемирно известный производитель вертолетов семейства Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира. «Русская планета» посетила предприятие, познакомилась с его прошлым и настоящим и пообщалась с работниками.

Каждый десятый военный самолет в стране

В 1930 году в Адмиралтейской слободе, на окраине города, возник Казанский завод обозных деталей № 169. В 1935 году он стал основным в стране производителем авиационных лыж и вскоре полностью перешел в авиационную промышленность.

Переломным в истории завода стал 1941 год, когда в начале войны руководство СССР приняло решение перебросить с запада на восток важнейшие оборонные предприятия. В Казань было эвакуировано более 70 предприятий, и среди них Ленинградский авиационный завод № 387 - 3 тыс. человек и сотни станков, на которых завод последние годы выпускал самолеты По-2. Разместили столичное предприятие на территории завода № 169, людей разобрали по домам и квартирам местные работники. Объединенному заводу присвоили номер 387, а точкой отсчета стали считать 1940 год - дату рождения Ленавиазавода.


Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

По воспоминаниям работников, во время войны завод не покидали неделями, работали днем и ночью, в том числе женщины и дети от 13 лет. За годы войны предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2 - это каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР. И когда Знамя Победы водрузили на Рейхстаг, именно с самолета, выпущенного на казанском заводе, был сделан снимок, который 4 мая 1945 года обошел все газеты мира.

«На 85% модель По-2 сделана из дерева и обтянута специальной тканью, - рассказывает директор музея трудовой славы при заводе Валерий Соломахин. - Очень неприхотливая машина, она могла садиться и подниматься с любой грунтовой дороги. Когда эти машины появились на фронте, фашистское командование не обратило на них никакого внимания. Немецкие газеты писали, что русские начали воевать "деревянными самолетами", называли его "фанера", "кофейная мельница"».

Но когда По-2 стал наносить очень точные и меткие удары, Гитлер издал указ: тот, кто собьет такой самолет, получит 5 тыс. марок и Железный крест.

После войны СССР остро нуждался в сельскохозяйственной технике. Небо на время было забыто, и в 1946 году на заводе № 387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. В 1951 году Михаил Миль разработал первый в России вертолет Ми-1, выпуск его поручили казанскому заводу, который с тех пор стал называться вертолетным. Завод выпустил первый отечественный вертолет, поставляемый на экспорт (Ми-4), и самый массовый и популярный из всех вертолетов семейства - Ми-8.

В 1990-е годы, с развалом Союза, заводу самому пришлось добывать заказы, он выжил за счет экспорта. На первые доходы было создано собственное конструкторское бюро, которое вскоре разработало современный вертолет «Ансат» (в переводе с татарского - «легкий»).


Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«В 2017 году начнем серийное производство нового вертолета Ми-38 - это проект ОКБ Миля. Современнейший вертолет в стране. Лопасти из композиционных материалов, более аэродинамичный фюзеляж, современная авионика, двигатели российского производства. Во время испытаний он установил несколько мировых рекордов: и по скорости полета, и по статическому потолку», - комментирует Соломахин.

Новая жизнь

К середине 2000-х годов физический и моральный износ предприятия достигал 80%. С 2008 года завод запустил программу модернизации стоимостью более 12 млрд рублей, которая распланирована до 2018 года.

«В ходе модернизации большинство старых советских станков заменены современными. Один станок сегодня по объему выпускаемой продукции заменяет от 5 до 20 станков прошлого. В токарном цеху, например, было 112 станков, а стало 48, - говорит РП начальник механосборочного цеха токарного и фрезерного направления Николай Гордеев. - Ускорение работы по сравнению со старыми станками - на 60%. Объемы продукции выросли в три раза, уменьшилось количество потребляемой электроэнергии, занимаемые площади».


В цехах Казанского вертолетного завода

В цехах Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«Что здесь было раньше? - спрашивает Гордеев и сам отвечает: - Масло на полу и станках, шум, грязь, летела металлическая стружка. Например, раньше не было тамбура, и когда зимой машина заходила в цех выгружаться, то человек, который работал рядом с этим участком на станке, надевал шапку и телогрейку. Теперь у нас двойное остекление, отопление. Когда машина заходит, люди спокойно работают даже зимой в футболках. Беспыльные полы, хорошая освещенность. Раньше рабочие сами убирали за собой вечером, сейчас они только обслуживают станки. Убирает клининговая компания».

Сейчас на заводе более 100 подразделений, где трудятся 7 тыс. человек. Чистая прибыль предприятия в 2014 году составила более 12,7 млн рублей.

За станками много молодых спортивных ребят - доля работающей молодежи на заводе превышает 24%. В механосборочном цеху токарного направления, например, средний возраст рабочих до реконструкции составлял 53 года, а сейчас 36 лет. При этом 60% рабочих завода - люди с высшим образованием. Сотрудникам предприятия также предлагают широкий соцпакет (в 2014 году общий объем его составил 368 млн рублей) и спецпрограммы - например, предоставление квартир внаем с их последующим выкупом.

«Самый низкоквалифицированный работник получает минимум 20–25 тыс. рублей. Самая высокая оплата у рабочих достигает 60 тысяч. Средняя зарплата по заводу в этом году 38,3 тыс. рублей», - замечает Гордеев.


Ветераны Казанского вертолетного завода

Ветераны Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»

На летном поле вертолеты «учат летать», образно выражается Андрей Иванов, заместитель начальника летно-испытательного комплекса. Здесь на машину навешивают лопасти, втулку рулевого винта, заправляют маслом и топливом и начинают наземную отработку и летное испытание. Мы забираемся внутрь вертолета Ми-17В-15, который скоро отправится в Индию, но прежде он должен налетать восемь часов под управлением летчиков-испытателей.

Казанский завод - единственное предприятие полного цикла по вертолетной технике: от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. Почти все составляющие вертолета, в том числе бортовое радиоэлектронное оборудование, производятся здесь, кроме, естественно, первичного сырья и моторов.

Казанский вертолетный завод в середине прошлого века первым в стране освоил серийное производство винтокрылых машин. Начиная от дебютной модели КБ Михаила Миля Ми-1 - до современных модификаций самого массового семейства вертолетов Ми-8.

Кроме того, впервые в российской практике на заводе в Казани с нуля спроектировали и освоили выпуск легкого вертолета «Ансат». Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолетов.

Основная продукция казанского предприятия сегодня - это всемирно известные многоцелевые вертолеты семейства Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17.

Прототип вертолета этого семейства был испытан в июле 1961 года в Москве, а спустя четыре года началось его серийное производство. 26 октября 1965 года взлетел первый серийный вертолет Ми-8, командиром экипажа был летчик-испытатель Леонид Антропов.

С появлением серийных образцов вертолет начал принимать участие во всех крупных международных выставках. Вертолет перелетал своим ходом из страны в страну, и однажды в одно из таких турне летчик Герман Алферов налетал 35 тысяч километров, тем самым совершив «кругосветный перелет».

Сегодня Ми-8 является самым массовым в мире вертолетом с двумя двигателями - его эксплуатируют более чем в полусотне стран мира.


«Ансат»

Это собственная разработка казанского завода. Легкая многоцелевая машина впервые в истории российского вертолетостроения была спроектирована не отдельным специализированным бюро, а непосредственно конструкторами серийного производства.


В самом начале Великой Отечественной войны в Казань из Ленинграда эвакуировали авиазавод № 387. Его объединили с местным заводом обозных изделий, который начинал с производства телег, тачанок и прочего конного хозяйства. В годы войны новое авиапредприятие массово выпускало легендарные боевые «этажерки» У-2 (По-2). После Победы казанцы освоили сборку самоходных комбайнов. Первое в СССР серийное производство вертолетов в Казани начали в 1951 году.


Фюзеляжно-сборочный цех. Здесь стыкуют среднюю и носовую части Ми-8/17.


Подготовка носовой части Ми-8 к остеклению.


Подготовка к внутренней отделке средней части фюзеляжа.


Стапельная сборка носовой части.


На Казанском вертолетном заводе сегодня трудится около 6 тысяч человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей. В долгой истории предприятия бывали разные времена. В суровые годы войны заводчане недоедали, выявлялись случаи дистрофии. Известен эпизод, когда голод подтолкнул двух мотористов к отчаянной охоте: они угнали собранный У-2 и в воздухе начали расстреливать стаю гусей из пулемета.


В экономически непростые 1990-е годы казанцы вели переговоры с известными компаниями Eurocopter и Bell о совместном проекте легкого вертолета, адаптированного для России. Однако европейцы и американцы в ответ предлагали лишь «отверточную сборку» их моделей. Именно это в итоге и привело к созданию на казанском заводе собственного конструкторского бюро и разработке с нуля отечественного многоцелевого вертолета «Ансат».


Прототип «Ансата» был создан в 1997-м. В воздух впервые машина поднялась в 1999 году.


Название «Ансат» с татарского переводят как «простой» или «легкий». Этот вертолет может перевозить около 1300 кг полезной нагрузки.



Одним из главных преимуществ вертолета «Ансат» считают многофункциональность. Машину можно быстро трансформировать под различные нужды: перевозку пассажиров или грузов, для борьбы с пожарами, поисково-спасательных работ и т. д.


Фюзеляж «Ансата» цельнометаллический. А в производстве несиловых элементов конструкции широко применяются композиционные материалы. Лопасти винта - стеклопластиковые.


Подготовка заднего отсека фюзеляжа Ми-8 к монтажу радиоэлектронного оборудования.


Количественный рекорд выпуска Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.


Клепка хвостовой балки.


Цех окончательной сборки.


На Ми-8 устанавливают два газотурбинных высотных двигателя максимальной мощностью 2200 л. с. Если в полете отказывает один мотор, второй автоматически выходит на повышенную мощность.


Колонка несущего винта Ми-8. Пятилопастной винт на крейсерском режиме делает 192 оборота в минуту.


Ми-8-МТВ-1 берет на борт в основных и дополнительных баках до 3,5 тонн топлива. Максимальная дальность полета превышает 1000 километров.


Монтаж электроники в носовой части кабины Ми-8. Радиоэлектронное оборудование вертолета позволяет ему летать в любое время суток, в том числе в сложных метеоусловиях.


В рамках программы холдинга «Вертолеты России» по созданию среднего многоцелевого вертолета Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолета и организацию его серийного производства.


Монтаж жгутов электропроводки в грузо-пассажирской кабине вертолета «Ансат».


Многоцелевой «Ансат», помимо стандартной, выпускается в учебно-тренировочной модификации для подготовки военных пилотов. Крайне перспективным и востребованным является также медицинский вариант: оборудование такого вертолета позволяет не только перевозить больных, но и проводить реанимацию во время полета.


Сборка коммутационных панелей на вертолете «Ансат».


Силовая установка «Ансата» - два 630-сильных двигателя компании Pratt & Whitney Canada. Электронно-цифровая система управления позволяет продолжить взлет машины в случае отказа одного двигателя. В перспективе планируется оснащать «Ансат» двигателями российского производства.


Процесс дождевания.


Под интенсивный «душ» вертолет помещают для проверки герметичности и влагозащищенности кабины.


Цех фрезерной механообработки.


Элементы несущего винта промывают после гальванического нанесения кадмиево-фосфатного покрытия. В марте 2018 года на Казанском вертолетном заводе открыли обновленное гальваническое производство.


Цех цельнометаллических лопастей.

Существует легенда, что наладить производство надежных и долговечных цельнометаллических лопастей в Казани помог подарок Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущеву: в 1960 году американский президент преподнес советскому лидеру два вертолета Sikorsky S-58. И вскоре казанский завод начал внедрять у себя металлические лопасти для Ми-4.


Лопасти несущего винта покрывают герметиком.


Готовые лопасти маркируют при помощи трафарета.



Авиационный учебный центр

Комплексный тренажер вертолета Ми-8-МТВ. Кроме теории и непосредственной летной практики, программа учебного центра по требованиям Росавиации включает обязательные занятия на тренажере.


Тренажер Ми-8-МТВ для Казанского учебного центра был изготовлен в Санкт-Петербурге. Специальное оборудование воспроизводит шум и вибрацию двигателя на разных режимах. Кабина тренажера позволяет имитировать полеты в темное время суток при помощи очков ночного видения.


Комплексный тренажер незаменим для отработки действий экипажа Ми-8 в чрезвычайных ситуациях, например при отказе двигателей.


Предполетный осмотр вертолета «Ансат» на летно-испытательном комплексе. Недавние тесты в Якутии и Пакистане доказали возможность использования «Ансата» в диапазоне температур от минус до плюс 45 градусов по Цельсию.



После демонстрации на международных авиасалонах казанские «Ансаты» заинтересовали зарубежных потребителей. К примеру, первые машины в медицинской комплектации уже в 2018 году отправятся в Китай.


Реанимационные «Ансаты» уже работают в Курской, Курганской, Псковской, Московской и Волгоградской областях, а также в Татарстане.


Заход на посадку Ми-8-МТВ-1.


Любопытный факт: у Казанского вертолетного завода есть сертификат от Министерства обороны США. Несмотря на возражения Конгресса, американское оборонное ведомство закупало партию казанских Ми-17 для использования в экстремальных условиях Афганистана.


«Роствертол» - российская авиастроительная компания холдинга «Вертолёты России», входящая в «Ростех». Базируется в Ростове-на-Дону. Более 75 лет занимается производством авиационной техники и 60 лет делает вертолёты марки Ми. Сейчас выпускает гражданские и военные вертолёты серии Ми-26Т, военные Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».


1. Авиационный завод №168 был основан в 1939 году для производства боевых и гражданских самолётов. В дальнейшем он был перепрофилирован и стал серийным изготовителем вертолётов.

2. Первенцем серийного вертолётостроения стал вертолёт Ми-1, созданный конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля. Именно тогда началось творческое сотрудничество предприятия с Московским вертолётным заводом (МВЗ) им. Миля. В 1956 году завод освоил выпуск первого тяжёлого транспортно-десантного вертолёта Ми-6. На нём выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и др. Ми-6 производился серийно более 20 лет.

Сегодня «Роствертол» производит вертолёты как для российских, так и для иностранных государственных и коммерческих организаций. Выпущенные предприятием вертолёты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

3. Отделение №7 АО «МВЗ им. М.Л. Миля» является одним из участников процесса опытно-конструкторских работ, расположенном на территории ПАО «Роствертол». Его сотрудники занимаются разработкой конструкторской документации, сопровождением и модернизацией авиационной техники. В процессе работы специалисты отделения применяют электронные методы проектирования, проводят отработку всех конструктивных размеров новых вертолетов, их характеристик и параметров.

4. Производственный процесс на ПАО «Роствертол» представляет собой взаимосвязанный комплекс различных основных и вспомогательных производств, а также служб подготовки производства.

Кузнечно-прессовое производство - одно из подразделений, с которого начинается производство вертолётов. Здесь проводятся работы по объёмной штамповке из цветных и чёрных металлов.

5. Пятитонный штамповочный молот. Температура металла во время обработки колеблется от 1000 до 1100⁰С.

6. Инструментальный цех – один из трех основных цехов подготовки производства вертолетов.

7. Гальваника.

Все алюминиевые детали вертолётов перед началом сборки машины в обязательном порядке защищают от коррозии. Делают это на автоматизированном участке анодирования. В химических растворах под действием электрического тока на поверхности металла создаётся прочная оксидная плёнка, защищающая основной металл.

8. Производство лопастей несущих и рулевых винтов вертолётов.

9. На замену металлическим пришли лопасти нового поколения - из композиционных материалов. Стеклянные нити пропитывают и собирают из них ленты для намотки лонжеронов лопастей вертолётов Ми-35М и Ми-28НЭ. Такие лопасти более надёжны, так как не подвержены коррозии.

10. Станок для спиральной намотки лонжерона из стеклоленты, пропитанной эпоксидным составом.

11. Агрегатно-сборочный цех.

12. Здесь выполняется сборка агрегатов планера будущих вертолетов. Например, в таком вертолёте как Ми-26 насчитывается более 20 тысяч заклёпок.

13. Здесь же осуществляется контроль готовых изделий, отработка и регулировка систем вертолётов.

14. В конструкции вертолета можно выделить следующие части:
- Планер (фюзеляж, крыло, стабилизатор, несущий и рулевой винты);
- Системы вертолета (гидравлическая, топливная, масляная, пневматическая, несущая и др.);
- Силовая установка;
- Радиоэлектронное оборудование;
- Авиационное оборудование;
- Вооружение и средства защиты.

15. Цех окончательной сборки.

В цехе окончательной сборки на вертолёт устанавливают двигатели, трансмиссию, навигационные системы, вооружение. В общем, делают всё то, что превращает пустой фюзеляж в летательный аппарат. Работа организована в определённой технологической последовательности.

16. Это огромный производственный корпус, условно разделённый на производственные участки, каждый из которых отвечает за определённый этап сборки вертолёта.

17. Первыми к сборке приступают специалисты винто-моторной группы.

18. Они устанавливают двигатели, главный редуктор, агрегаты трансмиссии, автомат перекоса, втулку несущего винта, отдельные элементы системы управления.

19.

20. Настройка бортовой электроники происходит в соответствии с инструкциями, согласованными с заводом-изготовителем электронных систем и разработчиком вертолётов - МВЗ им. М.Л.Миля.

21. В технологическом процессе сборки вертолета участвуют специалисты по прокладке жгутов - монтажники электрооборудования.

22. Следующие - специалисты, монтирующие топливные баки, собирающие гидросистему и завершающие сборку системы управления. Пока идут сборочно-монтажные работы на вертолете, отдельный участок выполняет сборку пультов, приборных досок, далее выполняется их установка на вертолёт.

23. После этого вертолёт поступает на стенд отработки под током. Завершается этап сборки регулировкой управления.

24. В контрольно-испытательном цехе выполняется наземная отработка под током электрорадионавигационного, приборного и специального оборудования вертолёта.

25. Перемещение вертолёта по цеху с помощью радиоуправляемого автономного электрического тягача.

26. После окончания монтажа и проверки работы всех систем воздушное судно передают на лётно-испытательную станцию (ЛИС), где происходит дальнейшая отработка систем вертолёта.

Завершающим этапом являются контрольно-испытательные полёты вертолёта с проверкой работоспособности всех систем в воздухе.

27. Ми-26.

«Роствертол» выпускает самые грузоподъемные в мире серийные вертолеты семейства Ми-26, способные транспортировать до 20 тонн груза внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.

28. Это единственный в мире вертолёт с 8-лопастным винтом диаметром 32 метра. Имеет два двигателя по 11 400 л.с. каждый. Двигатели Ми-26 потребляют по 3 тонны топлива в час.

29. Если Ми-26 поставить рядом с самолётом Boeing-737, то вертолёт окажется длиннее.

30. Кабина Ми-26Т. Экипаж этого тяжеловоза состоит из 5 человек.

31. А это для сравнения кабина Ми-26Т2 - модернизированной версии Ми-26Т. Основное отличие - управлять машиной могут три человека вместо пяти. При необходимости работы с внешней подвеской к экипажу присоединяется четвертый - бортмеханик.

32. В новой модификации Ми-26Т2 способен совершать ночные полёты и оборудован так называемой «стеклянной» кабиной. Вместо аналоговых приборов в кабине установлены многофункциональные дисплеи - это позволяет существенно снизить нагрузку на экипаж.

33. По высоте вертолёт сравним с трёхэтажным домом.

34. Вертолет не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию. Максимальная дальность полета вертолета – 1920 км.

35. Благодаря уникальной грузоподъёмности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так и за рубежом.

36. Ми-28Н «Ночной охотник».

На «Роствертоле» также производится новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник». Он предназначен для уничтожения бронетехники, поражения низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушной разведки. Для этого у вертолета есть все необходимое: высокая скорость полета, боевая живучесть, широкая номенклатура современных средств защиты и поражения.

37. Вертолёт способен выполнять полёты днём и ночью на предельно малых высотах (10-25 м), используя защитный рельеф местности. Обладает высокими лётно-техническими характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищённостью от пуль и снарядов.

38. Первый Ми-28Н был изготовлен в августе 1996 года, а в ноябре новый вертолет совершил первый полет.

39. Ми-28Н за время эксплуатации в Российской армии был по достоинству оценен военными летчиками. Появление этого типа вертолетов значительно расширяет возможности отечественной армейской авиации. Знаком признания новой машины в российской армии можно назвать тот факт, что знаменитая пилотажная группа ВВС России «Беркуты» с 2012 года выступает, в том числе, и на «Ночных охотниках».

40. Бронекабина экипажа выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые - 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой.

41. Ми-28Н оснащён внушительным арсеналом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка, комплекс управляемых ракет «Игла» и главная сила «Ночного охотника» - ракеты «Атака», против которых не выстоит ни один современный танк противника.

42. На вертолёте в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная бортовая радиолокационная станция (РЛС). Она позволяет вертолёту вести поиск целей, используя для маскировки рельеф местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». РЛС Ми-28Н способна «видеть» врага на расстоянии 20 км даже в темноте и обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач.

43. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублированы. Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм.

44. На «Роствертоле» с 2016 года серийно производятся две модификации «Ночного охотника»: Ми-28УБ (учебно-боевой вертолет для военно-космических сил РФ) и Ми-28НЭ с двойным управлением (экспортный вариант вертолета, отвечающий требованиям зарубежных заказчиков).

45. МИ-35М.

В течение многих лет «Роствертол» выпускал легендарный Ми-24В, который состоит на вооружении десятков стран мира. На его основе был создан новый многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М, который собирают здесь с 2005 года.

46. Благодаря программе модернизации, вертолет Ми-35М стал многоцелевой машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме. Вертолет оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченного крыла и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолета. X-образный рулевой винт обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшением уровня шума. Получила машина и новые двигатели, что позволило увеличить высотность вертолета.

47. Вертолёт предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого, Ми-35М может использоваться для перевозки различных грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске.

48. Ми-35М отличается высокими лётными характеристиками. Он может выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция обеспечивает вертолёту повышенную боевую живучесть, а также снижает трудоёмкость технического обслуживания.

49. Главными эксплуатантами Ми-35М являются российские военные. Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолета в ходе учений.

50. Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащён современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями. Обзорно-прицельная система включает в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.

51. Ми-35М стоит на вооружении России и ряда зарубежных стран.

52. Большое спасибо сотрудникам ЛИС за выполненные полёты!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

«Вертолеты России» - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

Холдинг «Вертолеты России» входит в структуру Госкорпорации Ростех.

В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Головной офис «Вертолетов России» расположен в Москве.

Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.

«Вертолеты России» в цифрах

По данным холдинга, в 2016 году более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолеты России» занимают 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.

По состоянию на 2016 год предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения. При этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

Ключевые факты

«Вертолеты России» лидируют в самых перспективных сегментах мирового рынка:

Производитель номер один в России и СНГ.

Производитель номер один в мире в сегментах среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.

Производитель номер один в мире в сегменте ударных вертолетов.

Предприятия холдинга являются разработчиками уникальных технологий, которые воплотились в мировых бестселлерах и рекордсменах:

Ми-8/17 - самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, выпускается на двух заводах в различных современных модификациях;

Ми-26(Т) - самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн;

Ка-32A11BC - многоцелевой вертолет соосной схемы несущих винтов, эффективно применяющийся в пожаротушении и спасательных операциях.

«Вертолеты России» не останавливаются на достигнутом – модернизируют выпускаемые модели вертолетов и разрабатывают новые, такие как:

Ми-38 - транспортно-пассажирский вертолет, отвечающий самым последним требованиям рынка;

Ка-62 - средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы;

ПСКВ (RACHEL) - перспективный вертолет в среднем весовом сегменте, призванный в будущем стать заменой легендарным Ми-8/17.

«Вертолеты России» имеют сильные позиции на стремительно растущих рынках Индии и Китая, активно расширяют присутствие в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа АО «Вертолеты России»

«Вертолеты России» обладают мощной научно-исследовательской базой. В состав холдинга входят две вертолетостроительные школы, авторитет которых признают во всем мире, - Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля и «Камов». Их история связана с работой основателей российского вертолетостроения Михаила Миля и Николая Камова. Николай Камов придумал само слово «вертолет», в 1920-х годах участвовал в создании предшественника вертолета – автожира. Под руководством Михаила Миля был создан первый российский серийный вертолет.

Наше производство

Основные производственные предприятия холдинга «Вертолеты России» - Казанский вертолетный завод, «Роствертол», Улан-Удэнский авиационный завод, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также производители комплектующих – Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редуктор-ПМ».

Сервисное обслуживание

Сервисная политика холдинга «Вертолеты России» направлена на создание максимально комфортных условий для операторов при обслуживании и ремонте вертолетов российского производства на протяжении полного жизненного цикла техники. Высококвалифицированное сервисное и послепродажное обслуживание вертолетов является одним из ключевых элементов стратегии холдинга «Вертолеты России».

В странах мира, где применяется техника производства «Вертолетов России», холдинг занимается послепродажным сервисным обслуживанием вертолетов через глобальную систему собственных и партнерских сервисных центров.

В 2014 году в состав «Вертолетов России» вошли пять авиаремонтных предприятий, ранее находившихся в ведении . Эти предприятия обладают уникальной компетенцией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и существенно усилят систему послепродажного обслуживания гражданских и военных вертолетов российского производства.

Оригинал взят у коллеги gelio в Казанский вертолётный завод — производство Ми-8 и «Ансат»


Казанский вертолетный завод в середине прошлого века первым в стране освоил серийное производство винтокрылых машин. Начиная от дебютной модели КБ Михаила Миля Ми-1 — до современных модификаций самого массового семейства вертолетов Ми-8. Кроме того, впервые в российской практике на заводе в Казани с нуля спроектировали и освоили выпуск лёгкого вертолёта «Ансат». Предприятие входит в холдинг «Вертолёты России». За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолётов, которые поднимались в небо сотен стран мира.

1. Основная продукция казанского предприятия сегодня это всемирно известные многоцелевые вертолёты семейства Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17.

Прототип вертолёта этого семейства был испытан в июле 1961 года в Москве, а спустя четыре года началось его серийное производство. 26 октября 1965 года взлетел первый серийный вертолет Ми-8, командиром экипажа был летчик-испытатель Леонид Антропов. С появлением серийных образцов, вертолет начал принимать участие во всех крупных международных выставках. Вертолет перелетал своим ходом из страны в страну, и однажды в одно из таких турне летчик Герман Алферов налетал 35 тысяч километров, тем самым совершив «кругосветный перелет». Сегодня Ми-8 является самым массовым в мире вертолётом с двумя двигателями — его эксплуатируют более чем в полусотне стран мира.


2. Ми-8-МТВ-1 на стоянке в лётно-испытательном комплексе завода. Высотная транспортная модель Ми-8 может подниматься до 6 километров. Максимальная взлётная масса 13 тонн. Эксплуатируется почти в любых климатических условиях и на автономных необорудованных площадках.

3. «Ансат».

Это собственная разработка казанского завода. Лёгкая многоцелевая машина впервые в истории российского вертолётостроения была спроектирована не отдельным специализированным бюро, а непосредственно конструкторами серийного производства.

4. В самом начале Великой Отечественной войны в Казань из Ленинграда эвакуировали авиазавод №387. Его объединили с местным заводом обозных изделий, который начинал с производства телег, тачанок и прочего конного хозяйства. В годы войны новое авиапредприятие массово выпускало легендарные боевые «этажерки» У-2 (По-2). После Победы казанцы освоили сборку самоходных комбайнов. Первое в СССР серийное производство вертолётов в Казани начали в 1951 году.

5. Фюзеляжно-сборочный цех. Здесь стыкуют среднюю и носовую части Ми-8/17.

6. Подготовка носовой части Ми-8 к остеклению.

7. Подготовка к внутренней отделке средней части фюзеляжа.

8. Стапельная сборка носовой части.

9. На Казанском вертолётном заводе сегодня трудится около 6 тысяч человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей. В долгой истории предприятия бывали разные времена. В суровые годы войны заводчане недоедали, выявлялись случаи дистрофии. Известен эпизод, когда голод подтолкнул двух мотористов к отчаянной охоте: они угнали собранный У-2 и в воздухе начали расстреливать стаю гусей из пулемёта.

10. В экономически непростые 1990-е годы казанцы вели переговоры с известными компаниями Eurocopter и Bell о совместном проекте лёгкого вертолёта, адаптированного для России. Однако европейцы и американцы в ответ предлагали лишь «отвёрточную сборку» их моделей. Именно это в итоге и привело к созданию на казанском заводе собственного конструкторского бюро и разработке с нуля отечественного многоцелевого вертолёта «Ансат».

11. Прототип «Ансата» был создан в 1997-м. В воздух впервые машина поднялась в 1999 году.

12. Название «Ансат» с татарского переводят как «простой» или «лёгкий». Этот вертолёт может перевозить около 1300 кг полезной нагрузки.

13.

14. Одним из главных преимуществ вертолёта «Ансат» считают многофункциональность. Машину можно быстро трансформировать под различные нужды: перевозку пассажиров или грузов, для борьбы с пожарами, поисково-спасательных работ и т.д.

15. Фюзеляж «Ансата» цельнометаллический. А в производстве несиловых элементов конструкции широко применяются композиционные материалы. Лопасти винта — стеклопластиковые.

16. Подготовка заднего отсека фюзеляжа Ми-8 к монтажу радиоэлектронного оборудования.

17. Количественный рекорд выпуска Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда Казанский завод произвёл 371 машину, больше одного вертолёта в день.

18. Клёпка хвостовой балки.

19. Цех окончательной сборки.

20. На Ми-8 устанавливают два газотурбинных высотных двигателя максимальной мощностью 2200 л.с. Если в полёте отказывает один мотор, второй автоматически выходит на повышенную мощность.

21. Колонка несущего винта Ми-8. Пятилопастной винт на крейсерском режиме делает 192 оборота в минуту.

22. Ми-8-МТВ-1 берёт на борт в основных и дополнительных баках до 3,5 тонн топлива. Максимальная дальность полёта превышает 1000 километров.

23. Монтаж электроники в носовой части кабины Ми-8. Радиоэлектронное оборудование вертолёта позволяет ему летать в любое время суток, в том числе в сложных метеоусловиях.

24. В рамках программы холдинга «Вертолёты России» по созданию среднего многоцелевого вертолёта Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолёта и организацию его серийного производства.

25. Монтаж жгутов электропроводки в грузо-пассажирской кабине вертолёта «Ансат».

26. Многоцелевой «Ансат», помимо стандартной, выпускается в учебно-тренировочной модификации для подготовки военных пилотов. Крайне перспективной и востребованной является также медицинский вариант: оборудование такого вертолёта позволяет не только перевозить больных, но и проводить реанимацию во время полёта.

27. Сборка коммутационных панелей на вертолете «Ансат».

28. Силовая установка «Ансата» — два 630-сильных двигателя компании Pratt & Whitney Canada. Электронно-цифровая система управления позволяет продолжить взлёт машины в случае отказа одного двигателя. В перспективе планируется оснащать «Ансат» двигателями российского производства.

29. Процесс дождевания.

30. Под интенсивный «душ» вертолёт помещают для проверки герметичности и влагозащищённости кабины.

31. Цех фрезерной механообработки.

32. Элементы несущего винта промывают после гальванического нанесения кадмиево-фосфатного покрытия. В марте 2018 года на Казанском вертолётном заводе открыли обновлённое гальваническое производство.

33. Цех цельнометаллических лопастей.

Существует легенда, что наладить производство надёжных и долговечных цельнометаллических лопастей в Казани помог подарок Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущёву: в 1960 году американский президент преподнёс советскому лидеру два вертолёта Сикорски S-58. И вскоре казанский завод начал внедрять у себя металлические лопасти для Ми-4.

34. Лопасти несущего винта покрывают герметиком.

35. Готовые лопасти маркируют при помощи трафарета.

36.

37. Авиационный учебный центр.

Комплексный тренажёр вертолёта Ми-8-МТВ. Кроме теории и непосредственной лётной практики, программа учебного центра по требованиям Росавиации включает обязательные занятия на тренажёре.

38. Тренажёр Ми-8-МТВ для Казанского учебного центра был изготовлен в Санкт-Петербурге. Специальное оборудование воспроизводит шум и вибрацию двигателя на разных режимах. Кабина тренажёра позволяет имитировать полёты в тёмное время суток при помощи очков ночного видения.

39. Комплексный тренажёр незаменим для отработки действий экипажа Ми-8 в чрезвычайных ситуациях, например, при отказе двигателей.

40. Предполётный осмотр вертолёта «Ансат» на лётно-испытательном комплексе. Недавние тесты в Якутии и Пакистане доказали возможность использования «Ансата» в диапазоне температур от минус до плюс 45 градусов по Цельсию.

42. После демонстрации на международных авиасалонах казанские «Ансаты» заинтересовали зарубежных потребителей. К примеру, первые машины в медицинской комплектации уже в 2018 году отправятся в Китай.

43. Реанимационные «Ансаты» уже работают в Курской, Курганской, Псковской, Московской и Волгоградской областях, а также в Татарстане.

44. Заход на посадку Ми-8-МТВ-1.

45. Любопытный факт: у Казанского вертолётного завода есть сертификат от министерства обороны США. Несмотря на возражения конгресса, американское оборонное ведомство закупало партию казанских Ми-17 для использования в экстремальных условиях Афганистана.

Похожие публикации