Выбор профессии (ДДО Е.А.Климова). Профессиональное самоопределение старшеклассников Климов как выбирать профессию

Центральная идея работы и последующего цикла научных исследований Климова состояла в обосновании (в традициях У. Тейлора) способов работы, создания высокоэффективных надежных индивидуально-своебразных приемов работы. Ученым опубликовано свыше 150 работ.

Уже упомянутый выше российский академик Е.А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова» (рис. 7):

Рис. 7.

· наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие (рис. 8):

Рис. 8.

Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

· наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности (рис. 9):

Рис. 9.

Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

· притязания (предпочтения): на выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом - место работы, в третьих - решающее значение имеет место жительства, в четвертых - климатические и погодные условия и т.д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов (рис. 10).

Рис. 10.

· мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником (рис. 11):

Рис. 11.

Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

· мнение сверстников: например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор - это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии (рис. 12).

Рис. 12.

· личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».

Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или - для начала - в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей.

Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации, и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств (рис. 13).

Рис. 13.

· знания о профессии: прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них (рис. 14):


Рис. 14.

К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями - изучение их специальных описаний - профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (рис. 15).

Рис. 15. Потребности общества

Этические принципы и правила работы психолога. Крылов А.А., Юрьев А.И.


Предисловие

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Тексты не обязательно читать все подряд, можно и, полагаем, небесполезно «выспрашивать» методом выборочного чтения. Кроме того, к данным материалам не нужно относиться как к священной окаменелости. «Все течет, все изменяется» — замечено еще в древности. Некоторые детали упоминаемых здесь перечней учебных дисциплин, содержания образования могут со временем изменяться. Могут преобразоваться и разновидности мест и форм занятости специалистов, условия работы и подобное. Но основные цели и содержание работы психологов, особенности их побуждений, осведомленности, умелости, возможных затруднений — это все же реальности вполне определенные, относительно стабильные.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Проведенная студентами многотрудная работа фактически вносит вклад и в научную картину мира профессий. Дело в том, что множество трудовых постов психологов пока еще не определилось, по крайней мере, в нашей стране. Если, положим, будущий зооинженер, инженер-строитель, учитель, программист, концертный исполнитель имеют возможность относительно твердо знать о том, где, что и как они должны и будут делать, то о психологах этого пока не скажешь. Есть даже сребролюбивые люди, не имеющие подчас специального образования, но поименовавшие себя психологами и занимающиеся «снятием порчи», «снятием сглаза» и пр. в расчете на доверчивых людей. Поэтому основанное на фактах представление о деятельности истинных психологов имеет и важное общественное значение.

Статьи сборника взаимно дополняют одна другую. И редколлегия не «причесывала» их под один шаблон. Иногда авторы текстов говорят об «особости» психологии. У представителей других профессий это может вызвать улыбку. Каждая профессия в своем роде «особая». Пусть эта улыбка будет снисходительной, поскольку указанное мнение авторов продиктовано их любовью к своему делу.

Е.А. Климов


Проект «Психология как профессия»

Психологи труда, как известно, изучают разные профессии, описывают варианты профессионального продвижения, выявляют профессионально-важные качества субъекта труда, психологические противопоказания, сложные и привлекательные стороны профессии и т.д. Известен опыт зарубежных и отечественных психологических служб вузов, помогающих в профориентации абитуриентам и студентам. С осени 1998 года на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора Е.А.Климова началась работа по сбору материалов о профессиях, которым обучают в МГУ. Исследование проводилось силами студентов 3 курса в форме выполнения учебного задания по курсу “Психологии труда”. Сведения собирались по единой программе

Студенты 3 курса дневного отделения нашего факультета, пожелавшие принять участие в этом общеуниверситетском проекте, проводили интервью с профессорами кафедр, обеспечивающими подготовку по конкретным университетским специальностям (свыше 70-ти) и специализациям (около 300 разновидностей). В качестве организаторов исследования, консультантов и редакторов текстов выступали преподаватели факультета — Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова, О.Г.Носкова, а также сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта. Лучшие профориентационные описания были опубликованы в сборнике “Профессии Московского университета” (М., 2000. Вып. 1, 2, 3). Таким образом, сформировалась достаточно представительная база сведений по профессиям практически всех факультетов МГУ. К январю 2005 г. эти материалы можно будет увидеть на юбилейном сайте Московского университета в форме “интернет-выставки” — “ПРОФЕССИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА” (см.: http://msu2005.ru).

В рамках этого проекта факультет психологии представлен весьма скромно, отражены лишь сложившиеся направления специализаций с их краткой характеристикой. Однако, современная психология становится массовой профессией. Психологическая наука, практика и её ветви отличаются специфическими чертами, которые совсем непросто выявить абитуриентам и их родителям, и даже студентам-психологам младших курсов, которым предстоит выбор специализации. На Зимней психологической школе факультета психологии МГУ 2001 г. (а именно в группе её участников, работавших под руководством Т. Ю. Базарова) была намечена программа исследований профессии психолога в интересах помощи абитуриентам, помощи в трудоустройстве выпускникам-психологам, а также в целях определения путей совершенствования унверситетской подготовки психологов.

Осенью 2001 г. была начата работа в рамках проекта “ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ” (руководитель — профессор Е.А. Климов), а именно, силами студентов был проведен сбор профессиографической информации о работе психологов. Большую помощь оказали сотрудники кафедр факультета психологии МГУ, предоставившие контактные телефоны для интервью выпускников. Результаты этой работы представлены ниже. Описания профессиональной деятельности психолога-практика упорядочены в 3 группы, соответствующие сферам общественной жизни — “Общее и профессиональное образование и социальная помощь населению”; “Здравоохранение”; “Производственные организации”. Надеемся, что эта база данных будет пополняться, её можно использовать в курсе “Введение в профессию”.

Психология профессионального самоопределения - Климов Е.А- 2004

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология профессионального самоопределения - Климов Е.А - 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Профессиональное самоопределение молодёжи часто проходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость информирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения.

Цель просвещения: сформировать представление о профессиональном самоопределении, ознакомить учащихся с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей и особенностей современного рынка труда.

Задачи, конкретизирующие цель работы: сформировать общее представление об основных условиях успешного выбора профессии; рассказать о различных типах профессий; познакомить с возможными типичными ошибками при выборе будущей профессии.

Содержание психологического просвещения:

  1. Условия выбора профессии;
  2. Классификация профессий;
  3. Мотивы выбора профессии.

Ключевые понятия: профессия, самоопределение, мотивы, интересы, склонности, способности, типы профессий.

Целевая аудитория: учащиеся 8–ых классов.

Форма проведения занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Научно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация на тему «Профессиональное самоопределение: как найти свою будущую профессию», раздаточный материал с основными рекомендациями, касающимися выбора профессии.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
  2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
  3. Газарян Спартак Суренович. Ты выбираешь профессию. - 2-6 изд., дораб. и доп. - М.:Мол.Гвардия, 1985 г.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
  6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Выбор профессии как самоопределение личности.

Профессия – (PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Условия, влияющие на выбор профессии

Условия выбора профессии являются разными сторонами (аспектами) обоснованного профессионального плана; в нём учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».

«Хочу» - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

«Могу» - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

Достаточно ли этих знаний, чтобы правильно выбрать профессию?

Приведем шуточный пример: представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого, и к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в Беларуси и, соответственно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.

Таким образом, помимо «Хочу» и «Могу» есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом «Надо» – это потребности рынка труда. Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Отношение подростка к будущей профессии.

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в 8 классе ребята должны решить: куда идти дальше – в девятый класс, ПТУ, техникум?

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.

Ошибки, допускаемые при выборе профессий:

Мы можем выделить несколько типичных ошибок при выборе профессий. Зная об этих ошибках, вы сможете предостеречь себя и выбрать для себя именно ту профессию, которая в максимальной степени вам подходит.

  1. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  2. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  3. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию (как обратный эффект этой ошибки: выбравший престижную профессию человек, иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него).
  5. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.
  6. Отождествление учебного предмета с профессией (пример: когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Школьная математика – лишь малая часть этой науки. Что касается, например, истории, то достаточно сказать, что описание только Великой Отечественной войны занимает в нескольких толстых томах больше страниц, чем весь школьный курс от древних времен до новейших. Так что одно дело - получать пятерки за основы, совсем другое - углубиться в науку или в профессию, связанную с ней).
  7. Пренебрежение к некоторым важным для общества профессиям.

Итак, мы и познакомились с самыми распространенными ошибками в выборе профессии. Возможно, это предостережет вас от случайности. Но не впадайте и в другую крайность – не воспринимайте все рассказанное как систему запрещающих знаков и не пугайтесь от малейшего сходства вашей собственной ситуации с каким-либо из прочитанных только что примеров. Все зависит от того, насколько серьезной для себя, и для общества, вы считаете задачу выбора работы, а также от того, насколько ответственно вы подойдёте к её решению.

Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Управление выбором профессии.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. . В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности.

Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым рядом причин:

Отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

Слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

Нежелание затруднять себя дополнительной работой;

Неимение доступных метод и методик изучения учащихся.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшекласс² 耀ков уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения – путь к будущему.

Классификация профессий

Можно выделить пять типов профессий.

Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек - человек ». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. К профессиям типа «человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГАИ и др.

Тип «человек - техник а» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Здесь работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. Тип «человек – техника» включает в себя такие профессии, как: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

Тип «человек - знаковая система » объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. К типу «человек – знаковая система» можно отнести следующие профессии: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

Тип «человек – художественный образ » предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. К данному типу можно отнести профессии: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример, декоратор-оформитель, актер и др.

Тип «человек - природа » включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. К этому типу мы можем отнести такие профессии, как: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Мотивы выбора профессии

Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При плановой экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.

Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?

Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности - это потребность в уважении и признании, а также потребность в самоактуализации (самореализации своих способностей).

Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

  1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
  2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
  3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
  4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);
  5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
  6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
  7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
  8. Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Для учащихся:

По тому, как человек относиться к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближнего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни.

Поэтому предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которое поможет сформировать вам обоснованный и реальный профессиональный план:

  1. 1.Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности);
  2. 2.Цепочка ближайших и более отдалённых конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);
  3. 3.Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы);
  4. 4.Внешние условия достижения целей (трудности возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
  5. 5.Внутренние условия (свои возможности: состояния здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности);
  6. 6.Запасные варианты целей и путей их достижений (на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основных вариантов).

Для учителей:

В старших и выпускных классах основной акцент должен переноситься на конкретный выбор. При этом не надо давать школьникам готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.

Психологи Казакова Т.Г., Шуруева Т.И.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Похожие публикации