Структура профессиограммы профессии: специалист по социальной работе. Профессиональные качества личности специалиста Специалист п социальной работе

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность специалиста по социальной работы подразделения «Социальные технологии» (далее - Специалист по социальной работе) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее Учреждение).

1.2. На должность специалиста по социальной работы назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности;
  • Особые условия допуска к работе специалиста по социальной работы:

  • Отсутствие медицинских противопоказаний;
  • 1.3. Специалист по социальной работе должен знать:

  • Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;
  • Регламенты ведения документации;
  • Регламент межведомственного взаимодействия;
  • Теория социальной работы;
  • Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);
  • Функции и технологии деятельности службы занятости населения;
  • Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;
  • Возрастная психология;
  • Основы валеологии, социальной медицины;
  • Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;
  • Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
  • Правовые основы социальной работы;
  • Основы самоорганизации и самообразования;
  • Экономические основы социальной работы;
  • Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
  • Психология личности;
  • Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг;
  • Технология социальной работы;
  • Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
  • Основные направления политики в сфере социальной защиты населения;
  • Российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
  • Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
  • Основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;
  • Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
  • Основные формы и виды социального обслуживания;
  • Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
  • Технология социальной работы и условия их применения;
  • Теория социальной работы;
  • Инфраструктура реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
  • Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;
  • Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг;
  • Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);
  • Основные направления политики социальной защиты населения;
  • Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
  • Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
  • Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Методы диагностики трудной жизненной ситуации;
  • Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;
  • Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
  • Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
  • Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
  • 1.4. Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;
  • Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
  • Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;
  • Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;
  • Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
  • Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;
  • Мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;
  • Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);
  • Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;
  • Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
  • Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
  • Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
  • Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
  • Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Фиксировать полученную от гражданина информацию;
  • 1.5. Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Специалист по социальной работе подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Социальные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
  • 2.2. Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения.
  • 2.3. Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи.
  • 3.2. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки.
  • 3.3. Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки.
  • 3.4. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки.
  • 3.5. Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения.
  • 3.6. Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения.
  • 3.7. Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем.
  • 3.8. Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества.
  • 3.9. Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг.
  • 3.10. Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
  • 3.11. Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину.
  • 3.12. Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели.
  • 3.13. Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.14. Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
  • 3.15. Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
  • 3.16. Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.17. Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией.
  • 3.18. Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки.
  • 3.19. Организация первичного приема граждан.
  • 3.20. Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки.
  • 3.21. Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.22. Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
  • 3.23. Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки.
  • 3.24. Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения.
  • 3.25. Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки.
  • 3.26. Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.27. Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера.
  • 3.28. Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки.
  • 3.29. Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки.
  • 3.30 Дополнительно:
  • Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе;
  • Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
  • 4. Права

    Специалист по социальной работе имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности специалиста по социальной работы.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию специалиста по социальной работы.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения специалист по социальной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    Диагностическая функция . Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

    В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

    Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

    Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

    Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

    Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом - результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности - участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

    В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

    Организаторская функция . Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

    Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

    Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

    Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

    В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

    Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество - сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

    Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические - лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические - сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические - трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

    Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

    Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

    Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

    Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

    Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

    Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист -клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

    Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

    Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

    Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

    • - консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
    • - включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
    • - социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

    Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

    Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

    Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

    Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции - одно из основных направлений социальной работы.

    Социальная защита, социальная помощь населению - институты, характеризующие гуманное и сознательное гражданское общество. В этой сфере очень велика роль профессионала, оказывающего такую поддержку, - социального работника. С особенностями его труда, а также регламентирующими его работу документами стоит ознакомиться более основательно.

    Социальная защита

    В общем, соцзащита населения - комплекс мер, направленных на соблюдение прав гражданина, удовлетворение его социальных потребностей. Высокий уровень такой защищенности населения - признак сильного и благополучного государства.

    Соцзащита в основном предоставляется в трех ипостасях - социальное обеспечение, социальная помощь и социальное страхование. В РФ ее гарант - Министерство труда и социальной защиты, глава которого на сегодня - М.А. Топилин. Обеспечивают ее оказание государственные российские внебюджетные фонды:

    • обязательного медстрахования;
    • соцстрахования РФ;
    • пенсионной фонд России.

    Данные организации действуют на местном, субъектном и общероссийском уровнях.

    Виды и меры соцзащиты

    Соцзащита населения состоит из ряда мер:

    1. Защита прав детей и контроль за соблюдением этого.
    2. Помощь в преодолении безработицы.
    3. Материальная и моральная поддержка многодетных семей.
    4. Выплата пособий малоимущим семьям.
    5. Определение МРОТа, наименьшего размера стипендий, пособий, пенсий.

    Социальная защита разделяется на государственную и негосударственную. К первой относится:

    • бесплатное образование;
    • выплата пенсий;
    • льготы;
    • бесплатное здравоохранение;
    • социальное обслуживание населения, соцуслуги.

    Негосударственная соцзащита представлена:

    • благотворительностью;
    • программами добровольного социального страхования;
    • доступными частными программами по охране и восстановлению здоровья и др.

    На сегодня в мире действуют две модели государственной социальной поддержки:

    1. Бевериджская (английская). Минимальная соцпомощь каждому гражданину вне зависимости от его социального статуса.
    2. Бисмарковская (немецкая). Гражданин получает поддержку от государства согласно величине социальных взносов, которые он в течении жизни отчисляет казне. Для социально незащищенных категорий действуют иные правила и госпрограммы защиты.

    Социальная помощь

    Соцпомощь - это либо денежная поддержка, либо натуральная (ее, в частности, оказывает центр социальной помощи) гражданам, находящимся в тяжелом материальном положении. Такие выплаты финансируются либо из госказны, либо из фонда добровольных пожертвований неравнодушных.

    Социальная помощь предоставляется как в результате проверки источников дохода нуждающимся, так и без проведения этих мер. Обычно помощь лицам, находящимся в особо тяжелых жизненных условиях, превышает поддержку другим гражданам, живущим более-менее сносно.

    Социальная работа с семьей

    Одним из самых приоритетных и нужных направлений соцзащиты является работа с семьей. Ключевыми ее задачами являются:

    • поддержка ячеек общества, оказавшихся в сложных условиях;
    • помощь в преодолении ими неразрешимых проблем;
    • предупреждение появления новых трудностей;
    • проведение работы, в результате которой "трудные" семьи учатся своими силами преодолевать подобные сложности на своем пути.

    Центр социальной помощи, в основном, работает со следующими типами семей:

    • члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
    • созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
    • с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
    • оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.

    Функции социального центра по работе с семьей

    Социальная работа с семьей многофункциональна:

    1. Координация работы по социальному сопровождению "трудных" семей.
    2. Подготовка личных дел таких семей.
    3. Социальное инспектирование.
    4. Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
    5. Предоставление адресной поддержки и помощи.
    6. Предупреждение насилия в семье.
    7. Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте в подопечных семьях.
    8. Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
    9. Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
    10. Распространение социальной рекламы.

    Требования к специалисту по социальной работе

    Профессиональный социальный работник может не обладать опытом работы, но обязан иметь среднее или высшее образование социального, юридического или педагогического направления. Требования к профессионалу II и I (наивысшей) квалификации гораздо строже: высшее узкопрофильное образование, стаж работы в предыдущих категориях.

    Должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает наличие знаний в следующих сферах:

    • актуальные правовые нормативные документы, касающиеся соцзащиты и помощи, поддержки семьи и социально незащищенных граждан, охраны материнства и детства, государственной политики в отношении этих категорий граждан;
    • эффективные направления повышения качества социальной помощи;
    • основы психологии: ребенка, пенсионера, инвалида, людей, попавших в трудную ситуацию и т.д.;
    • основы Трудового Кодекса, охрану труда;
    • санитарно-гигиенические правила и инвалидами.

    Также должностная инструкция специалиста по социальной работе говорит, что в профессиональной его деятельности активно применяются знания по философии, политологии, культурологии, истории, педагогике, социальной медицины. Важно знать этапы развития социального института и его настоящее состояние в РФ и в мире, формы, принципы, методы помощи людям различного возраста и соцстатуса, общий инструментарий, ключевые понятия, методы анализа и мониторинга в социальной работе.

    Необходимые человеческие качества профессионала:

    • бескорыстие;
    • целеустремленность;
    • коммуникабельность;
    • доброжелательность;
    • терпимость;
    • социальная интуиция;
    • трудолюбие;
    • стрессоустойчивость;
    • аналитический тип мышления;
    • наблюдательность;
    • работоспособность.

    Функции социального работника

    Актуальная должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает возложение на работника ниже перечисленных функций:

    1. Формирование базы данных "трудных" семей (социальной карты),нуждающихся в помощи одиноких пенсионеров, инвалидов.
    2. Определение истоков неблагополучия, размера и характера оказываемой помощи, оказания ее самой.
    3. Осуществление опеки неблагополучных ячеек общества, особенно имеющих в своем составе детей с отклонениями в развитии или инвалидов, семей вынужденных переселенцев, участников и жертв военных конфликтов, с родителями-сиротами, а также нетрудоспособных (в том числе и в силу инвалидности), престарелых людей.
    4. Оказание помощи в трудоустройстве подопечных и иных способах преодоления ими материальных трудностей.
    5. Ведение совместной работы с органами внутренних дел для профилактики незаконной деятельности и асоциального образа жизни подопечных.
    6. Проведение анализа проделанной работы, прогнозирование результатов социальной помощи.
    7. Воплощение в жизнь федеральных и региональных соцпрограмм, подготовка своих проектов и предложений.
    8. Участие в методических союзах по повышению качества оказываемой соцпомощи.
    9. Координация деятельности некоммерческих благотворительных объединений, также оказывающим помощь подопечным.
    10. Консультация заинтересованных граждан по предмету своей деятельности.
    11. Документирование проделанной работы.

    Права и по социальной работе

    Права соцработника:

    • предлагать и воплощать в жизнь проекты по улучшению качества предоставляемых соцуслуг;
    • обращаться к руководству за помощью в осуществлении своих функций;
    • требовать для ознакомления документацию и информацию, необходимую для своего труда;
    • повышать степень своей квалификации.

    Должностная инструкция специалиста по социальной работе приписывает ему следующие обязанности:

    • ответственность по ТК РФ за ненадлежащее исполнение своих должностных функций:
    • ответственность по ГК РФ и КоАП за правонарушения в процессе работы;
    • ответственность по УК, ГК, ТК РФ за причинение материального вреда.

    Социальный работник - ответственная и необходимая специальность в любом развитом обществе. Сама и соцзащита имеют массу направлений деятельности, способов их улучшения и актуализации.

    Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.

    Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе

    1. Общие положения

    1. Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
    2. На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
    3. Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
      • законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
      • методическую документацию в своей области;
      • устав учреждения;
      • распорядительную документацию руководства учреждения;
      • правила внутреннего трудового распорядка;
      • нормы охраны труда;
      • требования пожарной безопасности;
      • настоящий документ.
    4. Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
      • нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
      • актуальные социальные методы развития региона;
      • методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
      • базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
      • ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
      • национальные особенности и традиции своего региона;
      • основы социологии;
      • правила работы с компьютерной техникой.
    5. В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
    6. В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.

    2. Должностные обязанности

    Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:

    1. Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
    2. Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
    3. Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
    4. Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
    5. Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
    6. Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
    7. Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
    8. Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
    9. Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
    10. Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
    11. Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
    12. Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
    13. Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
    14. Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.

    3. Права

    Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:

    1. Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
    2. Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
    3. Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
    4. Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
    5. Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
    6. Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.

    4. Ответственность

    Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:

    1. За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
    2. За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
    3. За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

    ФАЙЛЫ

    Полезные сведения

    При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:

    1. Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
    2. К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
    3. Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
    4. Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
    5. Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.

    Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.

    Какая информация должна быть в документе

    Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.

    Общие положения документа

    В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.

    В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.

    Должностные обязанности работника

    Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.

    Права

    Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.

    Ответственность работника

    Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».

    Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.

    К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.

    Утверждаю
    _______________________________ _________ _______________________________
    (организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя
    наименование организации, или иного должностного
    предприятия) лица, уполномоченного утверждать
    должностную инструкцию)

    "__" _________________ 20___ г.

    Должностная инструкция

    специалиста по социальной работе

    ___________________________________________________
    (наименование учреждения, организации, предприятия)

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
    основании трудового договора со специалистом по социальной работе, в
    соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением
    Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении
    квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
    служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной
    работе" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые
    правоотношения.

    1. Общие положения


    1.1. Специалист по социальной работе относится к категории
    специалистов и непосредственно подчиняется ____________________________.
    (наименование должности
    руководителя)
    1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается
    лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности
    _________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________,
    без предъявления требований к стажу работы.
    1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается и
    освобождается от должности _____________________________________________.
    (наименование должности руководителя)
    1.4. Специалист по социальной работе должен знать:
    - Конституцию Российской Федерации;
    - законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в
    области социального обслуживания граждан, семьи и государственной
    семейной политики, охраны материнства и детства;
    - нормы семейного, трудового, жилищного законодательства,
    регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних,
    пенсионеров, инвалидов;
    - основы уголовного и гражданского права;
    - основы психологии и социологии;
    - основы общей и семейной педагогики;
    - программно-методическую литературу по социальной работе;
    - порядок и организацию установления опеки, попечительства,
    усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-
    воспитательные учреждения;
    - передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;
    - формы и методы воспитательной и социальной работы;
    - специфику работы в различной социальной среде;
    - организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения,
    гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
    - национальные особенности быта и семейного воспитания, народные
    традиции региона;
    - нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники
    безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
    - правила по охране труда и пожарной безопасности.
    1.5. Профессионально важные качества: ____________________________.
    (перечислить качества)

    2. Должностные обязанности


    На специалиста по социальной работе возлагаются следующие
    должностные обязанности:
    2.1. Выявление на предприятии (в объединении, организации,
    учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц,
    нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-
    педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
    физического и психического здоровья и осуществление их патронажа.
    2.2. Установление причины возникших у них трудностей, конфликтных
    ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывание им
    содействия в их разрешении и социальной защиты.
    2.3. Содействие интеграции деятельности различных государственных
    и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
    социально-экономической помощи населению.
    2.4. Проведение среди населения работы по пропаганде здорового
    образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических
    норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-
    транспортного травматизма, правонарушений.
    2.5. Консультирование по различным вопросам социальной помощи и
    защиты.
    2.6. Проведение психолого-педагогических и юридических консультаций
    по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с
    асоциальным поведением.
    2.7. Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим
    негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы,
    работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров
    о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам,
    пенсионерам.
    2.8. Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся
    в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные
    учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи.
    2.9. Представление в соответствующие органы материалов и документов
    для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления
    усыновления, опеки, попечительства.
    2.10. Организация общественной защиты несовершеннолетних
    правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их
    общественного защитника в суде.
    2.11. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье,
    усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов,
    молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и
    ассоциаций, объединений по интересам и т.п.
    2.12. Организация и координация работы по социальной адаптации и
    реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных
    учреждений и мест лишения свободы.

    3. Права работника


    Специалист по социальной работе имеет право:
    3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы,
    относящиеся к вопросам его деятельности.
    3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по
    совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей
    должностной инструкцией обязанностями.
    3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении
    своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
    3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке.
    3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
    3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

    4. Ответственность работника


    Специалист по социальной работе несет ответственность:
    4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных
    обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
    пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
    4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
    определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
    4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
    деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
    уголовным, гражданским законодательством РФ.

    Руководитель кадровой службы
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    Согласовано:

    Начальник юридического отдела
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    С инструкцией ознакомлен:
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью:
    Похожие публикации