Гражданское право россии. Публичный конкурс Необязательные условия публичного конкурса могут касаться

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку - настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.

2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.

Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.

3. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).

4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).

Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).

В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.

5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под СМИ в ст. ст. 2, 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300) понимаются: периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; иная форма периодического распространения массовой информации, в т.ч. периодически распространяемые тиражом тысяча и более экземпляров тексты, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в их банках и базах данных. СМИ подлежат регистрации (кроме случаев, перечисленных в ст. 12 указанного Закона) с учетом территории их преимущественного распространения в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или ее территориальных органах (ранее - в Мининформпечати России или территориальных органах Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати России). СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.

Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

7. В п. 5 ст. 1057 разрешен вопрос о соотношении гл. 57, посвященной публичному конкурсу, и ст. ст. 447 - 449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса.

Правила, регулирующие порядок проведения торгов в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия (ст. 447 ГК). В ст. 448 ГК по-другому, чем в ст. 1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора торгов возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа от торгов. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в п. п. 2, 3 ст. 448 ГК допускается действие и иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст. ст. 448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл. 57: в ст. 448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание лицом, выигравшим торги, и организатором торгов протокола о результатах торгов, а в ст. 449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

При коллизии норм ст. ст. 447 - 449 и гл. 57 в том случае, когда организатор публичного конкурса обязан заключить с победителем конкурса договор, ст. ст. 447 - 449 имеют приоритет.

8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение публичных конкурсов, дан в комментарии к ст. 447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2002. С. 995, 996).

ничем иным, как односторонней юридической сделкой. То есть для его проведения достаточно желания или волеизъявления одной стороны.

И что интересно - и со стороны лица, выполнившего определенную работу и представившего ее в итоге устроителю или организатору мероприятия, данный процесс также будет рассматриваться как односторонняя юридическая сделка. Так как участвует это лицо в конкурсе без предварительного согласования необходимых относящихся к данному мероприятию вопросов.

Надо сказать, что публичный конкурс является разновидностью такого юридического действия как публичное объявление награды . И обе эти формы гражданского права объединяет собственно за некое правомерное действие.

Организаторами публичного конкурса могут быть

отдельные люди или разного рода организации. Зачастую те, кеми такой конкурс объявлен, равно как и те, кто в нем участвует, не вполне осознают юридический аспект подобного мероприятия. А это иногда приводит к тому, что, не зная всех тонкостей организации данного процесса и последующей ответственности за свои публичные заявления или предложения, организаторы, скажем мягко, - очень рискуют, не вполне ясно представляя себе ситуацию с формальной точки зрения.

Ведь всякое публично объявляемое конкурсом мероприятие - это, в первую очередь, есть процесс, относящийся к институту гражданского права. Из чего следует, что тот, кто публично обещает выдачу в результате соревнования за то или иное действие определенного вознаграждения в виде конкретной награды (денежный или вещественный приз), берет на себя обязательства по проведению в определенный срок определенного конкурсного мероприятия с последующей выдачей обусловленной награды тому из участников, кто будет признан победителем этого мероприятия.


То есть, выражаясь юридической терминологией, лицо, которое объявляет публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче какой-либо иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, будучи организатором и инициатором конкурса, должно выполнить свое заявленное публично обещание.

Все эти публичные объявления делаются обычно либо на каких-то мероприятиях, либо в средствах массовой информации , либо на площадках интернет-пространства. То есть публичный характер такого мероприятия определяется тем, что его информация адресована широкому и, в сущности, неопределенному кругу лиц, находящемуся в любого рода публичном месте.

Но - давайте об этом поподробнее. Зачастую - и особенно в последнее время - публичных конкурсов разных масштабов проводится много. Как правило, они объявляются и проводятся в том случае, когда их организаторы намерены сподвигнуть свою аудиторию на достижение в том или ином виде деятельности какого-то определенного результата. То есть, одной из их особенностей является то, что подобные мероприятия должны ставить перед собой задачу достижения каких-то общественно полезных целей.

На практике, опять же, такие высокие морально-нравственные мотивации, характеризующие публичный конкурс как общественное мероприятие, в этом случае встречаются далеко не всегда. Чаще подобные мероприятия объявляются с целью более прозаической: разогреть, как говорится, аудиторию; заинтересовать людей той или иной возможностью; получить таким образом их лояльное отношение к тому или иному виду бизнес-предложения.

Впрочем, - в этом нет ничего плохого. Главное - чтобы все условия были выполнены и все, соответственно, остались бы довольны.


Обязательным условием публичного конкурса является

установление точной даты объявления его результата или же выбор определенного периода времени, в течение которого после принятого решения о победителе эти результаты будут объявлены.

Такое объявление происходит или в устной форме для лично пригашенных участников, либо с использованием разного рода СМИ. Каждый победитель конкурса оповещается при этом отдельно, зачастую организаторы проводят объявление победителей и результатов мероприятия в специально организованной торжественной обстановке.

Говоря о награде, надо отметить, что это может быть как определенное денежное вознаграждение, так и некая иного вида премия или несколько премий, выдаваемых победителям. В этом случае учитывается число объявленных призовых мест.

Иногда случается так, что обозначенная в условиях конкурса работа выполнена группой участников в количестве двух или более лиц. Тогда выигрыш или премия должны быть распределены в соответствии с отдельным обговоренным между участниками соглашением. Если же такого соглашения полюбовно, как говорится, достичь не удается - в силу вступает решение суда, которое и расставляет все точки над и в такого рода споре (п. 2 ст. 1059 ГК). В этот процесс организаторы конкурса, как привило, не вмешиваются.

Часто бывает, что на конкурсах тем, кто становится их победителями, присуждаются разного рода почетные звания, вручаются свидетельства, грамоты, почетные дипломы, торжественные медали, кубки и так далее.

При этом, с точки зрения юридической поощрение морального характера наградой за участие или победу в конкурсе быть не может и становится таковой лишь вместе с выдачей премии материального характера.

Несмотря на это, такого рода вознаграждение как моральное поощрение для победителей используется организаторами довольно часто.

В качестве примера одного из таких мероприятий можно привести некогда проводимый открытый всероссийский конкурс на стипендии Президента РФ.

В этом случае основанием участия в нем, наравне с другими условиями, являлось именно то, что претенденты на участие в конкурсе уже имели звания победителей в разного рода творческих соревнованиях и олимпиадах.

Ну, и возвращаясь к теме публичного конкурса как такового, - надо отметить и еще одну его сторону.

Если, скажем, у организаторов что-то пошло не так -


лицо, объявившее публичный конкурс, может изменить его условия. Но сделать это возможно только, практически, вначале, а точнее - в течение первой половины срока, который был установлен для сдачи конкурсных заданий.

При этом нужно помнить, что:

  • Информация об отмене конкурса или об изменении условий его проведения должна поступить к его участникам таким же образом и способом, которые использовались при объявлении конкурса;
  • Если лицо или организация, объявившие конкурс, решили по каким-то причинам его отменить, - они должны быть готовы к возмещению расходов, понесенных любым участником, выполнившим предусмотренные условиями задания, до момента, когда участник конкурса был проинформирован либо об изменении условий, либо об отмене конкурсного мероприятия;
  • При этом объявители конкурса могут быть освобождены от необходимости возмещения ими расходов лишь в том случае, если смогут доказать, что задания или определенная работа в этой связи была выполена участниками безотносительно объявленного мероприятия либо не соответствовала его условиям.
  • Кстати: надо иметь в виду, что публично объявленный конкурс признается обычно несостоявшимся и несостоятельным в том случае, если участие в нем принимает или намерен принять всего лишь один человек.

Если рассматривать конкретные ситуации - можно привести пример подобного мероприятия, объявленного в 2003-м году компанией Би Лайн GSM. Так, ею был объявлен публичный всероссийский конкурс на лучшую историю знакомств при помощи мобильного телефона, причем история эта должна была быть представлена учредителям как статья на обозначенную тему.

В этом конкретном примере очевидно, что в данном случае сошлись, что называется, как частная заинтересованность бизнес-организации (реклама, увеличение численности клиентов), так и цель, что называется, общественно-полезного характера: укрепление взаимного общения между людьми плюс создание, к тому же, некого продукта творческого харакера: литературной или публицистической статьи.


Именно поэтому и в этом случае отношения между организаторами и участниками конкурса должны регламентироваться юридическими нормами, приведенными в главе 57 ГК «Публичный Конкурс». Эта глава Гражданского кодекса, разбитая на статьи 1057 -1061, как раз и регулирует подобные мероприятия.

Комментарий к статье 1057 ГК РФ - Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса – односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы – тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу <1>.

Конституция РФ (ст. 43) вводит понятие “на конкурсной основе” применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Однако практическое применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 “О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования” <1> и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп <2> (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. N 182 <3>, от 22 июня 2010 г. N 773 <4>, от 8 марта 2011 г. N 285 <5>), объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.

——————————–

<1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 16. Ст. 1341.

<2> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.

<3> Собрание законодательства РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 26. Ст. 3331.

<5> Собрание законодательства РФ. 2011. N 11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.

Публичный конкурс – это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.

Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.

Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.

2. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, при публичном обещании награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.

И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.

По мнению профессора А.М. Эрделевского <1>, квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: 1) публичное объявление обещающего лица о выплате награды; 2) совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

——————————–

<1> Эрделевский А.М. Публичное обещание награды // Законность. 2000. N 8. С. 11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, “отозвавшегося” на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).

Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: 1) объявление организатора о публичном конкурсе; 2) выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; 3) представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; 4) признание участника конкурса победителем.

Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия – выполнение конкурсного задания – вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса – представление результатов выполненной работы на конкурс – всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и на достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.

Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и некоторые другие) рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс – акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

3. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Дееспособность граждан – участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Так, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, прошедшего с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз: инструменталисты – 16 – 30 лет, певцы и певицы – 19 – 32 года.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.

Возможность проведения закрытого конкурса применительно, например, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” <1> (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.).

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Министерство экономического развития и торговли РФ своим Приказом от 3 мая 2006 г. N 124 утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) <1>.

——————————–

<1> Бюллетень нормативных актов. 2006. N 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом, например, через стенгазету, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.

4. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, определяющие существо задания (т.е. то, какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.

Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести следующие: предмет сделки; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерий и порядок оценки результатов работы; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, а также судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки – осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.

Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.

Место представления работы – обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Условиями конкурса может быть предусмотрено предоставление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.

Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно всем участникам, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.

5. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК). Цель этих конкурсов – отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него наилучшие условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы комментируемой главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы указанными нормами и не противоречат им.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

Комментарий к статье 1058 ГК РФ - Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья изменяет правила, содержавшиеся ранее в ст. 440 ГК РСФСР, устанавливая возможность не только изменения условий конкурса, но и его отмены. При этом организаторами конкурса должны быть соблюдены следующие условия:

а) объявления об изменении условий или об отмене конкурса могут быть сделаны только в течение первой половины срока, определенного для представления работ. Это положение установлено с целью защиты интересов участников, поэтому изменение условий конкурса, улучшающее их положение, может производиться в любое время;

б) извещение об изменении должно быть сделано организаторами тем же способом, что и объявление конкурса. Если, например, конкурсное объявление было дано в газете, то в той же газете должно быть опубликовано извещение об отмене либо об изменении условий конкурса.

Важно подчеркнуть, что в случае нарушения организаторами одного из названных условий они должны выплатить объявленное вознаграждение каждому, кто представит на конкурс работу, отвечающую требованиям, которые содержались в объявлении о проведении конкурса.

На практике могут возникать сложности при определении момента, с которого участнику конкурса должно стать известно об изменении условий или об отмене конкурса. Очевидно, таковым следует считать момент обнародования соответствующего извещения. Пункт 3 ст. 10 ГК РФ устанавливает принцип презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений. Действия участника конкурса будут разумными в том случае, если он, узнав об объявлении конкурса, например, из газеты, и исходя из того, что изменение условий или отмена конкурса возможны в течение первой половины срока с обязательным сообщением об этом в той же газете, будет на протяжении этого периода времени внимательно следить за всеми выпусками, чтобы приобрести право на возмещение всех расходов, которые он понесет в связи с участием в конкурсе.

2. Комментируемая статья устанавливает обязанность организаторов возместить расходы, понесенные лицами, которые выполнили работу, отвечающую условиям проведения конкурса, к моменту объявления об изменении условий либо об отмене конкурса. Возмещение расходов следует отличать от возмещения убытков, последнее является более широким понятием (см. ст. 15 ГК).

3. Организаторы конкурса освобождаются от возмещения расходов только в двух случаях: во-первых, когда работа выполнена участником не в связи с конкурсом; во-вторых, когда выполненная работа не соответствует требованиям, установленным условиями конкурса. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на организатора конкурса. Это правило объясняется отсутствием в указанных случаях причинной связи между изменением условий или отменой конкурса, с одной стороны, и понесенными участником убытками в виде произведенных расходов – с другой.

4. Особые сложности возникают в связи с применением п. 4 комментируемой статьи. Здесь предусмотрена ответственность организатора конкурса за нарушение правил изменения условий или отмены конкурса, установленных в п. п. 1 и 2 ст. 1058 ГК РФ. В этом случае организатор конкурса должен “выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям”. Нетрудно заметить, что эту фразу можно истолковать и таким образом, будто организатор конкурса, изменивший условия или отменивший его во второй половине срока конкурса либо сделавший это хотя и в первой половине срока, но иным способом по сравнению с тем, каким конкурс был объявлен, обязан выплатить награду каждому из участников, чья работа соответствует условиям конкурса.

Не подвергая серьезным сомнениям правомерность формулировки п. 4 комментируемой статьи, все же необходимо отметить следующее. Во многих авторитетных комментариях Гражданского кодекса РФ <1> авторы подчеркивают необходимость в подобных случаях выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям. В то же время следует подчеркнуть, что о награде, которая должна быть выплачена всем тем участникам, чьи работы удовлетворяют условиям конкурса, в комментируемой статье говорится в единственном числе: награда должна быть выплачена, но одна на всех таких участников. Это вполне справедливо и соответствует требованиям закона. Во-первых, даже если исходить из принципа полного возмещения участнику понесенных убытков, что следует понимать в данном случае под убытками конкурсанта в форме упущенной выгоды? Ведь получение награды обусловлено подведением итогов конкурса, и если организатор конкурса или назначенное им жюри не определили победителя, то никто, в том числе и суд, не может их подменить. Между тем полноценное право на награду может возникнуть только у победителя. Вывод о правомерности распределения одной награды между всеми участниками конкурса основан также и на том, что, как отмечалось выше, объявление публичного конкурса представляет собой разновидность публичного обещания награды. Согласно п. 5 ст. 1055 ГК РФ в случаях, когда действие, соответствующее обещанию награды, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым. Но если это действие совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если оно совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере. Применительно к конкурсу при нарушении правил его отмены возникает аналогичная ситуация. Разница состоит, в частности, в том, что в случае отмены конкурса становится невозможно определить не первенство в совершении действия, а того, кто выполнил требуемое действие лучше. Поэтому в случае неправомерной отмены конкурса вполне допустимо для целей определения упущенной выгоды применение в порядке аналогии закона принципа распределения стоимости награды поровну между теми участниками, чьи работы удовлетворяют указанным в объявлении условиям. Что же касается произведенных участниками конкурса расходов, то они должны быть возмещены каждому из участников в пределах стоимости обещанной в объявлении о конкурсе награды применительно к каждому участнику (п. 2 ст. 1056 ГК, а также п. 3 комментируемой статьи).

——————————–

<1> См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. 2-е изд. М., 2009. Т. 1. Ч. I, II; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. В.П. Мозолина и М.Н. Малеиной. М., 2006; и т.п.

Лицо, объявившее публично о выплате награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Правовой характер обязательств из публичного конкурса имеет определенное сходство с обязательствами из публичного обещания награды:

а) вытекает из односторонних сделок, а не договора;

б) объявление об открытом конкурсе обращено к неопределенному кругу лиц;

в) публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей;

г) перечень субъектов - организаторов публичного конкурса или публично обещавших награду не ограничен, ими могут быть любые лица.

Особенность публичного конкурса заключается в выплате награды только лицу, выполнившему условия конкурса и признанному победителем. По правилам публичного конкурса проводится, например, отбор лучшего проекта на возведение памятника, литературного или иного творческого произведения, а также выявление лучшего исполнителя и т.д.

Публичный конкурс может быть:

а) открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации;

б) закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Объявление о публичном конкурсе (и открытом, и закрытом) должно, как минимум, содержать следующие условия:

Условия, предусматривающие существо задания;

Критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;

Место, срок и порядок их представления;

Порядок и сроки объявления результатов конкурса;

Размер и форму награды.

Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока и тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае нарушения лицом, объявившим публичный конкурс, указанного порядка отмены конкурса или изменения его условий, это лицо должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям. Соблюдение организатором конкурса изложенного порядка его отмены или изменения условий не освобождает организатора от обязанности возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Проведение игр и пари

Пари - это основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами (физическими или юридическими) соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Под азартной игрой понимается основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами (физическими или юридическими) соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказать воздействие.

Гражданский кодекс не предоставляет возможности судебной защиты требований граждан и юридических лиц, связанных с организацией игр и пари или с участием в них. Это общее правило не означает абсолютное отсутствие обязательств организаторов или участников игр и пари вообще, а выражает принципиальное отношение законодателя к подобного рода обязательствам. Закон признает возможность участника требовать в судебном порядке исполнения обязательств, связанных с проведением игр и пари, в двух случаях:

а) если требования исходят от лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари;

б) если требования о выплате выигрыша исходят от лиц, выигравших в лотерее, тотализаторе или иных играх, проводимых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа разрешение.

Во втором случае отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа разрешение) и участниками игр основаны на договоре.

Такой договор, как правило, оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа и должен содержать условия о сроке проведения игр, порядке определения выигрыша и его размере. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, организатором игр должен быть выплачен выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр. В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.

Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды . Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица , а также государственные органы и органы местного самоуправления . Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

Виды публичного конкурса: открытый – когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый – когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

Условия, которые должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока ; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы , понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения – возмещения убытков.

Похожие публикации