Торпедный катер пр.123 "Комсомолец". Торпедный катер «Комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы Великой Отечественной войны Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

Головной катер «Комсомолец» проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи Ленинградского судостроительного завода № 194 им. товарища А. Марти. Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября того же года, а 12 марта 1941 года – зачислен в состав Черноморского флота. Торпедный катер «Комсомолец» предназначался для торпедирования судов противника и для постановки дымовых завес. Еще летом 1940 года, когда «Комсомолец» еще только проходил заводские испытания, его проект подвергся серьезной переделке. За модификацию корабля взялась конструкторская группа ЦКБ-19 В.М. Бурлакова. В первую очередь было усилено зенитное вооружение, вместо одного крупнокалиберного пулемета ДШК на тумбовой установке поставили четыре (по два – в спаренных башенных установках). Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46–48. Также был уменьшен калибр торпедных аппаратов с 533 до 450 мм, теперь рассчитанных под торпеды 45-36-НУ. «Комсомолец» представлял собой катер совершенно новой конструкции, существенно отличавшийся от серийных торпедных катеров типа Г-5 и Д-3, и превосходивший их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новый катер имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м (разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков). По всей длине корпуса проходила полая киль-балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные бортовые кили, уменьшавшие качку. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью 2400 л. с. (взамен ГАМ-34-Ф мощностью по 1000 л.с.) обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов (86 км/ч). Моторы располагались в корпусе продольно, один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого – 10. Основное вооружение составляли два 450-мм торпедных аппарата, которые в отличие от катеров предыдущих типов, были трубными, а не желобными. Серийные катера «Комсомолец» вооружались четырьмя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами ДШК, смонтированными в двух спаренных установках УК-2 (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на две установки с 20-мм автоматическими пушками ШВАК), а также шестью большими глубинными бомбами. На катере монтировалась дымовая аппаратура (аппарат ДА-7 емкостью 40 л). Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера, он мог использовать свое вооружение и ходить на максимальной скорости при волнении до 3 баллов, включительно. В отличие от других торпедных катеров отечественной постройки катер «Комсомолец» получил бронированную рубку (из листа толщиной 7 мм). В ходе Великой Отечественной войны торпедный катер проекта 123 был еще раз доработан. Изменения коснулись, в основном, технологии производства. Была также усилена конструкция корпуса, и проведен ряд мелких усовершенствований. Вместо одного мотора поставили два, и хотя водоизмещение катера выросло на 5 тонн, скорость осталась прежней – 48 узлов. В ноябре 1943 года Тюменская судоверфь (судостроительный завод № 639) сдал флоту головной катер типа «Комсомолец» нового проекта, получившего обозначение «123-бис». Он вступил в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились торпедные катера проекта 123-бис на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили собственные наименования, например: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер», «Речник Ангары», «Одесский патриот», «Одесский колхозник», «Одесский комсомолец», «Комсомол Казахстана», «Артемовец», «Трудящийся Артема», «Моряк Дальстроя» и другие. До конца войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошли 30 катеров типа 123-бис, а в 1946–1953 годах на судостроительном заводе № 183 в Феодосии построили еще 205 таких кораблей (50 – проекта 123-бис и 155 – проекта 123-К). Новые торпедные катера прибрежного действия типа «Комсомолец» успели принять активное участие в заключительных боях на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Действия маневренных и быстрых «Комсомольцев» против немецких конвоев оказались весьма успешными. Свои высокие боевые качества эти торпедные катера в полной мере проявили весной 1945 года, когда части Красной армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь как можно дольше сохранить порты в Восточной Пруссии для эвакуации отступающих войск, немецкие войска предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти меры существенно обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ был переброшен 3-й дивизион торпедных катеров «Комсомолец». Ночью 21 апреля 1945 года поиск кораблей противника в районе косы Хель проводился отрядом катеров, под командованием капитан-лейтенанта П. Ефименко. Советские катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но и требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубь Данцигской бухты – к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась только одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю. Наконец были обнаружены три германские быстроходные десантные баржи (БДБ) с сильным артиллерийским вооружением. В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Однако атаку пришлось отложить, поскольку это мог быть авангард большого конвоя. И в данном случае интуиция и расчет капитан-лейтенанта П. Ефименко оказались верными. В предрассветных сумерках показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении нескольких миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер еще две быстроходные десантные баржи. Распределив цели, командир отряда отдал приказ на атаку. Первым вперед пошел катер ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова и тут же дал залп из обоих торпедных аппаратов. Следом за ним с небольшим запозданием разрядил торпедные аппараты катер ТК-133 «Трудящийся Артема» капитан-лейтенанта В. Солодовникова. Прошли несколько секунд, и позади катеров раздался оглушительный сдвоенный взрыв: торпеды попали в цель – серьезные повреждения получил германский эсминец Z-34. Дальше действия Аксенова и Солодовникова были почти автоматическими – разворот катеров, постановка дымовой завесы и уход на форсаже. Однако на этот раз советским катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек ТК-135 угодил вражеский снаряд, и его двигатели сразу же заглохли. Он лишился хода, но вскоре ему подоспела помощь. Под плотным огнем орудий противника другой катер ТК-131 «Речник Ангары» лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял поврежденный катер на буксир и начал выводить его из боя. Однако немецкий сторожевик, переоборудованный из рыболовецкого судна, стреляя из всех орудий, преградил путь советским торпедным катерам. И сразу же с обоих катеров по противнику был открыт огонь из крупнокалиберных пулеметных установок. Вскоре немецкий сторожевик загорелся, а затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь его обломки. Путь к своей базе торпедным катерам был открыт. В 1995 году на судостроительном морском заводе «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге, специализировавшемся на строительстве и ремонте скоростных катеров для Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России, специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта 123-бис. Ему присвоили бортовой номер в честь заслуженного торпедного катера «ТК-131».

Длина – 18,7 м Ширина – 3,4 м Осадка – 1,2 м Водоизмещение стандартное – 20,5 тонны Водоизмещение полное – 23 тонны Скорость хода максимальная – 48 узлов Скорость хода крейсерская – 28,8 узлов Мощность: бензиновый авиационный двигатель внутреннего сгорания «Паккард» – 2х1200 л.с. Дальность плавания – 345 миль Вооружение: Артиллерия ПВО – 2 спаренные установки 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК (впоследствии 2 установки 20-мм пушек ШВАК) Противолодочное вооружение – 2 лотковых бомбосбрасывателя; – 6 глубинных бомб М-1;

Аппарат с дымовой смесью ДА-7 емкостью 40 литров

Торпедно-минное вооружение – торпедные аппараты – 2х450 Автономность плавания – 36 часов Экипаж – 7 человек.

Советский торпедный катер «Комсомолец» представляет собой малый скоростной военный минно-артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения торпедных ударов по кораблям противника в прибрежной морской зоне. Благодаря особенностям конструкции и высоким тактико-техническим параметрам, корабли этого типа могут использоваться в других целях: проведение десантных операций, ведение морской разведки и постановка минных заграждений.

История создания и разработки проекта торпедных катеров «Комсомолец»

Задание на проектировку нового торпедного катера для отечественного ВМФ в 1939 году получила группа конструкторов завода №194. Проектными работами руководил П.И. Таптыгин. Новый торпедный катер получил заводской индекс – проект 123. Главная цель, которая ставилась перед советскими конструкторами, заключалась в создании более мощного военного корабля, который сможет заменить торпедные катера Г-5, составлявшие основу отечественного москитного флота.

Головной корабль проекта 123 заложили в июле 1939 года на верфи Ленинградского завода №194. В октябре 1940 года корабль вступил в строй, а в марте 1941 года новый торпедный катер был зачислен в корабельный состав Черноморского флота.

Впоследствии начались работы над усовершенствованием проекта. В результате появилось целое семейство торпедных катеров проектов 123бис, М-123бис и 123К, в разные годы, выпускавшиеся советскими судостроительными заводами.

Всего в годы Великой Отечественной войны советскими корабелами флоту было передано 30 единиц разных модификаций. В 1946-48 годы было изготовлено еще 88 торпедных катеров различных типов.

Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

  • Водоизмещение - 20,5 тонн.
  • Длина - 18,7 м, ширина - 3,44 м, осадка - 1,0 м.
  • Два бензиновых мотора мощностью 1200 л.с.
  • Скорость полная - 48 уз.
  • Дальность плавания - 240 миль.
  • Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, 6 глубинных бомб «БМ-1».
  • Экипаж - 7 человек.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50-е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Фото катера

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

Похожие публикации