Открытый классный час на тему:"Почему, я выбрал профессию Повар-кондитер". Классный час «Весёлые поварята Профессия повара одна из древнейших в мире, одна из самых востребованных сейчас и одна из немногих, которые будут нужны человечеству всегда

Общее внеклассное мероприятие по профессии «Повар, кондитер».

« Международный день повара»

Внеклассное развлекательно-познавательное мероприятие.

Цели мероприятия:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Задачи мероприятия:
- познакомить учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
- сформировать положительное отношение к труду;
- побудить учащихся соотнести требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Ход мероприятия

Добрый день.

Здравствуйте.

Человечество и еда — эту связь нельзя разорвать. А еда требует повара. Без него никак не обойтись. Именно повара́, веками совершенствуя рецепты и мастерство приготовления пищи, превратили унылое поглощение чего-нибудь съедобного в нечто изысканное и изящное, в искусство. Недаром, десятая муза у римлян зовется Кулинария. Есть у кудесников кухни свой профессиональный праздник.

Именно на этот праздник мы с вами и собрались.

Это Международный день повара.

Как известно, повара́ — народ занятой. Они все больше колдуют над новыми яствами. Потому, только в 2004 году, Всемирная ассоциация кулинарных сообществ, в состав которой входят 8 миллионов человек, приняла решение 20 октября определить как День повара. И с тех пор этот праздник с удовольствием чествуют во многих странах мира.

В стенах нашего колледжа обучаются 3 группы поваров-кондитеров, 1 группа технологов и конечно же, работают наши замечательные повара.

Мы от всей души поздравляем вас с этим замечательным праздником.

Есть такая профессия — поваром быть!
Очень вкусно готовить и счастье дарить!
Отбивные, борщи и компот для души -
Мы испробовать ваши шедевры спешим!
И в день повара вам пожелаем добра,
Самых светлых надежд исполненья!
Ведь без ваших стараний тосклива Земля,
Вы нам дарите счастья мгновенья!
В вашем доме всегда пироги и уют,
А в душе — соловьиные трели.
Мы желаем пройти вам дорожку свою,
Чтобы очи от счастья горели!

Международный день повара - это отличный повод, чтобы приготовить для родных и друзей что-нибудь вкусненькое, пригласить гостей и угостить их потрясающим обедом или ужином.

Да и не забудьте сегодня поздравить с международным днем повара любимых мам и бабушек, а многие и пап, ведь именно они являются лучшими в мире поварами.

Как вы думаете, а давно ли появилась эта профессия?

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия.

О первых профессионалах, зарабатывающих таким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э.

Десятки тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария. С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. В Древнем Риме происходили даже восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. При императорах Августе и Тиберии (около 400 года н.э.) были организованы первые школы поварского искусства,

В Германии с 1291 года шеф-повар был одним из четырех самых важных фигур при дворе, а во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди.

На Руси приготовление пищи выделилось в особую специальность в XI в., а как наука кулинария возникла в России лишь в конце XVIII века. Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г.

На сегодняшний день во всем мире насчитывается более тысячи учебных заведений, которые выпускают поваров, технологов. Многие из них достигают больших успехов.

Скажите пожалуйста, а каких знаменитых поваров вы знаете?

(ответы зрителей)

Ален Дюкасс. Французский шеф-повар занимается сразу тремя ресторанами, каждый из которых имеет три звезды Мишлена. В его империю входит 11 тематических концепт-ресторанов, пара кафе-бистро высшего класса и даже сеть фаст-фуда «Б.Е.». Дюкасс находит время на управление школой поварского искусства, сетью отелей, он возглавляет издательство и консалтинговую фирму.

Гордон Рамзи. мировая известность пришла к нему благодаря телевидению - шеф-повар ведет специализированные и рейтинговые телешоу. У него 9 ресторанов, 6 из которых обладают минимум одной звездой Мишлен. Ему принадлежит пара пабов и 12 ресторанов за пределами Англии.

Нобуюки Нобу Мацухиса, всемирно известный шеф-повар, завоевавший популярность благодаря фьюжн-кухне, сочетающей традиционные японские блюда и южноамериканские (перуанские и аргентинские) ингредиенты.

Андрей Махов, шеф повар ресторана "Кафе Пушкин" - знаменитый ресторан русской кухни в Москве.

Владимир Мухин. Гастрономический почерк шеф-повара соединяет традиции русской кухни с ультрасовременными технологиями обработки продуктов.

Ахметзянов, Юнус Ахметзянович — известный кулинар, автор многочисленных книг по кулинарии.

В этот день проводятся конкурсы профессионального мастерства, устраиваются мастер-классы, шоу. И мы не будем нарушать эту традицию. Внимание на экран.

(показ видео)

А ты заметил, что среди знаменитых поваров нет представительниц прекрасного пола?

Почему-то во всем мире распространено мнение, что самые лучшие повара - это мужчины. некоторые специалисты объясняют это тем, что сильный пол более основательно вникает в курс дела. Кроме того научно доказано, что у женщин температура рук на два градуса выше, чем у мужчин. По этой причине представительниц прекрасной половины человечества в Японии не допускают к приготовлению суши и десертов. Но поваров женщин очень много. Среди них есть и те, кто добивается больших успехов.

Про поваров снимают фильмы, сериалы, мультфильмы, передачи, ток-шоу, даже есть телеканалы, которые посвящены кулинарии.

Назовите пожалуйста их.

(зрители называют)

Действительно их очень много. В 1997 году вышла необычная телепрограмма, которая завоевала абсолютную любовь телезрителей. Простые рецепты и сервировка, кулинарные советы, истории продуктов, добрая сказка - все это "Вкусные истории". Мы хотим показать один из выпусков этой телепрограммы

(показ видео)

Скажите пожалуйста, какими качествами должен обладать повар?

(варианты зрителей)

У повара должно быть

· хорошее обоняние;

· чуткие вкусовые рецепторы;

· вкусовая память;

· превосходное цветовое восприятие;

· развитое воображение;

· безграничная фантазия;

· креативность;

· художественный вкус;

· любознательность;

· способность выполнять сразу несколько действий;

· энергичность;

· педантичность;

· хорошая координация движений.

· и конечно же - доброта.

Ведь недаром поэт Роберт Рождественский написал:

Земля еще и потому щедра,

Что в мире существуют повара.

Благословенны их простые судьбы,

А руки, будто помыслы, чисты.

Профессия у них добра, по сути:

злой человек не встанет у плиты

Хороший повар - как художник,

с палитрой фруктов, крема, роз

творит роскошество пирожных,

знаток рецептов, вкусов, доз

хрустящей корочки ваятель,

жонглер, артист, колдун, нюхач,

магистр-естествоиспытатель,

великий фокусник, трюкач.

Повар - это человек, который из простых продуктов может сделать настоящий шедевр.

Мы хотим пригласить к нам 3 человека.

Перед вами лежат фрукты и мы хотим, чтобы вы сделали фруктовую нарезку. А на подмогу вы можете позвать кого-нибудь.

(участники начинают творить)

А пока наши художники творят, давайте мы с вами ответим на вопросы:

· Повар на корабле? (Кок)

· Мини бублик? (Баранка)

· Зеркальная рыба? (Карп)

· Что подают в конце обеда? (Десерт)

· Суп из капусты? (Щи)

· “Одежда” варёной картошки? (Мундир)

· Высокий цилиндрический хлебец, обычно пасхальный? (Кулич)

· Сахар в кусках? (Рафинад)

· Дневная трапеза? (Обед)

· Посуда из керамики? (Фарфор)

· Чистый вес продукта? (Нетто)

· Искусство приготовления пищи? (Кулинария)

· Большое кондитерское изделие? (Торт)

· Перечень блюд в кафе? (Меню)

· Частичка жидкости? (Капля)

· Продукт из кобыльего молока? (Кумыс)

· Общее название свеклы, моркови, репы? (Корнеплод)

· Традиционный русский напиток? (Квас)

· Едкий, но очень полезный овощ? (Лук)

· Что за продукт, о котором говорят “в воде родился, а воды боится”?(Соль)

· Сладкий картофель? (Батат)

· Какой овощ привезён был в Европу из Перу? (Картофель)

· Красный жгучий овощ? (Перец)

· Как называется набор столовой или чайной посуды? (Сервиз)

· Приготовление, какого изделия никогда не удаётся с первой попытки? (Блин)

· Запёкшаяся поверхность буханки хлеба? (Корка)

· Маленькая колбаска, употребляемая в варёном виде? (Сосиска, сарделька)

· Жаровня для шашлыка? (Мангал)

· Студень в торте? (Желе)

· Напиток из варёных фруктов? (Компот)

· Торт императора? (“Наполеон”)

А теперь давайте посмотрим на творение наших участников

Молодцы

Наши студенты активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, в подготовке выпечки на ярмарки различного уровня. Сегодня у нас появилась своя эмблема и девиз.

Повар - это не только человек, который приготовит блюдо технологически правильно и в строгом соответствии с рецептом, а тот, кто любит свою работу, получает от нее искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.

Профессия повара одна из древнейших в мире, одна из самых востребованных сейчас и одна из немногих, которые будут нужны человечеству всегда!

- мы хотим еще раз поздравить вас с праздником.

Этот праздник придуман однажды,

Чтобы чтить от души поваров!

Чтобы каждому повару дважды

Пожелать очень щедрых даров!

Чтоб спасибо сказать им от сердца!

И успехов в труде пожелать!

Чтоб хватало и соли и перца

Для того, чтоб шедевры создать!

Вас в День повара мы поздравляем!

Вам поклоны от нас до земли!

Мы вам счастья большого желаем,

Чтоб вы вкусности нам принесли!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Классный час «МОЯ ПРОФЕССИЯ - ПОВАР» Цель: формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии; развивать стремление повышать свои профессиональные умения и навыки. Задачи: обсудить значение рабочей профессии повара в современном обществе; рассказать об истории происхождения конкурса-фестиваля «World Skills International» и о его проведении в нашем техникуме.

ПоварСлово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар. ПОВАР World Skills International (WSI) World Skills International (WSI)Тип: Некоммерческая организацияГод основания: 1946Основатель: Хосе Антонио Элола ОласоРасположение: АмстердамКлючевые фигуры: Саймон Бартли(президент)Сфера деятельности: ОбразованиеЧисло членов: 75 страны-участницыСлоган:Improving the world with the power of skillsВеб-сайт: worldskills.org World Skills International (WSI)Строительные технологииТворчество и дизайнИнформационные и коммуникационные технологииПроизводственные и инженерные технологииСпециалисты в сфере услугОбслуживание гражданского транспорта

WorldSkills Russia г.Тольятти 2013 WorldSkills Russia г. Брянск 2016г. Брянский Техникум Питания и Торговли



Классный час на тему «Моя профессия – повар»
(с информацией о World Skills International»)
Автор: Преподаватель иностранных языков ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли» Пчелкина Светлана Викторовна г. Брянск 2015г.
Цель: формировать устойчивый интерес студентов к своей будущей профессии; развивать стремление повышать свои профессиональные умения и навыки.
Задачи: обсудить значение рабочей профессии повара в современном обществе; рассказать об истории происхождения конкурса-фестиваля «World Skills International» и о его проведении в нашем техникуме.
Форма проведения: беседа
Содержание:
Моя профессия – повар.
Рабочие профессии в современном мире.
Конкурс-фестиваль World Skills International (история происхождения).
World Skills -2016 в БТПиТ.
Оснащение: плакаты, компьютерная презентация, видеофильмы
Ход классного часа:
Вед.1 По́вар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания. Готовит супы, вторые блюда, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять приготовленное. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому - шедевр вкуса.
Вед. 2 Какими личными качествами должен обладать повар? Отвечают студенты
--- Вы абсолютно правы.
Личные качества:
Профессия повар, по-своему, уникальна. Хотя, некоторые люди не воспринимают её такой, считая, что в поварском искусстве нет ничего сложного: надо просто соединить ингредиенты, а печь сама доведёт блюдо до кондиции. Да и кто в наше время готовить не умеет? Любой человек смог бы работать поваром! Однако это не так. В этом деле главное - талант, чувство вкуса, фантазия.
С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с другой - наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере. Так же, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован, должен иметь хорошую память.
Вед.3 Что должен знать хороший повар? Отвечают студенты
Кулинар, повар - это не просто человек, которые колдует на кухне, и из под рук которого выходят вкуснейшие и красивейшие блюда. Он должен знать многое: структуру и специфику работы предприятий общественного питания, санитарные нормы, правила техники безопасности, провести первичную обработку сырья, отличить свежую рыбу от размороженной, правильно выбрать мясо, овощи, подготовить все это к использованию...
Кроме того, повару необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах составления меню, технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать красиво, создавая из каждого блюда уникальный, неповторимый натюрморт.
Порой требуются и знания ресторанной экономики:
грамотное оформление документов,
вычисления и ценообразование,
даже умение обращаться с кассовыми аппаратами.
Вед. 1 А знаете ли вы, что существуют разновидности профессии повар?Кто нам об этом расскажет? (Рассказывают студенты)
Шеф-повар
Составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырьё, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Обеспечивает на основе изучения спроса потребителей разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены. Осуществляет расстановку поваров и других работников производства. Составляет график выхода поваров на работу. Проводит бракераж готовой пищи. Организует учет, составление и своевременное представление отчётности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
Повар-кондитер
Специализируется на кондитерских изделиях.
Повар-технолог
Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции.
Повар-кулинар
Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.
Вед. Много стихотворений написано об этой удивительной профессии. Например,: Р. Рождественский «Повара»
Земля еще и потому щедра, Что в мире существуют повара! … Благословенны их простые судьбы, А руки, будто помыслы чисты. Профессия у них добра по сути: Злой человек не встанет у плиты. Я знаю, что древнее всяких библий Крутые глыбы кулинарных книг… Зазывный запах - терпкий и обильный – На улице, как музыка, возник… Пыхтят в духовке блюда - недотроги. И флотский борщ волнуется впотьмах. И расцветает блин на сковородке. И смачно пузырится бешбармак. Зеленый перец затевает с мясом общение в серебряном дыму. Наука сочетается с шаманством И торжествует вопреки всему! Свершается! Сейчас бы грянуть маршам… А повар - белоснежная гора - Среди больших кастрюль стоит, как маршал, и говорит решительно: «Пора!… » Он все сказал вам. Он не ждет награды, Во взгляде - вопрошающий озноб… И странный отблеск театральной рампы Вдруг заполняет кухню до основ. Пускай твердят про вечность летописцы, Пусть трагик воспевает пыль эпох. А я - О прозе. О еде. О пище. Ведь, если где-то существует Бог, Его я вижу у плиты великой, - Распаренного, с черпаком в руке. С загадочною, доброю улыбкой. И - непременно – В белом колпаке.
Вед. 2 В современном мире, когда меняются с огромной скоростью новые технологии, происходит много изменений в рамках производства и значимость рабочей силы необходимых компетенций приобретает большое значение, мобильными должны быть не только технологии, но и рабочие руки. И рабочие руки повара одни из самых важных. К сожалению, в последнее время внимание к рабочим профессиям ослабело. И чтобы поднять их престиж и была придумана организация WorldSkills International (WSI).
Что это такое? Об этом нам расскажет … (рассказывают студенты)
1.Worldskills - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа (популяризации) рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах-участницах движения, WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире.
Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Её основная деятельность – организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 25 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». В настоящее время это крупнейшее соревнование подобного рода.
Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.
Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах в 75 странах-членах WorldSkills. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результат выступления команды говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки и общем уровне качества услуг на родине участников.
2. Несколько слов об истории возникновения этого явления …….
В 1946 (7) году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Автором данной идеи был генеральный директор Испанской молодёжной организации Хосе Антонио Элола Оласо.
Первой эту инициативу поддержала Португалия. В результате в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Таким образом, в 1983 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства – International Vocational Training Organisation (IVTO).
В начале 2000-х годов IVTO изменила название и символику, и с тех пор ведет свою деятельность под именем WorldSkills International. Сегодня под эгидой WSI проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат.
Соревнования идут по 6 направлениям:
Строительные технологии
Творчество и дизайн
Информационные и коммуникационные технологии
Производственные и инженерные технологии
Специалисты в сфере услуг
Обслуживание гражданского транспорта
3.А как обстоят дела с WorldSkills в России? (рассказывают студенты)
Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России Владимира Путина в октябре 2011 года. В апреле 2012 года по инициативе АСИ и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8" \o "Министерство образования и науки Российской Федерации" Минобрнауки был организован визит в Россию Президента WSI Саймона Бартли, в результате которого было принято решение о включении Российской Федерации в состав организации. 12 мая 2012 года на очередном заседании Генеральной ассамблеи WSI оно было одобрено всеми странами-участницами. Россия стала 60 страной-участницей.
Первый Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся весной 2013 года в Тольятти. В нем приняли участие более 300 конкурсантов в возрасте от 18 до 22 лет.По итогам соревнований была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в чемпионате мира WorldSkills International 2013 в Лейпциге. Россия разделила последнее, 41 место, с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией.
Второй национальный чемпионат прошел в мае 2014 года, и в нем приняли участие уже 450 молодых специалистов из 39 регионов России. Сформированный по его итогам новый состав сборной представлял Россию на чемпионатах Euroskills 2014 в Лилле и WorldSkills International 2015 в Сан-Паулу.
На чемпионате WorldSkills International 2015 обновленная сборная России заняла 14 общекомандное место и завоевала 6 медалей «За высшее мастерство». Кроме того, на очередном заседании Генеральной ассамблеи WSI местом проведения мирового первенства 2019 была выбрана Казань.
Вед. 1 И совсем недавно чемпионат WorldSkills 2016 в Брянской области прошел в нашем учебном заведении.
10 марта на базе нашего техникума прошла областная олимпиада WorldSkills по профессии «Повар». В ней приняли участие 10 конкурсантов из учебных заведений Брянска и Брянской области. Конкурс состоял из двух заданий: 1 – домашнее (составит ТТК); 2 – практическое (приготовление двух блюд). На практическое задание отводилось 2,5 часа.
Конкурсные блюда оценивались по следующим категориям:
Соблюдение правил санитарии и личной гигиены
Организация и обслуживание рабочего места
Выполнение трудовых приемов и операций
Внешний вид блюд
Вкус
Температура подачи
Общее количество баллов:100
Конкурсантов оценивали эксперты и слепое жюри. (Видеофильмы об олимпиаде, телевизионный репортаж ВГТРК)
Вед 2. Творческая сторона кулинарного искусства не раз привлекала к нему ученых, композиторов, поэтов, писателей. Мыслитель древности Плиний, философ Жан-Жак Руссо, великий русский писатель Н.В. Гоголь, музыкант Россини, писатель А. Дюма были прекрасными кулинарами. «Хороший повар стоит доктора» - гласит народная пословица.
Вот и подошел к концу наш классный час. Мы надеемся, что вы осознанно выбрали свою будущую профессии, и с удовольствием будете учиться, повышать свои профессиональные и умения, и навыки.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Трубчевский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

по теме «Профессия повар: история и современность»

Группа: 12

Профессия: Повар, кондитер

Дата: 06.02.17г.

Время: 13 50

Место проведения: каб. 28

Классный руководитель: Никольская Л.А.

Пояснительная записка

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитан­никами»,

В средних специальных учебных заведениях классный час - это форма воспи­тательной работы куратора, при которой студенты принимают участие в специаль­но организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Функции классного часа: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.

Проведение классного часа со студентами 3 курса (выпускниками) по теме «Профессия повар: история и современность» является актуальным, так как на этом этапе обучения всех выпускников чаще тревожит вопрос правильного выбора места работы, определяются жизненно важные приоритеты. Молодость - это путь в буду­щее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это ха­рактерная черта молодого возраста. Необходимо оказать консультативную помощь студенту, помочь в решении проблем, которые могут возникнуть у него в ближай­шем будущем.

Данное мероприятие будет способствовать привитию любви к профессии, формировать и развивать положительные установки на будущее.

Классный час проводится в игровой форме, что делает мероприятие динамич­ным и живым. Он содержит конкурсные задания, ориентированные в основном на формирование общих и профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка может быть рекомендована классным руководителям групп обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

Тема: «Профессия повар: история и современность»

Форма проведения: игра.

    Цель: способствовать формированию профессионально-важных личностных ка­честв будущего специалиста сферы общественного питания.

Задачи:

Ознакомление студентов с историей профессии;

Привитие интереса к избранной профессии;

Развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контек­стом его будущей профессиональной деятельности. Содержание работы направлено на формирование следующих ОК.

Общие компетенции :

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее дости­жения, определенных руководителем.

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон­троль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне­ния профессиональной деятельности

    Использовать ИКТ в профессиональной деятельности

    Работать в команде, эффективно общение с коллегами, руководителем, клиен­тами.

    Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитар­ное состояние

Профессиональные компетенции :

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традицион­ных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из тради­ционных видов овощей и грибов.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

Техническое оснащение:

Мультимедийный проектор;

Компьютерная презентация;

Доски, ножи, тарелки, скатерть.

Оформление:

Овощи, крупы;

Готовые блюда.

Предварительная подготовка:

Составление мультимедийной презентации с фотографиями студентов;

Формирование двух команд по 5 человек;

Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана, готовят домашнее задание;

Жюри формируется из студентов старших курсов, обучающихся по специаль­ности 260502 Технология продукции общественного питания и преподавате­лей колледжа.

План классного часа:

1.Организационное начало.

2.Целеполагание.

3.Ход мероприятия 4.Вступительное слово классного руководителя.

5.Первый тур «Приветствие».

6.Второй тур «Разминка».

7..Третий тур «Качества повара».

8.Четвертый тур «Знакомые блюда».

9.Пятый тур «Конкурс капитанов». Игра со зрителями

10.Шестой тур «Угадай-ка».

11.Седьмой тур «Домашнее задание».

12.Демонстрация презентации.

13.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия

Земля и потому еще щедра.

Что в мире существуют повара.

Благословенны их простые судьбы.

А руки как помыслы чисты.

Профессия у них - добро по сути:

Злой человек не станет у плиты.

Р.Рождественский.

I. Вступительное слов о классного рководителя.

Добрый день, дорогие студенты, уважаемое жюри, гости!

Сегодня мы поговорим с вами о вашей профессии, о профессии «Повар». Ко­нечно, вы можете сказать, что и так много знаете, но наверняка есть малоизвестные факты, о которых вы сегодня узнаете на нашем классном часе. А чтобы наш класс­ный час прошел интересней, мы будем участвовать в состязаниях! В соревнованиях будут участвовать две команды: юношей и девушек.

Ведущий 1.

Добрый день всем собравшимся в зале. Наш конкурс я хочу начать с притчи, которая называется «Почему ученик вернулся».

Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:

Учитель - нужнее всего. Без образования прогресс остановится.

Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, - заявил второй философ.

Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, - воскликнул третий философ.

Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.

Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.

Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело - не искус­ство. Иди, готовь обед, - рассердился хозяин.

Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.

Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ - хозяин дома, заме­тил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был раз­мышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему уче­нику записку с одной фразой: « Поварское дело - не ремесло, а искусство ».

Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.

Поварское дело - не ремесло, а искусство, - говорил хозяин после обеда.

Ведущий 2.

1. Хороший повар - как художник,

С палитрой фруктов, крема, роз.

Творит роскошество пирожных,

Знаток рецептов, вкусов, доз.

2. Он музыкант - хороший повар!

Создать из гаммы вкусовой

Концерт - на это, право слово,

Способен повар лишь большой.

3. Хрустящей корочки ваятель,

Жонглер, артист, колдун, нюхач,

Магистр-естествоиспытатель,

Великий фокусник, трюкач...

4. В поэзии кудесник слова

Кратчайший знает к Музе путь.

И как поэт, хороший повар

Откроет нам, в чем соль и суть.

5. Как Кутюрье диктует моду,

Так повар, напустив туман,

Во вкусах делает погоду,

Ас кухни, истинный гурман.

6. А для голодного народа

В горячих белых облаках

Чревоугодию в угоду

Вершит обилье и размах.

II. Первый тур «Приветствие»

Ведущий 1.

Итак, наш конкурс начался, и мы попросим команды представиться. Оцени­вать вас будет жюри:

Преподаватель спец. дисциплин - Шмакова Татьяна Яковлевна,

Студентки группы 440Т, обучающихся по специальности «Технология про­дукции общественного питания» - Рязанова Алия и Алимжанова Маржана. Прошу капитанов подойти к столу жюри и разыграть очередность выступле­ния. Максимальный балл за это конкурс - 1.

(Выступление команд)

Спасибо командам за участие в первом конкурсе. Прошу жюри выставить баллы.

III. Второй тур «Разминка. Из истории профессии»

Ведущий 2.

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия. А что мы в действительности знаем о своей профессии?

Командам предлагается представить историю профессии с древнейших времен до наших дней.

За представление презентации и ее содержание команды могут получить по 2 балла.

(Выступление команд)

IV. Третий тур «Качества повара»

Ведущий 1.

Для того чтобы успешно выполнять свою профессиональную деятельность, повар должен обладать определенными качествами.

Давайте, посмотрим, какие требования предъявлялись к поварам в XVIII веке. Как вы думаете, какими профессиональными качествами повар должен обла­дать в наши дни?

Следующее задание, которое должны выполнить наши команды - перечислить все известные вам способности и личностные качества, которыми должен обладать повар? Дается минута на размышление. Одна команда называет 5 качеств повара, а вторая - дает характеристику этим качествам (зачем повар должен обладать этим качеством). Затем команды меняются. За правильный ответ - 1 балл. За конкурс вы можете заработать 10 баллов.

Способности

Ручная ловкость;

Способность переносить значительное физическое напряжение;

Тонкие вкусовые ощущения;

Хорошо развитое обоняние;

Высокий уровень развития ощущений температуры, давления, прикоснове­ния, осязательные ощущения (умение вовремя определить готовность блю­да с помощью прикосновений, осязания, обоняния и т.д.);

Хорошее зрительное восприятие цвета (способность четко различать все от­тенки цветов), формы, размера;

Хорошо развитый глазомер (умение быстро и точно без взвешивания опре­делить массу полуфабриката);

Достаточное развитие долговременной словесно-логической памяти (необ­ходимо всегда помнить основные ингредиенты, входящие в состав изделия, калорийность продуктов и другие значимые сведения);

Высокое развитие зрительной образной памяти, вкусовой, обонятельной и двигательной памяти;

Творческое воображение;

Пространственное воображение;

Способность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой (переключение внимания);

Чувство времени.

Личностные качества

Терпеливость и выдержанность;

Доброжелательность и приветливость;

Ответственность;

Аккуратность;

Оригинальность;

Творческое начало;

Изобретательность;

Расторопность.

V. Четвертый тур «Знакомые блюда»

Ведущий 2

Ребята, многие из вас думают: «Да, зачем учиться на повара? Открыл книгу, прочитал рецепт и давай, готовить». Конечно, существуют книги о кулинарии, в ко­торых описано, как надо варить, жарить, печь, указаны точная дозировка продуктов, десятки и сотни раз проверенные и продуманные рецепты. И все-таки в работе по­вара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности.

Казалось бы, такие знакомые с детства блюда, которые нас окружают, а что мы знаем о них?

Вам предлагается отгадать блюда, изображенные на слайдах. За каждое угаданное блюдо - 1 балл.

Ведущий 1.

Салат « Оливье»

Салат изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный ресторан. Главной дос­топримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье». Способ при­готовления салата Люсьен Оливье держал в тайне, и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны, и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Ведущий 2.

Котлеты « Пожарские»

Блюдо с самой бурной историей. Это пожарские котлеты. Они делаются из курятины, но в них обязательно вставляется говяжья косточка. Именно так пытался обмануть императора Николая I трактирщик из небольшого городка Осташкова. Ка­рета императора сломалась аккурат напротив трактира,

Их Величество пожелал котлеты из телятины, но - увы! - ее у трактирщика не было. Так вот, жена трактирщика и сделала котлетки из курочки, и они так понрави­лись Николаю, что он велел назвать их по фамилии этой дамы - Пожарскими - и подавать всегда.

Ведущий 1.

Блюдо «бефстроганов»

В переводе с французского «бефстроганов» означает «говядина по-строгановски». Автор блюда - шеф-повар русского дипломата, графа П.А. Строга­нова (1772-1817). Свой рецепт талантливый повар представил на кулинарном кон­курсе в 1890 году в Санкт-Петербурге и получил призовое место. А придуманное им блюдо, как настоящий дипломат, пришлось по нраву гурманам всего мира.

Ведущий 2.

Каша « Гурьевская»

Однажды графа Гурьева пригласил обедать к себе в имение отставной майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский. На десерт была подана очень кра­сиво оформленная и вкусная каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать повара в столовую и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел, хотя и слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьей. Кого только не угощал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Ведущий 1.

Макароны

Макароны изобрела дочка владельца одной итальянской таверны. Девочка просто играла с тестом и в числе прочего развешивала на бельевой веревке длинные трубочки из теста. Ее папа впоследствии сколотил приличное состояние и вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству макарон. Папу звали Марко Арони.

Ведущий 2.

Пицца « Маргарита»

Из Неаполя началось шествие пиццы по миру, а в частности самой популяр­ной пиццы «Маргарита». Как то в день рождения королевы, жены итальянского ко­роля Умберто Первого, пиццайло Рафаэле Эспозито подал ко столу королевы свое кулинарное изобретение. Это была пицца, в состав которой входили помидоры, сыр «моцарелла» и базилик. Цвет этого шедевра очень напоминал итальянский флаг: красный, белый, зеленый. Королеве пицца пришлась по душе и впоследствии она была названа ее именем - Маргарита.

VI. Пятый тур «Конкурс капитанов»

Ведущий 1.

А теперь, давайте посмотрим, на что ребята способны здесь, сейчас. Наш конкурс называется «Очумелые ручки».

Капитаны должны выполнить правильную нарезку картофеля: один - кубика­ми, другой - соломкой.

Максимальный балл за этот конкурс - 4.

Ведущ и й 2.

Чтобы зрители не скучали - для них тоже есть задание. Я читаю поговорку, а вам нужно ее закончить. Я задаю вопрос, а вам на него нужно ответить. Но засчитываться будут только те ответы, которые были даны после поднятия руки. За каждый правильный ответ болельщиков команда, за которую они болеют, получает 0.5 до­полнительный балл.

Поговорки:

    Рыбка мелка, да уха.. .(сладка)

    Яйца курицу...(не учат)

    Назвался груздем...(полезай в кузов)

    Не тот друг, кто медом мажет, а тот кто.. .(правду скажет)

    Здоровы будем, и хлеб.. .(добудем)

    Были бы кости, а мясо...(нарастет)

    Лук от семи...(недуг)

    Морковь прибавляет...(кровь)

    Кто ест мало, тот...(живет долго)

    Лучше хлеб с водою, чем пирог...(с бедою)

Вопросы

    Фрукт, которым отравили сказочную царевну? (Яблоко)

    Что не влезет в самую большую кастрюлю? (Её крышка)

    Овощ, имеющий два названия? (Томат, помидор)

    Фаршированная капуста? (Голубцы)

    Вес товара получаемого со склада? (Брутто)

    Кто первый привез картофель в Россию? (Петр I)

    Сколько граммов сахара в чайной ложке? (10 грамм)

    Сколько примерно варится минут очищенный картофель? (30 минут)

    Пища, спустившаяся с небес? (Манна)

VII. Шестой тур «Угадай-ка»

Ведущий 1.

Искусство кулинарии - одно из самых древних. Настоящий повар - это талант, которым наделен не каждый человек. По сути, повар должен обладать особым кули­нарным вкусом, подвижностью рук, ведь в течение дня он постоянно что-то чистит, режет, смешивает.

На сцену приглашаются по одному представителю от команды. Им предлагается с завязанными глазами угадать предложенный продукт. Конкурс оценивается по точ­ности ответа. За правильный ответ 1 балл.

Продукты:

1 команда: рис, сахар, манка, крахмал, морковь, свекла;

2 команда: гречка, соль, мука, сода, картофель, яблоко.

VIII. Седьмой тур «Домашнее задание»

Ведущий 2.

Каждая команда получила домашнее задание - приготовить салат, рецепт ко­торого они еще не изучали. Просим команды представить свои блюда. Максималь­ная оценка - 5 баллов.

(Команды представляют блюда)

Спасибо командам за выступление.

Пока жюри подводит итоги, мы предлагаем посмотреть презентацию «О про­фессии и в шутку, и всерьез».

IX. Демонстрация презентации «О профессии и в шутку, и всерьез»

X. Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий 1.

Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги конкурсов. Называет победителей игры.)

Куратор

Поздравляем победителей.

(Вручение призов командам)

Как важно, бывает, найти свое место,

И жить, размышляя о том,

Что нужен кому-то, что жить интересно,

Что есть и работа и дом.

Счастливое место - не точка на карте,

Не пункт назначения в судьбе,

А там, где вся жизнь пролетает в азарте,

Где рады, и ты... и тебе...!

Спасибо всем за участие! Я бы хотела узнать ваше впечатление о классном ча­се.

(Студенты высказывают свое мнение о мероприятии)

Используемые источники

    http://ww.stihi.ru/20 i 0/03/12/7999

    http://festival . 1 september.ru/

    http :// gpls . shkola - online . ua / istorii - professii . html

    В.В. Похлебкин. Кулинарный словарь. М., Центрполиграф. 1997 г.

    В.В. Похлебкин. История важнейших пищевых продуктов. М., Центрполиграф. 1997 г.

Приложение 1

Профессия «Повар» в истории Древнего мира и Средневековья

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия.

Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полу­сырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара. О первых профессионалах, зарабатывающих та­ким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э.

История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возно­сили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недос­тойны истинного джентльмена». В Спарте относились к питанию сдержанно: в по­ходе и на войне надо было обходиться простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок - в ов­це, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю достава­лась та самая маслинка.

Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Фран­ция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по ку­линарной части. В развитии поварского искусства участвовали не только профес­сиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини, Мишель Мон- тень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блю­да, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в нацио­нальную кулинарию внесли Александр Дюма-отец, великий Бальзак.

Могущественная средневековая Европа высоко ценила своих поваров. В Гер­мании с 1291 года шеф-повар был одним из четырех самых важных фигур при дво­ре. Во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди. Долж­ность главного винодела Франции была третьей по значимости после должностей камергера и главного конюшего. Затем следовал управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий, шеф-повар, наиболее приближенные ко двору управляющие ресторанов и лишь потом маршалы и адмиралы.

Что касается кухонной иерархии - а там было занято громадное число (вплоть до 800 человек) взаимозависимых работников - то первое место была от­дано главному по мясу. Должность, характеризующаяся почетом и доверием короля, ибо от яда не был застрахован никто. В его распоряжении находилось шесть чело­век, которые каждый день выбирали и готовили мясо для королевской семьи. У Тейлеванта, известного повара короля Карла Шестого, в подчинении находилось 150 человек.

А в Англии, к примеру, при дворе Ричарда Второго работало 1000 поваров, 300 лакеев, которые ежедневно обслуживали 10 000 человек, находящихся при дво­ре. Головокружительная цифра, демонстрирующая, что важно было не столько на­кормить, сколько продемонстрировать богатство.

Профессия «Повар» в истории России

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в княжеской семье. Профес­сиональные повара впервые появились при дворах, а затем уже - в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в X в. В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском мо­настыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских по­варов.

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свиде­тельствует описание одного из домов богача XII в.

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила ос­новой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие пись­менные памятники - «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611-1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья - щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, мед- ки и другие.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных сосе­дей - Индии. Китая, Персии. Многое узнали русские из знаменитой книги Афана­сия Никитина «Хождение за три моря» (1466-1472 гг.), содержащей описание не­знакомых на Руси продуктов - фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634-1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кав­каза и Ближнего Востока.

Однако, русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских - «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летопи­си: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI-XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были извест­ны квасы - житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и ме­ханизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные на­ставления древних:

Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего пи­тания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. «trakt» - путь, поток) - гостиницы с обеденным залом и кухней.

В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появлять­ся рестораны (от фр. «restauration» - восстановление).

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина.

Повар в XXI веке стал другим - с профессионально отточенными движения­ми рук, буйной фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, и тонким гастро­номическим вкусом.

Сегодня профессии повара и кондитера престижны и востребованы на рынке труда. Ежегодно открываются десятки новых ресторанов и кафе, фестивали и кон­курсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам развиваться про­фессионал.

Приложение 2

Сводная таблица

Команда

Первый тур «Приветствие». 1 балл

Второй тур «Разминка». 2 балла

Третий тур «Качества повара» За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 10 баллов

Четвертый тур «Знакомые блюда» За каждое угаданное блюдо - 1 балл

Пятый тур «Конкурс капитанов». Максимальный балл - 4

Игра со зрителями. За правильный ответ - 0,5 бал­лов команде

Шестой тур «Угадай-ка». За правильный ответ 1 балл

Седьмой тур. «Домашнее задание» Максимальный балл - 5

Штраф. Замечание - 1 балл.

Согласовано

Руководитель УВС

С.Н. Митрофанова

Классный час

Тема: Моя профессия – повар

Дата проведения: ***.09.2015

Группа: 27

Профессия : «Повар»

Курс: 1

Цель: сформировать у учащихся представление о профессии «Повар», истории возникновения профессии, социальной значимости профессии в обществе, уникальность профессии; воспитывать любовь к выбранной профессии; развивать стремление быть лучшим по профессии

Форма проведения: демонстрационно - иллюстрированный, беседа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход классного часа

Слово учителя:

Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи. Повар, не только приготовит блюдо технологически правильно в строгом соответствии с рецептом, он любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища - основа жизни, здоровья и благополучия.

Вы пришли получить профессию повара. Кто же такой повар? Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как вы думаете, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как вы думаете это просто – готовить? Вы скажите: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».

На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся

Факты из истории:

Повар - профессия почетная. Например, во французских летописях имя повара следовало сразу после короля. «Наполеон Бонапарт вырос в бедной семье, зарабатывавшей на жизнь, продажей выпотрошенных, ощипанных кур. Куриное мясо будущий император возненавидел. Поэтому когда он пришел к власти, то вызвал к себе повара и приказал, чтобы на стол курица не подавалась. Повар был оскорблен - ему никогда никто не указывал, что готовить - и на следующий же день подал Наполеону курицу. Взбешенный император вызвал повара снова, а тот попросил его попробовать блюдо. Не знаю, каким чудом, но император все-таки съел кусочек и отдал должное мастерству своего придворного.Александр Дюма завершил свою карьеру писателя, создав в конце жизни «Большой кулинарный словарь». Композитор Джоаккино Россини был превосходным кулинаром, имел большой штат поваров и первоклассную кухню. Бывало, он сам готовил макароны и салат с трюфелями. Интересен и такой персонаж советской истории как Вильям Васильевич Похлебкин. Этот ученый с мировым именем был известным историком-международником, автором учебников по новейшей истории, справочников по истории, геральдике и эмблематике. Мировую славу ему принесло увлечение – исследование кулинарного искусства. Среди самых известных его работ «Кулинарный словарь», «История пищевых продуктов».

Человеку без опыта работы, но с курсами есть возможность устроиться помощником повара. Но дальнейшее продвижение по службе в большом ресторане вполне реально. Хотя талантливого человека, который создает настоящие шедевры, так что пальчики оближешь, как говориться, могут взять на работу и без дополнительных «бумажек», подтверждающих мастерство. Как и в почти любой профессии здесь присутствуют иерархия и карьерный рост. Вершина данной карьерной пирамиды - должность шеф-повара. Далее следуют су-повар, потом - помощники и начальники смен, руководители холодных и горячих цехов и другой вспомогательный персонал.

Шеф – повар – это чародей кулинарии. Ресторан, в котором работает шеф – повар высокого класса, просто обречен на успех. Шеф – повар – это главнокомандующий небольшой армии, состоящей из поваров, цель которой вкусно и сытно накормить гостей, а также порадовать деликатесами и фирменными блюдами. А самая главная задача шеф – повара: удивить посетителей своим поварским искусством, придать блюдам неповторимый вид и аромат. Шеф – повар своего рода художник: вместо кистей и красок – инструменты и ингредиенты. Просто готовить умеют многие, но создавать кулинарные шедевры может только шеф – повар. Конечно, не все так сказочно, как кажется с первого взгляда. Во Франции искусство шеф – повара всегда оценивалось высоко. Имена известных кулинаров звучали не менее значительно, чем титулы аристократов. Работа повара – это ручной труд. Постоянно приходится что – о чистить, резать. Следует отметить, что и в физическом плане приходится довольно тяжело. Кухня – это тот же горячий цех, где условия работы вряд ли можно назвать легкими. Тут нужна большая выдержка. Не так просто отстоять в жаркой кухне рабочий день. Чтобы получить должность шеф повара, необходимо несколько лет проработать простым поваром, изучить все тонкости поварского искусства. Сегодня открыты многочисленные курсы поваров, есть отделения поваров в профессиональных училищах. Но достигнуть кулинарных высот удается не всем, работа шеф – повара – это, прежде всего искусство, полет творческой мысли. Настоящий шеф – повар не должен злоупотреблять спиртными напитками и курением. У курящего человека искажается восприятия вкусового качества блюд. Умение готовить недостаточно, для того чтобы стать шеф – поваром. Так что, если это твое - начинай двигаться к своей цели уже сейчас. Тем более, что начать готовить никогда не поздно! В столице бесчисленное количество кафе и ресторанов. Почти у каждой станции метро выросли торговые и развлекательные центры, в которых целые этажи отведены под места для еды. Естественно, без поваров в таком деле не обойтись. Они нужны не только «изысканным кухням», но и множеству компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников и готовы кормить их домашней едой на работе.

Ну, а теперь немного развлечёмся.

Итак, мы отправляемся в столовую. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара.В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как она называется? Ну, конечно, это кухня.

Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Что это за предметы?

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да ложки. (Стол)

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,

Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыпет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.

А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!

Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?

Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди - аккуратное раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!

Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!

Но вот люди поели и ушли. Тут на помощь повару приходит посудомойщик. Кто же такой посудомойщик (закрепляем слово)? Это человек, который моет посуду. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.

Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.

Ну, вот мы и побывали с вами в столовой, а где же ещё может работать повар? Повар может работать в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе.

В кондитерской работает повар – кондитер (закрепляем слово). Чем же занимается кондитер? Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты.

На хлебозаводе работает повар- хлебопёк (закрепляем слово). Покупая в магазине хлеб и хлебобулочные изделия, мало кто задумывается о том, как и кем они были изготовлены. А изготовили их хлебопеки. Хлебозавод никогда не останавливает свою работу, хлебопеки работают и днём и ночью, в дневную и ночную смену. И всё это для того, чтобы на нашем столе в любое время был свежий хлеб.

Как вы думаете, какие качества нужны, чтобы работать поваром?

У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Повар должен быть чистоплотным.

Повар должен быть очень внимательным.

У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.

Ну, вот мы и познакомились с профессией повар. В следующий раз внимательно наблюдайте за тем, как ваша мама готовит, может быть и вы подскажете какую-нибудь интересную идею!

Пословицы и поговорки про повара

Добрый повар стоит доктора.

Не веришь повару, сам ступай по воду.

Повар с голода не умирает.

Повар и духом сыт бывает.

Не все те повара, у кого ножи долгие.

За вкус не ручаюсь, а горячо будет.

Плохой повар любое кушанье испортит.

Повар и нюхая наестся.

Повару - первый кусок.

Хороший повар и в бою кашу сварит.

Ваша задача, обучаясь отлично овладеть своей специальностью, по крупицам впитывать знания, которые дают преподаватели, умения и навыки, которыми щедро делятся с вами мастера производственного обучения. В одном из интервью известный в Америке шеф-повар Эндрю Доренбург сказал: «Это не ты выбираешь профессию, а профессия выбирает тебя».
Я считаю, что вы на правильном пути в выборе профессии, вам надо будет много учиться, работать над собой, тогда из вас получатся высококвалифицированные специалисты, которые так нужны сейчас на рынке профессий. Удачи вам!

Подготовил: ученик 9 «В» класса Бударный Глеб

Мир профессий очень велик. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи Он включает в себя тысячи разных интереснейших разных интереснейших специальностей. специальностей. Разные виды труда требуют Разные виды труда требуют от человека разных и подчас от человека разных и подчас противоречивых качеств. В противоречивых качеств. В одном случае это одном случае это способность ладить с способность ладить с людьми, управлять и людьми, управлять и подчиняться, в другом – подчиняться, в другом – высокая культура движений, высокая культура движений, в третьем – острота в третьем – острота наблюдений. наблюдений. Сделать социальный и Сделать социальный и личностный выбор в личностный выбор в профессиональном профессиональном самоопределении – задача самоопределении – задача не из простых, и не из легких. не из простых, и не из легких.

Повар - это человек, Повар - это человек, который занимается который занимается приготовлением пищи в приготовлением пищи в заведениях общественного заведениях общественного питания. Но эти сухие и скучные питания. Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим иногда, называют настоящим волшебником, который может из волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, приготовить блюдо, имя которому - имя которому - шедевр вкуса. шедевр вкуса.

В 90-х годах прошлого В 90-х годах прошлого столетия стали бурно столетия стали бурно развиваться предприятия развиваться предприятия общественного питания, и общественного питания, и появилась острая появилась острая необходимость в необходимость в блюд. блюд. профессионалах поварского профессионалах поварского искусства. К тому же, искусства. К тому же, владельцы кафе, владельцы кафе, ресторанов подметили, что ресторанов подметили, что успех заведения, во многом, успех заведения, во многом, зависит от мастерства шеф зависит от мастерства шеф - повара, от разнообразия, - повара, от разнообразия, экзотичности предлагаемых экзотичности предлагаемых эксклюзивности или эксклюзивности или

Особое значение эта профессия получила Особое значение эта профессия получила в наш век скоростей и быстротечности в наш век скоростей и быстротечности жизни. Люди, нацеленные на карьеру и жизни. Люди, нацеленные на карьеру и успех, не могут, да и не успевают готовить успех, не могут, да и не успевают готовить пищу в домашних условиях. Поэтому, пищу в домашних условиях. Поэтому, обеды, бизнес - ланчи, ужины - явление обеды, бизнес - ланчи, ужины - явление повсеместное. Да и не каждый человек повсеместное. Да и не каждый человек имеет возможность дома имеет возможность дома полакомиться, например, полакомиться, например, национальным блюдом какой­ национальным блюдом какой­ либо страны, отведать шедевры либо страны, отведать шедевры экзотических кухонь. экзотических кухонь.

А если вспомнить, что пища для человека А если вспомнить, что пища для человека - это не только источник энергии и - это не только источник энергии и питательных веществ, но и огромного питательных веществ, но и огромного вкусового удовольствия, то станет ясно, вкусового удовольствия, то станет ясно, что человек, который может придать что человек, который может придать пище восхитительный вкус, аромат и вид, пище восхитительный вкус, аромат и вид, будет пользоваться большим спросом на будет пользоваться большим спросом на свои услуги. свои услуги забывать, что повара требуются забывать, что повара требуются не только в кафе и рестораны, но не только в кафе и рестораны, но и в таких заведениях, как детские и в таких заведениях, как детские садики, школы, больницы. садики, школы, больницы. К тому же, не стоит. К тому же, не стоит

люди люди Профессия повар, по- Профессия повар, по- своему, уникальна. Хотя, своему, уникальна. Хотя, некоторые не не некоторые воспринимают её такой, воспринимают её такой, считая, что в поварском считая, что в поварском искусстве ничего искусстве ничего сложного: надо просто сложного: надо просто соединить ингредиенты, соединить ингредиенты, а печь сама доведёт а печь сама доведёт блюдо до кондиции. блюдо до кондиции. Однако это не так. В этом Однако это не так. В этом деле главное - талант, деле главное - талант, чувство вкуса, фантазия. чувство вкуса, фантазия. нет нет

чтобы чтобы рецепт рецепт С одной стороны, эта профессия С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с требует скрупулёзной точности, с другой - наличия творческой другой - наличия творческой жилки, придумать придумать жилки, оригинальный или оригинальный или изысканное украшение блюда. изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые тонкие вкусовые Обоняние и ощущения помогут повару ощущения повару помогут достичь высот в своей карьере. достичь высот в своей карьере. Так же, хороший повар должен Так же, хороший повар должен быть аккуратен, аккуратен, быть организован, иметь организован, иметь хорошую память. хорошую память. внимателен, внимателен, должен должен

Профессия Профессия повара имеет повара имеет несколько несколько направлений направлений деятельности: деятельности:

Повар­кондитер занимается Повар­кондитер занимается изготовлением сладостей. изготовлением сладостей. Эта специализация требует Эта специализация требует наличия развитой фантазии наличия развитой фантазии и тонкого художественного и тонкого художественного вкуса, так как очень важно вкуса, так как очень важно не только приготовить не только приготовить кондитерское изделие, но и кондитерское изделие, но и интересно украсить его. интересно украсить его.

Повар­технолог принимает Повар­технолог принимает сырье, следит за его сырье, следит за его качеством, отмеряет качеством, отмеряет необходимое количество необходимое количество продуктов согласно продуктов согласно порциям, а также следит за порциям, а также следит за соблюдением рецептуры и соблюдением рецептуры и калорийности питания. калорийности питания. В его обязанности входит В его обязанности входит собственно правильная собственно правильная организация процесса организация процесса приготовления пищи. приготовления пищи.

Шеф­повар сочетает в себе функции администратора и повара. Шеф­повар сочетает в себе функции администратора и повара. То есть он не только составляет меню, готовит заявки для То есть он не только составляет меню, готовит заявки для закупки продуктов, курирует работу других поваров, закупки продуктов, курирует работу других поваров, наблюдает за процессом приготовления пищи. Это еще и наблюдает за процессом приготовления пищи. Это еще и профессионал высокого класса, который изобретает новые профессионал высокого класса, который изобретает новые блюда и улучшает существующие рецепты, неотъемлемыми блюда и улучшает существующие рецепты, неотъемлемыми чертами характера которого являются креативность и чертами характера которого являются креативность и оригинальность. оригинальность.

Множество Множество учебных учебных заведений заведений ежегодно ежегодно выпускают в выпускают в свет более свет более тысячи тысячи подготовленных подготовленных поваров поваров различной различной категории. категории.

Профессиональный рост начинается Профессиональный рост начинается с должности помощника повара. с должности помощника повара. А затем в соответствии со А затем в соответствии со специализацией и при условии специализацией и при условии достойного выполнения своих достойного выполнения своих обязанностей, человек становится обязанностей, человек становится поваром соответствующего поваром соответствующего направления деятельности. направления деятельности. При этом постепенно повышается При этом постепенно повышается квалификация путем присвоения квалификация путем присвоения разряда. При достижении уровня 5­6 разряда. При достижении уровня 5­6 разряда можно смело искать разряда можно смело искать вакансию шеф­повар. вакансию шеф­повар.

Повар, как и любая Повар, как и любая другая профессия, имеет другая профессия, имеет свои достоинства и свои достоинства и недостатки. Именно недостатки. Именно потому, лишь потому, лишь целеустремленные люди целеустремленные люди становятся популярными становятся популярными кулинарами, на которых кулинарами, на которых ровняются все ровняются все остальные. остальные.

Несомненными преимуществами Несомненными преимуществами являются наличие постоянного спроса являются наличие постоянного спроса на этот вид деятельности, вероятность на этот вид деятельности, вероятность профессионального роста и получение профессионального роста и получение навыков полезных в повседневной навыков полезных в повседневной жизни. Помимо того, это прекрасная жизни. Помимо того, это прекрасная возможность реализовать свой возможность реализовать свой творческий потенциал и создать нечто творческий потенциал и создать нечто оригинальное. оригинальное.

Недостатком профессии Недостатком профессии является то, что работа поваром является то, что работа поваром требует значительной требует значительной физической выносливости, физической выносливости, ответственности, постоянного ответственности, постоянного внимания. Так, в частности, внимания. Так, в частности, стоять у горячей плиты целый стоять у горячей плиты целый день сможет далеко не каждый день сможет далеко не каждый желающий. При этом, надо желающий. При этом, надо всегда держать внимание на всегда держать внимание на приготовлении многих блюд, приготовлении многих блюд, причем нет возможности причем нет возможности отвлечься или расслабиться. отвлечься или расслабиться.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно­ удовлетворенность работой, физическое и нервно­ психическое здоровье, радость и счастье. психическое здоровье, радость и счастье. Таким образом, профессиональная трудовая Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. жизни современного человека. Огромное преимущество Огромное преимущество человека заключается в его человека заключается в его возможности выбора. возможности выбора.

Похожие публикации