Изучение состава и использования библиотечного фонда в помощь работе учителя. Изучение состава и использования библиотечного фонда Анализ использования книжного фонда библиотеки по разделам

Галактионова Светлана Алексеевна,

зав. отделом абонемента

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Важнейшие функции фонда:
. кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
. мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
. коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).

Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
. информативностью , характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
. динамичностью , так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
. статичностью , проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
. надежностью , т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.

Изучение фонда

Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется:
. при обработке новых поступлений;
. расстановке документов на полки;
. организации выставок;
. проведении бесед и библиографических обзоров.

Комплекс специальных методов изучения фонда включает:

  • статистические
  • библиографические
  • социологические методы

1. Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
. величина документного фонда (Ф), Фонд абонемента составляет - 46390 экз. книг (сиглы АБ в ЭК).

. объем новых поступлений (Фh), Новые поступления за год составляют около 2000 экз.
. объем выбытия (Фb ), Списание фонда составляет 2000 экз. в год.
. книговыдача (В) — составляет 140 000 экз. по плану, за 2015 г. - 142 846 экз.,из них около 36 000 экз. книговыдача на массовых мероприятиях и выездных выставках, остальные 107 000 выданы и продлены в отделе.

. число читателей (А) , Число зарегистрированных читателей - 4200человек.
. обращаемость (О), высчитывается как отношение книговыдачи к величине документного фонда. Обращаемость фонда абонемента составляет - 2.3,при оптимальной цифре от 2 до 3, это хороший показатель.

. читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей; Читаемость на абонементе составляет 25, при среднем показателе читаемости 21,5-24, это выше нормы.

*обновляемость (Н):обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах. Обновляемость фонда абонемента за 2015 г. Составляет 4.3 %.

2. Библиографические методы.

Благодаря возможностям системы MARK SQL, можно составить «Таблицу фонда отдела по ББК». В соответствии с ней фонд абонемента делится на:

  • фонд художественной литературы, он составляет 28259экз. документов (61%)
  • отраслевой фонд, который составляет 18132ед. хранения (39%)

Основные отрасли знания, представленные на абонементе:

  • Литературоведение и языкознание - 4755 экз. (10 %)
  • История и правоведение - 4399 экз. (10 %)
  • Психология, религия, философия - 3822 экз. (8%)
  • Педагогическая литература - 2191 экз. (5 %)
  • Медицина - 1202 экз. (3%)
  • Остальные отрасли занимают - 3% от общей части фонда.

При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.

Сотрудники абонемента, регулярно изучают закрепленные за ними разделы фонда на наличие недостающих изданий, просматривают записи в «тетради отказов», составляют списки литературы, которые поступают в отдел комплектования.

3. Социологические методы.

Дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.

Отдел абонемента в 2015 году посетили 32 694 читателя, среди них:

  • Специалисты различных отраслей хозяйства (экономисты, медицинские работники, юристы, инженеры, военные, работники культуры и искусства, педагоги) - 13 857 чел. (42%)
  • Учащиеся ВУЗов, СCУЗов, школ - 6477 чел. (20%)
  • Пенсионеры - 8037 чел. (25 %)
  • Работники сферы обслуживания, рабочие, прочие читатели - 4323 чел. (13%)

Книговыдача в отделе за 2015 г. по разделам ББК представлена следующим образом: За год было выдано и продлено 107 000 экз.

  • Наиболее спрашиваемая - художественная литература, литературоведение, языкознание - 91 %
  • Историческая литература, правоведение - 2,5 %
  • Психология, философия, религия - 2.5 %
  • Педагогика - 1 %
  • Остальные разделы составляют - 3 % от выдачи в отделе.

Основной читательский спрос приходится на художественную литературу, и он увеличился. В 2012 г. фонд абонемента анализировался в связи с передачей разделов фонда: естествознание и экономика в другие отделы библиотеки. В 2012 г. на художественную литературу приходилось 80 % выдачи, на разделы «история, психология, педагогика и другие» приходилось по 5% от общей книговыдачи.

Связано это с тем, что за эти годы уменьшилось количество новых поступлений отраслевой литературы. В основном отдел комплектуется художественной литературой, из которой значительная часть приходится на дары читателей, а это в основном современное чтиво. Из 2000 тысяч экз. комплектования за 2015 г. - 500 экз. - книги, пожертвованные читателями (25%).

Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.

Статистика спроса литературы на абонементе за 2015 г. показала, что за год было выдано 13 636 наименований (названий) книг.

  • 91 % из них - художественная литература
  • 2.5 % - наименований по истории
  • 2.5 % - по психологии и философии
  • 1% - по педагогике
  • 3% наименований приходятся на другие разделы фонда

Конечно, преобладает художественная литература, а не отраслевая. По моему мнению, связано это с тем, что за последние годы все отраслевые отделы стали выдавать книги на дом. У читателей появилась возможность взять интересную новую отраслевую литературу в других отделах или заказать необходимое издание в отделе книгохранения и читать дома.

Анализ рейтинга книг, выданных читателям абонемента в 2015 г. тоже показывает преобладание художественной литературы. Из 100 самых читаемых книг преобладают книги современных российских и зарубежных авторов (Маринина, Метлицкая, Берсенева, Рой, Прилепин, Ричмонд, Рэндел, Ден Браун и др.)

Лидеры прошлого года: Устинова Т.В. «Ковчег Марка» и Трауб М. «Семейная кухня». Эти книги были выданы по 59 раз.

Из классической русской литературы в сотню лидеров попал А.С. Грибоедов «Горе от ума», произведение было выдано 25 раз.

Чтобы увидеть фонд глазами читателя и узнать читательский спрос пользователей абонемента, было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 146 респондентов. Из них 106 женщин (72%) и 40 мужчин (28%). Образовательный статус участников исследования высокий (с высшим образованием - 72%, среднее специальное имеют 13%, среднее - 15%). Профессиональный состав респондентов:

  • Специалисты - 42 %
  • Пенсионеры - 35%
  • Учащиеся - 13%
  • Прочие читатели - 10%

Среди мотивов посещения библиотеки:

  • В целом преобладает прагматический мотив (72 %), т.е. выполнение
    учебного задания, повышение профессионального мастерства.
  • Затем следует познавательный мотив, его отметили 70 % респондентов.
  • 3-е место занимает релаксационный мотив (58 %), с целью отвлечения от неприятной ситуации, для отдыха.
  • Получить эстетическое удовлетворение от прочитанного произведения хотят 42 % респондентов.
  • Каждый десятый приходит в библиотеку для общения (10 %).

На вопросы: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?» и «Что вы читаете сейчас?» ответило по 72% респондентов. В основном художественная литература, среди книг лидируют произведения современной отечественной литературы: Акунин Б. Нефритовые четки, Аксенов В. Московская сага, Улицкая Л. В Священный мусор, Рубина Д. Русская канарейка, Прилепин З. Восьмерка) и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий (Булгаков М. Мастер и Маргарита, Ильф И., Петров Е. 12 стульев, Пикуль В. Честь имею).

На вопрос «Что для Вас является определяющим при выборе изданий?»

Абсолютное большинство (80%) определяющим в выборе книг считают автора. На 2-м месте - аннотация (67%), 3-м - заглавие издания (47%).
28% респондентов берут книги с выставок. На этот же вопрос респонденты отметили также содержание, рекомендации, отзывы, рецензии, жанр, известность, беглый просмотр, настроение.

На вопрос«Вы берете книги только для себя или для своих родных, друзей»получилось, чточитатели берут литературу не только для себя, но и для детей, школьников и студентов, пожилых родителей, друзей. Доля таких «скрытых» читателей составила 22%.
Чаще всего читатели обращаются в библиотеку:

  • с конкретными запросами - 53 %
  • с тематическими запросами - 30 %
  • с неопределенными запросами - 17 %

Большинство читателей выбирают издания в отделе абонемента:

  • самостоятельно - 40%
  • обращаются за помощью к библиотекарю - 35%
  • среди книг, сданных другими читателями - 15 %
  • на выставках, тематических полках - 10%

Всегда найти нужные книги в отделе абонемента удается:

  • 17% респондентов
  • часто - 64%, иногда - 18%, не находят вообще - 1%

На вопрос«Какие разделы фонда нуждаются в обновлении?» (можно было выбрать 3 варианта) были получены следующие результаты:

  • история, право, педагогика - 86 %
  • художественная отечественная литература - 81%
  • издания по философии, психологии - 67%
  • литературоведческие работы, языкознание - 62%
  • художественная зарубежная литература - 54 %
  • медицинские издания - 31 %

На вопрос:«Каких изданий не хватает в отделе абонемента?»респонденты отметили следующее: Более всего читателям абонемента не хватает научно-популярных изданий (65%), художественных книг (50%), учебников (37%), научных изданий (монографий) (18%).

На вопрос:«Какой интересующей Вас книги, не оказалось в отделе абонемента?»- ответила половина (50%) респондентов.
Как показали данные исследования в большинстве случаев, книга есть в отделе, но в данный момент выдана другому читателю. Разрешить эту проблему помогает бронирование изданий (постановка на очередь). Если издание требуется срочно - читатель обращается к фонду отдела гуманитарной литературы или отделу книгохранения.
Не найденные в фонде абонемента издания можно объединить в две группы:
1) современная отечественная и зарубежная проза
2) научные издания последних лет, учебники по различным дисциплинам.

Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
1.Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод - фонд абонемента достаточно эффективно используется, данные показатели выше средних значений, необходимо поддерживать показатели на данном уровне и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям.

2. Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявлены наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.

3. Социологическое изучение фонда помогло выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес поможет нашим читателям в поиске необходимой литературы.


Фонд библиотеки включает в себя литературу по различным отраслям знаний, художественную литературу, справочную и учебную. Кроме традиционных источников информации в фонде присутствуют электронные учебные издания по различным предметам. В фонде присутствуют книги различных лет издания, от 1950г. до 2012г. Основная часть книг издана в 70-90 годах прошлого века. Современная литература в фонде присутствует. Обновляемость фонда - средняя.

^ Поступление литературы за 2012-2013 уч. год.


Фонд

Прибыло

Выбыло

Стало

Основная литература

23

0

23

Электронные издания

Периодические издания

15 экз.

0

15 экз.

Итого

38 экз.

экз.

38 экз.

Количество периодических изданий уменьшилось. В прошлом учебном году выписывалось 16 наименований газет и журналов: для воспитанников -11, для педагогов и администрации – 4 экз., библиотековедческих – 1 экз. В этом учебном году в связи с сокращением финансирования выписывалось во втором полугодии - 10 наименования газет и журналов. В том числе для воспитанников -7 , для педагогов- 2, библиотековедческих- 1.

Энциклопедии, справочники, словари насчитывают более двухсот экземпляров. Это современные энциклопедии серии «Аванта+», школьные энциклопедии по всем предметам, и многие другие. Дети в основном работают со справочной литературой в библиотеке на абонементе, частично выдается для работы в группы.

^ Количественный состав фонда:


Общественно-политическая литература

139 экз.

Естествознание, математика и медицина

143 экз.

Техника

41 экз.

Искусство и спорт

69 экз.

Художественная литература

543 экз.

Литература для младших читателей

180 экз.

Методическая литература

159 экз.

Справочная литература

206 экз.

Нетрадиционные носители информации

250 экз.

Итого

1730 экз.

Типологический состав фонда:

  • Книжный фонд

  • Методический фонд

  • Справочный фонд

  • Фонд электронных носителей

  • Фонд периодических изданий

  • Краеведение
Фонд краеведческой литературы включает:

  • Справочные издания

  • Издания по различным отраслям знаний

  • Художественная литература

  • Периодические издания («Хабаровские вести», «Тихоокеанская звезда», «Хабаровская неделя»)
Небольшая часть это старая литература. В последнее время появились и новые книги: «Книга Памяти» в 4-х томах, «Черный тюльпан», «Медведь на гербе Хабаровского края», «Хабаровск-доблесть земляков», «Строим город, в котором живем» (Хабаровску – 150), «Хабаровск – столица Дальневосточного Федерального округа» и др.

^ Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация :

Книга суммарного учета фонда библиотеки;

Инвентарные книги (2 штуки);

Папка «Акты на списание» (2 штуки);

Алфавитный каталог основного фонда;

Читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда открыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана.

^ Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи.

Книговыдача


  1. Общественно-политическая литература - 296 ед.

  2. Естествознание, математика, медицина - 197 ед.

  3. Техника – 42 ед.

  4. Искусство и спорт – 55 ед.

  5. Художественная литература – 869 ед.

  6. Детская литература – 1095 ед.

  7. Нетрадиционные носители информации – 72 ед.

  8. Прочая литература – 1070 ед.

  9. Периодика – 1295 ед.
Как читают наши дети? По моим наблюдениям младшие читатели (2,3 группы) читают больше старших воспитанников – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе для досугового чтения. Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка», «Детская энциклопедия», «Детская газета», «Отчего и почему?», «Свирелька», «Простоквашино», «Маруся» и др. За последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей старшего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они отдают предпочтение использованию компьютера.

Снизился спрос на литературу по педагогике. Это объяснимо: за последние годы фонд не обновлялся, педагоги приобретают литературу за свой счет, а также они активно используют Интернет-ресурсы.

Отмечается востребованность педагогами в педагогической деятельности периодических изданий: газетная периодика, «Завуч», «Воспитание школьника», «Педсовет», «Детский дом», «Домашняя энциклопедия», «Мальчишки и девчонки», «Читаем, учимся, играем», «Воспитание и обучение для детей в отклонении в развитии» и др. (Горшкова Е.П., ст. педагог доп. образования, Парамонова С.В., учитель-логопед, педагоги Службы: Плотникова Е.В., Попова В.С., администрация учреждения: Перелякина Н.Л., директор, Жолобова Е.В., зам. директора по УВР, Бычкова Н.И., воспитатель).

Книговыдача показывает, что наиболее спрашиваемая литература:


  • естественнонаучная, в том числе и периодика

  • художественная литература

  • детская литература

  • спрашиваемой является литература по истории и обществознанию, информация на нетрадиционных носителях.
В библиотеке оформлены папки «Локальные документы библиотеки», где размещены: «Положение о библиотеке», «Правила пользования библиотекой». Это позволяет пользователям, правильно пользоваться своими правами и знать о мерах ответственности за нарушение правил пользования библиотечными ресурсами.

Библиотечное обслуживание

Основные формы индивидуального обслуживания :


  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,

  • беседа о прочитанном;

  • анализ читательских формуляров,

  • индивидуальный час чтения,

  • диагностическое анкетирование и т. д.
Беседы о прочитанных книгах проходят на абонементе систематически, уделяется внимание детям, которые плохо читают и из группы риска, с вновь прибывшими воспитанниками. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для младших воспитанников, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста читателя, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Во время индивидуального часа чтения организуется работа по чтению с читателем (практикуется с детьми из 2,3 групп, с учетом их интересов и желания). Можно отметить таких воспитанников из числа активных пользователей библиотеки: Якимов В., Теплоухова К., Джайлов А., Здельников И., Заболотский И., Шмукста А., Казенец Р. (записался в библиотеку в летний период), Одерихина В., (активный читатель периодики) и т.д.

Основные формы группового и массового обслуживания :


  • книжные выставки,

  • открытые просмотры новой литературы,

  • тематические папки,

  • библиографические списки,

  • конкурсы («Проба пера», «Чтецов», конкурс презентаций и т.п.),

  • обзоры книг,

  • литературные встречи как праздники общения «(Неделя книги», «БиблиоНочь»),

  • викторины и др. ,

  • участие в общих мероприятиях детского дома,

  • в работах МО, педсоветах и т.п.
В этом учебном году в библиотеке были оформлено 14 выставок и тематических подборок, таких как:

  • «День мира». Выставка была оформлена для читателей на абонементе (сентябрь).

  • «75 лет Хабаровскому краю». Выставка посвящена юбилею нашего края, его культуре и литературе. (постоянная выставка).

  • «Творчество С.Маршака» (ноябрь). Для младших читателей.

  • «Твои любимы журналы» (январь). Выставка посвящена Дню печати (январь).

  • «Что значит Родину защищать?». К Дню защитника Отечества, на абонементе (февраль).

  • «О подвиге, о доблести, о славе». Для воспитанников группы 5, проведение воспитательного часа (по запросу воспитателя Лисаковской Н.Г.)

  • «День космонавтики» (апрель). На абонементе.

  • «И помнит мир спасенный». Выставка посвящена Победе в Великой Отечественной войне. Выставка оформлена на абонементе (май).
Дополнительно оформлялись выставки репродукций и информационный материал к выставкам: «День библиотеки», «Новый год шагает по Планете», «День печати», «День птиц», «Мир, труд, май», «Великая Победа», «Великие битвы Вов» и др..

В библиотеке постоянно действуют тематические папки, оформлены буклеты, которые помогают при выборе литературы, при работе на компьютере: «Аннотированные и рекомендательные списки» (для разных групп читателей), «Добрые советы», «Советы психолога», «Как подготовить пересказ литературного произведения», «Советы читающему», «Советы при работе на компьютере», «Как подготовить презентацию» и др.

^ Воспитание информационной культуры личности учащихся осуществляется через библиотечные уроки. А также тематические подборки: «Книга и её создатели», «Как выбрать книгу в библиотеке», «О старинных библиотеках», «Как подготовить пересказ», «Как написать отзыв» «Твои первые энциклопедии» и др.

^ Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:


  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

  • групповые консультации, беседы об информационной системе библиотеки.

  • экскурсия по библиотеке.

  • проведение практических индивидуальных Интернет-часов по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (включая Интернет).
Формы и методы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение библиотеки. Она становится центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала воспитанников, а библиотекарь – партнером педагогов в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша библиотека, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь образовательному процессу детского дома. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

В библиотеке организуются массовые мероприятия, ставящие своей целью, как привлечение к чтению учащихся, расширяющие их кругозор: проводятся библиотечные часы, Неделя книги, «БиблиоНочь» и т.п.

Информационная среда нашей детского дома начинает формироваться с оформления подписки на периодические издания. Благодаря периодическим изданиям в библиотеке оформляются книжные выставки, делаются тематические подборки литературы к воспитательным и библиотечным часам, составляются информационно – рекомендательные списки литературы к педсоветам и МО. Только очень жаль, что средств на периодические издания с каждым годом выделяется все меньше.

Цель изучения библиотечного фонда – оценка качества данного фонда или подфонда, установление его слабых и сильных сторон, своевременное выявление нарушений, изъянов, ошибок в деятельности по его созданию, с тем что бы вовремя предупредить возникновение кризисных ситуаций, предприняв правильное корректирующее действие.

Методы сбора контролирующей информации -Быстрое ознакомление с содержанием документов при обработке документов, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов в фонде; - наблюдения за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отдельные документы; - наблюдения за отказами по различным темам; - наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов.

Выводы. § Положительные стороны метода: при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов метод позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Недостатки метода: субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности.

Библиографический метод состоит в том, что библиотечный каталог, отражающий состав. фонда сопоставляется с библиографическими указателями, в которых отражаются документы по профилю данного фонда. Таким образом происходит выявление документов отсутствующих в фонде

В качестве источников информации используются: - государственные библиографические издания, выпускаемые Российской книжной палатой; - текущие указатели или реферативные журналы институтов научной информации; - профильные библиографические указатели рекомендательного характера; - рекомендательные списки в профильных изданиях (учебниках, учебных пособиях и т. д. ; - Критические обзоры и рецензии в отраслевых журналах;

- рекомендательные списки изданий по профилю на сайтах отдельных организаций; - литература предлагаемая на различных тематических сайтах и порталах.

Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный его недостаток – трудоемкость. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Социологические методы направлены на выявление мнений пользователей о данном фонде, их читательских предпочтений, служат для оценки их удовлетворенности фондом библиотеки. Методы, используемые для изучения фонда опрос наблюдени е Возможность читателями вносить свои предложения метод выборочного наблюдения анализ читательског о формуляра экспертный опрос анализ книжных формуляров и листков возврата составление рейтинга метод эксперимента

2. Статистический анализ библиотечного фонда. Метод статистического анализа предусматривает рассмотрение и сравнение различных количественных данных о состоянии и использовании библиотечного фонда. Преимущества статистического анализа - относительная объективность, поскольку он основывается на количественных данных, собранных в результате сплошного учета фонда и результатов его использования; - экономичность – статистический анализ базируется на данных библиотечной статистики и не требует специального сбора сведений, особой математической подготовки; - оперативность – с его помощью можно быстро диагностировать проблемы в фонде для принятия соответствующих управленческих решений;

- эффективность – позволяет одновременно решать несколько задач: определять соответствие данного фонда или подфонда запросам пользователей; выявлять пассивные, малоспрашиваемые части фонда; регулировать отраслевую или типовидовую структуру фонда, достигать оптимального соотношения между подфондами, выделенными по различным признакам; определять базовые показатели для планирования деятельности библиотеки с учетом выявленных проблем и тенденций; выявлять скрытые резервы для повышения эффективности использования фонда.

В статистическом анализе фонда используются два основных вида количественных показателей: Абсолютные показатели Образуются в результате суммирования данных учета. Относительные (расчетные) показатели Рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам.

Источниками получения абсолютных показателей библиотечного фонда являются: Книга суммарного учета: Дневник библиотеки: § объем фонда в экземплярах; § объем фонда в названиях; § Объем подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам; § объем новых поступлений. А также объемы поступлений по отдельным видам документов, отраслям, языкам, источникам комплектования; § количество выбывших из фонда документов, в том числе по отраслям, языкам, причинам выбытия. § книговыдача. Показывает востребованность документов из фонда; § частная книговыдача – выдача отдельных видов документов из различных отраслевых подфондов; § общее количество показателей; § количество отдельных групп пользователей (по полу, возрасту и пр.).

Относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения и выражаются в коэффициентах (кратких отношениях) или в процентах, а в некоторых случаях – именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя). Для многих относительных показателей устанавливаются нормативы, в кото определяется приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствуют об имеющихся проблемах в фонде.

Все относительные показатели связанные с библиотечным фонд делятся на три группы: 1. Относительные показатели библиотечного фонда Наименование показателей Книгообеспеченность (Ко) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество Ф: П документов в фонде, Ф – объем приходящееся на одного фондаполуфонда; пользователя Нормативные границы 8

Наименование показателей Сущность показателей Расчетная формула Нормативные границы Коэффициент полноты комплектования (Пкомпл) Степень представленности в фонде документов из профильного документопотока, т. е. всех выпущенных профильных документов (как правило за определенный период) (Фназв: ДПпр) * 100% От 20% до 100% - в зависимости от задач фонда. Коэффициент удовлетворения запросов (Уз), или удельный вес удовлетворенного спроса Доля запросов удовлетворенных собственным фондом, от всех поступающих запросов пользователей по профилю фондаподфонда (Зудв. : Зобщ) * 100%, Где Зудв. – количество удовлетворенных запросов; Зобщ. – поступивших Фназв – объем фондаполуфонда в названиях за последние 3 -5 лет; ДПпр – количество названий в профильном документопотоке за последние 3 -5 лет. Относительные показатели использования библиотечного фонда 80%

Наименование показателей Обращаемость (Об) Читаемость (Ч) Удельный вес отрасли в книговыдаче (Ув. В) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество В: Ф, где выдач каждого В – объем документа в фонде за книговыдачи из год фонда подфонда; Ф – объем фонда подфонда. Среднее количество документов, выданных из фонда подфонда каждому пользователю в год В: П, где В – в объеме книговыдачи из фонда подфонда; Доля книговыдачи из (Впф: В) * 100%, где данного подфонда в Впф – книговыдача из общей книговыдаче данного подфонда; (т. е. из фонда в В – общая целом), выраженная в книговыдача. процентах Нормативные границы 1, 3

Коэффициент соответствия (Кс) Показатель соизмеримости долей отрасли знаний в фонде и в книговыдаче Ув. Вп. Ф: Ув Фп. Ф, где Ув. Впф – удельный вес книговыдачи из данного подфонда; Ув. Фп. Ф – удельный вес подфонда в общем объеме фонда. 0, 7 0

Темпы прироста фонда Прирост величины фонда подфонда за определенный период, выраженный в процентах (Пр. Ф: Фпред) * 100%, где Пр. Ф – абсолютный прирост фонда подфонда за рассматриваемый период; Фпред = исходная величина фонда за рассматриваемый период. От 2% до 10%

Темпы роста фонда (Тр. Ф), книговыдачи (Тр. В), ползователей (Тр. П) Степень прироста базового показателя за определенный период (несколько лет) Тр. Ф = Фтек: Фпред Тр. В = Втек: Впред Тр. П = Птек: Ппред, где Фтек, Втек, Птек – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за текущий год; Фпред, Впред, Ппред – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за предыдущий год. Обновляемость фонда Степень обновления (Фн: Ф)*100%, где (Н) фонда за Фн – объем новых определенный период поступлений; (1 -5 лет) Ф – объем фонда. Тр. Ф = Тр. В = Тр. П От 3% до 10%

Относительные показатели состава (состояния) фонда Книгообеспеченность показывает, какое количество документов в фонде в среднем приходится на одного пользователя. Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. При этом в расчете показателя используется объем фонда или подфонда, исчисляемый в названиях, а не в экземплярах.

Относительные показатели использования фонда удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов) рассчитывается для оценки оптимальности полноты библиотечного фонда; показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования библиотечного фонда, а, следовательно, его востребованность; Относительные показатели развития фонда Абсолютный прирост фонда образуется путем вычитания абсолютных показателей объемов фонда за текущий и предыдущий годы; Темпы прироста фонда показывают, на какую долю, выраженную в процентах, увеличился или сократился фонд.

Соразмерность темпов роста фондов с темпами роста пользователей и книговыдачи оценивается в библиотечных фондах, ориентированных в первую очередь на использование документов, а не на сохранение их как культурного наследия Все большее значение в последние годы приобретает показатель обновляемости фонда. Для поддержания соответствия состава фонда современным запросам потребителей информации необходимо непрерывное обновление библиотечных фондов.

Походы к расчету показателя обновляемости фонда: - обносляемость как удельный вес (доля) поступлений в общем объеме фонда. Позволяет контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться; - обновляемость как период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет; - обновляемость как доля новых документов в фонде (в%). норматив может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей его профиля.

Почти все нормативы относительных показателей носят рекомендательный характер. Прежде всего они разрабатываются для библиотек определенного типа. Поэтому для каждого библиотечного фонда разрабатывается собственный стандарт оценки качества фонда. При анализе полученные статистические данные сравниваются: - с нормативными показателями; - с аналогичными показателями за предыдущие периоды; - с аналогичными показателями фондов других библиотек; - Сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели (комплексный анализ библиотечного фонда).

Отделом книгохранения был проведен анализ состояния книжного фонда в помощь работе учителя.

Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:

    выявление эффективности использования данной части книжного фонда;

    освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы;

    определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки.

    выявления незаслуженно забытых книг.

В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический.
Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ.

Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.

Основная часть фонда в помощь работе учителя собрана в педагогическом отделе, отделе искусств, зале иностранной литературы и в основном книгохранилище.

За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, А -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость.

Формулы для расчета отдельных показателей:

К = Ф: А
О =В: Ф
Ч = В: А

Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом:

педагогический отдел - 1452 экз.
отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз.
отдел книгохранения - 330 экз.
итого - 2227экз.

Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты:

книгообеспеченность - 2227:180=12,3
обращаемость фонда - 2290:2227=1,03
читаемость - 2290:180=12,7

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда.

Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве. Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки:


Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.

Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2010г.
Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. - М.: БИНОМ, 2010 г.
Юшков А. Загадки природы: рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками.- СПб.: Речь; Сфера, 2009г.

Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов»:


Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка.
Караковский А. Любимые мои ученики.
Грачева А. Современная школа.
Лихачев Д. Школа на Васильевском.

Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.

В педагогическом отделе:

Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании.
Воспитание младшего школьника
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы.
Работа с родителями.
Ситаров В.А. Дидактика.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.
Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного
руководителя», «Писатель в школе».

Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам.

Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный
урок» и т.д.

В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги:
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.
Маслова Л.П. Педагогика искусства.
Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе.
Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника.
Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».

В зале иностранной литературы активно использовались книги по отдельным зарубежным городам и странам, книги и журналы на иностранных языках, по методике преподавания иностранного языка в школе.

В отделе книгохранения по « читательским требованиям» наиболее часто выдавались книги:

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.
Извозчиков В.А. Решение задач по физике на компьютере.
Потапов М.К. Алгебра и начала мат. анализа. Книга для учителя.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии.
Газеты и журналы по отдельным школьным предметам.

В качестве выводов.

В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).

Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге.
2. Книга узкого спроса.
3. Тема книги не вызвала интереса.
4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно.
5. Тема потеряла актуальность.
6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления.
7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.

З.Б. Синилова , начальник отдела книгохранения Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

Похожие публикации