Изложить порядок разработки и изменения государственных стандартов. Порядок разработки национальных стандартов российской федерации. Порядок разработки стандартов в России
Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.
В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:
1) организация разработки стандарта;
2) разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);
3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;
4) принятие и государственная регистрация стандарта;
5) издание стандарта.
Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.
С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.
Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.
Госстандарт (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:
В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;
В других обоснованных случаях.
Особенности разработки ОСТ, СТО, СТП изложены в ГОСТ Р 1.4-93.
Информация о нормативных документах по стандартизации
Информация об НД по стандартизации - необходимое условие их применения и соблюдения. В целях обеспечения доступности для пользователей, в том числе и зарубежных, информации об НД Госстандарт:
1) организует публикацию официальной информации о: а) государственных стандартах; б) общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации; в) международных, региональных стандартах и национальных стандартах других стран; г) правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;
2) создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - ОК ТЭСИ).
Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органами управления, то они являются документами официальными.
Исключительное право официального опубликования ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит государственным органам, принявшим эти НД - Госстандарту России, а в области строительства - Госстрою России.
Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России».
На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Издание официальное». При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации».
Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы, соответственно СТП - предприятия, их утвердившие.
Разработку государственных стандартов Республики Беларусь могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации, договорам на разработку стандартов или инициативно.
Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно объектам стандартизации, закрепленным за ними. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней проекта стандарта, разработанного заявителем. Оформление и построение стандарта осуществляются в соответствии с ТКП 1.5-2004 .
Общие требования к государственным стандартам приведены на рис 6.2.
По заявкам Госстандарт Республики Беларусь формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие стадии:
Подготовку к разработке;
Разработку проекта;
Утверждение проекта;
Государственную регистрацию.
Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на данной стадии, включают:
Заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;
Определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;
Разработку проекта технического задания;
В техническом задании определяют:
Сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;
требований к объекту стандартизации;
Список заинтересованных потенциальных потребителей
стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.д)
которым должен быть разослан проект будущего стандарта;
Цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;
Источники информации.
Проект стандарта в дальнейшем будет разослав на отзыв либо (при необходимости) на согласование организациям внесенным в список потребителей. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре раз работки, содержанию стандарта, и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Республики Беларусь, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, поэтому все авторские права передаются государству.
Разработка проекта. На первой стадии создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям гoсударственной системы стандартизации. На данной стадии разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражается следующее:
Основания для разработки стандарта, цели и задачи,
Характеристика объекта стандартизации;
Предполагаемый срок введения стандарта в действие;
Необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.
Утверждение проекта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждает его Госстандарт.
Для его утверждения в Госстандарт направляется комплект
следующих документов:
Окончательная редакция проекта государственного стандарта;
Уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;
Сводка отзывов на проект;
Подлинники отзывов замечаний и предложений;
Протоколы совещания (при наличии);
Копии оригинала и перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;
Заключение по результатам проверки, проекта государственного стандарта;
Оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.
Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Государственная регистрация. Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.
Долг государственного стандарта включает комплект следующих документов:
Утвержденный государственный стандарт на бумажных
носителях;
Пояснительную записку к государственному стандарту;
Копию организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.
Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 1248-2000, СТБ 1432-2003.
Обозначение государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов, состоит из индекса СТБ, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, первые цифры с точкой которого определяют систему (группу) государственных стандартов; цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данной системе (группе), а отделенные от номера тире четыре цифры - указывают на год утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 4.227-2003, СТБ 50.13-2003.
Допускается после цифр с точкой перед номером государственного стандарта в системе (группе) приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим государственным стандартом данной системы (группы) государственных стандартов.
Примеры. СТБ 6.01.2-2001, СТБ 17.1.4.01-2000.
При разработке и утверждении государственного стандарта при развитии систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических межгосударственных стандартов структура обозначения государственного стандарта должна соответствовать данным систем, принятым в основополагающих стандартах, и включать цифры системы (комплекса) межгосударственных стандартов и порядковый регистрационный номер, присвоенный Госстандартом.
Пример. СТБ 2.1698-2000.
Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то всем частям государственного стандарта присваивается: один и тот же порядковый регистрационный номер, состоящий
из номера государственного стандарта и отделенного от него тире номера части государственного стандарта.
Примеры. СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.
Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие не ранее 60 календарных дней со дня официально го опубликования информации о его государственной регистрации.
Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.
Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (или Минстройархитектуры) или по его поручению уполномоченные им организации.
Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую работу, устанавливает Госстандарт (или Минстройархитектуры).
Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет "Госстандарт (или Минстройархитектуры) в установленном им порядке или уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.
6.3.1. Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта
Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств проводят проверку научно-технического уровня (далее - проверка НТУ) государственного стандарта.
Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или по решению Госстандарта другая уполномоченная организация. Проводят ее не реже одного раза в пять лет по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта: сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения; подлежит пересмотру; внести изменения; подлежит переизданию; подлежит отмене. "
В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.
Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.
Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.
Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена также могут проводиться по решению Госстандарта (или Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании законодательных актов Республики Беларусь, постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь, обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Пересмотр государственного стандарта, по сути, является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.
В заключение рассмотрим основные требования, установленные в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.
В общем случае стандарт включает следующее: титульный лист, библиографические данные, предисловие, содержание, введение, наименование, область применения, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, требования, приложения, библиографию.
Стандарт начинается с титульного аиста, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или Минстройархитектуры;
На второй странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.
В библиографические данные включают.
Индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);
Код по Межгосударственному классификатору стандарте
Код поиска (КП);
Степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных, региональных и национальных стандартов других государств);
Ключевые слова;
Код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОКРБ 007-98 - ОКП (для стандартов на продукцию).
Код поиска ставится по определенной классификации: 01 - стандарты на процессы; 02 - общетехнические стандарты; 03 - стандарты на продукцию и т.д.
Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и использоваться в качестве самостоятельных поисковых признаков.
В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС, или коды КГС и МКС.
В предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.
Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки: цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
В общих сведениях приводят:
Информацию о разработке (кем разработан и внесен);
Сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);
Сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или для исполнения которых разработан стандарт);
Сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами;
Информацию о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;
Сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения - взамен или впервые);
Сведения о переиздании стандарта.
В предисловии предварительного стандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) его перевода в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, e-mail разработчика.
Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "введение".
Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с международной для включения его в каталоги и информационные указатели стандартов.
Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок - его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят общий заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.
Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:
Заголовок и подзаголовок - «Снегопогрузчики. Методы
контроля»;
Общий заголовок, заголовок, подзаголовок - «ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения»;
Общий заголовок и заголовок - «ССБТ. Термины и определения».
Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова - определения в порядке их значимости («Краны мостовые, электрические, литейные; магнитофоны бытовые отремонтированные»). Возможен в определенных случаях и прямо! порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или оно имеет другое значение («Головные уборы, Ценные бумаги, туристские услуги»).
Область применения оформляют в виде раздела 1, приводят для определения области назначения (распространения стандарта и при необходимости уточняют объект технического нор-
мирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.
Настоящий стандарт распространяется на... и устанавливает...
После перечня ссылок на ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.
Информация приводится в виде примечания. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылки на ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылки на ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.
Обозначения и сокращения приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.
Элементы «Термины и определения», «Обозначения и сокращения» допускается объединять.
Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и| содержание которых устанавливают исходя из особенности объекта стандартизации.
Приложения - материал, дополняющий положения стандарта. Допускается помещать графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Библиографию приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательный необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.
В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.
При изложении требований в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.д.
При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова: «рекомендуется», «не рекомендуется», «целесообразно» и т.д.
В стандарте не допускается применять:
Обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
Для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
Произвольные словообразования;
Сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, в соответствующих стандартах, а также в данном стандарте.
Текст стандарта делят на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно подразделить на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.
Разделы должны иметь заголовки. Подразделы при необходимости могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы, которую применяют для сравнения показателей.
Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте стандарта для иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.
На таблицы и графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.
В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.
Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу одн ородной продукции) или технических условии (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отельных требований могут разрабатываться стандарты устанавливающие классификацию, основные параметры и разме-
ры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:
Классификация;
Основные параметры и размеры;
Технические требования;
Требования безопасности;
Требования охраны окружающей среды (экологичности);
Правила приемки;
Методы контроля (испытаний), измерений, анализа;
Транспортирование и хранение;
Указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);
Гарантии изготовителя.
При характеристике требований к маркировке продуктов в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98. Продукты, пищевые. Информация для потребителя. Общие требования и СТБ 1400-2003. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, то учтены положения СТБ 8019-2002. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.
При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.). Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.
Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта «Общие технические условия» или «Технические условия», или в отдельном стандарте на методы контроля.
Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте. Оно должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам, порядок подготовки к проведению контроля, правила обработки и оформления, результат контроля, допустимую погрешность метода.
Разработка и внедрение стандартов
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Разработка и внедрение стандартов |
Рубрика (тематическая категория) | Стандартизация |
3.1. Стадии разработки стандартов
Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ технических комитетов и договоров на разработку стандартов.
При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, проводимых предприятиями, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.
В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:
1 стадия - организация разработки стандарта;
2 стадия - выработка проекта стандарта (первой редакции);
3 стадия - выработка проекта стандарта (окончательной редакции); и представление его на утверждение;
4 стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;
5 стадия - издание стандарта.
Организация разработки стандарта. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в технических комитетах по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование крайне важно сти разработки стандарта.
Заявки могут представлять технические комитеты, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Российской Федерации. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России.
Технический комитет организует разработку проекта стандарта:
определяет подкомитет, в котором будет разрабатываться стандарт;
определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;
устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.
Технический комитет направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).
Разработка проекта стандарта (первой редакции). Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.
В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:
основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;
краткую характеристику объекта стандартизации4
сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) стандартам (их проектам) и национальным стандартам других стран;
сведения о патентной чистоте проекта стандарта;
сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;
сведения о согласовании, в случае если оно проводилось;
источники информации.
Технический комитет (подкомитет) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта͵ требованиям законодательства и стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам технического комитета (подкомитета).
Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).
ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.
ТК (ПК) направляет проект стандарта (первой редакции) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, в случае если она не является членом ТК.
ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.
После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее, чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.
Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:
по проекту в целом;
по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.
Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение. ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.
Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:
членам ТК (ПК);
органам государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), и если это крайне важно;
в научно-исследовательскую организацию (НИО) в двух экземплярах.
Члена ТК (ПК) рассматривает проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).
Органы государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовываю данный проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта͵ относящимся к их компетенции.
НИО готовит заключение на проект стандарта͵ обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.
ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему согласование.
Решение заседания оформляется протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК),
ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России на утверждение.
ТК направляет на утверждение в Госстандарт России проект стандарта (окончательную редакцию) в 3-х экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией с одном экземпляре:
пояснительной запиской к проекту стандарта;
протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;
подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта͵ если оно проводилось;
экземпляром проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование.
Одновременно проект стандарта (окончательная редакция) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК) направляют заказчику стандарта.
Утверждение и государственная регистрация стандарта. Госстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.
Перед утверждением стандарта Госстандарт России проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.
При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.
Издание стандарта. Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателе ʼʼГосударственные стандарты Российской Федерацииʼʼ.
Госстандарт России издает и распространяет стандарт в установленном им порядке.
3.2. Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов
При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.
Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при крайне важно сти, из группового заголовка.
Заголовок - это часть наименования, в которой дается определение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), к примеру ʼʼГосударственная система стандартизацииʼʼ.
Подзаголовок - это часть наименования стандарта͵ в которой указывается вид стандарта.
Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼПередачи зубчатые конические. Основные параметрыʼʼ; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼЕдиная система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определенияʼʼ; группового заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼГосударственная система стандартизации. Основные положенияʼʼ.
При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, к примеру, ʼʼБумага чертежная прозрачнаяʼʼ. Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.
Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, в случае если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, в случае если стандарт распространяется на несколько объектов. К примеру, ʼʼСмола полиамиднаяʼʼ, ʼʼБензины автомобильныеʼʼ,
Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.
Введение раскрывает более подробно (если это крайне важно) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.
В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение должна быть опущено.
Пункты при крайне важно сти бывают разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.
При большом объёме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.
Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.
Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: ʼʼдолженʼʼ, ʼʼследуетʼʼ, ʼʼкрайне важно ʼʼ.
Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.
В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае крайне важно сти они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.
Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.
В случае если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в данном случае следует делать ссылку на данный стандарт. При этом ссылаться нужно
или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.
В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.
Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.
Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.
Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые бывают обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.
3.3. Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов
Развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причине многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции крайне важно, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.
Такое соответствие показателей, норм и требований должна быть обеспечено не только путем разработки новых стандартов, но и путем систематической проверки действующих, на базе которой должны подготавливаться конкретные предложения по пересмотру и внесению изменений в стандарты. Все действующие в Российской Федерации государственные и отраслевые стандарты закреплены за соответствующими министерствами, которые обязаны систематически производить проверку соответствия установленных в стандартах показателей, требований и норм современным достижениям науки и техники. Проверка стандартов должна производиться не реже одного раза в пять лет. Срок проведения первой проверки и ее периодичность устанавливают для каждого стандарта при его утверждении и указывают в информационных данных стандарта.
Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют при планировании работ по стандартизации базовые организации, за которыми закреплены эти стандарты. Проверку стандартов проводят головные и базовые организации, организации-разработчики стандартов и другие организации, установленные соответствующим министерством.
При проверке определяется соответствие показателей и норм стандартов передовым достижениям науки, техники и производства, требованиям потребителей и взаимосвязанных стандартов. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором указывают: соответствует ли данный стандарт современному уровню и требованиям потребителей или он устарел и требует отмены, пересмотра или внесения изменений.
Отмену стандартов осуществляет организации, утверждающие их. Решение об отмене стандарта должно быть принято не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.
В случае если в процессе проверки признано необходимым изменить важнейшие показатели технического уровня и качества продукции, установленные в стандарте, то стандарт подлежит пересмотру. Пересмотр стандарта осуществляется путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и меняют цифры года утверждения.
Внесение изменений в стандарты производится при крайне важно сти корректировки отдельных значений показателей и параметров, а также введения дополнительных параметров и требований, в случае если это не влечет изменения базовых технологических и эксплуатационных характеристик продукции. Изменение стандарта - это не только изменение его содержания, но и перенос срока введения в действие, продление или ограничение срока действия стандарта и т. д.
Изменения утверждаются теми организациями, которые утверждали соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается при регистрации порядковый номер.
Размещено на реф.рф
Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.
После утверждения и регистрации изменения стандарт должна быть переиздан с внесением в его текст этого изменения.
Предложения о пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты могут вносить любые организации, представляющие потребителей или изготовителей стандартизованной продукции.
3.4. Учёт и хранение стандартов
Своевременное обеспечение всех подразделений предприятия стандартами должна быть успешным только при условии хорошо налаженного их учета и хранения. Для этой цели в рамках отдела стандартизации предприятия организуется специальная группа. Ежемесячно на базе запросов отделов, цехов и служб завода, анализа указателей стандартов определяют потребность в стандартах и направляют соответствующим образом оформленную заявку в один из специализированных магазинов стандартов (копию заявки оставляют в группе для контроля заказов). Количество заказываемых экземпляров стандартов должно быть не менее двух (рабочего и контрольного).
Поступившие на предприятие стандарты регистрируются в специальных журналах учета стандартов. Из общего количества экземпляров каждого стандарта͵ поступившего на предприятие, выделяется контрольный экземпляр.
Размещено на реф.рф
Контрольные экземпляры всех стандартов хранятся отдельно в отделе стандартизации и выдаче не подлежат. На первой станице контрольного экземпляра ставится штамп ʼʼКонтрольныйʼʼ.
Выдача остальных экземпляров стандартов подразделениям и службам предприятия ведется по абонементам, согласно заявкам уполномоченных по стандартизации, которые назначаются из числа инженерно-технических работников цехов, отделов и служб завода.
Уполномоченные по стандартизации осуществляют:
своевременное обеспечение подразделения нормативной документацией (НД);
систематический учет НД, ее хранение и выдачу сотрудникам подразделений;
своевременную информацию сотрудников подразделений о поступивших стандартах и об изменениях к ним.
Стандарты хранят в папках или специальных картотечных коробках, на которых должна быть наклейка с указанием интервала номеров хранящихся стандартов. Сборники стандартов хранятся отдельно.
Сведения об изменениях в государственных и отраслевых стандартах публикуются в соответствующих ʼʼИнформационных указателяхʼʼ. Публикуемые в них подлинники изменений подклеиваются в контрольные экземпляры стандартов.
Небольшие изменения и поправки в рабочие экземпляры стандартов разрешается вносить от руки.
Рабочие экземпляры отмененных или пересмотренных стандартов подлежат изъятию из употребления и снимаются с учета в отделе стандартизации. Контрольные экземпляры таких стандартов рекомендуется хранить в отделе стандартизации для справок.
Внесение изменений в стандарты, а также их изъятие и замена на предприятии должны производиться в недельный срок со дня получения информации. В случае если рабочий экземпляр стандарта утерян или пришел в негодность, уполномоченный обязан составить об этом акт в двух экземплярах, которые должны быть подписаны начальником подразделения предприятия и уполномоченным. Один экземпляр акта должен быть направлен в отдел стандартизации предприятия для снятия с учета данного экземпляра и замены его новым.
Опыт показывает, что хорошо организованные учет и хранение стандартов являются одним из важных условий соблюдения и своевременного внедрения стандартов.
3.5. Государственный надзор за качеством продукции, внедрением
и соблюдением стандартов
Своевременное внедрение прогрессивных государственных стандартов на предприятиях способствует систематическому повышению качества продукции и дает большой экономический эффект. Задержка с внедрением стандартов или несоблюдение их наносит народному хозяйству страны большой материальный ущерб.
Внедрение стандарта - это осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований, установленных стандартом, в соответствии с областью его применения и сферой действия. Для обеспечения внедрения государственных стандартов министерствами (ведомствами) утверждаются планы соответствующих организационно-технических мероприятий. Эти планы должны предусматривать:
пересмотр (в случае крайне важно сти) нормативных документов, связанных с внедрением стандарта;
разработку новой конструкторской и технологической документации или переработку действующей;
организацию новых производств или реконструкцию существующих;
проектирование, изготовление и поставку крайне важно го оборудования, оснастки и комплектующих изделий;
изготовление, выделение и поставу крайне важно го сырья, материалов и полуфабрикатов и т. д.
Проект плана мероприятий по внедрению стандарта рассылается на отзыв предприятиям, организациям и министерствам, участвующим во внедрении данного стандарта. С учетом полученных отзывов составляется окончательный проект плана по внедрению стандарта.
После утверждения государственного стандарта министерство-разработчик рассылает план мероприятий по его внедрению всем заинтересованным министерствам (ведомствам), которые обязаны включить в соответствующие планы мероприятия по внедрению данного стандарта.
Методическое руководство внедрением нового стандарта возлагается на базовые организации по стандартизации и на организацию-разработчика стандарта.
После получения от министерства приказа и плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие составляет график выполнения этих мероприятий службами и подразделениями. Намеченные мероприятия вносятся в план по новой технике.
При планировании работ по внедрению стандарта целесообразно использовать сетевые графики. Которые позволяют определить связь между работами, проводимыми различными подразделениями предприятия, выявить наиболее ответственные работы и установить оптимальные сроки выполнения всех работ.
К моменту введения в действие стандарта на предприятии должны быть закончены все необходимые подготовительные работы, приведена в соответствие вся техническая и нормативная документация (стандарты, чертежи, карты технологического процесса, производственные инструкции, инструкции по контролю и испытанию), подготовлены технологическое оборудование, оснастка и инструмент, производство обеспечено сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, подготовлен инженерно-технический персонал, рабочие и персонал ОТК. Следовательно, внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения. Допускается вводить стандарт досрочно, при этом дата введения должна быть согласована с потребителем продукции, на которую установлен стандарт. Стандарт считается внедренным на предприятии, в случае если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.
Наряду с разработкой положений, направленных на упорядочение работ по внедрению стандартов, Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, который направлен на дальнейшее улучшение качества продукции.
Контроль за внедрением и соблюдением стандартов предусматривает глубокое изучение состояния производства, выявление причин задержки внедрения и несоблюдения стандартов и их устранение путем разработки и проведения организационно-технических мероприятий. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических служб осуществляется Госстандартом России, его научно-исследовательскими организациями и территориальными органами. К участию в этой работе могут привлекаться: межведомственные инспекции по качеству, головные и базовые организации, научно-исследовательские институту и конструкторские бюро.
Государственному надзору подлежат все предприятия и организации, связанные с планированием, проектированием и производством продукции.
Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандарта проводится поэтапно:
1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта͵ приказов по внедрению стандарта͵ плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;
2-й этап - проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. В случае если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;
3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарту конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения заводом установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.
О целях проверки и ее сроках ставят в известность руководство проверяемого предприятия.
Контроль качества продукции и ее соответствие стандарту проводят в следующем порядке:
отбирают контрольные изделия (узлы и детали) из числа принятых ОТК;
подвергают их эксплуатационным, типовым и лабораторным испытаниям по всем показателям, предусмотренным стандартом;
проверяют соблюдение режимов технологических процессов, состояние средств измерения, работу ОТК.
В процессе контроля проверяют также соблюдение стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия, полученные по кооперации.
По результатам проверки составляют акт с выводами и предложениями.
В практике государственного надзора широко применяются комплексные проверки, которые охватывают несколько предприятий, участвующих в создании сложного изделия или в осуществлении программы комплексной стандартизации.
Органы Государственного надзора проводят свою работу в тесном взаимодействии с другими контролирующими организациями, органами народного контроля, общественными организациями.
3.6. Правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации “ О стандартизации”. Положение Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.
Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (к примеру, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, к примеру, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 ᴦ.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. К примеру, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.
Закон “О стандартизации” регламентирует:
Организацию работ по стандартизации,
Информационное обеспечение работ по стандартизации,
Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,
Стимулирование применения государственных стандартов,
Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.
Принципы стандартизации следующие:
1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его крайне важно сти в социальном,экономическом и техническом аспектах;
2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого крайне важно учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
4) выработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:
Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
Унификация конструктивных частей изделий;
Выработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении крайне важно тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
Основополагающие стандарты. В соответствии с Законом “О стандартизации” в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации РФ”, новая редакция которого принята в 1993 ᴦ. и введена в действие с 1 апреля 1994 ᴦ. Данный комплекс включает следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.
ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;
ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;
ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.
Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:
экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.
При этом есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентнос
Разработка и внедрение стандартов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Разработка и внедрение стандартов" 2017, 2018.
Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают:
Полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители и потребители продукции);
Ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям;
Представители общественных организаций.
Основные стадии разработки ГОСТ Р следующие:
I стадия
– организация разработки стандарта;
II стадия
– разработка проекта стандарта (1редакция);
III стадия
- разработка проекта стандарта (окончательная редакция);
IV стадия
- принятие, утверждение, государственная регистрация стандарта.
I стадия: Определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.
II стадия : Рабочая группа разрабатывает 2 документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.
Проект стандарта и пояснительная записка передаются в технический комитет на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого технический комитет передает проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.
III стадия : На этом этапе технический комитет с учетом поступивших замечаний и предложений готовит 2 документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта.
Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение:
Членам технического комитета;
Организациям госнадзора за стандартами;
Научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.
IV стадия : На этом этапе решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов технического комитета и оформления результатов голосования протоколом.
Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Порядок кодирования нормативной документации.
2. Основные этапы разработки нормативной документации в Российской Федерации.
ЛЕКЦИЯ № 10
ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
Сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
10.1 Основные понятия, используемые при сертификации
Сертификация – система мероприятий, удостоверяющая посредством сертификата (сертификата соответствия или знака соответствия), что изделие или услуга отвечает определенным стандартам. Сертификация призвана гарантировать потребителю наличие у изделия определенных, заранее объявленных свойств и качеств. Перечень продукции, подлежащей сертификации устанавливается каждой страной на основе национальных законов о безопасности эксплуатации продукции и охраны окружающей среды.
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации осуществляющих сертификацию по правилам установленным в этой системе. системы сертификации в зависимости от статуса могут быть добровольными и обязательными .
Обязательная сертификация – когда стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению. Область обязательных к применению стандартов в большинстве стран ограничена требованиями охраны окружающей среды, безопасностью людей и сохранностью имущества, здравоохранения и т.д. В России для всех пищевых продуктов обязательна сертификация.
Добровольная сертификация – проводится по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Системы добровольной сертификации имеют ряд преимуществ:
· доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны;
· предотвращение импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции;
· сертификация отечественной продукции снижает импорт аналогичных изделий;
· сертификация упрощает выбор продукции потребителем;
· сертификация защищает изготовителя от конкуренции с поставщиком несертифицируемой продукции и обеспечивает рекламу и рынок сбыта;
· сертификация улучшает качество стандартов путем выявления в них устарелых положений и стимулирует переработку этих стандартов.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит общие или отдельные испытания в определенной области аккредитации.
Аккредитация испытательной лаборатории - процедура, посредством которой уполномоченный орган, официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией конкретных работ в заявленной области. Испытательные лаборатории при аккредитации проверяются на соответствие их технического обеспечения, квалификации персонала и нормативного обеспечения.
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию определенной продукции согласно области аккредитации и в результате проделанной работы он выдает сертификат соответствия, а в дальнейшем осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - проверка, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Эксперт по сертификации, аттестации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Основные цели сертификации.
2. Перечислите основные понятия, используемые при сертификации.
ЛЕКЦИЯ № 11
ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ
11.1 Виды сертификатов
Практика производственно-коммерческой деятельности и предоставления услуг выделяет следующие виды сертификатов: сертификат соответствия, сертификат гигиенический, сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат (свидетельство) происхождения товара, гарантийный (ветеринарный) сертификат, фитосертификат.
Сертификат соответствия – документ, выданные по правилам системы сертификации, подтверждающий соответствие продукции, работ, услуг установленным требованиям нормативных документов.
Гигиенический сертификат – документ, подтверждающий, что произведенная и предлагаемая на продажу продукция не является потенциально опасной для потребителя, не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье человека при ее использовании.
Сертификат качества – товаросопроводительный документ, удостоверяющий качество фактически поставляемого товара.
Сертификат безопасности – документ, удостоверяющий отсутствие недопустимого риска, связанного с возможным нанесением личного ущерба пользователю, т.е. подтверждает потребительское свойство продукции, характеризующее степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при потреблении товара.
Ветеринарный сертификат - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого (экспортируемого) скота, птицы, продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из районов, благополучных в отношении острозаразных заболеваний.
Сертификат происхождения товара – документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера, который ответственно удостоверяет страну происхождения товара.
Фитосертификат - санитарный документ, удостоверяющий, что импортируемые (экспортируемые) растения, плоды и овощи не заражены вредителями и болезнями, оговоренными в контракте, и происходят из районов благополучных в карантинном отношении.
11.2 Действующие схемы сертификации товаров и услуг
Таблица 1
№ схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и др. способы доказательства соответствия | Проверка производства (системы качества) | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества производства) |
Испытания типа | - | - | |
1а | Испытания типа | - | |
Испытания типа | - | Испытания образцов, взятых у продавца | |
2а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства |
Испытания типа | - | Испытания образцов, взятых у изготовителя | |
3а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства |
Испытания типа | - | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя | |
4а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства |
Испытания типа | Сертификация производства или сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытание образцов взятых у продавца и (или) у изготовителя | |
Сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества | ||
Испытание партии | - | - | |
Испытания каждого образца | - | - | |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | - | - |
Окончание табл. 1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Перечислите основные виды сертификатов.
2. Действующие схемы сертификации товаров и услуг.
ЛЕКЦИЯ № 12
ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ДОКУМЕНТАМ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РФ
Сертификация проводится изготовителем через центральные органы, органы по сертификации и испытательные лаборатории, получившие право осуществления работ по сертификации.
При сертификации проверяются показатели продукции позволяющие:
Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации (по показателям назначения и другим) происхождение, принадлежность к данной партии и т.д.;
Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды, установленных в нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условия использования и транспортирования этой продукции;
Получить информацию об органолептических свойствах продукции, ее химическом составе и т.д.
Порядок проведения сертификации состоит из следующих этапов:
Первый этап - подача и рассмотрение заявки на сертификацию.
Для сертификации продукции заявитель направляет заявку в аккредитованный орган по сертификации, при наличии нескольких заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России.
Второй этап - принятие решения по заявке.
Орган по сертификации рассматривает заявку в срок не более 3-х дней и принимает по ней решение для продукции длительного хранения. Заявка по сертификации скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение содержит все основные условия сертификации, в том числе: схему сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий, перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества.
Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из действующих схем, кроме схемы 1, 6, 8 , а именно:
схема 2:
сертификат на продукцию может быть выдан на основании
положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного
контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб
взятых из сферы торговли;
схема 2а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 2 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;
схема 3: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции, на основе испытаний проб взятых со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;
схема 3а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 3 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;
схема 4: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб взятых из сферы торговли и со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;
схема 4а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 4 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;
схема 5: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к процедуре схемы 4 проводится сертификация производства или сертификация систем качества, при осуществление испытательного контроля за аттестованным производством и стабильностью функционирования систем качества;
схема 7: сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытании представительной пробы от партии, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией. При сертификации по 7-й схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (номер партии, показатели ее идентификации, маркировка или номер, дата выработки и т.д.).
Третий этап - отбор, идентификация образцов и их испытание.
Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются по нормативным документам и методикам испытаний.
Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцам. Отбор образцов осуществляет испытательная лаборатория или по ее поручению компетентная организация с оформлением акта отбора проб. Образцы подлежат хранению в течение срока годности продукции. Ответственность за правильность отбора образцов, их хранение, упаковку, транспортировку, влияющие на достоверность испытаний, несет испытательная лаборатория.
Орган по сертификации может включить в отбираемую партию для сертификационных испытаний дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения ее в испытательной лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возникающих разногласий и апелляций, проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение. Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого они возвращаются изготовителю.
Четвертый этап - определение порядка работ по сертификации производства или сертификации систем качества.
Сертификация производства проводится в соответствии с типовой методикой (программой проверки) для производства однородной пищевой продукции. При отсутствии типовой методики сертификация производства проводится в соответствии с рабочей методикой, разрабатываемой органом по сертификации производств.
Сведения о сертификации производства или системы качества приводят в сертификате на продукцию.
Пятый этап - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.
Орган по сертификации проводит анализ следующих документов протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производств; или системы качества, анализы документов о соответствии продукции НД.
Орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат и регистрирует его.
Срок действия сертификата, выданного на партию продукции, устанавливается в зависимости от срока годности продукции или срока, на который сертифицировано производство или система качества, но не более чем на три года.
При внесении изменений в состав продукции или технологию ее производства, заявитель извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости новых испытаний или оценки состояния производства.
Шестой этап - выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.
Сертификат соответствия оформляется, как правило, на конкретное наименование продукции. В обоснованных случаях сертификат может быть оформлен на отдельную группу однородной продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком
соответствия, принятым в системе. Знак ставится на изделие, тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию, товаросопроводительную документацию. Правила нанесения знака устанавливаются порядком проведения сертификации в Российской Федерации. При этом соблюдаются следующие общие требования:
· знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка), при невозможности маркировки первичной тары знак соответствия может наноситься на этикетки, ярлыки и и.д.;
· если сертификация проводилась по схемам 2 или 7, допускает маркировка знаком соответствия невозвратной тары (упаковки), а в случае невозможности этого в исключительных случаях знаком может маркироваться техническая документация.
Способ маркировки указывается в сертификате соответствия.
Седьмой этап - инспекционный контроль.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций.
Инспекционный контроль проводится в течение срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в квартал в форме периодических и внеплановых проверок, включая испытания образцов и других проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором делается заключение о возможности сохранения действия сертификата. В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:
отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе» аккредитованной лаборатории;
· получение информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей;
· получение информации о способах применения знака соответствия и тому подобное;
· получение информации от заявителя и проверка на месте состояния производства и (или) системы качества;
· проверка на месте правильности применения знака соответствия;
· другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.
По результатам контроля орган по сертификации может приостановить или отменит действие сертификата в случаях:
· несоответствия продукции требованиям нормативной документации;
· изменения нормативной документации на продукцию или методов испытаний;
· изменения состава изделия;
· изменения технологии и организации производства;
· невыполнение требований технологии, методов контроля, системы обеспечения качества, если эти изменения могут вызвать изменение качества продукции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Перечислите основные этапы сертификации пищевой продукции по документам системы сертификации РФ.
2. Правила маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия.
3. Условия приостановления или отмены действия сертификата соответствия.
ЛЕКЦИЯ № 13
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ-ДЕКЛАРАЦИИ.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМ КАЧЕСТВА
13.1 Сертификация с использованием заявления-декларации
Сертификат на продукцию по этой схеме может быть выдан на основании заявления-декларации, в котором заявитель гарантирует, что продукция соответствует всем требованиям безопасности и представляет документы, подтверждающие это, в том числе:
· для отечественной продукции:
результаты проверки изготовителя службами Государственного надзора, сведения об отсутствии рекламаций от торгующих организаций и потребителей и тому подобное, а также протоколы испытаний, санитарные свидетельства для животноводческой продукции, документы государственной службы по карантину растений для растениеводческой продукции;
· для импортируемой продукции:
свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны-изготовителя, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхождения и тому подобное, ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции, фитосертификаты для растениеводческой продукции.
Сертификация по заявлению-декларации проводится в следующем порядке:
1. Составление заявления-декларации.
Первый шаг, с которого начинается сертификация - подача декларации-заявки в орган по сертификации. Эксперты органа по сертификации, рассмотрев декларацию-заявку, готовят по ней решение. В заявке должен быть указан номер технических условий (ТУ) являющихся в России документом поставки продукции. Для импортируемой продукции документом поставки является контракт.
2. Отбор образцов.
Отбор образцовдолжен быть таким, чтобы обеспечивать случайность выборки. Он проводится комиссией, в состав которой должен входить представитель органа по сертификации.
3. Выбор испытательной лаборатории.
Лаборатория должна быть аккредитована и заявляемая продукция должна находиться в области ее аккредитации.
4. Определение числа образцов для испытаний.
Число образцов определяется из нормативной документации в зависимости от размеров партии. Проведение испытаний осуществляется по перечню показателей, указанных в ГОСТ Р и по методикам, определенным ГОСТ на методы испытании.
5. Оплата работ по сертификации.
Оплатаосуществляется заявителем вне зависимости от полученных результатов. При проведении сертификации заявитель оплачивает: работу органа по сертификации; испытания продукции; инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией; право применения сертификата и знака соответствия.
При проведении инспекционного контроля оплате подлежат: работа экспертов;
расходы по отбору образцов; контрольные испытания; командировочные расходы.
ГОСТ Р 1.2-92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система
стандартизации
Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21
ГОСТ Р 1.2-92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система
стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов
State
System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards
Дата введения 1993-01-01