Труд и трудовая деятельность. Каждый вид трудовой деятельности состоит из Труд как основа развития общества и важный фактор производства

Противоположностью трудовой деятельности выступает досу- говая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы­вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело­век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по Дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше­ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту­альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу­чения молодого поколения.

Сторонники теории биологического происхождения игры счи­тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле­жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус­ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач­ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея­тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по­мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз­вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж­ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез­мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви - ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра­сте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совер­шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по­зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про­цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро­лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг­рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни­ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво­лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си­туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило­жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес­сионально.

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудо вая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум ственного и физического труда?

5. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях:

А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд

был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин­дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме­ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И.П.Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро­шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

2.5. ОБЩЕНИЕ

Человек - существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его члена­ми, которое называется общением.1

Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обсто­ятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое обще­ние. Речь - важнейшее социальное свойство человека. Часто ко­роткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с по­мощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений - все это несет определенную информацию. Форма­ми неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализа­ция. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцеп­тивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное об­щение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще воз­можно между близкими людьми - родителями и детьми, влюб­ленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких лю­дях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное обще­ние - это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от го­ворящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

Диалог - наиболее распространенная форма вербального обще­ния. Он предполагает самостоятельность и активность его участ­ников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога про­ходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог - основной способ передачи информации между людьми и в обьщеннои жизни.

Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при со­вместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного об­щения люди приспосабливаются друг к другу, между ними воз­никают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоро­вой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, туше­ние огня пожарниками совместно с жителями соседних домов - все это виды интерактивного общения.

В связи с развитием средств передачи информации видовое раз­нообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выде­лить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-обще- ние. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотно­шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинако­вым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как извест­но, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приво­дит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями ко­торой становятся все участники общения. Коммуникация же пред­полагает передачу информации одним субъектом другому без об­ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, ин­формационная функция. Общение служит средством передачи ин­формации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую ин­формацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитатель­ная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образ­цы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа­ния совместной деятельности людей и включения человека в об­щество как равноправного его члена.

В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуще­ствляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

Бытовое {повседневное) общение - это общение между близки­ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повсе­дневной бытовой жизни.

Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в про­цессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инст­рукций, указаний и имеет целью достижение положительных ре­зультатов трудовой деятельности. В рамках делового общения ру­ководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способ­ствовать улучшению качества работы.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, роди­тели могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кан­дидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, орга­ны пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обра­щаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза на­казания и т.д.

Обучающее общение - это воздействие обучающего на обучае­мого с целью привить ему определенный комплекс знаний, уме­ний и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведе­ний, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обы­денной жизни.

Культурное общение связано с взаимодействием людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посе­щение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных кол­лективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

Научное общение сопровождает научно-исследовательскую дея­тельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велоси­пед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разде­ляющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимо­действие представителей разных направлений в музыке, искусст­ве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на ос­нове сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

Ритуальное общение - это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жиз­ни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, вхо­дящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при со­вершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие пригла­шения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

Одной из разновидностей ритуального общения выступает эти­кет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом на­зывают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведе­ние в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

Наиболее распространенное правило в нашей жизни - это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержан­ным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчи­ненный - с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с челове­ком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при при­ветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протяну­той для рукопожатия, считается оскорблением.

Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину - женщине, сотрудника - ру­ководителю. Отдельного человека представляют группе.

На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опозда­нии следует извиниться и объяснить причины задержки.

Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет не­вежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспраши­вать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хо­тели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стари­ками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой жен­щине, выбора темы для разговора в обществе т.д.

Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы об­щения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скром­ность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.

Вопросы и задания

1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?

2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.

3. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимо действия людей. Приведите примеры.

4. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете?

5. В чем состоит различие общения и коммуникации?

6. Какие функции выполняет общение?

7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?

9. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать куль турным?

10. Опираясь на слова Б.Шоу, определите значение общения: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими ябло ками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

2.6. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как си­нонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек - это существо биологического вида homo sapiens. Индивид - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом яв­ляется любой из нас. Каждый человек от рождения наделен осо­быми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфи­ческие черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однознач­ного ответа. С одной точки зрения, личность - это человек, обла­дающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность - это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему со­циальных отношений посредством активной предметной деятельно­сти и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения соци­альных функций и развития самосознания. Самосознание - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в ка­честве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступа­ет социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной ак­тивности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в про­цессе воспитания, образования, общения и практической дея­тельности. Одни люди от природы активны, энергичны и дея­тельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих со­циальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности свя­зывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятель - ности. В этом случае активность может быть выражена в конкрет­ных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают резуль­таты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно свя­зано понятие «социальный субъект» - человек, способный к ак­тивной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как норматив­ная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личнос­ти, в наибольшей степени отражающий особенности данной куль­туры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функцио­нирования данной группы. Так, в университете существуют пред­ставления о том, каким должен быть студент, в армии - воен­нослужащий, на заводе - рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность - это человек, привер­женный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распрост­раненный на данной территории и в данный момент времени. Мо­дальная личность отражает реальное положение человека в обще­стве. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может су­ществовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к ис­полнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная - более динамична. Со сменой ус­ловий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического - тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни полу­чает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней соци­альной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуве­ренность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо соци­альной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие фак­торы. В первую очередь это наследственность. От родителей чело­век получает набор индивидуальных свойств внешности, здо­ровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большин­стве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основ­ных они могут выступать тогда, когда человек существенно отли­чается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для форми - рования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности - социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориенти­руется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и об­щество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые фор­мируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, на­зываются социальными.

L< Социальные отношения - это устойчивая система связей инди­видов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельно­сти он должен учитывать интересы других людей. Так, для дости­жения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необ­ходимо уметь построить правильные отношения и с начальника­ми, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различ­ных социальных групп) и психологический уровень (непосредствен­но межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные усло­вия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирова­ния личности необходимо стремление человека к самосовершенство­ванию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способно­сти человека. Способностями называют индивидуально-психичес­кие качества человека, которые позволяют ему успешно приобре­тать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов челове­ка, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким- либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способ­ность и талант - врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Раз­витие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантли­вого человека, постоянно развивающего свои способности и до­стигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называ­ем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в исто­рии, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Лич­ность - это результат становления индивида, развития его спо­собностей, накопления опыта. Личность характеризуется разви­тым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением при­нимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способно­стью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации Соци- ализация- это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс со­циализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возраст­ные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные гра­ницы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет на­чальную социализацию, период зрелости и старости - продолжен­ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продол­женной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание - при­витие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспи­тания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во вто­ром - ребенок воспринимает образцы поведения, подражая ро­дителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформи - ровать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответ­ствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответствен­ность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Про­цесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрасто.м он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы­вается самовоспитанием.

Самовоспитание - свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение уси­лий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска - признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, со­стоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, пото­му что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает науч­ные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, создан­ные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.7. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Духовный мир человека - это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.


Вернуться назад на

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Гностические профессии. «Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами), или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений».

«Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств.

Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах».

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения), на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус), на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада), на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус). Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него.

Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню.

А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней).

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

Профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

Профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

Профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи­вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста­новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи­тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че­ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы­ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об­служивание материальных предметов. В экономической сфере не­производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то­варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал­ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату­ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ­водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи­ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо­щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи­вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо­собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ­ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не­скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо­лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея­тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис­ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди­ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив­ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера­ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от­дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова­тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди­видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз­награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо­вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ­ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали­чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про­фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи­ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо­чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо­кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру­ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз­можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо­вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по­зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини­циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно­ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест­но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе­ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе­ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю­дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе­зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав­мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника­ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу­манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля­ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо­бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы­вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело­век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше­ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту­альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу­чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи­тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле­жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус­ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач­ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея­тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по­мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз­вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж­ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез­мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви­ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра­сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер­шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по­зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про­цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро­лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг­рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни­ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво­лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си­туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило­жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес­сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум­ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио­нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин­дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме­ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро­шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

План урока: Деятельность и ее виды. Человек в учебной и трудовой деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Деятельность – проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.

Субъектом деятельности являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так из руды производят металл, из глины – посуду, из кирпичей – дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.).

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности структуру.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельности.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности.

Труд – это деятельность, которая отличает человека от животных.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д.

В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный.

Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.).

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов (перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание, ремонт дома и т.д.).

Но человечество создает не только материальные предметы, но и накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический .

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным.


Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной .

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа – это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий.

Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист.

Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью .

Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург, врач-терапевт, учитель математики.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием.

Контрольные вопросы:

1. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

2. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь умственного и физического труда?

3. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

4. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации

5. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессионализмом? Приведите примеры профессионализма

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи мо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей

и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассмат ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра зумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении беско нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все жи вое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смыс ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были.

2.4. ТРУД И ИГРА

X J Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи-

вотных. Именно труд, по мнению Ф.Энгельса, способствовал становлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производтельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем

собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.)- По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу(хобби), например собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-

ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание и т..д В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышленной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят обинтеллектуальном труде или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помощью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся -ум ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, постоянно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии умственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используют разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособленные для выполнения той или иной работы. Начиная какуюлибо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение нескольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наиболее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой -де тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная технология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных операций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уровень технической оснащенности труда, но это не исключает использования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может бытьиндивидуальной и коллективной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова- тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся индивидуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло-

жение называется специализацией, или разделением труда. Для бо-

лее эффективной организации трудового процесса необходим общение его участников. Посредством общения передается информация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа - это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью. Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врачхирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называетсяквалификацией. Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабочих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называютини-

циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, требует выполнения особых правил. Одни из них связаны с технологическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от электросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая

деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблюдение норм эксплуатации оборудования и правил по технике безопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играютусловия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возникало чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чемувынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило названиедегу-

манизации труда.

В настоящее время возникла проблемагуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего надо заменить тяжелы монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных творчески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повысить уровень культуры труда, т.е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступаетдосуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время называют временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды человек ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по Дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совершение активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из ритуальных плясок древних людей, а может быть, были способом обучения молодого поколения.

Сторонники теории биологического происхождения игры считают, что игры свойственны многим животным и в их основе лежат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных усваивают образцы поведения представителей своего вида, а брачные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой деятельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С помощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, развивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрезмерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последствиям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возрасте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в процессе игры дети произносят слова«как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ролей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участников. В игре могут быть использованы различные предметы, символы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные ситуации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью приложения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофессионально.

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудо вая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум ственного и физического труда?

5. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра

в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд

был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин-

дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И.П.Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

2.5. ОБЩЕНИЕ

v/Человек - существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое называется общением.1

Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое общение. Речь - важнейшее социальное свойство человека. Часто короткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с помощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений - все это несет определенную информацию. Формами неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцептивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное общение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще возможно между близкими людьми- родителями и детьми, влюбленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких людях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное общение - это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от говорящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

Диалог - наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников, признание важности точки зрения каждой из участвующих

в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог - основной способ передачи информации между людьми и в обьщеннои жизни.

Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей

в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при совместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоровой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, тушение огня пожарниками совместно с жителями соседних домов- все это виды интерактивного общения.

В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-обще- ние. Это с особой актуальностью поставило вопрос взаимоотно- шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как извест-

но, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без -об ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, информационная функция. Общение служит средством передачи информации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую информацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитательная функция. При общении один человек может оказыва воздействие на другого с целью привить ему определенные образцы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа-

ния совместной деятельности людейи включения человека в об-

щество как равноправного его члена.

В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

Бытовое {повседневное) общение - это общение между близки-

ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни.

Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности. В рамках делового общения руководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленн задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способствовать улучшению качества работы.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, родители могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кандидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, органы пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обрщаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону свое точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза наказания и т.д.

Обучающее общение - это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведе-

ний, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.

Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных коллективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

Научное общение сопровождает научно-исследовательскую деятельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велосипед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на основе сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

Ритуальное общение - это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жизни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, входящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие приглашения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

Одной из разновидностей ритуального общения выступаетэтикет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом называют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

Наиболее распространенное правило в нашей жизни- это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержанным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчиненный - с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с человеком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при приветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протянутой для рукопожатия, считается оскорблением.

Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину - женщине, сотрудника - руководителю. Отдельного человека представляют группе.

На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опоздании следует извиниться и объяснить причины задержки.

Похожие публикации