Правовые проблемы социального обслуживания населения рф. Проблемы социального обслуживания в россии и пути их решения. Общая характеристика социального обслуживания

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • Государственное регулирование рационального использования водных ресурсов
  • К вопросу о правовых основах государственного экологического надзора
  • Правовое регулирование рационального использования водных ресурсов
  • Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина
  • Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения

Социальная защита населения в настоящее время, с учетом сложной социально-экономической обстановки, стала одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления. Основное направление деятельности указанных органов по обеспечению и созданию условий для достойной жизни индивида направлена, прежде всего, на слабо защищенные группы населения, к которым относятся в первую очередь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми.

Действующая система социального обслуживания населения в настоящее время сталкивается с многообразными проблемами. В частности, отдельные виды помощи существуют фрагментарно, различные подсистемы социальной защиты представителей разных социальных групп изолированы, нет четких правил взаимодействия и распределения функций между министерствами и внебюджетными фондами; органам социальной защиты приходится обслуживать все большее число нуждающихся лиц в условиях уменьшения объема ресурсов для их поддержки и т.д.

Реформы, происходящие в конце XX – начале XXI вв. в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, в сфере социального обслуживания населения. В результате проводимых реформ произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, по существу превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности в РФ.

Преобразования в социальном обслуживании привели к изменениям в образцах поведения, психологии и мышлении работников социальных служб, к развитию системы высших и профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социального обслуживания населения.

Несмотря на то, что понятие «социальное обслуживание» широко используется в практической жизнедеятельности нашего общества, и в последнее время стало объектом исследований, проводимых в рамках социальной работы, социологии, социальной работы, его теоретическое обоснование практически отсутствует.

В России особый акцент был сделан на разработке правового аспекта социального обслуживания. Но без теоретического обоснования сущности и структуры процесса социального обслуживания возникают сложности, в первую очередь, в оценке эффективности социального обслуживания, в выборе адекватной модели, обеспечивающей реализацию основных принципов и направлений социальной политики государства, определении стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и т.д.

В 1990-х гг. возникает потребность стандартизации сферы услуг, что было вызвано разного рода причинами: во-первых, возрастающей ролью услуг в жизни человека, расширением спектра услуг; в частности появляются новые услуги, такие как: страховые, финансовые, налоговые, кредитования, социальные и др. Во-вторых, необходимостью контроля за качеством услуг, с целью выявления факторов, способных нанести вред физическим, психическим, духовным и социальным силам человека, а также окружающей среде. На государственном уровне стандартизация была признана с середины XX в. Основные законы в области стандартизации услуг в РФ были приняты в начале 90-х гг. XX столетия, среди них: федеральные законы «О защите прав потребителей» (1992); «О стандартизации» (1993); «Об обеспечении единства измерений» (1993); «О сертификации продукции и услуг» (1993).

Требования, которые содержались в государственных стандартах до 1 июля 2003 г., были направлены на обеспечение безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости услуг, единства методов их контроля, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являлись обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие услуг указанным требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации услуг. Иные требования государственных стандартов к услугам были обязательными для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности в силу договора, либо в том случае, если об этом указывалось в технической документации исполнителя услуг. При этом соответствие услуг этим требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации услуг. За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществлялся государственный контроль и надзор со стороны исполнительных органов государственной власти.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в статье 6 было определено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В соответствии с национальным стандартом «Качество социальных услуг», введенным в действие Постановлением Госстандарта России, установлены основные положения, определяющие качество социальных услуг. Этот стандарт устанавливает основные положения определения качества отдельной услуги, которая оказывается в учреждениях социального обслуживания населения; но, к сожалению, в стандарте не описаны положения, устанавливающие качество и эффективность процесса оказания услуги, а также отсутствуют критерии оценки качества результата, который должен быть достигнут после реализации услуги.

Сложность стандартизации услуг и их качества связана, в первую очередь, с особенностями самих услуг, среди которых можно отметить: трудность количественной оценки многих видов услуг, отсутствие показателей качества социальных услуг и др. Результаты исследования показали, что важным является разработка конкретных механизмов организации социального обслуживания населения на региональном уровне.

Отсутствие в должной мере необходимых условий для эффективного функционирования социального обслуживания лишает уверенности специалистов в перспективе их деятельности, оказывает серьезное влияние на процесс обслуживания и качество предоставляемых социальных услуг.

Перспективы существования и развития различных форм социального обслуживания зависят от разного рода условий, среди которых:

  • законодательные – развитие нормативно-правовой базы на федеральном, региональном уровнях;
  • организационно-структурные – уровень развития в целом системы социального обслуживания и его отдельных структурных элементов;
  • финансовые – уровень направляемых финансовых средств на развитие и функционирование системы социального обслуживания;
  • кадровые – уровень квалификации специалистов, условия переподготовки и повышения квалификации исполнителей;
  • информационные – уровень открытости и доступности информации о предоставляемых социальных услугах.

Таким образом, в настоящее время актуальны исследования проблем обеспечения качества социальных услуг, разработки стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявления особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление качественных социальных услуг.

Обеспечение соответствия услуг и процесса обслуживания этим требованиям входит в число задач стандартизации социального обслуживания населения. В связи с этим, особую актуальность представляет исследование вопросов стандартизации социальных услуг, предоставляемых населению; анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс предоставления и потребления социальных услуг разными группами населения; определение механизмов стандартизации социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
  3. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  4. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова т.р. исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  5. Актуальные проблемы объективации аграрной политики государства Ханнанова Т.Р.Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.
  6. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  7. Юридические поступки в системе социально-экономического развития россии Ханнанов Р.А.Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.
  8. Правовая природа бездействия и каузальность Ханнанов Р.А. Государство и право. 1978. № 4. С. 128.
  9. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере республики башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011
  11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

Увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

Увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

Оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Особенностью современной демографической ситуации в России является тенденция увеличения продолжительности жизни и рост доли населения старше трудоспособного возраста. Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям.

В современном обществе у граждан старшего поколения происходит постепенная переориентация от простого дожития к активному включению в общественную жизнь. Изменилось и целевое назначение социального обслуживания на дому, которым является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в благоприятной среде, продление их жизненной активности в привычной для них обстановке.

Система социального обслуживания населения в настоящее время претерпела значительные изменения.С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который ориентирован в первую очередь на индивидуальный подход в решении проблем пожилых людей и инвалидов и оказания более четкой и адресной помощи. В законе по-новому определяется понятие «социальная услуга», которая может быть разовой, периодической и постоянной и предоставляется для улучшения условий жизнедеятельности граждан и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.

Решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более непосредственного участия общества, поиска новых форм социального обслуживания. В настоящее время пожилые люди отдают предпочтение формам и методам социального обслуживания, позволяющим сохранять физическое здоровье, развивать интеллектуальные способности, поддерживать психоэмоциональное и духовное состояние в равновесии. В этих условиях традиционные формы обслуживания становятся недостаточными. Созданию условий для качественных социальных изменений служат инновационные социальные технологии.

В последнее десятилетие активно стала развиваться система полустационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся частные жилые дома для комфортного проживания пожилых людей. Наиболее востребованными стали клубы социальной взаимопомощи и творческих интересов. Внедряются такие технологии, как «Виртуальный туризм», «Санаторий на дому», «Мобильная бригада» для граждан, получающих социальные услуги на дому. Пожилые люди и инвалиды регулярно привлекаются к проведению фотовыставок, выставок творческих работ и разнообразным акциям в надомных отделениях.

Не секрет, что в последнее время в стране имеет место ухудшение состояния здоровья нации. В российском обществе растет число граждан со значительными ограничениями жизнедеятельности. Многие нуждается в постоянной посторонней помощи. В связи с недостаточно развитой сетью хосписов и большой очередностью на получение мест в учреждениях стационарного социального обслуживания в надомных отделениях реализуются стационарозамещающие технологии: службы «Надомных сиделок», «Хоспис на дому», «Выходные без одиночества» и др.Также существует необходимость в сохранении отделений сестринского ухода при ЛПУ, где больные временно получают квалифицированную помощь до помещения в дом-интернат, а некоторые в результате полноценного ухода возвращаются домой. Из опыта работы стало понятно, что тесное сотрудничество социальных и медицинских работников способствует улучшению качества жизни получателей услуг. Модернизация системы стационарного социального обслуживания, строительство геронтологических и геронтопсихологических центров требует огромных денежных средств, а потребность в ресурсах возрастает, что подтверждает недостаточность объѐмов оказания государственными структурами социальных услуг. Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли общественных фондов, благотворительных и религиозных организаций, что будет способствовать развитию конкуренции в сфере оказания социальных услуг, а, следовательно, и улучшению их качества.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Специалист по социальной работе
Уколова Н.Ю.

Т. А. Куприянова

проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста

Увеличение продолжительности жизни - одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %1. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная - наименьшая за все время после 1950 года»2. Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Становление социального обслуживания пожилых людей

В Российской Федерации социальное обслуживание как производственный сектор конституировалось относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее. До 1987 г. система социального обслуживания пожилых в нашей стране была представлена только Домами ветеранов и инвалидов. Актуальность проблем, связанных с необходимостью развития новой системы социального обслуживания, в 1980-1990-х гг. была предопределена плохим качеством обслуживания в этих учреждениях, их малочисленностью и отсутствием каких-либо альтернатив им.

Нормативно-правовая база организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х гг. Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральных Законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. №95-ФЗ и ФЗ № 122 от 05.08.1995 (в ред. 2004 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Повсеместно начали открывать отделения социального обслуживания на дому, которые впоследствии реорганизовали в учреждения социального обслуживания

© Т. А. Куприянова, 2009

граждан пожилого возраста и инвалидов. На основании приказа № 7 от 27.01.1988 г. Новгородского областного управления социального обеспечения в городе Чудово при отделе социального обеспечения районной администрации было создано первое отделение социального обслуживания на дому.

Создание и развитие системы учреждений социального обслуживания на дому смогло обеспечить новые формы социальной защиты малоимущему и престарелому населению. Учреждения социального обслуживания на дому частично сгладили шок перестроечных реформ. Но и сейчас большое количество россиян продолжает находиться в трудной жизненной ситуации (морально и материально). Современные условия жизни, особенно в глубинке, «не предоставляют социальной безопасности и защищенности от последствий недальновидных социальных реформ»3. Ситуация меняется медленно, события осени 2008 г. еще более обострили социальную напряженность, поэтому наблюдается неприятие и самих реформ людьми среднего и пожилого возраста. У многих пожилых людей «пессимистическое восприятие настоящего приводит к идеализации (иногда не оправданной) прошлого и неверию в будущее»4. Надежды многих на быстрые и успешные реформы давно исчезли, а уровень пенсий, призванный обеспечить не только прожиточный минимум, но и достойную старость, оставляет желать лучшего. «Либерально-монетаристская политика российских правительств, которая, несмотря на тактические колебания, оставалась неизменной в своей основе с 1992 г., не отвечает потребностям российского общества. Она требует замены на политику развития и значительного реального, а не декларативного, повышения жизненного уровня населения».5

Нерациональная система льгот еще больше обостряет проблему расслоения общества. Зачастую адресная помощь используется как средство стимулирования активности избирателей. Это снижает доверие людей к государству как к институту власти. В стране сложилась парадоксальная ситуация: продолжает увеличиваться доля пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий этого фактически не предпринимаются. У нас в стране нет научно выработанных методов психофизической адаптационной работы с такой многообразной категорией граждан, какой являются пожилые. Возрастающее количество престарелых людей требует формирования новых целевых программ, создания и распространения различных научных программ адаптации и, соответственно, дополнительного финансирования.

Две основные задачи социального обслуживания в современных российских условиях - традиционное (по социально-бытовому обслуживанию пожилых людей) и новое (по активизации жизненной позиции пожилых граждан) - также требуют скорейшего решения.

Пожилые люди в условиях социально-экономического реформирования

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям порождает серьезные социальные и личностные проблемы.

Возрастной период после выхода на пенсию в любых условиях не прост. В пожилом возрасте значительная часть достижений человека уже в прошлом. Задача общественных и государственных структур - выявить и поддержать интересы и новые цели (в том числе переподготовку и переквалификацию) людей этой возрастной категории, чтобы продлить

их активное трудовое участие в жизни общества с обоюдной выгодой. Ученые дают рекомендации по формированию убежденности пожилых людей в «необходимости продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста, а у работающих пенсионеров - удлинения ее сроков»6.

Значительная часть пенсии, которая у большинства «ушедших на покой» пенсионеров является основным источником доходов, тратится на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание. Особенно дороги бывают медицинские услуги и лекарства. К сожалению, образ жизни многих россиян еще очень далек от идеала, и возлагать ответственность за ухудшение здоровья только на медицину некорректно. От усилий врачей здоровье зависит всего на 9 %, тогда как в основном оно определяется образом жизни (51 %), зависит от наследственных факторов (20 %) и окружающей среды (20 %)7.

Результаты многих научных исследований и опыт ныне здравствующих долгожителей, опровергают представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом. «Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона»8. Требуется целенаправленная, научно обоснованная и планово-институциональная практическая работа по преодолению стереотипов восприятия старости как самими пожилыми, так и их родственниками и окружающими. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Современная жизнь диктует всем российским гражданам необходимость активно укреплять и сохранять свое здоровье. И занять такую жизненную позицию их вынуждают значимость здоровья и его ведущее место в шкале жизненных ценностей общества.

Многие экономически развитые страны основное внимание уделяют оздоровлению граждан. Известный русский демограф А. Г. Вишневский пишет, что в «1960-1990 гг. душевые расходы на здравоохранение выросли в пять раз. А где-нибудь во Франции или Японии - чуть не в сорок. Разница, конечно, существенная, эффект тоже. Наше государство скупо на вложения в здоровье...»9. Минздрав строит свою работу по принципу «министерства борьбы с болезнями» и считает, что оно не причастно к причинам высокой смертности. Вся профилактическая работа этого министерства фактически ограничивается словами «Минздрав предупреждает». Ресурсов много, и объединив усилия всех, можно изменить кривую «долговременного кризиса смертности». Все больше становится очевидной необходимость разработки мер стимулирования тех граждан, которые поддерживают высокий уровень работоспособности, заботятся о своем здоровье и сохраняют его. Именно здоровье, лежащее в основе активной жизненной позиции, во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние.

Физкультурно-оздоровительная и просветительская работа с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностей укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях ведется в крайне малых объемах из-за недостаточного финансирования.

Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывается на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с ней утверждается, что пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми видами и формами. Любой пожилой

человек в обществе способен найти место, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. В настоящее время данная теория - самая популярная во многих западных странах. В соответствии с концепцией продуктивного старения считается, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, продуктивна. Подготовка и обучение пожилых людей, направленные на овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность, как дома, так и вне его - тоже продуктивная деятельность. Как отмечает Э. В. Карюхин, так называемое «пассивное пенсионерство» приводит к ранним появлениям старческих деструктивно-дистрофических изменений органов и тканей организма и их быстрому развитию. Обращаемость за медицинской помощью пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, составила 6,1 % против 69,2 % среди людей, прекративших работать в связи с достижением пенсионного возраста10. Еще четверть века назад

Н. Н. Сачук, Н. В. Вержиковская, Е. Н. Стеженская на основании обобщений результатов ряда медико-социальных исследований, проведенных Институтом геронтологии АМН СССР, пришли к выводу, что «трудовая деятельность лиц пожилого возраста, сохранивших достаточную работоспособность, является целесообразной с биологической, социальной и экономической точек зрения»11.

Пожилые люди, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют компетентность в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально-активными. Рассмотренная концепция является ведущей при разработке многих социально-геронтологических проектов. Поэтому складывающаяся ситуация, вызванная общественными потребностями, требует сохранения и укрепления здоровья пожилых людей, создания условий для активизации социального поведения и продуктивного старения и его пропаганды. А в системе социального обслуживания необходимо перейти от опекающих стратегий к стимулирующим и предупреждающим, перекладывая часть забот о благополучии людей, нуждающихся в помощи, на них самих.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан

Федеральный Закон № 122 от 02.08.1995 г. (в ред. 2004 г.) «О социальном облужи-вании граждан пожилого возраста и инвалидов» передал государственные полномочия в области оказания социальных услуг субъектам федерации. Соответственно, субъекты РФ несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, проводя законотворческую интеграционно ориентированную социальную политику с учетом дифференцированного подхода, специфики интересов различных групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода. Новые условия усиливают роль региональной системы социальной защиты, как наиболее приближенной к потребностям каждого конкретного человека. Следует отметить, что «реализация социальной политики в отношении пожилых осуществляется посредством множества социальных программ различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Степень эффективности этих программ оценить очень трудно, критерии не разработаны,

а данные не публикуются. Очень важна роль государства, как координатора программ

разных уровней»12.

Анализ положения граждан предпенсионного и пенсионного возраста в различных аспектах позволяет сделать следующие предложения:

1. Необходимо активизировать работу с людьми предпенсионного и раннего пенсионного возраста; принимать меры для повышения уровня ответственности за свое состояние самих пожилых людей, акцентируя внимание на самопомощи и взаимопомощи.

2. С помощью СМИ и некоторых законодательных актов начать формирование психологической установки на долговременное самообслуживание, всесторонне освещая пожилого человека, как «положительного героя», перемещая акцент с немощи и болезни на активность и мудрость, а также изменить формы и методы работы по профилактике, оздоровлению и реабилитации.

3. Проводить планомерную переориентацию настоящих и будущих пенсионеров на новые или иные сферы деятельности с учетом физических и творческих способностей и возможностей.

4. Государству необходимо предпринимать срочные меры для воплощения вышеназванных задач в действительность.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов призвано способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстановлению или усилению способности к самообеспечению и самообслуживанию.

Инфраструктура социальных учреждений Чудовского муниципального района разветвлена и охватывает практически все сферы социальной жизнедеятельности, но при этом существующая система надомного социального обслуживания недостаточно эффективна и не способствует как активизации самих обслуживаемых, так и интеграции их в общество. Созданные в 1988-1989-х гг. отделения не удовлетворяли растущий спрос на разного рода социальные услуги, и со временем пришлось открывать специализированные отделения - социально-медицинское и социальной реабилитации. Специалисты учреждений, приходя домой к пенсионерам и инвалидам, узнают об их проблемах и нуждах и оперативно принимают решение о дальнейшем обслуживании конкретного гражданина и оказании ему помощи: закупают медикаменты, продукты, помогают навести порядок, помыться, оплачивают коммунальные услуги, оказывают первую доврачебную помощь, проводят назначенные лечащим врачом медицинские процедуры и т. д.

Фактически учреждение является в некотором смысле «Службой спасения» для пожилых и инвалидов района.

Государственное учреждение «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», как и все учреждения этого профиля, выполняет три важные задачи:

Организации действенной системы качественного социального обслуживания в районе, оперативного реагирования на запросы обслуживаемых, качественное выполнение социальных услуг в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг и внедрение дополнительных насущных услуг;

Организации мероприятий по активизации жизненной позиции пожилых и инвалидов;

Подготовки кадров для социального обслуживания пожилых и инвалидов.

В действительности социальными работниками в общей массе трудятся люди без достаточной теоретической и практической подготовки. Многие получают навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы. Важно заметить, что социальная работа - низкооплачиваемая, не имеет высокого статуса и престижа. Немногие задерживаются на ней надолго. Лишь часть их руководствуются принципами гуманности, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В сельском

секторе, в силу специфики малых населенных пунктов, где все друг друга хорошо знают, выполняемые услуги выходят далеко за пределы, перечисленных в перечне гарантированных государством социальных услуг, чего нельзя сказать о городе. Низкая мотивация к труду, выполнение должностных обязанностей в меру внешней необходимости, безучастно и механически, могут быть преодолены с помощью обучающих тренингов, семинаров, консультаций и достойной оплатой.

Оптимизировать труд социальных работников, возможно, следует через разделение функциональных обязанностей: одни занимаются бытовой сферой (уборкой, заготовкой дров, выполняют работу грузчиков, электриков), другие непосредственно выполняют социальные услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг (приобретение продуктов, медикаментов, оплата коммунальных услуг), третьи контролируют, проводят опросы, обследования, составляют отчеты и ведут беседы с обслуживаемыми (по противопожарной безопасности, антитеррористической деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам и др.), медицинские работники наблюдают за состоянием здоровья, выполняют назначенные медицинские процедуры, проводят реабилитационные мероприятия и т. п. А в сложившейся ситуации надомного обслуживания социальный работник - и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

Растет потребность в различных индивидуализированных социальных услугах и в увеличении количества занятых в социальных службах работников. Одной из задач, вызывающих трудности в практической работе, является переизбыток одних социально-бытовых услуг и недопроизводство других. Так, нуждаемость в некоторых услугах (стирка, уборка, мытье и т. п.) намного превышает фактически оказываемые в государственных учреждениях.

В Чудовском районе крайне слабо развита инфраструктура учреждений, оказывающих бытовые услуги населению. Здесь большое поле деятельности для развития негосударственных учреждений социально-бытовой сферы. Рыночные отношения вносят свои коррективы. С нынешними пенсиями пожилые люди не могут выступать в качестве адекватных потребителей насущных услуг. Внесение некоторых услуг в перечни дополнительных в государственных учреждениях частично сможет улучшить ситуацию на рынке социально-бытовых услуг. Но тут встает вопрос: «Кто будет оказывать эти услуги?» В штатных расписаниях не предусмотрены соответствующие должности, а руководитель ограничен буквой закона. Одной из причин недопроизводства одних услуг и избытка других (беседы, услуги библиотек, покупка продуктов, и т. п.) является сама система оплаты за обслуженного человека, а не за количество и качество выполненных услуг. Зачастую социальные работники оказывают не насущные услуги. Идет подмена необходимых услуг мало затратными и легко выполняемыми, тем самым, пожилые люди ограничиваются в самостоятельности.

Много вопросов в практической работе возникает по стимулированию труда. Достойная оплата качественно выполненной работы стимулирует работников. Заслуженное материальное поощрение рождает моральное удовлетворение, а отсутствие заинтересованности в результатах труда в итоге разрушает мотивацию, разлагает работника и саму систему. Очевидно, следует четко установить, сколько конкретно времени (трудозатрат) должен потратить социальный работник на конкретного обслуживаемого, с учетом сохранной способности пожилого или инвалида к самообслуживанию, а не 2-3 и 3-4 посещения в неделю, как сейчас установлено законодательством. Важно увязать заработную плату с количеством и качеством выполняемых услуг, а не с количеством обслуженных человек. Ограниченный фонд премирования в размере 2 % не позволяет в достаточной степени стимулировать добросовестных работников.

Не менее важной для сферы социального обслуживания является задача обучения кадров, которую необходимо решать срочно и на государственном уровне. Планово в масштабах каждого субъекта РФ необходимы регулярные обучающие занятия (курсы) по повышению профессиональной квалификации (как в сфере здравоохранения). В стране мало специализированных учебных учреждений, где готовят социальных работников, специалистов по социальной работе, психологов и медицинских работников гериатрического профиля.

Изменение приоритетов: от пассивного ожидания помощи к расширению самообслуживания и долголетию

ГУСО «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» приступил к планомерной работе по продлению активного участия пожилых в жизни местного сообщества, повышению вклада в социальное и культурное развитие района. Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям приобрести подобающий им социально-ролевой статус, ибо их самый ценный капитал - знания, профессиональный опыт - следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния района. Профилактику старения необходимо начинать в молодости, уделяя внимание массовым видам спорта и всевозможным оздоровительным клубам и кружкам в зрелые годы. При отделении социальной реабилитации работает созданный в 2006 г. спортивный клуб «Здоровье».

Улучшение физического состояния пенсионеров, появление новых друзей, новых целей и обязанностей, частичная регрессия заболеваемости, снятие напряженности и многое другое дают занятия в отделении социальной реабилитации. Совместные занятия в группах по интересам: лечебная физкультура, лечебно-трудовая терапия, компьютерный класс, беседы с психологом, лекции по интересующим вопросам, которые проводят специалисты разных профилей (священник, нотариус, работники МВД, Пенсионного фонда и др.) - разнообразят будни пенсионеров. Активное общение, обмен опытом (семенами, рецептами и т. д.) уже после занятий; снятие проблем, связанных с гиподинамией улучшают самочувствие и повышают самооценку. В развитии такого общения, взаимопомощи видится первый шаг к созданию на территории района групп взаимопомощи «Помоги другу», где только что вышедшие на пенсию люди смогли бы реализовать свою потребность приносить пользу другим, быть нужными обществу, помогать добрым словом, оказывать необременительные услуги тем, кто находится в более трудном положении, видя в этом дальнейшую цель самореализации.

Создание и распространение обучающих программ по жизнеобеспечению в пожилом возрасте, повышение компетентности в вопросах реабилитации и сохранения здоровья пожилых людей, включая приобретение теоретических знаний в разнообразных сферах жизнедеятельности и практических, направленных на активизацию жизненной позиции и удлинение периода трудоспособности и самообслуживания, со временем может дать свои положительные результаты. Обучающие тренинги с психологом по овладению специальными технологиями управления своим эмоциональным и психологическим состояниями, технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах, минимизации деструктивных форм общения, а также знания о мерах профилактики различных заболеваний с учетом особенностей физиологии в гериатрическом возрасте требуют широкого распространения.

Второй аспект данной работы - подключение молодых пенсионеров к оказанию надомной помощи престарелым, тем, которые уже не могут выходить за пределы своего жилища. Формы такой помощи могут быть разными: от изготовления вещей на занятиях лечебнотрудовой терапей, до обычного посещения, беседы, выполнения необременительной работы

по дому. Дальнейшая реализация планов по созданию групп взаимопомощи «Помоги другу» поможет реально изменить ситуацию в районе среди лиц, недавно вышедших на пенсию, частично решить проблемы занятости, организации досуга и дефицита общения, улучшить профилактику заболеваемости и преждевременного старения.

Для улучшения эффективности оказания надомной помощи пожилым людям регулярно проводятся обучающие занятия по повышению профессионализма социальных и медицинских работников учреждения с привлечением специалистов различного профиля. При оказании помощи обслуживаемым большое внимание уделяется не только так называемому повседневному уходу, под которым подразумевается оказание помощи пожилому человеку в удовлетворении различных витальных потребностей: в еде, питье, умывании и т. д. Особое внимание сотрудники «Чудовского ЦСО» уделяют душевному состоянию подопечных. Ведь крайне важно не только физическое здоровье, но и оптимистическое отношение к жизни.

Параллельно с внедрением в социальную работу рыночных механизмов следует развивать и стимулировать взаимопомощь и самопомощь, активизируя жизненную позицию, увеличивая активный период долголетия, улучшая качество жизни пожилых людей. Эти новые технологии социальной работы, безусловно, очень актуальны в настоящее время и вызывают неподдельный интерес среди разных слоев населения.

Отделения дневного пребывания в нашем учреждении нет, т. к. те, кто такие отделения обычно посещает, сами еще могут работать и приносить доход или другую пользу себе и государству. Видимо, следует изменить формы работы: организовывать профессиональное переобучение, переквалификацию; клубы или кружки по интересам для пенсионеров - это более необходимо и выгодно (пенсионеры, особенно только что вышедшие на пенсию, смогут работать, вместе проводить досуг и заниматься любимым делом в свободное от работы время).

Отделения социальной реабилитации также должны исполнять свою основную социальную функцию - организовывать досуг, заниматься вопросами поддержания здоровья, переквалификации или перепрофилирования, а не подменять или заменять медицинские реабилитационные отделения. Должно быть четкое разграничение: после болезни, в период восстановления рядом с человеком должны находиться квалифицированные медики (работа должна вестись непосредственно в направлении восстановления здоровья и моральнопсихологического настроя). Когда человек уже на своих ногах и в «здравомыслии», должна продолжаться социальная реабилитация, направленная на то, чтобы помочь человеку снова влиться в социум, поддерживая и корректируя состояние его здоровья, вовлекая его в ту или иную посильную деятельность.

Работники отделения срочного социального обслуживания могут регулировать, координировать направления деятельности по оказанию реальной оперативной помощи наиболее нуждающимся и выступать связующим звеном между поколениями, продолжая развивать взаимосвязь, передачу опыта, повышать социальную значимость и востребованность пожилых людей, способствуя улучшению качества социального обслуживания.

Очевидно, что предоставление социальных услуг по уходу на дому, когда пожилой человек продолжает оставаться в привычных для него условиях, сохраняя прежний быт и социальные связи, обходится государству в десятки раз дешевле, чем содержание в специализированных учреждениях. Развивая сектор социального обслуживания, нужно внедрять новые технологии, оптимизируя и перераспределяя средства на:

Организацию дополнительного образования в третьем возрасте, профессиональное переобучение или переквалификацию;

Стимулирование активной жизненной позиции и передачу опыта молодым;

Создание условий для реализации невостребованного творческого потенциала и возможностей увеличения самоорганизации пожилых людей;

Пропаганду опыта «здорового старения» (развития сети клубов по интересам и спортивных секций для пожилых людей и т. п.);

Организацию доступной среды и безопасного жилья; качественного медицинского и индивидуализированного социального обслуживания;

Для устойчивого функционирования и эффективной организации социального обслуживания в современных условиях уже невозможно ограничиться традиционными сферами деятельности. На первый план выходят новые направления:

Переход от опекающих стратегий обслуживания к активизирующим; восстановление социального статуса пожилых и снижение иждивенческих ожиданий;

Социальное партнерство с муниципальными структурами, бизнесом, общественными организациями и населением;

Расширение инфраструктуры учреждений и частичная реорганизация действующей;

Активизация самопомощи, организация мобильных групп взаимопомощи (особенно в отделенных деревнях);

Планирование на долгосрочную перспективу, социальный маркетинг, регулярный мониторинг потребностей в социально-бытовых услугах;

Разработка проектов по сбору и привлечению дополнительных средств;

Подбор и обучение сотрудников и добровольцев;

Работа со средствами массовой информации и другие.

Цель сегодняшней политики социального обслуживания - найти новые возможности для баланса работающих в социальных структурах и зависимых клиентов социальной работы, перераспределить, а лучше - оптимизировать расходы на социальное обслуживание. Только при наличии соответствующего финансирования, подготовки квалифицированных кадров для системы социального обслуживания и изменений в психологии общества можно создать действенную систему социального ухода, оздоровления и активизации жизненной позиции пожилых. Ведь по отношению к пожилым, по условиям их существования правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе.

1 Итоги 3-го Всероссийского конгресса социологов: Отчет о работе секции 27 «Проблемы старшего поколения». иЯЬ: www.isras.ru.

Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 133.

3 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России 90-х годов. СПб., 1998.

4 Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. М., 2001. С. 40.

5 Бельчук А. И. Общие итоги системных реформ. иЯЬ: www.perspektivy.info/rus/nashe.

6 СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 15.

7Лобжанидзе А. А., Грызунов В. В. Пожилой человек. Тосно, 2004. С. 271.

8 Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России. иЯЬ: www.per-spektivy.info/rus/nashe /social_material_emotional_klimat.htm.

9 Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 175.

10 Карюхин Э. В. Трудовая активность пожилых людей. иЯЬ: www.dobroedelo.ru.

СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 10.

12 Социология: учебник / под ред. Н. Г. Скворцова. СПб., 2006, С. 533.

Под понятием "инвалидность" (понимается "постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм" .

Инвалидность - понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Пожилые инвалиды в нашем обществе - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является материальная поддержка (пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, появлением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам. Поэтому существенную роль в системе социальной защиты пожилых инвалидов сегодня играет социальное обслуживание, поскольку оно направлено на удовлетворение их базовых потребностей.

Организации социального обслуживания пожилых граждан придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. Составным элементом социального обслуживания является оказание социальной помощи на дому пожилым и инвалидам.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан и инвалидов.

Проблема социальной помощи пожилым и инвалидам имеет общегосударственное значение. Об этом свидетельствует внимание законодателя к данной проблеме.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов в Российской федерации строится на основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

Проблема удовлетворения базовых потребностей пожилых людей и инвалидов, улучшения качества их жизни - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г., Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с инвалидами и людьми пожилого возраста являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) в нашей стране развивается система социальных служб.

Названные законы устанавливают правовое регулирование в области социального обслуживания населения, в том числе пожилых и инвалидов.

В Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" даны основные понятия, применяемые в области социального обслуживания, определены системы социальных служб (государственная, муниципальная и иных форм собственности), указаны принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг (адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации). Статья 6 Закона посвящена вопросам соответствия социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В Законе названы права членов семьи на социальное обслуживание и получение различных социальных услуг, как в домашних условиях, так и в учреждениях социального обслуживания; определены вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений социального обслуживания и порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок их финансового обеспечения, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: "О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" Указ Президента Российской Федерации О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.99 г. N 1474); "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (октябрь 1992г.); "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"; "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (15 апреля 1996г.); "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" (18 июля 1996г.).

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

  • - от 29 октября 1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения";
  • - от 27 июня 1999г. №28 "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • - от 27 июля 1999г. №29(31), "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения", "Комплексный центр социального обслуживания населения".

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. N 70

"О федеральной целевой программе "Старшее поколение"". Программа "Старшее поколение" должна способствовать социальной поддержке пожилых людей, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Таким образом, государство придаёт большое значение вопросам социальной защиты пожилых людей и инвалидов: сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым инвалидам, выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми инвалидами.

Инвалидность как медико-социальная проблема.

Показатели инвалидности, являясь важным медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово "инвалид" происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность - это социальная недостаточность. Социальная недостаточность -- это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т. е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека. Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • 1. нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);
  • 2. нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);
  • 3. двигательные нарушения;
  • 4. висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;
  • 5. уродующие нарушения;
  • 6. нарушения, связанные с причинами общего характера. На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:
  • 1-я степень - незначительно выраженные нарушения функций;
  • 2-я степень - умеренно выраженные нарушения функций;
  • 3-я степень - выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, являются:

  • 1. способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;
  • 2. способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;
  • 3. способность к обучению, т.е. способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);
  • 4. способность к труду, т.е. способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека, а также соответствующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии;
  • 5. способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;
  • 6. способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;
  • 7. способность контроля за своим поведением, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидности. У граждан, полностью утративших способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), устанавливается инвалидность I группы. II группа устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособности, наступившей вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами. Эта группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по состоянию здоровья на другую, более легкую работу, требующую меньшего напряжения и, как правило, не такой высокой, как прежде, квалификации. При определенных анатомических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера выполняемой работы. С учетом тяжести (степени) инвалидности определяются размер пенсии, объем других видов обеспечения и обслуживания.

Признание человека инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) возможно только при проведении медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специальные учреждения Бюро медико-социальной экспертизы. Бюро медико-социальной экспертизы входят в Государственную службу медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Медико-социальная экспертиза - это определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  • 1. определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах социальной защиты;
  • 2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • 3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • 4. участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  • 5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • 6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2010 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. -- 50,0). Это связано как с объективными причинами - ухудшением состояния здоровья населения, так и с субъективными причинами - изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание - 86 % случаев, затем идут травмы или заболевания военнослужащих - 7,6 %, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в детстве, - 4,4 %, трудовые увечья или профзаболевания - 2,0 %. В сельской местности несколько ниже доля общих заболеваний как причины инвалидности (79,8 %) и выше доля инвалидов из числа военнослужащих (10,3 %) и инвалидов с детства (7,2 %).

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3 % случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа - 9,5 % случаев, II - 62,6 %, III - 27,9 % случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.

В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3 %), далее идут злокачественные новообразования (12,7 %), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5 %), психические расстройства и расстройства поведения (6,2 %).

Среди инвалидов преобладают пожилые и старые люди, так как процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту.

Наблюдается постоянный рост числа старых тяжелобольных людей, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. Польский геронтолог Е. Пиотровский считает, что среди населения в возрасте старше 65 лет около 33% составляют лица с низкими функциональными возможностями; нетрудоспособные; в возрасте 80 лет и старше - 64%. В.В. Егоров пишет, что уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 1, 7 - 2 раза . По данным эпидемиологических исследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерно 1/5, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным является мультиморбидность, т.е. сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер, плохо подающихся медикаментозному лечению. Так, в возрасте 50-59 лет 36% людей имеют 2-3 заболевания, в 60-69 лет у 40,2% обнаруживаются 4-5 заболеваний, а в возрасте 75 лет и старше 65,9 % имеют более 5 заболеваний .

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Ситуация обостряется тем, что инвалиды в нашей стране - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты.

Особенно это касается пожилых инвалидов. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день является важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.

Похожие публикации