Ответственность за неиспользование ккм. Как избежать штрафа за неприменение онлайн-кассы. Изменения в законодательстве о ККТ

Ответственность за нарушения, связанные с применением ККТ, установлена ст. КоАП РФ. Так, осуществление расчетов без ККТ (если ее применение обязательно) влечет штраф, кратный сумме покупки, — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей.

А вот если ККТ применялась, но либо не соответствовала установленным требованиям, либо был нарушен порядок регистрации (перерегистрации), порядок и условия ее применения, на организацию может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей, на должностных лиц и ИП — от 1,5 до 3 тысяч рублей. Нарушитель может отделаться и предупреждением, но рассчитывать на массовые послабления со стороны налоговиков вряд ли стоит.

Отметим, что ранее на практике все нарушения, связанные с применением ККТ, квалифицировались контролерами как неприменение ККТ и наказывались (для организации) штрафом от 30 до 40 тысяч рублей.

Если не успели поменять ККТ

Могло так получиться, что до 1 июля 2017 года организация не успела поменять технику на новую. Будет ли в этом случае штраф?

Судя по официальным разъяснениям, в этом случае при определенных условиях штрафа удастся избежать. Как разъяснил Минфин России в письме , если лицо приняло все меры по соблюдению требований законодательства, но все же нарушило их, то к ответственности оно привлекаться не должно.

В частности, финансовое ведомство указало, что в этом случае можно исследовать договор поставки фискального накопителя. Конечно, если вы заключили договор только 30 июня и вам не успели заменить фискальный накопитель к 1 июля, то от штрафа наличие такого договора не спасет. Но вот если договор был заключен в разумный срок, то штраф не наложат.

Если ФН не соответствует системе налогообложения

В определенных случаях закон устанавливает дополнительные требования к фискальному накопителю ККТ. Например, при оказании услуг, а также при применении УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН срок действия ключа фискального признака фискального накопителя должен составлять не менее 36 месяцев. Однако у подавляющего большинства накопителей на рынке срок действия ключа фискального признака составляет 13 месяцев. Что же делать и можно ли использовать то, что есть сейчас?

По мнению ФНС России, можно. В письме налоговое ведомство напомнило, что первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр только 3 мая 2017 года, и при этом ни одного экземпляра такой модели к моменту выхода этого письма в реестре не было. Иными словами, даже в конце мая никто не мог купить и тем более использовать «правильный» фискальный накопитель.

А значит, эти обстоятельства исключают вину в совершении административного правонарушения, поэтому к ответственности за «неправильный» накопитель привлекать нельзя.

При этом, конечно, любой фискальный накопитель можно использовать только до окончания срока действия его ключа, то есть через 13 месяцев накопитель нужно будет заменить. Впрочем, эта операция достаточно проста и может быть даже произведена самостоятельно.

Формы документов, применяемых при использовании ККТ

В заключение кратко коснемся вопроса о том, какие документы нужно оформлять при применении ККТ. Напомним, что отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, ответственность за которое установлена ст. КоАП РФ.

Обязательно ли, например, вести журнал кассира-операциониста (форма КМ-4) и будет ли штраф за его отсутствие?

Минфин России ответил на эти вопросы отрицательно. В письме финансовое ведомство напомнило, что Постановление Госкомстата России , которым утверждена форма КМ-4, не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, и не относится к законодательству Российской Федерации о применении ККТ. Следовательно, по мнению финансового ведомства, оно не подлежит обязательному применению.

Не нужно применять и форму КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам». В то же время сама ККТ при возврате денежных средств покупателю применяется в обязательном порядке. На это указано в том же письме Минфина России.

Также отметим, что необходимо применять и унифицированные формы приходных и расходных кассовых ордеров — ведь они утверждены Банком России в качестве обязательных. Поэтому за их неприменение штраф более чем возможен.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Штрафы за нарушение правил работы с онлайн-кассами

Коротко говоря, штрафные санкции за неприменение или неправильное применение, а также за то, что покупателю не выдали кассовый чек, ужесточились. Причем, ужесточение штрафов довольно значительное: платить штрафы за онлайн кассы, работающие с нарушениями или вовсе не работающие, придется в разы больше.

Более того, новые санкции за нарушения настолько суровы, что в принципе могут привести к краху бизнеса. Дело в том, что по некоторым нарушениям предусмотрена возможность приостановки деятельности, то есть приостановки бизнеса на срок до 90 дней. Это для ООО и для ИП.

Если что-то подобное произойдет, например, в разгар сезона, это может привести не только к неполучению значительной части выручки, но и в целом к прекращению деятельности. Для директоров предусмотрена дисквалификация сроком на несколько лет.

Поэтому предпринимателям с 2017 года, когда онлайн-кассы станут реальностью, придется еще более тщательно смотреть за тем, чтобы торговля за наличный расчет и расчет банковскими картами и, соответственно, применение онлайн-касс происходило без нарушений, а в четком соответствии с законом.

Новые штрафы за неправильную работу онлайн-касс выглядят следующим образом.

Нарушение Наказание
Продажа товаров, продуктов без онлайн кассы в тех случаях, когда онлайн касса обязательно должна применяться. Правонарушение совершено впервые.

Штраф на должностное лицо (директор, замдиректора), а также на ИП: От 25% до 50% суммы, на которую продали товаров, продуктов, услуг без применения онлайн кассы. Но не меньше 10000 рублей.

На ООО штраф будет следующий: От 75% до 100% суммы выручки, полученной без применения онлайн кассы. Но не менее 30000 рублей.

Повторное нарушение: неприменение онлайн кассы, когда она должна применяться строго по закону. При этом сумма выручки без кассы должна быть от 1 миллиона рублей и больше. Должностные лица (директор, замдиректора) - дисквалификация, то есть, запрет занимать эту должность на срок от 1 до 2 лет. ООО и ИП: приостановка деятельности на срок до 90 дней. В том случае, когда выручка без онлайн кассы при повторном нарушении не превысила 1 миллиона рублей, скорее всего, придется второй раз заплатить штраф, указанный в предыдущем пункте, так как в КОАПП это четко не прописано и не конкретизировано.
Применение онлайн кассы с нарушениями. Такими нарушениями могут быть: - Онлайн касса не зарегистрированная, как положено на сайте ФНС; - Онлайн касса, в которой нет фискального накопителя или этот фискальный накопитель есть, но он вовремя не заменен; - Кассовый аппарат не имеет возможности печатать кассовые чеки с QR-0кодом и ссылками на Интернет ресурс по проверке кассовых чеков; - Другие аналогичные нарушения.

ООО: предупреждение или штраф от 5000 до 10000 рублей.

ИП и ООО должны предоставлять в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговую службу определенные документы. Если эти документы не предоставлены, это карается штрафом.

Должностные лица и ИП: предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.

ООО: предупреждение или штраф от 5000 до 10000 рублей.

ООО или ИП не предоставили покупателю кассовый чек электронном виде или в бумажной форме.

Должностные лица и ИП: предупреждение или штраф в 2000 рублей.

ООО: предупреждение или штраф в 10000 рублей.

Предприниматели и руководители фирм (ООО) должны иметь в виду следующие важные моменты. Под должностными лицами понимаются по закону только руководители: директор, генеральный директор, заместитель директора. Продавец, кассир, товаровед, которые непосредственно могут быть причастны к нарушению, оштрафованы быть не могут.

Их руководитель уже сам будет наказывать, как считает нужным: премии лишит, уменьшит ее, наложит дисциплинарное взыскание, вынесет предупреждение и т. д. Самое главное, чтобы это наказание виновного работника соответствовало действующим на тот момент нормам трудового законодательства.

Также необходимо иметь в виду то, что все изменения в правилах, включая обозначенные выше штрафные санкции, уже приняты в форме закона. Поэтому к соблюдению правил необходимо подойти ответственно.

Как избежать штрафов при применении ККТ в 2017 году

Ответ чрезвычайно прост: не нарушать закон, вести бизнес, продажи, четко его соблюдая. Именно нужно сделать следующее:

1. Обзавестись кассовым аппаратом, который может быть подключен к Интернету, то есть, онлайн-кассой. Новый аппарат может стоить около 20-30 тысяч рублей.
Можно не покупать новый, а продолжать применять старый кассовый аппарат. Для этого он, во-первых, должен иметь возможность подключаться к Интернету. Во-вторых, внутри него должно быть место для установки специального аппарата - фискального накопителя.

2. Фискальный накопитель необходимо менять каждые 13 месяцев. Если ООО или ИП на работают на патенте, на ЕНВД или на УСН, то фискальный накопитель менять нужно будет 1 раз в 3 года.

3. Необходимо зарегистрировать онлайн-кассу в Федеральной налоговой службе. В налоговую службе саму кассу теперь возить нет необходимости, как раньше. Теперь регистрация онлайн-кассы происходит также онлайн - через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы.

4. Заключить договор с оператором фискальных данных , который будет осуществлять, собственно, взаимодействие с налоговой службой по передаче в режиме онлайн кассовых чеков.

При заключении договора необходимо обратить внимание на то, что деятельность операторов фискальных лицензируется ФСБ.

Далеко не всегда компании, отступая от установленных , руководствуются каким-то злым умыслом (скрыть выручку и т.п.). Все может быть гораздо банальнее. К примеру, отключили электричество и в этом случае по правилам торговля должна быть прекращена. А что, если реализуются скоропортящиеся товары и такой простой повлечет серьезные убытки? Примечательно, но с некоторых пор у компаний есть возможность решить эту проблему, что называется, с минимальными потерями.

В свое время Минфин в Письме от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 привел форму , которую следовало применять в случае отключения электричества. Тем самым чиновники фактически дали добро организациям, которые остались на какое-то время без света, продолжить работу и в темноте, выдавая своим покупателям вместо названные БСО. Однако ситуация кардинальным образом изменилась с момента вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Дело в том, что в нем установлен перечень случаев, когда компания или ИП вместо чеков могут выдавать БСО, и среди таковых нет такого основания, как отключение электричества. То есть если компания, которая в силу закона обязана при расчетах , в период, когда у нее не было света и, соответственно, возможности пробивать чеки, продолжит отпускать товар, выдавая покупателям, к примеру, БСО, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

До недавнего времени компаниям в большинстве случаев удавалось избежать "кассовой" ответственности, поскольку срок давности по таким правонарушениям составлял всего два месяца. Однако Законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) этот срок увеличен до двух лет. Соответствующая поправка внесена в ч. 1 ст. 4.5 КоАП. Так что с 15 июля 2016 г. шансы на то, что нарушение останется незамеченным, значительно уменьшены.

Составы "кассовых" правонарушений

Кроме того, Законом N 290-ФЗ и ст. 14.5 КоАП изложена в новой редакции, разграничена ответственность за различные виды . В частности, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях теперь зависит от суммы непробитого чека: для должностных лиц и ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за повторное неприменение ККТ. Однако она грозит только в случае, если кассовые чеки в совокупности не пробиты на сумму один миллион и выше. При таких обстоятельствах должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность юрлиц и ИП могут приостановить на срок до 90 суток.

Частью 4 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо в отношении которой были нарушены порядок регистрации, перерегистрации, а также порядок и условия ее применения. Совершение такого правонарушения для организаций влечет предупреждение или штраф в размере 5000 - 10 000 руб., а для руководителей (ИП) - предупреждение или штраф в размере 1500 - 3000 руб.

Аналогичные санкции предусмотрены и ч. 5 ст. 14.5 КоАП, но уже за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением установленных на то сроков.

Ну и, наконец, ч. 6 ст. 14.5 КоАП установлено, что за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо за непередачу этих документов в бумажном виде по требованию покупателя (клиента) в предусмотренных законом случаях организации грозит предупреждение или штраф в размере 10 000 руб., а руководителям (ИП) - предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

Части 7 - 15 ст. 14.5 КоАП устанавливают ответственность для операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ. Поэтому эти части мы опустим.

Освобождение от "кассовых" санкций

В то же время в отличие от "старой" редакции ст. 14.5 КоАП в ее обновленной версии установлены условия, при соблюдении которых нарушитель освобождается от "кассовой" ответственности. А условия таковы (примечание к ст. 14.5 КоАП): необходимо добровольно оповестить налоговый орган о совершенном кассовом правонарушении, предварительно исправившись, то есть исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении. При этом освобождение сработает в том случае, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • на момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В каких правонарушениях лучше покаяться

В то же время необходимо иметь в виду, что освобождение от "кассовой" ответственности, даже при соблюдении названных условий, предусмотрено отнюдь не для всех видов "кассовых" нарушений. Таким образом, избавить себя от штрафа можно только в отношении следующих правонарушений:

  • неприменения ККТ в случаях, когда ее применение обязательно;
  • применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения.

Как сознаться в правонарушении?

Одним из условий для получения освобождения от "кассовой" ответственности является представление в налоговый орган соответствующего заявления. Какой-либо официальной формы на сей случай не установлено. То есть соответствующее заявление пишем в произвольной форме. В нем нужно указать, когда и какое именно из названных правонарушений было совершено и как оно было исправлено. При этом следует привести и ссылочку на примечание к ст. 14.5 КоАП, на основании которого вы претендуете на освобождение от административной ответственности.

Самый распространенный случай - неприменение ККТ в связи с отключением электричества. Для того чтобы освободиться от штрафа, нужно написать в ИФНС заявление и приложить к нему копии кассовых чеков, которые были пробиты после включения света на суммы, принятые от покупателя "в темноте".

Онлайн-нарушения

В то же время необходимо отметить, что в связи с переходом на применение онлайн-ККТ многие правонарушения налоговики также будут обнаруживать в режиме онлайн. Иными словами, компания или ИП могут и не успеть "покаяться" с тем, чтобы освободиться от штрафа. Однако санкции все же могут быть значительно уменьшены... в три раза, причем от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Это предусмотрено ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП. А сами условия для такого уменьшения приведены в ч. 4 ст. 28.6 КоАП. Из положений данной нормы следует, что штраф может быть "сокращен", если при обнаружении в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физлиц и организаций нарушитель признает вменяемое нарушение.

Когда молчание - золото

Еще раз повторимся, что освобождение от штрафных санкций или же их уменьшение предусмотрено только в отношении конкретных видов "кассовых" нарушений, которые предусмотрены ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Иными словами, даже если поставить в известность налоговиков о совершении повторного нарушения, когда "мимо кассы" прошло более 1 млн руб., от штрафа это не спасет. Нельзя уменьшить штраф и в случае, если по запросу налогового органа компания не представила документы.

Также представляется, что проблемным будет получение освобождения в отношении правонарушения, связанного, к примеру, с нарушением порядка регистрации или перерегистрации ККТ, хотя они и содержатся в "белом списке". Ведь регистрацией ККТ занимается налоговый орган, так что раньше инспекторов узнать о правонарушении (и уж тем более "исправить" его до подачи заявления с "покаянием") просто невозможно.

При осуществлении расчётов с клиентами наличными деньгами, все организации обязаны использовать контрольно-кассовые машины – такое требование устанавливает Федеральный закон №54-ФЗ. За работу без ККМ предпринимателей ждут штрафы и довольно значительные. О различных видах нарушений правил пользования контрольно-кассовой техникой и административной ответственности за них – читайте в нашем материале.

Невыдача покупателю чека, отсутствие в компании кассового аппарата или неправильное ведение кассовой книги – за все эти виды правонарушений нерадивых бизнесменов ждут штрафы.

Проверить то, как соблюдается кассовая дисциплина без труда смогут налоговые инспекторы в рамках плановых или внеплановых проверок – регламенты таких проверок утверждены Приказом Министерства финансов страны №133н и №132н.

Как известно, применение ККМ – это обязательное условие предпринимательской деятельности компаний, осуществляющих расчеты с помощью наличных и безналичных денежных средств.

Но и здесь, согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» существуют исключения.

Так, согласно законодательству, не применять ККТ могут организации и ИП в случае, если они оказывают услуги населению из перечня Общероссийского классификатора услуг населению. К примеру, это бытовые услуги, ремонт обуви, пошив одежды, ремонт бытовой техники, приборов, металлоизделий, мебели, химическая чистка, ремонт и строительство жилья и многие другие виды услуг.

Но не использовать ККТ ООО и ИП имеют право только при одном условии – если они будут выдавать клиентам соответствующие бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам.

Осуществлять наличные и безналичные денежные расчеты без применения ККТ законодательство допускает организациям и ИП на патентной системе налогообложения или уплачивающих Единый налог на вмененный доход.

Но при этом также сохраняется условие: ИП и ООО должны выдавать клиентам по первому же их требованию документ, подтверждающий прием денег за соответствующий товар или услугу. Таким документом является товарный чек, квитанция и т.д.

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру, которая соответствует 54-ФЗ и поддерживает ЕГАИС.
Умная касса позволит контролировать бизнес удаленно, работать в товароучетном модуле из любого места и автоматизировать все рабочие процессы.

Не применять контрольно-кассовую технику могут также организации и ИП, осуществляющие такие виды предпринимательской деятельности, как:

  • продажа газет, журналов, лотерейных билетов, ценных бумаг;
  • обеспечение питанием учеников и педагогов в школах;
  • торговля на рынках, ярмарках, выставках, открытых прилавках при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная торговля товарами в мелкую розницу и продажа чайной продукции в вагонах поездов;
  • торговля мороженым и напитками в розлив в киосках, бахчевыми культурами и овощами в развал;
  • прием стеклопосуды и утильсырья;
  • продажа предметов религиозного культа в религиозных организациях и др.

Также без ККТ могут работать предприятия в отдаленных и труднодоступных местностях. Онлайн-касса Бизнес.Ру не требует постоянного подключения к интернету и работает без него неограниченное время. Мы предоставляем бесплатную техническую поддержку и гарантируем 100% сохранность и защиту всех ваших данных.

Важно! При розничной и оптовой торговле выдавать покупателям бланки строгой отчетности запрещается, а значит применение ККТ является обязательным, в том числе для УСН и для ОСНО.

Штрафы за неприменение ККТ и неправильную работу с ККТ

В нашей стране административными правонарушениями является нарушение правил работы с наличными денежными средствами, ведения кассовых операций, применения ККТ и ее эксплуатации.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, устанавливающие штрафные санкции для предприятий за ошибки в применение контрольно-кассовой техники и за несоблюдение кассовой дисциплины в фирме.

Именно исходя из двух этих статей – статьи 14.5 КоАП РФ и статьи 15.1 КоАП РФ – и выписываются штрафы предпринимателям за различные виды правонарушений, связанные с применением ККТ.

Штрафы за работу без ККМ в 2017 году

Вид правонарушения

Нормативный акт, закрепляющий требование

Штрафы

Отсутствие зарегистрированной ККТ

п.1 ст.2 ФЗ №54-ФЗ

Работа с ККТ, незарегистрированной в налоговой службе и не включенного в государственный реестр ККТ

п.1 ст.4 ФЗ №54-ФЗ

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Использование неисправной ККТ

П.1 ст.5 ФЗ №54-ФЗ

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Прием платежей от покупателей и неприменение при этом ККТ

п.1 ст.2 ФЗ №54-ФЗ

п.12 ст.4 № 103-ФЗ

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Невыдача покупателю чека или документа строгой отчетности

п.1 ст.5 ФЗ №54-ФЗ

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Невыдача документа, подтверждающего оплату, предприятием, уплачивающим ЕНВД

п.2.1 ст.2 ФЗ №54-ФЗ

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Отсутствие на ККМ необходимых голограмм (завода-изготовителя, ежегодного сервисного обслуживания), а также марки-пломбы, идентификационного знака, шильды завода

п.1 ст.5 ФЗ №54-ФЗ

п.3 Постановления Правительства № 470

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Применение ККТ в не фискальном режиме

ст.4 ФЗ №54-ФЗ

п.3 Постановления Правительства № 470

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Применение ККТ без продленного договора с ЦТО и отсутствии паспорта ККТ

п.3 Постановления Правительства № 470

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Применение ККТ, которая выдает кассовые чеки с указанием времени, несоответствующим реальному

ст.4 ФЗ №54-ФЗ

п.3 Постановления Правительства № 470

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ:

Предупреждение или наложение административного штрафа

От 1 500 руб. до 2 000 руб. (на граждан)

От 3 000 руб. до 4 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 30 000 туб. До 40 000 руб. (на юридических лиц).

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (нарушение кассовых дисциплин)

наложение административного штрафа

Не оприходование или неполное оприходование в кассу денежных средств

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373-П

В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ:

наложение административного штрафа

От 4 000 руб. до 5 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 40 000 туб. До 50 000 руб. (на юридических лиц).

Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373-П

В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ:

наложение административного штрафа

От 4 000 руб. до 5 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 40 000 туб. До 50 000 руб. (на юридических лиц).

Накопление наличных денежных средств сверх установленных лимитов

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373-П

В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ:

наложение административного штрафа

От 4 000 руб. до 5 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 40 000 туб. До 50 000 руб. (на юридических лиц).

Не ведение и невнесение в журнал кассира-операциониста необходимых сведений

Типовые правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждены Письмом Минфина России № 104

В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ:

наложение административного штрафа

От 4 000 руб. до 5 000 руб. (для должностных лиц и ИП)

От 40 000 туб. До 50 000 руб. (на юридических лиц).

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ, контроль за применением контрольно-кассовой техники на предприятиях возложен на налоговые органы.

Именно они следят за тем, чтобы все требования федерального законодательства неукоснительно соблюдались предпринимателями, контролируют полноту учета выручки ООО и ИП, проверяют документы, связанные с использование контрольно-кассовой техники, проводят проверки выдачи чеков и налагают штрафы в случаях, если закон о применении ККТ так или иначе нарушается.

Ежегодно в нашей стране проводится около 200 тысяч налоговых проверок применения контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в ИП и ООО.

В подавляющем большинстве случаев выявляются те или иные нарушения законодательства: в 90% случаях контрольно-кассовая техника либо не применяется вообще, либо регистриуется в ФНС с теми или иными нарушениями.

Общая сумма штрафов, которые были выписаны предпринимателям-нарушителям по итогам проверок налоговых органов, исисляются сотнями миллионов рублей.

Уже с 1 июля 2017 года применение прежних ККМ, не имеющих технической возможности в электронном виде передавать информацию через оператора фискальных данных в налоговую инспекцию, станет невозможным. На их смену придут онлайн-кассы .

Разумеется, такое нововведение пришлось по вкусу далеко не всем представителям малого бизнеса. В первую очередь это связано с довольно внушительными затратами, которые неизбежно возникают при приобретении данного оборудования, его техническом подключении и обучении персонала новым принципам работы онлайн-кассы. Ответственность, которая грозит фирмам и ИП, отказывающимся работать по новым правилам, все-таки является гораздо более весомой в материальном плане. Так что пренебрегать новыми требованиями закона все же не стоит.

Отсрочки в переходе на онлайн-кассу

Работать с кассовым аппаратом нового образца в добровольном режиме можно было уже с февраля. Повсеместное применение онлайн-касс, как мы писали ранее, планируется с 1 июля 2017 года. С этого момента запрещается использование старых ККМ. В то же время некоторым коммерсантам в вопросе приобретения онлайн-кассы предоставлена отсрочка . Так до 1 июля 2018 года новый аппарат ККМ могут не применять ИП на патенте и плательщики ЕНВД , если будут выдавать покупателям документ, например, товарный чек или квитанцию, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Организации или предприниматели, оказывающие услуги населению, также еще год могут работать с БСО старого образца. Временно освобожден от перехода на онлайновые ККМ и вендинговый бизнес, проще говоря, торговля, осуществляемая через автоматы.

Всем прочим бизнесменам, чья деятельность не подпадает под перечисленные категории, стоит поторопиться с приобретением и регистрацией онлайн-кассы, тем более, что с учетом поджимающих сроков, в этом сегменте рынка бизнес-оборудования уже наблюдается некоторый ажиотаж. Какие штрафы за отсутствие онлайн-кассы либо же штрафы за неприменение онлайн-кассы будут грозить коммерсантам? Давайте разберемся.

Штрафы за неприменение онлайн-касс в 2017 году

Согласно действующему законодательству в настоящий момент предусмотрены различные штрафы по онлайн-кассам и связанным с ними нарушениям.

Так, штраф за работу без онлайн-кассы в тех ситуациях, в которых ее необходимо применять, предусмотрен частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Для организаций размер санкций составит от 3\4 до 1 размера от суммы денежных средств, принятых без применения ККТ, но не менее 30 тысяч рублей. Для должностных лиц организации и для ИП штраф по онлайн-кассе в этой же ситуации составит от 1/4 до 1/2 не отраженной по кассе выручки, но не менее 10 тысяч рублей.

Помимо этого, штрафы за неиспользование онлайн-кассы применят, если это повторное нарушение либо же если сумма выручки, проведенной в обход ККМ, составила более 1 миллиона рублей, компании или бизнесу индивидуального предпринимателя грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

В перечисленных ситуациях описываются штрафы за отсутствие онлайн-кассы как таковой либо же за неиспользование кассового аппарата, то есть за случаи, когда ККМ установленного образца есть, но кассовый чек покупателю не пробивается.

В то де время законодательством предусмотрены отдельные штрафы за онлайн-кассы, которые не соответствуют требованиям закона. Это, например, та ситуация, в которой коммерсант не приобрел к 1 июля новый аппарат и продолжил пробивать чеки на старой ККМ. Для организаций сумма санкций в подобном случае составит 5000 - 10 000 рублей, для ИП и должностных лиц – 1500-3000 рублей либо предупреждение.

Те же штрафы, что и за неустановку онлайн-кассы требуемого образца и работу на старой ККМ, предусмотрены и при нарушении законодательно установленного порядка работы с кассовым аппаратом или условий его регистрации и применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены еще штрафы, связанные с онлайн-кассой. Так, ответственность установлена за ненаправление покупателю по его просьбе чека в электронном виде (2000 рублей для должностных лиц и ИП и 10 000 – для организаций). Правда, в данном случае штраф будет отменен, если коммерсант докажет, что чек он направил, как это и положено, но покупатель его по каким-то причинам не получил.

Штраф за оставление без внимания запроса ИФНС по онлайн-кассе либо за ответ на такой запрос с нарушением установленного срока составит 1500-3000 рублей для должностных лиц и ИП и 5000-10 000 для юрлица. Подача недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных будет стоить индивидуальному предпринимателю штрафа в 20 000 – 30 000 рублей, а организации - 200 000 - 300 000 рублей.

Похожие публикации