Отмена внутренних таможенных пошлин. Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ Отмена внутренних таможенных пошлин при ком

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможен препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли.

Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства.

Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства.

Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело».

Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г. предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров - по 10 коп. с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу - 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины - натурой) и 13% сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.

Лит.: Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726-1986). М., 1988; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней. СПб., 1909; Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР. 1957. № 2; Волков М. Я. Таможенная реформа 1753-1757 гг. // Исторические записки. 1962. Т. 71; Корякина Е. П. Программа социально-экономических преобразований П. И. Шувалова. Автореферат дис. … канд. ист. наук. М, 1992; Кулишер И. М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно. Пг., 1923; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы России. Иркутск, 1987; Таможенное дело в России X - начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 13 (1749-1753). СПб., 1830. № 10164. С. 947 .

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.

В эпоху Петра I Россией был сделан громадный скачок на пути промышленного развития. К 1750 г. действовало уже около ста металлургических заводов, а выплавка чугуна достигала приблизительно 2 млн. пудов. Основными владельцами заводов были по-прежнему Демидовы, которым принадлежало до 60% выплавки чугуна. На Урале они построили 9 новых заводов. Кроме них в металлургии также действовали Строгановы, Баташевы, Масловы, появились фамилии и новых предпринимателей - Осокины, Гончаровы. В середине XVIII в по выплавке чугуна Россия вышла на первое место в мире.

Несмотря на хищения возглавлявшего отечественную металлургию Шемберга, увеличивала свою продукцию и казенная медеплавильная промышленность. Стремительно развивались частные медные заводы (Твердышев, Мясников). До 1750 г. продукция медных заводов выросла втрое.

Серьезное развитие получила текстильная промышленность. А с 1725 по 1750 гг. возникло 62 новые текстильные мануфактуры (шелковые, полотняные, суконные). Правда, в суконной промышленности, наиболее привилегированной, были постоянные перебои. Продукция этих мануфактур вся шла на поставки в казну. Однако условия закупок были невыгодными и суконные мануфактуры хирели. Резкий контраст составляли шелковые заведения, работавшие на вольную продажу. Число их неуклонно возрастало. Основным центром шелковой промышленности были Москва и Подмосковье.

Развивалась и парусно-полотняная промышленность Русская парусина пользовалась большим и неизменным спросом в Англии и других морских державах. Новые предприятия этой отрасли возникали в таких городах, как Ярославль, Вологда, Калуга, Боровск. Крупным центром полотняного производства стал Серпухов. В этой отрасли промышленности процветали купцы-предприниматели Затрапезный, Тамес, Щепочкин и др. К 1750 г. уже действовало 38 паруснополотняных мануфактур.

Получает развитие производство бумаги, кожевенное, стекольное, химическое и т п. К середине XVIII в в России действовало 15 бумагоделательных, 10 стекольных, 9 химических мануфактур и др.

Производственные отношения послепетровского развития характеризуются усилением подневольных форм труда. Промышленность испытывала жесточайший голод на рабочие руки. В эпоху петровских преобразований, как уже говорилось, даже на металлургических заводах Урала наемный труд был нередким явлением, но чем дальше, тем труднее было вести дела с помощью найма. Уже в 1721 г выходит указ, разрешающий мануфактуристам-купцам покупать к фабрикам и заводам крепостных крестьян, а в 1736 г. заводские наемные становятся крепостными ("вечноотданными"). В 30-50-е годы промышленники широко пользуются правом покупки крестьян к мануфактурам, расширяя сферу принудительного труда в промышленности.

Эксплуатация на таких мануфактурах была чудовищная, хотя посессионные крестьяне не отдавались в рекруты и имели право подачи челобитной в Берг- и Мануфактур-коллегии, коим и были подсудны. В 1752 г правительство пыталось регулировать меру эксплуатации на "посессиях", устанавливая число непосредственно работающих на фабрике не более 1/4 всех посессионных крестьян данной фабрики (для полотняных) или не более 1/3 (для шелковых).

Таким образом, сфера крепостного труда резко расширилась. "Посессии" были распространены главным образом в текстильной (полотняной и суконной) промышленности.

Дворянское государство в XVIII в резко расширяет и практику приписки государственных крестьян к фабрикам и заводам.

Приписные крестьяне работали главным образом на уральских металлургических заводах (по 100-150 дворов на доменную печь, по 30 дворов на молоте и по 50 дворов на медеплавильной печи). Работы их были вспомогательными, а шкала оценки работ в 2-3 раза ниже расценок для наемных рабочих.

Наконец, еще одна сфера применения принудительного труда - помещичьи вотчинные предприятия. В России существовала государственная винная монополия и поставка вина казне являлась делом очень доходным. Это скоро поняли владельцы таких имений, которые были расположены в плодородных, но отдаленных от рынков сбыта районах юг Тамбовской губернии. Воронежская, Курская, Пензенская губернии, Слободская Украина и т д. Здесь очень быстро возникают крупные винокуренные заводы с применением труда своих же крепостных.

Другая отрасль промышленности, где проявилось дворянское предпринимательство, - суконная и отчасти парусно-полотняная промышленность. Организованная на основекрепостного труда, дворянская суконная промышленность получила распространение в основном в южных районах страны Воронежская, Курская, частично Тамбовская губернии и др. Здесь были, как правило, мелкие предприятия на 2-3 десятка станов. Но были и крупные. К концу 60-х годов общее число суконных мануфактур в стране достигает 73 единиц.

Все названные нами разновидности крепостного подневольного труда в промышленности иллюстрируют одну из своеобразнейших черт российской экономики XVIII столетия. Заимствование капиталистической технологии, по сути, привело к созданию в промышленности особых форм труда, почти ничем не отличимых от рабства. Во второй половине XVIII в резкое усиление в стране крепостничества было продиктовано в немалой степени необходимостью поддерживать эти очаги "рабства".

Наличие в России XVIII в широкого распространения в промышленности крепостных форм труда вовсе не означало отсутствие эволюции капиталистических отношений. Основным руслом развития капиталистических отношений была уже знакомая нам сфера крестьянских промыслов.

В условиях крайнего ограничения свободы передвижения населения внутри страны, резкой изоляции городского населения от сельского, фактического отсутствия притока сельского населения в города городское население в России увеличивалось крайне медленными темпами (а в 40-50-х годах даже уменьшилось). В целом же оно составляло не более 4% населения страны Город, с точки зрения экономической, был довольно слабым, и его промышленность далеко не отвечала потребностям развивающегося народного хозяйства.

Одной из ярчайших особенностей экономического развития России являлось появление промышленных центров не столько в городе, сколько в селе. Так, с конца XVII - начала XVIII столетия появились десятки торгово-промышленных поселений, где население сосредоточивало свое внимание не на земледелии, а на "промыслах". Это - владимирские села Дунилово, Кохма, Палех, Мстера, Холуй, нижегородские села Павлове, Ворсма, Безводное, Лысково, Богородское, Городец, Работки, множество ярославских, костромских, тверских и т д. сел и деревень. К середине XVIII столетия многие из них по количеству населения были крупнее, чем иной город. В с Павлове, например, к середине века население составляло свыше 4 тыс. человек. И, по словам Страленберга, "жители этого города все суть замошннки или кузнецы и известны всей России". Иначе говоря, процесс общественного разделения труда сложился так, что в каждом конкретном селе развивалась специализация преимущественно какого-то одного вида производства. В таком селе все или почти все были либо сапожниками, либо бондарями, либо ткачами и тд.

Это было типичное мелкотоварное производство. Иногда мелкие товаропроизводители нанимали дополнительно 1-2 рабочих. С течением времени практика употребления наемного труда расширялась. Так, в г. Павлово-Вохна в 80-х годах XVIII в употреблялся наемный труд в 141 мастерской. В процессе конкурентной борьбы неизбежно выделяются две группы. Одна из них состоит из вынужденных жить лишь продажей своего труда; вторая группа очень немногочисленная, но ее составляют товаропроизводители, употребляющие наемный труд. Со временем из них выделяются более крупные. Так из недр мелкого товарного производства постепенно вырастает производство мануфактурное, появляются капиталистические мануфактуры. Однако из-за сезонности производства и краткосрочности найма рабочих процесс укрупнения проходил очень медленно и численность крупных производств оставалась небольшой.

Ярким примером подобного процесса служит история текстильного производства с Иванове Владимирской губернии. Все жители этого села с конца XVII столетия занимались ткачеством. Основная продукция - холсты, а главное - ивановское полотно. К 80-х годам XVIII в у 37 владельцев текстильных заведений работало уже от 2 до 15 наемных рабочих.

Первые мануфактуры с Иванова появились в 40-х годах XVIII в Владельцами их были Г. Бутримов и. И Грачев. Выделение крупных предприятий из массы мелких активно идет примерно с 60-х годов.

Разумеется, указанное развитие протекало в обстановке крепостного права. Богатые капиталисты-крестьяне, подмявшие под себя десятки разоренных, стяжавшие капиталы через торговые махинации и грязное ростовщичество, в свою очередь, оставались крепостными своего барина, целиком зависели от его произвола.

И тем не менее, подобный процесс развития капитализма наблюдается и в других районах. Концентрация шелкоткацкого производства и появление мануфактуры происходят в подмосковных селах. Текстильные мануфактуры появляются в Костромской губернии (например, предприятия Талановых в Кинешме). Большое место здесь занимает так называемая рассеянная мануфактура, работники которой работают у себя по домам, в светелках.

Укрупнение мелкотоварного производства, растущее применение наемного труда в XVIII столетии можно наблюдать и в других отраслях производства - в металлургии и металлообработке, кожевенном деле, химической промышленности и т п Встречаются предприятия капиталистического типа и в крупнейших городах России (Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и др.) В стране постепенно формируется капиталистический уклад.

В торговой политике правительство Елизаветы по инициативе П.И. Шувалова в декабре 1753 года приняло важное по своим последствиям решение об отмене внутренних таможенных пошлин и всех 17 мелочных сборов, тормозивших развитие всероссийского рынка. Потери от сбора внутренних пошлин правительство компенсировало увеличением сборов от внешней торговли, оборот которой уже в 1750 году возрос по сравнению с 1725 годом в два раза. Указ 1753 года, отменивший внутренние таможенные пошлины, повысил сбор при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с рубля вместо ранее взимавшихся 5 копеек. Принятые правительством меры заметно активизировали внутреннюю торговлю. Таможенная реформа Шувалова покончила с важнейшим наследием средневековья - экономической раздробленностью России. Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789-1799 годов, а в Германии - только к середине XIX века.

Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 по 1760 год российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт - с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье - конопля и лен, в меньшем объеме - уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности. Доля стран Востока во внешнеторговом обороте России не превышала 17%. На Восток продавали металлические изделия, холст, посуду, отчасти нефть, а оттуда привозили шелк, хлопок, шерсть, причем ввоз здесь преобладал над вывозом. Значительная доля внешнеторговых операций осуществлялась на Макарьевской ярмарке (на Волге, к югу от Нижнего Новгорода), куда каждое лето приезжали негоцианты из Казахстана, Хивы, Бухары и Самарканда, из Персии, Польши, с Кавказа и других мест.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Первый исторический опыт внедрения такого фискального проекта, как ликвидация внутренних таможен, в Российском государстве состоялся в XVIII веке и был связан с необходимостью осуществления комплексной реформы.

Краткий исторический очерк

Данный шаг способствовал формированию целостного экономического пространства в стране, требующей укрепления внутреннего финансового положения и четких юридических границ.

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как:

  • таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций);
  • городские таможни;
  • фискальные учреждения особого подчинения;
  • портовые пункты;
  • пограничные пошлинные пункты.

Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной. Кроме того, интенсивное взыскание внутренних пошлин усложняло процесс централизации Российской империи.

Реформа таможенной системы: актуальные аспекты

Согласно новой концепции фискального контроля, вес таможенных сборов и пошлин был равномерно распределен по внешним пределам государства, таким образом, упрощая механизмы внутренней коммуникации, и способствуя развитию российской торговли и производства.

Иногородние купцы освобождались от необходимости уплачивать внутренние сборы, что существенно укрепляло конъюнктуру страны в целом.

Итогом реформирования стало принятие Таможенного устава (1775 год), согласно которому фактически проводилось упразднение системы морально устаревших внутренних таможен и пошлин.

Процедура расформирования внутренних таможен была прописана довольно детально – делопроизводство данных учреждений передавалось провинциальным и губернским канцеляриям, с сохранением кадрового состава служащих.

Стоит отметить, что последствия рассматриваемой реформы проявились достаточно быстро. Казна Российской империи получила весомую прибыль, а внутренняя торговля и производство ощутили значительную динамику количественного и качественного развития.

Кроме того, не стоит упускать из виду существенное возрастание доходов от внешних пошлин, которые были юридически упорядочены и урегулированы.

На 1762 год эта цифра достигала около 2 миллионов рублей, тогда как внутренние сборы даже в лучшие годы приносили прибыль, не превышающую 700-900 тысяч рублей.

Формирование экономического пространства новой эпохи - ЕврАзЭС

Ликвидация внутренних экономических границ вполне оправдала себя в условиях исторического развития России XVIII века.

Но как оказалось, данный механизм вполне эффективен и в условиях ХХI столетия, когда экономическое пространство Российской Федерации переживает новую эпоху трансформации и глобализации, связанную с созданием Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза).

Важно: началом существование данного внешнеэкономического образования стал 2009 год, когда был принят пакет нормативной документации, регулирующей цели и задачи создания ЕврАзЭС, принципы его функционирования, перспективы дальнейшего расширения таможенных границ и другие вопросы.

Членами сообщества стали:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика.

Кроме того, действие всех нормативных постановлений, регулирующих функционирование ТС относительно границ и пошлин, распространяется также на все объекты международного административного права, на управление которыми у стран‒членов сообщества имеется исключительная юрисдикция.

Это могут быть любые объекты, находящиеся за пределами обозначенных государств.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность и обозначающим пределы фискальных границ Таможенного Союза, является Таможенный кодекс, предусматривающий создание единого таможенного пространства в рамках, оговоренных международными договоренностями странами-членами союза.

На 2009 год был принят базовый проект кодекса. Впоследствии данный документ подвергался нескольким редакциям. На 2016 год предполагается внедрение нескольких юридических нововведений, направленных на углубление и оптимизацию условий экономического партнерства.

Закономерно, что одним из основоположных вопросов при создании единого таможенного пространства, оставался аспект функционирования таможен внутреннего порядка: в каком именно формате они должны были продолжать свое существование, если, вообще, это оставалось возможным?

Вопрос внутренних экономических пределов: нормативное регулирование

Если говорить о юридическом определении экономических границ в пределах ЕврАзЭС, то статья 2 Таможенного кодекса четко оговаривает наличие единой таможенной территории и таможенной границы.

Важно: на практике единая фискальная территория означает упразднение внутренних пошлин и формирование качественно нового экономического пространства на основах взаимовыгодного сотрудничества стран ‒членов сообщества.

Естественно, фискальная система государств, которые вошли в таможенный союз, не была готова к таким радикальным преобразованиям.

На 2011 год процесс переноса внешних экономических границ только начинался, и многих беспокоила процедура упразднения системы внутренних таможен.

На этом этапе многие вопросы оставались открытыми, и, поскольку не все нормы Таможенного кодекса таможенного союза были надлежащим образом проработаны, регулирование внутренних пошлин было прерогативой таможенного законодательства стран‒членов Союза.

К примеру, значительной проблемой оставался вопрос практической реализации процесса, предполагающего устранение внутренней таможни как фискальной институции.

Уже на 2011 год в Российской Федерации было ликвидировано значительное количество таможенных пунктов, и процесс этот развивался по нарастающей. Соответственные тенденции наметились и в других странах сообщества.

На 2016 год процесс трансформации процедуры таможенных сборов в ЕврАзЭС практически завершен. Сбор пошлин в рамках сообщества ведется только в отдельных, регламентированных международными договоренностями отраслях, и не исключено, что в дальнейшем эти условия будут пересматриваться.

Похожие публикации