Особенности продвижения образовательных услуг. Современные проблемы науки и образования Каким образом может осуществляться продвижение образовательных услуг

"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 9

За последнее десятилетие сложилось мнение, что маркетинг - удел больших компаний. Провести масштабные исследования рынка, развернутые мероприятия в области рекламы образовательным учреждениям действительно не под силу. Однако это не значит, что маркетинг для них недоступен. Не только для крупных вузов, но и для техникумов, школ и даже детских садов он важен и нужен.

Мифы вокруг услуги

Отечественный рынок образовательных услуг за последние пять-семь лет совершил колоссальный скачок: в некоторых регионах предложение превышает спрос. В такой ситуации применение образовательными учреждениями маркетинговых приемов и стратегий не просто актуально, оно необходимо. Об этом свидетельствуют и реальная жизненная практика, и опыт деятельности зарубежных коллег, а также российских процветающих вузов, частных школ и детских садов.

Почему же, осознавая, что маркетинг необходим, многие руководители не прибегают к нему? Ответ кроется в самой специфике образовательных услуг, результат от оказания которых вполне может проявиться лишь спустя определенный промежуток времени.

Во-первых, образование - это продукт интеллектуальный. Конечно, современные маркетологи умеют продвигать даже бесплотные идеи, также являющиеся интеллектуальным продуктом. Однако в итоге их самые невероятные замыслы превращаются в нечто материальное, например бизнес-план, проект, партнерское соглашение и т.д. В случае с продвижением образовательных услуг речь идет об интеллектуальном продукте без гарантии. Ни учреждение, которое оказывает данную услугу, ни тот, кто ее получает, точно не знают, будет ли от сотрудничества прок, и, по сути, их отношения выстраиваются вокруг "кота в мешке". Именно с этой проблемой и связан в сознании руководителей первый миф о том, что предмета (объекта) маркетинга в сфере образовательных услуг не существует.

Во-вторых, рынок образовательных услуг сильно монополизирован (в частности, крупными специализированными образовательными учреждениями). Эти организации, как правило, имеют крепкие и успешные бренды, которые практически не требуется продвигать. Зачем, например, проводить мероприятия по привлечению и удержанию клиентов (студентов) МГУ, если это известный на всю страну вуз, в котором мечтает учиться каждый третий абитуриент? Данная ситуация породила миф о том, что в сфере образовательных услуг маркетинг вообще невозможен. Однако сторонники этой позиции почему-то упустили из виду, что образовательные услуги как никакие другие зависят от множества факторов (особенностей целевой аудитории, методик преподавания и др.). Именно поэтому конкуренция и маркетинговый подход к взаимоотношениям производителей и потребителей здесь всегда могут иметь место.

В-третьих, советская эпоха подарила общественности миф о чрезмерной вовлеченности государства в сферу деятельности образовательных учреждений. Однако сейчас органы власти во многом перешли к квалифицированному, объективному ориентированию в рыночном спросе и предложении столь деликатного продукта, как образовательные услуги.

В-четвертых, среди руководителей распространен миф, что маркетинг необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на прибыль, а таковыми могут быть только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные услуги. Между тем в мире хорошо известен некоммерческий маркетинг, чье содержание и инструменты не менее разнообразны, чем у коммерческого. Более того, некоммерческий успех у потребителя, достигнутый только с использованием потенциала маркетинга, укрепляет имидж образовательного учреждения, что, в свою очередь, сказывается на величине государственной поддержки и собственных коммерческих успехах организации.

Несмотря на эти и другие мифы, маркетинг в сфере образовательных услуг все-таки существует. Многие организации уже накопили опыт по продвижению интеллектуального продукта. Мы расскажем об основных маркетинговых приемах и стратегиях, с помощью которых директора-"первопроходцы" эффективно продвигают услуги своих учреждений.

Предмет и аудитория маркетинга

Для эффективной маркетинговой стратегии каждый руководитель образовательной организации должен ответить себе на два вопроса: что продвигает учреждение и кому продвигает. Учебные заведения существенно различаются между собой прежде всего по характеру оказываемых услуг, например, вузы предлагают весь спектр высшего и дополнительного образования, учебные центры при вузах - образовательные услуги по одному или нескольким смежным профилям и т.д. Надо ли говорить, что цели и аудитория этих заведений будут существенно различаться? Особенность маркетинга в сфере образования заключается как раз в том, что здесь не существует единого рецепта продвижения услуг, слишком уж разные у организаций аудитории.

Прежде чем ответить на вопрос "Что продвигать?", образовательное учреждение должно определить свой предмет маркетинга. Для начала нужно отказаться от расхожего мнения, что организация продает интеллектуальный продукт без гарантии. Даже если это определение наиболее точно отражает суть образования, трансляция его на целевую аудиторию к успеху не приведет. Руководитель или маркетолог организации должны представлять ее услуги аудитории как залог материального благополучия людей, признание их компетенции, перспективу их дальнейшего саморазвития.

Как было сказано выше, маркетологи, продвигая идеи, превращают их в бизнес-планы. Примерно такое же превращение должно произойти и с образовательными услугами. Каждый руководитель учебного заведения хорошо знаком с таким понятием, как "образовательные программы". По сути это комплекс услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя. Образовательные программы - это и есть материальное воплощение услуг учебных заведений, то, что потенциальный потребитель может прочитать, изучить и составить свое мнение, то, на чем само учреждение может сделать себе имя и укрепить имидж. Возьмем в качестве примера Президентскую программу MBA. Она появилась сравнительно недавно, но пользуется популярностью у менеджеров высшего и среднего звена в России. Президентская программа - это, безусловно, бренд, определенные компетенции и уровень окончивших ее выпускников.

Существуют и другие примеры использования образовательных программ в качестве основы для продвижения услуг. Так, сеть частных мини-садиков в Екатеринбурге несколько лет назад активно продвигала потребителям программу воспитания детей по методике Марии Монтессори. Сейчас эта сеть - одна из самых популярных в столице Урала. Однако не потому, что на рынке нет программ-аналогов, способных конкурировать с методикой Монтессори, а потому, что собственнику сети садиков удалось "продать" целевой аудитории образ самостоятельного, развитого, умеющего принимать решения ребенка. Но много ли образовательных программ-брендов существует в отечественных вузах, школах, детских садах? Неудивительно, что и у них возникают проблемы с продвижением.

Следующим шагом после определения предмета маркетинга должно стать описание целевой аудитории. При ее выборе важно не столько определить, кто является потребителем, необходимо понять, почему эти люди откликаются на то или иное предложение. В сфере образовательных услуг целевые аудитории определить довольно сложно. К примеру, для муниципальных детских садов это граждане в возрасте от 20 до 40 лет, а вовсе не их малыши. Причем они существенно различаются по уровню своего достатка, образования, социальному статусу, что сильно осложняет работу с целевой аудиторией и продвижение ей услуг. А вот целевая аудитория гимназий и школ не только родители, но и сами дети, значит, работа по продвижению должна идти сразу в двух направлениях. Аудитория вузов еще сложнее: абитуриенты, студенты, выпускники средних профессиональных заведений, работающее население, желающее повысить свой образовательный уровень. Для каждой из этих групп нужна своя программа, свои каналы продвижения.

Кроме того, не стоит забывать о географии целевой аудитории. Незачем открывать детскую спортивную школу в районе, где нет ни одного садика или общеобразовательной школы. Неэффективно продвигать услуги детсада (расклейка объявлений, распространение буклетов) в микрорайоне старой застройки, где нет новых домов и подавляющее большинство населения - пожилые люди. Если в "зоне прописки" детского сада практически не осталось детей, руководитель учреждения должен искать потребителей в смежных районах и убеждать их, что они не зря будут возить своего ребенка в детсад на 15 - 20 минут дольше, чем привыкли.

Каналы продвижения

Четкое понимание предмета маркетинга и его целевой аудитории помогает руководителю учебного заведения ответить на третий и самый главный вопрос: как мы продвигаем свои услуги? Если говорить о каналах продвижения образовательных организаций, самым распространенным из них окажется день открытых дверей. Обычно на таких мероприятиях представители учреждений рассказывают о профиле деятельности, лицензии и аккредитации, которые имеет организация. Реже можно услышать рассказы о дополнительных возможностях (например, действующий договор с иностранным вузом по обмену студентами и, как следствие, возможность стажировки за рубежом). Такой подход как раз и предполагает ту самую продажу "кота в мешке", о которой говорилось выше. Безусловно, потребители должны быть информированы об услугах образовательной организации, однако всю эту информацию можно дать в печатном виде, а ценное личное общение с потенциальными потребителями лучше тратить на эмоциональное продвижение продукта.

Чтобы привлечь потребителей образовательных услуг, необходимо показать отличительные особенности предложения . Лучше всего для этого подходит демонстрация навыков, которые получают в образовательном учреждении его воспитанники, студенты или слушатели. Привлечение выпускников к продвижению услуг очень популярный маркетинговый канал и за рубежом. Практически у каждого среднего специального и высшего учебного заведения есть своя ассоциация выпускников, которая к тому же занимается благотворительностью. В России пиар выпускников не так распространен: им пользуются, пока только перечисляя именитых личностей, которые ранее были учениками или студентами образовательного учреждения. Иногда можно наблюдать и более профессиональные маркетинговые ходы.

Так, одна из музыкальных школ придумала достаточно интересный канал продвижения услуг: ее 14-летние выпускники играли мини-концерты на детских праздниках в нескольких детских садах, находящихся поблизости (то есть имеющих одинаковую с музыкальной школой географию целевой аудитории). Всего лишь за год таких выступлений этот ход увеличил количество желающих поступить в музыкальную школу в два раза. Более того, школа начала зарабатывать на подготовительных классах для детей трех - пяти лет, а также получила возможность приглядеться к своим будущим ученикам и раньше начать развивать в них творческие способности.

Однако перечислить и продемонстрировать потенциальным потребителям достоинства выпускников недостаточно. Образовательное учреждение должно гарантировать, что потребитель будет погружен в ту атмосферу, которая и сделает из него успешного специалиста, повысит его компетенцию. Иными словами, еще одним каналом продвижения образовательного учреждения является его "культурная жизнь", или "корпоративная культура" . Для вуза это могут быть различные мероприятия, например КВН или "Студенческая весна". Если эти мероприятия приобретут статус городских или станут известны на общероссийском уровне, учебная организация получит уникальные возможности продвижения своих услуг. Многие школьники Свердловской, Пермской, Тюменской областей до сих пор мечтают учиться в УПИ только потому, что этот вуз был alma mater знаменитой команды КВН "Уральские пельмени".

Конечно, образовательной организации необходимы и традиционные, всем известные каналы маркетинга - публикации в СМИ, интернет-продвижение, выставки, семинары, презентации. Грамотно выстроенные взаимоотношения со СМИ имеют большое значение, поскольку на полноценную рекламу хватит средств далеко не у каждого образовательного учреждения. Первых лиц садиков, школ, вузов, а также выпускников можно и нужно привлекать к участию в специализированных издательских проектах, телепрограммах, телешоу, посвященных образованию. Следом идет продвижение на специализированных городских интернет-форумах.

Стоит задуматься и над проведением специальных проектов или акций, которые привлекут внимание к вашему учреждению. Это могут быть не только мероприятия, приуроченные к юбилею школы или вуза, но и разовые акции. Так, воспитанники и работники одного из детских садов Самары в День защиты детей прошли по одной из главных улиц города с разноцветными шарами и флагами в сопровождении клоунов, в которых переоделись родители. Событие стало одним из центральных в вечерних выпусках региональных новостей.

Создание информационных поводов для СМИ, конечно, не является маркетинговой целью образовательного учреждения. Гораздо важнее быть в курсе предпочтений и настроений целевой аудитории. Для этого вовсе не обязательно заказывать дорогие исследования. Достаточно разработать анкету, которую потребители услуг организации заполняли бы время от времени. Вопросы в анкете могут быть стандартными: "Какой вы видите цель обучения (вашего или вашего ребенка)?", "Что вам нравится в культурной жизни школы?" и т.д. Подобные опросы позволят руководителю отслеживать изменения спроса и настроений потребителей, что, в свою очередь, даст основу при планировании различных акций и разработке маркетинговой стратегии в целом.

В.И.Шишалова

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"

Как уже было сказано выше, образовательные услуги на современном рынке являются товаром, для сохранения конкурентоспособности которого образовательному учреждению необходимо владеть методикой комплексного маркетинга.

Комплекс маркетинга (marketing mix) - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка . В комплекс маркетинга, помимо товара, цены и места сбыта, входит такой элемент, как продвижение товара. В свою очередь комплекс продвижения (promotional mix), называемый также комплексом маркетинговых коммуникаций, - это комплекс действий, предпринимаемых фирмой для доведения информации о товаре до целевых потребителей и убеждения их покупать этот товар.

Согласно классической теории маркетинга комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия:

  • o стимулирование сбыта,
  • o формирование благоприятного общественного мнения, связи с общественностью (public relations),
  • o личные продажи,
  • o реклама.

Несомненно, что первые три элемента обладают чрезвычайно высокой значимостью. Однако вместе с тем в отношении образовательных услуг сохраняет силу основной, наиболее массовый вид коммуникаций - реклама. Реклама представляет собой неличные формы обращения определенного спонсора, касающиеся организации, товара или услуги и осуществляемые через посредство платных средств распространения информации. Рассмотрим особенности рекламной политики в отношении образовательных услуг.

Разработка управленческого решения в области рекламы начинается с выбора, определения ее целей. В целом можно выделить три основных типа рекламных целей: увещевание, информирование и напоминание (в т.ч. поддержание спроса).

Для большинства «молодых» образовательных учреждений, недавно вышедших на рынок, рекомендуется начинать с увещевательной рекламы, убеждающей потенциальных потребителей в серьезности своих намерений и потенциала, качестве предлагаемых услуг и т. п. При этом возможны такие аргументы, как размеры вложенного капитала, материально-технической базы, уже заключенные соглашения, полученные и исполненные заказы. Увещевательная реклама формирует расположение к данному учреждению, к его продукции, марке, убеждает немедленно обратиться за дополнительной информацией или просто совершить покупку. Здесь также часто используется сравнительная реклама, когда образовательное учреждение, утверждая свои преимущества, сопоставляет предлагаемые им услуги с продукцией конкурентов.

Целью информативной рекламы чаще всего является облегчение выведения на рынок новой модификации образовательной услуги, сопровождение обновленного ассортимента. Она обычно информирует о содержании программ обучения, его технологиях, методиках, об изменении цены, предлагаемом дополнительном сервисе. Кроме того, информативная реклама может быть направлена на исправление уже сложившихся неблагоприятных представлений о фирме, ее услугах, на устранение различных опасений потребителей, неоправданных негативных слухов и т. п.

Малоизвестные образовательные организации могут начинать свою рекламную деятельность с данного типа рекламы только, если они уверены, что новые образовательные услуги чрезвычайно важны в данном рыночном сегменте, что они уникальны и не имеют конкурентов. В противном случае реклама не приведет к нужному эффекту.

Напоминающая реклама на образовательном рынке используется уже известными, признанными образовательными учреждениями или теми, кто уже провел увещевательную и информационную рекламную компанию. Особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья (обычно - зимой, ранней весной), напоминая потребителям о том, что предлагаемые услуги могут им понадобиться в ближайшее время и поэтому важно заранее устанавливать контакты. Поддерживающая реклама (как разновидность напоминающей) обычно реализуется в стенах образовательного учреждения и имеет целью убедить обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними перспективах, чтобы предотвратить возможный отток слушателей. Наиболее часто в качестве средства поддерживающей рекламы используется демонстрация довольных, преуспевающих выпускников, а также рекламные щиты, информационные материалы, фотографии и отчеты в здании образовательного учреждения.

Более конкретные цели рекламы (например, стимулирование, расширение, поддержание спроса, прекращение его снижения, ликвидация негативного спроса и др.) выбираются исходя из специфики образовательного учреждения и предлагаемых им образовательных услуг (программ).

Следующий этап в разработке управленческого решения в области рекламы - разработка вариантов рекламного аргумента и выбор из них оптимального. Чтобы наиболее эффективно составить рекламный аргумент необходимо, прежде всего, изучить запросы целевой аудитории. Для решения каких проблем, удовлетворения каких потребностей конкретный человек или организация обращаются к предложению образовательных услуг? А. Панкрухин предлагает следующую модель иерархии потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующуюся на структуре, предложенной А. Маслоу. Прежде всего, образование может быть необходимо для выживания - чтобы получить профессию, с помощью которой можно заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей личности. Следующая ступень иерархии потребностей - получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем. Безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности (референтной) группы, круга людей - например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности. Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетенции со стороны окружающих, самоуважении. И наконец, на вершине иерархии - группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.

Аналогично выстраивается иерархия потребностей предприятий и организаций как представителей спроса на рынке образовательных услуг. Это - потребности в кадрах, которые будут способны:

  • - выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;
  • - самостоятельно решать поставленные задачи;
  • - находить «узкие места» в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы;
  • - работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;
  • - обеспечивать возможности для саморазвития коллектива организации и др.

Учитывая вышеизложенную иерархическую структуру потребностей потенциальных клиентов образовательных услуг, рассмотрим основные рекламные аргументы, действующие в отношении конечного потребителя образовательных услуг - личности обучающегося.

  • 1. Экономические:
    • o уровень будущей заработной платы,
    • o уровень стипендии в процессе обучения,
    • o возможность снижения оплаты (например, в зависимости от результатов обучения),
    • o бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.).
  • 2. Социальные:
    • o будущее высокое профессиональное и социальное положение,
    • o общественное признание,
    • o престижность образовательного учреждения,
    • o известность научно-педагогических кадров.
  • 3. Перспективы международных интеллектуальных связей Примеры рекламы, использующей данную группу аргументов, представлены в Приложении 3.:
    • o возможности общения с иностранными студентами и преподавателями,
    • o обучения и прохождения практики за рубежом,
    • o международного признания диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов (отечественного и иностранного),
    • o соответствующие возможности трудоустройства.
  • 4. Организация образовательного процесса и его обеспечение:
    • o высокий уровень занятий,
    • o приоритет активных методов обучения,
    • o индивидуальный подход к обучающимся,
    • o возможности личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании,
    • o уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникационного обеспечения.
  • 5. Соответствие требованиям предпочитаемого стиля жизни:
    • o самостоятельность, независимость,
    • o уверенность в завтрашнем дне,
    • o интересное окружение,
    • o возможности культурного и профессионального роста, самовыражения в научном творчестве, досуга и отдыха, разрешения других проблем личности.

Таким образом, очевидно, что при разработке рекламного аргумента может быть выбран один из нескольких видов полезности. Рациональная полезность, как правило, связана с экономическими факторами; социально-престижная - с социальными; самоутверждающая - с повышением уровня самооценки вследствие роста профессионального и культурного уровня, квалификации и т.п. В качестве источников сенсорной полезности могут выступать нетрадиционные формы и методы обучения, интересный круг общения, новые друзья, возможности организации досуга и отдыха, заграничных поездок и т.д. Пример рекламы, делающей акцент в своем аргументе на сенсорную полезность, представлен в Приложении 4. ; Акцент на менталитентную полезность привлекает возможностью клиента ассоциировать себя с определенной референтной группой лиц (например, бизнес-элитой, обладателями диплома MBA).

Отметим, что особенность рекламы образовательных услуг заключается еще и в том, что здесь используются оба способа реализации полезности во времени: как в период потребления, так и после него. Можно даже сказать, что полезность образовательной услуги реализуется на протяжении всей жизни человека. Специфика рекламного аргумента образовательной услуги заключается в том, что он должен характеризоваться резким преобладанием информативности над эмоциональностью. Однако и в этом правиле есть исключения. Например, в этом отношении важно учитывать целевую аудиторию, на которую направлена реклама, - для большей части молодежи эмоции в личностном отношении значат ничуть не меньше, чем содержательная информация. Такому клиенту, помимо перечня программ и курсов, немаловажно узнать о людях, с которыми ему предстоит общаться, об атмосфере учебного заведения, возможностях проведения досуга и т.д. Вместе с тем, не стоит забывать, что в тех случаях, когда конечным потребителем образовательной услуги является ребенок или подросток, окончательное решение о приобретении, как правило, принимается родителями. Кроме того, неинформативная реклама часто преследует имиджевые цели, т.е. направлена на создание соответствующего благоприятного образа фирмы в глазах общества. Подобная реклама образовательными учреждениями используется достаточно редко (пример представлен в Приложении 5).В Приложениях 6 и 7 приведены результаты опросов, которые наглядно отражают факторы, влияющие на выбор образовательного учреждения будущими слушателями.

Выбор носителя рекламной информации на рынке образовательных услуг обусловлен спецификой товара, предлагаемого на нем. Практика показывает, что наибольший результат приносит использование печатных источников. В особенности таких, как газеты и журналы (в т. ч. специализированных: журналы «Абитуриент», «Карьера», «Элитный персонал»), специализированная литература (например, справочники «Вузы Москвы», «Куда пойти учиться»), а также брошюры и буклеты, изданные самими образовательными учреждениями. Причем для образовательных учреждений довузовского уровня наиболее естественный и эффективный носитель - местная печать, в то время как в высшем, послевузовском и дополнительном образовании более эффективно работает ориентация на центральную печать, в т.ч. на специализированные издания.

  • o широкий охват в сочетании с высокими избирательными возможностями специализированных и локальных изданий,
  • o длительность существования и использования,
  • o высокая степень доверия к напечатанной информации,
  • o творческая гибкость,
  • o возможность прочитать сообщение в любой момент времени, нужное количество раз, проанализировать, передать другому лицу.

Кроме того, печатная реклама является активным средством информации: читатели перелистывают страницы, закладывают, вырезают, отмечают объявления, делают отметки на полях, выбирая интересующую их информацию. Все это проделывают и потенциальные клиенты образовательных услуг: они, как правило, тщательно и обстоятельно подходят выбору учебного заведения, изучают различные предложения, анализируют и сопоставляют их и т.д.

Факторы, усиливающие эффективность печатной рекламы, в сфере образовательных услуг имеют свою специфику, например:

ь использование литературного языка здесь вполне приемлемо;

Не стоит также забывать и о таком, достаточно дешевом, но действенном типе рекламной информации, как стационарные наружные носители (стены, щиты и т.п.). Кроме того, весьма эффективны такие рекламные мероприятия, как:

  • o дни открытых дверей,
  • o презентации,
  • o участие в специализированных выставках и ярмарках,
  • o юбилеи или памятные даты учреждения и его сотрудников,
  • o встречи выпускников,
  • o учреждение ассоциаций выпускников, клубов почетных докторов,
  • o проводимые вузом конференции и симпозиумы,
  • o Дни Карьеры и т. п.

Вышесказанное иллюстрируют результаты вышеупомянутого опроса, приведенные в Приложении 6.

Рекламные обращения образовательных учреждений, как правило, стандартны. В них содержится информация о предлагаемых образовательных программах, наличии лицензии, сроках обучения, сотрудничестве с иностранными учебными заведениями и др. Однако оптимальным вариантом рекламного объявления, на мой взгляд, является то, которое сочетает содержательную информацию и неординарное творческое решение.

Чрезвычайно важно иметь в виду, что на рынке образовательных услуг негативный эффект от некачественной рекламы приобретает особенно большие масштабы. Рекламное обращение, выполненное непрофессионально, юридически небезупречно, не отвечающее принципам добросовестной конкуренции, будет свидетельствовать о низком образовательном и культурном уровне рекламодателя, его некомпетентности, непрофессионализме, вызовет к нему недоверие и может послужить весомой причиной отказа от приобретения данной образовательной услуги.

Кроме того, в рекламе образовательной услуги весьма важно учитывать региональные, национальные, религиозные, культурные особенности и проблемы. Достаточно серьезно воспринимается лишь такая реклама образовательных услуг, которая убедительна с точки зрения возможностей региональной адаптации, понимания специфики региона, запросов местных властей и т.п.

В заключение приведем основные выводы, сделанные А. Панкрухиным в результате анализа особенностей коммуникационной активности образовательных услуг на примере программы International Teachers" Programme (ITP), созданной Гарвардской школой бизнеса и получившей широкое распространение на рубеже 70-х гг. прошлого столетия. Результаты этих исследований и сегодня остаются актуальными.

  • 1. Базисным средством рекламы ITP в Европе стали брошюры, рассылаемые по почте. Однако это рекламное средство оказалось неэффективным, поскольку при его использовании чрезвычайно важна точность адресации: если рынок определен слишком широко, любая рассылка становится неуправляемо большой и весьма дорогостоящей.
  • 2. Реклама в средствах массовой информации оказалась достаточно дорогой, в целом малоэффективной и не принесла ожидаемых результатов. Однако автор отмечает, что это не означает, что деньги оказались потраченными впустую: в результате проведенной кампании значительно вырос уровень осведомленности общественности, т.е. многих потенциальных клиентов программы.
  • 3. Устные рекомендации - один из важнейших каналов маркетинговых коммуникаций. Причем наиболее эффективными оказываются рекомендации, исходящие от людей, уже закончивших обучение. Таким образом, успешно осуществленная образовательная программа значительно облегчает маркетинговую работу на следующий цикл занятий.
  • 4. В ITP результативной оказалась работа с серьезными посредниками , специализирующимися в той же сфере, что и сама программа. В частности, такими посредниками оказались агентства, представляющие ассоциации организаций сферы менеджмента, которые включили извещения о ITP в свои информационные бюллетени и разрешили директорам программ представлять их на ежегодных конференциях ассоциаций. Некоторую пользу также принесли различные публикации Международной организации труда и других учреждений ООН, куда была включена информация об ITP.
  • 5. Многие директора программ ITP установили широкие личные контакты в сфере маркетинговых коммуникаций. Они посещали многочисленные образовательные учреждения, специализированные международные выставки и конференции, писали личные письма участникам этих конференций. Такая персональная активность директоров позволила выявить существенные информационные пробелы и дефекты в ориентации коммуникационной активности образовательного учреждения.

А.С. Баталов в своей статье «Маркетинг образовательных услуг» приводит образец «грамотной рекламы для сферы образования: "Если вы не знаете чего хотите, идите к нам. У нас это есть". Действительно, хорошее образовательное учреждение призвано дать человеку то, о чем он, может быть, смутно догадывается или пока вовсе не имеет представления».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка предложения по совершенствованию рекламных средств, используемых и изготавливаемых в ОДО "Белбиотехнологии", и повышение их эффективности. Методика и алгоритм выбора эффективных рекламных средств. Анализ инструментов продвижения продукции.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2013

    Анализ хозяйственной деятельности, конкурентной среды, слабых и сильных сторон в работе ресторана "Гиппопо", способы продвижения услуг питания. Разработка мероприятий по продвижению продукции ресторана на рынке общественного питания города Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2010

    Особенности стратегии продвижения на рынке услуг. Наиболее популярные зарубежные модели маркетинга услуг. Анализ тенденций российского рынка страховых услуг. Разработка мероприятий по продвижению страхового продукта на примере ЗАО "ГУТА-Страхование".

    курсовая работа , добавлен 21.11.2010

    Место рекламы в продвижении товара и услуг. Виды рекламы и их применение. Оценка эффективности рекламных мероприятий. Специфика разработки рекламных мероприятий для ресторанного бизнеса. Разработка рекламных мероприятий для бара "Лофт", расчет их бюджета.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Понятие и особенности гостиничных услуг, общие сведения о гостиничном комплексе "Алые Паруса". Анализ целевой аудитории и спроса на услуги отеля. Оценка возможностей конкурентов и собственных рекламных средств. Разработка рекламной кампании гостиницы.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2014

    Раскрытие сущности стимулирования сбыта и определение его роли в комплексе маркетинговых коммуникаций. Рассмотрение целей и способов продвижения товаров на рынке. Описание методов контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Разработка маркетинговых мероприятий по подготовке к открытию салона красоты. Условия повышения качества услуг. Разработка комплекса маркетинга повышения качества услуг. Медиапланирование рекламной кампании. Методы стимулирования посещения салона.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Основные аспекты продвижения бизнеса, особенности использования интернета. Методы, используемые в процессе продвижения интернет-магазина. Анализ эффективности магазина "Go ahead" на нижегородском рынке, разработка мероприятий по его продвижению.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

Продвижение - комплекс маркетинговых мероприятий, целями которых являются увеличение доли товара, услуги, компании или бренда, занимаемой ими на рынке; вывод товара на рынок; увеличение их узнаваемости; привлечение новых клиентов.

Основными функциями продвижения в области образовательных услуг являлются:

  • - создание образа престижности образования, оправданности цены, инновационности методов обучения
  • - информирование о программах обучения,
  • - сохранение интереса к продвигаемыс образовательным программам
  • - создание благоприятного имиджа Высшего Учебного Заведения.

Целями продвижения являются стимулирование спроса на образовательные услуги и улучшение имиджа образовательного учреждения.

Стратегия - модель действий, предназначенных для достижения целей компании. Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В одном случае стратегия - это точный долгосрочный план по достижению желаемой цели, а выработкой стратегии называется процесс поиска конкретной цели и составление долгосрочного плана основываясь на цели компании. Такой подход подразумевает, что все возникающие в процессе достижения цели изменения предсказуемы, а происходящие процессы поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае стратегия это - долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, включающее в себя сферу, средства и форму ее деятельности, систему отношений внутри компании, а также отношение компании к окружающей ее среде. В данном случае, стратегия - это выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которой должно привести организацию к достижению целей. Разработка стратегии продвижения образовательных программ начинается с определения целей, стоящих перед образовательным учреждением. В целом можно выделить три основных типа рекламных целей: увещевание, информирование и напоминание.

Для большинства «молодых» образовательных учреждений, которые недавно появились на рынке образовательных услуг, рекомендуется начинать с увещевательной рекламной стратегии, которая убедит потенциальных потребителей в серьезности намерений и потенциала ВУЗа, качестве предлагаемых услуг и т. п. При этом возможны такие аргументы, как размеры вложенного капитала, материально-технической базы, преподаватели, оснащенность аудиторий, подготовленность корпусов. Здесь также часто используется сравнительная реклама, когда образовательное учреждение, утверждая свои преимущества, сопоставляет предлагаемые им услуги с продукцией конкурентов.

Целью информативной рекламной стратегии является информирование целевой аудитории о услуге, либо о появлении более усовершенствованного продукта. Данная реклама обычно рассказывает о содержании программы обучения, о применяемых технологиях, методиках, произошедших изменениях и улучшении качества. Возможно так же использование информативной рекламы для исправления неблагоприятных представлений о фирме, ее услугах, на устранение неоправданных негативных слухов и мнений.

Напоминающую рекламную стратегию используют ВУЗы, давно появившиеся на рынке образовательных учреждений, либо те, кто уже провел 2 указанные выше рекламные кампании. Данный вид рекламы особо актуален в период абитуриентского межсезонья.

Последующий этап в разработке управленческого решения в области рекламы - разработка вариантов рекламного аргумента и выбор из них оптимального.

Существуют различные рекламные аргументы для продвижения услуг, например уровень будущей оплаты труда, наличие или отсутсивие стипендии в процессе обучения, будущее высокое профессиональное и социальное положение, престижность образовательного учреждения и преподавателей, возможности для обучения и прохождения практики за рубежом, диплом международного образца, уровень материального и кадрового обеспечения университета.

Во многих случаях рекламный аргумент должен характеризоваться преобладанием полезной информации над эмоциями. Но стоит учитывать целевую аудиторию, на которую направлена реклама, - для большей части молодежи эмоции в личностном отношении значат ничуть не меньше, чем содержательная информация. Также не стоит забывать, кто принимает окончательное решение о приобретении, как правило, это делают родители. Зачастую неинформативная реклама часто преследует имиджевые цели, т.е. направлена на создание соответствующего благоприятного образа фирмы в глазах общества.

Необходимо более подробно рассмотреть варианты продвижения образовательних услуг на рынке в рамках выбранной стратегии:

  • 1. Наружная реклама бывает в виде перетяжек, информационных указателей, рекламных щитов различных размеров, световых коробов. В связи с относительно высокой стоимостью, необходимо тщательно выбирать места размещения рекламных конструкций.
  • 2. Распространение листовок и объявлений.

Обычно ВУЗы используют брошюры и буклеты для продвижния образовательных программ. Необходимо уточнить, что текст рекламного объявления, продвигающего образовательные услуги может быть длиннее обычного, т.к. потенциальным потребителям важно получить полную информацию об образовательной услуге, также возможно не использовать рисунок или фотографию в рекламе образовательой услуги (поскольку образовательную услугу трудно изобразить), достаточно будет логотипа университета.

Для продвижения образовательных услуг можно отправлять информационные потенциальным клиентам, базу которых можно приобрести или набрать самостоятельно. При правильно подобранной информации этот медот может быть крайне эффективен.

6) «Сарафанное радио».

Один из самых эффективных маркетинговых инструментов, т к репутации компании является ключевым фактором продвижения. Повторно продать услуги клиенту, с которым раньше работали много легче и дешевле, чем новому. Но у данного метода есть один существенный минус: скорее всего о образовательных услугах при использовании сарафанного радио узнают гораздо меньше человек, чем при использовании других методов продвижения.

7) Выставки, семинары и конференции.

Дни Открытых Дверей, образовательные конференции и семинары являются эффективным методом продвижения образовательных услуг.

9) Сайт компании.

Крайне важный инструмент продвижения обращовательных услуг, для его большей эффективности необходимо тщательно продумать его содержание, структуру и дизайн.

10) Маркетинг услуг в Интернете.

Методы продвижения услуг в Интернете, кажутся довольно похожими на обычные, но имеют свою специфику. Способы следующие продвижения услуг в интернете делятся на контекстную рекламу и поисковое продвижение.

Интернет PR достаточно новое направление, в котором используются лучшие практики продвижения компании в интернете. Можно размещать статьи на специальных интернет плошадках, организовывать дискуссии на определенные темы, консультации на форумах и тематических сайтах. Продвижение услуг в Интернете незатратно, но существенно улучшит бренд и привлечет новых клиентов.

Выводы по главе 1.

На данный момент момент на рынке образовательных услуг наблюдается достаточное разнообразие программ подготовки, предлагаемых различными ВУЗами России. Уровень конкуренции за учеников на рынке образовательных услуг растет год от года, в условиях сложной конкурентной ситуации ВУЗы вынуждены задуматься о стратегии продвижения своих образовательных услуг на рынок. Анализируя стратегии продвижения образовательных услуг, можно сделать вывод, что для Центра Довузовской Подготовки НИУ ВШЭ возможно использование напоминающей рекламной стратегии, особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья. Такой вид рекланой стратегии напоминает потребителям о том, что предлагаемые услуги скоро могут им понадобиться и надо заренее подумать о своем выборе. Так же не стоит забывать о продвижении программ довузовской подготовки ученикам, которые уже являются слушателями программ, это реализуется с помощью поддерживающей рекламной стратегии. Такая реклама убедит уже обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними дальнейших перспективах, чтобы предотвратить возможный отток слушателей.

При продвижении программ довузовской подготовки не стоит забывать о сайте, как о одном из самых эфеективных средствах продвижения образовательных программ. Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород выгодно отличается от ВУЗов - конкурентов полнотой предоставленной информации о процедуре поступления в ВУЗ, образовательных программах и стандартах, преподавателях, возможностях международных стажировок и трудоустройства выпускников, а также временем загрузки стартовой страницы. На сайте отсутствуют всплывающие окна и рекламные баннеры, что делает его крайне удобным для поиска всей необходимой информации. Сравнивая сайты ведущих российских и зарубежных ВУЗов можно заметить, что иностранные ВУЗы не предлагают будущим студентам программы подготовки к поступлению в университет, российские ВУЗы напротив, начинают работу с будущими студентами еще в школе, таким образом делая их более расположенными к определенному ВУЗу и создавая себе своеобразную базу будущих студентов. Сравнивая московский и нижегородский сайты НИУ ВШЭ, можно заметить, что московский сайт более наполнен информацией о студенческой жизни, историях успеха студентов и выпускников, отзывах о НИУ ВШЭ от людей, которые уже закончили данный ВУЗ. Поэтому Национальногму исследовательскому университету «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород можно рекомендовать добавить интересующую многих поступающих информацию о трудоустройстве выпускников ВУЗа, об успехах студентов и преподавателей, о международных стажировках и сотрудничестве.

1 Самсонова Е.В. 2 Самсонова М.В. 3

1 Камышинский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»

2 ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

3 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

рынок образовательных услуг

образовательная услуга

маркетинг образовательных услуг

1. Салмин П.С. Машинная модернизация системных технологий для целей организационного управления предприятиями / Салмин С.П., Салмин П.С. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 3-1. – С. 258–260.

2. Салмин П.С. Формирование финансового результата транспортного холдинга по центрам финансовой ответственности / Салмин П.С., Салмина Н.А./ Вестник ВГАВТ. – 2014. – № 41. – С. 268–276.

3. Самсонова Е.В. Особенности маркетинга образовательных услуг на современном этапе развития рыночных отношений / Монография – Волгоград, 2013.

4. Самсонова М.В. Маркетинговые приемы, способствующие развитию российского рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] / М.В. Самсонова, Е.В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; http://www..

5. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок / Н.Ю. Пименова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2006. – № 1.

Библиографическая ссылка

Гугнина Е.В., Самсонова Е.В., Самсонова М.В. ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЫНОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20636 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Похожие публикации