Органы управления в обществе с ограниченной ответственностью. Какие органы управления действуют в ооо. Какие законы регулируют управление ООО

Структура управления ООО строится в зависимости от нескольких факторов – количества участников, величины их вклада в уставной капитал, сферы деятельности, объема штата работников. Подробнее о формах управления предприятием ООО рассказываем в этой статье.

При открытии ООО обязательно принимается устав организации. Без этого документа невозможна регистрация юридического лица. Именно в уставе прописывается структура управления ООО. При смене числа участников или необходимости исправления некоторых аспектов в устав могут быть внесены изменения, в том числе те, которые касаются управления.

Чтобы правильно сформировать устав ООО и без ошибок прописать все особенности структуры управления, советуем обратиться за помощью к профессионалам. Сотрудники сервиса Главбух Ассистент помогут решить документальные вопросы и возьмут на себя общение с налоговой.

Структура органов управления ООО

Создавая общество с ограниченной ответственностью, участники вкладывают доли в общий учредительный капитал. Число учредителей законом не ограничивается. Все аспекты создания и управления ООО регламентируются ст. 32 Федерального закона №14-ФЗ от 8.02.1998 (ред. 23.04.2018) и ст. 65.3 Федерального закона №51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. 3.08.2018).

Согласно этим нормативным актам, учредители должны не только внести свои доли в общий капитал, но также разработать устав и в нем назначить или выбрать органы управления ООО. Структура хозяйственного сообщества предполагает несколько вариантов управления – есть сложные и упрощенные схемы.

Органами управления ООО могут выступать как коллегиальные структуры, так и единоличный руководитель:

  1. Общее собрание участников (учредителей) – высший орган управления ООО, регулярно собирающийся для решения главных стратегических, финансовых и хозяйственных вопросов.
  2. Наблюдательный совет (совет директоров) – орган параллельного контроля, уполномоченный управлять компанией непрерывно и руководить текущей хозяйственной деятельностью.
  3. Исполнительные органы ООО – один или несколько руководителей компании, которые занимаются оперативным управлением, решением повседневных, текущих и плановых задач.
  4. Аудиторская или ревизионная комиссия – орган управления ООО, избираемый общим собранием участников, выполняет функции контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.

Функции и компетенции органов управления ООО

В уставе ООО должна быть четко прописана схема управления ООО с указанием компетенции и задач каждой из структур. Например, система управления может быть сформирована следующим образом:

  1. Самые важные решения по управлению компанией принимаются общим собранием учредителей. Если число участников ООО большое, уставом может быть установлен необходимый кворум для признания решений полномочными.
  2. Часто собирать общее собрание для управления компанией невозможно и нецелесообразно, поэтому повседневным управлением занимается наблюдательный совет. Функции и состав наблюдательного совета как органа оперативного управления ООО прописываются в уставе.
  3. Механизм создания наблюдательного совета тоже должен быть прописан в уставе. Совет директоров может состоять из выборных и назначенных руководителей, исключительно из участников ООО, а также частично из привлеченных со стороны наемных специалистов.
  4. Исполнительные органы в зависимости от величины компании могут быть представлены одним или несколькими руководителями, разделяющими между собой основные рычаги управления хозяйственной и финансовой деятельностью. В эту категорию входит единоличный исполнительный орган (директор, президент), заместители, коммерческий директор, главный бухгалтер и т.д.
  5. Для регулярной проверки эффективности и правомерности деятельности компании может быть сформирован или назначен аудиторский орган – ревизионная комиссия или единоличный ревизор.

Структура органов управления ООО, срок действия, состав, обязанности и права каждого из них устанавливаются уставом организации. Образец устава можно скачать

Подробная информация о полномочиях и функциях каждого из органов управления ООО представлена в таблице

Орган управления

Полномочия

Механизм создания

Время управления

Общее собрание участников

Решение всех вопросов планирования, осуществления и изменения деятельности ООО. Назначение исполнительных органов и изменение структуры компании. Принятие решений о реорганизации, ликвидации, продажи ООО. Назначение и увольнение руководителей. Право передачи полномочий управления. Назначение и утверждение аудиторских органов и проверок.

По факту вложения долей в общий капитал.

Учредители ООО собираются регулярно, минимум один раз в год. При необходимости может быть созвано внеочередное собрание участников.

Наблюдательный совет

Компетенции и состав, согласно уставу. К основным полномочиям относится управление внутренними и внешними процессами, организация партнерства с контрагентами, разработка долгосрочных планов, подготовка и создание внутренних документов, согласование и проведение сделок, контроль работы исполнительных органов, решение текущих задач всех видов экономической деятельности ООО.

Чаще всего это избирательный орган, срок действия назначается, согласно уставу. Председатель избирается большинством голосов участников совета из числа его членов.

Заседания членов совета директоров проводятся регулярно в сроки, установленные уставом. Обычно – один раз в квартал, при необходимости может быть созван внеплановое собрание для решения неотложных вопросов.

Исполнительные органы

Один или несколько руководителей, занимающихся ежедневными вопросами управления компанией. Ответственность и полномочия директора и его помощников определяются уставом ООО. Директор имеет право представлять интересы и действовать от имени организации в государственных, коммерческих и финансовых структурах. Обладает правом назначения на должность работников, принимать решения о внутренних кадровых изменениях, увольнении сотрудников.

Единоличный исполнительный орган (директор) может быть избран из числа учредителей или принят на должность как наемный специалист.

Срок работы исполнительных органов прописывается в уставе и регулируется заключением трудового договора, который по окончании может быть продлен или прерван раньше срока при наличии законных оснований.

Аудиторский орган

Аудиторская комиссия или ревизор имеют право и обязанность проверять финансовую и хозяйственную деятельность компании. В полномочия органа входит изучение всех документов и проводить проверку всех фактов деятельности исполнительных органов, которые обязаны во время работы комиссии предоставить все запрашиваемые документы. Без заключения ревизионной комиссии не могут приняты годовые отчеты и бухгалтерские балансы компании (ст. 47 фед. закона №14-ФЗ).

Количество и состав ревизионной комиссии установлены уставом ООО.

Срок действия ревизионной комиссии назначается общим собранием. Состав комиссии может вновь утверждаться на ежегодном общем собрании или назначаться на несколько лет.

Органы управления ООО с одним учредителем

Основными документами ООО считаются учредительный договор, подписанный всеми участниками, и устав. Если учредитель выступает в одном лице, то устав является главным учредительным документом. Структура управления ООО с одним учредителем немногим отличается от организаций с несколькими участниками.

Если общество создано одним участником, он сам имеет полномочия общего собрания, то есть, обладает правом назначать исполнительные, наблюдательные и аудиторские органы управления ООО, если в этом есть необходимость. Единственный учредитель может сам выполнять функции единоличного исполнительного органа, выступать владельцем и руководителем компании одновременно.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во


от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(представлена действующая редакция части первой ГК РФ на 02.11.2013)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подраздел 2. ЛИЦА

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества

4. Общество с ограниченной ответственностью

Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью

1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

3. К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:

1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Законом об обществах с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.

От того, насколько эффективно построена система управления обществом с ограниченной ответственностью, во многом зависит контроль участников такого ООО над процессом его деятельности и, как следствие, достижением поставленных целей.

Любое юридическое лицо вступает в правоотношения с третьими лицами через систему своих органов. В связи с этим от правильности ее построения, определения компетенции органов и взаимосвязи их между собой зависит эффективность управления юридическим лицом и, как следствие, реализация основной цели его деятельности - извлечения прибыли. Беляев К.П. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение. М., 2012.

На этом основании представляется чрезвычайно важным определить, какие с позиции законодательных норм органы управления предусмотрены для ООО и, главное, в каком отношении они могут находиться друг к другу при совместном их учреждении в Обществе.

Управление ООО - это комплекс действий, необходимых для формирования и достижения целей Общества, включающий планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемые органами Общества.

Представители экономической и юридической наук подходят к определению корпоративного управления исходя из различных целей и свойственного для каждой отрасли знаний понятийного аппарата. Так, экономисты рассматривают систему корпоративного управления как набор механизмов, ограничивающих отклонения от поведения, обеспечивающего максимизацию рыночной стоимости фирмы. Если конкуренция на рынках факторов производства и готовой продукции выступает дисциплинирующим средством «последней инстанции», то механизмы корпоративного управления представляют собой «систему раннего предупреждения». Система корпоративного управления позволяет обнаружить и пресечь случаи неэффективности деятельности организации на более ранних стадиях такой деятельности, обеспечивая тем самым ощутимую экономию ресурсов.

На этом основании процесс управления Обществом, как юридическим лицом, представляет собой совокупность управленческих действий, реализуемых посредством органов Общества.

Органам Общества характерен ряд существенных признаков. Так, каждый в отдельности, орган Общества представляет собой организационно оформленную часть Общества, представленную либо одним, либо несколькими физическими лицами. Образуется он на основании совокупного воздействия законодательных норм, локальных и внутрикорпоративных актов. Орган Общества обладает совокупностью полномочий, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции, а волеобразование и волеизъявление Общества оформляются посредством принятия специальных актов органа.

Основываясь на положениях Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», органами Общества являются общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия. Беляев К.П. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение. М., 2012.

Модели управления Обществом могут предусматривать различное сочетание органов управления. В Обществе могут найти свое применение только четыре модели управления, отражающие сочетание органов Общества. Так, например, система управления Общества может быть представлена:

1. общим собранием и единоличным исполнительным органом;

2. общим собранием, советом директоров (наблюдательным советом) и единоличным исполнительным органом;

3. общим собранием, коллегиальным исполнительным органом и единоличным исполнительным органом;

4. общим собранием, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом и единоличным исполнительным органом.

С приведенными моделями сочетаний органов Общества стоит согласиться на том основании, что Федеральный закон приводит исчерпывающий перечень органов Общества, а общее собрание и единоличный исполнительный орган являются обязательными для учреждения в Обществе органами. Таким образом, сочетание органов Общества объективно ограничено.

В юридической литературе встречается такое понятие, как вспомогательные органы хозяйственного общества. К числу таковых зачастую относят счетную комиссию, президиум общего собрания, корпоративного секретаря и иные. Макарова О. Новеллы законодательства об ООО // Хозяйство и право. 2012. № 6.

На основании приведенных выше характеристик, отражающих существенные признаки органов Общества, а также законодательно установленный перечень образуемых в Обществе органов, перечисленные образования нельзя относить к системе органов Общества, тем более нельзя называть самостоятельными органами. Такие образования не обладают самостоятельной компетенцией, не могут создавать для Общества прав и принимать от его имени обязанности. Наименование «вспомогательный орган» не имеет правовой дефиниции и не находит отражения в системе органов управления Обществом, отчего смысловая нагрузка такого понятия формируется каждым автором по-своему, исходя из субъективного видения существа общественных отношений. На этом основании не представляется обоснованной возможности установить назначение перечисленных образований и установить функционал.

Общее собрание и единоличный исполнительный орган являются обязательными для учреждения в Обществе органами.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона высшим органом Общества является общее собрание его участников. Общее собрание участников Общества может быть очередным или внеочередным. Все участники Общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник Общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале такого Общества. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что общее собрание участников Общества является объективной возможностью для участников такого Общества принимать участие в его управлении Макарова О. Новеллы законодательства об ООО // Хозяйство и право. 2012. № 6.. Участники Общества имеют равный доступ к управлению и осуществлению управленческих функций в ООО посредством общего собрания участников Общества. При этом барьером в вопросе равного доступа к управлению может являться размер долей участников в уставном капитале ООО. Федеральный закон определяет соразмерность величины доли участника Общества количеству принадлежащих ему голосов на общем собрании. Таким образом, на общем собрании участнику отводится определенное количество голосов, чем определяется соотношение его голоса с голосами остальных участников. Лебедев В.А. Комментарий к последним изменениям в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью. 2012.

На основании ч. 4 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества или единоличным исполнительным органом Общества и коллегиальным исполнительным органом Общества. Исполнительные органы Общества подотчетны общему собранию участников Общества и совету директоров Общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа может устанавливаться следующими документами:

1. Уставом Общества, где должны содержаться основные положения.

2. Внутренними документами Общества, которые можно назвать организационно-функциональными. Например, регламентом общего собрания участников Общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в Обществе (в том числе единоличным исполнительным органом), положением о персонале Общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в Обществе, положением о генеральном директоре и др.

3. Договором между Обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. Бязров М.Ш. Процедура ликвидации юридического лица // Налоговый вестник. 2012. № 8.

Таким образом, компетенция перечисленных органов позволяет в полной мере утверждать, что их учреждение в Обществе может оказаться достаточным для управления таким Обществом. Причем взаимодействие общего собрания и единоличного исполнительного органа можно охарактеризовать следующим образом.

Единоличный исполнительный орган материализуется в Обществе трудовой деятельностью физического лица, будь то директора или генерального директора, направленной на повседневное, систематическое руководство Обществом. При этом решение части вопросов, так или иначе связанных с повседневным руководством, должно оформляться волеизъявлением общего собрания. Таким образом, общее собрание можно даже назвать формально действующим органом, основной функцией которого является придание легитимности решениям Общества. Беляев К.П. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение. М., 2012.

В связи с этим модель управления, предусматривающая в Обществе наличие только общего собрания и единоличного исполнительного органа, представляется как наиболее выгодная для тех Обществ, участники которого в полной мере рассчитывают на компетентность и способность управления единоличного исполнительного органа - то есть директора, генерального директора (физического лица).

Уставом Общества может быть предусмотрено образование совета директоров Общества. Порядок образования и деятельности совета директоров Общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров и компетенция его председателя определяются уставом Общества.

Если исполнительный орган является постоянно действующим регулярным органом, а общее собрание - периодически действующим, то в Обществе может образовываться орган с контрольными функциями за деятельностью исполнительного органа. Роль такого контрольного органа, согласно Федеральному закону, отводится совету директоров Общества. Образование указанного органа не является обязательным для Общества. Необходимость его наличия в структуре управления определяется каждым конкретным Обществом самостоятельно исходя из целесообразности, объема и специфики деятельности такого Общества.

Интересным фактом представляется наличие двойного названия, приводимого Федеральным законом для такого совета директоров. Справедливо предположить, что словосочетание «наблюдательный совет» характеризует сущность органа, подчеркивая тем самым его контроль за деятельностью исполнительного органа, а словосочетание «совет директоров» отражает процедурные особенности формирования органа и указывает также на совещательный характер его деятельности. Тем не менее, с позиции законодательных норм эти два словосочетания обозначают один орган, а значит, с формальной точки зрения являются равнозначными.

Совет директоров может быть учрежден в Обществе независимо от того, состоит ли в Обществе один-единственный участник или в Обществе состоит большее количество участников. Данное право законодательно предоставляется для того, чтобы в полной мере защитить права и интересы участников Обществ, в том числе состоящих из единственного участника.

Компетенция совета директоров в большей степени определяется уставом Общества. Федеральный закон, приводя основные положения, в рамках которых может быть установлена компетенция совета директоров, предоставляет возможность каждому конкретному Обществу, а точнее сказать - его участникам, определить, насколько широкий в пределах установленных законом рамках круг полномочий будет определять компетенцию совета директоров. Кроме того, устав Общества в отношении полномочий совета директоров как наблюдательного, контрольного органа может устанавливать право требовать созыва общего собрания участников Общества. Несмотря на то, что право требования созыва внеочередного общего собрания исходит из существа прав участников Общества, оно может быть предоставлено совету директоров. Макарова О. Новеллы законодательства об ООО // Хозяйство и право. 2012. № 6.

Модель управления Общества, представленная общим собранием, единоличным исполнительным органом и советом директоров, характеризует некий баланс между общим собранием и единоличным исполнительным органом. Если в первой модели, описанной ранее, значительная роль в управлении Обществом отводится единоличному исполнительному органу, то в данной модели совет директоров ограничивает влияние управленческих решений единоличного исполнительного органа на деятельность Общества.

Назначение и освобождение от должности единоличного исполнительного органа или роспуск коллегиального исполнительного органа происходят посредством принятия соответствующих решений общим собранием участников. Поэтому совершать указанные действия общее собрание, в силу принятого в конкретном Обществе порядка, может на основании докладов, оценок или отчетов совета директоров. Совет директоров, таким образом, призван контролировать деятельность Общества и деятельность нижестоящих органов.

Поскольку по иерархии совет директоров является неким промежуточным звеном между исполнительным органом и общим собранием, то уставом Общества может быть предусмотрено закрепление за исполнительным органом обязанности отчитываться за проделанную работу перед советом директоров, а последний, в свою очередь, в рамках деятельности общего собрания участников Общества, полномочен заявлять представленные отчеты и давать свою оценку по таким отчетам, рекомендуя при этом какие-либо меры поощрения или, наоборот, ответственности в отношении исполнительного органа.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», если уставом Общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом Общества также коллегиального исполнительного органа, такой орган избирается общим собранием участников Общества в количестве и на срок, которые определены уставом Общества. При этом уставом Общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа Общества и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров Общества.

Таким образом, для Обществ законодательно предусмотрена возможность образования коллегиального исполнительного органа.

Согласно п. 1 ст. 91 ГК РФ в Обществе в обязательном порядке создается исполнительный орган, то есть ГК РФ допускает возможность образования в Обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, либо только коллегиального или только единоличного исполнительного органа. Как следует из п. 1 ст. 41, Федеральный закон ограничивает применение указанных правил ГК РФ, допуская возможность существования в Обществе коллегиального исполнительного органа только одновременно с единоличным исполнительным органом, то есть в данном случае имеет место коллизия двух специальных норм - п. 1 ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 41 Федерального закона, регулирующих основы организации управления в Обществе.

Возможность образования в Обществе коллегиального исполнительного органа обусловливает наличие еще двух моделей управления Обществом. При одной из них в состав органов войдут общее собрание, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган, при другой - общее собрание, коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2010.

В соответствии с указанными двумя моделями управления деятельность Общества будет основана на совместных управленческих решениях нескольких лиц.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа Общества, в соответствии с Федеральным законом, должно выполнять лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа Общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа Общества переданы управляющему. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что указанные две модели с включенным в систему коллегиальным исполнительным органом будут отражать совещательный характер принимаемых в Обществе решений по вопросам повседневной деятельности.

В литературе подвергнуты анализу различные модели управления хозяйственными обществами, причем такой анализ строится в зависимости от распределения сил и влияния среди субъектов управления. В различных странах сформировались определенные модели управления компаниями. По общему правилу такие модели можно разделить на монистические и дуалистические.

Управление, основанное на монистическом принципе, или принципе единого управления, - это двухуровневая система управления, предполагающая отсутствие совета директоров как отдельного органа. Представителем стран с монистической системой управления компаниями является Великобритания. Так, согласно Закону о компаниях 1985 г., органами компании в Великобритании и Северной Ирландии являются общее собрание, директор и секретарь компании.

Для дуалистической модели характерна трехуровневая система управления, базирующаяся на разделении наблюдательных и распорядительных функций. Ярким представителем стран с дуалистической системой управления компаниями является Германия. Система органов немецкой компании включает общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), представляющий интересы участников в период между собраниями, а также правление, являющееся исполнительным органом.

В законодательстве РФ в целом заложена дуалистическая модель управления, предполагающая наличие совета директоров. При этом действительная роль совета директоров в российской компании, как представителя участников, выполняющего в период между собраниями участников надзорные функции за деятельностью исполнительных органов, в значительной степени сглажено. Это обстоятельство позволяет специалистам заключить, что российская модель корпоративного управления, являясь в соответствии с законом дуалистической, фактически является синтезом обеих моделей управления.

Являясь самостоятельным участником гражданского оборота, общество с ограниченной ответственностью приобретает гражданские права и исполняет гражданские обязанности через свои органы. Органы общества с ограниченной ответственностью формируют и выражают волю общества, а также осуществляют руководство его делами.

Управление организацией означает определение основных направлений ее развития, постановка перед ней целей и задач, а также действия по их достижению Ломакин Д.В. Указ. соч. - С. 120.. Управление юридическим лицом можно определить как механизм взаимодействия его участников и способы, с помощью которых они представляют свои интересы.

Поскольку общество с ограниченной ответственностью является коммерческим юридическим лицом, преследующим цель извлечения прибыли, главным индикатором эффективности управления этой организацией являются результаты его хозяйственной деятельности.

В литературе выделяются определенные функции управления юридическим лицом:

1) планирование, т.е. разработка программы, процедуры ее осуществления, графиков выполнения, анализ ситуаций, определение методов достижения целей и т.п.;

2) организация, т.е. проработка структуры предприятия, осуществление координации между структурными подразделениями и т.д.;

3) мотивация, т.е. стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач;

4) координация;

5) контроль Кашанина Т.В. Указ. соч. - С. 446..

Закон предусматривает два варианта структуры управления обществом с ограниченной ответственностью. По общему правилу (п.п.1 и 4 ст. 32 Закона), в обществе образуется двухзвенная система органов управления: общее собрание участников общества (высший орган общества); и исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью общества, который может быть единоличным (директор, исполнительный директор и т.п.) и/или коллегиальным (правление, дирекция и т.д.). Уставом общества может быть предусмотрено использование трехзвенной системы органов управления обществом с ограниченной ответственностью, при которой к двум указанным звеньям добавляется совет директоров (наблюдательный совет) общества. Создание совета директоров (наблюдательного совета) целесообразно в обществах с ограниченной ответственностью, имеющих достаточно большое число участников, поскольку данный орган может оперативно решать некоторые важные вопросы (образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении некоторых сделок и т.д.), не отнесенные Законом к исключительной компетенции общего собрания участников общества. При отсутствии этого органа, для решения подобных вопросов требуется созывать общее собрание участников, что само по себе требует значительного времени Тихомиров М.Ю. Организация управления в обществе с ограниченной ответственностью // Право и экономика. - 2007. - № 8. - С. 17..

В соответствии с п. 1 ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть учредительным, очередным или внеочередным. Особое значение имеет очередное общее собрание участников общества. На этом собрании подводятся итоги деятельности общества за истекший период. Очередное общее собрание участников общества созывается в сроки, предусмотренные уставом общества. Указание такого срока входит в число сведений, подлежащих обязательному включению в устав. При этом, однако, такое собрание не может созываться реже чем один раз в год. Более того. Закон четко определяет временные рамки проведения общего собрания, на котором подводятся итоги деятельности общества за год. Оно должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» СЗ РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369. от 21 ноября 1996 года не содержит понятия «финансовый год», вместо него используя понятие «отчетный год». В соответствии с п. 1 ст. 14 указанного закона отчетный год для всех организаций соответствует календарному году - с 1 января по 31 декабря.

Если же уставом общества предусмотрено проведение очередных общих собраний участников чаще чем один раз в год, то сроки проведения собраний, на которых подводятся промежуточные итоги деятельности общества, определяются уставом общества, поскольку Закон не содержит каких-либо критериев их определения.

Внеочередное общее собрание участников общества созывается в случаях, предусмотренных уставом общества. Такое собрание, кроме того, может проводиться и в иных случаях, если этого требуют интересы общества либо его участников. Правом требовать созыва внеочередного общего собрания участников общества обладают только лица, прямо указанные в Законе. К ним относятся: совет директоров общества, ревизионная комиссия (ревизор) общества, аудитор. Созыва внеочередного общего собрания могут требовать и участники общества, обладающие совокупности не менее чем десятью процентами от общего числа голосов участников общества. Высказывается мнение, что требовать созыва внеочередного общего собрания не может один участник, обладающий необходимым для этого количеством голосов, данное право предоставлено только двум или нескольким участникам, обладающим в совокупности этим количеством голосов Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 2003. - С. 185.. Мы считаем, что данное правило необходимо толковать расширительно, и, поэтому, требовать созыва внеочередного общего собрания могут не только несколько, но и один участник, обладающий не менее чем десятью процентами голосов. Буквальное толкование предлагается в целях обеспечения интересов меньшинства участников общества, поскольку это позволяет реально участвовать в управлении обществом тем его участникам, доли которых в уставном капитале сравнительно невелики Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 2003. - С. 185.. С этим утверждением нельзя не согласиться, однако подобное применение этой нормы неизбежно приведет к ущемлению прав участников, обладающих значительными долями в уставном капитале общества. Кроме того, необходимо учитывать и часто встречающуюся на практике ситуацию, когда общество состоит из двух (или трех) участников, обладающих равными долями. Если толковать положения абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона буквально, то получается, что никто из участников вообще не может требовать созыва внеочередного общего собрания.

Определенный интерес представляет вопрос о компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданский кодекс РФ ограничивают компетенцию общего собрания участников общества. Общее собрание участников общества является высшим органом управления обществом, поэтому логично предположить, что именно общее собрание участников должно быть наделено правом решать любые вопросы, касающиеся деятельности общества, без каких-либо ограничений, в том числе и относящиеся к компетенции других органов управления. Именно так решен этот вопрос в законодательстве ряда стран.

Подпункт 13 пункта 2 этой статьи относит к исключительной компетенции общего собрания решение иных вопросов, предусмотренных данным Федеральным законом, то есть тех вопросов, которые отнесены к компетенции общего собрания в других нормах Закона. Однако, это не означает, что общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью не вправе принимать решения по другим вопросам. Компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Следовательно, уставом общества с ограниченной ответственностью могут предусматриваться вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания, однако эта компетенция уже не может являться исключительной. По вопросам же, не отнесенным Законом или уставом к компетенции общего собрания, оно не вправе принимать решения.

Для устранения существующих ограничений считаем целесообразным дополнить статью 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом третьим следующего содержания: «Общее собрание участников общества вправе принимать решения по любым вопросам, в том числе и отнесенным к компетенции иных органов общества».

Представляется, что норма об обжаловании решений общего собрания нуждается в доработке. В первую очередь, необходимо установить минимальный размер доли, принадлежащей участнику, который дает право на обжалование, например, не менее 10% от уставного капитала. Законодатель косвенно это обстоятельство признает, предоставляя суду право оставить в силе обжалуемое решение если голосование данного участника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному участнику. Вполне понятно, что голосование участника, обладающего долей даже в 20% уставного капитала может повлиять на результаты голосования только в тех случаях, когда для принятия решения требуется единогласие всех участников общества (решения о внесении изменений в учредительный договор и о реорганизации или ликвидации общества). В большинстве же случаев голосование такого участника никак не влияет на результаты.

Безусловно, данная проблема наиболее актуальна для открытых акционерных обществ, но не стоит принижать ее значения и для обществ с ограниченной ответственностью, число участников которого приближается к максимально допустимому законом (в особенности тех обществ, которые созданы в результате приватизации предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Если данную проблему не решить, то любой участник, обладающий незначительной долей в уставном капитале (например, 0,1%) способен парализовать нормальную деятельность общества, ввергнув его в пучину судебных тяжб и расходов.

Кроме того, необходимо в законе установить хотя бы примерный перечень нарушений закона и прав участника общества, которые носят существенный характер. Это позволило бы ограничить пределы усмотрения суда при определении нарушений, которые могут повлечь признание решений собрания недействительными. На сегодняшний день критерии этого крайне размыты (например, является ли существенным нарушением неуведомление участника о проведении собрания или уведомление в срок, более короткий, чем предусмотрено законом и т.д.).

Сложившуюся практику применения судами норм Закона об обжаловании решений общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью можно проиллюстрировать следующим примером.

Физические лица - учредители ООО «ДРСУ-2» обратились в арбитражный суд с иском к ООО «ДРСУ-2» о признании недействительным решения общего собрания ООО «ДРСУ-2» от 2 апреля 2003 года. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30 июня 2003 года исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пензенской области от 19 августа 2003 года решение оставлено без изменения.

Будучи несогласным с указанными судебными актами ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ссылаясь на то, что оспариваемое собрание являлось внеочередным, участники общества о проведении собрания были уведомлены в сроки, предусмотренные уставом общества, кроме того, в данном собрании принимали участие все участники общества.

При рассмотрении дела Федеральным арбитражным судом Поволжского округа установлено, что при проведении оспариваемого собрания нарушены требования Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Это выразилось в том, что нарушены сроки уведомления участников о предстоящем собрании, не представлены информация и материалы по вопросам повестки дня собрания и не указан порядок ознакомления с ними, приняты решения по вопросам, не включенным в уведомление, при голосовании неправильно произведен учет голосов участников общества, собранием принято решение об исключении трех участников из общества, в то время, как данные участники ранее подали заявление о выходе из состава общества.

Уведомления о предстоящем собрании учредителей с вопросом «О принятии устава общества в новой редакции» направлены обществом в адрес истцов с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 36 Закона.

Устав общества, действовавший на момент проведения собрания, более коротких сроков не предусматривал.

На основании изложенного, в удовлетворении кассационной жалобы отказано, вынесенные по делу судебные акты оставлены без изменения Постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2003 г. по делу № А49-2372/03-96АО/21 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 3. - С. 45..

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет его исполнительный орган, создаваемый по решению общего собрания участников общества. Согласно пункту 4 статьи 32 Закона исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может быть коллегиальным (правление, дирекция) и единоличным (директор, генеральный директор).

Таким образом. Закон предусматривает два варианта структуры исполнительной власти в обществе с ограниченной ответственностью: только единоличный исполнительный орган либо единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган совместно. Интересно отметить, что статья 91 Гражданского кодекса РФ помимо этих вариантов, допускает возможность создания в обществе только коллегиального исполнительного органа.

Конкретный вариант структуры исполнительных органов определяется уставом общества, при этом, если устав предусматривает двухзвенную структуру, он должен четко распределять компетенцию между коллегиальным и единоличным исполнительными органами. Это позволит избежать путаницы и конфликтов, а также обеспечит эффективное управление обществом.

К компетенции исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных Законом или уставом к компетенции общего собрания участников общества или совета директоров (если он в обществе создан). Исполнительный орган осуществляет исполнение решений общего собрания участников общества.

Единоличный исполнительный орган общества выступает в гражданском обороте от имени общества, для этого ему предоставлено право представлять его интересы без доверенности. Другие лица, в том числе, члены совета директоров или члены коллегиального исполнительного органа общества, могут совершать от имени общества сделки и другие юридические действия только на основании специальной доверенности.

В качестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, может выступать как участник общества, так и иное лицо. Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, которое может и не являться участником общества. Абзац 2 пункта 1 статьи 91 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность избрания не из числа участников общества только единоличного исполнительного органа. Как и в предыдущем случае, коллизия должна разрешаться в пользу Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Уставом же конкретного общества могут предусматриваться некоторые ограничения, например, обязательность формирования коллегиального исполнительного органа только из числа участников общества, либо может быть установлено определенное соотношение в этом органе участников общества и иных лиц.

Права и обязанности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, а также членов коллегиального исполнительного органа определяются договором, который от имени общества подписывается либо лицом, председательствовавшим на общем собрании участников, на котором избран исполнительный орган, либо другим участником общества, уполномоченным на это решением общего собрания участников общества.

Данный договор по своей юридической природе, безусловно, является трудовым, следовательно, отношения между обществом и такими лицами регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством.

Договор с указанными лицами может быть в любое время досрочно расторгнут по решению общего собрания участников общества (или совета директоров, если он в обществе создан и решение этого вопроса уставом отнесено к его компетенции).

Возможность досрочного расторжения трудового договора с директором или членом коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества по инициативе последнего, до недавнего времени вызывала споры в юридической литературе Дроздов Е. Руководитель - лицо подневольное // Экономика и жизнь. - 1997. - № 25. - С. 23; Глушецкий А. Генеральный директор АО: кто он? // Экономика и жизнь. - 1997. - № 11. - С. 18; Елисеев А. Долгие проводы - лишние слезы // Экономика и жизнь. - 1998. - № 21. - С. 26; Меновщиков Д., Эйриян А. Как уволить нерадивого руководителя // Российская юстиция. - 1999. - № 12. - С. 37.. Связано это было с двойственностью правового положения руководителя хозяйственного общества. С одной стороны, он является единоличным исполнительным органом общества. С другой стороны, руководитель общества - это наемный работник. Основания возникновения и прекращения полномочий исполнительного органа юридического лица регламентируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом общества. В этой части отношения носят гражданско-правовой характер. Полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица могут быть прекращены, в том числе и досрочно, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, таким основанием в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Закона является решение общего собрания.

Закон возлагает на единоличный исполнительный орган, членов коллегиального исполнительного органа и управляющего обязанность действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Санкцией за нарушение данной обязанности является предусмотренная Законом ответственность этих лиц перед обществом за убытки, причиненные обществу. Обязательным условием ответственности этих лиц является их вина, поскольку ответственность наступает лишь за убытки, причиненные обществу виновными действиями или бездействием. Иные основания и размер ответственности могут быть установлены федеральными законами. Основанием для освобождения от ответственности членов коллегиального исполнительного органа общества является их голосование против решения, повлекшего причинение убытков обществу, либо неучастие в голосовании.

Правом на предъявление иска о возмещении убытков, причиненных обществу, обладают само общество либо любой из его участников, при этом данное право участников не ограничивается минимальным количеством долей, принадлежащих этому участнику. В литературе подобные иски участников общества о возмещении убытков, причиненных обществу, принято называть косвенными (производными) исками, поскольку истцы посредством данного иска защищают свои имущественные интересы не прямо, а опосредованно, через защиту интересов самого общества Ярков В. Корпоративное право: косвенные иски // Рынок ценных бумаг. - 1997. - № 18. - С. 33-39; Петникова О. Защита прав участников корпоративных отношений // Журнал российского права. - 2002. - № 6. - С. 105; Грось А.А., Дедов Д.И. Проблемы реализации косвенных исков // Закон. - 2007. - № 3. - С. 14..

Действующим Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» при учреждении юридического лица в форме Общества с ограниченной ответственностью обязательным пунктом решения об учреждении ООО является назначение или избрание органов управления ООО.

Закон предусматривает наличие следующих органов управления общества с ограниченной ответственностью: собрание участников ООО (или единственный участник - если учредителем является одно лицо), совет директоров ООО, коллегиальный исполнительный орган ООО (правление, дирекция), единоличный исполнительный орган, ревизионная комиссия, протоколом или решением может быть назначен аудитор общества, при этом ревизионная комиссия, коллегиальный исполнительный орган ООО, совет директоров ООО обязательны лишь в том случае, если это предусмотрено уставом Общества.

Согласно действующему законодательству РФ об Обществах с ограниченной ответственностью, высшим органом управления ООО является общее собрание учредителей (участников) ООО. Собрание может быть как очередным, так и внеочередным, и все участники Общества имеют право присутствовать на нем, а также принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и принятии решений путем голосования.

В соответствии с ФЗ №14-ФЗ «Об ООО» к компетенции собрания учредителей (равно как и единственного учредителя ООО) относятся следующие вопросы:

  • принятия решения об участии в других коммерческих организациях, ассоциациях, определения направлений деятельности ООО;
  • внесения изменений в учредительные документы ООО , в том числе относительно размера уставного капитала ООО с ограниченной ответственностью;
  • назначения или избрания генерального директора или коллегиального исполнительного органа ООО, управляющего, условий договора с управляющим (если этот вопрос не находится в компетенции совета директоров в соответствии с уставом), ревизионной комиссии (если этот орган предусмотрен уставом) и аудитора Общества;
  • утверждения бухгалтерских балансов и годовых отчетов;
  • распределения чистой прибыли ООО между участниками;
  • утверждения внутренних документов ООО;
  • решения о размещении облигаций и ценных бумаг Обществом;
  • решения о ликвидации или реорганизации ООО и назначения ликвидационной комиссии, утверждения ликвидационных балансов.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

  • определение основных видов деятельности ООО ;
  • назначение и изменение генерального директора ООО , коллегиального исполнительного органа, управляющего, согласования условий договора с управляющим), аудитора;
  • установление размера вознаграждения генерального директора и членов коллегиального исполнительного органа;
  • принятие решения об участии ООО в других объединениях коммерческих организаций;
  • утверждение внутренних документов ООО;
  • открытие филиалов или представительств ООО
  • решение вопросов об одобрении крупных сделок;
  • решение вопросов созыва и проведения общего собрания ООО;
  • иные вопросы в соответствии с уставом ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров.

Единоличный исполнительный орган ООО вправе:

  • издавать приказы о назначении, переводе, увольнении работников ООО, применять меры поощрения;
  • без доверенности представлять интересы ООО и совершать сделки от его имени;
  • выдавать доверенности на право представительства от имени ООО;
  • осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции других органов управления.

Передача права голоса членом Совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета), другим членам коллегиального исполнительного органа, не допускается.

Вступившим в силу 1 июля 2009 года новым законом об ООО расширена компетенция Совета директоров ООО. Такие вопросы, как, например, определение основных видов деятельности компании, назначение аудиторской проверки или утверждение аудитора, теперь могут быть отнесены к компетенции Совета директоров, что должно быть закреплено в уставе Общества. Также к компетенции Совета директоров могут быть отнесены любые вопросы, которые не отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания учредителей ООО.

Согласно действующему законодательству, решение, принятое общим собранием участников Общества, решение Совета директоров, а также единоличного или коллегиального исполнительного органа ООО может быть обжаловано участником Общества в судебном порядке в течение 2-х месяцев с момента доведения до участника принятого решения.

Похожие публикации