Эстамп примеры. Эстамп: гравировка и печать. Печатная графика и её виды

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

Чтобы лучше понять особенности эстампа, необходимо ознакомиться с принципами его печати. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т.д.) так называемую печатную форму (часто её называют «доской»), с которой и производится печатание художественного произведения – эстампа.

Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской , или машинной, а печать с нее – типографской, или полиграфической печатью .

Ю.Яковенко. Магдалина. Офорт, 2001.

Печатная форма в эстампе, созданная руками автора – художника, называется авторской печатной формой , а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью . Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками . К наиболее распространенным графическим техникам относятся: офорт, линогравюра, литография, шелкография.

Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство – тиражность. По самому своему определению – отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, – эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах. Нередко задают вопрос: не лишает ли это эстамп оригинальности, позволяет ли это ему числиться среди основных видов художественного творчества, не низводит ли это его до уровня репродукции.

Тут надо в первую очередь отметить, что отпечаток на бумаге и есть цель всего творческого процесса художника, сама доска играет роль, сравнимую с материалами и инструментами в живописи, не более. С самого своего возникновения эстамп заговорил на особом языке, стал применять специфические средства, резко отличающие его от рисунка и живописи. И даже в тех, в отдельные эпохи частых случаях, когда эстамп воспроизводит живописную композицию другого художника, он не просто репродуцирует её, но как бы переводит на свой, совсем другой язык, язык не цвета, но тональности, не мазка, но линии и точки; даже репродукционная гравюра – это всегда, если воспользоваться пушкинским словом, «перевыражение» живописного прототипа. Кроме того, следует, может быть, напомнить, что и в других видах искусства произведение далеко не всегда существует в единственном экземпляре: экспонируемая, скажем, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина скульптура О.Родена «Мыслитель» находится и в некоторых других музеях, и все её отливы – в равной мере оригиналы. С ещё большим основанием можно провести аналогию и с каким-либо замечательным произведением книжного искусства: от того, что книга вышла, к примеру, из типографского станка Альда Мануция или из рук Анри Матисса в нескольких сотнях экземпляров, она ничего не утеряла в своей художественности. То обстоятельство, что каждое произведение существует в нескольких экземплярах, и, что люди в разных концах света могут его видеть одновременно, только, может быть, прибавляет достоинств эстампу. Утрачивая в редкости, уникальности, он выигрывает в демократичности, эстамп как бы сам идёт навстречу зрителю. Кроме того, абсолютная идентичность всех отпечатков с одной и той же доски в большой мере фикция, принятая условность. Доски стираются при печати, и отпечатки начинают различаться по насыщенности цвета, по общей тональности. Часто художники печатают оттиски с одной и той же доски разной краской, а то и добиваясь различного эффекта, как это делал Рембрандт. И когда мы смотрим одновременно несколько экземпляров одного эстампа, то они, скорее всего, воспринимаются нами как лёгкие вариации одного и того же изображения, и это сообщает им словно бы добавочное измерение, своего рода образную объёмность.

Художник сам участвует во всех процессах создания эстампа – от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т.д. Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется состоянием. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не страшится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Каждая графическая техника, как правило, связана с одним определенным видом печати. Существуют такие профессиональные определения, как «техника глубокой печати», «техника плоской печати», «техника высокой печати» и т.д. Каждый из видов печати, каждая графическая техника придают эстампу совершенно особые, неповторимые художественные достоинства.

Ни в коем случае не следует «навязывать» материалу чуждые его природе художественные задачи, и уж совсем бессмысленно средствами одной графической техники имитировать другую.

Итак, художественная печать четко разделяется на три вида:

1. Высокая , или выпуклая печать . Изображение оттискивается на бумагу с возвышающихся, выступающих мест печатной формы (как, например, в линогравюре, ксилографии и гравюре на картоне).

2. Глубокая печать . Изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы (как, например, в офорте или резцовой гравюре).

3. Плоская печать . Оттиск производится с плоской, ровной поверхности печатной формы (как, например, в литографии, монотипии).

Высокая печать.


Глубокая печать.


Плоская печать.

В эстампе существует огромное число видов, подвидов, разновидностей техники. Они рождаются в определенные эпохи, часто отмирают через несколько десятилетий, трансформированными возрождаются в другое время. И все это многообразие призвано к расширению выразительных возможностей эстампа, к обогащению его языка. Ведь эстамп в принципе располагает гораздо более ограниченным диапазоном средств, чем, скажем, живопись: линия, штрих и тональное пятно – лишь эти элементы лежат в основе каждого листа. И появление каждой новой техники рождает как бы новый оттенок в использовании этих постоянных элементов. Но в своей совокупности техники эстампа чрезвычайно выразительны. При этом каждая из них обладает своими особыми возможностями. Если попробовать очень кратко некоторые из них определить, то эти различия, эту специфику можно свести к следующему.

Резцовая гравюра характеризуется большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но, кроме законченности, отчеканенности формы, само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно, поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Г.Гольциус. Тит Манлий на коне. Резец.


А.Цорн. Тост. Офорт, 1893.

Появившийся несколько позже офорт с технологической точки зрения полярно противоположен резцу. Офортная игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что само уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе линии. Офортист с одинаковой непринужденностью может работать длинным и текучим штрихом, и короткими ударами иглы, в его распоряжении есть повторное травление, создающее широкую шкалу тональности. Поэтому-то в офорте появляется интерес к световоздушной среде, которая передается диапазоном тональности, и к подвижности характеристики, что связано с некоторой неопределенностью, беглостью пластики. Образ, характерный для офорта, – всегда в становлении, в процессе, он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически глубок. Для офорта характерен пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет, мгновенный набросок. Эстетика офорта сродни рисунку.

Мастер обрезной гравюры на дереве режет по доске продольного распила, обрезая каждую линию ножичком с двух сторон. Все изображение складывается из таких черных линий и пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.

Кайгэцудо. Женщина с распущенными волосами. Обрезная гравюра, 1704.

Литография нейтральна по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге, – карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п. И, тем не менее, литография – это не просто способ тиражирования рисунка. Совсем другой характер краски, очень плотной и насыщенной, работа скребком, позволяющим создавать подвижную белую линию, способность свести тон на нет – все это создает очень богатые возможности для передачи динамики света, для выражения романтического начала, для создания особой, живописной тональности.

Техника монотипии дает художнику счастливую возможность воплощать свое видение мира, используя язык графики – линейно-ритмическое построение, и язык живописи – цвет. Большую эмоциональную нагрузку несет в монотипии именно цвет, разработанный в широких модуляциях и тональностях. Художник владеет сложными фактурами и пятнами, тем самым создавая необычайные эффекты.

М.Эшер. Рептилии. Литография. 1943.

Из этих примеров видно, что выразительные возможности каждой техники, её язык и её эстетика всегда в эстампе определяется технологией, самим способом обработки доски.

В пределах одной графической техники существуют различные способы, приемы работы, которые, не ослабляя лучших сторон той или иной техники, расширяют диапазон изобразительных средств, для создания художественного произведения. Такие разновидности одной графической техники называются манерами (манеры офорта, манеры литографии и т.д.).

Р.Барто. Портрет. Монотипия, 1931.

Эстамп – это отпечаток плоской доски на плоском же листе бумаги. И эта плоскостность оттиска проявляется в характере пространства листа, обычно очень неглубокого, иногда разделённого на несколько планов, часто не конкретного. Ведь всякую картину (во всяком случае, картину, написанную до XX века) мы можем, сделав известное усилие, представить как некую реально существующую сцену. С эстампом этого не может произойти, в нём нет той меры иллюзии, что у живописи; держа его в руках, мы видим, что изображение состоит из линий и пятен, вполне условных, что он напечатан на тонком листе бумаги, что его края, его свет, само его пространство – эта та же бумага. И от этого эстамп кажется скорее образом, знаком, схемой, намёком на явление, чем конкретным изображением его. Когда мы разглядываем оттиск, мы как бы читаем его, штрих за штрихом, линия за линией, что создаёт определённую временную последовательность рассмотрения, то есть оттенок повествовательности. Вот это соединение свойств отвлечённости и повествовательности особое, специфическое качество эстампа . Возможно, поэтому так закономерно он входит в книгу как иллюстрация, поэтому для него так естественна форма серии, связанной единым сюжетом, как у Калло или Хогарта, поэтому в нём возможен гиперболизм, как у Гойи, символика, как у Редона, активная метафора, как у Тулуз-Лотрека, сатира, как у Домье. В живописи всё это невозможно именно в силу тяготения её к конкретности, иллюзорности, зрительной убедительности, в рисунке же – сложно из-за его излишней беглости, динамичности, случайности. Конечно, это самые общие признаки эстампа.

Ирина Маковеева

  СОДЕРЖАНИЕ:
Как делается эстамп
Выбор техники и материала
Пробный оттиск
Цветная гравюра
О количестве копий

Эстамп (от франц. estampe) - резная или травлёная на меди или стали и отпечатанная на бумаге картина (из Толкового словаря Владимира Даля)
И. Маковеева. Борзая бежит. Сухая игла. 2004.
Что такое эстамп
История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы многие материалы для печатных форм, усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

И. Маковеева. Рагу. Сухая игла. 2000. Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, гравированной автором. Материалы печатных форм могут быть разные. Это дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и другие. Основная особенность эстампа -ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остаётся оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).

Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники для приближения к замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.

Создание эстампов - процесс, состоящий из многих операций, включающий различные подготовительные работы и серьёзное оснащение мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат - эстамп.

Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий не должен отчаиваться, в процессе работы он приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки - авторские эстампы.

И. Маковеева. Пятёрка скотчей. Сухая игла. 2000. Как делается эстамп
Тема

Перед гравированием печатной формы автору необходимо иметь эскиз будущего оттиска. Важный момент для художника, занимающегося искусством графики - поиск своей темы и техники, соответствующей ей. Выразить тему во всей полноте трудно в одном листе, поэтому художники делают несколько работ. Если листы одного размера, получается серия, разного - сюита.

Тема должна быть интересной и любимой для автора. В противном случае художнику нельзя ждать отличного результата. Много лет основная моя тема в работе - природа: животный и растительный мир. Найти её я смогла не сразу. Мой преподаватель в институте Михаил Максимович Куку-нов подсказал, даже настоял, заняться анималистикой. Этот замечательный рисовальщик, увлечённый изображением животных, чуткий педагог был очень внимателен к своим ученикам, выявлял их способности и склонности. Он заметил мою наблюдательность и умение схватывать движение животного и быстро его рисовать. И до сих пор рисование с натуры остаётся моим самым любимым занятием. Поездки на природу, работа в зоопарке дарят мне сильные впечатления, новые художественные открытия и счастливые моменты. И многие мои коллеги вспоминают пленэрные занятия как самое интересное время учёбы.

Каждый из нас, городских жителей, выезжая за город, на дачу, гуляя в зоопарке, не может не заметить, что живая природа (деревья, цветы, животные) благотворно действует на нас. Мы получаем впечатления от, казалось бы, простых вещей. Природа и успокаивает, и даёт силы, бодрость, хорошее настроение, а художнику - повод для творческих переживаний и новых художественных задач. Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, что всё уже создано, наша задача - увидеть эту красоту и попытаться показать её другим.

Собираясь на пленэр или в зоопарк для рисования, я часто не имею чёткого плана, надеюсь, что природа подскажет. Удобнее всего рисовать спящих, отдыхающих животных, но это не самое интересное. Наблюдать, «схватывать» модель в движении очень трудно, но увлекательно. При работе с натуры я стараюсь бегло зарисовать характерные движения, позы, изучить фактуру и расцветку, более подробно - детали (лапы, глаза, уши, хвосты). Как правило, птиц, маленьких животных я изображаю не больше натуральной величины или меньшего размера. Немного увеличиваю размеры насекомых. Не для устрашения, а ради удобства рассматривания. За тридцать лет работы в мастерской накопилось множество набросков животных и растений. Я их сохраняю, поскольку некоторые из них используются для дальнейшей работы в материале.

Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, но так называемое биологическое (натуралистическое) рисование не есть цель моей работы. Да, достоверность, узнаваемость модели для меня первична, но также важна и художественная правда. Обращаю внимание на силуэт модели, фактуру, расцветку, характерные детали. Удивительно, чем больше мы рисуем подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее становится рисунок.

При рисовании в зоопарке надо учитывать поведение и настроение не только животных, но и публики. Очень легко самому стать объектом наблюдения и оказаться в центре внимания, что мало способствует работе. Стараюсь выбирать места не столь доступные для любопытствующих посетителей. Порой и модель проявляет интерес к художнику. Хорошо, что есть решётки. В своё время мне пришлось спасаться бегством от очень любопытного и навязчивого северного оленя - живого экспоната павильона ВДНХ. А в заповеднике нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Мамаша пыталась меня напугать. Надо признаться, ей это удалось. А собаки... Мной сделано более ста эстампов с различных пород собак. Восхищаюсь их преданностью хозяевам, грацией и выразительностью, красотой и сообразительностью, но боюсь их до сих пор.

Выбор техники и материала для создания эстампа

Во время учёбы в институте и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, испробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с травлением кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, так как это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала «сухую иглу» и меццо-тинто.

«Сухая игла»
Отличительная особенность этой манеры в том, что гравирование выполняется механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углублённых мест печатной формы). Оттиск гравюры «сухой иглы» отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер. Меццо-тинто (чёрная манера)
Гравирование выполняется выглаживанием и полировкой светлых мест на предварительно зазернённой, как бы вспаханной поверхности доски. Зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами - процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множеством его градаций.

В последних работах сочетаю обе техники, это обогащает изображение, придаёт новые качества работе.

Офортный станок
Различные виды печатной графики требуют своих способов печати. В технике монотипии, ксилографии и линогравюры оттиск небольших размеров получают простым ручным способом (используют специальный валик, применяемый для ручной фотопечати, или обычную ложку), В литографии необходим специальный станок, для гравюры на металле (офорт, «сухая игла», меццо-тинто и другие) используется офортный станок. За последние 600 лет конструкция станка практически не изменилась.

Свои первые офорты я печатала в мастерской замечательного графика Владимира Алексеевича Самарина, он помог мне освоить трудоёмкую, но изумительную технику с красивым названием меццо-тинто, от него я получила первые навыки и знания печати, а продолжила в Доме творчества «Челюскинская», этом «университете» для художников-графиков. Мне повезло, я поработала и поучилась у опытных, замечательных художников, общение с ними запомнилось на всю жизнь. После закупки серии моих работ Государственным Дарвиновским музеем появился свой станок.

Выбор металла и подготовка пластины
Наиболее распространённые виды металла для гравирования - цинк, медь, латунь.
В работе я использовала их все, но предпочтение отдаю меди. Очень кра-сиваа пластина в работе, выдерживает большой тираж, хорошо сохраняется. Толщина пластины 1-3 мм. Выбираю пластину по размеру эскиза. Далее снимаю фаски (края пластины должны быть заточены под углом, углы закруглены) и шлифую пластину.

Гравирование
Как правило, до гравирования у меня есть готовый эскиз будущей работы.
Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу. Теперь для получения зеркального изображения я использую компьютер, а для перевода эскиза на металл -копировальную бумагу.

Так как следы от копирки быстро затираются рукой при работе, я начинаю с процарапывания контура лёгкими пунктирными штрихами, затем приступаю непосредственно к гравированию. Часто работаю с пластиной без эскиза, это удобно на пленэре или в зоопарке. Но всегда приходится учитывать, что оттиск будет зеркальным.

Инструменты для «сухой иглы» представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).

Подготовка бумаги


Для печати используется специальная бумага, непроклеенная или слабопро-клеенная, хорошо впитывающая влагу. Я пробовала различные сорта бумаги. Практика показала: печатать можно на любой. И оттиск может получиться вполне приличным, но всё-таки лучше использовать офортную бумагу, так как нужно думать и о дальнейшей сохранности оттиска. Дешёвые сорта бумаги недолговечны и очень быстро портятся. Сейчас я использую офортную бумагу фирмы Fabriano Rosaspina 220 и 280 г/м2 белого цвета и цвета ряженки.

Для пробных оттисков беру обрезки хорошей бумаги. Пока их печатаю, использую различные сорта бумаги и варианты краски, так что к окончанию работы над пластиной могу выбрать удачное сочетание цвета краски и сорта бумаги. Это позволяет экономить недешёвые материалы. Бумага для печати должна быть влажная. Для её замачивания использую фотографические кюветы различных размеров. Наливаю тёплую воду, погружаю в неё бумагу (важно, чтобы она опустилась в воду полностью), и замачиваю от 15 минут до часа. Более суток оставлять её нежелательно, так это ухудшает качество оттиска и его сохранность. Вынутый из воды лист прилепляю к чистому стеклу, которое находится почти в вертикальном положении, и лишняя вода стекает. Если бумага уже не блестит от воды, но и не высохла полностью, её можно использовать для печати.

Краска
Для печати беру специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.
У каждого автора есть свои профессиональные секреты, свои рецепты краски. Для печати «сухой иглы» краска нужна не очень густая, имеющая «тянущий эффект», для меццо-тинто, наоборот, она должна хорошо сниматься.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки, оставляю краску только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Печать. Пробный оттиск
Пробный оттиск делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

- станок должен быть настроен;
- сукно заведено под вал;
- давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги;
- сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка;
- сделана разметка по формату бумаги (если бумага чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»);
- подготовлено место для отпечатанного оттиска столе;
- бумага должна «подвянуть».

Кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной вниз. Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и... вздох восторга (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск, пытаюсь осмыслить результат и решаю, что ещё с этим можно сделать (убавить, прибавить).



Исправления и добавления
В работе над первыми офортами я не чувствовала уверенности и боялась допустить ошибку при гравировании. Но с опытом пришло осознание выражения: «Офорт испортить нельзя» (знаменитое высказывание, услышанное в Доме творчества «Челюскинская»), Это действительно так. Все неточности или ошибки можно исправить, загладить специальным инструментом гладилкой или срезать шабером.

Но чаще я использую ошибки, порой это становится удачной находкой в композиции. Пробный оттиск редко бывает единственным, как правило, их три -шесть. По неопытности в самом начале работы я печатала много «пробников», отслеживала малейшие изменения и, к сожалению, все их уничтожала. С годами пришёл опыт, и гравирую теперь, максимально приближаясь к эскизу, стараюсь делать меньше пробных оттисков.

Наклеивание напечатанных оттисков
Когда печатаю, укладываю готовые оттиски между толстыми листами картона или оргалита. Внимание, после длительного использования оргалита из него выделяется техническое масло, и бумага может впитать его. На готовом оттиске вы можете увидеть масляные пятна. Художники используют несколько способов просушки готовых оттисков: 1. Прокладывание между картонами, затем сдавливание под прессом. 2. Прокладывание между картонами без использования пресса. Здесь есть свои достоинства: ковчег (вдав-ленность) от пластины получается более глубоким, края остаются нетронутыми, «рваными» (некоторые коллекционеры считают это важным). 3. У меня другой метод просушки оттисков. После окончания печати тиража оттиски закрепляю на стекле клеем ПВА: щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится. При комнатной температуре бумага высыхает через пять часов, но краска на оттиске сохнет дольше. Выдерживаю сутки, затем срезаю готовые оттиски ножом. Лист натянут ровно, края получаются обрезные.
И. Матвеева. Двое. Сухая игла. 2002. Цветная гравюра
Интересно печатание цветных гравюр. Существуют различные технологии их изготовления, я практиковала некоторые из них:

- использование различных оттенков чёрного цвета, сепии, сангины. Часто печатаю на цветной бумаге;
- добавление цвета после печати. Это может быть акварель, акварельный карандаш;
- печать гравюры на станке в один прогон, но на пластину наносятся две краски;
- печать в две доски и в два прогона. Печатные формы создаются для каждого цвета, и делается столько прогонов на станке, сколько приготовлено форм.

Правильное оформление оттиска
Существует определённый порядок подписи работы: порядковый номер, полный тираж, название, техника, фамилия автора, год создания. Для подписи я использую твёрдый карандаш Н или 2Н.

Тираж
Очень трудно остановиться в процессе гравирования, всё время хочется доработать пластину, добавить или убрать штрихи, что-то улучшить, но наконец ответственный этап подготовки печатной формы пройден, и наступает не менее важный этап работы: печать тиража. Если я обращаюсь к печатнику, я предоставляю эталонный оттиск.

О количестве копий
Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) - право автора. Самый ценный тираж 1 /1. Я использую основное свойство и смысл гравюры - возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий, но печатаю не весь тираж сразу, а по мере надобности, по 10 копий. Обязательно фиксирую номер последнего напечатанного оттиска в специальной книге. Учёт очень строгий. В процессе печати могу изменить цвет краски, бумагу, её формат и размер полей, и хотя не меняю ничего в печатной форме, все оттиски получаются уникальными. Если тираж закончился, можно внести изменения в пластину, получается другое состояние и другой тираж, но я очень редко это делаю. Мне интереснее создавать новые пластины, чем изменять или повторять отработавшие тираж.

О размере полей
Для тиража, как правило, использую форматы А4, АЗ и иногда нестандартные. Для печати тиража удобнее использовать бумагу одного формата. Важно учитывать размер полей. Часть работ печатаю с большими полями для музеев и коллекционеров. Они предпочитают работы в листах, это выглядит красиво и диктуется удобством хранения. Другая часть копий предназначается для оформления в паспарту и багет. В данном случае большие поля не нужны, они неизбежно будут срезаны мастером.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, свой опыт.

ИринаМаковеева
Заслуженный художник Российской Федерации.
Родилась в 1954 году. Окончила Московский государственный педагогический институт. Работает в технике офорта, «сухой иглы», меццо-тинто. Член Союза художников России. Работы художника находятся в Гоафическом кабинете ГМ И И им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее,

Государственном Дарвиновском музее, Государственном биологическом музее им. К.Д. Тимирязева, РГБ, отделе изопродукции, РНБ, отделе гравюр, Музее охоты и рыболовства, музее Московского зоопарка, Музее человека (Бельгия, Брюссель), Музее А. Кёника (Германия), Музее изящных искусств (Мальта). Принимала участие в выставках с 1976 года.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ О ЖИВОПИСИ И ЕЕ СРЕДСТВАХ

Большим и важным разделом станковой графики является эстамп. Чтобы лучше понять его особенности, необходимо кратко ознакомиться с принципами печати в искусстве эстампа. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т. д.) так называемую печатную форму, с которой и производится печатание художественного произведения - эстампа. Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию, этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской или машинной, а печать с нее - типографской или полиграфической печатью.

Печатная форма в эстампе, созданная руками автора-художника, называется авторской печатной формой, а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью. Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками. К наиболее распространенным графическим техникам относятся: ксилография, офорт, литография и линогравюра. В искусстве графики различают три вида печати: высокая или выпуклая печать, где изображение отпечатывается на бумагу с возвышенных, выступающих мест печатной формы (например, в ксилографии и линогравюре); глубокая печать, где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (например, в офорте), и плоская печать, где изображение печатается с гладкой, ровной поверхности печатной формы (например, в литографии).

Теперь нетрудно заключить, что эстампом (от французского estamper - штамповать, оттискивать) называется художественное произведение станковой графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства?

Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии, пятна и цвета, какие несвойственны произведениям других видов графики. В каждом виде печати, как мы убедимся, эти достоинства будут разными.

Авторская печатная форма дает возможность создавать подлинные художественные произведения не в одном, а во множестве экземпляров одинаковой художественной ценности. Количество возможных оттисков (тираж эстампа) зависит от материала печатной формы и от способов ее выполнения.

Автор сам участвует во всех процессах создания эстампа - от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т. д. Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Все экземпляры авторского тиража имеют ценность оригинала и в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом следующем оттиске художник может чуть изменить качество краски и бумаги, различными способами усилить или ослабить интенсивность тона всего эстампа или отдельных его мест. Все это, не нарушая общего впечатления, вносит своеобразные оттенки в каждый лист. Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не стремится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Необходимо отметить два момента из истории развития искусства эстампа. Большинство графических техник (а в особенности ксилография, резцовая гравюра, офорт и литография) с момента их возникновения и примерно до середины XIX века служили не только художественному творчеству, но являлись средством воспроизведения (репродуцирования) произведений всех видов изобразительного искусства. Фотографии, фотомеханических способов репродуцирования человек долгое время не знал. Произведения искусства (главным образом живописи) перерисовывались на печатную форму и с нее оттискивались отдельными листами в виде гравюр и литографий.

Гравированием (от французского "graver" - вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. При помощи специальных инструментов художник вырезает (гравирует) на твердом материале печатную форму. В настоящее время к гравированию относят и химические способы обработки печатной формы (травление). Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре и некоторым другим техникам. Гравюрой называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы. В зависимости от принципа печатания оттисков различают гравюру выпуклую и углубленную. На старинных гравюрах можно видеть несколько подписей мастеров, трудившихся над ее созданием, например "написал", "изобразил" (автор художественного произведения); "зарисовал" (перерисовал с произведения для гравюры); "гравировал", "вырезал" (создал печатную форму); "изготовил", "выполнил" (печатал). Какими бы виртуозами эти мастера ни были, репродукция, конечно, была несовершенной. Труд многочисленных мастеров-репродукционистов был, разумеется, необходим, но репродукционный эстамп погубил множество талантливых художников. Они превращались в ремесленников, вынужденных забросить самостоятельное творчество, всю жизнь перерисовывать, копировать чужие произведения, изощряться в технических приемах, чтобы как можно более приблизиться к оригиналу. Кропотливым трудом эти мастера выработали изумительные по виртуозности технические приемы, создали целые школы репродукционной гравюры и литографии. Но методы и многие технические приемы репродукционного эстампа оказались непригодными для творчества, сковывали художников и не могли не сказаться отрицательно на развитии искусства графики.

Второй важный момент из истории эстампа. В условиях феодальных, монархических или буржуазно-демократических государств эстамп объявлялся уделом аристократов, искусством избранных, недоступным пониманию простого человека, "черни". В привилегированных слоях общества сформировался целый культ эстампа. Используя свое социальное положение, власть денег, "избранные" диктовали художникам темы и сюжеты, поощряли угодных им мастеров. Объявив эстамп искусством камерным, произведения которого предназначены для папок любителей, для кабинетов и гостиных аристократических домов, они требовали строго ограниченных небольших размеров и определенных приемов исполнения эстампа.

В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка. Печатные формы создавались главным образом на деревянных досках, оттиски нередко раскрашивались от руки. Лубки распространялись офенями - книгоношами - по всей стране, а порой и нелегальным путем. Содержание лубков было самым разнообразным и во многих случаях далеко не безобидным для господ и их прислужников. Многие лубки привлекали декоративностью, нарядностью, свойственными народному искусству, простотой изобразительных средств и ясностью замысла.

Никогда еще не было таких благоприятных условий для развития эстампа, какие создала советская действительность. Этот вид графики необычайно современен и своей массовостью, остротой и подвижностью как нельзя лучше соответствует задачам времени, укладу и темпам нашей жизни.

Теперь ознакомимся с некоторыми графическими техниками.

Похожие публикации