Что представляет собой финансовые отношения. Какие денежные отношения относятся к финансовым. Финансовые отношения России

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Ответ от Єома[гуру]
П 1. Что означает термин «финансы» ? 4.Денежные отношения; С 2. Почему финансы можно рассматривать как историческую категорию? 1.Они возникли на определенной стадии развития общества; С 3. Финансы как экономическая категория возникают: 3.В процессе распределения и перераспределения ВВП и НД; П 4. В современной трактовке финансы - это: 3.Денежные отношения; П 5. Одной из причин возникновения финансов являются: 4. Разделение труда; С 6. В чем состоит отличие финансов от кредита? 4. Финансы – характеризуются безвозмездностью, а кредит платностью; П 7. Что предшествовало появлению финансов? 4. Возникновение денег и государства; П 8. Функции финансов реализуются: 2. В процессе перераспределения ВВП и НД, регулирования и контроля; П 9. Функцией финансов является: 2.Распределение ВВП и НД; С 10. Какие денежные отношения относятся к финансовым? 3. Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы; П 11. Что такое финансовые ресурсы общества? 2.Денежные доходы и фонды предприятия, государства и домашнего хозяйства; ПС 12. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов: 1.Прибыль; ПС 13. Выберите элемент централизованных финансовых ресурсов: 1.Налоги; П 14. Выберите черту, характеризующую финансы: 2.Финансы – распределительная категория; С 15. В чем сходство кредита и финансов? 4. Кредит и финансы являются денежными отношениями; С 16. Какие денежные отношения относятся к финансовым? 1.Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы; П 17. Финансовые ресурсы общества – это: 2. Денежные доходы и фонды предприятий, государства и домашних хозяйств; С 18. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов: 1.Прибыль; П 19. Выберите черту, наиболее полно характеризующую финансы: 2.Финансы – распределительная категория; П 20. В чем заключается специфическая особенность финансовых потоков? 5. их неэквивалентном характере; П 21. Финансы –это … -экономические (денежные) отношения П 22. Финансы предполагают -самостоятельное движение денежных потоков П 23. Материальным носителем финансов являются: -денежные потоки П 24. В результате функционирования финансов создаются … -денежные фонды П 25. Что включают в себя общественные (централизованные) финансовые ресурсы? -ресурсы бюджетной системы П 26. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы? -ресурсы предприятий С 27. Роль финансов определяется их воздействием на производство. В чем именно она заключается? - в формировании финансовых ресурсов организаций С 28. Какая из функций финансов получила максимальное (по сравнению с другими функциями) развитие в условиях централизованной экономики? -распределительная ПС 29. Если финансы страны с рыночной экономикой выполняют функцию «х» , то можно ли утверждать, что финансы другой страны с рыночной экономикой выполняют аналогичную функцию? -безоговорочно можно П 30. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы? -ресурсы предприятий +

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Экономическая категория, возникновение которой предшествовало появлению финансов?

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

2. Характеристика функций финансов.

4. Формирование финансовых ресурсов.

5. Виды финансовых отношений

6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев


1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.

Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии

Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.

Следовательно, данный термин отражал:

Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.



В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.

ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.

Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.

В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:

· На военные цели,

· Управление,

· Поддержание тех или иных сфер экономики,

· Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными

Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)

Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

· Местные (региональные) финансы,

· Внебюджетные специальные правительственные фонды,

· Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.

Финансовые денежные отношения возникают между:

· Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;

· Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

· Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· Отдельными звеньями бюджетной системы;

· Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

· На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;

· На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;

· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.

Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

2. Характеристика функций финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .

Финансы выполняют три основные функции:

· Распределительную;

· Стимулирующую;

· Контрольную;

Распределительная функция финансов.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.

Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.

Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).

В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.

Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак

Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:

· Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)

· Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)

· Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).

· Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).

Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.

Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП

Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:

Закон роста эффективности хозяйственной деятельности уни­версален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);

Функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

Частный бизнес - производители материальных и нематери­альных благ;

Население - потребители этих ценностей;

Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);

Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците - когда доходы превышают расходы);

Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

Потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на по­требление, и части его, которая сберегается);

Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов - системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

G - государственные расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

Y=С + I+ G+ (Ех - Im),

где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G - государственные расходы (Government Spending);

Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,

где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

b - предельная склонность к потреблению;

t - ставка подоходного налога;

D - доход домашних хозяйств.

Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется сле­дующим образом: X=g-mY,

где g - константа;

m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к им­порту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.

Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).

Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расхо­дов от:

Объема ВВП;

Поступлений подоходного налога;

Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;

Предельной склонности к импорту;

и обратной зависимости от:

Предельной склонности потребителей к сбережению;

Константы потребления;

Автономных инвестиций (амортизации).

В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - ка­ких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

4. Формирование финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов

Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые пред­назначены к обмену на товары и услуги;

Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покры­тие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

Как источники формирования этих доходов (составляющие эле­менты) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, госу­дарственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

Как конечный финансовый результат процесса воспроизвод­ства, поскольку используются для финансирования капитальных вло­жений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) - система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.



Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничи­вается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расши­ренного воспроизводства производственных факторов, включая ра­бочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроиз­водства правомерно включать расходы общества на здравоохране­ние, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует создан­ным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финан­совой сбалансированности может быть представлено как соответ­ствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреб­лением и накоплением) естественному уровню, определяемому соци­ально-экономическими условиями общественного производства (раз­витием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формирова­нию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.

5. Виды финансовых отношений

Любые финансовые отношения являются объективными по своей природе и возникают в связи с необходимостью обеспечения потребностей Все виды финансовых отношений опосредуются

Формы и виды финансовых отношений на данном этапе развития общества характеризуются довольно большим разнообразием, что объясняется постоянным усложнением хозяйственных связей и усилением влияния государства на ход экономического процесса.

Управление финансами является целенаправленным воздействием на них со стороны субъектов управления. При этом выступают различные виды финансовых отношений, образующих финансовую систему. Субъектами управления являются органы финансового управления (так называемый финансовый аппарат).

Управление финансовыми отношениями производится на политики, которая многогранна по содержанию и напрямую связана с деятельностью субъектов хозяйствования при реализации их хозяйственных интересов.

Финансы в системе денежных отношений связаны с кредитной, ценовой и прочими сферами. Главная задача в развитии финансовых отношений в РФ связана с необходимостью упрочения основ экономики, укрепления демократических принципов в социальной сфере и усиления государства в управлении финансовыми процессами.

Финансовые отношения складываются во всех секторах хозяйственной жизни общества на этапе распределения стоимости. Разные виды финансовых отношений существуют, прежде всего, между гражданами и экономически самостоятельными единицами хозяйствования с государством (платежи в бюджет и бюджетное финансирование). Кроме того, финансовые отношения существуют между государством и выступающими в качестве его кредиторов на внутреннем и внешнем финансовых рынках организациями. Отношения органов госуправления и самоуправления при оказании взаимной финансовой помощи также являются финансовыми отношениями. К данной категории относятся и отношения хозяйствующих субъектов по поводу уплаты штрафов, неустоек, пени, между предприятиями и наемными работниками при выплате зарплат, материальной помощи и т.п.

Все виды финансовых отношений образуют единую систему финансов страны. Поскольку финансовые отношения опосредуют движение капиталов, доходов и других денежных средств предприятий, то по этому признаку их можно разделить на несколько групп. Это отношения предприятий с государством, другими предприятиями (контрагентами), финансовыми посредниками (валютные, фондовые биржи, банки, страховые компании и т.д.). Внутри самого предприятия (между структурными подразделениями и персоналом), внутри отдельных объединений, организаций, между предприятиями и инвесторами (участниками, акционерами, собственниками).

Государство во многом способствует многообразию отношений в сфере финансов, разрабатывая новые формы их использования. Они устанавливаются в соответствии с основными задачами по развитию экономики страны на данном историческом этапе.

Финансовые отношения необходимы для объективного развития и являются основным инструментом реализации государственной политики сферы финансовых отношений.

Для всех видов финотношений характерны некоторые общие свойства, позволяющие относить их к отдельным группам в зависимости от того участвуют ли они в общественном воспроизводстве, осуществляют его страховую защиту или обеспечивают проведение государственного регулирования экономики и социальной сферы. Под такими группами понимают сферы отношений, опосредующие функционирование хозяйствующих субъектов, муниципальное и государственное управление, страхование.

Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

    денежные отношения между двумя субъектами, один из которых наделен особыми полномочиями (государство);

    в процессе денежных отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эти отношения носили фондовый характер;

    регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Что такое финансовая система?

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1)общегосударственные финансы:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    фонды страхования;

    фондовый рынок;

  • 2)финансы хозяйствующих субъектов:
    • - государственных;

    муниципальных;

  • акционерных;

    арендных;

Похожие публикации