Профессии, связанные с землей. Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферы и земной коры? Люди каких профессий изучают литосферу

Профессии, связанные с оценкой и управлением недвижимостью, входят в десятку самых высокооплачиваемых. Но путь к большим "дивидендам" не может быть легким: чтобы стать экспертом в сфере недвижимости, придется изрядно потрудиться в вузе.

Специалист в области недвижимости - это универсал: он и управленец, и экономист, и эколог, и оценщик, и строитель, и землемер, и архитектор… В общем, мастер на все руки. Образование фундаментальное и многопрофильное, поэтому выпускников расхватывают вмиг. Одна проблема - вузов, где готовят специалистов, не так уж много, набор на бюджетные места ограничен, и «отвоевать» свое место в рядах первокурсников будет непросто. Скажем, конкурс на популярную специальность «Городской кадастр» доходит до 18 человек на место! Но нет ничего невозможного - нужно готовиться и штурмовать вузы.

Прежде всего, следует выбрать подходящую специальность в сфере недвижимости:

  • Земельный кадастр
  • Городской кадастр
  • Землеустройство и земельный кадастр
  • Экспертиза и управление недвижимостью.

На первый взгляд, названия созвучны и достаточно близки друг другу. Отчасти это действительно так: учебные программы специальностей во многом перекликаются, но отличия все-таки есть.

Земельный кадастр

Учеба за границей

Государственные вузы, как правило, имеют налаженные международные связи, и землеустроительные университеты - не исключение. Например, студенты МГУПа ездят учиться в Китай, ГУЗ тесно сотрудничает с вузами США, Мексики, Германии, Франции, Эстонии. МГСУ реализует совместные обменные программы с университетами Франции, Финляндии, КНР и Вьетнама.

Недвижимость в понимании обывателя - это дома и разные постройки. На самом деле этим термином называют любой объект, который в буквальном смысле нельзя подвинуть. Реки, озера, лесные массивы, земля - все это недвижимость. «Земельный кадастр» - первенец в семье специальностей, связанных с недвижимостью. Здесь учат исследовать, оценивать и распределять природные объекты и в первую очередь - землю. Грубо говоря, земельный кадастр - это управление незастроенными земельными территориями. Главный параметр оценки, влияющий на стоимость земли, - ее плодородие. Отсюда и особенный перечень дисциплин: экология землевладения и землепользования, земельное обследование и межевание, государственная регистрация, учет и оценка земель, мониторинг и кадастр природных ресурсов и др.

Где учат

Специальность «Земельный кадастр» (со специализацией «оценка земли и недвижимости») представлена только в Государственном университете по землеустройству (ГУЗ). Он первым начал готовить специалистов по кадастрам (ежегодно здесь выделяется 90 бюджетных мест) и по праву считается лучшим профильным вузом в России. В частности, университет славится сильными курсами по экономике, управлению и земельному праву.

Землеустройство и земельный кадастр

Специальности «Земельный кадастр» и «Землеустройство и земельный кадастр» практически близнецы-братья. Сферы применения знаний - одни и те же: оценка и оформление земель в комитетах, учет, инвентаризация и межевание территорий. Но если кадастр - это замер и регистрация земель, то землеустройство - наука о разумном и экономном использовании территорий. Следовательно, выпускники этой специальности могут работать как экспертами по земельным вопросам, так и проектировщиками. К примеру, хороший землеустроитель никогда не позволит разрезать дорогами местность так, чтобы жителям было неудобно вести хозяйство, не проведет линии электропередач сквозь парковую зону, не разрешит открывать вредное производство вблизи населенных пунктов и т. д. В списке предметов специальности - землеустроительное проектирование, землеустроительное обслуживание, территориальная организация крестьянских хозяйств, межевание.

Где учат

Специальность «Землеустройство и земельный кадастр» есть в двух столичных вузах - вышеупомянутом ГУЗе (25 бюджетных мест) и Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК). Правда, если ГУЗ предлагает дневную форму обучения, то получить эту специальность в МИИГАиК могут только студенты-вечерники.

Земельная палата или ЖЭК?

Список организаций, в которых вы будете проходить практику, напрямую зависит от специальности. Если собираетесь учиться на землеустроителя, вас ждут земельные кадастровые палаты, департамент земельных ресурсов Москвы, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и т. д. Если выбрали специальности «Городской кадастр» или «Экспертиза и управление недвижимостью», готовьтесь к стажировкам в проектных и строительных организациях, архитектурных компаниях, агентствах недвижимости, ЖЭКах и отделениях БТИ.

Городской кадастр

Платные места

Выдержать серьезные вступительные экзамены и пройти по конкурсу под силу, к сожалению, далеко не всем. Но в этом случае в каждом вузе есть спасительное платное отделение. Кстати, стоимость учебы не такая уж высокая! За год обучения в ГУЗе придется заплатить 62 тыс. руб., в МИИГАиК - 60 тыс. руб. (если вы «срезались» на каком-то экзамене) или 80 тыс. руб. (если изначально поступали на платное отделение и вашим единственным испытанием было собеседование). В МГСУ год учебы будет стоить 73 тыс. руб., в МГУП - 50 тыс., а в МИКХиСе - всего 22 тыс. руб.

Специальность «выросла» из «Земельного кадастра» и впервые появилась в ГУЗе десять лет назад. Ее открытие - явление закономерное, ведь городские территории нуждаются в оценке ничуть не меньше, чем сельские. Несмотря на достаточно молодой возраст, «Городской кадастр» считается более перспективным направлением подготовки, чем земельный. Об этом свидетельствует и высокий вступительный конкурс.

Если стоимость земли рассчитывается на основании показателей ее плодородия, то городская недвижимость оценивается по совершенно другим параметрам: анализируется техническое состояние зданий, уровень арендной платы и налогообложения. Но помимо зданий и сооружений есть еще и городские земли, которые также нуждаются в оценке и управлении. Получается, выпускники специальности "Городской кадастр" занимаются не только инвентаризацией зданий, но и градостроительством, планировкой и архитектурой городских территорий. Среди дисциплин специальности: управление городскими территориями, оценка земли и объектов недвижимости в городе, градостроительный кадастр, кадастр застроенных территорий.

Где учат

Выбор у абитуриентов небольшой: поступать можно на факультет городского кадастра ГУЗа или на факультет экономики и управления территориями МИИГАиК - бюджетных мест соответственно 75 и 25. Поступающим в ГУЗ (на любую кадастровую специальность) придется сдавать математику (устно и письменно) и русский язык. Абитуриентов МИИГАиК ждут испытания по русскому языку, математике и, по выбору, физике, географии или информатике.

Экспертиза и управление недвижимостью

Специальность большей частью направлена на изучение зданий и сооружений. Выпускники занимаются экспертизой, инспекцией, проектированием и строительством жилой и коммерческой недвижимости. Отдельный пункт - торговля и риэлторская деятельность. В учебный план входят такие предметы, как технология строительного производства, экспертиза и проектирование недвижимости, управление недвижимостью, операции с недвижимостью и страхование, оценка собственности.

Где учат

Поступать можно в Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский государственный университет природообустройства (МГУП) или Московский институт коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС). В МИКХиС есть только заочная и очно-заочная формы обучения. Специализации («реконструкция» и «управление ЖКХ») предлагает МГСУ, остальные вузы только планируют их открыть. По количеству бюджетных мест МГСУ также считается лидером - здесь их 50, тогда как в МГУП всего 10, а в МИКХиС студенты учатся на платной основе. В любом из вузов абитуриентам придется сдавать математику, физику и русский язык.

Мнение экспертов

Николай Конокотин, заведующий кафедрой городского кадастра ГУЗ:

Специалист по кадастрам обязательно должен быть хорошим землеустроителем и экономистом - мало просто разбираться в видах недвижимости, важно уметь рационально использовать пространство. Поэтому, выбирая вуз, прежде всего загляните в учебный план будущей специальности. Программа должна базироваться на трех основных составляющих: геодезии, экономике и землеустройстве.

Александр Прозоровский, заведующий кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью» МГУП:

Большинство абитуриентов, поступающих на специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», думают, что из них будут готовить людей, умеющих выгодно продавать элитные квартиры и жонглирующих миллионами евро. Это не совсем так. Подготовка наших студентов намного шире, а покупка и продажа объектов недвижимости - всего лишь часть работы будущего специалиста.

Выбирая конкретный вуз, советую выйти на неофициальный сайт, поинтересоваться мнением студентов: чему и как здесь учат. Если все предметы сосредоточены исключительно на риэлторской деятельности, стоит задуматься: нужна ли вам такая узкая подготовка?

А наши выпускники знают, как здание спроектировать, построить, правильно эксплуатировать, а уже после этого - продать, сдать или совершить иную сделку с недвижимостью. Со студентами делятся своим опытом не только высококвалифицированные преподаватели вуза, но и специалисты-практики: профессиональные инженеры, архитекторы, оценщики, предприниматели, работающие с недвижимостью.

Студенческие будни

Ирина Бабышева, студентка четвертого курса Государственного университета по землеустройству:

Поступая в ГУЗ, надо иметь в виду, что вуз технический - здесь готовят инженеров. Поэтому будете изучать и математику, и физику, и прочие непростые предметы. Придется очень много чертить, и если к этому душа не лежит, то дорога в профессию закрыта. Каждый студент здесь разрабатывает свой проект. Я, например, «создала» собственный город численностью 8 тыс. человек - учла все, вплоть до переулков и местоположения школ.
Практика - отдельная тема. Это целая жизнь нашего университета - интересная, яркая, незабываемая. У нас есть свой полигон, где с первого по третий курс мы проходим геодезическую практику. Каждый год две-три недели мы живем на полигоне и проводим геодезические измерения, чтобы в итоге составить план вверенного нам участка. Это безумно интересно. И главное - вечером, после окончания работ, начинается совсем другая жизнь, когда все ребята собираются, поют песни под гитару, готовят шашлыки, общаются и получают массу положительных эмоций!

Наталья Илюшина, журнал Куда пойти учиться, сайт ucheba.ru

УЧЕНИЦЫ 6«А» КЛАССА АЗОЕВА А.,КОМИНАР О., КУСМАРЦЕВА А.

Из нашего социологического опроса мы сделали вывод - многие из нас не знают, для чего им нужна география.

³ 85% не знает, где в обычных профессиях нужны знания по географии

³ 70% не знает профессии тесно связанные с географией

³ 90% захотели узнать

Поэтому целью нашего проекта стало:

1. Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии

2. Какие профессии непосредственно связаны с ней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГКООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие»

География – основа многих профессий

ВЫПОЛНИЛИ:

УЧЕНИЦЫ 6«А» КЛАССА

АЗОЕВА А.,КОМИНАР О., КУСМАРЦЕВА А.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

РОДИНА МАРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Из нашего социологического опроса мысделали вывод - многие из нас не знают, для чего им нужна география.

85% не знает, где в обычных профессиях нужны знания по географии

70% не знает профессии тесно связанные с географией

90% захотели узнать

Поэтому целью нашего проекта стало:

1. Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии

2. Какие профессии непосредственно связаны с ней.

Проанализировав различные источники информации, мы обнаружили, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Вот некоторые из них.

Врач - Специалист по предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Ему необходимо знать о влиянии природы на здоровье населения, географическое распространение болезней.

Экономист - Специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности, должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения.

Бизнесмен - Человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды, знания о природе, экономике, особенностях населения помогут людям этой профессии развивать свой бизнес с максимальной выгодой.

Строитель – Специалист по строительству, ему необходимо владеть знаниями о горных породах, сейсмичности, расположении подземных вод, оползневых процессах территорий, на которых ведется строительство.

Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий , он должен уметь читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии.

Военный – Специалист по вооруженной защите страны, отражения нападения в случае войны, ему необходимы знания о природе, населении, экономике стратегических районов, их влиянии на подготовку и ведение военных действий. Умение читать и составлять карты, знать способы ориентирования на местности.

Моряк-специалист, который работает или служит на судне, должен знать о местоположении различных географических объектов, о ветрах, течениях, климате, штормах и цунами.

Дипломат– Специалист, осуществляющий официальные дипломатические отношения с иностранными государствами, международными организациями и их представителями. Им необходимы знания о природе, населении, экономике стран, в которых работает или ведёт переговоры.

Маркетолог - Специалист по продаже товаров. Для успеха своего дела он должен владеть знаниями о географии производства и продажи товаров. Логист должен составлять рациональные пути перемещения товаров.

Есть и другие профессии, которые очень тесно связаны с географией:

Геолог, Геофизик, Геодезист, Гидролог, Вулканолог, Картограф, Лесник Метеоролог, Океанолог, Учитель географии Эколог.

Знания по географии очень важны в этих профессиях! Их вы можете получить в следующих учебных заведениях: Волгоградский государственный университет, волгоградский педагогический университет, МГУ им. Ломоносова, полярная академия и других.

В результате работы над этим проектом мы сделали вывод, что даже в самых обычных профессиях нужны знания по географии. Вобщем, без географии вы нигде!

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области.

В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, и туроператоры.

Связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород.

Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр.

Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований.

Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.

Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства.

Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа.

Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом.

Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.

Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг.

Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.

Министерство образования Российской Федерации.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18».

Городской конкурс «Моя профессия»

Номинация – «Профессия моей мечты»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«ГЕОГРАФИЯ - ОСНОВА

МНОГИХ ПРОФЕССИЙ».

Выполнила:

Ученица 7 - Б класса

МОУ сош №18

Дикарёва Мария.

Руководитель:

Преподаватель географии

МОУ сош №18

ЛУКАШИНА ЕЛЕНА

ЕВГЕНЬЕВНА.

2011год.

1.Введение.

2.География - основа многих профессий.

2.1. Профессии, связанные с жизнью растений:

· Агроном;

· Лесник;

· Ландшафтный дизайнер.

2.2. Профессии, связанные с изучением рельефа:

· Геоморфолог;

· Геодезист.

2.3. Профессии, связанные с изучением климата:

· Климатолог;

· Метеоролог.

· Картограф;

· Медицинский географ.

· Эколог.

3.Заключение.

Список литературы.

Приложения.

1. Введение.

Кем быть?

Быстро так бегут года,

Скоро восемнадцать.

Думать надо нам сейчас

Чем будем заниматься.

Кто рисует, кто поёт,

Кто в цеху металл куёт.

Хочешь, можешь хлеб растить,

В космос спутник запустить.

Много на Земле работы,

Всё попробовать охота.

Чтоб профессию иметь,

Надо лень преодолеть.

В школе хорошо учиться,

Чтоб тобой могли гордиться…

В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить его в начале пути, однажды, а может быть, и на всю жизнь? Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд человека, нужно, прежде всего, основательно изучить содержание его работы, профессию. Надо многое знать, иметь не только общее, но и профессиональное образование .

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.

В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий. ГЕОГРАФИЯ – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

В своей работе я постараюсь рассказать о том, как эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы. Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются новые профессии, в основе которых лежат географические знания.

В школе моим любимым предметом является именно география, и возможно, что моя будущая профессия будет связана именно с этой наукой.

Исходя из выше изложенного, в своей работе ставлю следующую цель:

· Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

2. География - основа многих профессий.

В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Исследуя и изучая состав, структуру и назначение той или иной профессии, в основе которых лежат географические знания и законы, для создания своей работы я выделила следующие профессии людей (Приложение):

· Агроном;

· Эколог;

· Лесник;

· Геоморфолог;

· Климатолог;

· Геодезист;

· Картограф;

· Метеоролог;

· Медицинский географ (эпидемиолог);

· Ландшафтный дизайнер.

В каждой выбранной мной для исследования и изучения профессии используются определённые знания и законы географии и других наук. Невозможно выделить профессию, где использовались бы знания только одной отдельно взятой науки. В написании своей работы я сделала акцент на использование именно знаний географии, её законов и закономерностей.

Выбранные мною для изучения профессии, в основе которых лежит география, я разделила на 5 групп и составила схему (Приложение):

1. Профессии, связанные с жизнью растений:

    Агроном; Лесник; Ландшафтный дизайнер.

2. Профессии, связанные с изучением рельефа:

    Геоморфолог; Геодезист.

3. Профессии, связанные с изучением климата:

    Климатолог; Метеоролог.

4. Профессии, связанные с составлением и изучением географических карт:

    Картограф; Медицинский географ.

5. Профессии, связанные с охраной природы:

    Эколог.

А теперь более подробно я хочу рассказать о профессиях, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

2.1. Профессии, связанные с жизнью растений.

· Агроном

Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанность агронома , самой распространенной профессии растениеводов
.


Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека. В агрономическом «царстве» каждое дело как будто связано с обыденными вещами, постоянно окружающими нас, - полями, лесами, различными почвами, где все представляется уже знакомым, известным. Но сколько еще неизведанного, примечательного в жизни культурных растений, сколько еще неоткрытых тайн в почве, в выведении земледелия!

Перед агрономами стоит задача – увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы с повышенным содержанием белка, клейковины и высокой стекловидностью. Хлеб, выпеченный из нее, обладает высокой объемностью, нежным эластичным мякишем и вкусной подрумяненной корочкой. Создавать новые сорта пшеницы, способствовать их распространению - обязанность агронома. Он должен не только уметь их выводить, но и уметь управлять жизнедеятельностью растений. А для этого не обойтись без знаний географии, биологии, химии, физики, математики, геодезии, метеорологии, механики и других наук. Агроном создает условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы, поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Изучив состав почвы и условия климата, в каждом конкретном случае он проектирует технологические приемы обработки почвы, определяет вместе с инженером – механиком орудия и машины для ее обработки, следит за сроками проведения работ. В зависимости от вида культур агроном определяет систему обработки почвы, высадку растений с учётом вегетационного периода растений.

Под руководством агронома ведется размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяются способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль качества всех посевных работ.

Во время проведения всех видов работ агроному приходится рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику , уметь ее практически включать в работу.

На каком бы участке, в какой бы отрасли сельского хозяйства ни работал агроном, он везде имеет дело с природой, с ее красотой и многообразием, с растениями, создающими условия жизни человека. Вся его деятельность носит творческий, исследовательский характер, в ней органически сочетаются умственные и физические функции.

Добывать из растений различные вещества, превращать их из одного в другое, определять содержание этих веществ в растениях, заставлять служить почву потребностям растений и регулировать их жизнь для создания максимальных урожаев – эти и другие интересные явления находятся в поле деятельности агронома, профессии увлекательной, древней и вечной.

· Лесник

Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.

Работники леса решают, как усилить процесс выращивания молодых лесов, как усовершенствовать селекцию лесных пород, как создать промышленные плантации высокопродуктивных быстрорастущих лесных культур. Основная цель работников леса – добиться с минимума площади максимума продукции. Все, что дает лес, должно быть сохранено и использовано на благо людям. Не случайно сейчас считается, что цена несрубленного леса значительно выше, чем срубленного.

Лес, в котором трудишься, знать приходиться досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят. Более того, в густом незнакомом лесу еще до того, как приступить к делу, можно так заблудиться, что и обратную дорогу не найдешь. И компас не поможет. Направление он показывает, но перед завалами, чащобами и болотинами бессилен. Некоторые лесники спокойно и уверенно ходят лишь по тропинкам и, отойдя от них в сторону на сотню метров, стараются вернуться назад. Опытный же лесник идет по лесу, ориентируясь по просветам крон и еле видимым промежуткам между стволами деревьев.

Хороший лесник знает, какие растения и животные распространены в лесном угодье, на каких почвах произрастают различные участки леса, где находятся заболоченные территории или протекают лесные речки и ручьи. Лесник своевременно назначит в рубку заболевшее дерево, не даст пропасть валежине и сушине, залесит малоприметные прогалины, что остались после лесозаготовок или бурелома . Он присматривает за птичьими гнездовьями и звериными жилищами, учитывает лесную живность, обитающую в его кварталах, охраняет ценные растения. Леснику положено знать, где находятся лесные сенокосы, и допускается выпас скота без ущерба для леса. Да и про ягодные и грибные места он осведомлен лучше, чем кто-либо из местных жителей. Лесной страж заранее предугадывает, на каком участке в сухую жаркую погоду вероятнее всего может возникнуть лесной пожар и как без промедления добраться к месту происшествия, не задохнувшись на полпути от дыма.

В случае надобности лесник умеет ловко спилить подгнившие или зависшие от ветра деревья и повалить их именно туда, куда следует. Он прочищает просеки и подновляет различные лесные строения. Без плотницкой сноровки этого не

сделаешь, поэтому лесник в совершенстве обладает бензопилой и топором. Да и столярное дело ему знакомо, так как постоянно ремонтирует лесоустроительные знаки и многочисленные лесные указатели. Лесник в ответе за работы, что происходят в его кварталах, а раз так, то ему надлежит знать лесохозяйственные механизмы, применяемые для ухода за лесом. В случае их некапитальных поломок он первый помощник тракториста.

· Ландшафтный дизайнер

В связи с появлением большого количества состоятельных граждан, все большее количество загородных земель скупаются под индивидуальную застройку. В этой связи становится все более востребованным ландшафтный дизайн и озеленение территории и профессия ландшафтного дизайнера. Именно ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Ушло в прошлое то время, когда предметом гордости был размер построенного особняка. Что означает словосочетание «ландшафтный дизайн»? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн – особый вид деятельности , который направлен на формирование искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. Это очень не простая работа, поэтому ландшафтный дизайн дачного участка должен выполняться профессионалами. Ландшафтный дизайн сада требует специальных знаний и опыта, вот поэтому домовладельцу лучше обращаться к специалистам.

Ландшафтный дизайн или, если буквально перевести с английского «архитектура пейзажа» - это довольно широкое направление в художественном творчестве и проектировании среды обитания человека. Это «искусство» берет свое «естественное» начало с самого момента появления планеты Земля, ведь сама природа уникальна в своей первозданной гармонии. Научить умению видеть и понимать прекрасное – важнейшая задача новой образовательной программы в области ландшафтного дизайна. Недавно созданная кафедра Ландшафтного Дизайна ВГУЭС – первая профессиональная школа такого рода на Дальнем Востоке России. Ее направленность – сохранение национальных и культурных традиций, уникальных ландшафтов и флоры Приморского края , нестандартность профессионального мышления, отказ от банальных решений, динамичное развитие и постоянный поиск совершенства человека и природы.

Профессия ландшафтный дизайнер имеет длительную и богатую историю. В 17-19 вв. в России она уже существовала и называлась не дизайнер, а «устроитель садов и парков», хотя чаще всего авторами произведений садово-паркового искусства все же были живописцы. Как отмечалось в профессиональной литературе того времени, «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это историческое и теоретически точное определение позволяет трактовать ландшафтное моделирование окружающей среды предельно широко, начиная от небольших флористических композиций, так называемый фитодизайн, и заканчивая крупными рекреационными проектами, такими, например, как планирование заповедников и национальных парков.

К сожалению, у нас довольно часто еще бытует мнение, что организовать полноценное пространство жизнедеятельности, как впрочем, и лечить людей может каждый желающий. Однако, во всем мире эти виды профессиональной деятельности строго обязательно лицензируются и, чтобы сдать необходимый экзамен для получения лицензии, необходимо не только «кустарное» самообразование, а международно-признанный диплом бакалавра или магистра наук. Работу в этом направлении ведут преподаватели кафедры ЛД – ведущие специалисты в области ландшафтного дизайна, кандидаты и доктора наук, члены Союза Архитекторов и Союза Дизайнеров России, прошедшие стажировки в ведущих школах ландшафтной архитектуры за рубежом. Они разрабатывают специальную программу, включающую в себя следующие профессиональные дисциплины:

· архитектурную графику и объемно-пространственную композицию;

· рисунок и пейзажную живопись;

· методы пространственного и компьютерного моделирования;

· синтез искусств;

· ландшафтный дизайн;

· дизайн малых форм;

· почвоведение и архитектурную дендрологию;

· историю искусства;

· садово-паркового и градостроительного искусства;

· теорию ландшафтного дизайна;

· цветоводство и фитодизайн;

· основы топосъемки и вертикальной планировки;

· маркетинг и менеджмент в зеленом строительстве.

Данная программа не будет является чем-то застывшим, она будет динамично развиваться в соответствии с новейшими тенденциями в ландшафтном дизайне и архитектуре.


2.2. Профессии, связанные с изучением рельефа.

· Геоморфолог

В таежной глуши, на тундровых равнинах Заполярья, в горах и пустынях, как, впрочем, и на освоенных человеком ландшафтах, можно встретить экспедиционные отряды геоморфологов – исследователей, изучающих рельеф земной поверхности, результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты: гидросферой, атмосферой, биосферой .

Геоморфологию справедливо считают романтической профессией. Постоянные экспедиции, неожиданности, а порой и опасности полевых маршрутов, жизнь и работа на природе, быт полевых лагерей – все это, несомненно, настраивает на романтический лад. Но «при этом, - как справедливо отмечает академик, - нельзя забывать ни гнетущей серости моросящих дождей, ни назойливого, изматывающего нервы комариного зуда, ни двухпудовой тяжести рюкзака за натруженными плечами, ни беспредельной усталости в конце долгодневного пути…».

Конечно, использование транспортной техники, радиосвязи, применение новых средств исследовательской техники, и внедрение современных методов исследований, включая аэрокосмические дистанционные методы, - все это облегчает проведение экспедиционных работ, увеличивает их эффективность. Но это не устранило до конца трудности, потому что сибирская тайга с ее болотами и гнусом остается тайгой, ледяные пустыни Арктики – такие же, как и во времена папанинской эпопеи, а в высокогорных маршрутах исследователей, как всегда, захватит «горняшка» - кислородное голодание на высоте.

Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и в связи с решением многих народнохозяйственных проблем, и в научных целях: при поисках полезных ископаемых , при строительстве шахт и газопроводов, дорог, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

В гидротехнических изысканиях рельеф является одним из главных факторов, определяющих место сооружения плотин и водохранилищ . Геоморфологи выбирают створ плотины и чащу водохранилища, оценивают условия фильтрации воды, заиления чащи водохранилища и, наконец, прогнозирует развитие берегов будущего водного бассейна, который, в свою очередь, оказывает воздействие на рельеф. Различны методики работ и при изучении рельефа в сельскохозяйственных целях.

В полевых работах – при составлении профилей или детальных геоморфологических схем отдельных участков – геоморфологи часто используют нивелирование (определение превышений между точками местности при помощи нивелира) и тахометрическую съемку (составление топографических карт и профилей при помощи теололитахиометра). Широко применяют фотографирование и зарисовки форм рельефа, обнажений и других объектов. По заданиям геоморфологов иногда выполняются специальные виды аэросъемки.

Геоморфологу необходимы: развитый глазомер, способность различать цвета и их малейшие оттенки. Богатая зрительная память помогает ему сравнивать детали рельефа. Развитое воображение объединяет все разрозненные детали в целостную картину.

Профессия геоморфолога требует основательных знаний, как геологических дисциплин, так и дисциплин географического цикла, так как геоморфология тесно связана с геологией и физической географией.

· Геодезист

Вы никогда не удивлялись хитросплетениям тоннелей и переходов метрополитена, развязок автодорог, перспектив убегающего вдоль шоссе, будто вычерченного по линейке? Как удается строителям так точно воплотить в жизнь фантазию архитектора, строгий расчет кондуктора?

«Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками – геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах. Они выполняют операцию, которая называется нивелированием». Название прибора «нивелир » произошло от французского слова «nivelir » - выравнивать.

Область геодезических знаний делится на высшую геодезию и низшую геодезию. Высшая геодезия занимается изучением Земли в целом, определением ее размеров, формы, гравитационного поля. Кроме того, в задачи высшей геодезии входит изучение теорий и методов основных геодезических работ, необходимых для построения опорной геодезической сети, и др.

Предметом низшей геодезии является изучением участка земной поверхности, отображение ее на картах, выполнение измерений на местности в различных целях. Важнейший раздел геодезии – инженерная геодезия, методы которой широко используются при проектировании и строительстве промышленных и гражданских зданий, гидротехнических сооружений, путей сообщения, линий электропередач, газопроводов.

С какими же конкретно работами сталкивается геодезист на строительстве? В первую очередь – это топографические съемки для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций. Затем – это работы по созданию строительной сетки, разбивка основных осей сооружений на местности; перенесение на местность проекта вертикальной планировки, измерение выполненных объемов строительных работ ; исполнительные съемки, определение фактического положения и другие работы.

Работа геодезиста крайне ответственна. Даже незначительные ошибки могут привести к серьезному материальному ущербу. Поэтому требование высокой точности геодезических измерений является основным. Например, при разбивке осей современных высотных панельных и каркасно-панельных зданий ошибка на расстоянии 100 метров не должна превышать 1, 5 см.

Геодезист первым приходит на строительную площадку и последним покидает ее, а геодезические наблюдения за смещениями, деформациями уникальных сооружений продолжаются в процессе эксплуатации.

2.3. Профессии, связанные с изучением климата.

· Климатолог

Климат планеты… Климат государства… Климат востока страны… Климат небольшого городка… Люди давно привыкли к этим словам, знают, что они означают, и очень интересуются теми проблемами, которые поднимаются в связи с ними. Как изменяется климат планеты? Что ожидает нас в будущем? Как влияет на климат хозяйственная деятельность человека?

Всеми этими и другими вопросами занимаются климатологи . Они изучают роль климата в природных процессах, что важно для понимания закономерностей развития самой природы, ее охраны, а также для обслуживания народного хозяйства и улучшения условий жизни населения. Знания тех или иных особенностей климата очень важны для многих отраслей народного хозяйства. Например, при строительстве промышленных предприятий необходимо учитывать направление ветра, чтобы дым из труб не шел на город. Или чтобы правильно рассчитать конструкции зданий, надо иметь представление о наиболее частых низких температурах зимой. Рациональный выбор морских путей и авиатрасс, полученный на основе учета климата, дает большую экономику государственных средств, а правильный выбор мест для строительства санаториев позволяет значительно увеличить эффективность лечения.

Широта подхода к проблемам климата, когда объект исследования может быть от десятков и сотен метров до глобальных размеров в пространстве и от нескольких лет до тысячи и миллионов лет во времени, комплексность проблем климата, объясняющаяся взаимодействием различных природных факторов, - все это привлекает в профессии климатолога. Разве не требует к себе внимания такая типичная комплексная проблема, как переброска избытков воды северных и сибирских рек в засушливые районы, где при больших ресурсах тепла не хватает воды и для ведения сельского хозяйства, и для обеспечения рыбного хозяйства во внутренних водоемах . В решении этой проблемы придется одновременно учитывать и влияние преобразования природы на климат, и влияние естественных и непреднамеренных изменений климата, вызываемых деятельностью человека. Участие климатолога в этой работе позволит максимально использовать возможности, создаваемые переброской вод и свести к минимуму нежелательные побочные последствия.

Необходимый для проведения исследования материал климатологи получают из результатов наблюдений метеорологической сети, а также во время наблюдений в природе над недостаточно еще изученными объектами. Полученные данные впоследствии обрабатываются с применением различной сложности физических расчетов.

Климатологу необходимо владеть навыками современных физических и математических исследований, умением ставить исследования и метеорологические наблюдения в экспедиционных условиях. А для этого требуются знания как по вопросам современной геологии и географии, так и по физике и математике.

Климатолога отличает склонность к аналитическим исследованиям, часто весьма трудоемким и долговременным, способность надолго сохранять в памяти достаточно широкий объем знаний, позволяющий правильно ставить и решать комплексные проблемы, учитывать всю сумму самых разнообразных действующих факторов и критически оценивать предположения, обоснования которых односторонни. Не заключительном этапе работ важно уметь обобщить полученные результаты и правильно их оформить.

Климатологи работают в учреждениях гидрометеорологической службы, в сельскохозяйственных, медицинских и обслуживающих все виды транспорта учреждениях, в проектных институтах, в Академии наук России, и республиканских академиях.

· Метеоролог

Профессия метеоролога относится к числу относительно редких, не массовых и в какой-то мере романтических. Метеорологи - непременные участники самых различных экспедиций. Они зимуют на полярных станциях, работают в малонаселённых районах, на высокогорных плато и перевалах, на борту океанических кораблей, на аэродромах, летают на самолётах и аэростатах. Все это так, действительно метеорологи вездесущи, им приходится бывать в таких местах, куда люди других профессий не могут надеяться попасть ни при каких обстоятельствах. Но всё же не это является главной отличительной чертой работы метеоролога, которая далеко не всегда так романтична, как это может показаться с первого взгляда, и практически всегда требует пунктуальности, упорства и настойчивости в выполнении будничных, повседневных обязанностей.

Основное требование к работе метеоролога любой квалификации - объективность. Объективность при выполнении наблюдений, значительная часть которых производится визуально и результаты которых документируются только одним метеонаблюдателем и не могут быть ни проверены, ни исправлены, если будет допущена неточность или ошибка. Объективность при обработке результатов наблюдений, точность их записи цифрами международного кода, делающая их доступными всему миру. Объективность анализа всей суммы данных наблюдений, сведение к минимуму субъективности в их оценке - в этом залог успешности всех видов обеспечения потребителей метеорологической информацией, в том числе и успешности составляемых на основе этого анализа прогнозов погоды. Вторая особенность работы метеоролога - постоянное внимание к объекту наблюдений, изучения и анализа, невозможность отвлечься, хотя бы на время заняться другим делом. Метеоролог за работой - часовой погоды, он на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Он обязан следить за всеми изменениями погоды, сколь бы незначительными они ни были, фиксировать все эти изменения и учитывать. Метеоролог следит за небом постоянно, даже не находясь на работе. Где бы он ни находился и что бы ни делал, он мысленно оценивает всё происходящее в атмосфере на его глазах. Вместе с тем не существует профессии, в большей степени интернациональной, чем профессия метеоролога.


Метеоролог должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии, происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, температуру воздуха конкретного района, чем вызваны резкие перепады температуры, виды облаков и их образование, воздействие солнечной радиации на земную поверхность и многое другое.

Сама идея выполнения наблюдений за погодой, сбора, обработки и распространения метеорологической информации предусматривает международное сотрудничество, без которого она неосуществима. В самом деле: явления погоды развиваются над земной поверхностью, не считаясь с государственными границами; обмен метеорологической информацией необходим в масштабах всего земного шара, и он возможен только при наличии общедоступного всем метеоспециалистам международного языка, каким являются цифровые метеорологические коды и стандартные символы; результаты наблюдений за погодой и всех метеорологических измерений должны быть сравнимы и сопоставимы между собой, что требует единой для всего мира системы мер, единой методики производства наблюдений, стандартизации приборов, соблюдения точности и сроков измерений метеорологических величин.

Метеорологи - люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники . В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ и многие другие. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

Синоптики занимаются составлением прогнозов погоды, аэрологи - изучением состояния атмосферы на высотах, морские метеорологи - обеспечением метеорологической информацией морского транспорта, а авиационные метеорологи - воздушного транспорта . Радиометеорологи разрабатывают вопросы использования различных радиотехнических средств для исследования атмосферы.

В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации - спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд народного хозяйства.

2.4. Профессии, связанные с составлением и изучением географических карт:

· Кто такие медицинские географы и чем они занимаются?

Слово «географ» ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились.

Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. Специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания. Они собирают информацию об определенных типах обращений к врачам, о покупках лекарств и тех или иных необычных явлениях. Собрав все это в единую картину, делают прогноз: не происходит ли в данном регионе что-то необычное? Быть может, это вспышка заболевания, переносчиками которого являются насекомые, или последствия биотеррористической атаки либо утечки нефтепродуктов. Снимки из космоса как бы высвечивают происходящее в различных регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано.

Медицинская география – наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения. Она (наука) исследует природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей. Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, наличие или отсутствие в воде, почве, а следовательно, и в продуктах питания некоторых химических элементов и др.) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание и др.) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека, а также факторов, действующих в человеческом организме и возникающих в процессе его развития, Медицинская география тесно связана с эпидемиологией, микробиологией, гигиеной, патологией, а также физической и экономической географией и особенно ландшафтоведением. Для выяснения закономерностей возникновения в том или ином районе какого-либо инфекционного заболевания большую роль играет составление медико-географических карт.

Медико-географические карты – карты, отображающие особенности влияния географической среды на здоровье человека, распространение болезней и состояние организации здравоохранения. По содержанию они (карты) подразделяются на 3 группы:

1.Карты, отражающие свойства природной среды, социально-бытовые и производств, условия, влияющие на здоровье населения; в эту же группу входят карты комплексного медико-географического районирования.

2.Нозогеографические карты, показывающие географическое распространение болезней и связь их с условиями географической среды, а для инфекционных болезней - степень риска заражения ими.

3.Карты организаций здравоохранения, показывающие обеспеченность населения медицинской помощью, сеть лечебных учреждений, санаториев, курортов и домов отдыха.

· Картограф и новейшие технологии .

К артографы занимаются разработкой и созданием различных карт, атласов, глобусов. Картография развивается в тесном единстве с физической и экономической географией, но при этом методы картографии находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: в геологии, геодезии, метеорологии, археологии , климатологии, океанологии, истории, социологии и т. д.

К арты используются в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном деле, они применяются в качестве учебных пособий в школах и вузах, служат средствами распространения информации. Методы картографии необхо-димы для решения многих практических задач. По картам осуществляют навига-цию судов и самолетов, планируют развитие промышленности и строительства, освоение сельскохозяйственных земель и природоохранные мероприятия, прогнозируют распространение и наличие месторождений полезных ископаемых, предсказывают погоду. Создание и использование карт пронизывает многие сферы экономической, социальной и политической жизни современного общества. В настоящее время картографическое производство во многом опирается на материалы космической съемки, на достижения автоматики и вычислительной техники, в нем применяются методы автоматического изготовления карт по космическим снимкам. На рынке систем спутниковой навигации - взрыв! Автомобильные GPS-приемники сегодня можно купить даже в супермаркете, навигационные программы продаются в павильонах сотовой связи , но самое главное - в Россию пришли новейшие технологии специализированной картографии. Сейчас легко можно приобрести GPS - приемники и PND-навигаторы. GPS - приемники «знают» все географические объекты и населенные пункты, расположенные вдоль пути следования. А вот PND-навигаторы, которые работают с картографией - это уже приборы в большей степени туристические: картография здесь «заточена» под совершенно другие поездки. Тестируя одно из таких устройств во время экспедиции на Ладогу, путешественники быстро забросили бумажные карты - на экране навигатора был «прорисован» чуть ли не каждый куст! Оболочка этих устройств позволяет вводить географические координаты точек, расставлять пометки. Вообще, с «телефонным» штурманом можно комфортно гулять в незнакомом городе, однако использовать такой навигатор в автомобиле нужно с предостережением. Представьте, что может произойти, если на оживленной трассе неожиданно не сработает сеть, навигатор «подвиснет» и водитель, замешкавшись, поедет туда, куда указывает замершая стрелка. Некоторые картографические компании производят подробные векторные карты городов России с названиями улиц, номерами домов, станциями метро и другой важной информацией, облегчающей ориентирование как в мегаполисе, так и на открытой местности.

2.5. Профессии, связанные с охраной природы.

· Эколог

Живые организмы находятся в сложных взаимоотношениях с окружающей средой и между собой. И эти отношения необходимо учитывать человеку в своей деятельности.

Экология – научная основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, так как грамотно общаться с природой можно, только зная все ее сложные взаимосвязи. Именно на основании географических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система создания заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных. Экологические знания необходимы для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека.

В экспериментальной экологии влияние отдельных факторов среды на живые организмы изучается в контролируемых условиях, по определенной схеме опыта. Используются различные лабораторные приборы и установки, камеры искусственного климата (фитотроны), а также опытные посадки и посевы растений. Например, так изучается влияние длины дня на сезонное развитие насекомых или взаимодействие разных видов трав при совместном произрастании.

Изучение сложных и многообразных взаимосвязей в природе дает возможность познать и понять красоту и гармонию природных явлений. Специфика экологии – изучение живых организмов в природе, наблюдение животных и растений «у себя дома» - предполагает тесное общение с живым миром, дает возможность побывать в отдаленных и своеобразных уголках нашей страны.

Но вместе с тем в работе эколога есть и свои трудности. Многообразные связи

экологии с другими науками требуют от специалиста знаний во многих смежных областях. Так, исследуя влияние среды на живые объекты, нужно для характеристики среды разбираться в климатологии, метеорологии, почвоведении, гидрологии, то есть в науках, которые неразрывно связаны с географией. Для понимания ответной реакции организмов – в их морфологии , анатомии, физиологии, особенностях поведения. При анализе влияния антропогенных факторов нередко требуется знать особенности экономики и технологии производства, правовые нормы охраны природы. Поскольку экология бурно развивается во всем мире, квалифицированный эколог должен успевать следить за потоком научной информации, уметь работать со справочной и научной литературой , хорошо знать иностранные языки . Экологу также нужна хорошая математическая подготовка. Для полевого работника желательно владеть фотографией.

Летом, во время экспедиций, не редки дальние и длительные выезды, немалые физические нагрузки. Как в полевых, так и в лабораторных исследованиях режим работы приходится подчинять специфике живого объекта. Не исключена и работа во вредных и опасных условиях, например, с химическими реактивами, радиоактивными веществами, высотные работы, подводные исследования. В таких случаях режим работы регулируется соответствующим трудовым законодательством.

Работа эколога предъявляет определенные требования к тому, кто хочет себя ей посвятить. Это и хорошая общая подготовка, умение аналитически мыслить, и любовь ко всему живому, готовность его защищать, это и вошедшая в поговорку наблюдательность географа и биолога, столь необходимая для исследований в природе. В связи с большим объемом разнообразных работ – организованность и внутренняя дисциплина, эколог должен обладать способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью. Эти качества особенно необходимы в деле охраны природы. Полевым экологам требуется хорошее здоровье и выносливость.

Специалисты по экологии и охране природы работают в заповедниках, в учреждения природоохранного характера, в биологических, географических и природоохранных научных учреждениях (лаборант, инженер, научный сотрудник) и в вузах (лаборант, преподаватель). В последние годы экологи требуются и на промышленных предприятиях, где они проводят экологическую экспертизу и прогноз, участвуют в экологической оценке различных хозяйственных мероприятий и проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрала наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом.

В начале своей работы я поставила цель:

· Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии,

которую достигала через поставленные задачи:

· Провести исследование отдельных профессий на предмет использования географии и её законов;

· Изучить отдельные профессии, в которых используются знания и законы географии.

Я считаю, что поставленной цели я достигла, а результат своей проведённой работы я отобразила в приложении №2.

Для себя я пока точно не определила выбор будущей профессии, но думаю, что я стану ландшафтным дизайнером.

Список используемой литературы:

1. . «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.

2. . «Геодезист». Москва, «Геодезия», 2008г.

3. . «Утверждай себя». Москва, Народное образование, 2006 г.

4. . «В мире профессий». Москва. «Русское слово», 2002 г.

5. Г. Иванов, Л. Лямзина. «Сколько профессий в мире?» Москва. «Просвещение», 1999г.

6. Журнал «Мир профессий», 2004г. № 6.

7. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 8.

8. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 9.

9. Журнал «Мир профессий», 2005г. № 11.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ПРОФЕССИИ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖИТ ГЕОГРАФИЯ.

Название профессии

Использование знаний и законов географии

Агроном

-Особенности климата данной территории для выращивания определённых видов культурных растений (влажность воздуха, количество выпадающих осадков, продолжительность вегетационного периода растений, наступление заморозков, направление ветра и его скорость и др.);

-типы почв района;

-применение и назначение сельхозтехники;

-использование удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности культурных растений.

Эколог

-Закономерности распространения животного и растительного мира определённого района;

-Климатические особенности территории ( направление и скорость ветра, количество выпадающих осадков, продолжительность тёплого и холодного сезонов, сроки наступления весеннего половодья)

-исчезающие виды животных и растений;

-тесное общение с флорой и фауной;

-антропогенное воздействие на окружающую среду;

-составление экологических мониторингов и нанесение результатов на различные карты.

Лесник

-Ориентирование в лесном пространстве;

-типы почв лесного угодья;

-закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек, речек и ручьёв;

-особенности климата данной территории;

-экология леса.

Геоморфолог

-Изучение рельефа земной поверхности;

-составление прогнозов (наличие полезных ископаемых в недрах определённой территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т. д.);

-составление геоморфологических карт определённых территорий или районов;

-съёмка местности.

Климатолог

-Особенности климата определённой местности или территории (направление и силу ветра, влажность воздуха, количество осадков, продолжительность вегетационного периода, высоту снежного покрова, максимальные и минимальные значения температуры воздуха зимы и лета и др.);

-влияние деятельности человека на изменения климата.

Геодезист

-Нивелирная съёмка территории;

-выполнение измерений на местности;

-топографическая съёмка местности.

Метеоролог

-Атмосфера (ветер, сила ветра, направление ветра, облака, виды облаков, температура воздуха, солнечная радиация, дождь, снег, град, иней и другое).

-Изменения климата , вызванные деятельностью человека.

Медицинский

географ

Географическое положение определённой территории, где вспыхнула эпидемия;

-географическое распространение болезней;

-влияние географической среды на здоровье человека;

-составление медицинских карт.

Ландшафтный дизайнер

-Природно-климатические условия обустраиваемой территории (климат данной территории, продолжительность тёплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и силу ветра, количество осадков, влажность воздуха и др.)

Картограф

-Разработка общегеографических, тематических карт различных масштабов;

-знание рельефа местности, расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности.;

-создание PND-навигаторов и GPS - приемников с использованием в них картографических изданий.

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

Похожие публикации