Где крейсер устинов. Возвращение из небытия: зачем из «Маршала Устинова» сделали совершенно новый крейсер. Текущее положение дел

Некоторое время назад в моём блоге проскользнула информация о том, что ракетный крейсер Северного флота "Маршал Устинов" в начале осени начнёт морские испытания. С того момента ситуация не изменилась. Как и обещается, корабль выйдет в море, а пока он стоит у причала "Звёздочки" ( zvezdochka_ru ). Наверное, многие из вас захотят увидеть, что происходит на борту корабля, как раз это вы сможете узнать здесь.


Напомню, "Маршал Устинов" является ракетным крейсером проекта 1164 "Атлант". Водоизмещение корабля составляет 11280 т, его длина - 186,5 м, ширина - 20,8 м, высота - 42,5 м. Скорость хода составляет 32 узла. Корабль вмещает 510 человек.
2.

Строительство крейсера началось еще в 1978 году на Николаевском судостроительном заводе. В 1986 году он был принят в состав Военно-морского флота СССР.

3.

Ремонт корабля начался еще в 2011 году в Северодвинске на предприятии "Звёздочка". ( можно увидеть видео его прихода на ремонт, а тут (27-летие)). Через полтора года корабль поставили на твердое стапельное основание для проведения работ в подводной части судна, ремонта винтов, различных систем и для покраски корпуса. В 2013 году "Маршал Устинов" был спущен на воду. Специалисты продолжили модернизацию корабля.

4.

К сожалению, мне не разрешили выкладывать все снимки корабля, несмотря на то, что многие из них безобидные. Но на них трубы, кабельтрассы, в общем всё то, что необходимо кораблю для окончания ремонта:).

5.

Кстати, несколько лет назад я был на этом корабле и кое-что из старого я здесь выставлю. Будет "тогда и сейчас". Но, к сожалению, таких снимков будет мало. Из-за того, что всё было в разрухе- фоткал тогда очень мало, стыдно было показывать.

6.

7.

Кубрик "Тогда". Страшненько.

Кубрик "Сейчас". Кстати, на фото не тот кубрик, а другой, но они все сделаны как здесь и отличий практически нет. Единственное, что меня здесь смущает - ковёр. Не вписывается.

9.

Ещё один вариант кубрика. На первом плакате такая надпись: "Товарищи устиновцы! 2016 год - год окончания ремонта и перехода в г. Североморск. Направим все усилия на качественное завершение ремонтных работ и освоение новой техники!".

10.

Переходим к кают-компании. Так было "Тогда". К сожалению, только такой снимок, но в тот момент целы были только эти части стен и знаки. Всё остальное было снято: потолок, пол, лампы. Везде были провода и кабеля, вскрытые стены и прочее. Жаль, что не сфоткал тогда всю комнату.

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» – корабль первого ранга «Маршал Устинов» возвращается после длительного ремонта к несению боевой службы в составе Северного флота. Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.

Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть – название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания как новенький, оставив из «прошлой жизни» пожалуй только корпус да прежнее названия.

Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже наверняка многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 годы. Его «коньком» были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.

Но и про ВМФ Устинов не забывал – в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал Флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя «устиновцами».

В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта – «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшей» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.

Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всякий – безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.

«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2 ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние «устиновцы» – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.

Надо ли говорить, что крейсер, который «не вылезал» из дальних походов был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.

К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений сиспользованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (6 раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.

В 1987-88 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил не мало.

Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).

Это ракета массой в 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч, с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кг) боевой частью и способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.

Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000) поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности 6 километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса «Вирджиния» способна погрузиться максимум на 488 метров). 10 торпед калибром 533 мм уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 км/ч.

Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающих воздушные цели по горизонтальной дальности в 90 и вертикальной в 25 километров. Плюс 6 зенитных 30 мм установок АК-630 со скорострельностью в 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130 мм пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.

В ходе модернизации на «Маршале Устинове», были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющими сделать корабль невидимым для средств наведения противника.

Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей, заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость в 32 узла. Крейсер с экипажем почти в 500 человек, обладает автономностью плавания в 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.

«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с Севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.

И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера «Москва», в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».

Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

Корабелы судостроительной верфи «Звёздочка» завершили ремонт и модернизацию ракетного крейсера Северного флота «Маршал Устинов». 30 октября корабль вышел из Северодвинска в Белое море для выполнения программы заводских ходовых испытаний, которые продлятся около месяца. Акватория между «Звёздочкой» и соседним заводом «Севмаш» довольно узка, поэтому, чтобы вывести «Маршала Устинова» в открытое море, понадобилась помощь буксиров Беломорской военно-морской базы. На одном из них находился фотограф Олег Кулешов, который сделал эксклюзивный репортаж с места события.

К ремонту и модернизации крейсера предприятие приступило в 2011 году. За пять лет корабелы выполнили немалый объём работ, среди которых - ремонт газотурбинных генераторов и главных двигателей, замена общекорабельных систем, а также модернизация радиоэлектронного вооружения крейсера. По мнению гендиректора «Звёздочки» Николая Калистратова, она полностью готова к ремонту и других кораблей проекта 1164 «Атлант» - ракетных крейсеров «Москва» и «Варяг» . Переход «Маршала Устинова» к месту постоянного базирования (Североморск) запланирован на декабрь этого года.

В ходе испытаний экипаж крейсера и сдаточная команда, состоящая из специалистов «Звёздочки» и представителей предприятий-контрагентов, проведут проверку всех систем и механизмов корабля в реальных морских условиях.

Крейсера проекта 1164 «Атлант», разработку которого в 1972 году начало ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро, считаются промежуточным звеном между атомными ракетными крейсерами проекта «Киров» и эскадренными миноносцами типа «Современный». Корабли имеют мощное ракетное вооружение класса «поверхность-поверхность» - в частности, на «Маршале Устинове» имеется 16 пусковых установок крылатых ракет П-1000 «Вулкан». Помимо этого, крейсер вооружен корабельной автоматической пушкой АК-130, шестью автоматическими корабельными артустановками АК-630, зенитно-ракетным комплексом С-300 «Форт» (64 пусковых установки), двумя зенитно-ракетными комплексами «ОСА-МА», двумя ракетно-бомбовыми установками РБУ-6000 и вертолётом Ка-27.

Крейсер «Маршал Устинов» является вторым в серии. Корабль был построен и передан флоту в 1986 году Судостроительным заводом имени 61 коммунара (Николаев). По проекту 1164 в Николаеве были построены три крейсера: «Москва» (для Черноморского флота), «Маршал Устинов» (для Северного флота), «Варяг» (для Тихоокеанского флота). Четвёртый крейсер данного проекта, ныне носящий имя «Украина», достроен не был и многие годы стоит на родной верфи.

Буксиры Беломорской военно-морской базы отводят крейсер от причала судостроительной верфи «Звёздочка»


Вывод крейсера в море осуществлял буксир Беломорской военно-морской базы «Виктор Тихонов»


Большому кораблю непросто выйти из узкой акватории предприятий «Севмаш» и «Звёздочка», поэтому ему помогают буксиры Беломорской военно-морской базы


Имя «Маршал Устинов» крейсер получил в 1986 году (ранее он назывался «Адмирал Флота Лобов»). Корабль назван в честь министра обороны СССР маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова


В июле 1989 года крейсер посетил с дружеским визитом американскую военно-морскую базу Норфолк


В июле 1991 года крейсер прибыл в американскую военно-морскую базу Майами


С 1994 по 1997 год крейсер проходил ремонт на предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге


В 2001 году шефство над «Маршалом Устиновым» взяла столица Республики Беларусь - город Минск. Этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля


Позади корабля - огни Северодвинска


Вид с борта буксира на носовую часть крейсера


Планируется, что после передачи крейсера флоту он отправится в Средиземное море для выполнения боевых задач у берегов Сирии


По предварительным данным, летом следующего года на «Звёздочку» прибудет для ремонта «старший брат» «Маршала Устинова» - флагман Черноморского флота крейсер «Москва»


Памятный нагрудный знак, посвящённый тридцатилетию службы «Маршала Устинова»

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» является вторым кораблем проекта 1164 «Атлант» (код НАТО - класс Слава).

Данный класс советских ракетных крейсеров, занимает промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (проекта 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР. Головным кораблем данного проекта является гвардейский ракетный крейсер (введен в строй 30 декабря 1982 года). Назван в честь Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова.

Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй - 3.

Разработчиком проекта 1164 «Атлант» является Северное ПКБ.

Ракетные крейсера проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» был заложен под именем «Адмирал флота Лобов» (строительный номер 2009) 05 октября 1978 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Спущен на воду 25 февраля 1982 года. 23 марта 1985 года был переименован в «Маршал Устинов». 15 сентября 1986 года введен в строй, а 05 ноября включен в состав Северного флота. Порт приписки Североморск. Имел следующие бортовые номера: 118 (1986 год), 088 (1987 год), 070 (1990 год), 055 (с 1993 года).

Основные характеристики: Водоизмещение 11280 тонн. Длина 186,5 метра, ширина 20,8 метра, осадка 7,6 метра. Максимальная скорость хода 32 узла, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 7500 миль. Автономность 30 суток. Экипаж составляет 476 человек, максимально 510 человек.

Питание осуществляется от 4 двигателей каждый мощностью 22500 л.с., а также от двух двигателей каждый мощностью 7700 л.с. Общая мощность составляет 105000 л.с.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 2 АК-130.

Зенитная артиллерия: 6 ЗУ АК-630.

Ракетное вооружение: 16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА».

Минно-торпедное вооружение: 2 × 5 533-мм торпедных аппарата.

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27.

В 1989 году выполнил задачи боевой службы в Средиземном море. С 21 по 29 июля 1989 года нанес официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года находился на плановом ремонте на Петербургском АО «Северная верфь». В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

В мае 1995 года принял участие в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

В июле 1996 года участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота.

В январе 2001 года начал навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.

17 июля 2008 года крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля , по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».

С июля 2011 года находится на капитальном ремонте на судоремонтном заводе «Звёздочка».

01 декабря 2014 года официальный представитель судоремонтного завода «Звёздочка» Евгений Гладышев заявил что в третьем квартале 2015 года корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний. В четвёртом квартале корабль будет передан военно-морскому флоту.

По сообщению от 27 июня 2015 года в ходе совещания на «Звездочке», главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил задачу перед предприятием и контрагентами ракетного крейсера в текущем году и обеспечить готовность его перехода к месту базирования в город Североморск. По сообщению от 17 февраля 2016 года на борту ракетного крейсера, находящегося в заводском ремонте в Центре судостроения «Звездочка» (Северодвинск), по отработке действий экипажа в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с ликвидацией различных видов задымлений и возгораний. На учение также привлекались расчеты противопожарной службы судоремонтного предприятия. 30 октября 2016 года крейсер для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Переход к месту постоянного базирования запланирован на IV квартал 2016 года. 05 ноября в акватории Белого моря экипаж ракетного крейсера юбилейную дату – 30-летие со дня приёма в состав Северного флота. 30 ноября у причала Центра Судоремонта «Звездочка», завершив выполнение программы заводских ходовых испытаний. 24 декабря причал ЦС «Звездочка» и отправился к месту постоянного базирования в Североморск в сопровождении ледокола «Руслан».

По сообщению от 12 мая 2017 года в Баренцево море для выполнения элементов второй курсовой задачи по плану боевой подготовки. 16 мая комплекс артиллерийских стрельб по морской цели в прибрежных полигонах в Баренцевом море. 25 мая в Баренцево море для участия в учении, которое состоится в рамках ежегодных практических занятий со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. По сообщению от 16 июня учебно-боевых упражнений в ходе кратковременного выхода в Баренцево море. 17 июня в Баренцево море для отработки взаимодействия в составе соединения. 29 июня покинул Североморск и совершил переход на Балтику для участия в Главном военно-морском параде. По сообщению от 04 июля межфлотский переход с Северного флота на Балтику. По сообщению от 01 декабря в полигоны Северного флота в Баренцевом море для повышения военно-морской выучки экипажа, совершенствования навыков борьбы за живучесть на ходу, а также проверки навигационных и радиотехнических систем. 26 декабря в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море ряд учебно-боевых задач во взаимодействии с самолётами и вертолётами армии ВВС и ПВО.

19 августа. По сообщению от 17 октября экипаж провел в Баренцевом море учения с силами поисково-спасательного и материально-технического обеспечения. По сообщению от 29 апреля выполнение задач тактического учения в Баренцевом море и прибыл в главную базу флота - Североморск. 20 июля малый морской танкер «Александр Гребенщиков» дозаправку ракетного крейсера.

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» корабль первого ранга «Маршал Устинов» . Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.В 1987– 1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с "Адмиралом Кузнецовым" и тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов" станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера "Москва", в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

Похожие публикации