В каких случаях применяются компенсационные пошлины. Специальная таможенная пошлина. Что такое особые таможенные пошлины или специальные защитные меры рынка и их виды

В соответствии с действующим таможенным законодательством особые пошлины не относятся к таможенным, хотя и взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. Особые пошлины могут временно устанавливаться по отношению к ввозимым товарам в целях защиты экономическим интересов государств-членов ТС и применяются сверх ставок действующих таможенным пошлинам.

К особым пошлинам относятся:

ü Специальные

ü Антидепинговые

ü Компенсационные

Специальные пошлины применяются в следующих слу-чаях:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на та-моженную территорию РФ в количествах и на условиях, нанося-щих или угрожающих нанести ущерб отечественным производи-телям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

Как ответная мера на дискриминационные и иные дейст-вия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государствили их союзов.

Специальные пошлина применяются по решению Прави-тельства РФ в размере и в течение срока, которые необходимыдля устранения серьезного ущерба отрасли российской экономи-ки или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли рос-

сийской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ).

Срок действия специальных пошлин по российскому зако-нодательству составляет четыре года. По решению Правительст-ва РФ он может быть продлен, но в общей сумме не должен пре-вышать восьми лет.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, болеенизкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. При этом учитывается, может ли указанный ввоз товаров привести к нанесению материального ущерба отечест-венным производителям подобных товаров либо препятство-вать организации или расширению производства подобных то-варов в РФ.

Антидемпинговая пошлина применяется по решению Пра-вительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

Ставки антидемпинговых пошлин определяются для каждо-го конкретного случая отдельно, и их размер должен соответст-вовать разнице между демпинговой и нормальной ценой.

Компенсационные пошлины применяются в случаях вво-за на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо

препятствует организации или расширению производства подоб-ных товаров в РФ.



Применение компенсационной пошлины осуществляется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, кото-рые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта (ст. 24 Феде-рального закона № 165-ФЗ).

Максимальный срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пяти лет со дня начала ее применения, при этом срок действия может быть продлен, а размер ставки пересмотрен по решению Правительства РФ

Порядок их применения устанавливается в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и/или законодательством государств-членов ТС. В РФ в настоящее время он регламентируется соглашением от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и ФЗ от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Законодательство закрепляет основные принципы процедуры применения особых видов пошлин (ст.11 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Любое решение, принимаемое в ходе расследования, должно основываться на количественно определяемых данных. Размер ставок особых пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, должен быть соотносим с величиной установленного в каждом конкретном случае демпингового занижения цен, субсидий и выявленного ущерба. Срок действия особых видов пошлин, их досрочная отмена или продление устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ. И, наконец, закрепляется принцип гласности и открытости на всех этапах процедуры введения особых видов пошлин. Детально процедура применения особых пошлин регламентирована в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Содержание основных элементов данной процедуры заключается в следующем.

Введению специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое МЭРТ. Расследование проводится на основании заявления о применении указанных пошлин в качестве специальных защитных мер, поданного в МЭРТ от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства РФ или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ (далее – "заявление").

К заявлению прилагаются документы (информация), предусмотренные в приложениях к Положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. В каждом приложении содержится перечень документов и информации, которые должны представляться при подаче заявлений о введении соответствующего вида мер: специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин. Заявитель должен указать причины ущерба (возросший объем ввоза конкурирующего товара, продажа по демпинговым ценам и т.д.), а также характер предлагаемых защитных мер. В качестве примера сведений и документов, представляемых одновременно с заявлением, можно назвать:

1) наименование и реквизиты производителя, подающего заявление;

2) перечень всех значительных российских производителей конкурирующего товара;

3) состав и долю акционеров в уставном фонде российского производителя, подавшего заявление;

4) сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя в натуральном и стоимостном выражении, а также о его доле в общем объеме отечественного производства этого товара;

5) технико-экономические характеристики ввозимого конкурирующего товара и конкурирующего товара российского производителя;



6) страну происхождения или экспорта конкурирующего товара, ввозимого в РФ, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;

7) информацию о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, об экспортных ценах или ценах перепродаж, а также о соотношении цен на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;

8) объем ввоза конкурирующего товара, темпы роста объема ввоза в абсолютном и относительном выражении, соотношение объемов ввозимых конкурирующих товаров и объемов производства российского производителя;

9) оценку существенного ущерба (угрозы такового), нанесенного российскому производителю конкурирующего товара в результате ввоза конкурирующего иностранного товара и иная информация (документы).

Ущерб оценивается по ряду параметров: объему производства, степени загрузки производственных мощностей, состоянию товарных запасов, объему продаж, балансовой прибыли, показателям эффективности производства и объема инвестиций, показателям численности и реальной занятости промышленно-производственного персонала. Перечисленные показатели представляются в динамике за три года, а при отсутствии данных за три года – в динамике за один год. Все стоимостные показатели в целях сопоставимости выражаются в рублевом и долларовом эквиваленте. Данная информация заверяется подписями директора и главного бухгалтера организации.

МЭРТ РФ принимает к рассмотрению заявление:

О применении специальных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ.

О применении антидемпинговых или компенсационных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ

В случае если на одного российского производителя, поддержавшего заявление, приходится более 35% российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее 25% общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке РФ, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин на конкуренцию на внутреннем рынке РФ. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в МЭРТ. По результатам рассмотрения заявления на предмет наличия в нем сведений, достаточных для проведения расследования, и их достоверности МЭРТ в течение 30 календарных дней с даты принятия заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее – Комиссия) предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании. Указанный срок может быть продлен, если представленных заявителем материалов недостаточно для принятия решения о проведении расследования. В этом случае МЭРТ направляет заявителю запрос о представлении дополнительных сведений. Если заявитель не представил дополнительные сведения в течение 30 календарных дней с даты получения запроса, МЭРТ в письменной форме сообщает заявителю об отказе в рассмотрении заявления. До истечения срока представления дополнительных сведений данный срок может быть продлен, но не более чем на 10 календарных дней, по мотивированной просьбе заявителя, изложенной в письменной форме. В случае если заявитель представляет в МЭРТ информацию, дополняющую или изменяющую представленное ранее заявление, датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации таких дополнений или изменений в МЭРТ. Заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления, если он представил недостоверные сведения. Повторное заявление в отношении того же товара принимается к рассмотрению не ранее чем через один год с даты отказа. Заявление может быть отозвано заявителем до принятия решения о начале расследования. В этом случае такое заявление считается неподанным.

О принятии Комиссией решения о проведении расследования или об отказе в его проведении МЭРТ сообщает заявителю. В случае принятия положительного решения датой начала расследования является дата принятия Комиссией решения о проведении расследования. Информация о начале расследования заинтересованные лица информируются через опубликование соответствующего уведомления в средствах массовой информации. В уведомлении, направляемом заинтересованным лицам, указывается срок, в течение которого они могут запросить консультации по предмету расследования. С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять по установленной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.

Одновременно с уведомлением о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых или компенсационных мер, МЭРТ направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на русском языке в течение тридцати календарных дней с даты их получения. Под известными иностранными экспортерами и производителями товара понимаются иностранные экспортеры и производители товара, являющегося объектом расследования, о которых имеется информация в материалах расследования.

О применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер либо решения о прекращении их действия МЭРТ также уведомляет уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, известных иностранных экспортеров и производителей товара (экспортеры и производители уведомляются только в случае принятия решения, касающегося антидемпинговых или компенсационных мер).

При проведении расследования МЭРТ вправе направлять запросы о предоставлении информации в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Информация по таким запросам должна представляться в срок не более 30 календарных дней с даты их получения. Длительность периода, охватываемого расследованием, определяется МЭРТ в ходе проведения расследования. При этом, как уже отмечалось выше, названным Положением о проведении расследования установлено, что срок проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, не должен превышать 9 месяцев, а расследования, предшествующего введению антидемпинговых мер или компенсационных мер – 12 месяцев.

МЭРТ ведет банк данных, необходимых для проведения расследования, и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за сохранение конфиденциальности информации, в том числе и той, которая была предоставлена негосударственными организациями и заинтересованными лицами. С целью проверки достоверности информации или получения дополнительных материалов (сбора недостающей информации) МЭРТ по согласованию с заинтересованными лицами может проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя товара, являющегося объектом расследования.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины могут быть введены предварительно, до окончания расследования. МЭРТ представляет в Правительство РФ предложение (в форме доклада) о введении временной специальной пошлины (при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения) при следующих условиях:

Если в ходе расследования установлено, что задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии;

Если МЭРТ предварительно установлена явная причинно-следственная связь между возросшим ввозом товара на таможенную территорию РФ и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

Применение временных (т.е. до окончания расследования) антидемпинговой и компенсационной пошлин считается исключительной мерой. Решение об их введении может быть принято Правительством РФ на основании подготовленного предварительного заключения МЭРТ не ранее чем через 60 календарных дней после начала расследования, предшествующего введению антидемпинговых (компенсационных) мер при соблюдении следующих условий:

Если информация, полученная в ходе расследования, но до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта (импорта субсидируемого товара) и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном таким импортом;

Если задержка с введением антидемпинговой (компенсационной) пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики.

Расследование, предшествующее введению антидемпинговых мер, может быть прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при получении от иностранного экспортера (в письменной форме) добровольно принятого на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении до приемлемого объема демпингового импорта товара при условии, что существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба вследствие демпингового импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара будут устранены. Такое обязательство иностранного экспортера принимается Правительством РФ. В отдельных случаях выполнение иностранным экспортером принятых на себя обязательств может гарантироваться правительством страны-экспортера в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Принятие от иностранного экспортера указанного обязательства не означает, что начатое расследование не может быть продолжено. Его продолжение может быть инициировано решением МЭРТ или по ходатайству иностранного экспортера.

Аналогичные условия досрочного прекращения расследования предусмотрены и в отношении введения компенсационных мер. В данном случае проводимое расследование может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения от иностранного государства (союза иностранных государств) в лице соответствующего уполномоченного органа добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от субсидии или о сокращении субсидии в отношении соответствующего товара до приемлемого размера.

Расследование также прекращается при получении от производителя (экспортера) иностранного государства (союза иностранных государств) в письменной форме добровольно принятого им на себя обязательства о повышении экспортной цены товара на сумму, равной размеру субсидии (на иную сумму достаточную для устранения существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств)). Обязательство производителя (экспортера), иностранного государства (союза иностранных государств) принимается Правительством РФ или по его поручению МЭРТ.

По результатам расследования МЭРТ представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, подготовленные в форме доклада. Такой доклад должен содержать следующую информацию:

1) описание товара, являющегося объектом расследования, с указанием девятизначного кода ТН ВЭД (СНГ);

2) доказательства возросшего импорта товара, осуществляемого на российскую таможенную территорию, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

3) доказательства наличия существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики;

4) доказательства причинно-следственной связи между существенным ущербом или угрозой его причинения отрасли российской экономики и возросшим импортом товара на российскую таможенную территорию, либо демпинговым импортом такого товара, либо импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

5) описание предлагаемой меры по защите экономических интересов РФ, в том числе:

Специальной защитной меры, которая может быть реализована посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

Антидемпинговой меры, которая может быть реализована посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

Компенсационной меры, которая может быть реализована посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной, либо принятия добровольных обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

6) предполагаемую дату введения и срок действия предлагаемой меры, а также проект плана мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой меры. Такой план разработан заявителем от имени отрасли российской экономики. Также может представляться предложение о неприменении мер в случае, если их введение, как стало известно в ходе расследования, может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, экономике РФ в целом или интересам значительной части потребителей товара, являющегося объектом расследования, либо нецелесообразно по иным существенным причинам, имеющим государственное значение.

Если по результатам проведенного расследования Комиссией сделаны выводы о нецелесообразности введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, повторное заявление в отношении того же товара может быть принято к рассмотрению не ранее чем через год с даты принятия Комиссией такого решения. В случае если срок действия специальных защитных мер превышает три года, МЭРТ не позднее чем через полтора года после их введения проводит для определения необходимости продолжения применения таких мер повторное расследование в том же порядке, который установлен для "обычного" расследования. Повторное расследование в целях определения необходимости продолжения применения компенсационных мер и антидемпинговых мер проводится по инициативе Правительства РФ (или, в отношении антидемпинговых пошлин, на основании запросов заинтересованных лиц) в соответствии с общим порядком проведения расследований.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

38. Общий порядок уплаты таможенных платежей. Тарифные льготы и преференции.

Общий порядок уплаты таможенных пошлин, налогов определен в ст. 84 ТК, в которой устанавливается общий принцип, в соответствии с которым таможенные платежи уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Таким образом, при определении государства - члена Таможенного союза, в бюджет которого должны уплачиваться таможенные платежи, необходимо установить одно из следующих обстоятельств: 1) таможенный орган какого государства - члена Таможенного союза произвел выпуск товара; 2) на территории какого государства был выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно п. 3 ст. 84 ТК таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства - члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате и исключительно в денежной форме. п. 4 ст. 84 ТК, момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (дата уплаты) определяется законодательством государств - членов Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Согласно п. п. 5 и 6 ст. 84 ТК применительно к зачислению и распределению уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин между государствами - членами Таможенного союза установлен исключительно наднациональный уровень правового регулирования.

Так, согласно п. 3 ст. 5 Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства - члена Таможенного союза составляют: для Республики Беларусь - 4,70%; для Республики Казахстан - 7,33%; для Российской Федерации - 87,97%.

Таможенные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Тарифные льготы - разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот.

1. В условиях критического положения в отрасли российской экономики, если задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством Российской Федерации на основании доклада, представленного в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона и содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.

2. Орган, проводящий расследования, одновременно с представлением в Правительство Российской Федерации доклада, указанного в части 1 настоящей статьи, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины. По запросу уполномоченного органа иностранного государства (союза иностранных государств) о проведении консультаций по вопросу введения предварительной специальной пошлины такие консультации должны быть начаты после принятия Правительством Российской Федерации решения о введении предварительной специальной пошлины.

3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.

4. Предварительная специальная пошлина взимается таможенными органами по правилам , установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, решения о применении специальной защитной меры.

5. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

6. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке , установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей.

7. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, вводится импортная квота или специальная пошлина, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной пошлины, разница между ставкой предварительной специальной пошлины и ставкой специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Остаток сумм предварительной специальной пошлины перечисляется в федеральный бюджет.

В случае, если ставка специальной пошлины выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ставкой специальной пошлины и ставкой предварительной специальной пошлины с плательщика не взимается.

8. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со и настоящего Федерального закона, принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры.

Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

В соответствии с международными договорами, Договором о Евразийском экономическом союзе (приложение №8 «Протокол о применении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования (не входят в число таможенных платежей) и применяются для защиты интересов производителей товаров ЕАЭС (на уровне решений ЕЭК) и России (на уровне постановлений Правительства РФ).

Специальная защитная пошлина

В случаях роста давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей для ограничения импорта Правительство РФ может вводить импортную квоту и специальную пошлину, в том числе предварительную специальную пошлину. Специальная пошлина взимается таможенными органами независимо от ввозной.

Если применяется предварительная специальная пошлина, то уплаченные суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения о применении специальной защитной меры. Такое решение принимается по результатам расследования, которое должно оценить приносит ли возрастающий импорт товаров причиняет серьезный ущерб российской экономике или создает угрозу такого ущерба. Срок действия предварительной специальной пошлины не может превышать 9 дней. Устанавливается предварительная специальная пошлина только в условиях критического положения в отрасли российской экономики. Если по результатам расследования выявлено причинение серьезного ущерба российской экономике (или угроза причинения такого ущерба), то суммы предварительных специальных пошлин перечисляются в федеральный бюджет. Очевидно, что ключевой аспект – объективная оценка ущерба, анализу подлежат следующие факторы:

  • объем и темп прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства и потребления товара в РФ,
  • изменения объема производства товара, производительности, размеров прибыли и убытков, загрузки производственных мощностей отечественного товара,
  • изменения объема продажи отечественного товара,
  • уровень цен на конкурирующий товар,
  • доля конкурирующего товара в общем объеме продаж в РФ.

Пример использования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и защиты российской экономики – постановление Правительства РФ от 30.11.2015 года №1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Специальная защитная мера в форме импортной квоты или специальной пошлины применяется в сроки, определяемые Правительством РФ, и зависят от срока устранения ущерба, причиненного российской экономике или угрозы его причинения, а также от адаптации отрасли экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Антидемпинговая пошлина

Если товар становится предметом демпингового импорта, ввоз и реализация конкурирующего товара причиняет серьезный материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения ущерба или замедляет создание отрасли экономики, то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Для применения антидемпинговой меры и введения антидемпинговой пошлины проводится расследование с целью установления факта демпинга и оценки причиненного ущерба.

Факт демпингового импорта устанавливается, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Порядок установления факта демпинга регламентирован ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 13 определяет порядок установления ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб может заключаться в сокращении объемов производства, объемов реализации отечественного товара на внутреннем рынке. Если эти факторы являются последствием демпинга, то применением антидемпинговой пошлины помогает нивелировать негативные последствия. Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение критериев:

  • цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
  • изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
  • препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.

Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:

  • степень восстановления отрасли экономики,
  • факторы, влияющие на образование цен на товары,
  • сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшении его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
  • размер демпинговой маржи,
  • воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.

Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен – 4, 6 или 9 месяцев.

Срок применения антидемпинговой меры, как и размер пошлины, определяется Правительством РФ, но он не должен превышать 5 лет со дня начала применения или со дня завершения повторного расследования, если оно проводилось в связи с изменением обстоятельств или с истечением срока действия меры. Однако по итогам повторного расследования Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия антидемпинговой меры.

Пример защиты экономики на наднациональном уровне – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 года № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Компенсационная пошлина

Компенсационные меры могут быть применены к товару, к которому применялась специфическая субсидия – финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны, если было установлено, что импорт товара причиняет ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу его причинения или замедляет создание отрасли.

Специфические субсидии создают благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности конкретным организациям, производителям, экспортерам или их группам. Принципы отнесения субсидии к специфическим установлены ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Если в результате предоставления выгодного, привилегированного положения участники внешнеэкономической деятельности причиняют ущерб российской экономике, то Правительств может применить компенсационные меры. Оценка ущерба происходит схожим образом, что и при принятии решения об антидемпинговых и специальных защитных пошлин. И также компенсационная пошлина может взиматься до окончания расследования в размере предварительно рассчитанной величины субсидии. В окончательном варианте после проведения расследования ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства.

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – преследует общую цель – защита экономических интересов российских производителей товаров и производителей товаров государств-членов ЕАЭС, что в свою очередь играет важную роль в развитии экономики стран ЕАЭС в целом.

Похожие публикации