У компаний новые обязанности в области гражданской обороны. Кто должен проводить инструктаж по го и чс Гражданская оборона обязательна для организаций

С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

Что говорит закон

К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

  • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

Требования к ответственному за ГО

На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

Читайте также Записи в трудовой о переводе

Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

  1. Повышение квалификации.
  2. Обучение на специальном курсе.

Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
  2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.

19 апреля 2017 года Правительство России приняло Постановление № 470, которым внесены поправки в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

В чем суть изменений?

Расширен круг обязанностей организаций, касающихся подготовки работников в области гражданской обороны. Предусмотрены следующие дополнительные обязанности:
  • разрабатывать программу вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить вводный инструктаж с новыми работниками;
  • планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

С какой целью были внесены эти изменения?

Постановление подготовлено МЧС России и в целом направлено на повышение качественного уровня подготовки населения в области гражданской обороны. Кстати, дополнительные задачи в этом плане появились не только у организаций, но также у органов исполнительной власти субъектов РФ, у МЧС России. Кроме того, уточнены основные задачи подготовки, перечни лиц, подлежащих подготовке, а также порядок её осуществления. Что касается организаций, то документ призван преодолеть их формальное отношение к вопросам гражданской обороны и, конечно, усилить работу в этом направлении.

Что такое гражданская оборона?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015), «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

В какой срок необходимо инструктировать новых работников?

Вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками необходимо организовывать и проводить в течение первого месяца их работы.

Следует отметить, что заниматься подготовкой своих работников в области гражданской обороны организации были обязаны и до настоящих изменений (п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ). Согласно подпункту "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 в перечень подобных обязанностей входят: разработка программы обучения, его проведение, а также создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы. Все эти обязанности сохранятся, но уточняется, что организации теперь обязаны осуществлять курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны.

Что ещё за курсовое обучение?

Это целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты.

Цель курсового обучения - повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям и военным конфликтам. В начале этого года МЧС России утвердило Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. 22.02.2017 № 2-4-71-8-14).

А как должен быть зафиксирован результат проведения обучения? Как раз в Примерной программе курсового обучения, утвержденной МЧС 22.02.2017, указано, что с целью учета проведения занятий, присутствия на них обучающихся должны вестись и хранится в течение года специальные журналы. Форма такого журнала установлена Приложением 3 Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.

Нужно ли приглашать кого-то для проведения обучения работников?

В общем случае, не нужно. Однако согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 руководители организаций обязаны пройти обучение как в области защиты от чрезвычайных ситуаций, так и в области гражданской обороны. Причем такое обучение руководители организаций проходят в соответствии с п. 22 Приказа МЧС России от 13.11.2006 № 646 в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, учебно-методических центрах субъектов РФ по ГО и ЧС, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Когда изменения вступают в силу?

Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 № 470 вступило в силу 2 мая 2017 года.

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение порядка обучения и инструктажа работников?

За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.7 КоАП в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Кто контролирует соблюдение законодательства в области ГО?

Соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны контролирует МЧС России.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

В апреле 2017-го ступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону - на 20 тысяч.

Гражданская оборона: кого это касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС, если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч - директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных - штраф 40 тысяч рублей.

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС.

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или нас к чему-то готовят?

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых - на работе.

Я ИП. Меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации - это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20-40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства - это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон - тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Приветствую, уважаемые друзья! На пике популярной темы про вводный инструктаж по гражданской обороне, МЧС решило порадовать нас новым положением о гражданской обороне, а именно положением об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций.

Новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО утверждено приказом МЧС России от 23 мая 2017 года № 230. Положение вступает в силу 14 июля 2017 года. Документ соответствующим образом прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портал правовой информации.

Согласно приказу МЧС № 230 признаётся утратившим силу следующие приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (со всеми приказами, которыми вносились изменения). С 14.07.2017 г. руководствуемся новым положением о гражданской обороне.

Поскольку новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО по содержанию небольшое, приведу его текст целиком.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (РАБОТНИКАХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности <2>.

3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

4.1.6. Ведут учёт защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учёт.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утверждённых планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам <4>:

<4> Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого .

5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учётом численности её представительств и филиалов:

  • до 500 человек включительно — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 2000 человек включительно — 2 — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 человек включительно — 3 — 4 освобождённых работника;
  • свыше 5001 человека — 5 — 6 освобождённых работников.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобождённых работника;
  • от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобождённых работника;
  • от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобождённых работников.

6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.
Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны <5>.

<5> Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 .

Конец документа.

Скачать новое положение о гражданской обороне в формате MS Word можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ МЧС России от 23.05.2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

Если что, у нас вы всегда можете пройти обучение по 72-х часовой программе «Обучение руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и получить соответствующие удостоверения. Вся необходимая информация для принятия решения, а также форма заявки .

На этом всё. Если информация пригодилась, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Похожие публикации