Кто такой экспедитор. Кто такой экспедитор и чем он занимается? Основные обязанности экспедитора

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию. Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг. «Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой. Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве. Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар. Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы. По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку. Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями. Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик . Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору . Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика . Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор . Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору . Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Подробности Обновлено: 03.11.2019 15:48 Опубликовано: 08.05.2017 18:38

Экспедитором является специалист, осуществляющий доставку товаров и грузов между объектами.

История профессии

В переводе из латинского «expeditio» звучит, как «приведение в готовность». Появлению данной профессии способствовала потребность в частых перевозках товаров между объектами, а также ― специалистами, которые непосредственно отвечали за весь процесс транспортировки.

Упоминания о людях, которые сопровождали купеческие караваны и за определенную плату отвечали за сохранность товаров на протяжении всего пути, встречаются в записях, датированных XI–XII ст. Историкам удалось обнаружить документы, свидетельствующие о том, что изначально возникла вследствие развития внешней торговли. В XV-XVI столетиях появлялись целые экспедиционные организации, что отвечали за своевременное прибытие товаров в пункт назначения.

Особенности профессии

Работа экспедитором имеет 2 ключевых направления. Деятельность внутреннего экспедитора фирмы связана только с доставкой продукции клиентам. Более сложной является работа в области международных перевозок.

В определенных случаях специалист лично находится за рулем машины, осуществляющей транспортировку товара. Претенденты на должность водителя-экспедитора обязаны иметь водительские права категории «B» и выше.

Профессия экспедитор имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществами являются минимальные требования к соискателям и новизна поставленных задач. Труд экспедиторов, которые занимаются международными грузоперевозками, хорошо оплачивается.

Главным минусом выступает материальная ответственность. В случае наличия ошибок в сопроводительной документации, что привели к потере груза, специалисту приходится самостоятельно компенсировать недостачу.

Экспедитор будет привлечен к уголовной ответственности, если будет доказан факт намеренной фальсификации документов с целью хищения груза.

Обязанности

Экспедитор ― это специалист, в перечень должностных обязанностей которого входят:

  • Прием груза при наличии необходимой документации.
  • Выдача клиенту бумаг, свидетельствующих об успешном приеме товара.
  • Контроль над сохранностью вверенного груза. При обнаружении дефектов следует оперативно поставить владельца в известность.
  • Проверка технического состояния транспорта, что будет задействован в процессе транспортировки.
  • Личное присутствие при работе грузчиков.
  • Сопровождение груза до конечного пункта.
  • Ведение рабочей документации.
  • Своевременное информирование клиента относительно изменений, что возникли в ходе транспортировки.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать экспедитор:

  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • пунктуальность;
  • хорошая память;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность.

Навыки и знания

Экспедитор ― это профессия, что предусматривает знание действующих тарифов и налогов на перевозки.

Специалист должен отлично разбираться во вверенной ему продукции.

Необходимо знать сроки хранения товаров и оптимальные условия их транспортировки. При этом надо уметь хорошо ориентироваться на местности, если пункты отправки и приема находятся в одном городе. Деятельность в сфере международных перевозок требует владение иностранным языком.

Кто такой экспедитор? Чем занимается человек, в трудовой книжке которого указана эта должность? На эти вопросы чаще всего отвечают так: «Это тот, кто развозит грузы». А вот и неправильно, потому что, тот, кто развозит грузы, это либо водитель, либо курьер. Обязанности экспедитора намного сложнее, а полномочия шире.

Настоящий экспедитор – это человек, обладающий множеством как скрытых, так и явных талантов. Только представьте себе, сколько у него обязанностей. Первая, она же самая важная – это организация доставки груза. А для того, чтобы выполнить подобный заказ, нужно хорошо знать все нормативно-правовые документы. Уметь отлично разбираться во всех нюансах международных соглашений и различных конвенций по транспорту. Основы трудового законодательства и нормативные документы, регламентирующие правила транспортных перевозок, – это те документы, не зная которые сегодня вряд ли можно довезти груз из точки А в точку В.

Суть работы экспедитора заключается в предоставлении полного пакета услуг по перевозке грузов любых габаритов и грузоподъемности. Наверное, поэтому при найме на работу предпочтение отдается тем претендентам, которые обладают знаниями основ логистики и экономики. Заполнение объемистого пакета сопроводительных документов тоже входит в обязанности каждого экспедитора, а их правильность напрямую зависит от юридической грамотности человека. Наконец, без знания иностранных языков сегодня невозможно претендовать на эту должность в престижной транспортной экспедиции.

Вот и получается, что человек, решивший стать экспедитором, должен быть многоголовым драконом. Одна голова получает высшее экономическое образование, вторая изучает языки, третья – юриспруденцию. К тому же, понадобятся терпение и усидчивость. Без этих качеств вдумчивой работы с документами не получится.

Экспедитор должен проложить наиболее короткий путь провозки груза. Он сам договаривается с транспортными фирмами. А это авиационные, автомобильные, морские и железнодорожные предприятия, с каждым нужно заключить договор о фрахте транспортного средства. А еще на пути следования груза существуют таможни. На каждой свои правила, свои тарифы.

Учесть все это, вычертить самый короткий маршрут, определить стоимость и выбрать путь, который обойдется грузоотправителю дешевле, учесть все сложности… А склады, на которых груз может оказаться во время транспортировки? А сохранность, гарантия которой прописана в договоре? Все это тоже входит в обязанности экспедитора. Представляете, сколько всего он держит в голове?!

Грузоотправители нынче - люди недоверчивые и на слово не верят, поэтому постоянно требуют отчета о прохождении груза. Спасибо техническим новинкам! Благодаря им можно онлайн следить за своим грузом, а если он вдруг где-нибудь застрял, то быстро выяснить у экспедитора, в чем дело. Исправление ситуации зачастую требует присутствия этого специалиста, поэтому работа экспедитора связана с постоянными командировками.

Очень важный вопрос: «А сколько зарабатывает такой специалист?» По-разному. Все зависит от уровня той организации, в которой вы предполагаете работать. Чем шире география, чем больше у вас знаний и умений, тем выше вознаграждение за труд.

Одним словом, экспедитор – очень востребованная профессия. Масштабы, правда, разные. Экспедитор на мелькомбинате и экспедитор из агентства по международным перевозкам, в принципе занимаются одним и тем же. Только один чаще всего ездит по области и только иногда бывает в соседней. А вот второй, скорее всего, не вылезает из заграничных командировок. Что ж, большому кораблю – большое плавание!

Если профессия востребована, значит, должны быть и учебные заведения, в которых можно получить базовое образование. Но пока таковых на территории России нет, да и в сопредельных государствах тоже. Экспедиторами работают юристы и экономисты, бывшие военные и учителя. Все, как один, самоучки. Коммуникабельные и улыбчивые, ответственные и вдумчивые, они выполняют очень нужную работу.

Кстати, важность этой профессии осознавали еще в древности. В исторических документах 11 века упоминаются сопроводители грузов, а с 15 века в Европе официально начинают действовать Товарищества по перевозкам.

Экспедитор – профессия сложная и очень востребованная. Возможно, некоторые не согласятся с этим утверждением, ссылаясь на то, что этот специалист практически ничего не делает. Однако это лишь поверхностный взгляд. В реальности же обязанности, которые регламентирует должностная инструкция экспедитора, весьма многогранны, и не каждый способен их осилить.

Особенно если речь идет о крупных компаниях, которых занимаются перевозкой грузов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Поэтому давайте рассмотрим все особенности этой профессии, дабы понять, что за пункты может содержать должностная инструкция экспедитора грузов.

Кто такой экспедитор?

Несмотря на всеобщее мнение (дескать, на рынке труда потребность в такого рода специалистах возникла относительно недавно), эта профессия зародилась много столетий назад. Так, первые экспедиторы появились в далеком XV веке. Как и сейчас, их главной задачей было доставить груз в указанное место. И при этом они должны были сделать все возможное, дабы целостность и качество посылки не пострадали во время путешествия.

Спустя много веков эта профессия не только не утратила актуальность, но и укрепила свои позиции. Сейчас должность экспедитора есть во многих фирмах и компаниях. Однако их полномочия и обязанности могут сильно видоизменяться в зависимости от размера организации и её сферы деятельности.

Ключевые моменты профессии

Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.

Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.

Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.

Что необходимо знать экспедитору?

Учитывая такой набор обязанностей, не приходится удивляться, что многие работодатели выдвигают ряд требований к будущим работникам. Некоторые из них обозначаются в должностной инструкции, остальные же остаются за кадром, как само собой разумеющееся.

Итак, что же должен знать экспедитор?

  • Нормативно-правовую базу.
  • Российское законодательство.
  • Международные правила и нормы перевозки грузов.
  • Особенности заполнения транспортных документов.
  • Основы логистики.

Кто может претендовать на эту должность?

Небольшие фирмы, занимающиеся локальными перевозками, не сильно придираются к кандидатам на пост экспедитора. Так, им вполне подойдет человек, имеющий оконченное среднее образование. А вот крупные компании не столь лояльны.

Дабы заполучить престижную должность, экспедитор должен иметь диплом, свидетельствующий об окончании вуза. Особенно востребованы специалисты с техническим и экономическим образованием. Также должностная инструкция экспедитора имеет пункт, требующий от кандидата знания иностранного языка. Но это вполне обосновано, ведь по роду службы ему довольно часто придется сталкиваться с языковым барьером, например, при пересылке груза за границу.

Должностная инструкция экспедитора: образец

Несмотря на то что все должностные инструкции составляются руководством компании, исходя из их предпочтений и взглядов, они не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Трудовому кодексу.

Давайте рассмотрим, что представляет собой такой документ, как должностная инструкция экспедитора

Общие положения:

  1. Экспедитор относится к категории технических рабочих.
  2. На эту должность назначаются специалисты с оконченным высшим образованием, прошедшие предварительную подготовку.
  3. Экспедитор обязан знать: структуру компании, ее нормативно-правовую базу, а также основы работы с техническими документами.
  4. Данный работник подчиняется непосредственно директору компании, а также его заместителю по транспортной части.

Должностные обязанности. Экспедитор должен:

  1. Принимать все заявки от клиентов и обрабатывать их в установленном порядке.
  2. Составлять соответствующие запросы на склад, дабы получить нужный товар.
  3. Планировать маршруты перевозки грузов с учетом всех затрат и временных интервалов.
  4. Предоставлять водителю или курьеру документы, необходимы для доставки товара.
  5. Проводить переговоры с клиентами, а также улаживать с ними все спорные моменты.
  6. В случае необходимости сопровождать груз до места его назначения.
  7. Вести учет своей деятельности, согласно установленным правилам.

Права. Экспедитор имеет право:

  1. Запрашивать у руководства всю информацию и документацию, необходимую для выполнения его обязанностей.
  2. Вносить предложения, способные улучшить работу фирмы.
  3. Требовать соблюдения всех норм и законов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность:

  1. За невыполнение своих обязанностей или халатность экспедитор может быть привлечен к административной ответственности.
  2. Случаи причинения материального ущерба разбираются в рамках действующего законодательства России, а также Уголовного кодекса.

Доработки, которые может содержать должностная инструкция экспедитора

Следует напомнить, что данный документ является лишь шаблоном. Его можно дополнять и видоизменять, в зависимости от конечной цели применения. Например, какие изменения может содержать должностная инструкция водителя-экспедитора? Образец этого документа мало чем отличается от вышеупомянутого, однако разница все же есть.

В частности, такая инструкция должна иметь ряд отдельных пунктов, регламентирующих обязанности экспедитора по отношению к автомобилю. Например, там должно быть указано, как часто необходимо проводить техосмотр, где можно парковать машину и какие грузы на ней следует перевозить.

Перевозка грузов всегда была одной из тех задач, которые поручалось решать только настоящим профессионалам своего дела. Ведь от того, насколько вовремя будут доставлены сырье или продукты, зависит производство на заводе или разнообразие ассортимента в магазине, поэтому логистические организации всегда составляются из опытных сотрудников, умеющих правильно планировать каждую доставку и находить для нее оптимальные условиях.

Сам процесс транспортировки обычно разделяют на две стадии. На первой осуществляется перевозка, а вторая стадия позволяет охватить все те различные операции, которые имеют отношение к процессу.

Последний этап может существенно изменяться в зависимости от того, какие функции желают выполнить владельцы груза. Но дополнительные услуги могут не входить в работу перевозчика. Как быть? Для обеспечения этих задач и используется экспедитор.

Сам термин происходит от глагола «eхpedire», который обозначает сопровождать . В современном понимании экспедитором называют лицо, которое обеспечивает перевозку товара или выполнение дополнительных операций, предусмотренных договором.

Среди последних могут быть такие работы, как страхование, экспедирование или хранение в надлежащих условиях, за соблюдение которых также отвечает экспедитор. Все подобные услуги предоставляются за счет грузоотправителя, а сам экспедитор должен получить определенное вознаграждение, которое оговаривается заранее.

Обычно компания, которая предоставляет услуги экспедиторов, не обладает собственным автопарком. Поэтому в процессе осуществления перевозок необходимые подвижные мощности заказывают в специализированных транспортных организациях.

Ключевая особенность такой компании состоит именно в том, что доставка груза от первоначальной точки до конечной зависит именно тот нее, поэтому ответственность, возложенная на экспедитора, весьма высока. Перевозчики, напротив, отвечают только за тот участок маршрута, пока груз находится на их подвижном составе.

Если же говорить о логистических цепях , которые создаются для обеспечения эффективной транспортировки, то роль экспедитора в данном случае будет особенно ценной. Именно он разрабатывает маршрут, а также занимается изучением технологии, которая наилучшим образом подойдет для доставки. От него зависит то, насколько подвижный состав будет заполнен грузами. В итоге стоимость самой перевозки становится весьма гибким показателем, который зависит от эффективности выполненных обязательств экспедитором.

Организатор перевозки, а также менеджер по работе с клиентами-грузовладельцами, экспедитор сегодня является весьма востребованным специалистом. В своей работе он может получить контрактные скидки, что в итоге обеспечивает более привлекательными условиями сотрудничества его клиентов.

По статистическим данным можно заметить, что экспедиторы сегодня обеспечивают больше трех четвертей от всего объема перевозок, совершаемых между странами. Благодаря тому, что вся важная информация находится в поле зрения одного специалиста, это позволяет обеспечить определенный уровень тоннажа и оптимальную загрузку.

Экспедиторы распределяют маршруты так, чтобы повысить скорость доставки , а также исключить перегрузку основных магистралей. Умелая работа позволяет применять любые виды транспорта, чтобы достичь высокой эффективности и снизить стоимость доставки. Также они работают с балластными направлениями, что исключает появление сезонных спадов. В итоге водители постоянно находятся в рейсах, а склады остаются в нормальном режиме загрузки , не страдая от избыточного объема товаров.

Транспортный экспедитор должен выполнить перевозку так, как это описано в документах. Любые услуги, которые он предоставляет, должны быть заранее обговорены и отмечены в документе. Экспедитор берет на себя те работы, которые грузовладелец не желает или не может исполнять. В частности, он фрахтует подвижный состав, а также отвечает за погрузочные работы.

Ему приходится иметь дело с таможенниками, обеспечивая согласование процесса перевозки негабарита. Опасные грузы и другие нестандартные товары приходится отправлять с учетом дополнительных требований, которые должны быть известны экспедитору. В конечном итоге именно он обеспечивает контроль над всем процессом.

Это незаменимый человек, который может выполнить работы быстро и качественно. Поэтому у компаний, которые работают на международных рынках, фактически не возникает сомнений о том, нужно ли пользоваться услугами профессионального экспедитора.

Похожие публикации