Духовная и материальная культура восточных славян. Боги древних славян презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Славянская культура презентация

Слайд 1

Язычество Древней Руси

Слайд 2

Основные верования славян
Культ "упырей» и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц (Лада)". 3. Погребальные культы 4. Культ Перуна и других главных богов славянского пантеона

Слайд 3


Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена Земля – срединный мир. Верхняя часть «желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона – Нижний Мир или Мир Мёртвых. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.

Слайд 4

Языческие представление о мире
Мировое дерево (Дуб) –языческое представление об устройстве мира. Корни – преисподняя, некоторое подобие Ада, у корней обитает всякая нечисть и «нечистые» животные –змеи и др. Ствол - это мир людей, Землей, в стволе строят свои ульи пчелы, приносящие мед; крона – с небом, богами, здесь дом соловья. Мировое древо является центром мироздания, соединяет небесное и земное. По Мировому древу можно взобраться на любое из девяти небес, которые окружают Землю. На каждом из небес живут свои обитатели: Солнце и звезды; Месяц; тучи и ветры; Заря; хляби небесные; прародители птиц и зверей и др. На седьмом небе располагается и славянский рай – «Ирий», или «остров Буян».

Слайд 5

Символические изображения устройства мира
http://www.pagan.ru/slowar/m/mirowoederewo0.php
Символическое изображение Мирового дерева
Символическое изображение Макошь-богини плодородия в форме Мирового дерева

Слайд 6

Мотивы мирового дерева в декоративно-прикладном искусстве

Слайд 7

Древнейший языческий культ Богини-Матери
Изображение богини плодородия Макоши (в середине) и двух рожанец Лады и Лели (дочери Лады) на русской вышивки

Слайд 8

Слайд 9

Богиня Макошь - это сама Земля, это Мать всего живого. Она определяет судьбу каждого, прядя вместе с Долей и Недолей нити наших жизней. Оберег Макошь способен повлиять на ход работы Богини и ее помощниц - главное вести праведный образ жизни. Если вы боретесь за счастье, не опуская рук, если вы сильны духом - оберег Макошь аккумулирует вашу энергию, усилив ее в несколько раз. Если вы стремитесь достичь чего-то в этой жизни, Макошь обязательно пришлет к вам Сречу - богиню счастья и удачи.

Слайд 10

Культ оберегов у восточных славян
Славяне-язычники взаимодействовали с миром на символическом языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. Обереги защищали от нави – злых духов (упырей), и вызывали благос богов.
Узоры – Макошь и рожонецы
Конь - символ счастья и благополучия

Слайд 11

Символика языческих оберегов
Солнечные небесные (громовики) символы
Символы Земли – засеянное поле, урожай
Символы воды –(волнистые линии или каплеобразные)

Слайд 12

Языческие обереги сохранились в народной традиции и в период христианства
Кокошник
Височные кольца
Ожерелье
Подвески к головному убору
Украшения с символами плодородия

Слайд 13

Языческие обереги -амулеты
Амулеты вешались на груди, иногда в виде целого комплекта украшений Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства. Ключ - символ богатства и сохранности. Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. Уточка, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Бубенчики, своим звоном отгоняли злых духов; Костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Конь - символ добра и счастья.

Слайд 14

Грифоны и семарглы
Грифон популярный - символизирует господство над двумя сферами мира: землёй (лев) и воздухом (орёл). Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Он охраняет Ирийский сад (славянский Рай).
Семаргл – крылатый волк, также как грифон охраняет границы миров, защищает от зла

Слайд 15

Погребальные культы славян
В древности у славян было одновременно два обряда захоронения –и трупоположение. В обоих обрядах с умершим ложили набор разнообразной посуды, украшений, оружия и т.д. Во всех случаях над могилой сооружались домовины – место культа данного предка, а кладбище – городом мертвых. Весной и осень проходили дни поминовения умерших «навьины дни» В более поздние времена начала распада родовой общины над домовинами появляются курганы. Русы в курганах вместо домовины использовали лодки или ладьи, на которых по поверием славян умершие должны отправиться в путь в царство предков.

Слайд 16

Домовины в погребальном культе

Слайд 17

Курганы как вид захоронений
Сохранившиеся до наших дней курганы в Старой Ладоге
Создание курганов

Слайд 18

Погребальный культ
Тризна - часть погребального обряда у древних славян до и после похорон Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. Тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), отпевания плачами После сожжения следовал поминальный пир (поминки), который происходил в первый день похорон, затем на третий день, на девятый день, на сороковой день и ровно через год после сожжения. Считалось, что бессмертная душа покойного, путешествуя по загробному миру, может возвращаться в мир живых и встретиться с ними только в эти установленные дни.

Слайд 19

Наши предки делили всех богов на светлых и темных, поэтому у них было два пантеона богов: Ясуни или ясунаи - светлые боги Дасуни - темные боги Боги славян по легенде происходят от Рода -верховного бога, который находился в яйце и когда оно раскололось, то он вышел наружу и стал творить мир. Когда он понял, что не успевает все делать сам,то он сотворил Сварога - небесного бога кузнеца, котоырй сварганил (сковал) всю нашу вселенную. Род - это одна из ипостасей верховного единого творца, который ни является ни мужским, ни женским божеством.

Слайд 20

Пантеон богов
СЕМАРГЛ - широком смысле - символ "вооружённого добра". Часто изображался как крылатый волк. Посредник между верховным божеством неба и землёй. ХОРС - божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков. ВЕЛЕС – скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом

Слайд 21

СТРИБОГ - (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден подобно Семарглу из искр, что вспыхивали, когда Сварог бил молотом о предвечный камень Алатырь. По другой версии Стрибог появился из дыхания Рода. Брат Семаргла и Дажьбога. ДАЖДЬ-БОГ - солярный бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Во многих письменных источниках христианизированной Руси сохранились упоминания о Даждьбоге, как о прародителе всего славянского рода («Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве»). Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян. МАКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
Пантеон богов

Слайд 22

Пантеон богов
Перун - глава княжеского пантеона (реформа князя Владимира), русский Зевс – громовержец, выдвинулся на перво еместо в ходе становления государственности. Покровитель воинов, оружия, войны. После принятия христианства уподоблен пр. Илье. Изображался в виде фаллического идола с символом Неба - Грома

Слайд 23

предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства. Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра.

Слайд 24

Некоторые исследователи полагают, что этимология имени Стрибога восходит к древнеславянскому корню «стрег», что значит «дядя по отцу». Исходя из данного утверждения, а также из того факта, что Стрибог очень часто упоминается вместе с Дажьбогом, можно предположить, что на самом деле главное солярное божество древних славян является не братом Стрибога, а его племянником. Исследователь утверждал, что имя Стрибог – производное от индоевропейского «dievas-pater», что в переводе означает «небо-отец». Лингвист Олег Трубачев со своей стороны предлагает теорию, сущность которой заключается в том, что теоним Стрибог имеет в основе праславянское слово «sterti», что значит «распространяться». Эти версии явно не противоречит известным данным о функциональном наборе данного бога.

Слайд 25

Триглав
Языческая троица (позднее язычество) – Сварог (творец), Перун (Держатель), Святовит (хранитель света). Некоторые исследователи считают, что Триглав правитель триединого царства- явь –реальность, навь – потусторонний мир (мертвых) и правь – высший мир, законов управляющих явью.
Символическое изображение Тригава
Изображение Триглава в Древнерусском искусстве

Слайд 26

Слайд 27

Если имя Род нам вполне понятно, то имя Сварог стоит расшифровать. Сварог - это часть самого Рода, и ещё это - энергия. Но какая? Давайте вдумаемся в само имя: Сварог. Как мы заметили, оно состоит из двух слов: первое - «свар» - от слова варить, свариваться, но понятие сваривать у древних означало ещё и собирать, скручивать, например, сварная булатная сталь, которую делали из скрученных воедино тонких стальных проволок; второе слово - «ог» - несомненно, означает огонь. А теперь соберём смысл этих слов: скручивающийся огонь, энергия скручивания или крутящийся микромир космической плазмы. Как видим, в имени бога Свapoгa ничего мистического нет, его имя говорит само за себя.

Данная презентация посвящена очень интересной теме - славянским и, в частности, восточнославянским богам. Настоящую работу можно применять как на уроках истории, так и на уроках МХК или Истории религий. Соответственно, спектр применения данной презентации достаточно широк.

Несомненно, очень важно передавать будущим поколениям знания о нашей истории, культуре, традициях и обычаях. И истоки нашей идентичности лежат именно в языческой культуре Руси, которая неразрывно связана с поклонением различным силам природы, почитанием предков и воинской доблести, труда и любви. Это позволяет нам интегрировать древнерусскую религию в пласт общемировых ценностей, что необходимо довести до понимания учениками.

Работа содержит богатый иллюстративный ряд и небольшое количество текста, что позволяет воспринимать урок как некий рассказ, где учитель выступает в качестве закадрового голоса, рассказчика. Поможет разнообразить и украсить ваш урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Что такое язычество? Почему так называется? В чем заключены трудности изучения этой религии? Как природа повлияла на формирование язычества и культуры славян? Назовите и охарактеризуйте основные праздники и обряды. С чем они связаны? В чем специфика язычества древних русичей?

Боги древних славян Романычев А.А. Учитель истории МБОУ СОШ №4 города Лыскова

Род и Рожаницы – дочери его. Великий прародитель.

Сварог – бог Неба, родоначальник богов, владыка Вселенной. Восточные славяне называли Сварогом, а западные славяне – Световидом.

Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил первые законы, велел мужчине иметь одну жену, а женщине одного мужа.

Стрибог – повелитель ветров

Солярные боги.

Даждьбог Сварожич - бог солнца (не от слова «дождь», это значит - «дающий Бог»).

Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, золотогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

(Огонь) Сварожич - один из сыновей Сварога, олицетворяет земной огонь

Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви…

Ярило (Ярила, Яр-Хмель) – бог весны, любви, обновления и рождения новой жизни, весёлый, разгульный бог страсти и удали у древних славян.

Боги земли и плодородия Макошь (Мокошь) – богиня Земли, покровительница женских рукоделий.

Что означает имя Макошь? Имя ее состояло из двух частей: «ма» - и «кошь». « Ма » - мать, мама. « кошь » - КОШелёк (где хранится богатство - деньги), КОШара (куда загоняют живое богатство – овец), КОШевым называли предводителя казаков, КОШем называли судьбу, жребий, счастье, а также и короб, большую корзину, куда складывали урожай (земные плоды), а ведь именно он составлял судьбу, счастье, жребий древнего человека. Вот и получается: Макошь – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Богиня Судьбы, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.

Лада - богиня любви и очарования Лада в древнерусской языческой мифологии – богиня любви, брака, благополучия, веселья, красоты и гармонии, покровительница свадеб и замужних женщин.

Велес (Волос, Волох – волохатый: имя означает «волосатый, поросший шерстью»)

Чернобог – бог подземного мира и смерти. Враг Белобога

Мара – богиня подземного мира и плодородия. Забирает души. Облегчает страдания раненых воинов.

Перун Сварожич - бог грозы, грома и молнии.

Перун - славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Перун - «тот, кто сильно бьет» Также его имя означает «первый» и «правый».

Громовый знак

Священное дерево Перуна – Перунов дуб

Купало (Купала) – бог лета, должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.

Домашнее задание. Параграф 7 Вопросы после параграфа 6 вопрос письменно! 5 вопрос (§6) письменно!


преподаватель





Род начал творить мир. Многие слова происходят от имени этого бога: "родной", "родить", "природа". Род родил Сварога, бога неба и огня.


Перун – Бог славян, отвечающий за гром и воинскую доблесть. Он был значимой фигурой в мифологии, и называли его покровителем князя и его дружины. Его родители – Лада и Сварог. Его имя происходит от слова «perunъ», что означает «разить, ударять». Согласно легенде в день, когда родился Перун, все небо было укрыто молниями и повсюду слышались раскаты грома. От отца ему перешло умение владеть любым видом оружия, а еще он был мастером кузнечного дела.





Хорс - славянский бог Солнца - светила, он был известен и у других арийских народов.

Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, четыре бога солнца: Ярило, Даждьбог, Световит и Хорс. В чем состояло их различие?






Макошь - древнейшая восточнославянская богиня

Земли, плодоносного слоя почвы. «Мать-Сыра-земля», «мать хорошего урожая».

Макошь была покровительницей

ремёсел, рукоделия, прядения.

колодцев – от слова

«мокнуть»


Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет.

Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать.

И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию. И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками.

Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.







Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия.


Гончарное дело

Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси.

Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях.

Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX-X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, т. е. круговой.









Вышивка

1 ) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный – Растительность, Жизнь.

4) Чёрный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.




Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна,

МОУ «СОШ №2 г.Калининска Саратовской области, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории. «http://pedsovet.su/» .Источники фона презентации: http://www.33b.ru , http://baby-best.ru . »

Слайд 2

Историческое развитие славяно-русского язычества

«Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий,вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса.

Слайд 3

Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

Слайд 4

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычествоукреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества схристианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжескихпогребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушенииправославных церквей Святославом, но и в более тонкой формепротивопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Слайд 5

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений противязычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русскогообщества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные исветские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть допубличного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городахи в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества можетслужить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятковкрупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейсяролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось взарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, вкульте женского божества, в появлении скульптурных изображений божествасвета.

Слайд 6

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при которомдеревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числяськрещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковнойсферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только незабывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядамии жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцветурусских земель в XII в.

Слайд 7

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

Слайд 8

Погребальная обрядность

Слайд 9

Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формыпогребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянскоевремя, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменятьсясожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовилиумершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живыхсуществ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особойжизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот жефизический облик принадлежитживому человеку и мёртвому.

Слайд 10

В реальных археологических следах погребального обряда постояннонаблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захороненияпокойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душпредков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего всонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, чтоделалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и темсамым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущии простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганныенасыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронениепраха умершего в обычном горшке для еды.

Слайд 11

Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлениемпраславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует уславян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребенияпредставляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точныйкруг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую оградувроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количествосоломы.Возможно, что именно такое сочетаниепогребальной «громадыдров» справильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мирамёртвых предков, и именовалось «крадой».

Слайд 12

Мифологические звериные божества

Слайд 13

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славянесчитали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. Укаждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племяпоклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали егокак божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произноситьвслух.

Слайд 14

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Онсчитался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно свесенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства ивсевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник былобречен на гибель в лесу.

Слайд 15

Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях.

Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

Слайд 16

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечногосвета. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, еерога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощнымоберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Слайд 17

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведьнекогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и воблике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднеевозник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

Слайд 18

Божества- чудовища

Слайд 19

В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях:

Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт);

Змей-похититель красавиц;

Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом;

Крылатый Змей.

Слайд 20

Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.

Слайд 21

Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей(к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию.

Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.

Слайд 22

Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

Слайд 23

Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.

Слайд 24

Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать, наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.

Слайд 25

Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.

Слайд 26

Мифические птицы

Слайд 27

Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.

Слайд 28

Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней

Слайд 29

Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль

Слайд 30

Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.

Слайд 31

Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.

Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.

Слайд 36

С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца

Слайд 37

Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

Слайд 38

Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были «веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.

Слайд 39

Домашние божества

Слайд 40

Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой.

Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичипомогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового спечью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семьюприходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатогомужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременносимволизировали умершихпредков.

Слайд 41

В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.

Слайд 42

В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что охозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли вуглу хлева немного хлеба и творога), а также овинник – хранитель запасовзерна и сена. Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие временасчиталась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобыумилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, вжертву баннику приносили черную курицу.

Слайд 43

Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в белой одежде и в большой белой шапке.Он способен принимать образ обычного человека.Леший живет в лесных чащах, может иметь жен-лешачих.Он любит гулять по лесу,висеть и качаться на деревьях.

Посмотреть все слайды

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

При разделении праславянской общности, стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных, а также польских славян во многом сохраняло единство.

Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл - бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых,

мудрости и магии, Стрибог

Макошь - богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12

годовых праздников, иногда изображена с рогами Лада в древнеславянской мифологии -

прародительница богов, богиня любви и брака. Женская ипостась Единого Бога славян - Рода. Мать Живы, Лели, Морены, Перуна. По- видимому, соответствует греческой богине

Марана у славян в древностиЛето и римской Латоне. считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.

Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор»,

«марево»,

Также язычество обозначают словом «анимизм», то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Помимо персонифицированых богов в виде идолов, славяне почитали разного рода низших существ, или духов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегыни/берегини, вилы, самодивы), кикиморы. И духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Имелся целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волкодлаки, упыри, мары, великаны (асилки, велеты), переплут, див, ящер, летающие змеи (драконы).

Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням со «следами», отправлялись в священные рощи, приносили жертвы от трудов рук своих рекам и озёрам, бросали дары на дно колодцев, втыкали предметы в стволы деревьев, восходили на вершины холмов и гор, курганы и курганные комплексы были родовыми храмами, на которых иногда стояли идолы.

Самая простая форма специально организованного культового места у славян - культовые площадки с идолами и жертвенные ямы. Подобные места предположительно назывались «требища», на которых «творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для славления родных богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели

ограждений. Иногда на культовых

Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом и астрономическими явлениями. Существует огромное количество реконструкций календаря славянских праздников, в то время как синхронных источников по данному вопросу довольно мало. Важные сведения о праздничной обрядности дает археология, но все эти данные опять таки приходится трактовать через поздний народный календарь.

К языческим праздникам большинством исследователей относятся Масленица («комоедицы»), Купала, Коляда. Менее известен Таусень (Овсень), относящийся к ряду этих праздников, связанных с днями солнцестояния и равноденствия. Символика этих праздников связана с солнцем, плодородием и продолжением рода. Сжигание чучела Мары (богини зимы и смерти) на Масленицу, хороводы на Купала фиксируют ритуальные пляски и брачные обычаи древности. Купальский

культ отмечен на славянских календарях

Свадебные обычаи различались у разных племен в зависимости от типа брака. Славянский брак был строго моногамным, то есть допускал наличия только одной жены или мужа. «Повесть временных лет» выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славян, которые условно можно назвать патриархальными и матриархальными.

В конце мая - июне водились хороводы («ладование»), на Купала собирались у огня представители разных родов (сел) и выбирали себе невест и женихов из другого рода (такой брак называться экзогамным). Женщины играли роль «старшей чади» в семьях, при смене мужа мальчиков отправляли к отцу. Символика такого брака - два креста, обручальное кольцо, венки, пучки волос или пояс, которыми обвязывали растения или деревья. Традиционными для славян считаются любовные заговоры, с помощью которых девушки или юноши могли влиять на свою судьбу,

привлекая к себе внимание

Большую роль в жизни древних славян играли раздельные - мужские и женские - праздники. Они были связаны с обрядами передачи молодежи культурной традиции, знания поверий и ритуалов. До настоящего времени лучше сохранились женские праздники, которые совершаются втайне от мужчин. Некоторые из них подверглись влиянию христианства, такие, как обряд крещения кукушки на Вознесенье. По представлениям древних славян, в кукушку превращалось божество жизни Жива. Живую птицу или траву кукушкины слезки оплетали лентами и тканью, после чего происходил обряд кумления женщин, в результате которого они считались родными по меньшей мере на год, а то и на всю жизнь. Такое родство предполагало душевное общение и взаимопомощь в воспитании детей.

Девичьим праздником назывался семик - неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку - священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» - играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу

Культура древних славян отличалась разнообразием и глубокой осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.

Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей. Особенно это проявляется на уровне субкультуры - культурных традиций отдельных половозрастных групп населения, таких, как мужчины, женщины, дети. Это связано с делением первобытного общества на «возрастные классы» и по половому признаку. Так, архаичные черты имеют многие детские игры. Текст, сопровождающий игры, часто связан с языческими обрядами. Об этом свидетельствуют, например, слова «осалить» (сделать ритуально нечистым, вывести из игры), «чур», «чурики» (призыв на защиту предка, пращура - «щура») и т. п. Эти выражения дошли до нас, будучи повторенными, часто

Похожие публикации