Что такое этика? Понятие профессиональной этики. Основные принципы и нормы профессиональной этики Что такое профессионально этическая система

Этика (ethics от зthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль .

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов - нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки(нормативная этика).

Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал - добродетель - порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества(нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

В этом заключается социальное назначение этики . Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Предмет профессиональной этики выработка норм, стандартов, требований, характерных для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.

Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. профессиональный этика социальный кризис

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые даюn возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

  • 1. Золотой стандарт: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
  • 2. Справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
  • 5. Минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основупри разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
  • 11. Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
  • 12. При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
  • 13. Целесообразность авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
  • 14. Стремление к бесконфликтности.
  • 15. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
  • 16. Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
  • 17. Не критикуй конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации, управления собственной личной этической системы.

В структуру профессиональной этики входит:

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Любая профессия базируется на стереотипных действиях, определенных технологиях, наполненная типичным содержанием, что и отличает ее от других. Именно поэтому надлежащее выполнение профессиональных обязанностей от ее носителя полностью определенных способностей, навыков, умений, всегда оставляет отпечаток на личных качествах, моральных качествах и мировоззрении человека.

Моральная значимость разных профессий не может быть одинаковой. Общественная оценка той или иной профессии обусловлено ее значением для надлежащего функционирования общества, тем, насколько удовлетворяет жизненные интересы, личные потребности человека, которая выполняет профессиональные функции. Чем выше социальный статус профессиональной группы, тем больше требований, особенно морального характера, ставит общество к представителям профессии и тем сложнее процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную сферу деятельности. Некоторые профессии, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с людьми, требуют целого ряда детализированных норм, которые могли бы обеспечить моральные требования к профессиональной поведения и деятельности. Такие специалисты обязаны больше, чем другие, опираться на общепринятые нормы морали, иметь не только комплекс специальных навыков, умений, творческих способностей конкретной разновидности трудовой деятельности, но и особые морально-волевые качества, и становится предпосылкой становления их как полноценных специалистов.

В условиях формирования развития рыночных отношений, строительство гражданского общества и правового государства, рост свободного саморегулирующегося начала в труде, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизации различных сфер труда идет процесс постоянного расширения круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов. Кроме традиционно известных, - медицинской, педагогической, юридической, дипломатической и военной этики, решительно заявляют о себе административная и депутатская, милицейская и спортивная, этика ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Все более очевидным становится то, что прогрессивное развитие современного общества, всех сфер общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников. Безусловно, каждая трудовая деятельность (независимо от профессии) базируется на моральной системе общества. В трудовой деятельности могут обосновываться особые моральные нормы, отражающие специфику профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены нравственных отношений. К такой системе относятся прежде всего: а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, врач - больной, учитель - ученик), б) отношения специалиста с коллегами в) взаимодействие специалиста с обществом. Эти отношения и взаимодействия изучаются профессиональной этикой. Конкретизация же общих нравственных принципов и норм таких отношений и взаимодействия в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является основой создания морально-профессиональных кодексов.

Общественное разделение труда положил начало отделению социально-профессиональных общностей. С их образованием возникла потребность в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это было небольшой круг профессий, в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии. Зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность. Нравственная оценка профессии обществом обусловливается двумя факторами: во-первых, тем, что профессия дает объективно для общественного развития, во-вторых, тем, что профессия дает человеку субъективно, а именно с позиции морального воздействия на нее. Любая профессия, поскольку существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители такой профессии имеют свое общественное предназначение, свою цель. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они общаться или нет. Внутри каждой профессиональной общности складываются определенные специфические связи и отношения людей. Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение слишком конкретное и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в процессе длительного исторического развития их разумный творческий смысл приобретает общий, собственно нравственного значения.

В зависимости от объекта, орудий труда, способов, используемых и задач, решаемых возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасности, которые требуют от человека определенного типа действий, психологических реакций. В каждой профессии свои моральные искушения, моральные доблести и потери, возникают определенные противоречия,

конфликты, формируются своеобразные способы, средства их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных оценок. Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться типичные, что и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения. Итак, как только профессиональные отношения, взаимодействия получили качественной устойчивости, это и привело к формированию особых моральных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений и взаимодействия между членами профессиональной общности и самой общности с обществом.

Каждая эпоха имеет свой комплекс сложившихся морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью, а их усвоение становится силой, направляющей поведение представителя той или иной профессии. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа этической науки. Истоки профессиональной этики прослеживаются еще в рабовладельческом обществе. Стародавньогрецький философ Аристотель считал ее особой отраслью этического знания. Допускают также, что стародавньогрецький врач, отец медицины Гиппократ разработал впервые в истории профессиональный кодекс в форме клятвы врача как исходный пункт развития профессиональной этики. Каждая последующая эпоха привнесла свои представления морального регулирования профессиональной деятельности.

Морально-профессиональные нормы являются неотъемлемой частью общечеловеческой морали и конкретно-исторической моральной системы. Морально-профессиональные нормы, профессионально-этические кодексы, как и нравственная система общества в целом, исторически и социально тесно связана с конкретной эпохой, является детищем своего времени, отражением конкретно-исторических общественных отношений. Поскольку морально-профессиональные нормы не изолированы, а является составной частью общей морали общества, и одновременно отражают специфичность профессиональной деятельности, то и профессиональная этика является частью общей этической теории.

Профессиональная этика, это прикладная социально-философская область знаний, изучающая происхождение, сущность, специфику, общественные функции морально-профессиональных норм и отношений, закономерностей их развития на разных исторических этапах. Из определения понятия профессиональная этика следует, что объектом профессиональной этики являются специфические, морально-профессиональные нормы, отношения, взаимодействия, а также нормы, принципы, заповеди господствующей в обществе морали, трансформированные с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности, регулирует поведение профессионалов при исполнении ими функциональных обязанностей, санкционированных общественным мнением и личными убеждениями профессионалов. Морально-профессиональные кодексы, стали частичным эквивалентом общественной морали осуществляют социальные функции: а) познавательную, которая реализуется в отражении объективных процессов общественно-профессионального разделения труда в конкретных исторических условиях, б) регулятивную (обеспечивается взаимосвязь специалистов с обществом; набор специфических способов, методов труда) в) ценностно-ориентационную (даются представления о нравственный идеал профессионала, профессиональные долг, честь, совесть, справедливость и др..).

Профессиональная этика призвана дать теоретическое обоснование сути трансформации общих норм и принципов морали к специфическим условиям профессиональной деятельности людей согласно представлениям о профессиональном долге, благо, добро и зло, справедливость, совесть, честь и другие нравственные ценности. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика развивается на пересечении теоретического, нормативного и прикладного составляющих (компонентов) этики. ее содержание определяется специфическими задачами конкретного вида профессиональной деятельности. На теоретическом уровне рассматривается суть, специфика морально-профессиональных отношений, их место и роль в жизни общества, современное состояние и тенденции развития. Задача профессиональной этики в том, чтобы изучить сложный процесс отражения профессиональных отношений в моральном сознании, в морально-профессиональных нормах, провести четкую границу между морально-профессиональным явлениями и явлениями профессионального мастерства, изучить общественные задачи, цель профессии и их значимость в социальном прогрессе, именно этим содействуя их успешному выполнению. Нормативный уровень концентрирует в себя изучение и обоснование практических рекомендаций, конкретных нравственных норм. Важно подчеркнуть, что профессиональная этика не создает норм, особых нормативов для специалистов той или иной профессии. Самая профессиональная общность призвана их обосновывать и пропагандировать для защиты профессиональной чести.

Задача профессиональной этики воспитания и соблюдение - морально-профессиональных отношений - на прикладном уровне восприятия реализации гуманистических императивов в специфических условиях профессиональной деятельности, установлении границ желаемого, дозволенного и недопустимого обоснование, морально-профессионального идеала и определенного образца, эталона, образца поведения, нормативного идеала в конкретной сфере профессиональной деятельности. Профессиональная этика далека от мелочной регламентации поведения людей, она своими рекомендациями формирует у работников способность к максимальной моральной ориентации, к установлению моральных границ применения творческих методов, тем самым определяет лишь основные моральные нормы и принципы профессионального поведения. Способ же поведения в каждом отдельном случае определяется сам лицом, становится делом ее нравственного опыта, профессионального такта.

В профессиональной этике можно проследить связь тех или иных видов деятельности и морально-психологических качеств, сочетание общественных интересов с направленностью, интересами и призванием отдельной личности. Потребности практики определяют цель той или иной профессии и требуют от работников соответствующего профиля необходимой квалификации (профессионализма, компетенции), с одной стороны, ее этической подготовки, предусматривает теоретическое освоение норм и принципов морали для применения их в профессиональной практике, - с другой. Каждый человек в силу обстоятельств жизни постоянно в той или иной степени вовлекается в ролевое общение с разными профессионалами, например, с врачом, юристом, педагогом и др.. При этом человек ожидает от них не только квалифицированного выполнения их обязанностей удовлетворение его потребностей, интересов, но и внимательного, вежливого к ней отношение. Поэтому профессиональная этика призвана дать рекомендации профессионалам, должностным лицам, в том числе и руководителям, реализации профессиональных функций. Вследствие моральная характеристика работника не может ограничиваться широкими социальными позициями, а при необходимости должна распространяться на его сугубо профессиональные свойства, рассматриваться всегда под углом зрения взаимодействия отношений, складывающихся в пределах профессии, ее места и роли в жизни общества.

Назначение профессиональной этики заключается не только в том, чтобы раскрыть объективные причины возникновения, закономерности и тенденции развития морально-профессиональных отношений, не только конкретизировать связи моральных норм, принципов и оценочных суждений современной морали, представлений о добре, справедливости, в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, но и показать сам характер влияния общечеловеческих моральных норм и принципов на практике профессиональных отношений, раскрыть то, как моральные нормы, принципы отражаются в сознании представителя той или иной профессии и воплощаются в его поведении, отношении к человеку, как потребителя профессиональных услуг. Профессиональную этику не менее интересуют и «антиномии профессиональных поступков», которые проявляются в конфликтных формах поведения, и в связи с раскрытия способов решения конфликтов в рамках конкретной профессии. На основании этого профессиональная этика предлагает практические рекомендации с учетом конкретных исторических условий и общественных задач. Профессиональная этика призвана также дать рекомендации раскрытия причин деформаций морально-профессионального сознания и путей, методов их искоренения.

Следовательно, назначение профессиональной этики связано с гуманизацией общественного труда. Заложенные в традиционных морально-профессиональных кодексах, кодексах чести врача, юриста, педагога, журналиста и др.., Гуманистические императивы имеют общечеловеческое значение. В современности, благодаря технической мощи и эффективности, человек оказывается способным совершить (по невнимательности, некомпетентности, безответственности) много зла, в результате чего гибнут люди, материальные и духовные ценности. Растет диспропорция между совершенным человеком и его способностью нести моральную ответственность. Это становится одной из предпосылок возникновения морально-профессиональных или этических кодексов широкого круга современных профессий.

Известно, мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, а сама деятельность людей во всей ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. К представителям профессий, связанных с судьбой, здоровьем, имиджем, репутацией, интересами людей выдвигаются очень высокие моральные требования. Это касается таких видов деятельности, где в зависимости от нравственного потенциала работников могут порождаться очень острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде всего там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может значительно зависеть от моральной способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и др..

Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военную, дипломатическую, журналистскую этику. Именно в таких сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям популярных профессий общество в повседневности выдвигает вся необходимость повышения моральных требований не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами. Основным признаком популярных профессий выступает возможность вторжения в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции коллизий, возникающих в повседневности, кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения, в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики. В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-либо другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и нравственные качества работника, под которыми понимают стойкие проявления нравственного сознания в деятельности, поведении и поступках.

В обществе, несмотря на то что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат одни и те же требования общей морали, существуют все же и специфические нравственные требования. Для врача, например, основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя - любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в служении прогресса человечества; представителей правосудия - в максимальной справедливости (юстиция буквально означает справедливость), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдение чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия и др.

Профессиональная этика - это совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность человека в коллективе. Данное понятие применимо ко всем без исключения видам трудовой деятельности человека. Без знания нравственных составляющих профессии специалист не сможет в полном объеме реализовать поставленные перед ним задачи. Многие проблемы нашей современности связаны именно с таким незнанием. Часто обычное деловое общение вместо лаконичности своего содержания и логичности представляет собой нагромождение пустых, ничего не значащих фраз. Это мешает партнерам по бизнесу понять друг друга и увеличивает временные затраты. Дело в отсутствии специальной психологической и нравственной подготовки. Этим грешат не только молодые сотрудники, но и люди зрелого возраста.

«Профессиональная этика - гуманитарная дисциплина, имеющая своей целью формирование социальной и нравственной ориентации специалистов в различных видах материального и духовного производства <...> Если общая этическая теория вырабатывает объективно-необходимые нормы, установки, принципы в отношениях между людьми, распространяя их на всю систему общественных отношений, то профессиональная этика конкретизирует эти универсальные и всеобщие нормы применительно к различным видам труда, регулирует общественные отношения в главной сфере бытия человека - трудовой деятельности <...> Основой для выделения профессиональной этики в один из самостоятельных разделов <...> является понятие профессии, обозначающее род занятий или вид трудовой деятельности человека, совокупность знаний, умений и трудовых навыков работника в определенной сфере труда» .

Профессиональная этика включает в себя такие важные доминанты, как профессиональный долг и профессиональная ответственность. Они все чаще звучат в выступлениях современных общественных деятелей, политиков, ученых и т.д. Эти категории этики неразрывно связаны между собой: профессиональный долг - честное и безукоризненное выполнение своих служебных обязанностей специалистом; профессиональная ответственность - серьезное отношение к порученному делу, осознание значимости собственной личности в жизни коллектива и общества. Например, впервые представления о профессиональном долге полицейского в России были сформулированы в «Уставе Благочиния» (1782 г.) с учетом таких добродетелей, как здравый рассудок, беспорочность поведения, человеколюбие, честность и бескорыстие .

Говоря о профессиональной ответственности, также не стоит забывать об общечеловеческих стандартах поведения - чуткости, отзывчивости. «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, то уходите из этого учреждения (из ЧК - прим. авт). Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце», - говорил Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926), советский государственный и партийный деятель, председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917-1922).

Профессиональный долг и профессиональная ответственность определяют не только такие традиционные сферы человеческого сообщества, как медицина, школа, охрана правопорядка, но и, например, сферу бизнеса и деловых отношений. Генри Форд (1863-1947), американский изобретатель, инженер, основатель всемирно известной автомобильной империи, считал, что сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе . Г. Форд, владелец крупнейшей автомобильной фирмы США, следил за всем, что происходило на его предприятии. Он мог уволить рабочего, изменившего жене, или служащего, замеченного в пьянстве. В 1914 г. он потряс промышленный мир, подняв минимальное жалование до пяти долларов - огромная сумма для того времени, почти в 2 раза больше средней заработной платы, которая существовала раньше . Таким образом, рабочие Г. Форда из бедняков превратились в средний класс.

История сохранила для нас мудрые афоризмы, цитаты, высказывания Г.Фонда. Вот некоторые из них:

  • Бизнес, который не производит ничего, кроме денег, - пустой бизнес.
  • Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.
  • Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм - это основа любого прогресса.
  • Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведет через труд.
  • Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
  • Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.
  • Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право. Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать . Счастье и благосостояние зарабатываются лишь честным трудом, - считал Г. Форд.

Профессиональный долг и профессиональная ответственность, по Форду, должны соответствовать «человеческим стандартам качества». Моральный облик сотрудника его компании включал бережливость, умение экономно вести хозяйство, необходимость изучения английского языка рабочими-иммигрантами, трезвый образ жизни, отсутствие вредных привычек и т.д.

Важным понятием профессиональной этики является деловой этикет , который включает в себя манеру поведения людей на рабочем месте, их внешний вид, грамотно построенную речь. Этикет делового человека можно видеть в таких качествах, как профессионализм, пунктуальность, вежливость, желание отстаивать интересы своей фирмы (коллектива) и при этом умение признавать ошибки и недостатки. Недопустимым с точки зрения делового этикета является следующее: начальнику не стоит хвалить подчиненного перед его коллегами и одновременно разбирать недостатки последних. Еще одной распространенной ошибкой некоторых современных российских управленцев являются грубый тон в разговоре с подчиненными, крик, оскорбление. Надо понимать, что если человек ниже по званию, то это не значит, что у него нет чести и достоинства. Это может посеять вражду между членами трудового коллектива. Не афишируйте физические изъяны Вашего партнера, оппонента, сослуживца. Грубейшим нарушением становится несоблюдение времени деловой встречи. Как говорится, «точность - вежливость королей». Если Вы опаздываете, то следует заранее предупредить ожидающую Вас сторону: нужно, не боясь вызвать раздражение у ожидающих Вас людей (партнеров по бизнесу), сообщить им о том, что Вы не сможете прибыть в назначенное время. Обязательно кратко расскажите о причине неявки и времени Вашего следующего телефонного звонка. Еще раз извинитесь и поблагодарите за внимание и снисхождение к Вам.

Одним из понятий профессиональной этики является корпоративная культура. Это ценности и убеждения, разделяемые всеми сотрудниками фирмы, которые предопределяют их поведение, взаимоотношения друг с другом и с руководителем, а в целом, и характер всей жизнедеятельности фирмы. Без соблюдения корпоративной культуры и этики служебных отношений компания вряд ли сможет преуспеть в бизнесе.

Сегодня в России идет процесс формирования ценностей корпоративной культуры. Исследователи данной области говорят о необходимости решения следующих проблем.

  • 1. Формирование производственных организаций как постэкономических корпораций, являющихся не только формальной (узкоэкономической) структурой для получения прибыли, но и сообществом связанных с ней людей (предпринимателей, работодателей, работников, акционеров, общественности) с их межличностными отношениями и индивидуальным миром. В силу этого усиливается зависимость компании от ее работников, взаимная заинтересованность, преодолевающие отчуждение между управляющими (меритократия) и управляемыми, классовую эксплуатацию и позволяющие персоналу обретать все больше свободы в самореализации в пределах трудового процесса.
  • 2. Увеличение заинтересованности, мотивации и стимулирования к эффективному труду через развитие различных форм «соучастия» наемных работников в производственно-управленческих процессах. Особо необходимо отметить, что решение вопросов «соучастия» предусматривает реализацию принципа: работая на увеличение богатства корпорации (страны, общества), люди-работники сами должны жить богаче на основе высокой зарплаты, дохода и т.п. Поэтому корпорация должна обогащать тех, кто с нею связан, а работающие в ней получать удовольствие от своего дела.
  • 3. Превращение наемного работника в сохозяина своего производства на основе акционирования, системы мотивирования, когда он попадает в прямую зависимость от результатов своего труда, качества продукции и роста прибыли производственной деятельности: работа «для себя», а не «для дяди»...
  • 4. Предоставление производственным подразделениям определенной автономности, локальной самостоятельности: делегирования полномочий на возможно более низкий уровень организационной иерархии... В результате в современной корпорации персонал обладает достаточной свободой участия в управленческом процессе. При этом, чтобы у управляемых (подчиненных) возникало желание активно участвовать в управленческих процессах, они должны быть уверены, что их положение и роль в корпорации не подвергнутся нежелательному изменению из-за их высказывания (или образа мыслей).
  • 5. Возникновение нового типа организации ассоциативного типа деятельности - команды, разделяющей кодекс (соглашения, нормы, правила) поведения ее членов. Она предстает как форма взаимодействия, коллективного действия творческих личностей, обеспечивающая мотивационные ориентации, этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между членами команды (в единении сила).
  • 6. Повышение творческого потенциала работников и их социальной мобильности в обеспечении рыночного успеха: совершенствование персонала как одна из корпоративных целей руководства.
  • 7. Новое измерение «культуры качества» на основе всеобщего менеджмента качества, связанного с активизацией человеческого ресурса, улучшением качеств трудовой жизни, снижением издержек, уменьшением непроизводительных затрат времени, повышением производительности организации. Комплексно она позволяет сочетать высокое качество и безопасность продукции (услуг) с ее массовым выпуском и дешевизной (цена и качество).
  • 8. Целенаправленное формирование фирменного стиля, являющегося комплексом вербальных (текстовых, языковых) и визуальных (зрительных) компонентов, служащих для идентификации, создания устойчивого, управляемого корпоративного имиджа (образ, типаж) организации, ее персонала, рабочих операций и брэнда продукции (услуг) в массовом сознании. Единый стиль становится сутью фирмы и служит упрочению репутации в конкурентной борьбе. В общем смысле формирование корпоративной культуры содержательно включает в себе миссию корпорации, корпоративный дух, фирменный стиль, социальное партнерство, комфортные условия труда, культуру качества, кадровую политику удержания работников, возможность их роста и раскрытия профессионального потенциала и др.

Элементами корпоративной культуры являются деловой облик сотрудников предприятия, специфика общения, товарный знак, дизайн помещения и др. Каждый работник несет информацию о фирме во внешний мир, т.е. создает образ фирмы. Укрепление позитивного имиджа связано с четким соблюдением обязательств как по отношению к партнерам, так и внутри коллектива (корпоративная ответственность).

Факторы преданности, сплоченности, монолитности сознания людей создают особый корпоративный дух (корпоративную религию). Обладая им, организация имеет шансы добиться господствующего положения в экономическом пространстве, завоевать доверие со стороны ряда социальных институтов.

Нужно подчеркнуть, что корпоративная культура не только регламентирует поведение человека, но и создает методику исследования и преодоления критических ситуаций. Общие ценности и убеждения позволяют сплотить в единое целое разных по возрасту, полу, национальности людей. Каждая компания имеет свое представление о корпоративной культуре. Это и специфика стиля руководства (авторитарный или демократический); степень умения сотрудников учитывать и анализировать мнения друг друга (диалогизм или конфронтация); направление мышления людей, которое исходит из перспективы, а не сиюминутных обстоятельств. Но есть общие моменты, образующие корпоративную культуру:

  • гуманизм;
  • профессионализм;
  • ориентация на прибыль и качество товаров (услуг).

Гуманизм - человечное, доброжелательное отношение к клиенту,

потребителю услуг. Профессионализм - полное соответствие требованиям данного производства, конкретной области труда, соблюдение техники безопасности. Ориентация на прибыль и качество товаров (услуг) - представляет собой синтез экономической составляющей бизнеса и его социальной ориентации, связанной с достижением удобства, комфорта, минимизацией временных затрат.

Непонимание указанных приоритетов приводит к отставанию в культурном развитии, потере престижа фирмы, общему краху предприятия.

Далее нам хотелось бы рассмотреть профессиональную этику применительно к некоторым отраслям трудовой деятельности человека. Конечно, в объеме данного параграфа невозможно рассказать обо всем. Некоторые сферы деловых отношений, наиболее часто попадающие сегодня в поле зрения СМИ и общественности, требуют отдельного фундаментального исследования. В частности, речь идет о профессиональной этике работников правоохранительных органов и армии. Эта тема сегодня особенно злободневна и пока недостаточно научно разработана. Можно вспомнить следующие труды, относящиеся к функционированию силовых ведомств: «Этика сотрудников правоохранительных органов» (учебник под ред. Г.В. Дубова), «Юридическая этика» (учебник для вузов А.С. Кобли- кова), «Твоя профессиональная этика» В.М. Кукушина (в серии «Библиотечка работника милиции»). Однако все они написаны на рубеже конца XX и самого начала XXI в. Но нынешнее, безусловно, кризисное состояние правоохранительной системы требует новых подходов к осмыслению причин этого и формулирования конкретных предложений по оптимизации имиджа работников ОВД, сотрудников МЧС, службы исполнения наказаний, прокуратуры и др. Понимая многоаспектность указанной отрасли профессиональных отношений, авторы данного учебного пособия считают, что эта тема - предмет специального научного труда. Не затрагивая характеристики правовой этики, мы предлагаем обзор нравственных принципов некоторых отраслей народного хозяйства.

1. Введение

2. Профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель:

2.1 Основные этические правила и нормы поведения.
2.2 Основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный».
2.3 Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам. Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Выбранная тема является весьма актуальной в современных условиях, так профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Цель данной работы – определить профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

Изучить основные этические правила и нормы поведения;
- основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный»;
- пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

2.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

2.1.Основные этические правила и нормы поведения

  • демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
  • его доступность, внимательность;
  • умение создать товарищескую атмосферу доверия;
  • вежливость и корректность в обращении;
  • точность и ответственное отношение к данному слову.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика основывается на принципах, которые определяют правильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика - учение о морали и нравственности. Важнейшие категории этики: добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность и др. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило этики: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций). Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом. Эффективность делового общения можно значительно повысить, если следовать положениям, выработанным практикой самого общения. Следует знать, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

Когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов»;

В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
- нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «Начни с себя». Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным многие люди испытывают дискомфорт, чувствуют себя нравственно незащищенными.

2.2.Система « Начальник-подчиненный»

Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с партнерами, так как служит для партнера наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда - особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом. В свою очередь, этика деловых отношений может рассматриваться в более широком контексте – в контексте профессиональной этики и нравственной культуры человека вообще. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах - уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений . Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. . Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью . Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемо за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

2.3. Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности

Этика руководителя в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования.

Этика как наука исследует свой предмет с конкретно-исторических, философско-мировоззренческих позиций в тесной взаимосвязи с социальными отношениями; она раскрывает законы возникновения и исторического развития морали, ее современное состояние и функции, анализирует социальную сущность нравственности, обосновывает ее историческую прогрессивность. Предмет этой науки всегда испытывал влияние практических запросов времени.

Этика рассматривает человека в целостности, единства всех ее составляющих. Методологическое значение этического познания состоит в том, что оно имеет как эвристический аспект, который связан прежде всего с достижением новых знаний, так и оценочный, который предусматривает раскрытие ценностного содержания нравственности.

Этика, изучая предмет в его социальной обусловленности со всем общественным жизнью, научно обосновывает этические категории, принципы и нормы, дает их философский и социальный анализ.

Обобщая качественно новые нравственные отношения в обществе, она уточняет, расширяет свой предмет исследования, изучает общие закономерности нравственного сознания, определяет роль объективного и субъективного факторов в формировании морали, открывает то новое, что вносит жизнь в ее содержание, обнаруживает какими мотивами руководствуются люди, совершая определенным образом, можно вообще подвергать человеческие поступки моральной оценке и который в таком случае их объективный критерий.

Профессиональная этика имеет своей задачей на основе методологии этики обосновать определенную систему норм, регулирующих взаимоотношения людей в той или иной сфере деятельности. Профессий без специфической морали нет. Каждая обладает относительной самостоятельностью в обществе. Это накладывает определенные требования и определенным образом отражается на морали носителей этой профессии.

В историческом плане (по мере углубления профессиональной дифференциации) повышается социальная потребность в регулировании отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Отношение общества к профессиональной деятельности определяет ее ценность.

Нравственная оценка профессии объясняется в основном двумя факторами:

1) тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития;

2) тем, что она дает человеку субъективно, какой моральный влияние оказывает на нее.

Любая профессия выполняет определенную социальную функцию. Все ее представители имеют свои цели, назначение, особенности. В каждой профессии - специфическая среда общения, которое накладывает свой отпечаток на людей, независимо от их желания. Внутри профессиональных групп формируются и поддерживаются присущие им связи и отношения людей.

В зависимости от условий, объекта, характера трудовой деятельности и решаемых в ее процессе задач постоянно возникает и изменяется много своеобразных ситуаций, вплоть до экстремальных, которые требуют от человека адекватных действий, методов. При этом возникают определенные противоречия, избираются способы их решения (снятия), достигаются успехи, несут потери. В профессиональной деятельности человек проявляет субъективные чувства, она размышляет, переживает, оценивает, стремится к новым результатам. В соответствующих этих отношений ситуациях многое повторяется, становится типичным, что и характеризует самостоятельность профессии, ее нравственные основы. Это, в свою очередь, ставит стали требования к поступкам людей, обусловливает специфику их поведения. Как только те или иные профессиональные отношения приобретают качественной устойчивости, начинают формироваться особые моральные установки, соответствующие характеру труда. Таким образом, возникает профессиональная мораль с ее основным элементом - нормой, которая отражает практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как внутри профессиональной группы, так и во взаимоотношениях ее с обществом.

Каждая эпоха накладывает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему "жить", превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.

Этот процесс активно происходил еще в эпоху феодализма, когда в результате интенсивного разделения труда сформировались многочисленные профессиональные уставы, кодексы (ремесленников, судей, рыцарей, монахов и т. Д.). Сначала они выражали стремление представителей высших классов закрепить свои привилегии, а затем эта тенденция стала средством экономической защиты, формой общественного самоутверждения.

В период Средневековья углубились социально-корпоративные разграничения, регламентирование нравственных отношений, отсталость моральных правил и предписаний. Эти тенденции особенно усилились при капитализме. Бурное развитие труда, сопровождающие их социальные противоречия вели к анархии производства, обострение конкуренции, социального пессимизма и индивидуализма, в свою очередь, способствовало образованию закрытых кланов, корпоративных групп и формированию присущей им нравственной атмосферы и соответствующих моральных представлений.

Итак, развитие, изменение норм профессиональной морали сопровождают изменения в экономической, социально-политической, духовной сферах. Эти изменения отражают характер производственных отношений, формы организации общественного труда, уровень научно-технического прогресса и т. Д.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в одном из основных сфер общественной жизни - трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного производства материальных и духовных ценностей. И от того, какими по своим моральным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, в очень большой степени зависит благополучие субъектов труда и общества.

Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность моральных предписаний, норм, кодексов, оценок, научных теорий об обязательном поведение представителя определенной профессии, его моральные качества, вытекающие из социальных функций и обусловлены спецификой трудовой деятельности 110.

Профессиональная этика в сфере этического познания является конкретизацией общих этических норм, вызванная к жизни не только спецификой отношений профессиональных коллективов к обществу в целом, но и особенностью межличностных отношений в профессиональной деятельности. Наличие специфических отношений между людьми в профессиональных группах формирует особенность моральных норм, призванных регулировать эти отношения. При всей своеобразия целей и задач той или иной профессии, которые порождаются различными социальными условиями, в них есть и постоянные элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из основополагающих элементов профессиональной пригодности. Загальноморальни нормы должны быть по-особенному конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры нравственных отношений, присущих этому типу профессий.

В современном обществе личностные качества индивида весьма показательно проявляются и в его деловых характеристиках, отношении к труду, уровне профессиональной пригодности. Все это определяет чрезвычайную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Настоящий профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда и др. Характер трудовой деятельности в постиндустриальном обществе объективно диктует не только неразрывное единство профессиональных и моральных качеств человека, но и предусматривает качественно новый уровень реализации последних.

Проблематика этики профессиональных групп сводится к следующему кругу вопросов:

1) моральный статус группы;

2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;

3) нравственные обязанности и критерии их выполнения, вытекающих из этики;

4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.

Специфичность содержания профессиональной этики может быть выражена по-разному. Определяющую роль при этом играет общая мораль, предоставляет профессиональной особое качество и направленность. Профессиональная мораль, будучи функциональной, не может существовать сама по себе, вне общей моралью. При этом общее в профессиональной морали всегда будет персонифицироваться, переводиться на тональность профессионального звучания, чувствовать изменения в каждом конкретном виде деятельности, по-своему отражаясь в конкретной среде.

В связи с тем, что сами профессии отличаются не только по объекту и объемом трудовых усилий, но и по целям воздействия, различают конкретные виды профессиональной морали и соответственно - профессиональной этики: этика политическая, юридическая, дипломатическая, медицинская, педагогическая, театральная, этика менеджера, ученого, журналиста и т. д.

К представителям указанных и других людиномирного профессий общество предъявляет особенно повышенные требования, так как их деятельность связана с людьми. Важным признаком этих профессий есть возможность "вторжение" в духовный мир человека, влияние на ее судьбу, что и порождает особые, часто деликатные моральные коллизии. Все это образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловленных нравственных отношений.

Одновременно с профессиональными требованиями большое влияние на нравственное сознание и поведение людей обнаруживают их обязанности в обществе, социальной группе, коллективе, семье и других образованиях. Тесно сочетание нормативной и ненормативной морали достигается на добровольной основе, когда отношения между людьми складываются как практическая реализация идей, взглядов, принципов, оценок, содержащихся в морали как форме общественного сознания и в нормативных - программных, уставных и других требованиях общества. их одновременное формирование осуществляется на основе общественного и индивидуального бытия, специфические черты жизни и деятельности соответствующих профессиональных коллективов, групп, сообществ. Нравственные требования откладываются в сознании людей и с внешне действующего фактора перерастают в внутреннее нравственное убеждение, становясь мотивом и стимулом поведения как в профессиональной деятельности, так и в общественном месте и семьи. Внутриколлективные нравственные отношения

Высшая форма практической морали в обществе, которая аккумулирует в себе перспективные изменения в нравственном прогрессе человечества.

Свои задачи этика не может решать автономно, она широко опирается на теорию воспитания, педагогику, психологию, другие общественные науки, вместе с ними стимулирует этико-социологические направления в изучении человека. В комплексе научных исследований она выделяет нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, способствует перевода нравственного идеала на язык конкретных воспитательных целей и задач. Важны не только положительный социально ценный результат деятельности человека, но и способы достижения цели, степень сознания и особенно благородство внутренних мотивов деятельности людей, их ценностные ориентации, установки. А отступление от моральных норм, их нарушение, моральная вседозволенность

Все это приводит к деградации личности.

Прикладную направленность в этике показательно раскрывается в профессиональной этике. Наряду с общими нравственными представлениями, характерными для каждого, в сфере профессиональной деятельности перед работником возникают вопросы о круге моральных, а не только служебных обязанностей, качеств, необходимых для их осуществления, типа общения с коллегами, с другими людьми. Речь идет о профессиональной этике определенного человека.

Развитие профессиональной этики представляет собой диалектику общего и особенного. Для правильного ее понимания важные методология, методика этических исследований, в профессиональной этике приобретает свою специфику.

Как и в классической этике, в профессиональной этике применяются общие и конкретные методы. Относительно общих, то они остаются неизменными и в профессиональной этике. А специфика трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и это фиксируется и в процессе изучения профессиональной этики и раскрытия ее особенностей. Поэтому в данном случае стоит отметить значимость конкретных методов исследования.

Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных моральных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе общей методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном, особенному.

Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т. Д.). Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистике, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали, объяснить функциональные связи в ней.

Философский же характер этики открывает ей возможность применения моральных оценок к различным социальных явлений и процессов, прежде всего, к трудовой деятельности. Но этическая мысль не скованная профессиональной узостью подхода к реальным проблемам. Обладая относительной самостоятельностью, она не только дедукуе по философии и других наук конкретные методы, а учитывает специфику собственного предмета, производит и применяет свой понятийный аппарат, который постоянно уточняется путем включения новых и измененных классических категорий, понятий и т. Д.

Этика в диалектическом взаимодействии рассматривает этические категории, принципы, нормы, учитывает, что они отражают реальные нравственные отношения, богатство нравственной жизни общества. Качественное своеобразие объекта деятельности и характера отношений в каждой профессии (врач - больной, учитель - ученик, руководитель - подчиненный и др.), А также ее различные общественные функции порождают особые моральные профессиональные нормы, требования, оценки. Профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии (различные справочники насчитывают тысячи наиболее распространенных специальностей). Этика может выражать моральные требования обязательного не одной, а групп профессий, общественные функции, задачи и назначение которых совпадают (врачи, инженеры, педагоги, руководители и т. Д.).

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, обслуживающих ту или иную область человеческой деятельности.

Эти нравственные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновения и усвоение не определяются непосредственно какими институциональными условиями (образованием, служебным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью, ее нравственным потенциалом.

Содержанием профессиональной этики, "во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования этих кодексов, социально-Филосовская толкование культурно-гуманистического призвание данной профессии ".

Профессиональная этика изучает:

o отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в частности к обществу в целом, классов, слоев, их интересов;

o нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают лучшее исполнение профессионального долга;

o специфику моральных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственными объектами их деятельности;

o взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те особые для данной профессии нравственные нормы, которые обнаруживают эти отношения;

o профессиональной деятельности как нравственного черту личности;

o особенности профессионального воспитания, его цели и методы. Обоснование морального аспекта взаимоотношений между людьми в

процессе труда предусматривает:

Определение цели трудовой деятельности и ее мотивации,

Выбор нормативных установок и средств реализации поставленных целей,

Оценку результатов труда, их общественно-нравственного смысла. Профессиональная мораль функционирует не только на уровне теоретических

принципов и установок, но и повседневных представлений и в сфере практики поведения людей в различных видах трудовой деятельности.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками моральных качеств человека. Они имеют первостепенное значение как в личностной оценке индивида, так и в оценке его как специалиста.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которые могут попасть люди в процессе выполнения этих задач, то последние влияют на ее формирование. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. У них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной деятельности, прежде всего таких:

o отношение к общественному труду;

o к участникам трудового процесса и

o нравственные отношения, возникающие в сфере непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет особенно высокие нравственные требования. Это такие виды деятельности, которые способны порождать особенно острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии появляются там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение.

Специфика трудовой морали тех профессиональных групп, объектом деятельности которых является духовный мир личности, заключается в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, регулирующих поведение членов названных профессиональных групп в их отношении к объекту труда и через него к обществу, а также отношения внутри этих профессиональных групп.

В этих профессиях на основе общих принципов морали производятся своеобразные кодексы чести, профессионального поведения, которые наряду с загальноморальнимы правилам впитывают и весь опыт данного вида человеческой деятельности. Более того, в некоторых профессиях даже сама профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается труда учителя, врача, юриста.

Определяя степень доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, отражает операционалистський и моральная сторона трудовой деятельности, для таких профессий нивелируется. Профессиональное одновременно выступает и как нравственное.

Именно в этих сферах осуществляется непосредственный выход на человеческую личность и ее судьбу. Именно здесь особенно велика зависимость одного человека от другого. В основном именно в этих сферах индивид может оказаться (особенно в области медицины) почти в полной зависимости от знаний, умений, порядочности и ответственности другого индивида. Поэтому в указанных областях профессиональной деятельности возникает общественный феномен особой моральной ответственности, порождаемой ситуацией предельной остроты нравственной коллизии.

Кроме традиционных профессий, требующих в силу своей специфики особого морального регулирования на уровне профессиональных моральных кодексов, в современном мире в связи с открытием новых информационных технологий, достижениями научно-технического прогресса, особенностями социального развития и функционированием социальных институтов появляется целый ряд профессий, в которых вызревает внутренняя потребность в определенных, проникнутых нравственным содержанием правилах. К таким относим и профессию социолога.

Это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой степени согласованности действий ее участников, обостряя потребность в солидарной поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Здесь речь идет не о фактическом уровень нравственности, а о повинность, которая, оставшись нереализованной, может каким-то образом помешать выполнению профессиональных функций.

Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем остальных не подвергается предварительной регламентации, не вмещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своей сути является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним добавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами их деятельности. Поскольку их деятельность означает вторжение во внутренний мир человека, то моральная ответственность приобретает здесь решающее значение.

Похожие публикации