Социологическое исследование. Презентация на тему: Социологические методы исследования Предварительный анализ объекта исследования

Этапы социологического исследования. Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, значимой для исследования с помощью научных методов Обзор литературы: обзор существующих теорий и исследований по теме Построение гипотезы:формулировка, определяющая взаимосвязь между изучаемыми переменными Выбор программы исследований: определение методов проверки гипотезы, эксперименты, опросы, наблюдение, изучение существующих результатов и исторических свидетельств Сбор данных: сбор и регистрация данных в соответствии с исследовательским проектом Анализ результатов: поиск связей между фактами, выявленными в ходе исследования Выводы: определение результатов исследования, выявление широкого смысла работы, определение направления будущих исследований Слайд 8 Лекция 2
















ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ «СОЦИОЛОГИЯ – ЭТО ОЧЕНЬ МОЛОДАЯ НАУКА ОБ ОЧЕНЬ ДРЕВНЕМ ПРЕДМЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ» (РОБЕРТ МЕРТОН) ПЛАТОН (до н.э.) и АРИСТОТЕЛЬ (до н.э.) ИБН ХАЛЬДУН () Н. МАКИАВЕЛЛИ,Р. ДЕКАРТ, ДЖ. ЛОКК, Т. ГОББС ВОЛЬТЕР, ДИДРО, КАНТ, ГЕГЕЛЬ


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ИДЕИ ЛУИ ДЕ БОНАЛЬДА () и ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА ОБЩЕСТВО – НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДОВ; ОБЩЕСТВО – ГЛАВНАЯ ЕДИНИЦА АНАЛИЗА; ЧАСТИ ОБЩЕСТВА ВЗАИМОЗАВИСИМЫ И ВЗАИМОСВЯЗАНЫ; ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЕСТЬ УГРОЗА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЙ БЕСПОРЯДОК); ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИИСТЕМА ОБЩЕСТВА.






ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР () УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОДОБНА ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ.


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЕСТЬ ЕДИНСТВО И БОРЬБА ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ОБЩЕСТВА, Т.Е. ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, ТЕМ НЕУМОЛИМО ДЕЙСТВУЕТ ВСТРЕЧНЫЙ ЗАКОН ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ.






ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА () НАТУРАЛИЗМ – ПОНИМАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА ПО АНАЛОГИИ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ СОЦИОЛОГИЗМ – УТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ И АВТОНОМНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ИНДИВИДАМИ






ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПО М. ВЕБЕРУ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ (оптимальное использование существующих условий и средств для достижения поставленной цели) ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ (оцениваемое с точки зрения определенной системы социальных ценностей и норм) ТРАДИЦИОННОЕ АФФЕКТИВНОЕ


БАЗИСНЫЕ ТЕОРИИ ПО М. ВЕБЕРУ УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА УЧЕНИЕ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ПРОФЕССИИ КАК ПРИЗВАНИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И ИНСТИТУТА ВЛАСТИ


СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА () ПОДСИСТЕМЫПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗЦА ЛИЧНОСТНАЯЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ АДАПТАЦИЯ




Объектом социологического исследования выступает явление или сфера социальной действительности, которые являются непосредственными носителями проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предметом социологического исследования являются стороны, свойства, характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению в этом исследовании.


Значение социологических исследований Эмпирические социологические исследования обеспечивают нагромождения эмпирически обоснованных знаний о социальной действительности путем выявления новых фактов и тенденций изменений отдельных областей жизни общества. Позволяют получить информацию об отдельных индивидах и общности, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, общественных мнениях, по поводу определенных проблем. Создают информационную базу для познания социальной реальности и обеспечивают осуществление социального контроля над социальными процессами. Делают вклад в развитие социологической теории на базе выявления новых закономерностей и тенденций общественного развития, что позволяет предусмотреть перспективы развития как отдельных социальных явлений и процессов, так и общества, в целом.


В зависимости от масштабности и сложности задания, которое служит основой исследования, различают четыре варианта стратегического исследования: - формулятивный (разведочный) – применяется, когда об объекте исследования есть мало информации, его целью является уточнение проблемы и формулировка гипотезы; - описательный, целью которого является количественно качественное описание объекта; - аналитико - экспериментальный, целью которого является выявления функциональных и причинных связей, прогноз; - повторно сравнительный – выявление общего и специфического в сравнительных объектах во времени.


За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: - Опрос - Наблюдение - Анализ документов В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: - разовые - панельные (повторные)




КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение – метод исследования, который предусматривает получение информации путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды – личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. Существуют такие разновидности наблюдения: - стандартизированное – не стандартизированное; - включенное – не включенное; - открытое - инкогнито; - лабораторное - полевое.


Анкетирование – это перечень вопросов, которые ставят лицам в письменной форме, опыт которых исследуется. Цель анкетирования – получить достоверную информацию. Для этого нужно учитывать особенности разных вопросов и придерживаться ряда правил и принципов составления анкеты.


Почтовый опрос – разновидность анкетирования, которая рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Преимущества – относительно умеренная стоимость и простота организации (нет потребности в подборе, учебе, контроле за деятельностью большого количества опросчиков и расходов, на оплату их труда, возможность выбора респондентом самого удобного для него времени заполнения анкет). Недостатки – неполное возвращение анкет: не все респонденты заполняют анкеты и отсылают их исследователям, потому заполненные анкеты часто не отображают всю полноту картины исследования.


Телефонный опрос. Преимущества этого метода в скорости проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатки – часовое ограничение интервью (оно не должно превышать больше 15 хв.), а также потребность привлечения специально наученных интервьюеров, затрата временных или денежных ресурсов на их инструктаж. Телефонный опрос может использоваться эффективно для определенной группы – как правило, это пенсионеры, домохозяйки и другие категории, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как


Онлайн – опрос – этот метод в последнее время приобрел популярность, потому что на многих интернет - сайтах есть своя мини - анкета. Преимущество метода – быстрое получение информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования, – респондент может ответить на вопрос в любое удобное для себя время. Недостаток – отсутствие личного контакта с респондентом, который не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов и ограниченность массива данных.


Контент - анализ – перевод в количественные показатели текстовой фонетической информации. Суть этого метода заключается в том, чтобы найти такие признаки, которые относительно легко подсчитываются, черты, свойства документа (текста) (например, частота употребления определенных понятий), которые бы отображали определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержания можно сопоставлять, сравнивать и поддавать точным вычислительным операциям.


КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод фокусной группы – заключается в проведении направленного интервью в группе из 8-10 человек с определенно заданными параметрами в соответствии с целью исследования. Чаще всего применяется на практике. Смысл метода заключается в эффекте, который создается ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение интервьюера и опрошенного, – это может сильно влиять на качество и глубину полученной информации. В групповой дискуссии опрашиваемый попадает в ситуацию общение с подобными себе, что помогает снимать защитные и психологические барьеры и облегчает проявления эмоциональных реакций.


Глубинное интервью –. заключается в последовательном опросе квалифицированным интервьюером респондента с целью получения ответов и достижения понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом и, что они думают об определенной проблеме. Респонденту ставят вопрос по исследуемой темой в произвольной форме наподобие: Почему Вы так ответили?, Можете ли Вы обосновать свое мнение?, Можете ли Вы привести какие - то особенные аргументы?. Длительность одного глубинного интервю – минут (в зависимости от тематики).


Проведение социологического исследования включает четыре этапа: - подготовку исследования; - сбор первичной социологической информации; - подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; - анализ обработанной информации и подготовка отчета за результатами исследования, выводы и рекомендации.




Программа конкретно социологического исследование должно отвечать определенным требованиям: - ясность и точность программы – все ее положения должны быть четкие, а элементы – продуманные в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированные; - логическая последовательность всех составляющих программы; - гибкость программы – возможность при появлении новых, непредвиденных обстоятельств вносить в них коррективы.


Программа социологического исследования выполняет такие функции: - теоретико - методологическую, которая позволяет определить научную проблему и подготовить базу для ее решения; - методическую – позволяет начертить способы сбора данных; - организационную – позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.


Программа социологического исследования состоит из теоретической и процедурно методической частей. Теоретическая часть программы включает в себя решение таких вопросов: - постановку исследовательской проблемы; - определение предмета и объекта исследования; - определение цели исследования; - определение и интерпретацию основных понятий; - формулировка гипотез и заданий исследования.


Гипотеза в конкретно социологическом исследовании – это научное предположение, которое выдвигают для возможного объяснения социальных фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. это определение методов сбора, анализа и обработки информации; инструментария для сбора социологических данных; методики и техники социологического исследования. Процедурно методическая часть –


Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на базе закономерностей исследуемого объекта. Инструментарий – набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор информации. Техника – сценарий, организованные приемы для эффективного использования методов. Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете.


3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 1. Информационная функция – социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах. 2. Диагностическая функция – на основе социологических исследований ставит социальный диагноз, который является необходимым при принятии решений. 3. Прогностическая функция – на основе изучения и анализа ситуаций предусматривает способы и направления их развития.


ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4. Контрольная функция – позволяет отслеживать ход реализации стратегии управления, реакцию на нее объекта. 5. Экспертная функция – функция социологической экспертизы, позволяет оценивать степень приемлемости, адекватности и реализованности управленческих решений и проектов. 6. Социальнотехнологическая функция – связанная с возможностью разработок разных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций.

Слайд 2

Отдельные эмпирические социологические исследования проводились в зарубежных странах еще в XIX в., систематическими же они стали лишь в первой половине XX в. В 20-е и 30-е годы в нашей стране также бы осуществлен ряд исследовательских проектов. Регулярные эмпирические исследования ведутся лишь со второй половины 50-х годов. В настоящее время функционируют десятки социологических центров, среди которых наиболее известные - Институт социологии РАН, Институт сравнительных социальных исследований, Институт социально-политических исследований РАН, Независимый институт социальных и национальных проблем, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др. Сейчас практически нет такой сферы человеческой жизни, которая не изучалась бы социологами.

Слайд 3

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Слайд 4

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить.

Слайд 5

Социологическое исследование

Совокупность логических взаимосвязных, последовательных, методологических, методических, и организационных технических й процедур связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении, в сфере труда, политической, экономической сфере.

Слайд 6

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Слайд 7

Основные понятия

Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме. Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов. Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.

Слайд 8

Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования. Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Слайд 9

Интервьюер (анкетер) - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации. Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии - это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования.

Слайд 10

Методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии - это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации. Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов. Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии.

Слайд 11

Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения. Респондент - лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

Слайд 12

Виды исследований по целям

1. Разведывательные исследования: проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий социологического исследования

Слайд 13

2. Описательное исследование: более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона). Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

Слайд 14

3. Аналитическое исследование: ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

Слайд 15

Виды исследований по месту проведения

Полевые исследования. Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов. Лабораторные исследования. Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях. социологического исследования

Слайд 16

Виды исследований по месту социолога

Включенные. Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта. Невключенные. Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения. при проведении социологического исследования

Слайд 17

Специальные Виды социологических исследований

1. Монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов; 2. Когортныеисследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.); 3. Международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа

Слайд 8

Теоретическая часть программы

  • Слайд 9

    Проблема

    9 Проблема - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Энциклопедический словарь

    Слайд 10

    Слайд 11

    Формулировка проблемы

    1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте. Источники научных проблем: а) противоречия реальной действительности; б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий); в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Определение объекта и предмета исследования

    2.Объектомможет быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее.значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия.

    Слайд 18

    Предмет и объект исследования

    18 Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» С. И. Ожегов Пример: Влияние мирового финансового кризиса на процесс управления крупномасштабными проектами

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Определение цели и постановка задач исследования

    Исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей. Четкой постановкой целей исследования достигается: 1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования, 2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата. 3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

    Слайд 23

    Задачи исследования - это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Программные Дополнительные (основные и неосновные) (неосновные) Правила постановки задач: 1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное. 2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. 3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Выработка гипотез

  • Слайд 27

    гипотеза

    Гипотеза - предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. 1. Это вероятностное знание. 2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное). 3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы. 4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися. 5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки. ОСИ

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Классификация гипотез:

    По задачам исследования: - основные - неосновные По содержанию: а) описательные (о существенных свойствах объекта): - структурные - функциональные б) объяснительные (предложения о значении факторов). в) гипотезы - следствия ОСИ

    Слайд 31

    Рабочая гипотеза

    31 Гипотеза - это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Энциклопедический словарь Рабочая гипотеза определяет основное направление осуществления исследовательского проекта.

    Слайд 32

    Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания. ОСИ

    Слайд 33

    24.11.2017 33 1. Гипотезы должны быть концептуально ясными, т.е. они должны четко очерчивать основной теоретико-прикладной замысел исследования. 2. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми. Предложение о всеобщем закате цивилизации или об отмирании моногамной формы брака не относятся к числу проверяемых. Чтобы социологическая гипотеза была проверяемой, все ключевые ее понятия должны иметь эмпирическую интерпретацию. 3.Гипотезы должны быть реально проверяемыми при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования. 4. Рабочая гипотеза должна быть специфицирована в том смысле, что в самой ее формулировке следует указать и способ ее проверки. С этой целью наряду с основной гипотезой следует сформулировать ряд гипотез - следствий, в которых будет четко указано, какой характер связи между такими то и такими фактами будет подтверждать или отвергать гипотезу Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения. СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ, КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.

    Слайд 34

    Интерпретация основных понятий

    опосредованное выявление интересующих исследователя сторон и свойств предмета изучения объяснение, оценивание и соотнесение интерпретируемого содержания с другими сходными данными

    Слайд 35

    Слайд 36

    Уточнение и интерпретация основных понятий

    24.11.2017 36 Механизм интерпретации Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционализация Создание «образа» данного понятия, выявление его «зримых» проявлений в реальной действительности а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой; б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования; в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. Выбор эмпирических показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретно методами и техническими приемами следует фиксировать выделенные свойства В ходе ЭИП происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР Построение так называемых индексов их составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

    Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Слайд 40

    Слайд 41

    Пример интерпретации понятий

    24.11.2017 41 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Показатели Отношение к труду Отношение к собственности Отношение к производству Отношения между работниками Отношение к управлению Переменные Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде. Субъективное восприятие. Реальное совпадение. Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления. Индикаторы Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность, инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок. Мое, наше, чужое. Понимание, оценки, установки, события Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения. Одобрение, безразличие, осуждение. Принятие, непринятие. Оценки.

    Слайд 42

    Слайд 43

    Предварительный анализ объекта исследования

    Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи. Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий, Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

    Слайд 44

    3. Процедурно-методический раздел программы Аннотация исследования

    24.11.2017 44 1. Определение исследования 1.1. Название исследования 1.2. Сроки проведения 1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации, проводящей исследование) Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о., уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон) 2. Тип исследования. 2. 1. Пилотажное (если доследование ограничилось пилотажем). 2. 2. Основное. 2. 3. Разовое. 2. 4. Продолжающееся (лонгитюдное). 2. 5. Сравнительное. 2. 6. Повторное (панельное, трендовое, когортное). 2. 7. Монографическое. 2. 8. Сплошное. 2. 9. Выборочное. 2. 10. Теоретическое. 2. 11. Теоретико-прикладное. 2. 12. Прикладное. 2. 13. Другое _____________________________________________________________ 3. Характеристика объекта исследования. 3. 1. Генеральная совокупность _____________________________________________ 3. 2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности ________ 3. 3. Объем генеральной совокупности

    Слайд 45

    Продолжение

    24.11.2017 45 3. 4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть) Индивид Семья Первичный коллектив Неформальная группа Предприятие, учреждение Населенный пункт Район, область, регион Другое________________________________________________________ 3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения) 3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть) Случайная Квотная Гнездовой отбор Другое________________________________________________________ Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности 4. Характеристика методов исследования. 4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть) Анкета, заполняемая респондентом: - персонализированная - индивидуальная или групповая Почтовая анкета: - персонализированная - индивидуальная или групповая

    Слайд 46

    24.11.2017 46 Продолжение Стандартизованное интервью: - по месту жительства - по месту работы Свободное интервью: - по месте жительства - по месту работы Наблюдение структурированное Наблюдение неструктурированное Наблюдение включенное Наблюдение невключенное Самоотчет Самофотография Анализ дневников, писем и др. личных документов Анализ официальных документов Анализ статистики Анализ текстов средств массовой информации Опрос экспертов Тестирование: - самостоятельная процедура - в составе анкеты или интервью Социометрический опрос Социологический эксперимент Опрос с помощью специальных технических устройств Другие методы.

    Слайд 47

    Посмотреть все слайды

    3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы- таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.

  • Похожие публикации