Роль менеджмента в организации современного транспортного производства. Цели и функции менеджмента на транспортном предприятии Статья на тему менеджмент транспорте

Особые условия выполнения производственного транспортного процесса выдвигают специальные требования к его управлению.

Под управлением понимают совокупность действий, выбранных на базе определœенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования процесса (объекта) в соответствии с целью его функционирования.

В нашей стране вопросы управления транспортом решаются в следующих ведомствах: Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации (МПС России) - для желœезнодорожного транспорта России и Межведомственной комиссии. Работа в области транспорта на территории СНГ регулируется Координационным транспортным совещанием.

Управление трубопроводным транспортом и транспортом энергии сосредоточено не в транспортном министерстве, а в соответствующих ведомствах - Министерстве природных ресурсов РФ и Российском акционерном обществе энергетики и электрификации (РАО ʼʼЕЭС Россииʼʼ).

В Министерстве транспорта Российской Федерации созданы департаменты по каждому виду транспорта. Выделœение самостоятельного министерства для управления желœезнодорожным транспортом обусловлено исторической традицией. Сеть желœезных дорог расположена таким образом, что связывает всю страну в единое целое.

Структура управления желœезными дорогами России отличается четырехуровневым построением: МПС- 17 желœезных дорог - отделœение-линœейное предприятие. На Транссибирской магистрали двухуровневое построение: МПС - желœезная дорога Транссиб. В Федеральной авиационной службе двухуровневое построение: центр - регионы.

Роль Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в рыночных условиях состоит в проведении государственной политики для полного транспортного обеспечения всœех отраслей экономики и населœения при снижении затрат на перевозки. Министерство транспорта Российской Федерации координирует работу разных видов транспорта и их взаимодействие.

Федеральная авиационная служба выделœена из состава Министерства транспорта Российской Федерации в 1996 ᴦ. с целью контроля безопасности полетов, исполнения законодательных и других правовых актов, касающихся деятельности гражданской авиации. Служба лицензирует деятельность гражданской авиации, дает технико-экономическое обоснование проектов развития авиационных объектов, включая системы организации движения, формирует рынок перевозок, координирует выполнение обязательств по международным договорам в области гражданской авиации и др.

Межведомственная комиссия занимается вопросами организации и обеспечения рационального распределœения воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, совершенствования методов управления движением, рассмотрением программ оснащения органов Единой системы управления движением техническими средствами мирного и военного времени.

Координационное транспортное совещание и Совет по желœезнодорожному транспорту, образованные после распада СССР, определяют единые принципы построения тарифов, координируют разработку нормативных документов по безопасности движения, способствуют повышению эффективности работы различных видов транспорта͵ проводят экономический анализ работы транспорта для стран СНГ.

В России всœе пути сообщения любого вида транспорта принадлежат государству. Во всœем мире принято сосредоточивать вопросы транспорта в одном органе, как правило, транспортном министерстве, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не занимается регулированием производственной деятельности частных предприятий.

Вопросы управления эксплуатационной деятельностью транспортных предприятий связаны напрямую с особенностями производственного процесса и продукции транспорта.

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом .

В теории yпpaвлeния инвecтициoнными пpoцeccaми выдeляeтcя тpи ypoвня иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa в нaциoнaльнoй экoнoмикe: мaкpoypoвeнь (ypoвeнь cтpaны в цeлoм), мeзoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльныx peгиoнoв) и микpoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльнoй кopпopaции, фиpмы, пpeдпpиятия).

Глaвнaя зaдaчa тeopии, изyчaющeй инвecтициoнныe пpoцeccы, - иccлeдoвaниe пyтeй и нaпpaвлeний иx aктивизaции, paзpaбoткa мeтoдoлoгии aдeквaтнoй экoнoмичecкoй oцeнки инвecтиций нa вcex пepeчиcлeнныx ypoвняx иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa, пoзвoляющeй oпpeдeлять и oбocнoвывaть для пoтeнциaльныx инвecтopoв нaибoлee эффeктивныe нaпpaвлeния влoжeния иx кaпитaлoв, a для yчacтникoв инвecтициoннoгo пpoцecca, иницииpyющиx инвecтициoнныe пpoeкты и пpeдлoжeния и peaлизyющиx иx, - вapиaнты нaибoлee эффeктивнoгo иcпoльзoвaния инвecтиций .

Для нашей страны, с ее огромными территориальными размерами, транспорт играет одну из ведущих ролей в экономике и социальной сфере. Поэтому проблема транспорта, его усовершенствования всегда волновала умы не только ученых, специалистов, но и экономистов.

История транспорта ненамного меньше веков, чем само человечество. Без транспорта не случилось бы многих вещей и даже чудес света, ведь огромные блоки для постройки пирамид египтяне, как считают некоторые ученые, подвозили именно на телегах.

Первой окончательно сформировавшейся системой транспорта как таковой был транспорт водный. В отличие от караванов гребные судна перемещались намного быстрее и за день могли проделать недельный путь каравана. Ввиду того, что в гребцы нередко отправляли в наказание за преступления, оплата труда и резервы для работников были ничтожно малы, поэтому стоимость переправки груза здесь была намного меньше, чем при перевозке караваном. Однако у водного транспорта тех времен имелся существенный минус - очень много товаров, иногда вместе со своими хозяевами, просто не доплывали до пункта назначения .

Морское пиратство было развито долгие годы и существенно мешало на транспортных развязках. Конечно же, предпринимались соответствующие меры со стороны государственных мужей, но пиратство под корень это не устранило. И все же, невзирая на риск быть обворованными или просто потеряться в морских пространствах, до середины девятнадцатого века водный транспорт занимал лидирующее положение по перевозкам.

В настоящее время правительство России уделяет все большее внимание развитию транспорта, что в свою очередь делает его и нашу страну более конкурентоспособными на мировом рынке.

Транспортная стратегии России ставит очень высокую планку, и она требует совершенно иных подходов, а также кадрового, научно-технического и технологического потенциала. К сожалению, до сих пор правительство мало внимания обращало на внедрение высокоэффективных товаро-транспортных логистических технологий. Поэтому наш транспортный продукт по себестоимости в три раза выше, чем за рубежом.

Цели, заложенные в Транспортную стратегию, позволят повысить производительность транспортных систем в три-пять раз, а следовательно, уменьшатся и транспортные издержки. Это, несомненно, повысит конкурентоспособность и транспорта, и отечественных товаров.

Но для этого надо решить несколько основных проблем .

Реализация стратегии требует наделения Минтранса России дополнительными функциями. Кроме того, по мнению президента Союза транспортников России, необходимо создать специальное агентство или службу для инновационных технологий по аналогии с США, где в Минтрансе есть подразделение (несколько сотен человек), которое изучает, заказывает и стимулирует внедрение новых технологий.

Специалисты в сфере управления транспортом считают, что у нас есть неплохой потенциал для строительства транспортной инфраструктуры. Но практически отсутствует механизм выработки, адаптации и тиражирования "прорывных" товаро-транспортных логистических технологий в условиях новой экономической формации.

Между тем в 90-е годы в России были технологии, в три-пять раз эффективнее зарубежных, и их вполне можно адаптировать к рыночным условиям. Взять так называемый павловский метод: эта технология обеспечивала разгрузку-погрузку вагонов, хранение и доставку грузов клиенту в течение срока, зафиксированного в трехсторонних соглашениях. При этом производительность увеличивалась в четыре раза, что позволяло увеличить прибыль и снизить транспортные издержки .

Стоит вспомнить и о региональных трансконтейнерных системах. Практически все промышленные и торговые предприятия, а также районные центры, например в Горьковской области, имели контейнерные терминалы. В области использовались 5 тысяч контейнеров емкостью от 125 кг до 10 тонн, и они непрерывно курсировали между отправителями и получателями. В обязанности грузовладельца входило поместить свой товар в контейнер, опломбировать его и выставить на контейнерную площадку. Производительность транспортных систем и скорость доставки грузов при этом увеличивались в пять раз! И таких технологий было немало.

Сегодня говорится о создании научно-внедренческих центров. Но ведь в прошлом такие центры были даже в регионах. Пока еще таких центров нет. Зачастую мы не знаем своих конкурентов, как им удается доставлять товары "от двери до двери" со скоростью в три-пять раз выше, чему нас. Наверное, с этого и надо начинать.

Таким образом, мы видим, что менеджмент в сфере транспорта требует к себе непосредственного внимания со стороны правительства, так как он является движущей силой, особенно в нашей стране, для выведения ее на новый экономический уровень.

Кафедра «Менеджмент на транспорте» является выпускающей кафедрой по направлению «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент». Заведующей кафедрой «Менеджмент на транспорте» является Лунина Татьяна Аркадьевна.

Педагогами кафедры преподаются экономические дисциплины для студентов пятнадцати специальностей университета.
Выпускники по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» должны быть подготовлены к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием железнодорожных предприятий всех организационно-правовых форм с учетом специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных экономических навыков.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом профессорско-преподавательский состав кафедры проводит обучение студентов по следующим основным дисциплинам:
- общий менеджмент;
- основы менеджмента;
- менеджмент;
- менеджмент на железнодорожном транспорте;
- финансовый менеджмент;
- стратегический менеджмент;
- инновационный менеджмент;
- менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме;
- государственное и муниципальное управление;
- экономические проблемы управления железнодорожным транспортом;
- проблемы бюджетного управления предприятиями железнодорожного транспорта;
- управление материальными ресурсами;
- управление качеством;
- управление трудовыми ресурсами;
- информационные технологии управления персоналом;
- организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте;
- единая корпоративная система управления трудовыми и финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте;
- организация труда персонала;
- экономика и социология труда;
- математические методы и модели в управлении;
- экономико-математические методы;
- маркетинг;
- организация предпринимательской деятельности;
- логистика;
- инвестирование;
- стратегическое планирование;
- экономика недвижимости;
- документирование управленческой деятельности;
- информационные системы бухгалтерского учета;
- автоматизированное рабочее место «Кадры»
- факультатив «Управление корпорацией в конкурентной среде».

В последние годы в процессе обучения и дипломного проектирования широко используют современные программные комплексы, такие как Project Expert, "Общий Менеджмент", "Отдел кадров", КонСи-Анкетер, КонСи-Сегментирование, KonSi-SWOT Analysis, БК «Корпорация плюс» и другие программы для анализа и проведения расчетов при решении сложных управленческих задач.

После третьего курса студенты проходят практику по организации и нормированию труда под руководством заведующего кафедрой «Менеджмент на транспорте» и ответственного по практике на кафедре. Производственная практика является продолжением учебного процесса в условиях производства. В процессе этой практики студенты должны ознакомиться с основными характеристиками предприятия, системой управления предприятием, изучить существующее состояние технологических процессов производства, методов организации нормирования и оплаты труда.

С этого времени студент так же участвуют в работе НИЛ «Экономика транспорта» в качестве техников в научно-исследовательских темах лаборатории. Они принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в структурных подразделениях Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по разработке нормативов расхода ресурсов на ремонт подвижного состава и учёту расходов в части прямых затрат на предприятиях эксплуатационного сектора вагонных хозяйств: ПТО, МППВ, ТОР.
В девятом семестре перед дипломным проектированием проводится Государственный экзамен по специальности. В экзаменационные билеты включены вопросы по дисциплинам «Экономика железнодорожного транспорта», «Планирование на предприятиях транспорта», «Менеджмент», «Себестоимость железнодорожных перевозок».
Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки специалистов. Кафедра «Менеджмент на транспорте» совместно с кафедрой «Экономика транспорта» разрабатывает задание на дипломное проектирование, темы дипломных проектов ежегодно обновляются и согласуются с начальником экономической службы Западно-Сибирской железной дороги.

К дипломному проектированию кафедра готовится на 4 курсе, когда студенты выбирают тему дипломного проекта и руководителя. Уже в период планово-экономической практики после восьмого семестра они начинают собирать материал для будущего дипломного проекта, знакомятся с научной, нормативной и справочной литературой.
В последние годы значительно расширена тематика дипломных проектов за счет появления тем, связанных с реформированием, проводимом на железнодорожном транспорте, работой в новых экономических условиях, организацией бюджетирования в структурных подразделениях ОАО «РЖД», совершенствованием систем оплаты труда, совершенствованием организационной структуры и системы управления на предприятиях, экономической эффективностью проектных решений, бизнес-планированием.
Для организации защиты дипломных проектов создается Государственная аттестационная комиссия. Ее состав комплектуется из ведущих специалистов железнодорожного транспорта, профессоров и доцентов выпускающих кафедр «Менеджмент на транспорте» и «Экономика транспорта».

На кафедре есть аспирантура по специальности "Экономика и управление в народном хозяйстве".

На кафедре «Менеджмент на транспорте» работает ее филиал на Западно-Сибирской железной дороге. Работники экономической службы и отдела организации и нормирования труда участвуют в работе ГАК, руководят производственной практикой студентов и стажировкой преподавателей, читают лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей факультета.

В работе филиала участвуют:

- Шестаков В.Н. – руководитель филиала, начальник экономической службы ЗСЖД;
- Кретов С.П. – к.э.н., генеральный директор Дорожного центра внедрения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД»;
- Аникина Н.А. – начальник отдела труда и заработной платы ЗСЖД;
- Дмитриенко А.С. –начальник службы управления персоналом ЗСЖД;
- Мисса Е.А.- заместитель начальника экономической службы;
- Титов Д.Ю. – начальник отдела планирования сводного бюджета, бюджетов производства и продаж;
- Прокопенко Е.Г. - заместитель начальника отдела труда и заработной платы;
- Опришко И.В. – ведущий инженер отдела труда и заработной платы.

Преподавателями кафедры за последние годы подготовлено более 20 монографий, учебников и учебных пособий. Наиболее известные из них – “Научная организация труда на железнодорожной станции: теоретические аспекты, методы, модели» (Кретов С.П., Давыдов А.В., Цукарев С.С.), «Общий менеджмент: основа электронного учебника для вузов ж.-д. транспорта» (под ред. С.С. Цукарева, С.П. Кретова), «Основы менеджмента: практикум» (Краснов, О.С., Цевелев В.В., Цукарев С.С.), «Организация автоматизированных рабочих мест на предприятиях железных дорог» (Машуков В. И.), «Управление маркетингом» (Аршба Л. Н.), «Основы организации и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях» (Аксенов В.Н. и др.), «Оценка эффективности управленческого решения» (Цукарев С.С.), «Менеджмент на транспорте» (Цукарев С.С., Окрестина О.Р., Шатунова Т.Е.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Управление - это целенаправленная координация производственной деятельности человека и важная организационная функция в интересах достижения определенных результатов.

Чтобы определить масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, необходимо рассмотреть, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5?8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10?12 % всех капиталовложений в мировое хозяйство. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.

За последнее десятилетие XX века резко ухудшились показатели использования транспортных средств и в нашей стране. Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки, которая в среднем не превышает 8?10 км/ч. По причине частых перегрузок и недостаточной контейнеризации перевозок растет трудоемкость операций и численность работников, занятых на транспорте.

Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания хозяйства и населения страны принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта.

Механизм обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему , характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это сложная система общественно-производ-ственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными элементами этой системы являются :

пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи;

транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т. п.);

погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;

материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин;

промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффект перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т. е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления.

Методы управления транспортным производством

Чем сложнее задачи, стоящие перед транспортом, чем шире круг этих задач, тем острее ощущается потребность решать их целенаправленно и взаимоувязано, т. е. системно.

Системный подход ? неотъемлемая часть диалектического метода. Понятия «системный», «диалектический», «комплексный» являются по существу адекватными.

Сформулируем, прежде всего, некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при управлении транспортным производством, общие в том смысле, что они носят принципиальный характер и сохраняют свою значимость для всех видов транспорта и уровней управления перевозочным процессом. управленческий транспорт производство

Для успешного управления транспортным производством надо хорошо знать объект управления ? его современное состояние, историю и тенденции развития в изменяющейся социально-экономической и производственно-технологической среде. Объект управления нужно видеть внутренне неоднородным (структурным), части которого и взаимосвязи изменчивы.

Критерии управления в транспортных системах объективны и не могут выбираться произвольно, их установление требует не формального акта, а содержательно-существенного подхода на базе изучения закономерностей развития самого объекта.

Критерием оценки эффективности системы управления объектом может служить только практика, но не та, которая сложилась на сегодняшний день, а та, к которой должен выйти объект в своем развитии.

Знание внутренних возможностей транспорта и тенденций развития внешней среды позволяет сделать транспортную систему целенаправленно развивающейся, обладающей высокой производительностью и эффективностью.

Транспортное производство обладает существенными особенностями, что отражается в структуре его материально-технической базы, характере производственной деятельности и организации управления.

Управление подвижными средствами производства на транспорте много сложнее, чем, например, управление стационарным станочным оборудованием в машиностроении.

Перевозка грузов и пассажиров на огромные расстояния предъявляет повышенные требования к координации действий работников транспорта и транспортной техники для обеспечения непрерывности перевозочного процесса. Это усложняет контроль за работой транспортных предприятий и порождает ряд характерных только для транспортного производства управленческих задач, например, контроль за дислокацией парков подвижного состава (локомотив, вагон, судно, самолет и автомобиль), регулирование порожними потоками подвижного состава и др.

Перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях подвижного состава

Перевозочный процесс осуществляется на огромных пространствах суши, воздушного бассейна и Мирового океана, поэтому транспортная отрасль функционирует как огромный цех под открытым небом. Отсюда повышенная зависимость его производственных процессов и территориальной организации от естественно-географических факторов. Климатические условия, состояние погоды, характер рельефа местности оказывают существенное влияние на эксплуатационно-экономические показатели перевозок (регулярность движения, среднесуточные пробеги транспортных средств, производительность труда, себестоимость перевозок и др.). На отдельных видах транспорта (особенно воздушном, водном и автомобильном) потери перевозочных возможностей в связи с этим составляют не менее 10?15 %.

Транспорт относится к числу отраслей производства повышенной опасности. Имеется в виду не только аварийность и производственный травматизм, которые на транспорте все еще довольно высоки, но и отрицательное влияние транспорта на окружающую природную среду, включая человека. Социально-экономическая природа транспорта обусловила в целом довольно раннюю и высокую степень концентрации транспортного производства. Стремление к монополизации присуще транспорту в большей степени, чем другим отраслям хозяйства. Правда, она различна в разных странах и на разных видах транспорта: наиболее высокая? на железнодорожном, наименее? на автомобильном. Однако в странах Западной Европы и России возникновение крупных железнодорожных обществ имело место еще в прошлом веке.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ деятельности организации по управлению персоналом. Организация производства, труда и управления на предприятии Деятельность по функциям менеджмента. Кадровая политика на ОАО ПО "ЭХЗ". Структура денежного вознаграждения и стимулирования труда.

    отчет по практике , добавлен 10.07.2011

    Особая роль методов управления и создание целостной системы менеджмента. Механизм использования, классификация и основные принципы методов управленческой деятельности. Техника и технология управления, влияние на коллективы и эффективность применения.

    реферат , добавлен 09.10.2009

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    История развития управленческой мысли. Недостатки и достоинства теории менеджмента для осуществления грамотной управленческой деятельности. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента. Концепция "Бережливого производства".

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Анализ значения изучения типов, форм и методов организации производства для управления промышленным предприятием. Логистические особенности единичного, серийного и массового производства. Расчет технических характеристик однопредметной поточной линии.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Современные методики, сущность, содержание, методы и принципы операционного менеджмента. Организация производства в современных условиях, анализ менеджмента компании. Организация производственного процесса предприятия, пути развития управления компанией.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Функции менеджмента, виды управленческой работы в сфере материального производства. Общие принципы управленческой деятельности, постиндустриальная стадия развития производительных сил. Повышения производительности труда и использования новой техники.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Форма, структура и принципы управления транспортным комплексом. Характеристика и модели организации муниципального управления транспортным комплексом Тульской области и анализ его финансирования. Показатели транспортного обслуживания в Тульской области.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2012

    Структура экономического механизма менеджмента. Принципы, функции и методы внутрифирменного управления. Управление производством через обеспечение процесса производства, его развитие и сбыт продукции. Состав системы управления персоналом предприятия.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2009

    Процессы жизнедеятельности организации. Функции и принципы менеджмента. Экономические и организационные методы управления. Информационные потоки и документооборот в системе организации производства. Развитие науки организации производства в России.

Организация управления транспортом в РФ

ЛЕКЦИЯ 4

Формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, является стратегической целью развития транспорта на современном этапе. Для выполнения этой цели должны быть реализованы следующие задачи : формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия всех транспортных предприятий различных форм собственности; создание законодательно-правовой и нормативной базы развития транспорта, гарантирующей предоставление услуг общественного транспорта всем, кто в них нуждается, безопасность и экологичность перевозок; техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий; интеграция на взаимовыгодных условиях транспортно-дорожного комплекса России в мировую транспортную систему.

Поскольку перечисленные выше задачи должны решаться в новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом в условиях рыночной экономики. Эти принципы формулируются так:

1. Транспорт - одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование влияет на экономическое развитие.

2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности. Равенство всех без исключения субъектов рынка при транспортном обслуживании.

3. Государственное экономическое регулирование транспортных отраслей и предприятий. Жесткое вертикальное администрирование, государственное распределение финансовых и материальных ресурсов, характерное для планово-распорядительной экономики, заменяется эффективными регулирующими механизмами. Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах: организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок; регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление обязательного тарифа); налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие объектов транспорта, введение специальных региональных налогов); инвестиционное регулирование (участие государства в реализации наиболее капиталоемких проектов).

4. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. На уровень местных администраций делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов между предприятиями транспорта; контроль за местными тарифами; выдача лицензий на местные виды транспортной деятельности; управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности; участие в управлении акционированными предприятиями от имени федеральных органов.


Реализация на практике этих принципов управления транспортом положит начало формированию современной транспортной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка.

Особенностями управления на транспорте являются: пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывный процесс работы многих из них (например, железных дорог); необходимость четкого выполнения технологических функций, связанных с безопасностью перевозок; единоначалие, дисциплинированность и диспетчеризация в управлении перевозочным процессом; тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех звеньев перевозочного конвейера.

Отсюда вытекает необходимость использования на транспорте административных (организационно-распорядительных), экономических и социально-психологических методов управления. Причем распорядительные методы должны умело сочетаться с экономическими и психологическими, обеспечивающими мотивацию труда, эффективность работы, корпоративную солидарность, инициативу и предприимчивость.

Похожие публикации