Презентация на тему основные методы обучения. Презентация на тему "методы обучения". Методы работы с книгой

Слайд 2

Методы обучения

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Слайд 3

По источнику получения знаний.

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Слайд 5

Наглядные методы обучения

  • Метод иллюстраций
  • Метод демонстраций
  • Слайд 6

    Практические методы обучения

    • Упражнения.
    • Творческие работы.
  • Слайд 7

    Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся:

    • Объяснительно-иллюстративный.
    • Репродуктивный.
    • Проблемного.
    • Частично-поисковый метод, или эвристический метод.
    • Исследовательский метод.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Типы уроков

    • урок ознакомления с новым материалом;
    • урок закрепления изученного;
    • урок применения знаний и умений;
    • урок обобщения и систематизации знаний;
    • урок проверки и коррекции знаний и умений;
    • комбинированный урок.
  • Слайд 14

    1. Урок ознакомления с новым материалом

    1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
    2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
    3. ознакомление с новым материалом;
    4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
    5. постановка задания на дом;
    6. подведение итогов урока.

    Слайд 15

    2. Урок закрепления изученного

    1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала;
    2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
    3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
    4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
    5. подведение итогов урока;
    6. постановка домашнего задания.

    Слайд 16

    3. Урок применения знаний и умений

    1. проверка домашнего задания;
    2. мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
    3. осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
    4. самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
    5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
    6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

    Слайд 17

    4. Урок обобщения и систематизации знаний

    1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
    2. воспроизведение и коррекция опорных знаний
    3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
    4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
    5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
    6. подведение итогов урока.

    Слайд 18

    5. Урок проверки и коррекции знаний и умений

    1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
    2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
    3. проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
    4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
    5. проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
    6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).Слайд 21

    Урок - ролевая игра

    1. подготовительный;
    2. игровой;
    3. заключительный;
    4. анализ результатов.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, к выбору наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях. В центре внимания должна находиться личность, а в центре внимания педагогической науки - создание личностно-ориентированных технологий обучения. 2

    Слайд 3

    Разработка технологий обучения преподавателем - это активный творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей, в выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически, это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность. Но поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов и средств обучения, коротко остановимся на них. 3

    Слайд 4

    Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающихся знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. 4

    Слайд 5

    В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания:. а) по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические); б) по способу взаимодействия обучающихся и обучающих (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский). 5

    Слайд 6

    В предлагаемой классификации методы делятся прежде всего на две группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями; методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. 6

    Слайд 7

    В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения методы первой группы делятся: на информационно-развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творчески-воспроизводящие. 7

    Слайд 8

    В традиционно-сложившейся практике преподавателя большое место занимают информационно-развивающие методы (лекции, объяснения, рассказ, беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем студенты. Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ - воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). 8

    Слайд 9

    Они более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. 9

    Слайд 10

    Широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. 10

    Слайд 11

    Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. 11

    Слайд 12

    Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов. 12

    Слайд 13

    Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование познавательных интересов и способностей, навыков самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо обновлять, что может быть достигнуто только путем самообразования. А значит, от человека требуется познавательная активность и самостоятельность. 13

    Слайд 14

    Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, т. е. умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить подход к решению задачи, уметь добыть информацию, независимость собственных суждений. 14

    Слайд 15

    Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности - на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками - активные методы обучения делятся: неимитационные, имитационные. 15

    Слайд 16

    Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, т. е. имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность: неигровые: анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения - действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика); игровые: имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей (ролевая, деловая игры). 16

    Слайд 17

    Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение); самостоятельная работа с книгой. 17

    Слайд 18

    Конечно, нельзя перевести весь учебный процесс на активные методы обучения. Используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ. При выборе метода обучения следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт. 18

    Слайд 19

    В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств. 19

    Слайд 20

    Объяснение материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. д. Использование наглядных примеров не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. 20

    Слайд 21

    В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения - разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Сюда можно отнести разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок-шуток, связанных с содержанием учебного материала. 21

    Слайд 22

    Понятно, что это требует оснащения учебного процесса не только соответствующим оборудованием, техникой, но и, что не менее важно, соответствующими дидактическими материалами (задачами, заданиями, упражнениями) и программным обеспечением для вычислительной техники, используемой в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин. 22

    Слайд 23

    К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение). 23

    Слайд 24

    Лекция - метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте. 24

    Слайд 25

    Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений. 25

    Слайд 26

    Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируются кратко, удобно для записей. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для студентов «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстрационных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов. 26

    Слайд 27

    Лекция как проблемно-поисковый метод обучения отличается от лекции информационно-обучающего значения тем, что перед ее началом ставится вопрос (проблема), на который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. 27

    Слайд 28

    Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам. 28

    Слайд 29

    Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества. 29

    Слайд 30

    Проблемная лекция начинается с вопроса, с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Среди сформулированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Проблемные вопросы могут ставиться и во время лекции перед изложением новой самостоятельной мысли. 30

    Слайд 31

    Эвристическая беседа - основной метод проблемного обучения. Степень проблемности в ней проявляется по-разному: это может быть цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям студентов; постановка проблемы, которую студенты решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу; это может быть лишь «название» темы, где студенты сами формулируют и решают проблемы. 31

    Слайд 32

    Учебная дискуссия - это один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две разные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. 32

    Слайд 33

    Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы. 33

    Слайд 34

    Для дискуссии выбирают такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения, например, житейской и научной, может быть естественным. Не следует создавать искусственные ситуации, когда кто-то отстаивает заведомо ложную точку зрения, будучи убежденным в том, что она ложная. Исходным материалом для дискуссии могут быть статьи и письма, публикуемые в печати, выражающие различные и зачастую противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. 34

    Слайд 35

    Перед объяснением учебного материала преподаватель организует учебную дискуссию. После того, как студенты выскажут свои мнения, доводы и аргументы, преподаватель объясняет новый учебный материал, разъясняя по ходу те ошибки и неточности, которые были допущены выступающими во время дискуссии. Дискуссия может быть завершающим моментом в обсуждении темы. 35

    Слайд 36

    Учебная дискуссия - организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности студентов: умения вести обсуждение (аргументировать положения, быстро находить выдвигаемые предложения, мысли), достаточный кругозор, запас знаний и представлений. Подготовка студентов к учебным дискуссиям проходит путем последовательного осуществления системы проблемного обучения, развития их познавательной активности и самостоятельности. 36

    Слайд 37

    Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалистов, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличия средств обучения. Общие задачи подготовки специалистов определяют и методы обучения. Вырабатывая свой стиль, преподаватель должен осознавать, что главное - это достижение конечного результата обучения, который предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание и развитие обучающихся. 37

    Слайд 38

    При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных приемов и методов, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью 38

    Слайд 39

    Не надо стремиться к педагогической моде, а надо глубоко анализировать и учитывать каждый из методов, эффективность его использования, построенную на основе дидактических принципов. Цель обозначена, есть желание осуществить ее в учебном процессе. 39

    Посмотреть все слайды

    1 из 15

    Презентация - Методы обучения

    Текст этой презентации

    Методы обучения

    План Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения Подходы к классификации методов обучения Традиционные методы обучения Инновационные методы обучения

    Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения» Метод обучения – это… – это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев) - способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). - это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский). - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов). - это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)

    Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)

    Взаимосвязь приема и метода обучения
    - Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». - Отдельные приемы могут входить в состав различных методов - Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.

    Существуют различные подходы к классификации методов обучения.
    Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский) за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения
    Словесные методы
    Наглядные методы
    Практические методы
    (источником информации выступает устное или печатное слово)
    рассказ объяснение -беседа дискуссия, лекция работа с книгой
    (источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
    метод демонстраций метод иллюстраций
    (предназначены для формирования практических умений и навыков)
    упражнения практические и лабораторные работы

    Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения: - приобретения новых знаний - формирования умений и навыков - применения знаний - закрепления и проверки знаний, умений и навыков

    Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся
    Методы обучения
    Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
    (преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
    Репродуктивный метод
    (учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию)
    Метод проблемного изложения
    (учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания)
    Частично-поисковый (эвристический) метод
    (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно)
    Исследовательский метод
    (учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)

    Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения
    Методы обучения
    Пассивные
    - рассказ - лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение
    Активные
    - лабораторный метод - практический метод - работа с книгой

    Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся
    Методы обучения
    Методы преподавания
    - информационно-сообщающие - объяснительные - инструктивно-практические - объяснительно-побуждающие - побуждающие
    Методы учения
    - исполнительные - репродуктивные - продуктивно-практические - частично-поисковые - поисковые

    Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения: - индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) - дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
    - перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); - словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); - наглядные (демонстрация, иллюстрация); - практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); - логические, (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); - самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
    Методы стимулирования и мотивации учения
    - методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); - методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
    Методы контроля и самоконтроля в обучении
    - методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен) - методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.) - методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы); - методы самоконтроля
    Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

    Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения
    Выделяют следующие традиционные методы обучения:
    - Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) - Объяснение - Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа) - Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические) - Учебная дискуссия - Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.) - Демонстрация (показ) - Метод иллюстраций - Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.) - Лабораторная работа - Практическая работа

    Инновационные методы обучения Имеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение эмоциональной включенности учащихся - творческий характер занятий - обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем - формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения

    Активные методы обучения -методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят - дидактические игры, - анализ конкретных ситуаций, - решение проблемных задач, - обучение по алгоритму, - мозговую атаку, - внеконтекстные операции с понятиями.
    Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
    Виды инновационных методов обучения

    Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

    Ульяновск 2012 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, Обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.(Ю.К. Бабанский). система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приёмов решения определённого круга дидактических задач (М.И. Махмутов) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные Рассказ Лекция Беседа Диспут Конференция Объяснение Дискуссия Наглядные Наблюдение Демонстрация Практические Опыты Упражнения Выполнение трудовых заданий По логике передачи и восприятия учебной информации дедуктивные индуктивные От общего к частному От частного к общему ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ репродуктивные Объяснительноиллюстративные Беседа Работа с книгой Устное изложение Наблюдение продуктивные Проблемное изложение Проблему решает учитель Проблемная ситуация Проблемная задача Частично -поисковый репродуктивные Беседа Диспут (вывод делается совместно) Программированное обучение исследовательский Экспериментальная работа Творческая работа ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти, каким образом их решить, то его функции сводятся к запоминанию и воспроизведению. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения и остаётся пока наиболее распространённым Начальные условия, планируемые результаты Способы решения промежуточных задач Промежуточные задачи ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Если ученику неизвестны промежуточные задачи, но открыто всё остальное. Ученик знает, из чего исходить и что делать. Главное понятие – обучающая программа - это совокупность материала и предписаний для работы с ним. Процесс полностью детерминирован. Средства реализации: печатное пособие, компьютер, человек Эвристический метод обучения В случае, когда открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается, ученику приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Можно скрыть и промежуточные задачи и их решения, тогда возникает противоречие между знаниями и необходимыми, т.е. ученик попадает в проблемную ситуацию. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (МОДЕЛЬНЫЙ) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Исходные условия не выделяются учителем, а выбираются учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, при необходимости возвращается к началу, вносит изменения в начальные условия и вновь проходит весь путь. И до тех пор, пока ученик либо достигнет планируемых результатов, либо докажет, что это невозможно. Закрывая от ученика вместе с начальными условиями разные элементы схемы, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения, он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, Функции его состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе получаемых учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Резко растёт и эффективность обучения. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) За высокую эффективность приходится платить. Прежде всего необходимо менять себя. Переход от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа»советник под рукой» требует длительного процесса профессионального развития – такого, который лежит далеко за пределами ресурсов и опыта большинства учебных заведений. Необходимо создание образцов для подражания, через которые опыт можно передать другим училищам. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция ученика: объект научения, получатель готовой информации активный субъект учения, самостоятельно добывающего информацию активный субъект учения, конструирующий необходимые способы действий. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция учителя: транслятор содержания обучения, менеджер, организатор коммуникаций эксперта Схема метода Функции учителя-эксперта: грамотная постановка задач, организации процесса их решения экспертиза решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. Задаётся три вопроса Начальные условия актуализировал учитель нет модельный да Их решение дал учитель Промежуточные задачи сформулировал учитель нет да Их решение дал учитель нет да Объяснительноиллюстративный эвристический нет да Программированный проблемный ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ Под руководством учителя Самостоятельная работа Работа с книгой Выполнение письменного задания Лабораторная работа МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создание ситуации успеха Реализация ситуации неуспеха По характеру управления учебной работы Формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Состязательность, поощрения, наказания Методы устного контроля и самоконтроля в обучении Устные экзамены Индивидуальны й опрос Программиро ванный опрос Фронтальный опрос Устный самоконтроль Устные зачёты

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация на тему: Наглядные методы обучения Выполнила: Худилайнен Ксения

    Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

    Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности. К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства.

    Наблюдение - это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя. В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготавливает учащихся к абстрактному мышлению.

    Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.

    Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.

    Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов. Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя. Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.

    Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется. Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.

    Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах. 2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока. 3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


  • Похожие публикации