Презентация к уроку биологии на тему «Состав крови» (8 класс). Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности Учение Павлова о типах темперамента

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Типы ВНД и темперамента.Разнообразие чувств
Типы высшей нервной деятельности Эмоции
Б-8кл. П. 32
01.11.2016

Тип высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности – совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, сказывающихся на всех функциях организма и определяющих характер его взаимодействия со средой

Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.


Немного о темпераменте

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Немного о темпераменте

Темперамент зависит от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

Тип нервной системы и темперамент

Типы темперамента

Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

СТРЕСС

ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

И. E. Репин. 1885 г. 199 х 254 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Юсуф Карш. Фотография
Ганс Селье (1907 – 1982)

Повторим, что узнали?
Тип нервной системы Тип нервной системы Сильные Сильные Сильные Слабые
Тип нервной системы Тип нервной системы Безудержный Живой Инертный Слабые
Особенности нервной системы Сила
Особенности нервной системы Уравновешенность
Особенности нервной системы Подвижность
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Самостоятельная работа - дополнить таблицу (схема с. 254)
Соотношение типов нервной системы и темперамента
Сильный
?
Сильный
Сильный
Слабый
Неуравновешенный
Уравновешенный
Подвижный
Подвижный
Инертный
Подвижный или инертный
Уравновешенный
Неуравновешенный

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 67 Термины В. 1-6, с. 261 Подведём итоги – с. 262-263

CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012. Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
Источники информации

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Тема: «Высшая нервная деятельность»

  • Задачи:
  • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
  • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
  • Павленко С.Е
  • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
  • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
  • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
  • Для безусловных рефлексов характерно:
  • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
  • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
  • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
  • 4. Относительно постоянны;
  • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
  • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
  • Для условных рефлексов характерно:
  • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
  • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
  • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
  • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
  • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
  • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
  • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
  • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
  • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
  • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
  • Торможение рефлексов
  • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
  • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
  • Торможение рефлексов
  • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
  • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
  • Торможение рефлексов
  • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
  • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
  • ВНД человека и животных
  • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
  • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
  • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
  • ВНД человека и животных
  • ВНД человека и животных
  • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
  • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
  • ВНД человека и животных
  • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
  • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
  • ВНД человека и животных
  • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
  • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
  • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
  • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
  • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
  • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
  • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
  • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
  • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
  • Повторение
  • Заполните таблицы:
  • Повторение
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  • Условные рефлексы передаются по наследству.
  • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
  • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  • Какие рефлексы называются безусловными?
  • Какие рефлексы называются условными?
  • Что такое инстинкт?
  • Дайте определение высшей нервной деятельности.
  • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Что такое доминанта?
  • Кто разработал учение о доминанте?
  • Основные термины темы:
  • Безусловные рефлексы.
  • Условные рефлексы.
  • Временные связи.
  • Безусловный раздражитель.
  • Условный раздражитель.
  • Безусловное торможение.
  • Условное торможение.
  • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
  • Вторая сигнальная система.
  • Импринтинг.

Я иду извилистою тропкой,
Острых не хочу спрямлять углов,
Не желаю личностью быть робкой,
Изменять смысл истинный у слов.

Говорю без хитростей всё прямо,
Пусть мосты непрочные горят,
Не кривлю своей душой упрямо,
В жизни я совсем не дипломат.
Может, во мне гордости излишки,
Но в груди я не держу ужа,
Жизнь всегда мне набивала шишки,
Но осталась чистою душа.
Не хочу асфальтовой дороги
И судьбы, как сказка, золотой,
Потому идут упрямо ноги
По тропинке узенькой крутой

Учение Гиппократа

Еще 2400 лет назад, в V веке
до н. э., великий врач Греции
Гиппократ, в роду которого было
17 поколений врачей, создал свое
учение о типах темперамента.
Он утверждал, что люди
различаются соотношением
четырёх основных соков организма
- крови, флегмы, желтой желчи и
черной желчи. Каждая жидкость
имеет особые свойства и особое
назначение.
Свойство крови – теплота;
Свойство флегмы – холод;
Свойство желтой желчи сухость;
Свойство черной желчи –
сырость.

Типы темперамента

Учение Павлова о типах темперамента

И. П. Павлов - русский
ученый, физиолог. Создал
новый раздел науки физиологию высшей нервной
деятельности, на основе
открытого им условного
рефлекса. Лауреат
Нобелевской премии (1904 год)
в области медицины и
физиологии.
И. П. Павлов считал, что
основные типы высшей нервной
деятельности совпадают с
четырьмя типами
темперамента, установленными

Типы ВНД по Павлову

Тип
темперамента
Характеристика типов
По Гиппократу
По Павлову
Сильный,
уравновешенный,
подвижный тип
Психологические
особенности
Веселый,
жизнерадостный,
миролюбивый, легко
переживает неудачи,
спокоен к критике
Сангвиник
Преобладание
крови
Флегматик
Преобладание слизи Сильный,
уравновешенный
неподвижный
Ровен,
спокоен,
инертен;
речь
монотонная,
без
эмоций;
трезво
оценивает
свои
действия.
Холерик
Преобладание
желчи
Сильный
неуравновешенный
Меланхолик
Преобладание
черной желчи
слабый
Вспыльчив,
несдержан,
бывает
агрессивен;
речь
эмоциональна
Легкораним,
замкнут, внушаем и
впечатлителен;
одинок
и
неконтактен

сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Быстро и легко приспосабливается к изменчивым
условиям жизни. Высокая сопротивляемость
трудностям жизни. Настроение чаще всего веселое,
жизнерадостное, устойчивое. В отношениях
общительный, быстро сходится с людьми.

флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный. В
поведении ровен, спокоен, редко выходит из себя, не
склонен к аффектам. Настроение устойчивое,
отсутствуют резкие проявления радости и печали.
Очень терпелив, не тратит сил попусту,
последователен и обстоятелен. Трезво оценивает свои
действия. С людьми сходится с трудом. Друзей не
много, но дружбе верен.

холерик

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием
возбуждения. Холерик хорошо адаптируется к новым
условиям, но с осложнениями, иногда с раздражением.
Отличается большой жизненной энергией, но ему не
хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Действия холерика порывисты, двигательные реакции
выразительные, сильные, быстрые, резкие. Речь
громкая, резкая, выразительная.

меланхолик

Слабый тип. Адаптируется медленно и трудно,
теряется в новой обстановке. Медленно включается и
переключается с одного дела на другое, часто
отвлекается, при появлении трудностей теряется.
Сильные воздействия часто вызывают у
меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В
нормальных условиях жизни меланхолик - человек
глубокий, содержательный.

Слайд 2

2 Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

Слайд 3

3 ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель. Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому поведением управляет головной мозг; мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве; процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

Слайд 4

основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Слайд 5

5 Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды. Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863) “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса” 5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов. сигнал рецептор головной/спинной мозг исполнительный орган

Слайд 6

6 ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.

Слайд 7

7 Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов

Слайд 8

8 Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал Безусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение. Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот). Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

Слайд 9

Условия формирования условных рефлексов

9 совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями; повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов; оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения) отсутствие посторонних раздражителей. Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга 1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон Исходнонезначимыйстимул 1 4 Врожденно определенный стимул (подкрепление) Условная (временная) связь 2 3 Реакция

Слайд 10

10 Тормозные процессы в ЦНС Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций. ВИДЫТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ) УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 11

11 Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления. 2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге. 3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Свойства нервной системы Классификациятипов ВНД ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединенная группа Сильный тип Слабый тип (меланхолик) Уравновешенный Неуравновешенный (холерик) Подвижный (сангвиник) Инертный (флегматик) В=Т В>Т В Т В Т В Т

Слайд 12

12 ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ Животные Человек Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка) Сильные – выработка условного рефлекса; Слабые – запредельное торможение. СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ Удлинение процедуры дифференцировочного торможения Развитие невроза у животных-холериков ПОДВИЖНОСТЬ Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа) Развитие невроза у животных-флегматиков. Теппинг-тест Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм) Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

Слайд 13

13 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Слайд 14

14 САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Слайд 17

Петр Великий - холерик И.Крылов - меланхолик Д.Менделеев - сангвиник 17 Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей.

Слайд 18

Заключение

Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. 18

Посмотреть все слайды

Похожие публикации