Охрана труда. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые. Понятие и основные принципы охраны труда Основные принципы охраны труда


Введение. Понятие охраны труда работников и ее принципы. Охрана труда работников

1 Право на охрану труда

3 Обеспечение охраны труда

4 Несчастные случаи на производстве. Правила особой охраны труда

1 Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями

2 Правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью

Заключение

Библиография

охрана труд несчастный


Введение


Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Современный уровень развития производства обусловливает необходимость охраны труда работников на предприятиях.

В современных условиях, когда права предприятий существенно расширены вопрос об охране труда работников приобретает особую актуальность.

Это предполагает особую необходимость изучения охраны труда, как средства гарантированности и защищенности работников в условиях производственного процесса.

Целью изучения на данном этапе является изучение охраны труда, как средства защищенности работников в условиях производственного процесса.

Теоретической базой изучения в данной работе послужили учебные пособия авторов по данному вопросу, а также данные, опубликованные в научной литературе, законы и подзаконные акты.

Были поставлены следующие задачи:

изучение понятия охраны труда работников и ее принципов;

изучение права на охрану труда;

организация охраны труда на предприятиях;

обеспечение охраны труда на предприятиях;

изучение и расследование несчастных случаев на производстве;

изучение правил особой охраны труда.

Предметом изучения является охрана труда работников на предприятиях.


Понятие охраны труда работников и ее принципы


Охрана труда- это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах Российской Федерации об охране труда» (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса.

Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно - на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд, как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях.

В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле - это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) - обеспечение здоровых и безопасных условий труда.работников.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:

) нормы - принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;

) право работника на охрану труда и его гарантии;

) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

) правила особой охраны труда женщин;

) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда:

а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей;

б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность;

в) способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует:

а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики;

б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда:

а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров;

б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права;

в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

Охрана труда работников - это важная проблема каждой страны.

Основные принципы (или направления) государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 4 Основ об охране труда и ст. 210 ТК. По направленности их можно сгруппировать в следующие три группы:

принципы организации труда;

принципы экономической политики в охране труда;

принципы организационные.

Принципы организации охраны труда:

) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны;

) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы;

) взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда;

) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве.

Принципы экономической государственной политики по охране труда:

) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты;

) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

) защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.

Организационные принципы охраны труда:

) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования;

) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве;

) распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда.

К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, подростков, инвалидов).


Охрана труда работников


1 Право на охрану труда


Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Кодекса и ст. 4 Закона об охране труда).

Право на охрану труда - это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация.

) на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

) на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого;

) на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

) на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

) на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы;

) на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

) на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда;

) на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда.

Первая из указанных возможностей - получить безопасное рабочее место - отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и молодежи.

Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны. Основная экономическая гарантия данного права - планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве. Статья 9 Закона об охране труда и ст. 220 ТК закрепляют следующие гарантии права работника на охрану труда:

) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

) условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда: компенсации и льготы за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;

) при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняется место работы, (должность) и средний заработок;

) при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения охраны.труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством;

) при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка;

) отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности.

Нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь указанными в ст. 220 Кодекса и в ст. 9 соответствующих Основ. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.

Статья 14 указанного Закона довольно широко закрепила обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Эти обязанности закрепляет и ст. 212 Кодекса.

Работодатель обязан обеспечить:

) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при использовании применяемых в производстве сырья и материалов;

) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

) приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих веществ работникам с вредными и опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением;

) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и применением работником средств индивидуальной и коллективной защиты;

) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

) инструктирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях;

) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

) расследование в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти и другие обязанности работодателя в то же время означают и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.


2 Организация охраны труда работников


Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника.

Госуправление охраной труда осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, а на территории субъектов РФ - федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом возлагается на работодателя (ст.212 ТК).

Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется до пуска в эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. К предупредительному надзору относится и вводный, предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии.

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, правил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установленных для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на вредные, опасные и тяжелые условия труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет - на любую работу.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и др. проходят такие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, или обслуживаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

Хотя основная обязанность по обеспечению каждому работнику безопасных и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК).

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.


3 Обеспечение охраны труда


Обеспечить охрану труда всех работников производства обязан работодатель, его администрация. Каждый руководитель участка, подразделения производства отвечает за создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте вверенного ему участка.

В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых на производстве материалов, сырья, инструментов, правильное применение средств коллективной и индивидуальной защиты; при возникновении аварийных случаев принять все необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников, включая оказание первой помощи пострадавшим.

Администрация на каждом участке работ обязана обеспечить контроль за уровнем воздействия на здоровье работников опасных или вредных факторов данного производства, проверять знание всеми работниками правил, норм по технике безопасности и производственной санитарии, соблюдение ими инструкций по охране труда.

Если вредные и тяжелые условия труда стали согласно медицинскому заключению противопоказаны работнику, то работодатель обязан с его согласия перевести работника на более легкую работу.

Техника безопасности предохраняет работников от производственных травм, а производственная санитария или гигиена труда - от профессиональных и иных заболеваний. Иногда в правилах и стандартах о технике безопасности и гигиене труда говорится нераздельно. Тем не менее это - разные понятия и их надо различать.

Техника безопасности - это правильная расстановка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности, как коллективные, так и индивидуальные (маски, противогазы, очки, респираторы, защитные перчатки и т. д.), профилактические средства на вредных условиях труда.

В производственную санитарию входит состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бытовых помещений.

В целях охраны здоровья обслуживаемого данным производством населения работники общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических и детских учреждений, водопроводных сооружений и некоторых других производств проходят предварительный и периодический медицинский осмотр. Все эти медосмотры проводятся за счет работодателя, и он обязан их организовать.

Работники обязаны соблюдать все инструкции по охране труда и установленные требования обращения с машинами и механизмами. Трудовые коллективы контролируют соблюдение правил и инструкций по охране труда всеми работниками.

На некоторых предприятиях в целях предупреждения производственных травм, повышения ответственности работников за соблюдение ими правил и инструкций по охране труда применяются различные меры. На производствах с вредными или опасными условиями труда организуют для работников бассейны, фитобары, комнаты отдыха и проводят другие профилактические меры по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда.


4 Несчастные случаи на производстве


Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя. Он с участием представителей профкома, а в установленных законодательством случаях - с участием представителей и других органов обязан в течение трех суток произвести расследование причин и учет несчастного случая. По требованию потерпевшего администрация обязана выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования. При отказе в этом или несогласии с актом пострадавший вправе обратиться в профком, постановление которого обязательно для администрации.

Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595) предусмотрено, что расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, происшедшие на производстве, т. е. при выполнении трудовых обязанностей или совершении действии в интересах производства, в пути на работу и с работы на транспорте производства, на территории предприятия, включая перерывы, во время субботника, оказания шефской помощи предприятием, при авариях на производственных объектах, оборудовании, на транспортном средстве, или территории вахтового поселка во время сменного отдыха, на личном транспорте в рабочее время, если есть распоряжение администрации о праве его использования для служебных поездок в рабочее время.

Несчастный случай в быту или на непроизводственном транспорте не расследуется, он может быть оформлен актом произвольной формы. В акте обязательно указывается причина несчастного случая. К несчастным случаям относятся и острые профессиональные заболевания, ожоги, тепловые удары, стихийные бедствия, заболевания от контакта с животными, насекомыми.

Согласно разделу IV Инструкции «О порядке применения положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией по приказу работодателя с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза: незамедлительно (групповое, со смертельным исходом, особо опасные инфекции); в течение 24 часов - при получении предупредительного диагноза острого профессионального заболевания; в течение 10 суток - диагноза хронического профессионального заболевания. Комиссия подробно указывает, как проводится расследование, и составляет акт о нем.

Не учитываются как несчастные случаи на производстве самоубийства, естественная смерть, травмы от преступных действий самого работника (но от опьянения и действий, связанных с опьянением, несчастные случаи на производстве учитываются).


Правила особой охраны труда


1 Правила особой охраны труда женщин и лиц с семейными

Обязанностями


Особая охрана труда женщин - устанавливаемая специальными нормами, система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери и ее потомства.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или по санитарно-бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК). Перечень таких запрещенных для женщин работ медицински обоснован и включает более 500 видов различных работ.

Запрещается обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителями грузовых автомашин, а также привлечение женщин детородного возраста (до 35 лет) к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве, связанных с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств

Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей на работе, превышающих установленные для них предельные нормы.

Повышенная особая охрана труда женщин при активном материнстве (беременности, рождении и уходе за малолетними детьми) включает следующие правовые меры:

Беременным женщинам запрещаются ночные, сверхурочные работы, работы в выходные, нерабочие праздничные дни и командировки (ст. 259 ТК).

Беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, не должны привлекаться и к дежурствам на производстве после окончания рабочего дня в выходные и праздничные дни.

Беременным женщинам по медицинским показаниям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой работы она подлежит освобождению от работы с сохранение среднего заработка за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя.

В сельской местности запрещено использовать труд беременных женщин с момента установления беременности в растениеводстве и животноводстве. Они должны быть переведены на другую работу или освобождены от работы с сохранением среднего заработка. Беременным и кормящим матерям сельхозпроизводства должны бесплатно выдавать продукты питания, производимые данным хозяйством, по нормам, устанавливаемым трудовым коллективом.

Женщины, имеющие детей до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за инвалидами с детства до 18 лет и ребенком-инвалидом предоставляется по письменному его заявлению четыре дополнительных выходных дня в месяц с оплатой дневного заработка за счет средств социального страхования.

Лицам с семейными обязанностями по коллективным договорам могут предоставляться и другие льготы сверх установленных трудовым законодательством.

Все гарантии и льготы, предоставляемые женщине по материнству, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.


3.2 Правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной

Трудоспособностью


Особая охрана труда молодежи - это система специальных норм (в дополнение к общим), предоставляющих молодежи (особенно подросткам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудится и сочетать работу на производстве с продолжением образования.

Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда на подземных работах и на работах, которые могут причинить вред их профессиональному развитию (ст. 265 ТК и ст. 10 Основ об охране труда). Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Помимо работ, указанных в списке, несовершеннолетние (до 18 лет) не привлекаются также к работам вахтовым методом, работам, связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности и о работе по совместительству.

Не допускается прием на работу лиц, моложе 16 лет. Допускается прием 14-летних учащихся школ и ПТУ, но с согласия одного из родителей (лиц, их заменяющих) для работы в свободное от учебы время.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем лица до достижения 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. 266 ТК).

Несовершеннолетние (до 18 лет) работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда имеют трудовые льготы (ст. 174 КЗоТ).

Для несовершеннолетних работников ограничен вес переноски и передвижения тяжестей на работе: предельная норма - 3 кг для юношей 14 и 15 лет, 4 кг - 16, 17 лет, а для девушек - на 1 кг меньше, если перенос постоянно в течение смены, а если в течение не более 1/3 рабочей смены, то нормы увеличиваются более чем в 2 раза соответственно, но они ниже прежних. Подростки до 18 лет не должны выполнять работы только по переносу и передвижению тяжестей.

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенное рабочее время с оплатой как за полное, облегченный режим труда; запрещается привлекать лиц до 18 лет на ночные, сверхурочные работы, работы в выходные и праздничные нерабочие дни, а также к командировкам (ст. 268 ТК), кроме творческих работников театров и др.

Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки уменьшаются пропорционально сокращенной продолжительности их рабочего времени (ст. 270 ТК).

Для несовершеннолетних установлен удлиненный 31 календарных дней очередной отпуск, предоставляемый в летнее время или (по их желанию) в любое время года (ст. 267 ТК).

Для предприятий, учреждений, организаций установлена бронь (квота) приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве; отказ в приеме направленным по брони (квоте) запрещается и может быть обжалован в судебном порядке.

Российское трудовое законодательство предусматривает облегченные условия труда и для лиц с пониженной трудоспособностью по состоянию здоровья (инвалидам) или по возрасту (пенсионерам). Так, работодателям рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров по возрасту и лиц с пониженной трудоспособностью в форме посильного для них труда, надомного труда, особенно для тех, кто плохо ходит, а также использовать активнее их труд с неполным рабочим временем. Где возможно, организуются специальные цеха, участки и даже специализированные предприятия, например для слепых, глухих.

Для предприятий устанавливается квота приема инвалидов на работу. Прием инвалида, направленного в счет квоты, обязателен, иначе работодатель будет выплачивать фонду занятости определенные суммы. Для инвалидов I и II группы установлено сокращенное рабочее время в 35 часов в неделю. Их нельзя привлекать к ночным, сверхурочным работам, к работам в выходные дня без их на то согласия и если МСЭК не запрещены эти работы.


Заключение


В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий трудового права - охраны труда работников на предприятии, проанализировано ее значение, а также рассмотрены ее принципы, способы, правила особой охраны труда.

Проведенное изучение реальных данных по этому вопросу показало, что:

Охрана труда- это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др.

Охрана труда в узком смысле - это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Право на охрану труда - это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется.

Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны. Основная экономическая гарантия данного права - планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве.

Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации указанных основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работника.

Обеспечить охрану труда всех работников производства обязан работодатель, его администрация. Каждый руководитель участка, подразделения производства отвечает за создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте вверенного ему участка.

Техника безопасности - это правильная расстановка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности, как коллективные, так и индивидуальные (маски, противогазы, очки, респираторы, защитные перчатки и т. д.), профилактические средства на вредных условиях труда.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя.

Особая охрана труда женщин - устанавливаемая специальными нормами, система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери и ее потомства.

Особая охрана труда молодежи - это система специальных норм, предоставляющих молодежи трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудиться, и сочетать работу на производстве с продолжением образования.


Библиография


1. Трудовой кодекс РФ. Раздел X. Ст. 209-231; раздел XII. Ст. 253-272.

Постановление Минтруда РФ от 20 июня 1994 г. №49 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда // Бюллетень Минтруда РФ. 1994. № 7.

Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях» // Бюллетень Минтруда РФ. 1994. № 11.

Постановление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Российская газета. 1999. 16 янв.

Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 6.

Абрамова А.А. Трудовое законодательство и права женщин. М., 1999.

Голащапов С. А. Правовые вопросы охраны труда. М., 2000.

Коняхин Л. Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М.: изд-во МГУ, 2001.

Передерин С.В. Трудовые споры и порядок их разрешения, -ВГУ,1996г

Трудовое законодательство в вопросах и ответах. Уч.-пр. пособие. Н.О.Степанчикова, Брандес, М., 2001 г.

Трудовое право России. Учебник для ВУЗов. Коллектив авторов: В.В.Глазырин, Р.З.Лившиц, и др.НОРМА-ИНФРА??М.,1998 г.

Трудовое право России. Учебник. К.Н.Гусов, В.Н.Толкунова. Юрист, М., 1999 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

1. Правовые мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.

2. Социально-экономические мероприятия по охране труда

Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.

3. Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей.

4. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.

5. Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда

Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно-профилактического питания.

6. Реабилитационные мероприятия по охране труда

Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

  • Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.
  • Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:

  1. Охрана труда как институт трудового права.
  2. Охрана труда как элемент трудового правоотношения.
  3. Охрана труда как субъективное право работника.

Как институт трудового права охрана труда – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.

Как элемент трудового правоотношения охрана труда представ­ляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.

В качестве субъективного права работников охрана труда состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.

Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Другими словами, основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить па каждом рабочем месте социально приемлемый риск.

Основные принципы охраны труда

Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:

  1. Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
  3. Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  4. Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и ра­боты с вредными и (или) опасными условиями труда.
  5. Социальное страхование работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.
  6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и по­вседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Современные социально-экономические и правовые реформы в Российской Федерации привели к возникновению серьезных проблем и противоречий в организации охраны труда и здоровья. Травматизм на производстве и профессиональные заболевания приносят не только горе и страдания конкретным людям, их родным и близким, но и непосредственным образом влияют на экономику страны, негативно сказываются на жизни народа.

По оценке число несчастных случаев на производстве за последнее время возросло и составляет на планете 125 миллионов ежегодно, в результате которых гибнет до 220 тысяч человек. Травматизм и профессиональные заболевания не щадят ни один регион мира. По общим данным в России в среднем ежегодно травмируется более 400 тыс. человек, 8 тыс. из которых погибают, 12 тыс. человек становятся инвалидами.

Не случайно вопрос о мерах по обеспечению безопасности на производстве стал предметом рассмотрения. Отмечено, что в последние годы на предприятиях большинства отраслей экономики сложилось крайне неблагополучное положение в обеспечении безопасности труда, и этот вопрос стал одной из основных составляющих проблемы обеспечения национальной безопасности.

В стране уже длительный период осуществляются экономические реформы, затрагивающие все сферы общественной жизни. Развитие различных форм собственности предполагают принципиально новые подходы к правовому регулированию отношений в сфере охраны труда и здоровья.

В условиях либерализации экономики видно, что практически распалась создаваемая десятилетиями система организации охраны труда, которая в прошлом основывалась на формировании комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятии, имела управленческие связи и информационные потоки, базирующиеся на основе отраслевых служб охраны труда, региональных отделений отраслевых служб и служб охраны труда предприятий, т. е. носила отраслевой характер.

Отказ от командно-административных методов управления, введение новых отношений центра с субъектами Федерации, изменение роли отраслевых органов управления и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов, а также многие другие причины обусловливают необходимость поиска современных путей и методов государственно-правового регулирования охраны труда и здоровья.

Проводимые в стране реформы, с каким бы трудом они не проходили, в конечном счете, направлены на укрепление экономики страны, на достижение лучших условий жизни людей и, если мы действительно хотим добиться этого, то нельзя относиться к охране труда и охране здоровья как к чему-то побочному как, к сожалению, думают некоторые экономисты, считая, что затраты на них не дают никаких дивидендов.

В период становления в России рыночной экономики вопросы охраны труда и здоровья приобретают особую значимость. Применение наемного труда в различных организационно-правовых формах и структурах, в том числе основанных на частной собственности, создает опасность пренебрежения требованиями охраны труда, сокращения вложений средств именно в эту сферу. Жизнь подтверждает, что многие предприятия и предприниматели в погоне за прибылью и высокими заработками не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создается реальная угроза жизни и здоровью трудящихся.

Предприниматели западных стран уже давно убедились, что охрана труда и здоровья -- это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства. Следует четко сказать, что улучшение положения в этой сфере позволит сократить человеческие, моральные и материальные потери, которыми обременено наше государство.

Глава 1. Конституционные основы организации охраны труда

Конституция содержит основополагающие начала для развития системы законодательства в сфере организации охраны труда, определяет ведущую роль государства в организации охраны труда в Российской Федерации.

Установлено, что система управления охраной труда и организация охраны труда, практически, тождественные понятия.

Система управления охраной труда состоит из трех элементов: Первый элемент -- управляющая подсистема. Второй элемент -- управляемая подсистема. Третий элемент системы -- совокупность прямых и обратных связей между управляющей и управляемой подсистемами, создаваемого и регулируемого системой управляющего воздействия, функций, задач, информационных потоков и т. д.

Организация охраны труда включает не только нормы, регулирующие данный тип общественных отношений, но и нормы, определяющие политический статус, задачи, функции органов принимающих участие в правовом регулировании организации охраны труда.

Структура правового регулирования организации охраны труда должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению, обеспечивает его эффективную реализацию.

Система законодательства в сфере охраны труда состоит из:

Норм и правил, регулирующих организацию и управление охраной труда;

Норм и правил, регулирующих обеспечение охраны труда;

Норм и правил, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих различные виды юридической ответственности в связи с нарушением законодательства по организации охраны труда.

Регулирование отношений в сфере организации охраны труда можно определить как осуществление при помощи всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения в области организации охраны труда.

Конституцией РФ 1993 года (ч. 3 ст. 37) установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право может быть реализовано за счет технического перевооружения и реконструкции производства, комплексной механизации, автоматизации, электрификации и роботизации производственных процессов.

В основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

в главе Х - "Охрана труда";

в главе XI - "Труд женщин";

в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

Признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

Государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

Обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

Обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

Гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Глава 2. Конституционные основы охраны здоровья

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которое является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в Российской Федерации представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством Российской Федерации гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятиях, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

охрана труд здоровье конституционный

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Охрана здоровья - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

2) Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

3) Охрана труда и здоровья -- это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства.

4) Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

5) Роль охраны здоровья граждан - сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, которое стремится к совершенствованию правового регулирования и закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

6) Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Список используемой литературы

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий, М., Юридическая литература, 2007 г.

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

6. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г.№ 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

7. Основы законодательства Российской Федерации " Об охране здоровья граждан" от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

8. Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. М., Юридическая литература, 2004г., с. 39.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ, обеспечиваемая государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Приоритет охраны здоровья детей.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2015

    Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ. Медицинское страхование граждан России, находящихся за рубежом. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, проблемы их реализации и пути развития законодательного регулирования.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2011

    Основные направления государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2002

    Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства. Обеспечение на предприятии условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2016

    Правовое регулирование охраны здоровья граждан - совокупности мер правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2011

    Понятие и социальная сущность охраны труда. Определение направлений государственной политики в области охраны труда. Общие нормативные требования к производственной безопасности и их законодательное регулирование. Расследование и учет несчастных случаев.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2014

    Рассмотрение законодательно-нормативной базы Российской Федерации в области охраны труда. Изучение особенностей государственного управления в данной области; основные направления государственной политики. Примеры работы государственной инспекции труда.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2014

    Рассмотрение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Изучение специфики проблем охраны здоровья детей. Правовое регулирование медицинских услуг. Исследование правовых гарантий несовершеннолетних в области охраны здоровья на международном и федеральном уровнях. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Охрана труда как правовой институт. Понятие и содержание охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Обеспечение охраны труда в организации. Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда.

Тема 2. Задачи и направления социальной политики РФ

Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ . В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Охрана труда и здоровья людей

Труд - основа жизни любого общества, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. Однако в демократическом обществе труд не может быть принудитель-ным. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора.

Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую им заработок, принято называть занятостью.

Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения :

Обеспечение равных возможностей всем гражданам , проживающим на территории Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

- социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики , включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;

- поощрение работодателей , создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов , их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке и реализации мер, касающихся занятости населения, и контроле за их выполнением;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории РФ.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способ-ность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквали-фикации. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного пере-рыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице ; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах ; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда , вводит для лиц, занятых в отраслях или на участках производства с особо тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, льготы, которые служат формой компенсации за работу, наносящую ущерб здоровью человека.

Закон Республики Казахстан об охране труда. Настоящий Закон направлен на обеспечение права работников на охрану труда, устанавливает основные принципы национальной политики в этой области в целях предупреждения несчастных случаев и повреждения здоровья на производстве, сведения к минимуму опасных и вредных производственных факторов и распространяется на все виды хозяйственной деятельности и предприятий независимо от форм собственности.

Общие положения об охране труда.

Понятие - охрана труда. Охрана труда - система мероприятий и средств (социально-экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических) действующих на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов, и направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Право на охрану труда имеют:

  • - все работники, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, кооперативами, фермерскими хозяйствами и другими организациями различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями; студенты ВУЗ-ов и учащиеся средних, специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящие производственную практику и производственное обучение;
  • - военнослужащие, привлеченные к работам, не связанным с несением воинской службы; лица, отбывающие наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях;
  • - определенных органами, ведающими исполнением приговор также участники любых других видов трудовой деятельности, организованной в интересах общества и государства.

Законодательство Республики Казахстан об Охране труда состоит из настоящего Закона и других законодательных и нормативных актов по безопасности и гигиене труда и производственной среде.

В процессе трудовой деятельности на здоровье и работоспособность работающего оказывают влияние факторы производственной среды. Результатом воздействия неблагоприятных факторов производственной среды могут стать несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Трудовое законодательство обязывает администрацию предприятия предпринимать меры по созданию безопасных и здоровых условий труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Руководитель предприятия несёт ответственность за состояние охраны труда на заводе в целом. В отдельных цехах такая ответственность возложена на начальников цехов, начальников участков, мастеров. Для постоянной и систематической работы по улучшению условий труда на предприятии создан отдел охраны труда. Основными задачами отдела являются совершенствование организации работы на заводе по созданию безопасных и здоровых условий труда работающих, внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда, осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве. Отдел охраны труда ведёт учёт несчастных случаев, в специальном журнале регистрации несчастных случаев на производстве, анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимает участие в расследовании аварий и несчастных случаев, контролирует правильность расхода подразделениями предприятия средств, выделенных на мероприятия по охране труда, составляет отчёты об охране труда по установленным формам и в определенные сроки.

В соответствии с законодательством о труде должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда несут ответственность в порядке установленном законодательством Республики Казахстан. Предусматриваются следующие основные виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная.

Проблема обеспечения безопасности труда - комплексная проблема, решаемая в рамках государственной стандартизации на всех стадиях жизненного цикла продукции. Она имеет и чётко выраженный экономический характер. Улучшение условий труда, обеспечение его безопасности влияет на экономический результат производственной деятельности, так как способствует повышению производительности труда и качества продукции, сокращению потерь, которые несёт производство и общество в целом из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, текучести кадров вследствие неблагоприятных условий труда, снижения периода активной трудовой деятельности человека. Это порождает множество проблем и малоэффективно для производства.

Похожие публикации