Информационный отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры. Изучение библиотечного фонда: показатели, их суть и значение В чем состоит смысл изучения библиотечного фонда

Изучение фонда - определение его величины, содержание, ознакомление с отдельными входящими в его состав произведениями печати и степенью их использования читателями. Изучение библиотечного фонда должно носить плановый характер, включаться в перспективный и текущий план работы. Специальные методы изучения фонда: количественные, библиографические и социологические .

Количественные методы : представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных. Статистические данные позволяют исследовать величину фонда, распределение книг по отраслям знаний, книгообеспеченность, книговыдачу, читаемость, обращаемость и др. изучение использования книжного фонда по книжным формулярам или срокам возврата дает возможность установить обращаемость каждой конкретной книги.

Библиографические методы . В ходе просмотра разделов систематического каталога получают данные о наполнении фонда по отраслям знаний, годам издания, авторам. Из этого можно сделать выводы о соответствии фонда профилю библиотеки.

Используют издания книжной палаты. Научно-вспомогательные и рекомендательные указатели. Для выявления недостающей литературы ведется учет отказов выдачи книг читателям, а также запросов учет структурных подразделений вуза и читателей о приобретении необходимых изданий.

Отсутствие периодических изданий (всего названия или отдельных годов комплектов, отдельных номеров) выявляют, сверяя каталог периодических изданий с библиографическими указателями журналов и газет.

Также выявляют проблемы и в фонде продолжающихся изданий.

Социологические методы дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношение к собранным в библиотеке изданиям. Последнее проявляется в читательских интересах и запросах.

Формирование библиотечного фонда требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам .

Залог успеха состоит в умении определить, предвосхитить будущие ин-формационные запросы пользователей.

Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту.

По степени достижения полноты фонда различают:

  • * исчерпывающую по разделу - приобретаются все выходящие доку-менты - 100%;
  • * максимально релевантную (или достаточную) по разделу - приобретаются документы, несущие две трети необходимой библиотеке профильной информации - 75%,
  • * ядерную - комплектуются самые значительные (для ядра фонда) документы, несущие не менее одной трети (30%) профильной информации по конкретному разделу,
  • * справочную (20%) - документы высшей степени обобщения информации (справочники, учебники.
  • * Избыточная полнота определяет невостребованную часть фонда;
  • * Недостаточная полнота определяет слабый тематико-типологический состав фонда.

Каждая степень полноты применима только к части фонда, но ни в коем случае ни ко всему фонду. Оптимальный фонд раздела не всегда имеет высокую степень полноты.

Например, для непрофильных тем характерны оптимально низшие степе-ни полноты комплектования.

Особая форма изучения читательского запроса - анализ неудовлетворенного запроса, представляющего собой количественное несоответствие уровня и структуры библиотечных фондов существующим информационным потребностям. Неудовлетворенная часть потребностей показывает степень необходимости расширения библиотечных фондов .

Опрос - это метод сбора первичной информации для изучения таких массовых явлений, как общественное читательское мнение о тех или иных книгах или периодических изданиях.

Разновидностью опроса является анкетирование. Оно применяется для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить некоторые статистические факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы и т. п.). Так, с помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп. Анкеты должны быть хорошо обдуманы, преследовать определенную узкую цель. Вопросы в анкете должны быть простыми, конкретными, четко сформулированными, не предопределять содержание ответов и не требовать больших затрат .

Экспресс-опрос. Это быстрый, оперативный опрос, который, как правило, осуществляется по месту работы, в стенах библиотеки. Главная его особенность - очень лаконичная анкета, включающая в себя не более 5 вопросов, на ответы которых понадобится 3-5 минут .

Параллельно с проведением анкетного опроса, рекомендуется использовать метод интервьюирования. Метод этот предполагает личное общение с респондентом. Он позволяет выявить реакцию респондента на те, или иные вопросы, особенности личности. В ходе интервью интервьюер задает заранее сформулированные вопросы и фиксирует сам получаемые ответы.

Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру.

Метод экспертных оценок определяет мнения специалистов об отдельных изданиях или группе книг определенной темы. Использование этого метода поможет библиотеке при отборе устаревших или непрофильных изданий. Приглашенные эксперты могут подсказать развитие потребностей в чтении, возможные изменения в мотивах чтения и читательских интересах .

Уточнить тематику комплектования фонда позволит анализ читательских формуляров. В читательском формуляре регистрируется выданная литература, и накапливаются сведения о содержании чтения. Хотя необходимо иметь в виду, что в формуляре не отражается неудовлетворенный спрос читателя. По записям нельзя установить, какую литературу читатель запрашивал, а какую брал по рекомендации библиотекаря, или с книжной выставки, удовлетворен ли его спрос, прочитаны ли взятые книги. Сведения из формуляра не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам.

Чтобы преодолеть эту ограниченность, запись выданных книг рекомендуется сопровождать условными знаками, указывать причину спроса (например, подчеркнуть инвентарный номер книги, взятой читателем по рекомендации библиотекаря, или поставить «сиглу») .

Следовательно, анализ формуляров должен сопровождаться серьезным подготовительным периодом (определение категории пользователей, конкретной темы, система служебных отметок и т. д.), От этого завит качество анализа. В заключительной части аналитической справки важны предложения и конкретные действия библиотеки по улучшению качественного состава фонда, его рекламы.

В практике различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу. Они дополняют друг друга и направлены на выявление потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какая литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй - дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает пробелы в комплектовании .

Анализ книжных формуляров - специальный библиотечный метод изучения обращаемости книг среди читателей. Сочетание анализа формуляров некоторых книг с анализом читательских отзывов о них помогает выяснить общественную ценность той или иной книги: высокая или низкая обращаемость книги среди определенной группы читателей получает объяснение в читательских оценках и общественном мнении о ней.

Изучать обращаемость каждого произведения практически невозможно, и библиотекари применяют выборочный анализ книжных формуляров. Подобрав формуляры всех экземпляров произведения, устанавливают по инвентарным номерам время приобретения книг. Зная время приобретения, количество экземпляров и общее число выдачи книги, определяют ее обращаемость за определенный промежуток времени (например, за год) .

Тематико-типологический анализ фонда определяет виды изданий, необходимые библиотеке, интенсивность использования и причины образования пассивной части фонда.

Данный способ изучения комбинирует в себе статистические и социологические методы. Результаты данного метода исследования более полные и эффективные.

Для изучения определяется конкретный раздел фонда в соответствии с таблицами ББК.

Изучение фонда необходимо планировать и вести эту работу последовательно с использованием различных методов. После окончания работы итоги анализа следует использовать для совершенствования первичного и вторичного отбора, для улучшения расстановки, хранения и рекламы фонда.

Координация комплектования библиотечных фондов - это взаимодействие библиотек в согласованном приобретении литературы.

Методика изучения состава и использования фонда.

Анализ состава фонда и его использования является одним из направлений НИР библиотеки и проводится в целях улучшения комплектования, выявления малоиспользуемой литературы и повышения целенаправленности библиотечного и справочно-информационного обслуживания в соответствии с задачами, решаемыми производственными и научными коллективами .

Изучение фонда следует проводить систематически, планово. Рекомендуется составлять перспективный план, предусматривающий поэтапное изучение отдельных частей фонда, начиная, как правило, с профильных для данной библиотеки разделов. Для изучения состава фонда необходимы наличие полноценного СПА, систематический учет запросов и выдачи различных видов НТД и документов. Для анализа и использования фонда применяются специальные методы: количественные, библиографические, социологические. Количественные методы дают объективные данные о составе, объеме, использовании фонда на основе статистического анализа, при котором применяются различные учетные документы: журнал учета, книга суммарного учета, книжные формуляры. Статистический анализ основывается на различных показателях, характеризующих фонд и его использование, абсолютных (объем фонда, количество книговыдач, число читателей) и относительных (читаемость, обращаемость и книгообеспеченность) показателях. В результате такого анализа можно сделать выводы о фонде в целом, его частях, выявить малоиспользуемую литературу. Данные статистического анализа носят предварительный характер. После его проведения необходим более трудоемкий анализ качественного состава фонда с помощью систематического каталога: выявление видового и хронологического составов фонда, средней экземплярности, количества названий по ой или иной теме. Анализ качественного состава фонда проводится с помощью библиографических методов , которые дают представление о его наполнении по отдельным отраслям знаний, позволяют выявить проблемы. Для этого проводится сверка фонда по систематическому каталогу с различными библиографическими указателями, с изданиями государственной библиографии. Кроме того, для выявления пробелов большое значение имеет анализ отказов. Библиографические методы применяются в основном с целью докомплектования фонда. Социологические методы помогают выявить особенности спроса, потребностей читателей и абонентов, их контингент. Различаются непосредственные методы изучения - анкетирование, интервьюирование, сбор отказов - и опосредованные методы - изучение с помощью различных материалов, фиксирующих запросы и потребности читателей, анализ читательских формуляров, талонов обратной связи, отказов и т. д. .

Кроме применения специальных методов изучения фондов, следует периодически проводить анализ его использования путем сплошного просмотра книжных формуляров всех изданий, находящихся в фонде, для установления обращаемости отдельных изданий, выявления малоиспользуемых документов и литературы, пользующейся повышенным спросом.

Анализ состава книжного фонда, аудиовизуальных материалов и электронных изданий по различным отраслям знаний в специализированных детских библиотеках МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района»

по итогам 2013 года

Цель : Всесторонне изучить состав, движение и использование книжного фонда детских библиотек города Елабуга и проанализировать на соответствие требованиям обслуживания детей-инвалидов.

М етод изучения : математический метод.

1.Общая характеристика библиотеки

Елабуга - город с населением 72,1 тыс. человек, детское население в возрасте от 0 до 14 лет - 14210 человек, от 0 до 17 - 17082 человек.

В состав МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района» входят две специализированные детские библиотеки: Центральная детская библиотека детская библиотека-филиал №3.

Детские библиотеки Елабуги выполняют социальный муниципальный заказ, предоставляя своим пользователям информационные ресурсы и сопровождая их в мире книг и информации. Сегодня библиотеки для детей - неотъемлемый компонент социокультурной инфраструктуры местного сообщества. Она осуществляет актуальную миссию по предоставлению информации, необходимой для успешного существования в обществе, где роль знаний, образованности, информированности постоянно растет.

Основные показатели по итогам 20013 года:

наименование

книжный фонд

читатели

посещения

книговыдача

Центральная детская библиотека

Детская библиотека, филиал №3

В зоне обслуживания центральной детской библиотеки находятся: 5 детских садов, 4 средние общеобразовательные школы, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

В зоне обслуживания детской библиотеки-филиала №3 находятся: 10 детских садов, 8 средних общеобразовательных школ, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

Охват библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в городе составляет 64,9%.

Сегодня детские библиотеки имеют автоматизированные рабочие места, могут использовать в своей работе не только фонды, но и компьютеры, копиры, мультимедиа проекторы, ресурсы Интернет, электронную почту.

2. Изучение объема библиотечного фонда детских библиотек.

Основным ресурсом любой библиотеки является ее фонд. Библиотечный фонд определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей - читателей библиотеки.

Количественный и видовой состав фонда:

Всего

Книжный фонд

Аудиовизуальные материалы и электронные издания

Периодич. изданий

Видовой состав фонда достаточно однороден. В основном это печатные издания на русском и татарском языках. Доля аудиовизуальных материалов и электронных изданий составляет всего-59 экз. Количество электронных изданий зависит от степени компьютеризации библиотеки, в настоящее время, когда библиотеки компьютеризированы, следует стремиться к значительному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда.

Периодические издания, выписываемые библиотеками, стали ставить на индивидуальный учет с 2010 годы и списывать через 5 лет.

Состав фонда по отраслям (%)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Языковый состав фонда:

На рус.яз.

На тат.яз

Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в детской библиотеке определяется по следующей формуле.

Фб = К x Н,

Фб - фонд библиотеки;

К - книгообеспеченность на душу населения (по нормативу, установленному Модельным стандартом деятельности общедоступной муниципальной библиотеки - в городах - от 5 до 9 экз. на одного жителя);

Н - численность детского населения

Рассчитаем минимальный объем фонда в детских библиотеках г. Елабуга:

7 х 14210= 99470 экз.

Это меньше имеющегося библиотечного фонда на 12 803 экз.

3. Движение фонда.

Важный показатель комплектования и обслуживания - количество новых поступлений. Оно должно определяться из расчета 250 книг на 1000 жителей или в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, рекомендуемой сотрудниками РНБ, в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038 W, где W- размер годовой книговыдачи (п.7.1. «Руководство для детских библиотек России») Для наших библиотек по данному «нормативу» это -5900 книг ежегодно.

Количество поступлений

Всего

Книг

Аудиовизуальные материалы

Электронные издания

Периодич. изданий

2012 2012

Пытаясь заполнить пробелы в комплектовании, детские библиотеки делают ставку на активное использование периодических изданий. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.

60 наименований периодических изданий получали детские библиотеки в 2012 году, 73 наименования в 2013 году. Для инвалидов в 2013 году было получено 32 экз. журналов (5 комплектов). Это журналы для слепых и слабовидящих «Наша жизнь» и «Школьный вестник» с укрупненным шрифтом и по Брайлю.

Количество поступлений по отраслям (всего и % к общему поступлению)(через косую черту-периодика)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Всего в т.ч. периодика

всего в т.ч. периодика

Количество поступлений на языках

На рус.яз.

На тат.яз.

Выбытие из фонда

Обновляемость фонда (О):

О=Фнов-Фвыб/Ф*100%

Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объема ввода изданий над объемом вывода. Ведь сокращение новых поступлений не может способствовать удовлетворению читательских потребностей. По рекомендации ИФЛА, фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10% книг, изданных за последние 2 года, 30-40% книг, изданных за последние 5 лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5% изданий текущего года.

В детские библиотеки Елабуги в 2013 году поступило (даже с учетом периодики) всего 1,9 % изданий; в 2012 году- 1,7 %; всего 1,8% изданий поступило за последние 2 года.

Обновляемость фондов детских библиотек нулевая. Ухудшаются не только количественные, но качественные показатели книжного фонда, т.к. на протяжении нескольких лет фонд не обновляется.

Обновление фонда - это один из важнейших показателей качественной оценки деятельности библиотеки, процесс его формирования путем приобретения новых документов и исключения ветхих, утративших читательский спрос. Коэффициент обновляемости - важнейший показатель качества комплектования фондов и обслуживания пользователей - должен составлять 3% от объема фонда библиотеки.

4. Анализ использования фонда детских библиотек

Количество читателей

всего

Книговыдача

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Книговыдача измеряется в экземплярах, выданных пользователям изданий. Сведения о ней содержатся в документах учета обслуживания пользователей (читательские формуляры, дневник работы библиотеки и др.).

Динамика роста фонда, книговыдачи и числа читателей в2012-2013 гг.

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа читателей рассчитывались темпы роста этих показателей

Темп роста вычисляется по формуле:

Тр= Значение показателя за последующий год

Значение показателя за предыдущий год

Трф= 86667 = 1,01 (темп роста величины документного фонда)

Тра = _9220 = 1,004 (темп роста числа читателей)

Трв = _155499 = 1 (темп роста книговыдачи)

Трв<Тра = Трф

(1 < 1,004 = 1,01)

Такое соотношение темпов роста показателей свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Обращаемость фонда (Об)

Об=Ч/К;Об=В/Ф

1 , 8

Обращаемость показывает интенсивность использования БФ. Нормативные границы показателя обращаемости документного фонда - от 1,3 до 2,5.

Обращаемость фонда детских библиотек больше нижней границы норматива, но все же, недостаточна. В фонде есть литература, которая не используется читателями. Возможно это устаревшая по содержанию отраслевая литература или ветхая детская литература.

Детские библиотеки города испытывают острый дефицит новой, современной художественной литературы для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.

Не надо думать, что современные подростки не читают книги, отдавая предпочтение компьютеру,телевизору и прочим электронным развлечениям. На самом деле это далеко не так. Большая часть подростков все же любят книги.

Читаемость фонда (Ч):

Ч=В/А

Читаемость (Ч) определяется как количество экземпляров документов, прочитанных одним читателем за определенный период времени. Читаемость ниже средней говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей, хотя это явление может быть вызвано и другими причинами, определить которые можно путем анализа статистической отчетности.

Средний показатель читаемости книжного фонда равен 22,1.

Средняя читаемость в детских библиотеках 17, читаемость низкая. Но это общероссийская тенденция. Наши дети стали читать меньше. Отчасти это связано с развитием мультимедийных технологий и упрощением доступа к информации. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания электронных библиотек, электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и облегчения доступа к ним. А также особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры.

Книгообеспеченность (К)

К=Ф/А

Средний показатель книгообеспеченности по детским библиотекам города составил 9,4. В России принят нормативный минимум книгообеспеченности на одного пользователя библиотеки - 12 экз./чел.


о недостаточном ассортименте книг для читателей.

5. Анализ показателей структуры

Коэффициент укомплектованности (Кук)

Кук=Фопл/Ф*100%

ис-во,спорт

Коэффициент использования отраслевых разделов фонда (Кисп)

Кисп=Вопл/В*100%

ис-во,спорт

Коэффициент соответствия (Кс):

Кс=Кисп/Кук

Вывод об использовании отдела

Активно используется

Сверхактивно используется

Сверхактивно используется

Ис-во,спорт

Пассивно используется

Пассивно используется

Активно используется

Активно используется

Исходя из данной таблицы можно сделать выводы об интенсивности использования фондов отраслевых отделов. Активно используемыми отделами считаются те, Кс которые колеблется от 0,8 до 1,3, пассивно используемыми — при Кс ниже 0,8 сверхактивными — Кс которых выше 1,3. В итоге даются рекомендаций для совершенствования комплектования.

Причины образования пассивной части фонда: литература ветхая и устаревшая по содержанию в отраслевых отделах фонда мало спрашивается читателями в детских библиотеках, литература на 80% устаревшая по содержанию, 80-90-х гг издания.

Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. С одной стороны такая ситуация связана с книгоиздательской политикой, а с другой зависит от качества комплектования и финансовых средств. В результате дети-читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.

5. Обобщение полученных данных

Статистические данные позволяют определить основные показатели библиотечной деятельности читального зала ЦБ за 2010г.

Показатель

Детские библиотеки

Норматив

Книгообеспеченность

1 пользователя (экз.)

Читаемость библиотечного фонда

Обращаемость библиотечного фонда

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа пользователей рассчитывается темп роста: а) фонда; б) книговыдачи; в) читателей.

На 01.01.2014 г. образуется соответствующий динамический ряд:

Динамика показывает соотношение темпов роста показателей и свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Темпы роста основных показателей низкие, это требует принятия управленческих решений по формированию имиджа библиотеки, усиление работы по продвижению книги путем проведения мероприятий вне стен библиотеки, улучшение как индивидуальной, так и массовой работы с читателями, привлечение удаленного пользователя, совершенствование информационной работы и т. д.

Современный читатель стал пользователем. Для него Сеть - глобальное информационное поле - является первоочередной отправной точкой поиска информации и знаний. Все чаще информация черпается в виртуальной среде, т. е. вне библиотечного пространства.

Объективной причиной снижения числа пользователей является также уменьшение детского населения, а также недостаточное финансирование.

На приобретение книг и периодических изданий было использовано:

124 071 р.57 коп.

176 907 р. 45 коп

А это -18-19 рублей на 1 читателя-ребенка.

Недостаток бюджетных средств сказывается на материально-технической базе, проблемах сохранности библиотечного фонда, повышении профессиональной подготовки и переподготовки библиотечных кадров (этого требует и компьютеризация библиотек).

Фонды детских библиотек пополняются из разных источников:

  1. дары от читателей;
  2. покупка изданий на вырученные средства от платных услуг;
  3. приобретение на средства, выделенные из местного бюджета;
  4. приобретения на федеральные и республиканские средства;
  5. подписка;
  6. перераспределение внутри ЦБС;
  7. книги, принятые взамен утерянных;
  8. привлечение спонсорских средств.

    6. Выводы по анализу

  • Постоянно растущие цены на книжную продукцию, подписку на периодические издания, библиотечную технику сильно тормозят пополнение фонда детских библиотек. Необходимо увеличение государственных ассигнований для пополнения фонда. Требуется увеличение средств внебюджетного финансирования. Расширение круга спонсоров, благотворительная помощь, развитие сотрудничества с книготорговыми организациями. Необходимы затраты на новое электронное оборудование для полноценного и оперативного удовлетворения читательских запросов.
  • Тем не менее, библиотеки продолжают оставаться востребованными. Услугами библиотек пользуется каждый второй ребенок
  • Библиотечные фонды детских библиотек города составляют 86667 экз., что ниже норматива на 14, 8 %. Для библиотеки расположенной в городе, этот объем фонда недостаточен.
  • Низкая книгообеспеченность в детских библиотеках свидетельствует
  • о недостаточном ассортименте книг для читателей
  • Наибольший процент фонда это издания 10-20-летней давности, многие из них потеряли актуальность, устарели по содержанию. Практикой установлено, что книги и др. источники информации (имеется ввиду познавательная литература) теряют актуальность через 2-5 лет.
  • Количество поступлений новой литературы в 4 раза ниже, чем рекомендовано нормативом.
  • В связи с незначительными поступлениями новой литературы в фонд динамика роста фонда незначительная. Обновляемость фонда нулевая. Это приводит к его качественному и количественному ухудшению, возрастает количество отказов.
  • В фондах отсутствует литература для такой категории пользователей как слепые и слабовидящие дети. Два журнала вряд ли спасут ситуацию.
  • Данная ситуация с комплектованием книжного фонда приводит к оттоку читателей из библиотеки и особенно жителей с ограничениями по зрению.
  • Читаемость ниже средней (17) говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей.
  • Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. В результате читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.
  • Оправдано стремление детских библиотек заполнить пробелы в комплектовании периодическими изданиями. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.
  1. Книжные фонды детских библиотек необходимо докомплектовать познавательной литературой для детей разного возраста, а также справочной литературой. Но не следует приобретать новые однотипные издания, если есть аналогичные более поздних лет, создавая так называемую скрытую дублетность.
  2. Фонд необходимо докомплектовать электронными изданиями и аудиовизуальными материалами в помощь обслуживаю незрячих пользователей, а также «говорящими» книгами и флеш-картами для незрячих читателей.
  3. Необходимо увеличить комплектование библиотек новыми современными художественными изданиями для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.
  4. Списать устаревшую, не пользующуюся спросом литературу. Искусственное сдерживание вывода из фонда изданий, переставших пользоваться спросом, приводит к увеличению пассивной части фонда, к падению эффективности использования фонда.
  5. Непрофильные издания необходимо передать в обменно-резервный фонд ЦБС для перераспределения в другие библиотеки-филиалы.
  6. Пересмотреть подписку на периодические издания и дополнительно выписать детские познавательные журналы по технике и естествознанию, и дополнительно выписать журнал или газету для слепых и слабовидящих пользователей.
  7. Особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры, поэтому необходимо усилить работу по пропаганде ББЗ и по продвижению книг путем проведения мероприятий
  8. Провести более углубленный анализа фонда, используя дополнительные индикаторы:

    1. Удовлетворенность пользователей. Общая удовлетворенность или удовлетворенность отдельными услугами. Метод измерения - опрос.

    2.Оперативность комплектования. Период времени между датой публикации документа и поступления в библиотеку.

    3.Оперативность обработки книг. Период времени между датой поступления книги в библиотеку и расстановкой на полке.

    4.Доступность. Доля материалов, с которыми пользователь может работать непосредственно в библиотеке или которые может получить на дом.

    5.Поиск по названию. Соотношение названий, которые ищет пользователь, с названиями, занесенными в каталог.

    Таким образом, всестороннее изучение книжного фонда детских библиотек математическим мето-дом помогло в изучении его использования, в выявлении ошибок в комплектовании, в получении информации о качестве фонда, в принятии управленческих решений по самым разным аспектам.

    Зав. информационно-библиографическим отделом: В. Мухсинова

Изучение состава и использования библиотечного фонда Целью изучения состава и использования библиотечного фонда, проводимого во всех структурных подразделениях библиотечной системы, является выявления малоиспользуемой и неиспользуемой литературы, решения вопросов докомплектования и усиления популяризации изданий. Работа по изучению состава книжного фонда проводится всеми библиотеками-филиалами ЦБС регулярно. Итоги изучения и мероприятия по реализации этих итогов включаются в оперативный план комплектования единого фонда. Перед изучением состава и использования книжного фонда проводится подготовительная работа, включающая в себя: 1) проверку правильности заполнения учетной документации, материалов об отказах; 2) проверку правильности расстановки книжного фонда; 3) подготовку таблиц анализа фонда; 4) подбор библиографических пособий и составление списков литературы для выявления пробелов в фонде; 5) инструктаж библиотечных работников (ознакомление с методическими рекомендациями и календарным планом выполнения работ); Статистический анализ состава и использования фонда проводится ежегодно всеми филиалами и по ЦБС в целом. Оценка состава фонда и его использования проводится по следующим основным показателям: 1) величина фонда и его состав по отраслям; 2) величина и состав поступления и выбытия литературы; 3) книгообеспеченность читателей; 4) выдача изданий из фонда подразделения и полученных из единого фонда во временное пользование; 5) неудовлетворенный спрос читателей (отказы). Данные исследования заносятся в таблицы «Статистический анализ фонда» и «Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний» (см. Приложение 1, Приложение 2). Учетные документы и статистический отчет дают сведения о том, сколько изданий состояло на начало и конец года, поступило и выбыло в течение года, об отраслевом составе фонда. Определяется процентное отношение величины каждого отраслевого отдела ко всему фонду. Результаты статистического анализа все филиалы библиотечной системы в установленные сроки представляют в ОК и О центральной библиотеки. На основе сравнительного анализа оценивает эффективность распределения литературы между подразделениями ЦБС; выявляет филиалы с низкой книгообеспеченностью, читаемостью, обращаемостью, недостаточной (избыточной) величиной отраслевых отделов. Мероприятия по устранению выявленных недостатков включаются в оперативный (годовой) план комплектования единого фонда ЦБС. Выявление необходимых изданий, отсутствующих в ЦБС, проводят все работники отделов обслуживания. Сведения об отсутствующих в фонде изданиях выписываются на карточки и передаются в ОК и О, который принимает меры по восполнению выявленных пробелов. Подразделения ЦБС регулярно осуществляют сплошной просмотр находящихся на полках изданий одного отдела с целью выявления мало или совершенно не используемых читателями книг, а также экземпляров, нуждающихся в ремонте и реставрации. Анализ проводится по отметкам на книжных формулярах по схеме, показанной в приложении № 3. Устанавливаются причины активного или слабого использования конкретного издания: «непрофильные» книги; не соответствующие запросам и интересам читателей данного филиала ЦБС; приобретенные в излишнем количестве экземпляров; устаревшие, утратившие научную и познавательную ценность; неудовлетворительно полиграфически исполненные; ветхие; плохо пропагандируемые. Аналитический метод дает возможность в определенной мере выяснить эффективность комплектования и использования фонда, но принимая во внимание трудоемкость он применяется в библиотеках ограниченно. Таблица «Изучение использования отдельных книг», применяемая в аналитическом методе, приведена в приложении № 4. Качественный состав фонда можно изучить также с помощью социологических методов: анкетирование, интервью, экспертной оценки, а также контент-анализа. Позитивным в этих методах есть то, что они дают возможность выявить отношение читателей к фонду библиотеки, их оценку комплектования библиотеки. Некоторые социологические методы дают возможность изучить непосредственно фонд (контент-анализ, экспертные оценки), другие - соответствие книжного фонда запросам читателей. Среди этих методов привлекает внимание контент-анализ, который дает возможность одновременно изучать состав фонда и его использование. Технология его проведения предусматривает несколько последовательных действий. Необходимо определить содержание анализа. На основе выводов статистического анализа и плана библиотеки следует определить отдел, который будет изучаться, и темы, которые раскрывают его содержание. Таблицы, заполняемые по данным исследования приведены в приложениях №№5-8. Литература, не потерявшая научной и художественной ценности, но ставшая ненужной или непрофильной для данной библиотеки, а также издания, накопленные в излишней экземплярности, перераспределяются между подразделениями системы или передаются в ЦБ. Литература, не представляющая интереса для читателей ЦБС, передается в обменный фонд ОК и О, библиотеки других ведомств или списывается в установленном порядке. Ветхие издания ремонтируются на месте или передаются в переплетные мастерские. Принимаются меры по активной пропаганде среди читателей незаслуженно забытых изданий. Приложение 1 % экз. % экз. % экз. % экз. % Худож. экз. % Составляло на начало года Поступило на протяжении года Выбыло на протяжении года Составляет на конец года Выдано за год Обращаемость Книгообеспеченность Читаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Ин. экз. Лит.вед. Крымтат % Техн. Рус. экз. Ест. По языкам Укр. ОПЛ Брошюр Всего По видам книг Книжный фонд По отраслям Иск, С/х спорт Краеведение Статистический анализ фонда * филиала №_______ за 20____г. Приложение 2 Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний * филиала № _______ за 20_____год Всего ОПЛ Ест.науч. Техн. С/х Иск., спорт Лит.вед. Худож. лит-ра Укр. Рус. Ин. Книговыдач Книжный фонд Обращаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Крым.тат. Краевед. Приложение 3 Схема написания анализа изучения книжного фонда 1. Определить отдел книжного фонда или тему анализа. 2. Определить цель данного анализа. 3. Определить методы изучения фонда. 4. Составить таблицу(ы). 5. Проанализировать. 6. Сделать выводы. 7. Наметить план работы по результатам анализа. Приложение 4 Изучение использования отдельных книг № п.п. Шифр Автор, название Год издания К-во экз. Сколько раз выдавалась Устаревшая Причины Непро- Многофильная экз. Недостаток экз. Примечание Приложение 5 Анализ книгообеспеченности книжного фонда библиотеки-филиала № ________ учебная техниучикум лище Отдел Название отдела 32.97 32.973 Вычислительная техника ЭВМ и устройства 175 16 35 - 64 7 - 17 2 12 3 16 3 11 1 20 - 191 35 71 - 19 15 19 12 20 Итого: научнопопулярная производственная для специадля листов рабочих Всего книг по каталогу справочная ВУЗ ср.школа Приложение 6 Анализ интенсивности использования книжного фонда __3_ отдела подотдела 32.97 «Вычислительная техника» Год издания Всего книг До 1995г. 1995-2005 2006-2010 7 70 5 Ни разу не выдавалась 12 - Всего 82 12 (14,6%) 1 - 3 р. До 5 р. До 10 р. Свыше 10 р. 1 17 - 5 18 1 4 - 1 19 4 18 (22%) 24 (29,3%) 4 (4,9%) 24 (29,3%) № п.п. Название отдела и тем больше 10 раз 6 - 10 раз 3 - 5 раз По языкам 1 - 2 раза ни разу не выдавались просмотрено на полках крымскотатарский Типы изданий украинский русский справочные учебные научнопопулярные научные официальные Всего по каталогу Приложение 7 Изучение отдела книжного фонда методом контент-анализа Использование Приложение 8 Анализ причин образования неиспользуемой части книжного фонда подотдела _______ «___________________________________» Всего просмотрено книг По причинам Малоиспользуемые непрофильные дублетные устаревшие незаслуженно забытые


^ Изучение состояния и использования библиотечного фонда
В отчетном году продолжалась работа по изучению состояния и использования своих фондов с целью выявления малоиспользуемой, устаревшей литературы, засоряющей фонд. Хорошо в этом плане поработали Центральная и Новотульская сельская библиотека, которые очистили свои фонды от ветхой и устаревшей литературы. Кроме этого Центральная библиотека провели анализ своего фонда по искусству и спорту. Сравнительный анализ показал, что книг по искусству больше, чем по спорту, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые, т.к. они быстрее утрачивают свою актуальность и раньше списываются. В отделе по спорту не хватает изданий о современных спортивных достижениях, олимпийских играх, истории того или иного вида спорта. Хотя отдел по искусству более укомплектован, все же не хватает литературы об отдельных музеях, дизайне и дизайнерах и т.п.

В целом анализ литературы показал, что фонд не удовлетворяет потребностей читателей, литературы мало, а состав имеющихся книг требует докомплектования (особенно литературы по спорту). Хотелось бы отметить Липовскую библиотеку- провела анализ фонда по технике и сельскому хозяйству, Абашевскую библиотеку- исследовала свой фонд по естествознанию.

Ликвидировать пробелы в фонде позволяет постоянная работа с картотекой отказов, которая ведется во всех библиотеках и позволяет уточнять тематику комплектования, удовлетворять запросы читателей. Анализ отказов показал, что наибольшее число отказов приходится на учебную и художественную литературу. По-прежнему не хватает литературы по краеведению, о спорте, профессиях. Из художественной литературы- это К.Булычев, В.Астафьев, М.Веллер, А.Толстой.
^ Списание литературы


Всего:


В том числе:

Утрата

Ветхость

Дефект-

ность.


Устарелость

по содерж.


Непро-

фильность


Периодика

1

3173

315

817

-

401

-

1640

%

9,9%

25,7%

-

12,6%

-

51,6%

Обеспечить качественный состав фонда можно только в случае преобладания объема новых поступлений над объемом выбывших изданий. В нашем случае преобладает обратная тенденция: выбытие в связи с ветхостью и устарелостью преобладает на 399 экз.

Из фонда библиотек в этом году было списано 3173 экз., это составило 2,3% от общего фонда. В основном, списание проходило по ветхости- 25,7%, 12,6%-морально-устаревшая литература. Но данного количества списанной литературы недостаточно. В фондах остается много устаревшей, малоспрашиваемой литературы.
^ Сохранность книжных фондов
Важнейшей задачей остается и проблема сохранности книжного фонда. Одним из условий, обеспечивающим сохранность книжных фондов, являются плановые проверки фонда. В этом году плановые проверки прошли в ЦБ, Владимировской и Чувичинской сельских библиотеках. Во всех этих библиотеках недостача не превышает установленных норм (2% от ежегодной книговыдачи). По вопросам сохранности книжного фонда были сделаны выезды в Масленниковскую, Абашевскую и Владимировскую сельские библиотеки.

^ Работа с каталогами
В 2013 году Электронный каталог пополнился на 3447 записей. И составляет 19510 записей. ЭК на новые поступления ведется с 1996 года –составляет 15046 записей. Эк электронный ресурсов составляет 572 записи- пополнился на 6 записей. База ретроспективного характера-3892 записи- пополнился на 3892 записи. За отчетный год было отредактировано примерно 1000 записей.

^ Методическая и практическая помощь библиотекам

Одним из направлений деятельности сектора комплектования и обработки является оказание методической и практической деятельности библиотекам. Во-первых, это помощь начинающим библиотекарям. Для библиотекарей М-Лебяжской, Чагринской и Студенецкой библиотек была проведена школа начинающего библиотекаря, где проводилась учеба по ведению учетных форм документов, составлению актов на списание, ведению и оформлению каталогов. На семинаре «Планируем работу на год» была дана консультация по планированию работы с фондом, изучению фонда и его разделов, составлению отчетов. Во вторых, это выезды с практической помощью. Новокуровскую библиотеку посетили целью практической помощи в организации и расстановке фонда читального зала. Также были сделаны выезды в Чагринскую, Еланскую, Масленниковскую сельские библиотеки, где были оказаны практические и методические советы.

Анализируя проблемы библиотечных фондов и их формирования, хотелось бы надеяться, что даже при минимальном количестве литературы, которую получают наши библиотеки в настоящее время, они сохранились бы как очаги культурной и духовной деятельности.


    1. Информатизация и автоматизация библиотечных процессов

В 2013 году произошло увеличение количества ПК на 3 единицы за счёт средств «Областной целевой программы «Развитие информационно – телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы».

Центральная библиотека использует в своей работе ноутбок, с его помощью проводятся слайд презентации, видео просмотры на массовых мероприятиях.

Центральная детская библиотека имеет электронную книгу, которую использует в своей работе, осуществляется открытый доступ к устройству.

Кол-во библиотек, имеющих ПК: 17, из них в центральной библиотеке 9,

в центральной детской библиотеке – 4, в Новотульской сельской библиотеке – 2, Прогресская сельская библиотека – 1, Новокуровская сельская библиотека-1.

3 библиотеки м.р. Хворостянский имеют копировально-множительную и оргтехнику:5 принтеров, 1 факс, 1ксерокс, 1 МФУ, 1 сканер – в центральной библиотеке, 1 МФУ – в центральной детской библиотеке, 1 принтер – в Новотульской сельской библиотеке.

4 компьютера в Центре общественного доступа центральной библиотеки находятся в локально – вычислительной сети, сервера нет.

В Хворостянской межпоселенческой центральной библиотеке автоматизированы следующие процессы: обработка новой литературы, аналитическая роспись СКС, электронного краеведческого каталога, подписка периодических изданий, с помощью программы АИБС МАРК 4.5.

14,4 % книжного фонда отражено в Электронном каталоге по инвентарным номерам.

Архивные копии хранятся на флэшнакопителях и дискетах.

Интернет

Интернет-провайдером в библиотеках м.р. Хворостянский является Мегафон, тип подключения к Интернет – оптоволокно, скорость интернет-канала: получение – 2.01 Мбит/с, передача – 2.07 Мбит/с.

5 библиотек района, имеют e-mail: центральная библиотека, детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека.

Блокировка доступа к запрещённым сайтам при общении к ним с ПК библиотеки производится провайдером.

^ Автоматизированное обслуживание

К электронному каталогу открытого доступа нет.

5 библиотек м.р. Хворостянский: Межпоселенческая центральная библиотека, центральная детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека предоставляют ПК пользователям библиотеки для самостоятельной работы, в т.ч. для самостоятельной работы в Интернет.

^ Виртуальная среда

Адрес: http://vk.com/id229084834

Из платных услуг, оказываемых библиотекой, наиболее востребованные: ксерокопирование, самостоятельная работа на компьютере, распечатка документов с флэш-накопителя пользователя.

Наиболее востребованные пользователями услуги с использованием компьютерного оборудования: сканирование документа, распечатка документа на принтере, копирование информации на флэшнакопитель, ксерокопирование, изготовление информационных буклетов, пригласительных билетов.

Перечень мероприятий из плана по информатизации библиотеки на 2014 год :

1.Создание интернет-сайта Хворостянской межпоселенческой центрадьной библиотеки.

2.Установка компьютерного оборудования в Масленниковскую сельскую библиотеку.

3.Модернизация автоматизированных рабочих мест пользователей в ОЦД.

4.Создание виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря».

Недостаточное финансирование библиотек - является сдерживающим фактором информатизации библиотеки.
5.3 Партнерские отношения
Культура партнерских отношений стала важной частью деятельности библиотек. Необходимость в более целостном рассмотрении потребностей населения района все больше свидетельствует о том, что библиотеки должны работать вместе с другими учреждениями и представителями местных органов власти, а также со своими партнерами по культурной деятельности. Библиотека сегодня может выступает как полезный партнер для других организаций в качестве общественного центра информации, центра культурной жизни, общения и досуга. А также, успешная работа библиотек во многом зависит от того, какие партнерские отношения у нее складываются с теми организациями, с которыми она сотрудничает.

Уже много лет центральная библиотека успешно сотрудничает на договорных началах с такими организациями, как Собрание представителей Хворостянского района, Отделом семьи, материнства и детства, Школы, государственного техникума им.Ю.Рябова, Домоммолодежных организаций, Центром социального обслуживания, выставочным центром « Радуга».Межпоселенческим культурно- досуговым центром с, Хворостянка. Сельские библиотеки работают в тесном контакте с Администрациями поселений, СДК, школами. Такие партнерские отношения позволяют формированию единого культурно-информационного пространства, созданию имиджа библиотеки, как сосредоточения информационных возможностей для организации и проведения совместных мероприятий.


    1. PR , рекламная, маркетинговая деятельность, библиотека и СМИ

В целях поддержания положительного имиджа библиотек, формирования надежной репутации среди населения района, осуществлялось информирование реальных и потенциальных читателей о деятельности библиотек. Приоритетными направлениями в маркетинговой стратегии в 2013 году являлись:

Развитие и продвижение качественных библиотечных услуг,

Разработка и и использование технологий по привлечению новых читателей
- создание условий по продвижению информационных ресурсов библиотеки в рамках Года окружающей среды.

В зоне обслуживания библиотек нашего района находятся следующие группы пользователей: учащиеся школ, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, рабочие, пенсионеры и интеллигенция. В связи с этим, для создания и развития полноценной информационной структуры и удовлетворения запросов всех категорий пользователей библиотеки стремились использовать все формы и методы работы библиотек, раскрывающие фонды библиотек, рассказать о предоставляемых услугах. Удачно проведенная реклама способствует привлечению читателей в библиотеку и повышению ее престижа. К успехам прошедшего года относится и активизация рекламной деятельности библиотек, способствующей формированию их положительного имиджа среди населения и партнерских организаций. Требуют продвижения не только книги, но и все многообразие услуг, новых технологий, культурно – просветительской деятельности. Особенно это касается компьютерных услуг, Интернет технологий, информационного обслуживания. В сознании многих людей сложился стереотип библиотеки как вместилища только печатной продукции. Для того, чтобы сломить этот стереотип, библиотеки стремятся, чтобы реклама была яркой, запоминающейся, с разнообразными формами: малая печатная продукция – буклеты, листовки, закладки; вывешивание информации об услугах библиотеки, проводимых мероприятиях. В библиотеках стало традиционным проводить экскурсии, во время которых происходит знакомство с библиотекой, ее отделами. Взаимодействие библиотеки и средств массовой информации – действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создания позитивного образа библиотеки. Центральная библиотека может с гордостью говорить о многолетнем сотрудничестве с районной газетой « Чагринские зори», которая на своих страницах печатает репортажи о проводимых мероприятиях, статьи библиотекарей. В 2013 году на страницах газеты было напечатано 15 заметок о работе библиотек. Например » « Экология – новый тренд десятилетия», « Библиобус- это быстро и удобно», « Свободное время и культура досуга» и др. Следует сказать и о сотрудничестве с каналом местного телевидения «Спектр», который также частый гость многих мероприятий библиотеки. На телевидении были показаны репортажи с районного поэтического конкурса, Областных акциях « Библионочь», «Зов белых журавлей, обзоры поступлений новых книг.


    1. Организационно-методическая деятельность

^ Таблица методической деятельности специалистов м.р.Хворостянский


Показатель

Количество мероприятий

Количество участников

2013г.

2012г.

2013г.

2012г.

Количество семинаров для

библиотекарей района


Всего

5

5

115

115

В том числе для специалистов ЦБ

5

5

50

50

Количество стажировок, практикумов


Всего

4

2

12

6

В том числе для специалистов без библиотечного образования

2

1

6

3

Количество выездов специалистов ЦБ в библиотеки района

Всего

16

6

20

9

В том числе в библиотеки в составе КДУ

0

0

0

0

Количество методических консультаций

Индивидуальных

16

13

16

13

Групповых


8

8

32

24

Количество изданных методических материалов

20

9

Организационная методическая деятельность муниципальных библиотек района в 2013 году осуществлялось по следующим направлениям:

Аналитическое, направленное на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом и принятия на этой основе методических решений для совершенствования работы библиотек;

Консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям;

Инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки;

Издательская деятельность.

Одна из форм методической деятельности - аналитическая. Цель анализа - показать главное, новое, передовое в работе библиотек района, вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации. Сектор инновационно-методической работы в течение года проводил количественный и качественный анализ статистических данных сельских библиотек, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Ежеквартально составлялись статистические сводки о деятельности библиотек. Результаты аналитической деятельности доводились до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповыхконсультациях).
Анализ деятельности библиотек позволил определить динамику развития библиотек района, выявить имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры для их устранения.

В связи с получением библиотекой в начале года статуса юридического

Лица, в течение января сектором инновационно-методической

работы был подготовлены документы, регламентирующие

деятельность библиотек в новых условиях: Положение о библиотеке,

Положения об отделах МЦБ и ЦДБ, Правила пользования библиотекой,

должностные обязанности каждого сотрудника В библиотеки всё активнее внедряются инновационные

процессы. Одним из основных способов эффективной и инновационной деятельности библиотек является проектная деятельность. Реализация проектов способствует совершенствованию определённых сфер и направлений библиотечной деятельности, консолидации с партнёрскими организациями и, в конечном итоге, повышению престижа библиотеки в обществе. В рамках Года охраны окружающей среды в феврале 2013 года сектором ииновационно- методической работы был объявлен районный конкурс проектов «Живи, Земля!». Цель конкурса - организация целенаправленной работы библиотек по экологическому просвещению населения. Каждая библиотека составила свой проект, проводились мероприятия с различными категориями населения, работа по проектам широко освещалась в средствах массовой информации. Итоги районного конкурса проектов будут подведены на итоговом совещании в феврале 2014г.

С целью заявить о себе, успешно осваивается такая форма работы как акция. Из года в год всё активнее библиотеки района включаются в проведение международных, областных и районных акций. В течение апреля-июня в библиотеках проведены акции: «Библионочь»(МЦБ, Масленниковская с/б), «Библиосумерки» (ЦДБ, Абашевская, Владимировская, Новотульская, Новокуровская, Еланская, Прогресская с/б). 7мая в библиотеках прошла Международная акция «Читаем детям о войне», в которой приняли участие 1011 детей и подростков. 16 мая к Международному дню чтения в центральной детской библиотеке прошла акция «Розовый жираф». Дети услышали историю книги «Любопытный Джордж» и ее авторов. Затем прошло обсуждение прочитанного. В октябре 6 библиотек района, более 300 человек учащейся молодёжи приняли участие в областной патриотической акции «День белых журавлей». В сельских библиотеках в рамках Года охраны окружающей среды проводились экологические акции «Сохраним природу родного села» (Новокуровская, Чагринская, Еланская сельские библиотеки), «Сбережём воду, сбережём землю!»: акция по очистке берега реки Чагры (Новотульская, Владимировская сельские библиотеки. В акциях по охране природы родного края приняли участие более 100 человек. Проведение подобных мероприятий способствовало увеличению числа пользователей библиотек и повышению престижа библиотек в обществе.

В последние годы все большее внимание уделяется проблемам публичного пространства библиотек, их нового существования в социуме. Современные библиотеки стремятся стать привлекательными для более широкой и разнообразной аудитории, активно включаются в социокультурные процессы, став частью большого общественного пространства. Сектором инновационно-методической работы для библиотечных специалистов района было подготовлено сообщение об интеграции библиотек в пространство села, проявляющееся в разных аспектах. Предложено проводить мероприятия для детей вне стен библиотеки. Для чего мы «выходим» из библиотеки? Освоение новых площадок, проведение мероприятий вне стен библиотеки - все это делается с целью привлечения новых читателей, привлечения внимания общественности к проблемам чтения, поднятия престижа чтения. Это надо и библиотекам (чтобы их увидели), и читателям (возможность проявить себя).

Центральная детская библиотека в детском саду «Колосок» с.Хворостянка в июле-августе организовала работу библиотечной площадки «Литературная песочница». Дети участвовали в веселых конкурсах и играх, каждый участник имел возможность познакомиться с понравившимися книгами и журналами с выставки, а желающие смогли их взять домой для семейного чтения. Привлечено к чтению 15 детей.

Романовская сельская библиотека на детской площадке организовала «Летний читальный зал для детей», где можно было не только покататься на качелях, но и почитать книги, полистать журналы, принять участие в литературных викторинах.

Новотульская сельская библиотека в летний период работала по программе «Живая книга». Мероприятия с детьми в рамках программы проводились на природе: во время походов на речку, на детской площадке. Тематика мероприятий была самая разнообразная: это и конкурс загадок «Зелёный наряд планеты», и викторина «Угадай сказочного героя», и громкое чтение с последующим обсуждением литературных произведений. По итогам деятельности библиотек в этом направлении выпущен буклет «Радуга библиотечного мастерства: опыт работы библиотек м.р.Хворостянский».

Эффективной формой повышения квалификации, по-прежнему, остаются семинарские занятия. В апреле прошло семинарское занятие «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек». Библиотекарям был дан комплекс знаний по организации публичного пространства библиотеки, по инновационным формам обслуживания пользователей библиотек.

В настоящее время остро стоит вопрос защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для библиотекарей района состоялся семинар-практикум «Острые вопросы реализации Федерального закона РФ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на котором рассматривались вопросы маркировки фонда детской литературы.

«Рекламная деятельность библиотек – шаг на пути к Открытой библиотеке» - так назывался семинар, в ходе которого обсуждались вопросы организации рекламной деятельности библиотек. Библиотекари обменивались опытом проведения массовых мероприятий, проходящих на открытых площадках, в детских садах и школах. Им была представлена видеопрезентация опыта работы библиотек Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей, подготовленная директором МБУ «МЦБ» по результатам Летней школы директоров. Кроме этого, составной часть семинарских занятий стала рубрика «Имя в литературе», которая знакомила с современным литературным процессом в России. В 2013 году библиотекари познакомились с творчеством П.Санаева, Д.Рубиной, В.Токаревой, Г.Щербаковой. Семинар библиотечных специалистов по планированию работы библиотек на 2014 год прошёл насыщенно и интересно. На повестке дня стояли вопросы: приоритеты планирования 2014 года, знаменательные и памятные даты 2014, календарь краеведческих дат, планирование работы с детьми и молодёжью, работа с социально незащищёнными группами. Были даны рекомендации по оформлению и структуре плана, его основному содержанию и разделам.

Чрезвычайно полезными оказались семинары, организованные специалистами областных библиотек. 5 июня2013 . на базе межпоселенческой центральной библиотеки прошёл зональный семинар-практикум «Залы электронных ресурсов – технологии и формы деятельности», организованный сотрудниками Самарской областной детской библиотеки для библиотекарей Хворостянского, Приволжского и Пестравского районов. Библиотечный специалисты познакомились с технологией деятельности Залов электронных ресурсов, получили опыт создания буктрейлеров. Репортаж о семинаре был показан в одной из передач ТРК «Спектр». В октябре специалисты СОЮБ провели областную творческую лаборатория им. Н.В.Мясниковой на тему «Современные модели массовой работы в детской библиотеке». Библиотекарям был дан мастер-класс по созданию Музея проживания одного произведения, а также большой спектр информации о новых формах и методах массовой работы в библиотеке. Кроме традиционных семинаров в течение года практиковалось проведение практикумов. Для начинающих библиотекарей проведёны практикумы по статистическому учёту библиотечной работы, по методике проведения массовых мероприятий. Для библиотекарей, имеющих компьютер с выходом в Интернет, был организован практикум о работе с порталом библиотек Самарской области и практикум по рекламе своей библиотеки В Контакте и Одноклассниках. В связи с освоением библиотекарями новых информационных технологий, активное проведение практикумов будет продолжено и в 2014 году. Методическая роль проявлялась и в оказании консультативной помощи. В течение отчетного года методические консультации были оказаны сотрудникам центральной библиотеки: по использованию текстового редактора Word, расчету бюджета рабочего времени, организации библиотечного пространства. Библиотекарям сельских библиотек в рамках областного еженедельного мониторинга муниципальных библиотек Самарской области (октябрь-декабрь 2013г.) по использованию электронной почты, по вопросам выполнения мониторинговых заданий. Значительная методическая помощь была оказана Новотульской сельской библиотеке для участия областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры Самарской области.

Всего – 16 индивидуальных методических консультаций .

Групповые методические консультации, проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей. Групповые консультации приурочивались к проведению совещаний, семинаров. Они проводились в тех случаях, когда было необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу. Тематика их разнообразна: социокультурная деятельность библиотеки, адаптация новых сотрудников, планирование и отчетность, организация и проведение акций, организация публичного пространства библиотеки и т.д. Всего – 8 групповых методических консультаций .

Издательская деятельность – ещё одно направление работы сектора инновационно-методической работы. Для библиотечных специалистов в соответствии с тематикой семинарских занятий подготовлены методические рекомендации: «Организация клубов и кружков в библиотеке», «Как подготовить и провести «Премьеру книги», «Работа с периодическими изданиями в библиотеке», «Золотой возраст»: информационные материалы, посвящённые Дню пожилого человека. Издан ряд буклетов: «Радуга библиотечного мастерства»(опыт работы библиотек м.р.Хворостянский»), «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек», «Свет православия», «Живая книга»(опыт работы Белгородской областной научной библиотеки), «Фирменный стиль библиотеки». Для библиотекарей, пользователей Интернет, подготовлены буклеты «Надёжный помощник – социальная сеть», «Интернет в помощь библиотекарю: лучшие библиотечные блоги». Всего подготовлено 20 изданий. Каждая библиотека в конце года получила пакет издательской продукции для дальнейшей работы по совершенствованию обслуживания пользователей своих библиотек.

Эффективность методической деятельности во многом зависит от полноты информации о структурных подразделениях библиотечной сети. Эта информация содержится в документах различного характера: учетных, планово-отчетных, информационных и т.д. Но значение посещений библиотек и оказание методической помощи на местах продолжает играть огромное значения. В связи с отсутствием собственного транспорта выезды в сельские библиотеки являются большой проблемой.. За прошедший год сделано 9 выездов в библиотеки района. Оказывалась методическая помощь в организации библиотечного пространства, в ведении статистического учёта библиотеки, в редактировании книжных фондов и каталогов.

Подводя итоги организационно-методической деятельности следует отметить, что 2013 год был удачным в плане конструктивного развития, инновационно–методическая работа не утратила своей значимости и актуальности, способствует реализации социального предназначения библиотек.

Главная проблема заключается в том, что не всегда интересные инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, озвученные в методических рекомендациях, консультациях специалистов находят благоприятную почву для дальнейшего развития непосредственно в библиотеках. Инертность, отсутствие творческого потенциала, нежелание получать и воспринимать новую профессиональную информацию являются серьезным препятствием для развития библиотек.

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

По = А: Ч х 100.


В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
(Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Показатели времени


Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
  • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
  • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

Похожие публикации