Импорт из еаэс и ввозной ндс. Трансграничная реализация работ и услуг

Альбина Островская,

ведущий налоговый консультант консалтинговой группы "Такс Оптима"

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия – это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).

Импорт из стран ЕАЭС
Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС по данной операции придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).
При импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС, сумму НДС, которую надлежит уплатить в бюджет, должен самостоятельно определить российский импортер. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога.
Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.
Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (приложение № 1 к Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Документы на импорт
Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
– банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
– транспортные (товаросопроводительные) документы;
– счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
– договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, дополнительно необходимо представить и договор комиссии.
В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.
С 1 января 2015 года предусмотрены два способа подачи такого заявления:
1) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
2) в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники уточняют ( ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.
Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранному продавцу).

Вычет НДС
Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС ( НК РФ), уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму налога он может принять к вычету (
НК РФ).
Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет ( , НК РФ).
Определившись, в каком квартале он хочет
отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие
документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

" № 6/2015

На какие тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание при принятии решения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС?

Современное развитие продовольственного бизнеса невозможно без интенсификации торгово-экономических связей. В нынешних условиях в целях роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации целесообразным, без сомнения, видится эффективное сотрудничество с партнерами в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). При принятии решения о таком сотрудничестве необходимо не только знать тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности, но и своевременно отслеживать все налоговые нововведения в этой сфере.

Договор о ЕАЭС

Торгово-промышленные отношения государств - членов ЕАЭС регламентируются нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.04.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу 01.01.2015 .

ЕАЭС утвержден тремя сторонами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. На сегодняшний день Республика Армения также приобрела статус государства - члена ЕАЭС . Подписан, но не вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Форма интеграции данных государств - членов ЕАЭС предусматривает:

  • единую таможенную территорию без применения во взаимной торговле в ее пределах таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • принятие единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • функционирование внутреннего рынка товаров;
  • осуществление единого таможенного регулирования;
  • свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

Положения Договора о ЕАЭС (включая 33 приложения) касаются большинства сфер взаимодействия подписавших его сторон: промышленности и АПК, конкуренции, монополии, транспорта, энергетики, государственных (муниципальных) закупок, макроэкономической и валютной политики.

Обратите внимание

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства (приложение 33 к документу), в том числе:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Налогообложению внешнеэкономических операций и особенностям взимания НДС посвящен разд. XVII Договора о ЕАЭС. В нем установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, а также механизмы взимания косвенных налогов. А сам порядок взимания косвенных налогов и механизм их администрирования определен в приложении 18 к Договору о ЕАЭС в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).

Промышленникам-импортерам

О нормативной базе

С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в ЕАЭС регулируется нормами разд. III Протокола, а также:

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией);
  • главой 21 НК РФ - в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

К сведению

Протокол об обмене информацией устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена в целях реализации положений Протокола.

Когда НДС не взимается

Налог не взимается при импорте на территорию государства-члена тех товаров, которые (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС):

  • в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • ввозятся на территорию государства физическими лицами не в целях осуществления предпринимательской деятельности;
  • импортируются на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Порядок взимания НДС

Вначале отметим, что с 01.01.2015 порядок взимания НДС при импорте товаров не претерпел значительных изменений. Как и раньше, налог взимается налоговым органом страны ЕАЭС, в которую ввозится товар .

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки , подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора.

Абзацем 4 п. 14 Протокола определена дата пересчета валютной выручки для целей определения базы по НДС: стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

Порядок уплаты НДС

Суммы НДС, подлежащие уплате по ввозимым товарам, исчисляются по ставкам, установленным законодательством того государства, на территорию которого товары ввозятся (18, 10%), и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 17, 19 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ):

  • принятия на учет импортированных товаров;
  • срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В отличие от НДС по товарам, импортированным из третьих стран, при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС налог уплачивается не таможенному, а налоговому органу , в котором предприятие состоит на учете (п. 13 Протокола).

Важно . Уплатить НДС необходимо до подачи декларации по косвенным налогам, так как документ о его уплате представляется в ИФНС одновременно с декларацией (пп. 2 п. 20 Протокола).

Обратите внимание

НДС при ввозе товаров могут уплачивать комиссионеры, поверенные или агенты при условии, что это предусмотрено налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС. Сказанное следует из п. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 Протокола. Поскольку российское налоговое законодательство не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС, уплату данного налога будет осуществлять собственник товара.

Согласно п. 13.4 Протокола если одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, НДС по которым не был уплачен, то уплата налога осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары (то есть собственником товаров).

Пример 1

Турецкой компанией на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения ввезен товар и размещен на складе сторонней российской организации. НДС уплачен не был. Впоследствии компания заключила договор купли-продажи с российским предприятием-покупателем, в силу которого право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи покупателю на складе хранителя.

По товарам, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и размещенным на складах для хранения в целях дальнейшей реализации, НДС должен быть уплачен российским предприятием, приобретающем данные товары на основании договора, заключенного после даты ввоза товаров турецкой компанией с территории Республики Армения.

Налоговая декларация

Налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства-члена , представляется плательщиком в ИФНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия им на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом лизинга)):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде по установленному формату.

Если в отчетном месяце импортированные товары не принимались на учет (не наступил срок лизингового платежа), декларацию подавать не нужно.

Обратите внимание

Требование о представлении декларации в электронном виде (в обязательном порядке) распространяется на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших и не являющихся таковыми, если их за предшествующий календарный год превышает 100 человек (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Перечень документов, которые необходимо подать налоговикам одновременно с декларацией, определен п. 20 Протокола: они могут быть представлены как в заверенных в установленном порядке копиях, так и в электронном виде. Порядок представления документов, как и их формат, должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств.

Промышленникам-экспортерам

Место реализации

Место реализации товаров определяется по законодательству государств - членов ЕАЭС. Так, в силу пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на ее территории. Иными словами, если товар на экспорт отгружается с территории Российской Федерации, то возникает объект НДС, к которому применяется нулевая ставка НДС.

Имеется небольшое уточнение в отношении перевозки (транспортировки) товара: в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами ЕАЭС и завершена в другом государстве, местом реализации товара признается территория государства-члена, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 4 п. 3 Протокола).

Пример 2

Российская компания заключила договор поставки товара с казахским контрагентом. По условиям договора транспортировка товара осуществляется в Республику Казахстан не из Российской Федерации, а из Узбекистана. Является ли территория Российской Федерации местом реализации товара?

В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара (абз. 4 п. 3 Протокола).

Подтверждение ставки 0%

Требования к документам, подтверждающим ставку НДС 0%, в целом остались прежними (перечислены в п. 4 Протокола). Указано, что документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств (ими же должен устанавливаться и формат указанных документов).

Срок представления в налоговый орган подтверждающих документов также не изменился: они подаются в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении названных документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Корректировка налоговых обязательств

Изменение цены уже реализованного товара

В соответствии с п. 24 Протокола при увеличении стоимости ввезенных товаров база для целей уплаты НДС должна увеличиться на разницу между измененной и предыдущей стоимостью таких товаров.

Уплата НДС и представление декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменилась цена.

Возникшая разница отражается в декларации, одновременно с которой в ИФНС должны быть представлены:

  • заявление с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью (на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), с подтверждением увеличения цены товара, корректировочный (в случае его выставления).

Обратите внимание

В Договоре о ЕАЭС отражен порядок, касающийся лишь ситуации увеличения стоимости импортируемых товаров. Механизм корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров документом не установлен.

На это обращает внимание и Минфин (Письмо от 06.03.2015 № 03-07-13/1/12213): право уменьшать базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету, нормами Протокола не предусмотрено.

Что касается экспорта товаров, база по НДС при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену экспортированных товаров (абз. 1 п. 11 Протокола).

Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок корректировки налоговых обязательств установлен п. 23 Протокола (представлен на схеме на стр.).

Обратите внимание, что при частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Сказанное соответствует нормам налогового законодательства и разъяснениям чиновников Минфина (см. письма от 20.08.2014 № 03-07-08/41606, от 22.10.2013 № 03-07-08/44105).

Что касается экспорта, на основании п. 11 Протокола в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректировка налоговой базы должна иметь место в том налоговом периоде, в котором участники договора согласовали возврат экспортированных товаров (см. также п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780).

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС вступил в силу 02.01.2015.

См. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».

Маргарита Новосельцева - руководитель IT-направления бухгалтерского сервиса “Делай Свое Дело”. Налоговый консультант, эксперт в области бухгалтерского консалтинга с 13-летним опытом работы. Автор порталов probusiness.io, kv.by. Соавтор выпусков “Шпаргалки руководителя”.

Анна Липницкая - руководитель практики “Делай Свое Дело” по торговле и услугам, эксперт в области ведения, учета и работы с ВЭД с 8-летним опытом работы, автор статей на probusiness.io и bel.biz, соавтор «Шпаргалок руководителя».

По роду своей деятельности мы встречаемся с ситуациями, когда организация или предприниматель привозят товар из страны-члена ЕАЭС (Россия, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Армения), а потом сталкиваются с трудностями и проблемами. У многих даже доходит до штрафов. Причины просты: разрозненность информации и незнание базовых требований государства.

Мы подготовили инструкцию-подсказку для тех, кто занимается или планирует заняться импортом товаров.

Шаг 1. Подписание договора

В договоре обязательно должны быть указаны:

1. Предельная сумма , по которой вы можете сделать поставки в рамках этого договора.

Обратите внимание: сумма не поставки, а самого договора. Например, если у вас не разовый договор на одну поставку, то дальнейшие отгрузки не должны превышать сумму, указанную в договоре.

2. Условия расчета (предоплата, частичная предоплата или оплата в течение Х дней с момента получения товара).

Если у вас предоплата по договору, то товар должен поступить в течение 90 календарных дней (Указ 178) .

За несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции белорусским покупателем штраф для ответственного лица (директор, если приказом не назначен кто-то другой) — до 30 базовых величин, для ИП или юрлица — до 0,5% от суммы незавершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной операции.

Соответственно, если вы не успеваете заплатить, позаботьтесь заранее о разрешении Нацбанка на продление вашей сделки.

Шаг 2. Регистрация сделки в банке

При импорте товаров в Беларусь важно помнить: как только общая стоимость внешнеторгового договора равна или превышает € 3000 в эквиваленте, вам необходимо зарегистрировать сделку в банке.

Провести регистрацию сделки вы обязаны до даты поступления товара или проведения платежей (в зависимости от того, что происходит раньше). Если у вас предоплата, то валютный контроль банка должен сам напомнить вам о регистрации. Если сразу поставка, то позаботьтесь о регистрации заранее.

Чтобы провести регистрацию сделки в банке, необходимо:

1. Отправить подписанный скан договора в банк через систему «интернет-» или «клиент-банк».

2. Заполнить заявление на регистрацию сделки.

Шаг 3. Контрольные знаки

Еще одно больное место многих импортеров — контрольные знаки.

Контрольный знак (КЗ) — это знак, подтверждающий легальность ввоза на территорию Беларуси или производства на ее территории товаров. Позволяет контролировать объемы ввоза и производства товаров, подлежащих маркировке такими знаками.

Чтобы определить, нужны ли вам контрольные знаки, надо наименование товара и код ТН ВЭД. Если ваш товар есть в списке, вам необходимо приобрести КЗ.

По окончанию квартала не забудьте подать отчеты в ИМНС по месту постановки на учет:

1. Отчет об использовании контрольных (идентификационных) знаков.

2. Отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками, формы которых установлены постановлением № 32 от 09.08.2011 г.

Шаг 4. Подготовка и сбор необходимых документов

При ввозе товаров из страны-члена ЕАЭС, вам необходимо иметь:

Имейте в виду, если ваш иностранный контрагент является плательщиком НДС, то он отписывает товар со ставкой НДС 0%, если не является, то со ставкой «Без НДС».

Шаг 5. Подача статистической декларации

Срок подачи статистической таможенной декларации (СТД) - 7 рабочих дней от даты поставки.

Статистическая декларация — документ, который представляется в таможенный орган импортером, грузополучателем или же их таможенным представителем в электронном виде для статистического учета импорта товаров.

Если у вас несколько поставок по одному договору в данном месяце, вы можете подать общую СТД до 7 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров.

Обратите внимание, что СТД подается только в случае, если сумма договора, по которому вы привезли товар, более € 1000 (именно договора, а не поставки).

Шаг 6. Уплата ввозного НДС

НДС при ввозе товаров платят все , независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории Беларуси или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС:

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у организации (индивидуального предпринимателя) импортированных товаров.

Шаг 7. Подготовка документов для ИМНС

При ввозе товаров в Беларусь в ИМНС вы обязаны предоставить документы:

1. Заполненное заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов (они передаются в ИМНС вместе с копиями документов, подтверждающих поставку).

Если ваш поставщик является плательщиком НДС, то заявление делается в 4-х экземплярах:

  1. Для ИМНС.
  2. Для вас.
  3. И 2 экземпляра в течение 180 дней с даты поставки вы должны вернуть своему поставщику, чтобы у него не возникло обязательств по уплате НДС.

Часто иностранные контрагенты уменьшают срок, при котором вы должны предоставить заявление, поэтому внимательно читайте договор!

Если ваш поставщик не является плательщиком НДС, то заявление делается в 2-х экземплярах (для ИМНС и для вас).

2. Подать декларацию по НДС, раздел 2 до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплатить ввозной НДС вы также должны до 20 числа месяца, следующего за ввозом товара.

3. Что касается ЭСЧФ по НДС , то теперь без них никуда: при ввозе товаров из-за рубежа импортеру также необходимо их отправлять. Независимо от того, являетесь вы плательщиком НДС или нет, вы должны отправить ЭСЧФ после подачи заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Шаг 8. Экологический налог

При импорте товаров в Беларусь помимо ввозного НДС важно помнить об экологическом налоге.

Экологический налог — это плата субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности.

Когда вы ввозите в Беларусь товар, обязательно просмотрите «Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров» (приложение к Указу от 11.07.2012 N 313) и соотнесите коды ТН ВЭД своих ввезенных товаров с теми, которые внесены в перечень.

Если ваш товар присутствует в Перечне или же он пришел в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, то вам необходимо:

Производители и поставщики обязаны зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков до 22 числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов.

Импорт товаров — это очень частая процедура при работе торгового предприятия.

Будьте внимательны, собирайте все документы, помните о сроках подачи данных в государственные органы, а при возникновении вопросов - обращайтесь к специалистам.

Комментарии

Ирина Демина 27.06.2018 в 11:18

Спасибо, очень полезная статья. Доступно. Понятно. Мне она была в помощь. Спасибо.

editor 27.06.2018 в 11:25

Ирина, мы рады, что статья была полезной.

Возможно, мы сможем написать на неё статью.

Ирина 11.07.2018 в 15:04

Контракт заключен на сумму более 3000 евро, сделка зарегистрирована в банке, поставка товара осуществляется частями по суммам менее 1000 евро. Разве по каждой поставке необходимо регистрировать СТД?

Дмитрий 03.08.2018 в 14:48

Спасибо, очень полезная статья

editor

В данной статье мы на конкретном примере рассмотрим, как отразить в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 приобретение товаров в странах, входящих в Евразийский экономический союз.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом налогообложения по НДС.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) при импорте товаров из стран, входящих в Евразийский экономический союз, определен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков − собственников товаров (п. 13 Протокола).

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортируемых товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 Протокола).

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары (п. 17 Протокола).

НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет (п. 19 Протокола).

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию. Одновременно с налоговой декларацией в налоговый орган подаются документы, перечисленные в п. 20 Протокола. Одним из таких документов является Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары (п. 26 Протокола).

Рассмотрим пример.

Организация «Рассвет» применяет общий режим налогообложения - метод начисления и Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Организация является плательщиком НДС.

Организация приобретает по договору поставки товары у поставщика из Республики Беларусь. В соответствии с договором предусмотрена 100%-ная предоплата. Стоимость товаров составляет 500 000 руб.

Выполнение данного примера в программе начнем с заведения белорусского поставщика. При заполнении элемента справочника Контрагенты надо правильно указать страну регистрации (Рис. 1). При оформлении договора поставки (вид договора — С поставщиком) программа автоматически выключит флажок Поставщик по договору предъявляет НДС.

25 мая 2015 года организация «Рассвет» перечислила денежные средства (предоплата за товар) на расчетный счет поставщика.

Данная операция в программе оформляется с помощью документа Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику.

Пример заполнения документа Списание с расчетного счета и результат его проведения приведены на Рис. 2.

При оприходовании поступившего из Беларуси товара необходимо обратить внимание на заполнение справочника Номенклатура. В элементе справочника надо указать страну происхождения и код классификатора ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), так как эти реквизиты будут использоваться при заполнении документов.

Пример заполнения элемента справочника Номенклатура показан на Рис. 3.

Для отражения в программе поступления товаров (материально-производственных запасов) обычно используется документ Поступление с видом операции Товары (Накладная).

В табличной части выбирается номенклатура-товар, указывается ее количество и стоимость. Ставка НДС, в соответствии с договором, устанавливается Без НДС (поставщик из Беларуси нам НДС не предъявляет). Счет учета 41.01 «Товары на складах» и счет учета НДС 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» устанавливаются в табличной части документа автоматически. Также автоматически в табличной части заполняется страна происхождения товара.

При проведении документ проведет зачет выплаченного организацией белорусскому поставщику аванса (Дт 60.01 - Кт 60.02) и учтет по дебету счета 41.01 в бухгалтерском и налоговом учете стоимость и количество поступивших на склад товаров, а также сделает запись во вспомогательный регистр сведений Импорт товаров из государств Таможенного союза.

Пример заполнения документа Поступление и результат его проведения представлены на Рис. 4.

Как мы уже отмечали, для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров на основе их стоимости. Поэтому организация «Рассвет» (российский налогоплательщик, импортер и собственник товара) должна начислить НДС и представить в налоговый орган по месту постановки на учет Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В программе для отражения этой операции используется документ Заявление о ввозе товаров. Этот документ может создаваться на основании документа Поступление.

В шапке документа указывается контрагент-поставщик и договор с ним.

Табличную часть документа удобно заполнить с помощью соответствующей кнопки. Ставка НДС и код ТН ВЭД заполняются из справочника Номенклатура, счет учета НДС 19.10 «НДС, уплачиваемый при импорте из Таможенного союза» устанавливается автоматически. Дополнительно, вручную, необходимо указать код вида транспорта.

Для формирования полноценной печатной формы, может быть, будет необходимо заполнение спецификации и участников сделки.

При проведении документ начислит в бухгалтерском учете НДС по дебету счета 19.10 в корреспонденции с кредитом счета 68.42 «Расчеты по налогам и сборам. НДС при импорте товаров из Таможенного союза» и сделает запись в регистр накопления НДС предъявленный (для дальнейшего отражения в книге покупок).

Пример документа Заявление о ввозе товаров и результат его проведения представлены на Рис. 5.

Не позднее 20-го числа следующего месяца налог должен быть уплачен.

Для отражения факта уплаты налога в бюджет используется документ Списание с расчетного счета с видом операции Уплата налога.

Прямо при заполнении документа в регистре сведений Налоги и взносы можно создать (если еще не создана) запись НДС на товары, ввозимые на территорию РФ. Запись регистра создается путем выбора необходимого КБК (Рис. 6).

При формировании документа необходимо обратить внимание на аккуратное заполнение аналитики счета 68.42. Третье субконто данного счета - это соответствующий документ Заявление о ввозе товаров.

Пример документа Списание с расчетного счета с видом операции Уплата налога и результат его проведения представлены на Рис. 7.

Российский налогоплательщик, который совершал операции по импорту товаров из стран Евразийского экономического союза, обязан представить в налоговый орган Налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств − членов Таможенного союза. Декларация должна быть представлена в налоговый орган до 20-го числа следующего месяца.

Для составления декларации в программах 1С:Бухгалтерия 8 предназначен регламентированный отчет Косвенные налоги при импорте товаров из государств − членов Таможенного союза.

Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате в бюджет в отношении приобретенных (импортированных из стран Евразийского экономического союза) товаров отражается в строке 031 Раздела 1 данной декларации.

Фрагмент декларации представлен на Рис. 8.

НДС, уплаченный при импорте товаров из государств − членов Евразийского экономического союза в Россию, организация вправе принять к вычету. Вычет производится при условии, что организация является плательщиком НДС и товары предназначены для осуществления облагаемых НДС операций (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Основанием для вычета НДС по импортированным товарам являются документы, подтверждающие фактическую уплату НДС при ввозе товаров на территорию РФ (Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате).

В программе, в конце квартала, необходимо создать и заполнить регламентный документ по НДС − Подтверждение оплаты НДС в бюджет. Документ соберет в своей табличной части оплаченные документы Заявление о ввозе товаров, соответствующие документы оплаты и реквизиты платежных поручений.

При проведении документ не формирует никаких бухгалтерских проводок, а только регистрирует в регистре НДС Покупки факт уплаты налога.

Регламентный документ Подтверждение оплаты НДС в бюджет показан на Рис. 9.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычет производится после принятия товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Все условия выполнены. Товар принят на учет, НДС уплачен, заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога имеется. Поэтому при заполнении регламентного документа Формирование записей книги покупок в табличной части будет сформирована строка с видом ценности Таможенный союз, которая будет ссылаться на документ Заявление о ввозе товаров.

При проведении документ примет НДС к вычету, сформировав бухгалтерскую проводку по дебету счета 68.02 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счета 19.10 «НДС, уплачиваемый при импорте из Таможенного союза», спишет запись регистра НДС предъявленный и сформирует запись в регистр НДС Покупки (книга покупок).

Заполненный регламентный документ Формирование записей книги покупок и результат его проведения представлены на Рис. 10.

Посмотрим, как заполнена книга покупок.

В графе 2 книги покупок проставляется код вида операции — 19 «Ввоз товаров из Евразийского экономического союза».

В соответствии с пп. «е» и пп. «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ № 1137, при ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства − члена Таможенного союза товаров в графе 3 книги покупок указывается номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость, а в графе 7 указываются реквизиты документов, подтверждающих уплату налога.

Фрагмент Книги покупок за II квартал 2015 года показан на Рис. 11.

В Декларации по НДС сумма налога, уплаченная при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств Евразийского экономического союза, отражается в строке 160 Раздела 3.

Фрагмент Декларации по НДС организации «Рассвет» за II квартал 2015 года представлен на Рис. 12.

М. Журко,
Преподаватель Отдела обучения 1С:Франчайзи Ю-Софт

Понравилось? Поделись с друзьями

Консультации по работе с программой 1С

Сервис открыт специально для клиентов, работающих с программой 1С разных конфигураций или находящихся на информационно-техническом сопровождении (ИТС). Задайте свой вопрос, и мы с удовольствием на него ответим! Обязательным условием для получения консультации является наличие действующего договора ИТС Проф. Исключением являются Базовые версии ПП 1С (8 версия). Для них наличие договора не обязательно.

Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога

01.07.2016

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия - это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол)).

Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники уточняют (письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 года, должен применяться новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика (утв. приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Кроме того, правила ЕАЭС предусматривают возможность представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе (п. 21 Протокола). Например, импортеру потребуется подать уточненное заявление при частичном возврате импортированных товаров. Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, то уточненную декларацию по НДС подавать не нужно. Вполне возможно, что к уточненному заявлению нужно будет приложить некоторые документы. Точный перечень документов зависит от причины уточнения.

Вычет НДС при импорте

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), то уплаченную сумму НДС при импорте из стран ЕАЭС он может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ).

Определившись, в каком квартале он хочет отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Похожие публикации