И.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. Презентация по литературе Электронный альбом "Словесные и живописные портреты русских крестьян (по "запискам охотника" И.С.Тургенева) Другие сочинения по этому прои

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Тургенев в «Записках охотника» показал крестьян в одном ряду с помещиками. Оказалось, что крестьяне, как люди, часто бывают лучше помещиков, что они бывают умны, сметливы, иногда наделены поэтической душой.

Обратимся к рассказу «Хорь и Калиныч». Один из героев, хорь, хозяйственный, всё у него добротно, и дом, и семья у него большая.

Он себе на уме, обмануть его невозможно. Хорь давно уже мог бы купить себе вольную, но он не хочет этого делать, ему и так хорошо.

Калиныч - другая натура. Он и выглядит иначе. Хорь коре­наст и плотен. Калиньгч высок и худощав. Он прекрасно знает лес, без него помещик не ходит на охоту. Калиныч умеет лечить народными средствами, а из леса приносит различные травы.

Хорь и Калиныч притягиваются как две противоположнос­ти. В тексте есть такая деталь: Калиныч приносит из леса свое­му другу пучок земляники.

Тургенев со вниманием и даже с любовью относится к своим героям. До него никто так крестьян не изображал.

В рассказе «Бежин луг» показаны крестьянские дети. Турге­нев описывает пятерых мальчиков, которые ночевали у костра, пасли лошадей. Из всех детей он сразу выделяет Павла. Это яв­ный лидер среди детей, хотя среди ребят есть и дети из небед­ных семей.

Павел рассудителен, смел (поскакал один во тьму, когда воз­никла опасность, не задумываясь о том, что там могут быть вол­ки). Дети рассказывают друг другу былички, от которых веет духом народной поэзии.

Крестьяне в записках охотника Тургенева

3 (60%) 2 votes

На этой странице искали:

  • образы крестьян в записках охотника
  • Крестьяне в записках охотника
  • какими тургенев изображает крестьян в записках охотника
  • словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам записки охотника
  • словесный портрет крестьян из записок охотника

Слайд 1

«Записки Охотника»

И.С. Тургенев.

Краткая историко- литературная справка.

Исследование произведения: «Певцы»

Слайд 3

«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев.

Слайд 4

«Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков.

Слайд 5

Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Слайд 6

Варвара Петровна Лутовинова (1787 -1850)

«Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 7

Слайд 8

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

Портрет Тургенева – охотника.

Слайд 9

Слайд 10

С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».

Слайд 11

«Лебедянь». «Татьяна Борисовна и её племянник» «Смерть». «Певцы». «Пётр Петрович Каратаев». «Свидание». «Гамлет Щигровского уезда». «Чертопханов и Недопюскин». «Конец Чекртопханова». «Живые мощи». «Стучит»! «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха». «Малиновая вода». «Уездный лекарь». «Мой сосед Радилов». «Однодворец Овсянников». «Льгов». «Бежин луг». «Касьян с Красивой Мечи». «Бурмистр». «Контора». «Бирюк» «Два помещика».

Слайд 12

Основная тема и идея «Записок охотника»

Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства Идея. Протест против крепостного права.

Слайд 13

Слайд 14

История создания

«Певцы» написаны в августе-сентябре 1850 г. Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Н. А. Некрасову.

1850 г. И.С.Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад» В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо

Слайд 15

Современники о рассказе

(1)

Другая категория лиц, обрисованных Тургеневым в «Записках» — крестьяне, которые должны тянуть лямку крепостничества. В этом случае автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия.

Типы мужиков, нарисованных автором, являются бедными, неопрятными, беспечными и ленивыми. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему: к своему и чужому горю и даже к смерти. Но в мужике легко можно заметить и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому он возбуждает сочувствие, жалость.

Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он — не человек. Некоторые крестьяне добились сравнительно лучшего материального положения и сделались вполне зажиточными хозяевами. Это крестьяне-практики, такие как Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» и Николай Иванович, герой рассказа «Певцы».

О Хоре Тургенев отзывается следующим образом: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; он … обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями; Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное, Хорь насквозь видел г-на Полутыкина … Калиныча любил и оказывал ему покровительство … говорил Хорь мало, посмеивался и разумел про себя … » Сам барин называет Хоря умным мужиком; и действительно, он оказываетcя дальновидным человеком. Хорь ясно сознает, что ему лучше быть вдали от барина и, благодаря своей находчивости и здравому смыслу, получает позволение поселиться в лесу, на болоте. Хорь вполне убежден, что барин мечтает исключительно о том, чтобы получить с него как можно больше оброку, и Хорь исправно вносит помещику по сто рублей в год. Промышляя «маслишком и дегтишком», Хорь скопил деньжонки, но на волю не выкупается из-за особых расчетов.

Он полагает, что ему выгоднее быть за барином, «попадешь совсем в вольные люди — тогда кто без бороды живет, тот и будет Хорю набольший». Следует заметить, что Хорь не любит высказывать своих мнений о свободе, и автор говорит про Хоря: «Крепок ты на язык и человек себе на уме». С презрением он смотрит на женщин, которые, по его мнению, должны быть постоянно в полной зависимости от мужчин. Отличительной чертой Хоря является его отношение к барину-помещику. Он как будто сознает несправедливость ненормальных отношений между барином и мужиком.

Так, Хорь спорит с Калинычем, доказывает ему, что барин должен дать Калинычу на сапоги, так как постоянно тот таскает его на охоту. К автору рассказа Хорь в разговоре относится как-то снисходительно-иронически. «А что, утебя своя вотчина есть?» — Есть. — «Что же, ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» .; Живу. — «А большей, чай, ружьем пробавляешься?» — Признаться, да. — «Хорошо, батюшка, делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов, да старосту меняй почаще». Вывод Хоря очень прост: барину живется очень легко на свете; ему делать нечего, так как за него другие делают; пусть себе забавляется.

Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Тургенев говорит о нем, что «у него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках». Николая Ивановича знают во всем околотке, как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами Николай Иванович снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием. Так, «его соседи уважают … он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего».

Однако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Примерам тому может служить Аким Семенов в рассказе «Постоялый двор». Он начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных. Это горе окончательно свалило с ног Акима. От помещицы своей Аким ничего не может добиться, полагает, что он не в состоянии поправить беду.

С горя Аким два дня пьянствовал со случайно встретившимся ему дьячком Ефремом, отчаянным пьяницей. Под влиянием винных паров Аким решается отомстить новому владельцу и намерен поджечь двор, в который уже переселился Наум Иванович со своими работниками. Последний оказывается слишком дальновидным: он чутко спит и ловит Акима на месте преступления, причем тут же налицо оказывается тлеющая головня и кухонный нож. Акима сажают на ночь в подвал с намерением отвезти его на следующий день в город. Аким отрезвляется, и за ночь с ним происходит переворот: к Науму Ивановичу он уже не предъявляет претензии, но все обрушившиеся на него несчастья приписывает личным грехам, что и высказывает в следующих словах: «Лета мои старые, пора о душеньке своей подумать. Меня сам Господь вразумил. Вишь, я старый дурак, с молодой женой хотел в свое удовольствие пожить … Нет, брат-старик, ты сперва помолись да лбом оземь постучи, да потерпи, да попостись». Вот что говорил он Авдотье. И что же? Аким оставляет в покое Наума Ивановича и предается скитальческому образу жизни. «Везде, куда только стекаются богомольные русские люди, можно было увидеть его исхудавшее и постаревшее, но все еще благообразное лицо … Он казался совершенно спокойным и счастливым, и много говорили о его набожности и смиренномудрии те люди, которым удалось с ним беседовать».

Аким становится набожно-идеальным; он совершенно простил Наума Ивановича и Авдотью, которой он отдал все оставшееся имущество, и барыню. Другую категорию лиц составляют крестьяне-идеалисты, мечтатели, которые нисколько не заботятся об улучшении своего материального положения и вполне довольствуются тем, что имеют возможность жить и созерцать красоту Божьего мира. Сюда относятся два типа, нарисованных Тургеневым в «Записках»: Калиныч и Касьян с Красивой Мечи. Оба они поэтические натуры в русском народе. У Калиныча добродушный, ясный взор, вечно веселый и кроткий нрав; он — идеалист, романтик, совершенное дитя природы. Он людей не знает и никогда не узнает. Его благородная и нежная душа требует привязанности.

Он уважает и любит Хоря, а за барином ухаживает, как за ребенком. Чувство в нем пересиливает все прочие душевные силы. Он говорит с жаром обо всех предметах. Хозяйством Калиныч не занимается, так как его отвлекает охота с барином, к которому он относится с почтением и благоговением. Калиныч совершенно доволен своим положением, верит слепо, что все так должно быть и что все прекрасно. Ум Калиныча требует пищи; но образования он не получил, а на природу смотрит своеобразно. Он слепо верит разным явлениям природы, так как не у кого спросить об истинном их значении. Калиныч умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей; у него пчелы не мрут, у него рука легкая. Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя хорошо под покровительством Хоря, к которому питает уважение и любовь. Так, «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую он нарвал для своего друга, Хоря.

Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением посмотрел на Калиныча: при знаюсь, я не ожидал таких непо зоологии: «У рыбы кровь холодная — рыба тварь немая. Она не боится, не веселится; рыба тварь бессловесная. Рыба не чувствует, в ней и кровь не живая». Всякую же лесную, полевую, речную, болотную, и луговую, и верховую, и низовую тварь убивать грех — пускай она живет на земле до своего предела». К человеку вообще Касьян не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где-то блаженная страна, «где живет птица Гамаюн сладкогласная, и с деревьев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости». Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. «Там», — говорит Касьян, — «у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм … и Господи, Боже мой а!. И реки-то, и луга-то, и лес!. А там церковь.А там опять пошли луга. Далеко видно, далече! Вот как далеко видно.Смотришь, смотришь! Ах ты право!. » Здесь же, в тесноте, оторванный от родного гнезда, Касьян совсем потерялся. Но, несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Так, он говорит: «Какая я лекарка, и кто может лечить? Это все от Бога. А есть … есть травы, цветы есть: помогают точно».

Из этих слов видно, что Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику, например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле … Уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, — словно что его отзывает». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью. «И помогают-то они, а грех», говорит он про нечистые травы: «и говорить о них грех. Еще с молитвой разве. Ну, конечно, есть и слова такие … А кто верует, спасется».

Так как у Касьяна не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то паднеи», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он — собственность хозяина-помещика. Т ретью группу составляют такие крестьяне, которых совершенно не коснулась цивилизация. Таков Бирюк. Плечистый, высокого роста, он обладает огромной физической силой. Мужики боятся его. Он не дает утащить вязанки хворосту.

В какую бы пору мужики ни пытались стащить что-нибудь, Бирюк всегда тут как тут, и его ничем нельзя подкупить. Бирюк не показывает себя жестоким по отношению к мужику: он только суров и строг. «Воровать никому не след», читает он нотацию пойманному на месте преступления мужику, хотя в глубине души, бесспорно, сочувствует бедняку, которого «нужда» и «голодуха» толкнули на воровство. Отпускает его Бирюк, однако не сразу. Он знает, что он тоже человек подневольный, и с него взыщут. Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы. Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк».

Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти … с голодухи … отпусти … Приказчик разорил … не погуби. Ваш-то сам знаешь, заест, заест, во как … Отпусти, ей Богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто во как приходится … Лошаденку-то, хоть ее-то, один живот и есть …отпусти!» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора.

Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след. Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе «Свидание». Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла; я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея.

1 / 5. 1

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

Похожие публикации