Частью 5 статьи закона 315 фз. Обязанности и полномочия саморегулируемых организаций

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2. Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых организаций, их деятельностью, а также в связи с осуществлением взаимодействия таких саморегулируемых организаций и их членов, потребителей их услуг (работ), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Статья 2. Понятие саморегулирования

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

Статья 3. Саморегулируемые организации

1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

4. В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Требования, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи и предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

Статья 4. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций

1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

4. Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

5. Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

6. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

7. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

Статья 5. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях

1. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

2. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

4. Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными частью 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Саморегулируемая организация имеет право:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ;

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Саморегулируемая организация обязана осуществлять функции саморегулируемой организации, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 7 — 9 части 1 настоящей статьи.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

6. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Статья 7. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации и защита саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования

1. Саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации:

1) о составе своих членов;

2) об условиях, о способах и порядке обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3) о членах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в саморегулируемую организацию;

4) об условиях членства в саморегулируемой организации;

6) о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;

7) о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

8) о случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, стандартов и правил саморегулируемой организации (при наличии такой информации);

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

9) о любых исках и заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;

10) о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации;

11) об аттестатах, выданных членам саморегулируемой организации или их работникам по результатам обучения, в случае, если саморегулируемая организация осуществляет аттестацию работников членов такой саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

12) о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой саморегулируемая организация принимала участие;

13) о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок деятельности членов саморегулируемой организации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

14) о годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации и результатах ее аудита;

15) иную предусмотренную федеральными законами и саморегулируемой организацией информацию.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Саморегулируемая организация представляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Саморегулируемая организация наряду с раскрытием информации, установленной частью 1 настоящей статьи, вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в порядке, установленном внутренними документами, если такое раскрытие не влечет за собой нарушение установленных членом саморегулируемой организации порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов и определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.

4. В случае, если иное не установлено федеральным законом, саморегулируемая организация в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи самостоятельно устанавливает способы раскрытия информации с учетом того, что раскрываемая информация должна быть доступна наибольшему числу потребителей произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также акционерам, инвесторам и кредиторам членов саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Саморегулируемой организацией должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

6. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.

7. Члены саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными саморегулируемой организацией требованиями.

Статья 8. Заинтересованные лица. Конфликт интересов

1. В целях настоящего Федерального закона под заинтересованными лицами понимаются члены саморегулируемой организации, лица, входящие в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работники, действующие на основании трудового договора или гражданско-правового договора.

2. В целях настоящего Федерального закона под личной заинтересованностью указанных в части 1 настоящей статьи лиц понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на обеспечение прав и законных интересов саморегулируемой организации и (или) ее членов.

3. В целях настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность указанных в части 1 настоящей статьи лиц влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации.

4. Заинтересованные лица должны соблюдать интересы саморегулируемой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в учредительных документах некоммерческой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

5. Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

Статья 9. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов

1. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

2. Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

4. Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.

5. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены помимо указанных в части 4 настоящей статьи оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.

6. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

7. Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.

8. В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2. В целях настоящего Федерального закона под личной заинтересованностью указанных в части 1 настоящей статьи лиц понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на обеспечение прав и законных интересов саморегулируемой организации и (или) ее членов.

1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

14. Взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.

4. В случае осуществления общим собранием членов саморегулируемой организации функций ее постоянно действующего коллегиального органа управления общие собрания членов саморегулируемой организации проводятся не реже чем один раз в три месяца.

1. К специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, относятся:

6. Уставом ассоциации (союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная имущественная ответственность ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, за счет средств компенсационного фонда, формируемого такими саморегулируемыми организациями.

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

3. В целях настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность указанных в части 1 настоящей статьи лиц влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации.

1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, направляет в саморегулируемую организацию информацию о результатах проведенных в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, проверок предпринимательской или профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации, за исключением информации о результатах проверок, при проведении которых акт не составлялся.

7. Саморегулируемые организации могут быть членами торгово-промышленных палат в соответствии с законодательством Российской Федерации о торгово-промышленных палатах, а также членами иных некоммерческих организаций.

1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

4. Заинтересованные лица должны соблюдать интересы саморегулируемой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в учредительных документах некоммерческой организации.

3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации.

1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц - членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации, а также независимых членов.

Уже несколько лет подряд в строительном сообществе курсировали слухи о том, что известной нам системе саморегулирования скоро наступит конец. Что вот-вот полетят головы саморегулируемых организаций (и с ними в неизвестном направлении полетят собранные деньги строителей). И что вот-вот все станет совсем по-другому. Теперь понятно, что именно в 2017 году эти слухи действительно стали реальностью. При […]

  • Мальчик кричал «волки» очень долго. Так вот, господа: волки. Это далеко не первая строительная саморегулируемая организация, которую исключают из реестра Ростехнадзора по наводке Нацобъединения. Далеко не первый случай, когда сотни неосторожных строительных компаний остаются без допуска, тысячи строителей остаются без работы, и многие тысячи членов их семей — без средств к существованию (и все это, […]

  • Стоимость вступления в СРО — один из первых показателей саморегулируемой организации, на который вам стоит обратить внимание. Если, конечно, переплачивать за одни и те же вещи в два и более раза — не в ваших правилах. Впрочем, если бы это было в ваших правилах, вы вряд ли бы стали успешным бизнесменом, не так ли?

  • Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»… Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула. Требования к специалистам по […]

  • Всё, господа. Все уведомления приняты, уведомления больше не принимаются. Крайним сроком для их подачи было первое декабря. Что это значит для тех, кто успел — и для тех, кто не успел? Что делать дальше? Давайте разбираться. Первый этап изменений, связанных с переходом в региональные саморегулируемые организации, закончен. На этом этапе от строителей требовалось принять решение […]

  • В ходе обсуждения изменений, предлагаемых правительством к внесению в закон о саморегулировании, высказать своё мнение решил и ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. Своё отношение к реформированию саморегулирования в разрезе предлагаемых поправок в базовый для всех СРО закон он изложил в интервью, опубликованном на официальном сайте Общественного совета.

    Сергей Владимирович, можем ли мы, по вашему мнению, говорить об исключительности строительных СРО на фоне саморегулирования в целом?

    В первую очередь должен сказать, что проект ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (315 ФЗ), который подготовил аппарат правительства РФ, — это очередной шаг в реформировании и оздоровлении системы саморегулирования. Конечно, здесь следует особо выделить строительное саморегулирование, так как из общего количества саморегулируемых организаций в Российской Федерации более половины представляют строительную сферу и являются драйвером саморегулирования. Но в случае принятия законопроекта существенно изменится сложившаяся система, будут упорядочены и типизированы подходы к основным функциям саморегулируемых организаций.

    Поправки в закон предусматривают существенное уменьшение отраслевого подхода к саморегулированию, но особенности различных специализаций СРО будут учтены. Новый законопроект сужает возможности профильного законодательства, оставляя в его компетенции разницу требований к страхованию, компенсационному фонду, количеству членов, структуре специализированных органов отраслевых СРО.

    Но не кажется ли вам, что унификация законодательства сведет на нет все 6 лет работы обязательного строительного саморегулирования? Не преждевременный ли это шаг?

    - Унификация законодательства имеет свое логическое обоснование, учитываются результаты анализа правоприменительной практики в области саморегулирования. Унификация базового 315 ФЗ идет в ногу со временем. Другие действующие федеральные законы, регулирующие различные сферы гражданских правоотношений и предпринимательской деятельности, являются подтверждением того, что это не только возможно, но и необходимо.

    Так закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», эффективно работающий в РФ, закладывает базовые принципы работы этой организационно-правовой формы, систематизируя общее построение таких организаций. В результате такой унификации, предприятия, работающие в различных сферах, успешно им пользуются, не помышляя о каких-либо отраслевых особенностях. ООО в сфере пищевого производства в порядке выполнения основных функций не отличается от ООО в банковской сфере или в строительстве. Никаких отраслевых законов, корректирующих закон об ООО не существует, и потребности у рынка в этом нет. Между тем, имеющиеся особенности, связанные с их деятельностью, регулируются дополнительными нормативными правовыми актами, а также могут закрепляться во внутренних документах организаций.

    Аналогично действуют законы об акционерных обществах и многие другие законы. Вполне разумно продолжить эту системную линию по созданию базового 315-го закона, который учитывает общие принципы, в то же время как отраслевые особенности могут регулироваться Градкодексом и другими отраслевыми законами в части каких-либо специфических требований к членам партнерства, но это требует небольшой корректировки, не превышающей 5 % от общих принципов функционирования СРО.

    Какими инструментами по новому закону будут наделены строительные СРО в реализации своих узкопрофильных особенностей? И будут ли в принципе у них такие возможности?

    В самом понятии «саморегулирование», заложенном в имеющемся 315-ФЗ, а так же в рассматриваемых поправках, участники системы саморегулирования наделяются возможностями закреплять свои особенности в учредительных документах и в других внутренних документах СРО.

    Так, например, зарекомендовала себя деятельность СРО лифтовых организаций, во внутренних правилах и стандартах которых закреплены особенности их сферы. Принятые на общих собраниях решения обязательны для выполнения членами этих СРО. Отпадает необходимость закрепления особенностей в 315-м и каком-либо отраслевом законе, поскольку, как для лифтовиков, так и, к примеру, для железнодорожников такие требования будут абсолютно не нужны из-за наличия своих узких особенностей, которые они могут регулировать внутренними документами. Прав на закрепление своих узкоотраслевых особенностей у саморегулируемых организаций достаточно.

    Насколько совершенен, по вашему мнению, будет 315-ФЗ с точки зрения администрирования всех отраслей (по сути дела, имеющих больше различий, чем сходства), где введено обязательное саморегулирование?

    - Законопроект критикуют, и это нормально. Так, регулярно высказываются следующие сомнения: разные отрасли (строительство, финансовые рынки, риэлторы, аудиторы, энергоаудиторы, медицина) объединить в одном нормативно-правовом акте невозможно.

    Да, действительно указанные и многие другие сферы имеют больше различий, чем сходства. Но степень этих различий определяется продуктом ими производимым, а не организационно-правовой формой. Очевидно, что граница между унифицированными и специализированными правилами вполне может быть смещена в сторону усиления унифицированных. Так, например, общие собрания членов СРО вполне могут проходить по одной и той же конструкции и иметь один и тот же порядок, потому что ничем не отличается общее собрание членов медицинской СРО и, к примеру, риэлтерской. Нет необходимости в одних случаях называть это общим собранием, а в других – съездом. Нет причин указывать, как это сделано в Градостроительном кодексе, что в Совет или на должность президента национального объединения кандидат выдвигается не менее чем 30% членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории определенного федерального округа. Почему нужно в Градостроительном кодексе указывать эту цифру, а в другом профильном законодательстве – другую?

    Все это не имеет существенного значения и не несет смысловой нагрузки применительно к регулированию деятельности членов партнерств. Но имеющиеся различия, по указанным выше признакам, наносят вред сложившейся системе саморегулирования, а также чреваты необоснованными издержками для законодательной власти по учету этих особенностей, подбору правоприменительной практики, что требует бесконечной модернизации подходов. Эти подходы вполне могут быть безболезненно унифицированы.

    Больной вопрос для многих СРО, особенно с учетом ситуации в банковском секторе: сможет ли новый закон унифицировать подходы к формированию и управлению компенсационными фондами СРО?

    Особенности по размеру компенсационного фонда и порядку управления им имеют существенное значение для СРО. Но стоит отделить необоснованные опасения от разумных доводов, приводимых в законопроекте. Подходы к управлению компенсационным фондом могут и должны регулироваться 315-ФЗ.

    В настоящее время строителям предписано размещать КФ в депозитах банков, а арбитражным управляющим на основании инвестиционной декларации предписывается размещать депозиты в рублях, а также в валюте и в государственных ценных бумагах. Такие различия требуют специального регулирования законодательством, однако никаких принципиальных отличий нет. Вполне возможно установить 315-м ФЗ единый подход к размещению денежных средств, и на регулирование сферы аудиторов и строителей это никак не повлияет, но уменьшит разношерстность подходов. Арбитражным управляющим необходимо размещать компенсационные фонды через управляющие компании, а строительным организациям это не предписывается, но обоснования такой разности подходов нет. А вот размер компенсационного фонда вполне обоснованно должен отличаться. Поскольку риски нанесения ущерба строителями могут варьироваться в существенно больших суммах, нежели у аудиторов или оценщиков. Исходя из вышеизложенного, порядок управления компенсационным фондом может быть унифицирован, а размер должен быть отражен в специальном законодательстве.

    - Вы считаете, что строительным СРО стоит поддержать новый законопроект?

    - Подготовленные изменения в Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях» не отменяют специфические особенности СРО разных отраслей, а лишь сдвигают акценты на универсальность подходов и расширение прав СРО по учету своих особенностей в иных документах. Полагаю, необходимо поддержать подготовленные правительством изменения в 315-ФЗ и не бояться неминуемого развития саморегулирования.

    Принцип свободы предпринимательской или иной профессиональной деятельности закреплен в Российской Федерации законодательно. Именно поэтому на территории нашего государства функционирует множество организаций, которые реализуют свою деятельность без постороннего вмешательства. Некоторые положения 315-ФЗ "О будут рассмотрены в этой статье.

    Что представляет собой саморегулирование?

    Саморегулированием, согласно статье 2 представленного нормативного акта, именуют инициативную и самостоятельную деятельность, осуществляемую субъектами предпринимательской или любой другой профессиональной сферы. Представители саморегулируемой области занимаются формированием стандартов и различных правил. Стоит также отметить, что в компетенцию рассматриваемых лиц входит контроль над реализацией установленных требований.

    Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются различные юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и легально реализующие свою деятельность в строгом соответствии с российским Гражданским кодексом. Согласно же статье 3 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", субъекты объединяются в специальные инстанции, созданные на некоммерческой основе. О порядке их функционирования будет рассказано далее.

    Правила саморегулируемых организаций

    Что является предметом саморегулирования у представленных субъектов? Несмотря на некоммерческий характер, основной целью деятельности организации является предпринимательская. При этом любое объединение, действующее на самостоятельной основе, должно сформировать ряд важных требований и правил для реализации своего функционирования. Так, необходимо четко обозначить методы дисциплинарного воздействия, обеспечить информационную открытость, установить ряд запретов на незаконные виды деятельности и т. д.

    Согласно статье 5 № 315 "О саморегулируемых организациях", любые объединения самостоятельной и независимой деятельности должны базироваться на принципе членства субъектов. При этом сведения о таковом подлежат внесению в Единый федеральный реестр о деятельности юридических лиц и ИП. Сам реестр должен содержать следующие сведения:

    • информацию о каждом отдельном члене организации саморегулируемого типа;
    • регистрационную нумерацию членов;
    • сведения об обеспечении имущественной ответственности и др.

    О том, чем именно должны заниматься саморегулируемые организации, будет рассказано далее.

    Обязанности и полномочия саморегулируемых организаций

    В статье 6 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обозначен основной функционал рассматриваемых субъектов. Необходимо выделить:

    • применение законных в отношении своих членов;
    • разработку и установление принципа членства субъектов предпринимательской или иной деятельности в данной организации;
    • осуществление анализа деятельности своих представителей;
    • обеспечение информационной открытости;
    • реализацию контроля над качественным осуществлением предпринимательской или иной профессиональной деятельности;
    • рассмотрение жалоб на действие членов организации и т. д.

    Отдельно стоит рассказать про полномочия рассматриваемых субъектов, в частности, отметить возможность оспаривания действий государственных органов, принятие участия в обсуждении проектов, внесение предложений по модернизации организационной деятельности и т. д.

    О функционировании организаций

    В статьях 8-24 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" рассказывается о принципах функционирования самостоятельных и независимых предприятий. Закрепляются способы имущественной ответственности и отдельные ограничения прав соответствующих должностных лиц. В статье 16 говорится о необходимости своевременно созывать членское собрание, а в статье 17 - о важности деятельности коллегиального управленческого органа.

    Несмотря на независимый статус, рассматриваемые предприятия находятся под контролем государства. Именно поэтому представители исполнительной ветви власти имеют возможность осуществлять в отношении этих объединений.

    Стоит также выделить изменения в законе. Последняя редакция 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 2016 года дополнилась поправкой к статье 5, в которой говорится о необходимости предоставления членами предприятий сведений о себе.

    Похожие публикации