Роспись пасхальных яиц. Мои любимые рецепты

В Германии, где я живу уже больше 15 лет, Пасха прошла ещё в марте. Но я всё равно расскажу с большим удовольствием об одной очень красивой пасхальной традиции в честь православной Пасхи, которую сейчас многие празднуют. Речь о традиции окрашивания яиц по рецептам сорбов (лужичан) в Германии.

Многие туристы представляют себе Германию сплошным таким Мюнхеном с душистым пивом и сосисками, грудастыми девицами в трахтах (традиционный национальный костюм) и гладкощёкими бюргерами. А она очень разная.

Вот, полюбуйтесь, к примеру, это немка из Шпревальда в часе езды от Берлина.


Фото отсюда spreewald-christl.de

Причём настолько, что иногда не верится, что всё это уживается в такой сравнительно маленькой стране. Например, я живу в Северном Рейн-Вестфалии. Исторически так сложилось, что это самая густонаселённая земля Германии и самая многострадальная. Сначала она считалась одной из самых красивых и через неё пролегал путь в Рим, например. Отсюда вывозили ценный камень (помните Драхенбург?), вырубленный лес и уголь. Начиная с 18 века её окончательно изуродовала индустрия, когда развернулись массивная добыча угля и производство стали. Даже сейчас основной отличительной чертой городов в Северном Рейн-Вестфалии являются многочисленные индустриальные сооружения, которые переоборудовали под музеи. Например, знаменитый музей современного дизайна Red Dot находится на территории подобного бывшего угледобывающего предприятия (Zeche Zollverein).

Во Вторую Мировую Северный Рейн-Вестфалию больше всех бомбили - некоторые города, как Эссен, были уничтожены на 90%, и до сих пор почти каждую неделю при строительстве новых домов и дорог находят уцелевшую бомбу и эвакуируют целые районы города. Кстати, к 10% уцелевших зданий относится знаменитая синагога - одна из старейших в регионе. Очень советую заглянуть при возможности. Потрясающе красивая снаружи и изнутри.

Сегодня я расскажу о жителях Шпревальда (лес на Шпрее) - сорбах и их традициях. А в частности о традиции создания писанок к Пасхе. Сорбы (и живущие с ними по соседству венды) официально признаны национальным меньшинством в Германии и появились на её территории в результате великого переселения народов в раннем Средневековье (так что в том, что сейчас очередная волна переселения народов нет ничего нового). То есть у немецких сорбов - славянские корни. Этот регион находится всего в часе езды от Берлина и объявлен Юнеско заповедником. Сами сорбы так же очень бережно относятся к своим традициям, и даже указатели у них подписаны на двух языках - на немецком и сорбском.

И это тоже немки


Фото отсюда arte.tv

Вот такие они, немецкие сорбы и венды.


Фото отсюда spreewaldportal.de


Фото отсюда spreewaldportal.de

Но, вернёмся к традиции окрашивания яиц. Самое распространённое объяснение, откуда пошла традиция красить и поедать яйца на Пасху такое, что во многих культурах яйцо - символ плодородия. Более приземлённая версия гласит, что поедание яиц в ожидании Пасхи (во время поста) было большим грехом. Но куры не переставали их нести. Поэтому, чтобы продукты не пропадали, яйца варили и держали в холоде, а на Пасху поедали запасы.

Третья версия тоже связана с церковью. Она гласит, что десятину часто было принято уплачивать натуральными продуктами. В день Великого четверга её яйцами и платили. Когда десятину отменили, в народном сознании сохранилась ценность яиц как единицы платы. Отсюда, якобы, и берёт свои корни традиция их церемонного поедания. Ниже на фото пример росписи яиц цветным воском.


Фотография отсюда Frank Heine

Традиция искать на Пасху спрятанные яйца появилась в Германии около 17го века. Ещё раньше, в 16ом веке, церковь стала красить яйца в разные цвета. Придумали они это из весьма прагматичных соображений - чтобы отличать освящённые яйца от тех, которые нет. А так как церковь многие обряды совершала только за определённую плату, понятно, что нужны были заметные признаки проделанной работы и уплаченных денег.


Фотография отсюда Kornelia Thor

Как же именно сорбы расписывают яйца? Оказывается, как я уже частично упомянула выше, есть целый ряд технологий - от нанесения рисунка воском до выцарапывания. Например, разноцветные яйца с белым узором делают как раз с помощью воска. Сначала его наносят специальным заточенным металлическим инструментом или обрезанным пером на варенное яйцо, потом красят в разные цвета, а потом удаляют воск - держат его над тёплой свечой, чтобы он сам стёк. Здесь можно ознакомиться с пошаговой инструкцией: spreewald-info.de , фотографии ниже тоже оттуда.

Инструменты для работы как раз видны здесь на фото в нижнем правом углу.

Фотография отсюда Kornelia Thor

Если вы думаете, что на таких яйцах рисуют просто так, что в голову взбредёт, то ошибаетесь. У каждого символа есть своё исторически сформировавшееся значение. Информация (мой перевод с немецкого) и фотографии ниже отсюда: spreewald-info.de . Не устаю поражаться, как тонко сплелось в европейской культуре язычество и христианство.

Например, вот эти ромашки и полуромашки представляют источники света и символизируют рост, возвращение весны и просыпающуюся жизнь.

- эти точки или треугольники, заключённые в большой треугольник, являются символом "отца, сына и святого духа", а так же употребляются как символ единстве семьи: отца, матери и детей.

- эти "волчьи зубы" символ силы и защиты от зла.

- эта еловая веточка является символом здоровья.

- это уже комбинация выше перечисленных символов, которая приносит счастье и вдвойне защищает от зла (символ волчьих зубов расположенный по магическому кругу).

- символ надёжно защищённого двора. Круг означает двор, а волчьи зубы - защиту. В технике выцарапывания или травления изображений чаще применяют такие мотивы как цветы, побеги, звёзды, растения и животные, и даже кресты и ягнята.

- Здесь тоже можно подумать, что это волчьи зубы по кругу, но нет. Речь о пчелиной сотке, которая всегда представляется в виде ровно шести треугольник и символизирует весну, прилежность (как у пчёл) и трудолюбие.

Одноцветные яйца с белыми узорами (когда узоры сначала наносят воском, а потом удаляют его после окраски - держат рядом(!) со свечой, чтобы воск сам стёк с него). Здесь пример, как расписывают яйца потом в несколько цветов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Работу выполнил ученик 6 класса

Громов Ярослав

Руководитель:

,

учитель ИЗО

2012г.

Введение

Основная часть………………………………………………..………………………….3

«Дорого яичко к Христову дню» ………………………..…………………………..…4

Почему принято дарить яйца?..........................................................................................5

Изготовление пасхальных яиц в России ………………………………….………..…..5

Традиционное народное творчество - роспись пасхальных яиц…………………..….6

Заключение…………...………………………………………………………………….9

Литература…………...……………………………………………………....................10

Приложение 1…………………………………...………………………….…………..11

Приложение 2……………………………………...……………………….…………..13

Приложение 3……………………………………...……………………….…………..14

Близится велитчaйший праздник всего христианского мира – Светлое Христово Воскресение , в народе также именуемый Пасхой или Великоднем. И, наверное, нет более известного и популярного символа этого праздника, чем пасхальные яйца .

На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскресе!" и обмениваемся красными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни.

Откуда этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом.

Изготовление пасхальных яиц в России.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные пасхальные яйца. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы - несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т. д.

Изготовлением пасхальных яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т. д.

В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.

Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).

Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже.

После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Только в конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами.

Государство в современный период уделяет значительное внимание сохранению и возрождению народных традиций.

Современное поколение понимает важность этой проблемы и считает, что в наш век технологий человек отрывается от своих корней и забывает о национальных традициях. А ведь известно, что нация, не имеющая собственного культурного наследия, обречена на вымирание.

Благодаря вышесказанному, не возникает сомнения в актуальности выполнения нами работы, направленной на то, чтобы сделать определенный вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций и истоков

Традиционное народное творчество - роспись пасхальных яиц.

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу.

1. Крашенка – наиболее известное яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета с помощью красителей. (Приложение 1)Сейчас почти все используют искусственные красители для окраски яиц. Однако лучше всего пользоваться натуральными красителями, которое не оказывают вреда здоровью, в отличие от ярких синтетических красителей.

2. Крапанка - от украинского "крапать" - покрывать каплями.(Приложение 1)

Чтобы сделать крапанку нужно сперва окрасить яйцо в необходимый цвет, затем зажечь свечку и покапать воск на яйцо. После того, как он застынет, яйцо можно окунуть в другой цвет.
Цветов может быть много, но основным цветом будет тот, в который вы последний раз окунете яичко.

3. Малеванка – это более сложный вид росписи на яйцах, когда яйца расписываются различными придуманными узорами с помощью красок. (Приложение 1) При росписи яйца в виде малеванки могут быть использованы не только краски, но и кисти, ткани, лепестки, бисер, кружева и т. д.

4. Дряпанка – это яйцо которое царапают по однотонной краске. (Приложение 1). Для царапания яйца используют какой-либо острый металл. Кроме того к этому виду росписи относят прорезную роспись - из цельной скорлупы яйца вырезают ажурное изделие.
5. Писанка – самый сложный вид росписи пасхальных яиц. (Приложение 1) Сперва яйцо окрашивают особым орнаментальным или сюжетным узором. Узоры и орнаменты писанок строго передавались из поколения в поколение, поэтому они являются оберегами. Когда-то давно расписывали яички тонкой косточкой от куриной грудки, макая ее в расплавленный медовый воск. Затем появилось специальное приспособление для росписи - писачок или кистка (приложение 2), как его называют в Украине.(Можно еще макать иголку в расплавленный воск и рисовать ей, но это не так удобно...)
В него закладывается воск, и расплавляется на свечке до совсем жидкого состояния.
Тогда он легко течет через отверстие в сопле и им можно расписывать яйцо.
На холодном яйце делают узоры горячим воском. Весь рисунок, покрытый воском, останется белым.
Дальше яйцо кладется в краску. Сначала в более светлую, потом в более темную.

После этого рисуют новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нарисованы, яйцо очищают от воска.

Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Остальные цвета считаются не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый.
Значения символов, которые используются при росписи пасхальных яиц:
Голубь - символ души.
Сеточка - символ судьбы.
Цветочки - символ девичества.
Сливы - символ любви.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносится яркий рисунок.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Сосна - символ здоровья.
Точечки - символ плодородия.

В Украине на Коломые создан музей писанки В экспозиции Музея Писанки на сегодня находится свыше шести тысяч писанок, причем их свозили не только со всех уголков Украины

В настоящее время хозяйки активно используют при крашении яиц химические красители. Возникает вопрос, а можно ли окрасить яйца без «химии»?. Оказывается можно. Натуральные красители содержат овощи и фрукты, которые мы употребляем почти ежедневно, так цвет Светло-красный даст свекла или черника;
Оранжевый: лук;
Светло-желтый: апельсины или лимоны, морковь;
Желтый: корни куркума, скорлупа грецкого ореха;
Светло-зелёный: листья шпината, крапивы;
Зелёный: зелёные яблоки;
Синий: листья красной капусты;
Бежевый или коричневый: кофе.

Теперь о самих способах окрашивания яиц.

1. Луковая шелуха - самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно-коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара.

2. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса.

3. Уже вареные яйца натереть соком (свекольным, морковным, соком шпината).

4. Положите яйца в кастрюлю, залейте их водой. Добавьте чайную ложку уксуса. Кипятите яйца с натуральными красящими добавками. О них сказано выше.

5. Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Получаются яйца в крапинку.

6. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковую шелуху и сверху завязать каким-нибудь хлопчатобумажным материалом.

7. При окрашивании можно обмотать яйца разноцветными нитками, тогда на них получатся интересные разводы.

8.Сварить яйца в воде с содой. Обернуть яйца в разноцветные шелковые лоскутки, перевязать ниткой. Опять их прокипятить в этой воде, дать остыть, открыть лоскутки.

9. Сорвите молодые листики разной формы (например, листики петрушки). Приложите к яйцам эти листики, обмотайте чулком и туго завяжите. Опустите в крепко заваренную луковую шелуху. Варить долго.

10. Окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать их, пока они не остыли. В этом способе все зависит только от богатства вашей фантазии.

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение. Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.

Заключение

В процессе выполнения творческой работы было проведено изучение литературных данных, материалов СМИ, сайтов интернет, касающихся выбранной темы, на основании которого сделан обзор версий возникновения традиции красить яйца, одаривать ими родных, друзей и знакомых.

Дано описание основных видов народной росписи пасхальных яиц, выявлены их отличительные особенности, установлены значения символов и цвета при раскрашивании.

Также был сделан обзор изготовления пасхальных яиц из которого следует, что эта традиция не утратила своего значения, а приобрела более эстетический характер. По результатам анализа, проведенного в основной части работы можно прийти к заключению, что роспись пасхального яйца получила такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что о ней можно говорить как о своеобразном виде народного искусства.

В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены. Раскрыты основные виды оформления пасхальных яиц традиционной народной росписью.

Поскольку в настоящей работе основное внимание уделено только традиционной народной росписи, то в дальнейшем моя работа будет нацелена на исследование видов современного оформления пасхальных яиц.

Литература

1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.

2. Антонова и православие. М.: Московский рабочий, 19с.

3. Аристова яичко к христову дню // Народное творчество. 1996. №2. - С. 16.

4. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.

5. Событие Рождества Христова // Православная газета. 2000. №1. - С. 4-5.

6. Соловьева яйца. Альбом. Интербук-бизнес, 19с.

Интернет –сайты

Приложение 1

Крашенки

Крапанки

Малёванки

Дряпанки

Приложении 2

Техника рисования писачком

Писачок - специальный инструмент, в крошечную емкость наливается расплавленный воск, через микроскопическое отверстие он просачивается. Таким образом получается восковая линия на яйце.

Шпатлевка" href="/text/category/shpatlevka/" rel="bookmark">шпаклевки . Сверху яйцо очень красиво разрисовано. С одной стороны на нем изображен будущий храм во имя святого праведного адмирала Феодора Ушакова, еще только строящийся в Севастополе. А с другой – портрет самого адмирала.

В Канаде, в местечке Вегревилль, находится самое большое в мире пасхальное яйцо.

Длина – 8 метров. Ширина – 5 метров. Вес – около 2270 кг

Дома в форме яйца

Идея «дома-яйца» далеко не нова и архитекторы периодически прибегают к подобной форме в своих работах. Вместе с тем, в нашем остроугольном мире округлое, а, тем более, яйцевидное здание обязательно обратит на себя внимание, и потому к нему предъявляются повышенные требования со стороны профессионалов и обывателей.

Вряд ли в ближайшее время сферические здания широко распространятся по планете, они до сих пор представляются пришельцами из другого мира, но появляться они обязательно будут.

Пасхальное яйцо в виртуальном мире

«Пасхальное яйцо » (англ. Easter Egg , сленговое пасхалка ) - разновидность секрета, оставляемого в игре, фильме или программном обеспечении создателями.

«Пасхальное яйцо» - это что то вроде небольшого (а может и большого, ведь все в нашем мире относительно) модуля вставленного в программу и вызываемого по средствам определенных действий со стороны пользователя. Эти модули пишут сами программисты (или группы программистов) с хорошим чувством юмора. Easter Eggs могут представлять из себя различные приколы, не значительные моменты, фотографию с группой написавшей программу и т. д. В большинстве случаев, если у вас имеется "Пасхальное яйцо" для версии программы отличной установленной у вас, то точно такое же яйцо скорее всего не появится, а может и вообще ни чего не появится! Это часто происходит при получении всемирной известности этого яйца. Больше всего Easter Eggs у монстров компьютерной индустрии: Microsoft , Adobe, Norton и т. д. Очень много пасхальных яиц вы сможете найти на англоязычном сайте www.

Украсить свой стол к Пасхе можно по-разному, например, расписав пасхальные яйца. Делать это можно 1000 и 1 способом. Попробуйте расписывать яйца и «как Бог на душу положит», и в определенной народной стилистике: как Хохлому, Дымковскую игрушку или даже Палех. На этой странице — пошаговое описание с фото 3 яиц: с росписью «Розы», «Под Хохлому» и «Матрешка».
Чтобы было из чего выбрать.

Итак, как расписать яйцо.

Необходимые материалы для создания пасхальных писанок

  • куриное яйцо
  • медицинский шприц
  • швейная иголка
  • акриловые краски
  • кисти
  • простой карандаш
  • прозрачный мебельный лак
  • ватная палочка
  • губка
  • бумажные салфетки

Первый шаг в создании любых расписных яиц

Сырое куриное яйцо помыть теплой водой и вытереть.

С двух сторон (противоположных) сделать при помощи иглы небольшие дырочки. С помощью медицинского шприца извлечь все содержимое.

Промыть скорлупку, также и внутри (воспользовавшись шприцем). Вытереть.

Пасхальное расписное яйцо «Розы»

Роспись яйца будет производиться в технике двойного мазка: на один край кисти нужно набрать белой краски, на другой – красную (или другую).

Шаг 1. Простым карандашом нанести на поверхность скорлупы эскиз будущего рисунка.

Шаг 2. Нанести на поверхность скорлупы первый, дальний ряд лепестков розы (белая сторона кисти должна быть сверху).


Шаг 3. Аналогично поступить со следующими, средними лепестками, стараясь проводить кистью по поверхности всего один раз.


Шаг 5. По контуру лепестков нанести акриловой краской белые линии, выделяя тем самым границу между лепестками (создавая некоторый натуральный изгиб).

Шаг 6. Перевернуть скорлупку вверх дном и приступить ко второй розе. Чтобы ее выделить, она будет в другой цветовой гамме. Нанесение рисунка идентично первому. На кисть набрать синюю и белую краску. Ее излишки можно убрать одним мазком на палитре или чистом листе бумаги. Рисунок также берет начало с верхних лепестков.


Шаг 7. Аналогично нанести на скорлупу в той же последовательности и остальные лепестки. Цветы готовы и можно приступить к листьям. У некоторых листьев затемнить заостренные концы черной краской.

Шаг 8. Используя зеленую и желтую краски, нарисовать листья, также методом двойного мазка. В некоторых местах можно нанести больше желтой краски.


Шаг 9. Закончить композицию, нарисовав легкими движениями тычинки. Оставить, чтобы краска полностью высохла.

Шаг 10. Аналогично поступить с другой стороной скорлупы.


Шаг 11. Всю поверхность яйца покрыть тонким слоем бесцветного мебельного лака. Дать высохнуть.


Пасхальное расписное яйцо «Хохлома»

Пасхальные яйца можно украшать различными методами, например, расписать, используя мотивы Хохломы.

Хохлома является старинным русским народным промыслом, зарожденном в Новгородском округе еще в 17 веке. Этой декоративной росписью мастера украшали деревянную посуду и мебель.

На черном фоне расписывали золотистым и красным цветом, иногда зеленым, элементы Хохломы. Традиционно это ягоды земляники и малины, ветки, цветы, а также звери и птицы, рыбы.

Порядок создания яйца «под хохлому»:

Шаг 1 см выше (освобождение яйца от содержимого).

Шаг 2. Карандашом нарисовать на поверхности яйца контур главных элементов рисунка – ягод и листьев. Красной краской закрасить по контуру ягоды земляники.

Шаг 3. Нарисовать так же ягоды рябины. Чтобы они получились ровными, можно воспользоваться ватной палочкой: на один ее конец набрать краску и нанести рисунок, прикладывая ее к поверхности скорлупы.


Шаг 4. Оставшееся между элементами свободное пространство аккуратно закрасить основным фоном – черной краской.

Шаг 5. Желтой (или золотистой) краской нарисовать листья.


Шаг 6. На поверхности земляники нанести крапинки – семена.

Шаг 7. Тонкой кистью нарисовать стебли. Дополнить композицию зеленью.
У основания ягод земляники нарисовать плодоножку. Ягодам рябины дорисовать семена.


Шаг 8. Используя ватную палочку, нанести на поверхность яйца маленькие цветочки.

Шаг 9. Самой тоненькой кистью нарисовать на листьях жилки.

Шаг 10. Нанести линии на плодоножках, и точечно – тычинки цветочков.

Шаг 11. Когда краска полностью высохнет, покрыть яйцо тонким слоем мебельного лака, желательно бесцветного.



Пасхальное расписное яйцо «Матрешка»

Шаг 1 см выше (освобождение яйца от содержимого).

Шаг 2. Карандашом «набросать» эскиз будущей матрешки.

Шаг 3. Светло – синей краской закрасить платочек. Работать нужно аккуратно, чтобы не выходить за пределы рисунка.


Шаг 4. Маленькой кисточкой нарисовать матрешке глаза и волосы. Их цвет зависит от ваших личных предпочтений, как впрочем, и элементы гардероба матрешки.

Шаг 5. Нанести на платочек маленькие точки – горошинки. Красной краской закрасить сарафан.


Шаг 6. Самой тоненькой кисточкой нарисовать реснички, пряди волос и изгибы платочка.

Шаг 7. Украсить сарафан цветочками.

Шаг 8. Подарить матрешке улыбку, нарисовав ей губы. Докрасить рукава, руки и нанести линии — стебли вербы.


Шаг 9. Точечно нарисовать белой краской почки вербы. Тонкой и длиной кистью добавить немного контрастного черного цвета, образуя на рукавах изгиб.

Рисунок готов и краска должна высохнуть.

Шаг 10. И последний штрих. Бесцветным лаком покрыть поверхность рисунка и высушить. Совет: чтобы лак «лег» ровнее, его лучше нанести чистой губкой.


Яйца к Пасхе расписывала Марина Тофан.

ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРИ ПОМОЩИ РОСПИСИ ГОРЯЧИМ ВОСКОМ. ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ГОРЯЧИЙ ВОСК ПОДРАЗУМЕВАЮТСЯ ОБЫЧНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ В КАНЦЕЛЯРСКОМ МАГАЗИНЕ. ДЛЯ РОСПИСИ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ (МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НА ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК ИЛИ ПАРАФИНОВЫЕ СВЕЧИ, ПОДКРАШЕННЫЕ ПИЩЕВЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ) РАСПЛАВЛЯЮТСЯ, ПОМЕЩАЮТСЯ В НЕБОЛЬШУЮ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ЕМКОСТЬ, КОТОРАЯ НАГРЕВАЕТСЯ ДО ТЕМПЕРАТУРЫ 65°С. РОСПИСЬ ВОСКОМ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ ДЛЯ УЖЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОКРАШЕННЫХ ЯИЦ, ЧТО СМОТРИТСЯ БОЛЕЕ И ВЕСЬМА ЭФФЕКТНО.


До начала росписи пасхального яйца его нужно покрасить любым традиционным известным вам способом, которых достаточно много. Красят яйца в луковой шелухе, пищевыми красителями, свеклой и так далее. Для того, чтобы яйцо хорошо и равномерно покрасилось, его сначала нужно хорошо вымыть и обезжирить. Для обезжиривания обычно применяется уксус, яйца протираются кусочком марли или тряпочкой, смоченной в уксусе — при способе окрашивания пищевыми красителями. При окрашивании отваром луковой шелухи можно уксус добавить во время варки яиц — 1-2 столовой ложки уксуса и щепотку соли на литр воды.

Для росписи пасхальных яиц воском применяется медная проволока (за неимением медной проволоки можно использовать длинную иглу, крючок для вязания, шило). Можно взять круглую деревянную палочку и вставить в нее медную проволоку, оставив медный наконечник длиной около 2-х см. Чем тоньше наконечник, тем более тонкие линии можно рисовать на яйце. Для росписи горячим воском используется именно медь, так как по своим свойствам она долго сохраняет температуру, воск на медной проволоке быстро не застывает и можно рисовать довольно длинные линии.

Процесс работы

Воск или восковые мелки (можно также использовать и обычные бесцветные парафиновые свечи) растапливаются в металлической маленькой емкости (можно взять столовую ложку) над пламенем (над горящей свечой, горелкой или на водяной бане на плите), нагреваем до температуры 65°С (не доводим до закипания воска), температуру определенного цвета воска поддерживаем все время росписи.

Медным наконечником цепляем небольшое количество воска и расписываем яйцо, ставя точки или проводя линии. Сочетание линий и точек дает возможность создавать самые разные узоры.

Яйцо, куриное или гусиное, во время росписи должно быть хотя бы комнатной температуры, не холодное!, так как воск у нас горячий и может застыть сразу же после попадания на яйцо. Что касается воска — он не должен быть слишком горячим или холодным во время росписи. Для достижения удовлетворительного результата используйте одно яйцо для тестирования, чтобы понять, какая температура воска лучше подходит для росписи тем или иным узором. Если вы хотите расписать яйцо разными цветами воска, то не расписывайте его сразу одновременно всеми цветами радуги. Распишите сначала все яйцо одним цветом, затем протрите яйцо сухой тряпочкой, которая удалит все излишки воска, если таковые будут. Затем уже можно переходить к использованию другого цвета воска.


По завершению росписи горячим воском для лучшего эффекта пасхальные яйца смазывают жиром или подсолнечным маслом, что придает им блеск.

Для росписи пасхального яйца можете использовать шаблоны ниже, а можете придумать что-то свое. Экспериментируйте и у вас все получится! Смотрите еще Шаблоны для росписи пасхальных яиц .

Если все описанное выше не совсем понятно, предлагаю просмотреть данный видео ролик, на котором чешская мастерица расписывает пасхальное яйцо горячим воском. Видео ролик без комментариев, которые и не нужны вовсе. Главное — один раз увидеть и все сразу станет понятно)


А сейчас предлагаю просмотреть красивые идеи росписи пасхальных яиц, которые могут вдохновить на творчество, на handmade к празднику Пасха .

Смотрите еще Декор пасхальных яиц сладкими розочками .


































Похожие публикации