Промысловые суда. Сервисы по доставке запасных частей

Когда наступает сезон ловли краба в Беринговом море, который здесь называют золотой лихорадкой XXI века, отважные рыболовы вступают в схватку с плохой погодой, бушующим морем и опасными для роботы условиями. Сезон непродолжителен и длится всего меньше недели, а конкуренция очень высока. Каждый год Берингово море уносит в среднем жизни двенадцати рыбаков, а ловля крабов самый опасный из всех способов ловли, а возможно и самая опасная из всех опасных профессий в мире.

Почему же люди занимаются ловлей краба? А все как никогда просто - это прибыльный бизнес. Королевский краб, камчатский краб, дальневосточный краб, краб-стригун, опилио, снежный краб считаются во всем мире довольно изысканными деликатесами.

Аляска самый дальний рубеж Северной Америки. Большинство из тех, кто приезжает сюда на время короткого сезона ловли крабов , заранее знают, на каком краболове будут работать. Остальные же ищут работу на месте. Среди немногочисленных вакансий палубных матросов царит жестокая конкуренция, поэтому надо быть расторопным, чтобы не остаться за бортом. У экипажа краболовного судна свой подход к новичкам - их называют юнгами. Многие из них не имеют ни малейшего представления о том, на что они идут.

Ловля краба требует огромной физической выносливости, поэтому его считают делом молодых. Некоторые приезжают на Аляску за приключениями - такая себе морская романтика, кто-то хочет доказать себе, что может пройти все трудности и справиться с тяжелыми условиями работы. Многие юноши могут страстно желать успеха, но для ловли крабов в Беринговом море потребуется нечто большее, чем большое желание.

Кстати для многих жителей аляски ловля крабов — это семейный бизнес, где опыт передается из поколения в поколение.

Сезон ловли крабов открывается официально, его период не всегда одинаков и может ограничиваться квотами на улов. Так в 2005 году правительственные квоты составили 7000 тонн, а 25 лет назад квота составляла 45 тыс. тонн. В 2004 году сезон ловли крабов длился всего четыре дня.

Ключом к получению максимальной прибыли является подготовка, поэтому перед выходом в море фиксирует ловушки и штабеля, проверяет оборудование и устройства, а капитан тщательно изучает предстоящие метеоусловия. В Беринговом море ошибки и просчеты могут привести к ужасным последствиям.

Когда покидают порт, они чувствуют себя частью истории этого края. В водах омывающих Аляску рыбачат уже несколько столетий. Первыми здесь были коренные жители в каноэ из тюленьей кожи, но современный краболовный промысел пришел в начале XIX века. Современные деревушки Аляски теперь стали основными портами поставки и переработки морепродуктов, а также транспортировки крабов в различные страны мира. Но этот статус достается дорогой ценой. На воду заливов смотрят десятки крестов - мрачное напоминание о тех, кто не вернулся. Берингово море непредсказуемо и беспощадно. Штормы здесь повторяются через каждые 3-5 дней. Сильные штормы начинаются без предупреждений, принося ураганные ветры, сильные волны и смертельно опасный лед, поэтому неудивительно, многие охотники за крабами суеверны.

краболовные суда

самое большое в мире краболовное судно

Небольшим судам краболовам, средняя длина которых составляет 35 м, предстоит долгое морское путешествие к районам крабового промысла. Некоторые преодолевают 650 км по Беринговому морю в поисках крабов. У каждого капитана краболова своя стратегия. Никто не знает сколько продлиться сезон, а за это время надо сделать невозможное — найти крабов и обеспечить приличный улов. И это все в максимально жестких условиях. Работа в арктических водах опасна, но на краболовных судах, пожалуй, самая опасная из них, так как на палубе нет безопасных мест.

способы ловли краба

При достижении района промысла капитаны судов заканчивают расчеты своих стратегий по ловле крабов , палубные матросы в готовности начать выставлять крабовые ловушки, юнга измельчает приманку, наполняя ею мешки для ловушек. Каждый член команды с нетерпением ждет начала ловли крабов.

С поступлением сигнала от Национального департамента охоты и рыболовства о начале сезона ловли крабов первым делом краболовы сбрасывают крабовые ловушки с приманкой внутри, в море. На небольших краболовных судах число ловушек не превышает 40 штук, но на некоторых -краболовах их количество достигает до 250.

На самом деле способов ловли крабов немного. Один из них, это когда ловушка устанавливается на сбрасывающий поддон. Внутри нее подвешивается наживка, ловушку закрывают и сбрасывают в море. К ловушке прикреплен трос с буем. Клети выставляются на площади до 100 кв. километров в так называемый порядок, из нескольких десятков.

Еще одним способом ловли крабов является радио-лов. Несколько судов объединяются в альянс и расходятся в разные точки, выставляя порядки ловушек. Затем капитаны передают друг другу по радиостанции необходимые данные о разведке краба, с использованием кодовых слов, не называя наименований судов и координат.

Через некоторое время краболовы поднимают ловушки, но прежде их надо поймать. Для этого члены команды забрасывают якорь-кошку с прикрепленным к нему тросом в направлении буя, плавающего на поверхности моря. К бую прикреплена ловушка которая находится в свободном плавании. Зацепив трос якорем, буй подтягивается к подъемному устройству. На барабан накидывается трос, который наматываясь, поднимает ловушку. Затем ловушка опускается на поддон, куда и выбирается улов.

Важным моментом при поимке крабов является сортировка. В соответствии с законом в море возвращаются самки и небольшие крабы для воспроизводства. Краб-самец от краба-самки отличается наличием на внутренней стороне панциря пластины, где находится икра. Самец для крабового промысла на законных условиях должен быть не менее 17 см по панцирю. Сортировка крабов производится на двухсоткилограммовом столе, который с помощью гидравлического устройства может отодвигаться в сторону.

ловля крабов у берегов Аляски




спуск крабовой ловушки с помощью крана

подъемное устройство

подъем ловушки

Крабов отгружают несколько представителей крабопереработчика, погружая их в корзину, вмещающую около 1 тонны крабов. Вручную они заполняют такие корзины одну за другой и отправляют на борт переработчика.

При улове крабов с 35 тонн каждый палубный матрос получит по 16 тыс. долларов США.

Крабы, ради которых люди рисковали своими жизнями, перерабатываются и попадают на обеденный стол в различных странах мира. Но лишь немногие из тех, кто будет наслаждаться вкусом камчатского краба, узнают о суровой борьбе, в которую вступают несколько отважных людей, чтобы доставить им это лакомство.

еще про крабов

Королевский краб или красный краб стоит 11 долларов США за 1 кг. Квота составляет 7000 тонн, то есть весь улов будет стоить 70 миллионов долларов. Крабы опилио и снежные крабы уходят по цене 4 доллара за 1 кг, на кону улова 36 миллионов долларов с квотой 9000 тонн.

Под Санкт-Петербургом спустили на воду первый отечественный краболов «Русь». Судно, которое строится для группы компаний «Антей», предназначено для добычи и перевозки живого краба и по плану будет сдано заказчику уже летом.

Первый в России

26 декабря на территории судостроительного завода «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду нового судна для ГК «Антей». Краболов проекта 03070, получивший название «Русь», и его дальнейшей транспортировки в живом виде в RSW-танках. До этого судов такого назначения с нуля российские заводы, да и не только российские, никогда не строили.

«Весь современный краболовный флот мира – это бывшие или ярусные суда, или траловые суда, которые были дооборудованы или переоборудованы под краба», – заявил президент группы компаний «Антей» Иван Михнов. По его словам, хотя за основу был взят проект ярусного судна, его пришлось полностью переработать. В результате получилось действительно первое отечественное краболовное судно.

Символическую важность момента подчеркнул президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков . Он обратил внимание, что история краболовного флота в нашей стране началась в 1928 году: «Тогда впервые на промысел вышел первый советский краболов, он так и назывался «Первый краболов». И вот спустя ровно 90 лет спускается на воду первый российский краболов».

«Сегодня мы творим историю», – согласился с коллегами президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов . Он напомнил, что после распада Советского Союза рыбакам, чтобы вести промысел краба, приходилось закупать подержанные суда в Японии и Корее, что создавало проблемы с переоборудованием флота и предъявлением его регистру. «Думаю, этот знаменательный день станет большой вехой развития и гражданского судостроения, и крабового флота и залогом удачной работы рыбохозяйственного комплекса РФ», – добавил президент АРПП.

Крестной матерью краболова стала Ирина Михнова, которая с первой же попытки успешно разбила бутылку о носовую часть судна. Затем участники церемонии наблюдали, как «Русь», словно в замедленной съемке, буквально по сантиметру входила в ледяную воду, а спустя час заняла место у причальной стенки завода, где будет происходить ее достройка.

К верфи нареканий нет

Стоимость судна длиной 50 метров и водоизмещением более 1800 тонн составила около 15 млн евро. Оборудование на нем установлено полностью отечественное – за исключением главного и вспомогательного двигателей и морозильных компрессоров. По словам генерального директора ООО «Антей» Андрея Поломаря, на сегодняшний день готовность краболова уже превышает 50%.

«Окончание работ планируется в августе 2019 года. Фактически большую часть пути мы уже прошли. На судне установлена силовая линия, то есть основные механизмы – движители. Осталась электронная начинка, электрическая часть, интерьерная часть», – рассказал он корреспонденту Fishnews.

Опыт сотрудничества с верфью руководитель компании оценил положительно. «Больших нареканий нет. Есть отдельные моменты рабочего порядка, но в целом претензий нет. Строят ребята хорошо, качественно, – не скупился на похвалу Андрей Поломарь. – Нас слышат, задают вопросы, уточняют, потому что для заводчан это тоже первое судно такого профиля, безусловно, они и учатся параллельно».

Серия теряется в тумане

О перспективах будущего краболова в холдинге пока предпочитают высказываться осторожно. «Я очень надеюсь, что это судно будет хорошо работать, но думаю, что это будет видно после того, как оно пройдет ходовые испытания, – предупредил Иван Михнов. – Сегодня это, так сказать, еще только коробка, правда, с главным двигателем, со вспомогачами и прочими механизмами, которые находятся на борту».

Тем не менее дальневосточные рыбаки ожидают, что «Русь» уже в начале осени присоединится к добыче краба. «Нам судно передадут в июле, мы его доработаем и в сентябре будем перегонять через Северный морской путь на Камчатку. Там поставим промвооружение и пойдем рыбачить», – поделился планами президент ГК «Антей».

Новый краболов заложит традицию современного крабового флота, высказал пожелание Александр Дупляков и отметил заслуги компании, которая «несмотря на все сложности и некоторые неопределенности» смогла это сделать.

Неопределенность – очень точная характеристика настроений, царящих в рыбной отрасли в последнее время. Ведь когда , все ожидали скорого выхода постановления, включающего крабов в перечень видов водных биоресурсов, по которым выделяются инвестиционные квоты. Но уже весной разговоры шли только о возможном возврате к аукционам по продаже квот, несмотря на явное нежелание регулятора открыто обсуждать эту тему с рыбацким сообществом.

Разве что намерения Росрыболовства и Минсельхоза по изъятию и реализации части крабовых квот на торгах стали вполне определенными. Несмотря на это руководство «Антея» приняло решение продолжать строительство - на свой страх и риск, но с планами на серию из нескольких судов пока пришлось попрощаться.

«Изначально планировалось три судна, но это под инвестквоты. Насколько мы понимаем, инвестквот не будет, будут аукционы. Если денег хватит на аукционы и на судно, значит будем строить. Если денег не хватит, значит не будем, – резюмировал Иван Михнов. – Один лот в тысячу тонн и судно будут стоить порядка 100 млн долларов. Это огромные деньги».

Морской сайт Россия нет 12 ноября 2016 Создано: 12 ноября 2016 Обновлено: 12 ноября 2016 Просмотров: 5631

Профессия краболова - одна из самых опасных в мире: ни один сезон, каким бы коротким он ни был, не обходится без травм. Discovery Channel вот уже пятый сезон подряд пристально следит за этим титаническим трудом, а операторы канала освоились на краболовных судах как заправские моряки.

Быть краболовом - непростое дело. То, что делают эти парни, - самый настоящий героизм и в то же время - самая обычная работа, которую краболовы не считают чем-то выдающимся.

Парадокс? Парадокс. Чтобы его разрешить, мы взяли интервью у капитана Сига Хансена и выяснили, сколько времени может провести краболов без сна, как за четверо суток заработать полмиллиона и почему на краболовецком судне нет чемоданов. Глядя на Сига, легко поверить, что он - настоящий морской волк, хотя вместо фуражки Сиг обычно носит бейсболку, а с трубкой в зубах мы его ни разу не заметили.

Между тем это один из самых удачливых капитанов, который каждый год включается в гонку за королевского краба. Ровно две недели в Беринговом море идет настоящая охота - при штормовом ветре, пробиваясь сквозь льды, краболовные суда стремятся за добычей. Увидеть своими глазами самую опасную и самую захватывающую работу, по накалу страстей превосходящую голливудский триллер, можно в программе “Смертельный улов” из цикла “Обыкновенные герои” на Discovery Channel. Ну а пока - слово Сигу Хансену.

Сиг, расскажите, как вы докатились до такой жизни и стали капитаном “Северо-Запада”? У вас не возникает желания бросить все к чертям,осесть на берегу, не рисковать больше своей жизнью?

-”Северо-Запад” - это семейное судно, мой отец построил его в 1977 году, и я работал на нем с 14 лет каждое лето, а в 22 стал капитаном. Я был самым молодым капитаном на Аляске - и как раз потому, что прежнему капитану осточертела его работа. Команда просто отправила меня в капитанскую рубку, особо и не спрашивая. А на берег сходить пока вроде бы не собираюсь. Программа “Смертельный улов” пользуется невероятной популярностью, хотя на первый взгляд он показывает самые что ни на есть обычные трудовые будни - только очень опасные.

Как вы думаете, в чем секрет такой популярности?

Обычные-то они обычные, но большинство людей слабо представляет себе, как выглядят будни краболова. Для большинства обычная работа - это пребывание в теплом и уютном офисе с 9 до 5, где они чувствуют себя в безопасности. В море чувства безопасности нет и в помине. Вот представьте - мы вышли в море на два месяца, нам надо заплатить за судно три тысячи долларов, но мы не заработали денег, потому что сожгли все наше топливо и истратили наживу, но так и не смогли поймать ни одного краба…
Но может случиться, что мы будем ловить крабов четверо суток без передыху и заработаем полмиллиона долларов. Такой вот риск для многих непонятен, все же обычно люди предпочитают более надежный заработок. Но зато так работать очень интересно - это риск, азарт, адреналин, и люди, когда смотрят программу, живут нашей жизнью. Моряки, как известно, народ к непогоде привычный.

А как приходилось на борту съемочной группе, ведь операторы все же, как правило, не такие морские волки, как вы?

Программа “Смертельный улов” выходит в эфир уже пятый сезон подряд, и многие операторы не новички на краболовных судах. Сейчас у них получается гораздо лучше, чем в самом начале - а те времена, да, страшно вспомнить. Бедолаги мучились от морской болезни, не знали, где можно стоять на палубе, а где слишком рискованно - команда не раз спасала им жизнь. Но те, кто вернулся, испытав все это, получили настоящую закалку.

Скажите, а вас еще не тошнит от крабов? После такой-то работы?

Что вы, конечно, нет! Я просто обожаю крабов. Мы ведь ловим их всего один раз в год, да и на судне не до деликатесов. А вот когда я возвращаюсь домой, то не прочь угоститься крабовым мясом.

Считается, что женщина на борту приносит несчастье. Есть ли женщины среди ловцов на крабов?

Знаете, у моряков вообще много суеверий. Да, есть такая старая примета насчет женщин, но лично я в нее не верю. Я знаю команды, в которых нет ни одного мужчины, и вы бы посмотрели, как они работают! Позавидовать можно! Так что мне кажется, что это чепуха.

Какие еще суеверия бытуют у вас в море?

Ну, всех не перечесть. Например, когда операторы впервые пришли на судно, они принесли чемоданы и огромные коробки с оборудованием, и я сразу сказал им, чтобы они убрали все с судна, потому что я не хочу, чтобы на судне были чемоданы. Считается, что это очень плохая примета.
Знаете, моряки берут с собой специальный мешок, а не чемодан. Поэтому операторы спустили свое оборудование на причал, распаковали камеры и все остальное оборудование и оставили чемоданы на причале. Только потом мы отправились в путь.

Скажите, а сколько времени требуется, чтобы зеленый новичок, только пришедший на судно, стал настоящим морским волком? И вообще, каково приходится новеньким в море?

Ну, все люди разные, но порой бывает очень смешно. Иногда новички так и не могут привыкнуть к жизни на судне. В моем родном городе, в Сиэтле, жил бармен, который два года упрашивал меня взять его ловить крабов вместе с нами. И я сказал - о’кей, хорошо. Два года спустя у нас появилось место, и мы взяли его. Я сказал - лети на Аляску, ты можешь ловить крабов с нами. Бармен был на борту всего два дня, а потом попросился сойти.
Он ничего не понимал. Он постоянно спрашивал: “Когда мы будем есть? Когда мы будем спать? Когда у нас будет перерыв?” А мы не ели, не спали и не делали перерывов. Он не смог так работать, хотя физически был очень развит, работа была ему по силам. В любом случае, чтобы быть рыбаком, нужно иметь особую искру в душе. Не обязательно быть крутым, надо просто любить это дело.

А вы сами-то не боитесь в море выходить?

Да, иногда бывает страшно. И чем старше я становлюсь, тем чаще это случается. Это даже не страх - кажется, будто удача ускользает из рук, неприятное чувство. Или вот однажды наше судно завалилось на 90 градусов. На стене остались следы моих ног, это было страшно. Еще у нас было обледенение, когда судно покрылось льдом, так что оно почти перевернулось, а я был настолько глуп и жаден, что не хотел остановиться и разбить лед и это тоже было страшно.

А что самое сложное в вашей работе? Лично для вас?

Для меня как для капитана самое сложное - это организовать действия команды. В нашей команде пять парней, которые работают 24 часа в сутки, и очень сложно завоевать их доверие и найти крабов, хотя даже если дела идут не очень хорошо, нужно, чтобы моряки верили тебе. Когда кажется, что все плохо, что краба нет, и ты просишь их подождать еще один день, говоришь, что завтра непременно будет улов, нужно, чтобы они тебе верили,а не вздернули на рее. Вот завоевать это доверие сложнее всего.

Какой улов был самым удачным? И как проходит ваш обычный день?

Однажды за 80 часов мы сумели поймать почти 50 тысяч кг королевского краба, тогда это стоило 500 тысяч долларов. Каждый член команды заработал около 40 тысяч долларов - это было круто. А самый обычный день - это ветер более 130 узлов, волны случаются по три метра - тут еще учтите, что длина судна около 40 метров всего-навсего.

Если это - самый обычный день, то что же тогда опасность в море? Когда вы рискуете больше всего?

Капитан Сиг Хансен: Самое опасное время - зима. Обычно, когда выходишь в море, на поверхность вытаскиваешь все контейнеры, около 200 контейнеров. Каждый - 300 килограммов веса. А потом все это покрывается льдом, и груз становится еще тяжелее, и судно в любой момент может перевернуться.
Думаю, россияне прекрасно себе представляют, что такое зима. Однажды мы шли вместе с судном “Северный фьорд”, оно отправилось буквально на несколько часов раньше нас, и они просто исчезли - мы больше ничего о них не слышали. Я сожалею, что не вышел раньше, возможно, мы могли бы им помочь, но, с другой стороны, на их месте могло быть и наше судно - никто не застрахован.
А вообще понятия “обычный день” у нас не существует. Например, все могут лечь поспать часа 3-4, а потом проснуться и увидеть, что судно обледенело. Тогда все просто берут кувалды и идут разбивать лед - и это обычный день. Когда мы не спим сутками и день превращается в два - это тоже обычный день. И вместе с тем такие дни при всем желании обычными не назовешь.

И вам нравится такая работа? Или у вас просто нет выбора? Почему вы этим занимаетесь?

Мы просто слишком глупы, чтобы заниматься чем-нибудь другим.

Честное слово. Либо в море, либо жарить бургеры в закусочной. Да нет, шучу, конечно. На самом деле это вроде зависимости. На это подсаживаешься и действительно получаешь от этого удовольствие. Когда идешь в порт с трюмами, полными крабов, чувствуешь, что это огромное достижение, понимаете, о чем я? Ты осознаешь, что сделал что-то важное, когда у тебя все получается.

А жены вас не гонят из дома с такой-то работой?

Ну, моя жена из Норвегии, из рыбацкой семьи, и для нее ждать мужа - вполне нормально. Насчет других не знаю, может быть, мне просто повезло.

И как же вам с такой зависимостью живется от путины до путины? Не скучно ли на берегу-то?

Интересный вопрос. Сложно ответить. Когда я долго дома, то да, понимаю, что хочу вернуться, но моя жена и дети это видят и, в общем, меня отпускают. Они понимают, что в мыслях я уже не дома, и тогда я начинаю готовиться к следующему сезону, латать судно и так далее. Все-таки это занятие затягивает, как ни крути.

Домой не тянет?

Это обратная сторона, понимаете, когда ты в море - ты хочешь оказаться дома, но в то же время очень скучаешь по морю, когда ты дома - ты живешь двумя разными жизнями. Как будто в тебе живет два человека, понимаете, и когда ты на судне, ты хочешь вернуться домой, но ты должен выполнять свою работу. А когда дела идут хорошо, ты забываешь о доме. Когда дела идут плохо, ты начинаешь скучать о доме. Такие вот дела.

Головное краболовное судно-процессор проекта ST184 строится по заказу ЗАО «Арктиксервиса» (город Мурманск) на судостроительном заводе Tersan Shipyard Inc. (Ялова, Турция).

Проектная документация судна в постройке разработана компанией Skipsteknisk и Морским Инженерным Бюро.

Основное назначение судна: установки клеток-ловушек для ловли крабов различных размеров и производство замороженной в море продукции, с обработкой улова непосредственно на борту судна. Обеспечивается возможность ловли крабов на глубинах от 20 до 400 метров.

Основные виды добываемого краба - камчатский краб и краб опилио (снежный краб), а также другие разновидности краба.

После обработки и заморозки хранение улова обеспечивается в морозильном трюме вместимостью около 1150 кубометров.

Судно имеет следующие характеристики: Длина габаритная около 61,9 метра, ширина 15,0 метров, высота борта до главной палубы 9,25 метра. Проектная скорость судна 11 узлов обеспечивается одним главным двигателем мощностью 2555 кВт, работающим на ВРШ.

Класс Российского Морского Регистра Судоходства - KM Ice3 AUT1 (REF) Fishing Vessel.

Предполагаемые районы эксплуатации судна - Северная Атлантика, Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море.

Управляемость обеспечивается одним рулем с закрылком.

Для улучшения управляемости на малых ходах предусмотрено носовое подруливающее устройство мощностью 600 кВт и кормовое подруливающее устройство мощностью 465 кВт.

Работа судовой электростанции обеспечивается двумя дизель-генераторами мощностью 940 кВт и 360 кВт, а также валогенератором мощностью 1700 кВт. Кроме того, предусмотрен АДГ мощностью 122 кВт.

Корпус и надстройка судна стальные, рулевая рубка - из алюминиевого сплава. Для обеспечения коррозионной защиты, помимо лакокрасочных материалов, предусматривается катодная защита подводной части корпуса, а также напыление цинком наружных поверхностей конструкций, подверженных воздействию агрессивной среды.

Для работы с крабовыми ловушками предусмотрен специальный кран в кормовой части судна грузоподъемностью 1,5 тонны при вылете за борт 4,7 метра.

Для погрузочных работ имеются два кормовых крана грузоподъемностью 3 тонны при вылете 10 метров, а также кран в носовой части судна грузоподъемностью 1 тонна при вылете 8 метров.

Крабоперерабатывающий комплекс обеспечивает принятие сырой продукции в рабочую зону, ручную сортировку, приготовление, замораживание и хранение краба. Производительность по переработке сырья составляет 30 т/сутки для снежного краба и 60 т/сутки для камчатского краба. Производительность по готовой замороженной продукции составляет 20 т/сутки для снежного краба и 40 т/сутки для камчатского краба.

Проживание 38-ти членов экипажа обеспечивается в комфортабельных одно- и двухместных каютах, на судне предусмотрена кают-компания с отдельной зоной самообслуживания, а также все необходимые медицинские, санитарно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения, в соответствии требованиями Санитарных правил для судов промыслового флота. Кроме того, на судне предусмотрен спортивный комплекс в составе тренажерного зала и сауны.

Также для обеспечения комфортных условий экипажу при неполной загрузке судна предусмотрен успокоитель качки пассивного типа. В качестве жидкости в системе успокоения качки используется дизельное топливо.

Судно укомплектовано радио и навигационным оборудованием в соответствии с классом судна и предполагаемым районом плавания.

Головное краболовное судно-процессор «Зенит» проекта ST184 (строительный номер 1083): 24 июля 2018 года состоялась церемония резки металла. 25 сентября состоялась церемония киля. 13 марта 2019 года состоялась спуска на воду.

Первый отечественный «краболов» в истории современной России уже через несколько часов будет на воде! Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 26 декабря спускает на воду новенькое краболовное судно проекта 03070 «Русь». В преддверии этого события «Стапель» рассказывает о том, какое основное оборудование стоит на этом судне.

«Русь» можно по праву считать отечественным судном, ведь и техпроект, и весь комплект рабочей и приемо-сдаточной документации готовило отечественное конструкторское бюро ПКБ «Петробалт». То есть, российская не только верфь-строитель, но и сам проект, что для всей рыболовной отрасли знаковый момент.


Фото: Петробалт

Всего завод должен построить два судна этого проекта. Контракт на головной «краболов» «Пелла» и дальневосточная компания «Антей» подписали в июне 2017 года, а на церемонии закладки судна 2 марта 2018 года оба участника решили продлить соглашение еще как минимум на одно судно.

За базу для проектирования краболова «Пелла» взяла ярусолов PL -475. Адаптацию проводило КБ «Восток», а техпроект, РКД и полный комплект приемо-сдаточной документации готовило КБ «Петробалт». Технические характеристики судов обоих проектов схожи.


Ярусолов проекта PL-475. Фото: ЛСЗ «Пелла»

Илья Щербаков : «В первую очередь это проект интересен тем, что это первый проект краболовного судна, который за последние 20 лет реализуется в России, причем начиная от проектирования и заканчивая производством. И «Петробалт» буквально с первых эскизов включился в работу над этим судном. Мы совместно с заказчиком и инженерным отделом «Пеллы» фактически с нуля разрабатывали все планировки, все технические решения, компоновку общего расположения. На наш взгляд, компоновка очень удачная, и мы надеемся, что заказчик будет применять ее на следующих подобных судах, которые будет строить ЛСЗ «Пелла».

Корпус «краболова» стальной, а вот рулевая рубка из алюминиево-магниевого сплава. Изготовлена она одним модулем. Если кто не знал, у «Пеллы» есть отличное алюминиевое производство, с «топовым» сварочным оборудованием и квалифицированными специалистами.

В носовой части судна расположены цистерны для транспортировки живого краба (RSW-танки). Суммарный объем всех цистерн 461 кубометр, чистая вместимость около 90 тонн.


Фото: ПКБ «Петробалт»

Для загрузки и выгрузки отсортированного живого краба в RSW -танки в носовой части судна установлен электрогидравлический грузовой кран со складной стрелой Palfinger PKM 350 (г/п 3600 кг при вылете стрелы 12 м).


На краболове установлены две мачты. Носовая изготовлена из стали, тогда как кормовая — из алюминиевого сплава. Фото: Петробалт

Поддержание необходимой температуры забортной воды в цистернах хранения краба обеспечивает отдельная холодильная установка. Кроме того, в RSW -танки подается охлажденный воздух. В состав этой системы входят две компрессорных установки воздуха PG -30 «PEDRO OIL » по 350 м3/ч каждая, охладители, насосы.

Обработка, сортировка, взвешивание и учет выловленного краба проводится в специальном помещении. Там же установлен специальный складной транспортер для передачи живого краба в RWS-цистерны.


Фото: ПКБ «Петробалт»

В кормовой части судна складируются ловушки, якоря, проводятся все операции с наживкой. Для погрузо-разгрузочных работ на корме используется электрогидравлический телескопический кран Palfinger PKM 150 (г/п 2100 кг при вылете стрелы 6 м).


Фото: Дмитрий Курников (@dimkakurnikov)

Роль главной энергетической установки выполняет один главный двигатель фирмы Wartsila 6L20, мощностью около 1200 кВт при 1000 об/мин.

Пропульсия на краболове классической схемы через упорную муфту, редуктор и валопровод на винт регулируемого шага.

Вспомогательный дизель-генератор на судне от компании Caterpillar марки С18 мощностью 565 экВт при 1800 об/мин. Аварийный ДГ также производства Caterpillar , марки C 7 электрической мощностью около 120 экВт при 1800 об/мин.


На фото виден кормовой кран и дежурная шлюпка типа RSB-0417, вместимостью 6 человек, с отдельным спуско-подъемным устройством. Фото: Петробалт

В состав вспомогательной энергетической установки также входит водогрейный отопительный котел фирмы ACV тип СА200 тепловой мощностью около 200 кВт и инсинератор фирмы Detegasa типа IRA -10 мощностью 110 кВт.


Фото: ПКБ «Петробалт»

Для обеспечения необходимых мореходных качеств при швартовке и при операциях с ловушками на судне предусмотрено носовое подруливающее устройство типа Shottel «PumpJet» выдвижного типа мощностью около 200 кВт. Конструкция подруливающего устройства позволяет кратковременно использовать его как движитель малого хода без использования основной пропульсии.

Якорно-швартовные операции с выборкой становых якорей обеспечивает носовой якорно-швартовный брашпиль DMT 202 –E 34K 2 с электрическим приводом тяговым усилием 97 кН.

Сами якоря и якорные цепи на судне пока не установлены, но по документам судно будет оснащено якорями повышенной держащей силы типа HHP-POOLTW FULLY BALANCED весом 1080 кг каждый. По-походному якоря располагаются в бортовых наделках.

Поставками дельных вещей, в том числе дверей, иллюминаторов занималась компания «Арис». Она же будет поставлять и судовую мебель. Ориентировочные планировки кают можно оценить по 3D-модели ПКБ «Петробалт».


Каюта капитана. Фото: ПКБ «Петробалт»
Каюта рядового состава. Фото: ПКБ «Петробалт»

И вид на ходовой мостик.

Рассказывает генеральный директор ПКБ «Петробалт» Илья Щербаков : «Проект интересен еще тем, что абсолютно вся проектная документация здесь разрабатывается в единой САПР-системе, начиная с экскизного проектирования и заканчивая выпуском РКД. В том числе, здесь же идет передача информации от проектанта к заводу или от проектанта к проектанту. На наш взгляд это очень верный шаг, потому как таким образом мы полностью исключаем ошибки, которые могут возникать при работе над проектом в разных САПР-системах».

Самое главное и интересное мы припасли для нашего видеорепортажа. Так что следите за обновлениями! Продолжение следует…

Похожие публикации