Презентация "Педагогические идеи А.С.Макаренко". Презентация "коллективное воспитание или воспитание коллектива" презентация на тему Особенности групповых настроений

Cлайд 1

Тема: Воспитание личности в коллективе Бесплатные презентации http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

План: Сущность понятия коллектива Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности Типы и структура детских коллективов Функции коллектива

Cлайд 3

Cлайд 4

Каптерев П.Ф. Пирогов Н.И. Ушинский К.Д. Лазурский А.Ф. «Детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

Cлайд 5

Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) Первая опытная станция по народному образованию 1919-1932

Cлайд 6

Cлайд 7

Что дает коллектив личности? Удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении; является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми); богатый эмоциональный опыт; поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека; через общение и взаимодействие создает условия для познания себя, своих достоинств и проблем; дает возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.

Cлайд 8

«Коллектив» (от лат. соllective - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Cлайд 9

Детский коллектив - детская группа, в которой создается система высоконравственных эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Cлайд 10

Признаки коллектива: 1) сознательный характер объединения людей; 2) единство общих и личных целей членов коллектива; З) относительная устойчивость и длительность функционирования; 4) четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений; 5) наличие органов самоуправления; б) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации; 7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат; 8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта; 9) сплоченность; 10) коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы; 11) межличностные отношения, которые определяются через отношение к общему делу.

Cлайд 11

2. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности «Индивидуальность необходимо по возможности сохранять нетронутой». И Ф. Гербарт

Cлайд 12

Факторы, влияющие на положение ученика в коллективе Индивидуальный социальный опыт Личностные качества члена коллектива, психологические особенности Внешние характеристики (физическая сила, ловкость, красота, «престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами).

Cлайд 13

Модели взаимодействия личности и коллектива Личность подчиняется коллективу Гармонизация отношений (единство общественных и личностных стремлений и ценностей, добровольный конформизм) Личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм, неформальное лидерство) Принимает ценности, следует им Принимает на словах, под давлением Бунтует

Cлайд 14

Отношение личности к коллективу активно-положительное пассивно-положительное активно-отрицательное пассивно-отрицательное

Cлайд 15

Отношение взрослых к личности воспитанника адекватное с завышенной оценкой с заниженной оценкой негативное безразличное

Cлайд 16

Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность коллектив - субъект воспитания; регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие; широкий диапазон социальных ролей; создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива туда, где они могут получить более высокий статус

Cлайд 17

3. Типы и структура детских коллективов По структуре Вторичный (состоит из первичных) Первичный (непосредственный межличностный контакт его членов)(класс)

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику. А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. "Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики" - говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Слайд 4

Описание слайда:

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ". Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему ".

Слайд 5

Описание слайда:

К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился "проектировать" в человеке лучшее

Слайд 6

Описание слайда:

Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Сторонники "свободного воспитания" возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Слайд 7

Описание слайда:

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой". Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания

Слайд 8

Описание слайда:

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. "Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А.С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

  • Семья – это первый коллектив, с которым встречается в жизни маленький ребенок.
  • Каким он вырастет,
  • во многом определяется
  • его положением в системе
  • семейных отношений.
  • Проблема №1
  • Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении с детьми, но не знают, как ему помочь.
  • Причина:
  • Возможно, родители этого ребенка сами испытывали трудности в общении со сверстниками и поэтому они не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
  • Совет:
  • Необходимо всячески способствовать участию ребенка в походах, поездках. Не стоит запрещать ребенку оставаться после уроков, если намечается какое-нибудь классное мероприятие. Иначе все ребята сдружаться между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Запишите ребенка в какой-нибудь клуб, кружок, секцию, где есть друзья и одноклассники со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.
  • Проблема №2
  • Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
  • Причина:
  • Иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
  • Совет:
  • Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им.
  • Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
  • Проблема №3
  • Проблема отвергаемых детей. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
  • Причина:
  • Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки.
  • Совет:
  • В таком случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах, которые испытывает жертва. Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
  • Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться толерантности.
  • В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим детям, родителям, учителям.
  • воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • Цели, направленные на формирование классного коллектива:
  • формирование традиций классного коллектива.
  • Сунцова Татьяна Викторовна
  • Место работы: МБОУ Тогучинского района Горновская начальная школа
  • Должность: учитель начальных классов
  • Дополнительные сведения: мой педагогический стаж работы 19 лет, имею публикации на сайтах: «К уроку», «На урок», « Педсовет».
  • Использованная литература
  • Дик Н.Ф. «Веселые классные часы и родительские собрания».
  • Урбанская О.Н. « Работа с родителями младших школьников».

ЛитератураИванов И.П.Воспитывать
коллективистов. М., 1982.
Караковский В.А.
Воспитание?
Воспитание…воспитание!
М., 1986.
Кашлев С.С. Словременные
технологии
педагогического процесса.
Минск 2007.
Макаренко А.С. Коллектив
и воспитание личности.
Сост. Кумарин. М., 1972.
Подласый И.П. Педагогика:
новый курс. Кн.2 с. 60-91.
Сластенин В.А. Педагогика.
2002., с. 348-365.

Теория воспитания коллектива

Песталоцци И.
Корчак Я.
Крупская Н.
Шацкий С.
Макаренко А.
Сухомлинский В.
Брюховецкий Ф.
Калабанин С.
Иванов И.

Подходы к развитию коллектива

Группы

Группа – ограниченная в размерах
общность людей, выделяемых из
социального целого на основе
определенных признаков:
По размеру – малая, большая
По общественному статусуформальная, неформальная
По содержанию деятельности –
учебные, трудовые, спортивные,
общественно-политические,
художественно-творческие

Характеристики групп

Большая группа – нации, народы,
государства, представленные
политическими, экономическими,
профессиональными общностями
Малая группа –немногочисленна по
составу, имеет общие цели, контакты,
психологическую общность,
сплоченность.

Классификация малых групп

Условные
Реальные
Возрастные, половые
Формальные
Естественные,
лабораторные
Неформальные
Слаборазвитые
Высокоразвитые
Диффузные
Коллективные
Референтные
Нереферентные

Взаимоотношения в малой группе

Виды: общественно-политические
Служебные
Внеслужебные
Принципы: уважения и
субординации
Сплоченности
гуманизма

Уровни развития

Подразделяются на уровни развития
низкий- отсутствия сплоченности,
налаженных связей, взаимодействия,
отношений, признанных лидеров,
эффективной совместной
деятельности

Высокий уровень

Чтобы группа стала коллективом – д.б.на
высоком уровне:
Сплоченность
Налаженные деловые и личные связи,
контакты
Присутствие лидеров и органов
самоуправления
Общественно полезный характер групповой
деятельности, которая является успешной
Способность группы к творчеству в разных
видах деятельности
Гуманные личные и деловые
взаимоотношения
Состояние комфортности и защищенности

Пути формирования коллектива

Коллектив

Collektivyes- лат. – собирательный
Коллектив - социальная общность
людей, объединенных на основе
общественно значимых целей, общих
ценностных ориентаций, совместной
деятельности и общения

Признаки воспитательного коллектива

Совместная деятельность, которая составляет
основное содержание жизни детей
Четко выраженная структура – коллектив
педагогов и коллектив детей
Наличие органов управления – советы,
комитеты, комиссии и т.д.
Жизнь и деятельность отличает сознательная
дисциплина, которая закреплена в традициях,
привычках,
Мажорный стиль и тон жизни коллектива.
Тесные связи в окружающем социуме
Постоянное обогащение и усложнение жизни
коллектива, совершенствование его
структуры, системы органов самоуправления,
активности, наращивания новых традиций,

Виды коллективов

Этапы развития коллектива

Этапы развития коллектива по Лукошину

«Песчаная россыпь» - преобладают развивающиеся
личностные отношения, часто конфликтны, обособленность,
отсутствие общих интересов.
«Мягкая глина» - выделяется активная группа,
появляется общий интерес в проведении досуга,
зарождаются гуманные отношения, традиции
«Алый парус» - общее коллективное мнение,
активность в общественно-полезной деятельности,
меняются отношения друг к другу, сформированы и
действуют органы самоуправления, мажорное настроение
«Горящий факел» - активны, дружны, тяга к
творческой деятельности, развиты межколлективные связи,
чувство защищенности, готовность к самостоятельной
ценностно-ориентировочной деятельности, высокая
требовательность и ответственность к себе и другим

Развитие ученического коллектива

«Не только личности необходимо
сообщество, ибо лишь в нем ее
существование обретает смысл, но и
наоборот, сообщество, чтобы иметь
смысл, не может обойтись без
отдельных личностей»
Франкл В.

Коллектив – воспитатель личности

Влияние коллектива на личность

Положительное,
если
Коллектив достиг
высокой стадии
развития, личность
искренне
принимает его
законы, готова к
взаимодействию
Коллектив
опережает личность

Особенности групповых настроений

Характеризуются:
Большой силой
воздействия
Динамичностью
и изменчивостью
Определенной
направленность
ю

Групповые настроения

Делятся на:
Способствующие
усилиям людей в
группе энтузиазм,
общий подъем
вера в общий
успех,
увлеченность.

Препятствующие совместным усилиям

состояние
упадка, неверие
в свои силы,
уныние, скука

Педагогическое руководство коллективом

На первом этапе – организует
жизнедеятельность группы, объясняя
цели и смысл деятельности, работает
над созданием и воспитанием актива,
предъявляет требования. Субъектом
воспитания – воспитатель.
На втором –совместно с активом
организует деятельность коллектива
класса. Субъект воспитания - актив

На третьем – общественное
коллективное мнение ведущее,
готовность к общественно-полезной
деятельности, вырабатывает общие
традиции, ценности. – Субъект
воспитания – коллектив.
На четвертом – стремление к
самовоспитанию, самостоятельной
активной деятельности, оказывает
помощь в самовоспитании личности

Деятельность классного руководителя

Изучает коллектив и личность
Учит определять цели и задачи, мотивировать
деятельность
Организовывает воспитательную деятельность,
наполнив ее ценностным содержанием,
Работает над воспитанием актива и организацией
самоуправления
Управляет межличностными отношениями в
коллективе
Способствует созданию перспективы развития
коллектива
Формирует традиции в классе
Организовывает взаимодействие с
педагогическим коллективом школы, родителями
учеников

Неформальные объединения детей и молодежи

Неформальная группа –
добровольно объединяющаяся на
основе общих интересов, личных
симпатий, взаимной пользы, не имеет
юридически фиксированного статуса.
Способствует к объединению –
тяга к информации, общении,
эмоциональных контактах,
самовыражении, иногда проблемы в
семье и школе.

Классификация неформальных объединений

По видам деятельности:
Группы культурно-досуговой
ориентации: современной
молодежной музыки (фанклубы,
поклонники муз предпочтений«металисты», «диско», «брейкеры» и
др)
Спортивной ориентации («качки»,
«атлеты», болельщики-фанаты)

Группы
социальной
инициативы:
экологисты(«зелен
ые») глобалисты,
охраны защиты
памятников, фонды основе этого строить свои отношения:
Принимать ученика таким каков он есть
Использовать умения и навыки, полученные
учеником в неформальной группе, включив его в
разнообразную деятельность класса
В зависимости от социальной направленности н.г.
формировать негативные или позитивные
отношения к ценностям, которые приняты в этой
группе
Активно поддерживать социально ценные
инициативы неформальной группы
Похожие публикации